Рабочая программа по бисероплетению

Обновлено: 07.05.2024

На современном этапе развития образования и воспитания очень важно, чтобы в стремительном потоке изменения нашего общества не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего человечества, т.е. актуальными и значимыми в процессе воспитания и образования остаются предметы художественно-эстетического цикла. К этому циклу относится бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время востребованным и непрерывно развивающимся видом художественного творчества. Устойчивой популярностью у детей пользуются игрушки и украшения, т . к. через них они познают окружающий мир.

Забавные герои сказок. Рыбки, животные, птицы, машины, яркие украшения - всё это можно сделать из бисера. Создание игрушки - это очень действенный мотив для ребенка младшего школьного возраста. Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в тоже время захватывающий процесс, который нравится детям. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что, изготавливая игрушки, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность Очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущим видом деятельности, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка

Они становятся участниками увлекательного трудового обучения, по созданию полезных и красивых изделий. В активном творческом труде дети учатся создавать красоту своими руками. Для этого и существует кружок «Кладовая радости» бисероплетения.

Знание основ бисероплетения осознаётся обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре. Играет большую роль в решении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей детей. Также можно рассматривать занятия бисероплетением по данной программе как путь преодоления стресса. На условиях строго регламентированного обучения при переходе с дошкольного воспитания на школьную ступень. Это подтверждает особо большой интерес к занятиям по данной программе детей именно 1 класса. Обучение бисероплетению развивает эстетическое восприятие, т.к. неразрывно связано с вопросами цветовосприятия, композиции и гармонии. Прикосновение к миру красоты создает у детей положительные эмоции, ощущение радости. Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики, которое тесно связано с развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счет бисеринок, что, несомненно, развивает мышление. Бисероплетение способствует формированию нравственных качеств – трудолюбия, заботливого отношения к старшим и др. Бисероплетение учит ребенка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, дает первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей. Поэтому и воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни. Данная программа адекватна возрастным возможностям, она направлена на воспитание творческой личности, на её самоопределение, на формирование системы ценностей.

Приобщает к старинному народному рукоделию, а так же обладает возможностями развивающего воздействия на нравственную сферу личности (воспитывает усидчивость, терпение, аккуратность, упорство, художественный вкус).

На занятиях кружка дети приобретают необходимые трудовые умения и навыки, которые затем используются в жизни.

Цель программы:

Развитие творческой личности через приобщение к древнему народному ремеслу - низанию бисера. Формирование художественно-ценностных ориентиров ребёнка в процессе развития его самоопределения.

Задачи программы:

обучающие : формирование у детей умений и навыков практической работы с бисером на основе теории цветоведения и композиции; обучение технологии изготовления различных изделий из бисера с применением разнообразных материалов и инструментов; ознакомление с историей и развитием искусства бисероплетения; с миром труда взрослых.

развивающие : развитие творческих и интеллектуальных способностей. формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие художественного вкуса; развитие произвольных движений.

воспитывающие : воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности; воспитание уважения к наследию предков; воспитание заботливого отношения к близким; воспитание культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми; воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

В данной программе, которая расчитана на 2 года обучения (144 уч.ч.), 144уч.ч . отводится обучению детей изготовлению поделок из бисера на проволоке; ведущая тема поделок - игрушка. Выбор проволоки, как основного материала (для низания бисера), обусловлен психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, а именно их мотивацией на результат, причём быстрый, а не на процесс. Работа с проволокой, в отличие от иголки с ниткой, позволяет за одно занятие выполнить работу от начала до конца. Интерес к данному виду творчества у детей не иссякает, т.к. по тематике, технике выполнения, назначению поделок проволока очень разнообразна.

Механизм реализации программы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 7-10 лет. Программа предусматривает обучение, как девочек, так и мальчиков. Курс обучения 2-х годичный. Данная программа рассчитана на два этапа обучения: I этап – 1-й год обучения, II этап – 2-й год обучения.

Режим работы :

1-й год обучения – два раз в неделю 2 часа с десятиминутным перерывом на динамическую паузу , за год – 144ч. 2-й год обучения-два раза в неделю -2ч,за год-144ч.

Особенности программы.

В начале и середине учебного года детей необходимо познакомить с правилами техники безопасности на занятиях, правилам обращения с инструментами. В виду большой сосредоточенности глаз при работе с бисером необходимы перерывы, во время которых рекомендуется выполнение комплекса упражнений для глаз. Обучение в основном проходит в групповой форме, которая используется при объяснении нового материала. В рамках одного учебного занятия также применяется организация работы по подгруппам и индивидуально. Это позволяет обучать детей более сложной технике и помогать в изготовлении творческих работ. В процессе обучения происходит выработка жизненно важных качеств: трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, художественного вкуса. Отработка навыков бисероплетения производится на небольших плоских однослойных изделиях. Затем дети выполняют объемные фигурки. Основное внимание на занятиях обращается на совершенствование навыков техники бисероплетения и качество выполнения изделий. Также большое внимание уделяется вопросам цветоведения. Цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия, поэтому учащимся необходимо показать многообразные варианты сочетаний цветов и оттенков, научить подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия.

Практическая работа на занятиях не является жестко регламентированной, дети имеют возможность выбора и реализации своих творческих замыслов, что позволяет удержать интерес к бисероплетению. Практические результаты и темп освоения программы являются индивидуальными показателями.

Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера. Методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

Промежуточный контроль.
  • Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
  • Фронтальная и индивидуальная беседа.
  • Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
  • Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
  • Игровые формы контроля.
  • Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

Прогнозируемые результаты
К концу I этапа обучения:

учащиеся должны знать:

  • Различные виды материалов, инструментов.
  • Специальную терминологию, обозначающую материалы, инструменты,
  • Основные приемы низания ( “бисер”, “бусина”, “рубка”, “стеклярус”, “проволока”, “иголка”, “нитки”, “фиксирование” и др.).
  • Основные приемы низания: “параллельное плетение”, “бугорки”, “крестик”, “зигзаг”.
  • Основы цветоведения (цвета, удачно сочетаемые в изделиях из бисера);основы композиции (“ритм”, “симметрия”);
  • Некоторые сведения из истории развития бисероплетения;
  • Правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях;

учащиеся должны уметь:

  • Подбирать цвет материалов с учетом законов цветоведения;
  • Самостоятельно изготавливать простые изделия: браслет, ожерелье, игрушку (по образцу или рисунку);
  • Применять технику низания на проволоку: “параллельное плетение”, “объёмное плетение” и др.;
  • Применять технику низания на иглу с ниткой: “бугорки”, “зигзаг”, “крестик” и др.;
  • подготовить рабочее место.

у детей должно быть воспитано:

  • Аккуратность, терпение; умение вести себя на занятии спокойно, выдержанно;
  • Желание делать подарки близким людям;
  • эмоциональную отзывчивость при восприятии красивых вещей;
  • Желание понимать правила и технику плетения.
К концу II этапа обучения учащиеся:
  • Основные положения теории цветоведения и композиции;
  • Основные материалы и инструменты, применяемые в искусстве бисероплетения (те, с которыми познакомились в течении первого года обучения, и новые – “станок”, “пяльца”);
  • Технологические этапы изготовления изделий из бисера.
  • Изготавливать украшения, композиции цветов из бисера, проявляя свой художественный вкус;
  • Применять более сложные технические приёмы низания: “сеточка ромбом”, “мозаичное”, “кирпичный стежок” , “коралловое” и др;
  • Творчески применять приёмы, изученные ранее; применять приемы:“вышивка”,“ткачество”;
  • Самостоятельно составлять схемы низания изделий по готовому образцу и собственным замыслам;
  • Составить рисунок и продумать композицию изделия.

должно быть воспитано :

  • Ответственное отношение к качественному выполнению изделий, доведению работы до конца;
  • Культура взаимоотношений с детьми и взрослыми;
  • Желание выполнять творческие задания;
  • Оказывать уважение к труду взрослых.
Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения курса учащиеся

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

Бисероплетение – живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шерсть или шёлк, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далёком прошлом.

Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – очень тонкая, кропотливая работа, требующая особого терпения, любви к этому делу. Осваивая технику низания бисером, дети познают ещё одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира.

Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь школьника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приёмами позволит постигнуть тайну художественного мастерства бисероплетения.

Мода на украшения, игрушки, сувениры из бисера стремительно растёт. В связи с этим актуальным становится организация занятий по бисероплетению в рамках внеурочной деятельности.

Программа «Бисероплетение», являясь прикладной, носит практико – ориентировочный характер и направлена на овладение школьниками основных приёмов бисероплетения, даёт возможность проявить себя как личность и раскрыть свой внутренний мир.

Актуальность программы по бисероплетению - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, в приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога с семьей.

Программа способствует развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей школьного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Рабочая программа построена так, чтобы дать школьнику представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. У детей развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно – прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют культуру творческой личности (развитие природных задатков, творческого потенциала). У младших школьников ещё недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога индивидуального подхода к ребёнку. Программа построена таким образом, чтобы ребенок занял позицию « я хочу это сделать сам». Для заинтересованности младших школьников в работе используют разработку эскиза и схемы изделия самим ребенком.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, презентации фотовыставок этапов изготовления поделок.

Цели и задачи обучения.

В последнее время бисероплетение стало популярным видом рукоделия. Многообразие форм, расцветок и материалов, из которых изготовлен бисер, представляет массу идей для творчества. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

Основная задача занятий заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.

1. Углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения;

2. Формирование знаний по основам композиции, цветоведения и освоения техники бисероплетения.

3. Обучение всем видам и техникам плетения бисером.

1. Привитие интереса к работе с бисером и желание совершенствоваться в данном направлении декоративно – прикладного творчества;

2. Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

3. Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной;

4. Приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого

5. Воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости и терпения при работе с мелкими деталями, самостоятельности, умения довести начатое дело до конца, гордости за свой выполненный труд, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

1. Раскрытие творческих способностей детей;

2. Развитие образного мышления, моторных навыков, внимания, фантазии;

3. Формирование эстетического художественного вкуса;

4. Обучение детей работать самостоятельно и в коллективе.

- повышению внутренней мотивации ребенка;

- появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бус, бисера, стекляруса;

- возникновению желания образовательных областей;

- развитию мелкой моторики, развитию точных движений пальцев рук;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей;

- предполагает построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми.

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей младшего школьного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей этого возраста;

- строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями;

- принципа творчества (развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах);

- принципа индивидуально-личностного подхода (учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка);

- принципа культуросообразности (знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов);

- принципа разноуровневости (выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей).

Развитие творческих способностей детей на занятиях по курсу «Бисе-роплетение» невозможно представить без интеграции различных школьных предметов в обучении плетению из бисера. Причём, учитель не только опирается на имеющиеся у учащихся знания, полученные в школе, но и сам сообщает информацию по различным школьным предметам при изучении с детьми нового материала по бисерному рукоделию. Что, конечно же, требует от преподавателя постоянного совершенствования собственных знаний по различным школьным дисциплинам и расширения своего кругозора.

На первом же занятии дети знакомятся с историей бисероплетения, которая неразрывно связана с историей развития человечества: от первобытно-общинного строя до наших дней, что благотворно влияет на формирование целостной картины мира в сознании учащихся. В начальной школе эта связь просмтривается на уроках окружающего мира . Далее воспитанники пополняют свои знания в цветоведении: изучают хроматические и ахроматические цвета, осуществляют подбор цветовых сочетаний бисера в зависимости от фактуры бусин для коллекции. Подобные сведения пригодятся и в школе на уроках изобразительного искусства . А сведения по правилам техники безопасности при работе с проволокой, леской, нитью, инструментами: ножницами, бокорезами (кусачками), круглогубцами напрямую пересекаются с ОБЖ .

На занятиях по бисероплетению детям необходимы элементарные знания чисел и цифр для счёта набранных бусин в изделии и чтения схем. Также, при обучении бисерному рукоделию, необходимы знания различных геометрических фигур и понятий. Например, понятие «параллельные прямые» используется при обучении способу параллельного низания, а умение различать прямую и волнистую линии пригодится при составлении эскизов, т.е. речь идет о межпредметной связи «бисероплетение – математика ».

Бисерное рукоделие неразрывно связано с такими школьными предметами, как биология и география , а в начальной школе это окружающий мир , природоведение . Как правило, из бисера плетутся цветы, деревья и животные (насекомые). При изготовлении деревьев воспитанники изучают составляющие части дерева: корни, ствол, ветви, листья, хвоя, крона. Изучают формы крон и силуэты деревьев различных природных зон. Перед началом плетения даже самого простого цветка из бисера педагог знакомит детей с общим строением цветов: пестик, тычинки, лепестки, чашелистики, листья, стебель. Без знаний о строении животного или насекомого, о количестве конечностей, форме туловища, его расцветке так же невозможно выполнить реалистичную фигурку. Достоверность сведений по биологии очень важна, а ведь даже в литературе по бисероплетению встречаются шестилапые пауки, что искажает восприятие детьми окружающего мира.

Также, при изучении видов украшений и способов плетений, дети знакомятся с различными странами и народностями, населяющими их. Например, способ плетения «ндебеле» пришёл к нам из бисерных изделий африканских племён, а нагрудное украшение «гайтан» («гердан») носили в славянские народности (русские, украинцы, беларусы). Изучают элементы народного костюма своего родного края.

На занятиях по бисероплетению для стабилизации нервно-психологических процессов, для повышения сосредоточенности и внимания, для активизации творческой деятельности, для создания психологического настроя используется музыкальный фон. При этом дети слушают как классическую, так и современную музыку. Для расширения кругозора воспитанников педагог сообщает автора звучащего произведения или опирается на знания детей, полученные на уроках музыки в школе.

В программе «Бисероплетение» большое внимание уде-ляется валеологическому аспекту, что способствует сохранению здоровья воспитанников. Для профилактики утомления применяются физкультминутки и игровые моменты, которые повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают нервно-психическое и мышечное напряжение. Для проведения физкультурных минуток используются упражнения из программы по физической культуре, которые помогают снять усталость у детей, поднять им настроение.

На занятиях по бисероплетению регулярно проводятся упражнения для снятия утомления глаз, что особенно важно для сохранения зрения у детей, так как зрительный анализатор способствует познанию и личностному росту, установлению комфортных отношений с окружающими и с самим собой.

В подготовке презентаций к занятиям педагог использует отрывки литературных произведений, соответствующие теме. Подготавливая аннотацию к своей работе, для участия в выставках и конкурсах воспитанники пишут стихи и мини-сочинения. Т.е. прослеживается связь курса с литературным чтением .

Так повелось, что большинство учащихся не осознают необходимости изучения общеобразовательных дисциплин, а межпредметная связь на занятиях бисероплетением повышает качество знаний учащихся; повышает и развивает интерес учащихся к школьным предметам; расширяет кругозор учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала; приобщает ребят к научно – исследовательской деятельности, способствует развитию творческих возможностей учащихся.

Таким образом, использование межпредметных связей стимулирует научно-поисковую, творческую деятельность, как учащихся, так и преподавателя, а также способствует гармоничному развитию личности учащихся и педагога.

Материально - техническое обеспечение программы

Помещение для проведения занятий должно быть оснащено доской, партами, стульями, иметь достаточное освещение.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Пояснительная записка

Программа «Бисероплетение» - это программа художественной направленности дополнительного образования детей. Программа модифицированная, в ней учтены особенности , возраст и уровень подготовки обучающихся.

Программа соответствует действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам дополнительного образования детей (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки Росиии от 29.11.2013 г №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»).

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы

В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций.

Декоративно прикладное творчество помогает ребенку постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетения. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приемами позволит развить эстетический вкус и художественное восприятие мира ребенка.

Бисер - один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером - работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу. Осваивая технику нанизывания бисера, дети познают еще одну грань красоты мира искусств. Бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом.

Программа «Бисероплетение» носит прикладной практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приемами бисероплетения.

Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, восприятия и поведения детей в условиях социума.

Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Состав группы постоянный. Набор детей свободный. Возраст обучающихся – 7-10 лет. В зависимости от желания и способности ребенка он может быть зачислен в группу независимо от возрастных рамок, но не раньше 6 лет.

При взаимодействии всех параметров программы формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит самообучение, саморазвитие и самореализация, формируется творчески активная личность.

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с бисером и ножницами.

Цель программы: развитие творческой личности через приобщение к древнему народному ремеслу - низанию бисера. Формирование художественно-ценностных ориентиров ребёнка в процессе развития его самоопределения.

Обучающие – формирование у детей умений и навыков практической работы с бисером на основе теории цветоведения и композиции; обучение технологии изготовления различных изделий из бисера с применением разнообразных материалов и инструментов; ознакомление с историей и развитием искусства бисероплетения.

Воспитательные - воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности; воспитание уважения к наследию предков; воспитание заботливого отношения к близким; воспитание культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми; воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Развивающие - развитие творческих и интеллектуальных способностей; формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие художественного вкуса.

Возрастные особенности детей (7-10лет)

В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. Девочки стараются красиво выглядеть, наносят яркий макияж, любят носить украшения. Стремление выглядеть неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных украшений. Это вызывает у подруг чувство восхищения и некоторой зависти, а у самого ребенка чувство гордости и самовыражения. У детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели.

В этом возрасте ребенок все еще склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы.

На занятиях по бисероплетению продуктивно решается проблема дифференцированного подхода к каждому ребенку.

Форма занятий групповая. В группу набирается не менее 8 человек. Программа рассчитана на 1 учебный год. Всего в учебном году 32 занятия (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия не менее 40 мин.

Формы и режим занятий

Овладение искусством бисероплетения начинается с изготовления изделий по образцу путем прямого повторения за педагогом. Схемы обучающиеся зарисовывают себе в тетрадь и вместе с педагогом закрепляют материал, плетением зарисованной темы. Главное - не перегружать обучающихся и создавать условия для самовыражения и развития конструктивной деятельности.

Эффективность обучения повышается при введении элементов проблемности. Постановка и решение проблемных задач развивает творческие способности, делает труд более осмысленным. Очень важно озадачить обучающегося поиском самостоятельного решения, а не сразу давать готовый ответ. Для этого обучающимся предлагаются схемы, с помощью которых они сами создают варианты изделий. Когда навыки будут сформированы, можно предложить обучающимся создавать различные композиции из отдельных элементов.

Таким образом, комплексное использование методов обучения повышает надежность условия информации, делает учебный процесс более эффективным.

В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы бисероплетения, обучающиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения (используются школьные знания для изготовления цветов, листьев, различных растений, животных и др.), ИЗО ( подбор сочетаний различных цветов и красок). При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, применяются знания из областей черчения (умение «читать» и составлять схемы), математики ( подсчет используемого материала).

Примерная структура занятия:

Вступительная часть (с обязательны повторением техники безопасности).

Разминка: короткие логические задания, задачи на развитие внимания, и т.п.

Представление изделия, анализ образца.

Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, индивидуальная работа в тетрадях, работа со схемами, подбор необходимого оборудования.

Образовательная программа «Бисероплетение» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.

Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.

Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоту и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия.

Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие.

Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.

Работа детей в кружке по бисероплетению имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации.

Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области "Технология”, в которой совсем не уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение.

Целью программы является формирование в детях духовно-культурных ценностей через овладение искусством бисероплетения.

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

1. Формирование у обучающихся творческого мышления:

- умение воплощать собственный творческий замысел;

- умение импровизировать в изделии.

2. Коррекция и развитие аналитико – синтетической деятельности мышления на основе работы со схемами.

3. Формирование оперативного образа объекта труда.

Ценность : возможность развития творческого потенциала обучающихся детей.

Программа рассчитана на 3 года обучения, для детей и подростков 6-15 лет.

Формы реализации программы:

  1. Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
  2. Фронтальная и индивидуальная беседа.
  3. Цифровой, графический и терминологический диктанты.
  4. Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
  5. Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
  6. Решение кроссвордов.
  7. Игровые формы контроля.
  8. Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
  1. единство обучения и воспитания
  2. сотрудничество и сотворчество педагога и воспитанников
  3. общедоступность
  4. преемственность
  5. дифференциации и индивидуализации
  6. свобода выбора
  7. успешность
  1. практический
  2. наглядный
  3. метод релаксации
  4. практические занятия
  5. занятия исследования
  6. работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий
  7. рассказ, беседа, дискуссия

Содержание программы предусматривает полное усвоение и овладение необходимыми навыками бисероплетения на высоком качественном уровне с учетом возраста детей.

Система отслеживания результатов усвоения материала:

  1. наблюдение за детьми
  2. тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций
  3. организация и участие в выставках
  4. проведение конкурсов
  5. анкетирование среди учащихся и их родителей по эффективности данной программы.
  6. индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).

Возрастные особенности детей (6-15лет)

В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. Девочки стараются красиво выглядеть, наносят яркий макияж, любят носить украшения. Стремление выглядеть неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных украшений. Это вызывает у подруг чувство восхищения и некоторой зависти, а у самого ребенка чувство гордости и самовыражения. У детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели.

В этом возрасте ребенок все еще склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы.

На занятиях по бисероплетению продуктивно решается проблема дифференцированного подхода к каждому ребенку.

  1. некоторые сведения из истории бисероплетения
  2. правила техники безопасности при работе с бисером
  3. правила организации рабочего места
  4. понятия бисер, рубка, стеклярус,
  5. секреты мастерства
  1. качественно и профессионально выполнять изделия
  2. читать готовые схемы
  3. самостоятельно составлять схемы своих работ
  1. встречи с мастерами
  2. посещение выставок
  3. просмотр книг и журналов по рукоделию
  4. изготовление подарков к праздникам (к Новому году, к 8 Марта, к Пасхе)

1. Вводное занятие (1 ч.)

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме Тверской губернии. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2. Плетение на проволоке

2.1. Цветы из бисера (6 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

2.2. Плоские фигурки животных и птиц (24 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

2.3. Игрушки по мотивам сказок , сувениры и украшения (34 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок сказочных героев: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных героев. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.

3. Итоговое занятие (1 ч.)

По окончании 1 года обучения учащиеся знают:

  1. название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
  2. название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
  3. правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

По окончании 1 года обучения учащиеся умеют:

  1. организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
  2. соблюдать правила безопасной работы инструментами;
  3. под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
  4. подбирать детали для работы.

На первом году обучения обучаемые получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, плести сказки.

Познакомив учащихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.

II год обучения

1. Вводное занятие (1 ч.)

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2. Плетение на проволоке

2.1. Плоские игрушки из бисера (46 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления плоских игрушек из бисера: параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение.

2.2. Объемные игрушки из бисера (37 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение.

2.3. Цветы из бисера (12 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практическая работа. Изготовление цветов. Составление композиции. Оформление. Применение.

3. Плетение на леске.

3.1. Плоские игрушки (20 ч.)

Теоретические сведения. Различные техники плетения на леске. Изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушек.

3.2. Украшения (18 ч.)

Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.

Практическая работа. Изготовление украшений (браслет, кольцо, серьги) на основе изученных приёмов. Сборка и оформление изделия.

4. Итоговое занятие (2 ч.)

По окончании 2 года обучения учащиеся знают:

  1. название материалов, ручных инструментов, предусмотренных программой;
  2. правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  3. правила планирования и организации труда.

По окончании 2 года обучения учащиеся умеют:

  1. самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на рисунок, схему, чертеж;
  2. работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и бригадира,
  3. читать простейший чертеж.

На втором году обучения учащиеся закрепляют умения и навыки работы с проволокой полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами бисероплетения. Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний.

III год обучения

Содержание занятий 3 года обучения.

1. Вводное занятие (1 ч.)

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Полезные советы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

2. Плетение на проволоке

2.1. Объемные игрушки из бисера (41 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение.

2.2. Цветы из бисера (28 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практическая работа. Изготовление цветов. Составление композиции. Оформление. Применение.

2.3. Деревья из бисера (10 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практическая работа. Изготовление деревьев. Составление композиции. Оформление. Применение.

2.4. Сувениры из бисера (6 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения: параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практическая работа. Изготовление сувениров. Составление композиции. Оформление. Применение.

3. Плетение на леске

3.1. Плоские игрушки из бисера (12 ч.)

Теоретические сведения. Различные техники плетения на леске. Изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушек.

3.2. Украшения (28 ч.)

Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.

Практическая работа. Изготовление украшений (браслет, кольцо, серьги) на основе изученных приёмов. Сборка и оформление изделия.

3.3. Оплетение пасхальных яиц (8 ч.)

Теоретические сведения. Различные техники плетения на леске. Объёмные изделия на основе ажурного плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.

Практическая работа. Изготовление пасхальных яиц на основе изученных приёмов. Сборка и оформление изделия.

4. Итоговое занятие (2 ч.)

По окончании 3 года обучения учащиеся знают:

  1. название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  2. правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  3. правила планирования и организации труда.

По окончании 3 года обучения учащиеся умеют:

  1. выполнять работу по самостоятельно составленному плану с опорой на схему;
  2. работать в бригаде (3-4 ч), распределяя обязанности с помощью учителя, осуществлять взаимоконтроль;
  3. выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы их изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических операций (планирование), сличать промежуточные результаты с образцами (самоконтроль);
  4. проявлять элементы творчества на всех этапах.
  5. соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;
  6. эстетично оформлять изделия.

Результаты третьего года обучения - оформление детьми более сложных работ на основе составленных эскизов (панно и композиций, колье, ожерелий, пасхальных яиц). В этой деятельности проявляются миросозерцание и миропонимание окружающей природы, самоутверждение в обществе, самобытность и мастерство подрастающего поколения.

По окончании обучения дети оформляют большую выставку. Каждый ученик с помощью педагога разрабатывает эскиз, выбирает цветовую гамму бисера, нитки или проволоку, определяет сюжет, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла до практического выражения обучаемые представляют на защите творческой работы.

Сверхзадачей данного курса является формирование устойчивой потребности детей к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству, культуре. Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем, поэтому в работе с детьми уделяется большое внимание воспитательной работе.

Практическая работа (выполнение изделий из бисера):

  1. изготовление простой цепочки на 2-х иголках;
  2. подплетение к простой цепочке веточек – «Кораллы»;
  3. прикрепление к изделию замка с колечком;
  4. изготовление цепочки «Цветочки»;
  5. подплетение петелек к цепочке;
  6. изготовление простой сетки «Восьмерка»;
  7. расшивка сетки способом «Елочка»;
  8. изготовление сетки на 2 ромба (браслет);
  9. разные способы расшивки сетки - «Мостик», «Мех», «Мох», «Гусиные лапки»;
  10. выполнение кулона с подвесками;
  11. изготовление изделий в технике «Кирпичный стежок»;
  12. изготовление новогодних украшений из бисера и рубки - оплетение елочных шаров и изготовление игрушек-подвесок;
  13. изготовление цветов из бисера – роза, тюльпан, тигровая лилия, серебряный букет, клематис;
  14. изготовление пасхальных яиц;
  15. изготовление деревьев;
  16. вышивка картин;
  17. изготовление объемных игрушек на проволоке.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения курса учащиеся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа по бисероплетению составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Мастерица» автор: Блохина А.Ф. и изучению существующей литературы по декоративно-прикладному творчеству, а также на основе собственного опыта по работе с бисером.

Предлагаемый в данной программе вид рукоделия – бисероплетение. Бисероплетение является традиционным для народного творчества, а, следовательно, имеет свои технические и художественные особенности.

Бисероплетение является не только увлекательным, но и полезным занятием для детей. Оно способствует развитию мелкой моторики, координации движений, гибкости пальцев. А все это в свою очередь связано с умственным и речевым развитием ребенка.

Основная задача кружка заключается в формировании у детей и подростков практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружке не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению изделий, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколения передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет своё значение и в наши дни. Занятие бисероплетением вызывает у детей большой интерес. Вызывать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из главных задач руководителя кружка.

И, как показывает практика, увлечение ребят поначалу лишь непосредственным предлагаемых образцов изделий постепенно перерастает в стремление самим придумывать образ, а затем воплощать его в материале.

Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывал в неё выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

В ходе кружковой работы, учащиеся знакомятся с основными способами бисероплетения, основами дизайна, углубляют знания по цветоведению. У них развивается мелкая моторика, эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе и материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, ‹‹культуру творческой личности››. Формирование ‹‹культуры творческой личности›› предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. У учащихся начальных классов еще недостаточна развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. Результат будет достигнут, если ребёнок на занятии займёт позицию ‹‹я хочу это сделать сам››. В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребёнка будет использован полностью. На теоретическую часть занятия должно отводится меньше времени, чем на практические действия. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребёнок привыкает работать только ‹‹ под диктовку›› учителя по принципу ‹‹делай как я››, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего как связать между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя ‹‹работу ума и рук››, а педагог имеет большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда. Творческое развитие детей осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремёсел, образцов дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Изделия могут выполнятся как индивидуально, так и коллективно.

Результатом реализации данной программы являются конкурсы, выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности учащихся играет определённую роль в их воспитании.

Дополнительная образовательная программа ‹‹Волшебный бисер›› является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение учащимися основных приёмов бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развитие познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Новизна программы заключается в развитии у учащихся творческого, нестандартного подхода к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы и необходимых материалов для изготовления изделий и т.п.

Актуальность программы в том, что её освоение способствует формированию и развитию практических умений и навыков при работе с бисером. Реализация программы способствует развитию мелкой моторики, координации движений, гибкости пальцев. А все это в свою очередь связано с умственным и речевым развитием ребенка. Кроме того, реализация программы способствует формированию эстетического вкуса ребёнка. А также бисероплетение как вид декоративно-прикладного искусства содержит в себе огромный потенциал для приобщения воспитанников к культурным, нравственным и духовным ценностям народа.

Педагогическая целесообразность программы

Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в то же время захватывающий процесс, который нравится детям, а создание игрушек и поделок является для них очень действенным мотивом. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка.

Все учебные занятия, кроме формирования знаний и умений по бисероплетению, направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках, их современной направленности, дается возможность проявить творческие способности обучающегося.

За время обучения у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определенные движения.

Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе, в частности, мелкую психомоторику, которая напрямую влияет на развитие речи и умственное развитие в целом.

Сегодня большинство родителей нацеливают детей на занятия умственными видами деятельности или так называемыми «перспективными» (английский язык, информатика, пение, танцы и т.п.), а вот современный рынок труда требует хороших, квалифицированных, образованных рабочих, то есть профессионалов, творящих руками. Поэтому воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь, является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни.

На занятиях у детей воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется целеустремленности, желанию получать все больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения.

Читайте также: