Звон коклюшек при плетении

Обновлено: 05.05.2024

Официальное издание администрации г. Иваново

О чем "поют" коклюшки?



13.12.2016


Общество


Людмила Павловская

Русская изба. Топится печка, отбрасывая красные блики. Слышно приятное постукивание. За столом сидят мастерицы и быстро перебирают пальцами - тонкие палочки с нитками проворно перескакивают с места на место, подныривая друг под друга, следуя особому маршруту, который знают только рукодельницы. Это коклюшки, ударяясь друг о дружку, издают успокаивающие звуки.


Изысканное и утонченное

Так или почти так во второй половине 19 века работали русские мастерицы, когда кружевной промысел уже широко распространился по деревням. Однако пришло кружевоплетение из Европы в Россию еще в 17 веке и распространилось из помещичьих мастерских, где крепостные крестьянки обучались с детских лет повторять западноевропейские образцы. Там они создавали дорогое изысканное ажурное кружево для отделки одежды высшей знати.

До 18 века кружево плели из золотых и серебряных нитей, а затем появилось шелковое и льняное. Причем со временем мастерицы стали не просто повторять европей-ские схемы, но и вносить особый колорит в свои работы, использовать новые приемы, придумывать свои узоры, свойственные отдельным местностям, таким как Вологда, Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань, Михайлов, Балахна, Орел, Елец и др. (кружевоплетение развивалось в 17 губерниях России).

В 19 веке кружевной промысел стал настолько популярен, что в 1883 году по инициативе С.А. Давыдовой даже была открыта Мариинская практическая школа кружевниц в Петербурге, где обучались наиболее способные мастерицы из разных губерний. В советское время кружевной промысел получил развитие в четырех основных центрах: Вологде, Кирове, Ельце Липецкой области и Михайлове Рязанской области.

"Перевить, сплести. "

Сегодня интерес к плетению на коклюшках снова вернулся, как ко всему, что делается руками, кропотливо и с усердием. На прошлой неделе удивительная выставка открылась в Центральной городской детской библиотеке - "Зимние узоры вологодского кружева". Более пятидесяти ажурных экспонатов уютно расположились на стенах, столах и стеллажах одного из залов библиотеки. Работы эти настолько тонкие и изящные, что не верится - неужели все это создано руками человека?


Но поверить придется, равно как и удивиться, ведь автор всех этих изящных салфеток, воротничков, перчаток, палантинов и т. д. - учитель начальных классов гимназии № 3 Светлана Владимировна Шитова.

"С чудесами мы встречаемся не только в сказках. Нужно лишь присмотреться - и мы увидим, как они рождаются на наших глазах. Одним из таких чудес по праву можно назвать кружево - тонкое, ажурное, с фантастическими узорами", - начала свой рассказ мастерица, обращаясь к ученикам 3 "А" класса (ее ребята пришли на открытие выставки и особый урок по мастерству).

Светлана рассказала третьеклашкам, как зародилось на Руси кружевное плетение на коклюшках, научила управляться с этими удивительными палочками, а кое-кто из школьников даже попробовал плети кружево. Один из базовых элементов "плетешок" оказался не очень сложным: "Перевить, сплести, подтянуть, перевить, сплести, подтянуть. " Петелька за петелькой - и уже видна кружевная дорожка. Но это, конечно, лишь начало. Учиться такому ремеслу нужно долго и усердно.

Светлана занимается плетением на коклюшках уже более 20 лет. В 1994 году поступила в железнодорожное училище, где была набрана группа по кружевоплетению под руководством замечательного мастера Татьяны Зайцевой, после окончания получила диплом мастера по кружеву в модной одежде, затем педагогический колледж, диплом, работа в гимназии № 3 и первая группа по кружевоплетению, куда пришли 11-летние девочки.

"Участвуя в выставках с ребятами, стала замечать, что все меньше становится участников по кружевоплетению, - говорит Светлана. - Пропадает этот вид плетения у нас в городе, жаль! А ведь техника очень интересная, учит терпению, внимательности, аккуратности, чего так не хватает сейчас современным детям. А удивительный звон коклюшек просто завораживает, хочется слушать их "пение" снова и снова".

Сейчас Светлана Владимировна не ведет занятия в кружке, но зато привлекает к этому виду рукоделия своих учеников - на перемене частенько достает подушку (нет-нет, не для сна, конечно, а для работы) и начинает плести кружево, а ребятня толпится вокруг нее, смотрит-удивляется, кто-то просит попробовать.

Валик, коклюшки и . пластиковый тазик

Для того чтобы начать заниматься этой техникой плетения кружева, потребуется не так уж много. В первую очередь это специальная подушка-валик (у ивановской мастерицы их несколько, отличающихся по размеру - для плетения разных изделий), набитая сеном. У Светланы, кстати, до сих пор сохранилась одна из первых подушек (ей более двадцати лет). Часто подушки кладут на специальные козлы (наподобие тех, что используют для пилки бревен), но опыт показывает, что вращать на них валик не очень удобно, так что в качестве подставки используют обычный пластиковый таз. В него-то и укладывают валик.

Во-вторых, никак не обойтись без коклюшек. Чтобы начать обучение, достаточно двух пар, но более крупные изделия потребуют большего количества палочек (24 пары - стандартный набор). К сожалению, купить их просто так в магазине не получится - не продают. Обычно их заказывают у тех, кто работает с деревом, например в фирме по изготовлению дверей. Правда, некоторым мастерам приходится долго объяснять, что это такое: для многих "коклюшки" - слово непонятное. У Светланы уже есть свой мастер, который знает, что, как и из чего нужно делать. Коклюшки изготавливают из разных пород деревьев (кстати, они и "поют" по-разному - клен, например, более звонко, а береза поглуше) и разной длины (14-17 см), но строение у них всегда стандартное: головка, шейка (на нее наматывается нитка) и ручка.

В-третьих, для плетения кружева необходим сколок - технический рисунок, нанесенный на плотную бумагу. Кроме основных линий будущего кружева, на сколке отмечены и точки, куда потом при работе вертикально втыкаются булавки. Сколок закрепляют на подушечке-валике, но чтобы он "жил" подольше, ведь достать его не так просто (а в прежние времена сколки вообще ценились на вес золота и тщательно прятались), под него подкладывают газетку, кальку или тонкую ткань.

Перебрасывая коклюшки из одной руки в другую, кружевница обвивает нитками булавки, переставляя их с одних точек на другие, по мере выполнения рисунка. Так что булавок (речь идет о швейных булавках-гвоздиках) потребуется очень много. Нитки для работы можно брать разные (хлопчатобумажные, шелковые, льняные, шерстяные и капроновые), однако учиться Светлана рекомендует все-таки на толстых хлопчатобумажных, например, ирисе.

В принципе в плетении на коклюшках используется не так уж много базовых элементов и приемов (плетешок, насновка, отвивная петелька, сетка, скань), но с их помощью можно создать уникальные вещи, подобно тому, как в музыке с помощью семи нот рождаются ноктюрн, соната или симфония.

Однако стоп! Всех секретов мы раскрывать не будем - у вас есть возможность посмотреть работы Светланы Шитовой и ее воспитанников на выставке (она продлится до 25 января) и там получить ответы на появившиеся у вас вопросы.

Исторически сложились три основных типа плетеных кружев: численное, парное и сцепное. Численное выполняют без рисунка, по счету нитей (для него требуется всего несколько пар коклюшек). Парное и многопарное кружево выполняется по сколку (это наиболее сложное кружево, требующее очень большого числа коклюшек, иногда до 300 пар). Сцепное кружево также выполняют по сколку, одновременно используя от 6 до 12 пар коклюшек.

"Плести кружева очень нравилось - необычно, нежно, воздушно! - рассказывает мастерица. - На момент поступления в колледж я уже имела большой опыт по рукоделию благодаря маме Надежде Валентиновне Калугиной и моему первому педагогу Ирине Константиновне Калашниковой (вязание крючком, спицами, бисероплетение, ковроткачество, макраме, картины из соломки, рисование), однако с коклюшечным кружевом ничего не могло сравниться!"

Ольга Николаевна

Звенят коклюшки весело, задорно.

И льётся песня перезвону в такт.

Мелькают пальцы кружевниц проворно,

Как будто бы танцуют, ворожат.

Так чудо кружевное создаётся,

Почти что невесомое, как дым.

Его секрет в веках передаётся

От старших поколений - молодым.

Ольга Николаевна

Ольга Николаевна

"Сидит, выводит крестики и мушки,
Бела, как снег, скромна, как лен в степи.
Темно в уездной крохотной избушке,
Наскучили гремучие коклюшки,
Весна идет… Да как же быть? Терпи. ” Иван Алексеевич Бунин

Людмила Смирнова
Когда не ладятся дела и тесен мир-
Сажусь за пяльцы, в руки взяв коклюшки.
О, кружево, ты вечный мой кумир,
В тебе тону по самую макушку!
За ниткой нитка вьется не спеша,
Рождаются волшебные узоры,
То росчерки морозного стекла,
А то ромашек дивные просторы.
Здесь буйных трав упругий переплет
Рождает нежных ландышей букетик,
А то вдруг осень кошкою придет
Узором листьев кружево расцветив.
Я вглядываюсь в эту красоту
Под перезвон коклюшек мелодичный,
И мысли обретают чистоту,
Сливаясь с этим чудом гармонично!

Когда дожди. хандра. и вьюги.
Болит от думок голова,
Совет вам дам, мои подруги:
Принарядитесь в кружева.

Устройте праздник грустной даме -
И, жизнь нисколько не виня,
Придайте лоск житейской драме
Простого будничного дня.

Достаньте с трепетом сердечным
Заветный мамин узелок,
С любовью связанный навечно
Руками бабушки платок.

Пусть кружева обнимут нежно
Своим плетёным колдовством.
И вязью нитей белоснежных
Прогонят бури за окном.

И отраженью улыбнитесь,
Увидев в зеркале царицу.
Под кружевами распрямитесь.
Богиня! Фея! Чаровница!

И станет ясно вам, подруги,
Что я права. Как я права!
Снимают боль, смиряют вьюги
Заветной шали кружева.

© Copyright: Батвалентина, 2015

Ох, елецкое тонкое кружево,
Под коклюшки душою звеня…
Из комода я сколок возьму,
Все иголочки в нем переткну…
Счастья выплету белый узор -
И получится наш разговор!

Свяжи мне кружево умело, мастерица!
Неверно говорю, а как? – «Сплети!»
Уменье это очень пригодится,
Тебя ведь очень просто мне найти.
Лет пятьдесят назад так было модно
- Производить фасоны на заказ:
Смотрелись эти вещи превосходно,
От них в восторге мы не отводили глаз!
Причудливые кофточки и платья,
А шляпки да ажурные цветы.
Салфеточки хотела очень взять я,
На память – так, себе для красоты.
…Но годы шли, давно уже машины
Вязальные на смену к нам пришли.
И не нужны пуховые перины:
Томятся в безызвестности в пыли…
В музеях нынче кружева хранятся,
Сегодня им, пожалуй, нет цены…
Исчезнут скора, лет через 120.
А, может быть, они ещё нужны.

Кружевница, кружевница,
Дел кружевных мастерица.
Руки кружево плетут –
Нам поэму пропоют.

Прочитаем в кружевах
Ваших мыслей весь рассказ.
В кружево вплела судьбу,
Нитей тонкую резьбу.

Словно сказки, словно песни,
Как Вселенной карусель,
Вьюги зимняя метель.

Так рождаются узоры
Словно новая звезда,
И дарится свет нам новый-
Свет, вплетённый в кружева.

Кружевница, кружевница,
Дел кружевных мастерица.
Кружевница так сплела
Нашей жизни кружева!

Борис Саввович Дубровин.
Руками вологодских
Умелых кружевниц
Как выплетено броско
Цветение зарниц.

На скатерти зеленой,
Где красная звезда,
Как братья,
Серп и молот
Обнялись навсегда.

Чтоб знали все в народе:
В чем сила на земле,
Откуда к нам приходит
Все то, что на столе.

Кружевница, мастерица,
Лунной ночкой часто снится.
Голубой леночек в поле,
К солнцу вверх растет на воле.
Где цветочки голубые
Нити тянутся льняные.
Слышен шум ручьев веселых,
То коклюшек звон еловых.
За плетеньем вечерами
В Вологодском нашем крае.
О просторах песни льются,
Где слова из сердца рвутся.
Стук да стук стучат коклюшки,
По краям идут вилюшки.
И во всем нужна сноровка,
Нити плотно - вот насновка.
Сколок в помощь мастерицам
По рисунку нить как птица.
Руки двигаясь проворно,
Мастерству их рук просторно
На панно плетут сюжеты,
А на них зима и лето.
Видим ромбиком- решетка,
А по ней плывет лебедка.
Пальцев плавное движенье
Кружев дивное творенье.
Нитью Вологда обвита
Кружевами знаменита.

Александр Кушнер
Суконное с витрины покрывало
Откинули — и кружево предстало
Узорное, в воздушных пузырьках.
Подобье то ли пены, то ли снега.
И к воздуху семнадцатого века
Припали мы на согнутых руках.

И. БАЖЕНОВА. ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО
Ах, вологодский кружевной узор,
В наследство мне доставшееся диво:
Коклюшек перестук неторопливый,
Неспешный задушевный разговор,

И песни плен про белые снега,
И колокольцев звон — как от погони,
И уносящие в раздолье кони,
И расписная радуга-дуга,

И с небесами слившийся простор,
Снимающий с души моей усталость, —
Осталось все это во мне. Еще осталось.
Ах, вологодский кружевной узор!

КУЛИКОВА Н. КРУЖЕВНИЦА
За окном метель кружится, зимний вечер настаёт,
В красной горенке девица кружевную шаль плетёт.

Узоры нежные, как будто снежные, мерцают инеем на завитках!
Узоры нежные, совсем не снежные – они не тают у людей в руках!

Нарисуй зима, красиво на моём окне узор!
Я сплету такое диво, чтобы радовался взор!

Узоры нежные, как будто снежные, мерцают инеем на завитках!
Узоры нежные, совсем не снежные – они не тают у людей в руках!

Пальцы девичьи умело на коклюшках нити вьют,
Паутинкой снежно – белой шаль такую назовут!

Узоры нежные, как будто снежные, мерцают инеем на завитках!
Узоры нежные, совсем не снежные – они не тают у людей в руках!

Леонид Юдников
Из чего снежинка кружевная? -
Это еще с детства каждый знает:
Из мороза и паров воды,
Сжал снежок и вот его следы -

Красная ладошка от мороза
И от кружевных снежинок - слезы.
Рассмотри снежинку осторожно…
Сделать их руками невозможно,
Ведь они рождаются на небе -
Кружевная сотканная небыль,

Создает их сказочный полет.
На земле возникнет только лед.

Так и кружево сплетает кружевница,
А узор - и ночью не приснится.
Молвят о таких: "Душой плетет!"
А душа устремлена в полет.
Вологодские резные кружева -
В них вся суть народная жива.

Из-под пальцев чудо-мастерицы,
Как снежинки, кружево струится.
Неземная красота сведет с ума,
Будто бы плела сама зима.

Ольга Николаевна

Из нити тонкой и воздушной
Я волшебство своё творю,
Я в кружево вплетаю душу,
Ему любовь свою дарю.
И отступает всё на свете,
Тревоги все и суета,
Когда из сотен малых петель
Вдруг возникает красота!

Ольга Николаевна

Сияет небесное русло, несутся года-жернова.
Коклюшки* мелькают искусно - ельчанки плетут кружева.
Взовьются прекрасные птицы, проснётся диковинный лес. -
В умелых руках Мастерицы рождается чудо чудес.
Елецкое кружево наше с триумфом объехало свет.
Навряд ли увидите краше, узора пленительней нет.
Живёт в кружевах вдохновенье и щедрой России душа.
Является миг озаренья - и хочется жить . не греша. (Лариса Конина)

Вот ниточка к нитке прильнула,
То прямо, то вкось, в переплет,
То звездочкой яркой блеснула,
То змейкой умчалась вперед.
И кружево прямо на диво.
Искусные руки плетут
Воздушно и прочно, красиво,
Его вологодским зовут! (из инета)

Как пианист, по клавишам летая
Рукой уверенною, звукам жизнь дает,
Так кружевница свой узор плетет,
В причудливый рисунок собирая:
Легко, проворно, словно по наитью
Коклюшки в пальцах весело стучат,
И расцветает дивный, чудный сад,
В ажур плетутся

Звенят коклюшки весело, задорно.
И льётся песня перезвону в такт.
Мелькают пальцы кружевниц проворно,
Как будто бы танцуют, ворожат.
Так чудо кружевное создаётся,
Почти что невесомое, как дым.
Его секрет в веках передаётся
От старших поколений - молодым.
В. Седлова

Друзья мои! Поверьте, что это не сложнее, чем плести косички!

Это — медленный процесс, но он — не сложен! И я постараюсь вам это доказать своим мастер-классом, если дочитаете его до конца.

Плетение кружев на коклюшках — это кропотливая работа, требующая усидчивости и терпения, аккуратности и, конечно, много времени. Однако вся эта необыкновенная красота создается очень простыми действиями.

Я бы сказала, что формула красоты кружева заключается всего в двух действиях: перевить и сплести!

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс, который поможет вам сделать первый шаг в освоении сказочного мира кружевоплетения на коклюшках.

Кому желательно освоить эту технику?

Тем, кто шьет, вяжет, вышивает, плетет макраме, тем кто создает одежду и декор для неё, украшения.

Сплести на коклюшках можно не только воротнички,

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 1

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 2

манжеты, вставки, но и самостоятельные изделия: жилеты, пелерины, шляпы.

Для кукольников уметь плести на коклюшках — значит, суметь сделать эксклюзивный наряд для куклы, «изюминку», которая станет вашей неповторимой и такой изысканной особенностью, как мастера. А учитывая, что размеры кукольной одежды очень малы, вам не придется тратить кучу времени для выполнения кружевных элементов!

Кроме того, осваивая новые техники и приемы рукоделия, вы развиваете свои способности, приобретаете новые знания и умения, расширяете палитру своих возможностей, увеличиваете свою многогранность, как мастера. Вы активизируете свой потенциал и становитесь мультимастером!

Кружева, сплетенные на коклюшках, имеют давнюю и интересную историю.

Зародилось кружевоплетение более 300 лет назад в Европе. В Россию эта техника пришла в 17 веке. До 18 века кружево плели из золотых и серебряных нитей. Дорогое, изысканное, ажурное кружево применялось для отделки одежды высшей знати и дворянства. Царской, дворянской одежды и церковных облачений. Парча и бархат, золотая вышивка, жемчуг и драгоценные камни, кружева из золотых и серебряных нитей использовались для создания роскошной парадной одежды.

Коклюшечные кружева часто называют одним словом — «вологодские». На самом деле существует несколько разновидностей этих кружев, имеющих свое название, свои особенности, так как, развиваясь в России в 17 губерниях, местные кружевницы привносили своё видение, технику, колорит в свои кружевные изделия и тем самым развивая, усиливая отличия кружев в каждой местности.

В Вологодском кружеве непрерывно извивающийся растительный орнамент, образованный плотной полотнянкой-вилюшкой, имеет ажурную фоновую решетку из плетешков с отвивными петельками и плотных насновок, чаще всего продолговатой формы.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 3

В Елецком кружеве плотная полотнянка имеет переходы в ажурную сетку.

Киришское кружево имеет фон из насновок и разреженную полотнянку.

Рязанское кружево выполняется яркими нитками в численной технике.

Ну, что ж, начнем?

Что нам потребуется для кружевоплетения?

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 4

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 5

Мы все их видели, знаем и купить их в настоящее время не сложно.Нужно 50-100 штук.

Нам нужны нитки для плетения. Это может быть мулине, ирис, лен.

Еще нам понадобится валик, плотно набитый опилками. Плетут кружева чисто вымытыми руками, особенно — белые кружева!

Для перерывов в работе хорошо сшить чехол для валика, чтобы прикрывать незаконченную работу.

Имейте ввиду, что размер чехла должен быть больше валика настолько, чтобы с легкостью покрывать и все коклюшки, которые участвуют в работе.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 6

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 7

Сколок, по чертежу которого мы будем плести кружево.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 8

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 9

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 10

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 11

Иголки, похожие на маленький гвоздик и булавки с шариком на конце.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 12

И самый маленький крючок, так как именно с его помощью, мы будем делать соединение элементов кружева в сцепной технике.

Намотка ниток на коклюшки.

Все кружева, которые вы когда-либо видели, имеют 4 основных элемента, которые выполняются всего лишь двумя действиями.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 13

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 14

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 15

Сколок мы можем распечатать из книги, можем создать его в специальной программе, а можем нарисовать его сами. И это совсем не сложно.

Делаем набросок карандашом, стараясь понять, почувствовать движение линий, форм в заранее заданных размерах, границах будущего изделия: воротничка, вставки, головного убора.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 16

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 17

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 18

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 19

На следующем этапе воспользуемся плакатным пером, чтобы выдержать нужную ширину полотнянки, которая образует основной узор кружева. Прорисовываем черной тушью и плакатным пером узор вилюшки, чтобы четко и ярко, за счет контраста цветов (белого и черного) представлять, как будет смотреться кружево в изделии.

На третьем этапе изготовления сколка, наложив на рисунок кальку, начинаем прорисовывать точки накола и движения ходовой пары. Внутри полотнянки движение ходовой пары изображается таким характерным зиг-загом.

Вверху вы видите примеры таких разработок сколков.

А сейчас, я хочу предложить вам сплести авоську, которая вам пригодится в хозяйстве. Её сетчатая структура, как никакая другая, позволяет переносить в ней любые по конфигурации предметы и при этом авоська очень компактна, занимает в вашей сумочке очень мало места.

Делаем из пенопласта (можно использовать плитки для потолков) «дощечку».

Чертим на миллиметровке размер сетки.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 20

Не будем на первых порах мудрить со сложным рисунком, как на этих чертежах.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 21

Приклеиваем чертеж на пенопласт.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 22

Наматываем на коклюшки нитки и начинаем плести авоську.

Вкалываем в верхний торец иголочки.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 23

Навешиваем пары коклюшек и начинаем плести.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 24

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 25

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 26

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 27

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 28

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 29

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 30

Начинаем обвязывать верх авоськи, пряча хвостики ниток в вязание. Место для ручек определяем, ориентируясь на схему плетения. Через отверстия внизу ручек, привязываем ручки.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 31

Можно ручки сделать из ниток, оставшихся на коклюшках по окончании плетения и обшить их полоской ткани, подходящей по цвету и качеству. Два варианта ручек авоськи на ваш выбор.

Осваиваем плетение на коклюшках, фото № 32

Надеюсь, что мастер-класс был вам интересен и полезен. И что-то интересное для себя увидели даже те, что уже давно и успешно плетет на коклюшках. А те, кто только хотел бы приступить к плетению, перестали думать, что это очень сложно, трудно.

На самом деле, единственно, что вам действительно нужно — это горячее желание плести кружева и аккуратность в работе. Впрочем, это самые важные условия для освоения любого рукоделия! Абсолютно любого!

Когда именно появилось кружево на коклюшках доподлинно неизвестно .Но то ,что коклюшки отличались большим разнообразием - это точно. Прямые, продолговатые ,с круглым наконечником , веретено образные и даже с колпачком ! Каких только не встретишь!

Разнообразные коклюшки, фото № 1

Разнообразные коклюшки, фото № 2

Разнообразные коклюшки, фото № 3

Разнообразные коклюшки, фото № 4

Изобрели даже маленький станочек для наматывания нитей.

Разнообразные коклюшки, фото № 5

Народное искусство -продукт многовекового творческого опыта большого количества мастеров разных поколений. Первоначально коклюшки вырезались вручную , затем стали делать токарные , калиброванные, одна к одной. В зависимости от традиций местности мастер вытачивал разные формы коклюшек , использовал разные породы дерева.Коклюшки -деревянные палочки , более тонкие в шейке,то есть той части ,на которую наматывается нить. Хотя по форме это, казалось бы ,примитивный инструмент, для его изготовления необходимо знать профессиональные секреты. Для коклюшек обычно используют клен, берёзу или ель. Для изготовления коклюшек можно использовать любое дерево , но лучше.лёгких пород . Можно даже вишню ,грушу , липу .

Кленовые палочки ,которые идут в основном для плетения цветных кружев , вначале выпаривают в русской печи с соломой или сеном ,затем сушат на воздухе и только после этого придают наиболее совершенную форму , отличающуюся необходимой устойчивостью при плетении .

Еловые -высыхают до стеклянного звона.

Буковые- при высыхании приобретают необычайную лёгкость, почти невесомость и звонкий голос.

Березовые или липовые - старые мастерицы называли шептунами за тихий звук, однако не прочные и ломкие.

Дубовые -немного тяжеловаты ,не для самых тонких ниток.

Разнообразные коклюшки, фото № 6

Правильно сделанные коклюшки при плетении издают мелодичный перезвон . Кружевница легко перебирает в пальцах звонкие коклюшечки , словно выплетая не кружево - мелодию . Как звенит маленький ручеек в чаще леса ,скрытый в густой траве . Изготовленные по всем правилам коклюшки очень прочны и могут служить нескольким поколениям кружевниц. Радуюсь ,что в моей семье есть коклюшки полученные по наследству , есть те ,что сделаны специально для меня когда я только училась плести.

Но сегодня можно встретить и дизайнерские ;резные , расписные , даже.костяные коклюшки. С выдумкой работают мастера-резчики - в любую коллекцию. Не столько для плетения кружев , сколько русский сувенир , показывающий мастерство резчика -изготовителя.

Поговорим о подборе ниток для плетения на коклюшках, намотке ниток на коклюшки и сами сошьём и набьем опилками валик для кружевоплетения.

Для плетения кружев нам нужны коклюшки.

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 1

Для учебы достаточно 30 штук, для работы — 50-100 штук. Коклюшки должны быть одинаковой формы и размера (длины и толщины).

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 2

Это очень важно, когда вы будете плести сразу несколькими парами коклюшек, держа их одновременно в обеих руках. Коклюшки не должны быть очень легкими и шершавыми. Вес коклюшек опять же приветствуется!

Плести кружева можно самыми разнообразными нитками по толщине и по цвету.
Это могут быть хлопчатобумажные, льняные, шелковые, синтетические, металлизированные нитки.

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 3

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 4

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 5

Учиться предпочтительно более толстыми хлопчатобумажными нитками, такими, как, например, ирис.

Каким требованиям должны отвечать наши нитки, если мы собираемся сплести из них кружево?

1. Прочность ниток.

2. Ровность нити. Никакой «лохматости», утончения, утолщений и узелков.

3. Прочность окраски. Нитки не должны линять, так как кружево будет стираться, и от линяющих ниток может испортиться вещь, на которую настрочено кружево. Кроме того, если кружево является самостоятельным изделием и сплетено из нескольких цветов линючих нитей, оно так же может быть испорчено (для учебных работ это требование к нитям отсутствует.)

4. Нитки хлопчатобумажные, дающие усадку, следует смотать в пасмы, прокипятить, высушить и только потом использовать (для учебных работ это требование отсутствует.)

Если декатировка ниток исключается, то нужно увеличить сколок минимум на 10%, чтобы избежать ситуации, когда сплетенное кружево после снятия с валика, а тем более после стирки становится меньше запланированного размера. Эта усадка может быть критической! Недопустимой!

Важно помнить об этом, чтобы избежать неприятности после всех тех трудов, которые потрачены на плетение кружева.

Плести из ниток шелковых, скользких на период обучения не рекомендуется. Эти нити для мастеров плетения. Потерпите браться за люрекс и шелк, пока учитесь плетению.

Лучше всего учиться плести на хлопчатобумажных и льняных нитках.

Подойду нитки №10, ирис, мулине. Для долевых пар можно использовать 2 нити мулине, для скани — 6 ниток.

Чем тоньше нитка, тем изящнее получается плетение, тем сложнее плести и дольше по времени.

Сначала рассматриваете сколок, решаете, какая плотность вилюшки вам нужна, на скольких парах будете плести вилюшку, подбираете толщину нити и скани, если она есть.

Важно правильно намотать нитки на коклюшки.

В видео, которое я вам предлагаю, подробно показано, как нужно наматывать нитки на коклюшки.

Для плетения на коклюшках совершенно необходим валик.

Валик — это подушка цилиндрической формы. На валик прикалывается сколок (технический рисунок будущего кружева).

Валик должен быть достаточно тяжелым (особенно это требование важно для маленьких, «учебных» валиков), чтобы при работе на нем он оставался устойчивым, не двигался, когда происходит утяжка нитей, чтобы исключить возможность падения. Я в ящичек- подставку для самого маленького валика положила металлический груз для утяжеления. Большие валики по определению тяжелые и устойчивые.

Для валика подбираем плотную и прочную ткань, нерастяжимую. Чтобы при набивке валика опилками исключить возможность растягивания и деформации.

Можно сшить чехол валика и оба края обработать под кулиску. Встречала такие рекомендации в литературе по кружевоплетению. Я не могу вам рекомендовать такой способ.

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 6

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 7

Я думаю, что таким способом хорошо сделать чехол на валик (чтобы время от времени можно было его стирать), но не саму основу для валика!

Лучше сделать по-другому.

Выпиливаем два круга из фанеры. Картон нам не подходит, потому что он прогибается!

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 8

Из ткани выкраиваем прямоугольник (или квадрат) и два круга.

Подготавливаем чистые и сухие опилки из лиственных пород деревьев, которые не имеют в своем составе смол. Опилки от древесностружечных плит нам тоже не подходят, так как содержат очень вредные примеси.

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 9

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 10

Просеиваем опилки через сито. Нам нужна только самая мелкая фракция!

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 11

Опилок нужно подготовить много, набивать валик следует очень-очень плотно!

Просеивание и набивка опилками большого валика у меня потребовало два дня! (Кстати, это очень пыльная и грязная работа — просеивание опилок).

Сшиваем две стороны прямоугольника, пришиваем два круга к торцам. При этом один круг по всей окружности, а другой — наполовину, так как через оставшееся отверстие мы будем набивать валик опилками.

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 12

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 13

Выворачиваем на лицевую сторону через оставшееся отверстие. Подворачиваем ткань поближе к первому кругу, вкладываем один деревянный круг на дно валика

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 14

и начинаем наполнять опилками и тут же как можно сильнее утрамбовывать.

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 15

После набивки валика оставшееся отверстие зашиваем вручную.

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 16

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 17

Для валика нужно сшить чехол, который можно будет стирать по мере надобности.

Вот как раз для чехла на валик хорошо края обработать кулиской, чтобы было удобно затягивать шнуром отверстия надетого на валик чехла (мой чехол из бордовой трикотажной ткани в полоску на самый маленький валик по краям стянут прочными нитками в форме конфетки).

Сделайте накидку на валик, чтобы в перерывах между вашей работы над кружевом предохранить нити от загрязнения.

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 18

В качестве накидки можно использовать полотенце.

Валик нужно установить на козлы, а маленький учебный валик можно положить на ящичек, длина которого больше длины валика, а ширина немного меньше диаметра валика, чтобы он не провалился в ящичек, а устойчиво лёг на него.

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 19

Изучаем кружевоплетение. Урок 1, фото № 20

В следующий раз поговорим о сколках, по которым выплетаются кружева и сплетем полотнянку.

Читайте также: