Работа времени сравнивается с плетением ковра с чем еще можно сравнить движение времени

Обновлено: 24.04.2024

Добрый день, предваряя разговор о временах, хочу предупредить, что в конце статьи будет анонс, обратите внимание .

Эта статья касается проблемы выбора времени, в котором ведётся повествование. Но так как в русском языке за категорию времени тоже отвечает глагол, то её тема связана с предыдущей статьёй об этой части речи.

Что касается времени повествования, то тут можно выделить две проблемы.

  1. В каком времени лучше вести повествование, чтобы и автору было удобно, и читателю интересно.
  2. Допустима ли смена времён повествования, своеобразные временны́е скачки внутри текста, в рамках одного эпизода. Если я скажу «нет», то вы так и так докопаетесь, поэтому если они всё же допустимы, то в каком случае и при каких условиях.

В каком времени рассказывать историю

Понятно, что каждый автор на этот вопрос отвечает сам. Он же хозяин в своём тексте. Но всё же можно говорить о преимуществах и недостатках того или иного выбора.

Выбором времени управляют глаголы, поэтому теоретически история может звучать в настоящем, прошедшем и будущем времени. Что касается, будущего, то я не встречала ни одного достаточно большого произведения, полностью написанного в этом времени. Разве что эссе на 3–5 тысяч знаков. Поэтому говорить буду о двух других временах.

Чаще всего художественные тексты пишутся в прошедшем времени или от лица автора (3 лицо), или от лица главного героя (1 лицо). Так принято в русской литературе, но это не является обязательным правилом, поэтому автор может выбрать повествование в настоящем времени. Кстати, текстов в прошедшем времени море, поэтому их примерами место я занимать не буду.

Рассказ в прошедшем времени более привычен и писателю, и читателю – в этом, по-моему, его главное преимущество. Ну, ещё такое повествование без проблем допускает переход от описания настоящих событий, к воспоминаниям о прошлом, или к рассказу о том, что происходило совсем в другом месте и неважно когда.

Что касается настоящего времени, то написанные полностью в нём большие книги – редкость. Мне встретилась только одна. Это книга Ю. Пиляра «Люди остаются людьми». Так как в ней рассказывается о жизни советских военнопленных в фашистском концлагере, то производит роман очень сильное впечатление. Причём во многом из-за повествования в настоящем времени.

Среди рассказов такая форма встречается чаще. Например, рассказ А. Чехова «Хамелеон».

Повествование в настоящем времени обеспечивает очень сильный эффект присутствия, вызывает ощущение, что события происходят здесь и сейчас. Ну, и в образ главного героя читатель вживается быстрее.

Но писать в таком формате сложно, автору трудно не сбиваться на прошедшее время, тем более не все события и можно описать, используя только глаголы настоящего времени. Поэтому получаются совершенно необоснованные временны́е скачки, которые портят текст.

Проблема временны́х скачков и переходов

Если коротко, то осознанная, целенаправленная смена времени повествования, как переход от прошедшего к настоящему, вполне допустима. А вот стихийные скачки нежелательны. Хотя они не считаются стилистическими ошибками в классическом понимании, но портят текст, особенно когда их много.

Но изменение времени повествования может быть осознанным литературным приёмом и служить определённой цели. Резкий переход от прошедшего времени к настоящему привлекает внимание читателей, заставляет их насторожиться. «Часы пробили полночь. Я передёрнула плечами, и открыла дверь. Тишина и мрак. Делаю шаг в эту густую тьму, пытаюсь найти на стене выключатель и касаюсь чего-то скользкого и холодного…»

Переход к настоящему времени может быть использован как приём в рассказе персонажа: «Возвращаюсь я как-то домой из командировки…». Это позволяет стилистически выделить рассказ второстепенного героя на фоне повествования от первого лица.

Это основное. Но тонкостей в использовании глаголов много. Ведь глаголы бывают как совершенного, так и несовершенного вида, и описываемое автором настоящее может быть разным.

  • Актуальное настоящее, совершающееся здесь и сейчас.
  • Расширенное, то есть существующее и до описываемого момента, и после. Например: «Люди склонны к иллюзиям, они постоянно ждут спасителя».

Но в дебри я забираться не буду, да и вам не советую. Ориентируйтесь на интуицию, но старайтесь всё же не осложнять себе жизнь и пишите в прошедшем времени. Но это необязательный к исполнению совет.

Теперь анонс

В ближайшее время я планирую пригласить на интервью писателя-мужчину, имеющего очень солидный список опубликованных книг. Поэтому жду от вас вопросы: о пути писателя, о специфике работы, о жанрах: фэнтези, фантастика, в том числе социальная, постапокалипсис, альтернативная история.

"Иноходец Гульсары неподвижно лежал у костра, уронив голову на землю. Жизнь медленно покидала его. Клокотало, хрипело в горле у коня, глаза расширились и угасали, не мигая глядя на пламя, деревенели вытянутые, как палки, ноги.
Прощался Танабай с иноходцем, говорил ему последние слова: «Ты был великим конем, Гульсары. Ты был моим другом, Гульсары. Ты уносишь с собой лучшие годы мои, Гульсары. Я буду всегда помнить о тебе, Гульсары. И сейчас при тебе я уже вспоминаю о тебе потому, что ты умираешь, славный конь мой Гульсары. Когда-нибудь увидимся с тобой на том свете. Но не услышу я там топота твоих копыт. Ведь там нет дорог, там нет земли, там нет травы, там жизни нет. Но покуда я буду жив, ты не умрешь, потому что я буду помнить о тебе, Гульсары. Перестук твоих копыт будет для меня как любимая песня… »
Думал так старик Танабай и грустил, что время промчалось, как бег иноходца. Что быстро как-то постарели они. Быть может, и рано еще Танабаю считать себя стариком. Но ведь человек стареет не столько от старости своих лет, сколько от сознания того, что он стар, что время его ушло, что осталось только доживать свой век… " (Ч. Айтматов "Прощай, Гульсары! ")

Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты".

Я скачу, но я скачу иначе,
По полям, по лужам, по росе.. .
Говорят: он иноходью скачет.
Это значит иначе, чем все.. .

Владимир Высоцкий - Иноходец


Я бы сказала может банально, но течение времени - это течение полноводной реки, которая не может повернуть вспять, поэтому, прав Гераклит, всё течет, всё меняется и, увы, нельзя войти в одну реку дважды.

. Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме.. .

со следом от самолёта в небе,
вот он виден,а вот его и нет.


Ответы

shuraken87 4 (2047) 2 7 12 лет

с деньгами их вечно не хватает.


cherry86 (35) 6 (6709) 3 21 51 12 лет

с тараканом.
быстро бежит


ntwrk 5 (3985) 2 6 12 лет

kowka87 (35) 6 (8443) 2 17 48 12 лет


No_723 5 (2902) 1 16 43 12 лет

с рекой. как говорил конфуций в одну реку дважды не войдеш так и время что убежало уже не вернешь


freakyharp (34) 6 (8491) 2 4 20 12 лет

ну, взависимости от ритма сердца


с водой с песком только взяла уже рассыпаетса


Похожие вопросы

С поиском выхода из временных точек пространства так или иначе. Меня претит 99.9% происходящего + круговая порука быта, из которой мечтаю однажды полностью вырваться. Можно прожить без него, даже не обладая широкими мирскими возможностями, точно знаю и способы нормальные есть. Надо быть готовым принять, чтоб вылезти из этого кокона иллюзий. Все мы движемся из точки "A" в точку "Я". Этот период не прекращающихся знаменательных событий, как позитивных, так и негативных. Сегодня твой опыт - это только твой опыт и если правильно поступать в ситуации-день сурка, можно вылететь как вспышка энергии в новое измерение. Это есть телепортация восприятия. Ожидание или поиск любви. Ожидание или поиск покоя и счастья - составляющие, без которых истинное понимание невозможно.

Чем больше тепла в тебе - тем теплее одиночество. Надоело. То одно то другое. Быть собой стало по-дикарски опасно. Всем нужна социальная игра, "манекенство". Поиск новых лиц, отражение в новых лицах. Всё что угодно, только не серые в любых их структурах и воплощениях. Логическая смешная конституция, духовная проституция, инсинуация бытия - ты это говоришь сейчас или я? Раздвоение личности - земля и вода. Дым или туман. Шкала или грань, полёт в вверх или глыбой льда в пустынную вселенную людских грехов. Ощущения разочарования с налетом доброй грусти, иногда темперамент вырабатывает ярость, но она гасится пониманием. Хочется остаться просто где-то с кем-то под звездами. И да, я не романтик, но все таки вне времени.

С человеческим мозгом. В начале жизни - прием информации ее обработка, затем чрезмерная информация переполняет мозг, часть откладывается, другая забывается, при этом поступает новая новая, плюс психика, эмоции, которые давят на мозг не дают рационально мыслить, происходит путаница, сбой, психопатия, человек либо сходит с ума либо с этим живет, потом угасают эмоции , забывается лишняя информация, мозг успокаивается доживает, а потом неизвестно, возможно все начинается снова.

Умозрительно - это то, как мы себе представляем что-нибудь.

Какие дожди тебе пришлось "испытать на себе"?

Я испытал на себе моросящие, слепые, грибные, полосовые и ливни.

2. Послушай текст. С чем в тексте сравнивают звук дождя?

Звук дождя в тексте сравнивают с осторожным ощупываньем дороги, с шубой, с шагами, с шуршанием, с натянутой стрелой.

СТРАНИЦА 19

Найди в тексте слов, которое обозначает место для хранения сена (скошенной и высушенной травы). Запиши его в тетрадь.

Ответ: СЕНОВАЛ .

Прочитай и дополни предложения:

Тёс - тонкие доски. Крышу покрывают, обшивают тёсом, такую крышу называют ТЕСОВАЯ . И ворота, сделанные из тёса, тоже называют ТЕСОВЫЕ .

3. Прочитай текст. Какие запахи появляются во время дождя?

Во время дождя появляются запах мокрой земли, мокрой травы, мокрой крапивы.

Запиши, что означает слово КРАПИНКИ в этом тексте.

Крапинки - это маленькие темные следы на пыльной дороге от первых капель дождя.

Выпиши из текста однокоренное слово к слову КРАПИНКИ, выдели корень.

Здесь вы найдете ссылки на ответы к остальным заданиям из учебника «Русский родной язык» Александровой.

Наверное, и вы замечали, что в разные периоды жизни время течёт по разному? Когда-то оно еле тянется и тогда "дольше века длится день", с иногда дни сливаются в недели, надели в месяцы и жизнь проносится, как праздничная карусель в парке, не оставляя времени на разглядывание отдельных деталей.

У меня дома есть собрание сочинений Стивена Кинга. Многие читали произведения этого гениального писателя. Кроме леденящих душу ужасов в него есть необычайно тонкие философские произведения. Меня до глубины души потряс когда-то рассказ "Мой милый пони".

Писатель тонко подметил грани, когда меняется время. Субъективные время каждого человека.

Рассказ - это разговор старика со своим внуком. Именно внуку он объясняет сущность хода времени. Время в рассказе сравнивается с маленьким пони. Он появляется вместе с человеком, растет вместе с ним и убегает прочь, тогда жизнь заканчивается.

Почитайте вместе со мной. Я специально выбрала цитаты.

" Когда человек ещё только растет, время очень долгое.

Все переменится, едва тебе исполнится четырнадцать лет.

- Время переменится? Ты уверен?

- Да, когда ты подрастешь. Лет до четырнадцати. Я думаю, происходит это в тот самый момент, когда две половины рода человеческого узнают о существовании друг друга. Тогда и начинается истинное, настоящее время. Оно уже не кажется длинным или коротким. Оно движется в реальном ритме и большая часть жизни происходит в истинном настоящем времени.

Истинное настоящее время - твой милый пони.

"Мой милый пони"- эти три слова ты никогда не забудешь, если тебе хватит ума. Мой милый пони - в этом истина времени.

С четырнадцати до, скажем, шестидесяти лет, человек живëт во временном режиме "мой милый пони".

Случается, правда, что время замедляет свой бег, снова становится долгим, да только радости это не приносит. В эти моменты ты готов отдать душу за время " Моего милого пони", а то и за быстрое время. Время, когда тебе больно, растягивается до бесконечности. Долгое время на период болезни - прибавка, подброшенная Богом. Ты знаешь, как человек собирает купоны, чтобы обменять потом на какой-нибудь латунный барометр или набор ножей? С временем-болью то же самое. Только приз этот скорее ложный, чем настоящий.

А вот когда человек стареет, истинное время, время "моего милого пони", меняется на быстрое время. Все становится, как в детстве, только наоборот - время не замедляется, а ускоряется. Это происходит не сразу. Быстрое время подкрадывается, как кот, охотящийся на воробья. Наконец ты замечаешь, что оно пришло.

И это только начало.

Не успеваешь оглянуться, как время уже набирает ход и ты несешься, словно автомобиль на скоростной автостраде, так быстро, что с деревьев срывает листья.

Самое худшее - смена времён года. Разные времена сливаются в одно.

Время тебе не принадлежит. Наоборот - ты принадлежишь времени. Оно бежит вне тебя, с одной и той же скоростью, каждую секунду каждого дня. Ему нет до тебя никакого дела, ему без разницы, есть ли у тебя "милый пони".

Месяцем позже дедушка умер в своей постели. Пони дедушки лягнул его и умчался в холмы вечности."

В детстве человек быстро и стремителен, его пони ещё мал и двигается тихо. Потом наступает время "моего милого пони", когда и человек и время двигаются в одном темпе. И вот человек стареет, его силы тают, движения замедляются, а его время, время его " милого пони", начинает лететь, стремительно приближаясь к концу. Какое тонкое сравнение!

И, действительно, мы помним, как наше время тянулось в детстве. Казалось, что время от восхода до заката - целая жизнь, наполненная бесконечным движением, новыми встречами и открытиями, играми и интересными занятиями. И каждый день как будто сжимался и вмещал в себя невообразимое количество новых дел и впечатлений. Или, может быть, дети все делают очень быстро, энергия так и бьëт из них и они успевают невероятно много.

Потом время как будто ускоряет свой ход и человек просто живёт в одном ритме со временем.

Время болезни, наоборот, тянется очень-очень медленно. Вроде бы, скоротечность жизни замедлилась, но это ложный подарок судьбы. Он не дает радости, а усиливает страдания.

Сейчас, когда я тяжело болела и лежала в бреду, я заметила, как замедлилось время. Я молила Бога, чтобы ЭТО время скорее закончилось и я смогла вернуться в прежнюю жизнь. А оно тянулось, как густой сироп, стекающий с ложки.

А несколько лет назад я начала замечать, как невероятно быстро летит время.

Многие из моих знакомых жалуются, что время не идёт - летит, не даёт возможности остановиться и оглянуться назад. Только что был понедельник и вот уже снова воскресенье. Вот, вроде бы, только что закончилось лето, а вот уже и зима перевалила за свою половину.

И, самое обидное, что начинаешь забывать, когда именно было то или иное событие. Ты думаешь, что оно было прошлым летом, а, оказывается, прошло уже несколько лет.

В одной из статей попалась интересная трактовка такого феномена. Якобы земля немного сместила угол своей оси, и из-за этого время стало течь быстрее.

И это, якобы, заметили тибетские монахи, которые денно и нощно молятся в своих монастырях. Якобы, раньше за сутки они могли прочитать определенное количество молитв, а теперь не успевают.

Не знаю, как вас, а меня это очень расстраивает. Я стала замечать, что мало успеваю. Что нет уже тех невероятных эмоциональных подъемом, когда, казалось, горы можешь свернуть. Что планируешь кучу дел, а сил мало и, дай Бог, успеваешь сделать хотя бы треть из запланированного.

Я уже даже решила завести себе органайзер чтобы не терять зря время, не давать себе расслабляться. Да только мало помогает. Неужели действительно время "моего милого пони" проходит? Хочу все-таки надеяться, что это временное явление, просто время такое в моей жизни сейчас, не самое лучшее. Но будет снова лето, солнце, вернëтся здоровье, а с ним силы и время войдет в свой обычный жизненный ритм.

Если вам нравится, как я пишу - поддержите канал лайками👍, пишите комментарии. Если хотите и дальше читать мои рассуждениями истории из жизни - подписывайтесь на канал.

Читайте также: