Резьба по дереву плетение

Обновлено: 03.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Тема урока: «Плетение из природных материалов».

Цель: Научить различать виды плетений из природного материала.

Образовательная: показать и закрепить, плетение объемного элемента из соломки.

Развивающая: Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.

Материалы и оборудование:

Для учителя: -

Иллюстрации с изображением изделий.

Нарезанные полоски из бумаги, ножницы.

Для учащихся :

Тетрадь по истории искусств.

Организационный момент.

Устанавливаем должную дисциплину. Проверяем отсутствующих в классе и готовность к занятию.

Объяснение материала

Плетение – одно из древнейших ремесел. Оно было известно первобытным народам задолго до появления ткацкого и гончарного ремесел. Осваивая природное окружение, человек научился сплетать гибкие ветви и корни, стебли и волокна, пряди волос и полоски кожи животных. Жилища, рогожи, веревки, сосуды и одежда – первые плетеные вещи, которыми окружил себя человек.

Плетение из лозы - одно из самых древних ремесел, из лозы плели корзины.

На Руси плетение корзин было довольно обычным делом. Почти каждый крестьянин мог при необходимости сплести хорошую корзину. Ну а корзинщики выплетали их на любой вкус: маленькие и большие, круглые и прямоугольные, овальные и конические, с простым и сложным плетением, с крышками и без них. Без корзин в хозяйстве обойтись было трудно. В них носили белье на речку; брали в дорогу, отправляясь в дальний путь; в них собирали урожай; с ними ходили по грибы.

В современном быту корзины тоже находят различное применение, а уж настоящего грибника без нее трудно и представить. И лучше всего для грибов подходит ивовая . Ивовые ветки, из которых сплетена корзина, содержат большое количество дубильных веществ. Благодаря им грибы долго не портятся, а воздух, проходящий между прутьями, как через фильтр, очищается от вредных микроорганизмов. Кроме того, ивовые прутья впитывают лишнюю влагу и благодаря теплоизоляционным свойствам предохраняют грибы от перегрева. И, конечно же, хорошая корзина легка, красива и удобна. Настоящую ивовую корзинку сегодня редко встретишь даже на базаре. (По ходу рассказывания урока показываю картинки изделий).

Плетение из соломки – пожалуй, самый интересный вид художественного творчества. Появилось оно вместе с земледелием, когда соломы после обмолота урожая оставалось так много, что человек со свойственной ему практичностью стал задумываться над дальнейшим ее использованием.

Наши предки занимались плетением из соломки не одну тысячу лет. Солома всегда была незаменимым материалом для создания различных обрядовых атрибутов и украшений, в которых ярко и образно проявились фантазия и мастерство крестьян.

И связано соломоплетение с культом хлеба. Люди тонко чувствовали особую сущность, хлебный дух, живущий в сухом стебле. Чувствовали они и земной дух, дух почвы. Так появилась потребность сделать солому чем-то большим. Именно из соломы стали делать первые обереги, поскольку это был доступный материал. Соломоплетение ведет свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна. По их верованиям, солома сохраняла в себе силу природы и даже могла передавать ее. Поэтому так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям. Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля, желая благополучия. «Бородою» или «божьей бородой» называли украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле, в качестве дома для хлебного духа. Самой древней и распространенной традицией было сохранение и украшение последнего «дожиночного» снопа.

Бесчисленны поверья и обряды, связанные с соломой и хлебом. Они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом до сих пор. Соломенные «пауки», кони, птицы, куклы – это не просто образы. Каждый из них связан с человеком, создававшим его, соприкасавшимся с ним.

Традицией ритуальных действий с соломой и изготовления из нее обрядовых изделий пронизаны многие народные ритуалы и праздники, приходящиеся на зиму, весну, лето. Наши древние предки, стремясь умилостивить своих богов, от которых, по их представлениям, зависел урожай, приносили на своих полях человеческие жертвы. Но со временем человеческие жертвоприношения были заменены символами в виде человекоподобных чучел, изготавливать которые стали в основном из соломы. Пучки и жгуты соломы связывали, сплетали, придавили им очертания человеческой фигуры. Зачастую это делалось поистине мастерски. Но этим народным творениям отпускался не долгий век: рождались они в начале обряда и умирали к его завершению. Соломенные изображения масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костромы, Костробуньки, Марены горели в огне ритуальных костров, тонули в воде, разрывались и разбрасывались по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Ни с чем несравнимы по красоте соломенные «царские врата», которые находились в иконостасах храмов. До нашего времени сохранилось лишь несколько таких врат, поражающих своей красотой. Каждая их деталь отличается законченностью, неповторимостью и мастерством исполнения.

Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. Особенно славились своими работами белорусские мастера. Они изготовляли и интерьерные сооружения, и игрушки, и рамочки для икон. В их изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями. Для того, чтобы получить из соломы изделие, колосья жали серпом, замачивали в горячей воде. После этого солома становилась податливой и эластичной. Соломенными фигурами украшали дома, даже работая над иконостасами, мастера привносили в культовую архитектуру изображения ярких желтых солнышек. Из соломы выкладывались изображения на коврах, к потолкам хат подвешивали огромных соломенных «пауков».

Искусство соломоплетения представляет большой интерес и в наши дни. Трудно представить себе, что из спелой колосящейся в поле пшеницы можно изготовить изделия, достойные руки настоящего мастера, но, тем не менее, это так. Станем мастерами?

Вот мы с Вами узнали о плетении из природных материалов. Предлагаю Вам, стать мастерами (раздаю учащимся нарезанные полоски желтой бумаги). Сегодня мы с Вами научимся делать один элемент из соломки. Для этого берется уже готовая и очищенная соломка. Из полосок соломки мы сделаем ромбики, которые вы можете соединить нитками, и у вас могут получиться бусы, или, прибегнув к неким хитростям, получатся шелестящий занавес.

Подведение итогов .

По окончанию практической работы учащихся смотрим, какого результата они достигли. Закрепляем материал. Отвечаю на вопросы учащихся. Затем отмечаю работу класса в целом, как они справились с заданием. Уборка рабочих мест.

Есть множество способов построения плетеного орнамента. Один из них - нарисовать узор от руки на глаз. Без тренировки с первого раза вряд ли получится красиво, поэтому наш совет - потренируйтесь на тетрадном листочке в клеточку.

Чертим квадрат 8 х 8 см. Отступаем 1 см внутрь и ставим точки через каждые 2 см так, чтобы у нас получился квадрат 6 х 6 см с четырьмя точками по каждой стороне. Отступаем еще 1 см внутрь и снова ставим точки через каждые 2 см, получив квадрат 4 х 4 см с тремя точками по каждой стороне. Отступаем последний раз 1 см внутрь, отмечаем квадрат 2 х 2 см с двумя точками по каждой стороне. И ставим самую последнюю точку - в центр квадрата.

Для удобства можете поставить точки через каждые 2 см и на внешних границах квадрата.

Вокруг каждой точки будет нарисована петля.

Чертим крест по центру, соединяя три точки, как показано на рисунке. Это будет центром композиции, где сходятся наши "звенья", своего рода стенка, которую ничто не должно пересекать.

Теперь соединяем по диагонали две соседние точки, отмечая тем самым верхнюю ленту в плетении. При этом соединяем точки не прямой линией, а небольшой дугой, огибая точки - именно здесь в дальнейшем будут зазоры нашего плетения.

Рисуем параллельную линию, соединяя еще две соседние точки. Таким образом, мы нарисовали вторую границу и получили Элемент 1 плетения.

Теперь чертим перпендикулярные линии от левых точек влево до первых соседних точек. Получаем Элемент 2 плетения, проходящий под Элементом 1.

Теперь соединяем по диагонали еще две пары точек так, чтобы образовалось верхнее звено - Элемент 3, перпендикулярный Элементу 1.

И соединяем еще одну пару точек так, чтобы получился Элемент 4, перпендикулярный Элементу 3.

Так мы получили первый сегмент плетения.

По такому же принципу постепенно заполняем все пространство нашего квадрата.

На канале неоднократно заходила речь о резьбе по дереву. Я хочу сегодня поговорить и о приемах самой резьбы, и поделиться своей коллекцией эскизов для ручной резьбы по дереву и кости.

Сразу хочу сказать, что в этом посте будут в первую очередь представлены узоры для так называемой геометрической резьбы - то есть сравнительно простых повторяющихся элементов, которые вырезаются стамесками, резцами и/или ножом.

Пример разметки полосы с частично и полностью вырезанными элементами узора (мастер Б.Борисов, Москва)

Пример разметки полосы с частично и полностью вырезанными элементами узора (мастер Б.Борисов, Москва)

Эти рисунки могут использоваться для заполнения поля - например, украшения филенки на дверце шкафа - или в виде полосы. Ниже приведены примеры разметки и вырезания розеток.

На следующих фото не показан процесс разметки, но понять, что к чему, не так сложно. Основные линии разметки - это прямые линии и части окружности, делящие базовую окружность розетки на отдельные части. Кто хочет вспомнить, как вообще делится окружность, может обратиться к курсу школьной геометрии или начертательной геометрии за первый курс обычного ВУЗа :)

Вот здесь процесс разметки частично виден - окружность была изначально разбита на 16 частей, потом на 32, далее от малой окружности в центре проводились прямые к точкам на внешней окружности. Далее дугами обозначалось положение вырезаемых элементов. Если кому-то будет интересно, могу сделать чертеж поэтапно (сразу говорю, резьба не моя, у меня так аккуратно пока не получается).

Часть разметки даже не обязательно выполнять - достаточно сразу подобрать стамеску/резак нужной конфигурации.

Деревянная резная верёвка очень распространённый декоративный образ в оформлении интерьеров, мебели, домовой резьбы. Символизирует движение энергии (жизни).
На этом уроке, мы освоим технику изготовления и последовательность в резьбе деревянной верёвки.

Деревянная резная верёвка

С помощью угольника делаем разметку на приготовленной для резьбы заготовке.
Отмечаем глубину запила.

Разметка для запиливания
Отмечаем глубину

Размеченную заготовку закрепляем струбцинами и запиливаем до черты.

Фиксируем заготовку струбцинами
Запиливаем углубления

Заготовка закреплена, стамеска подправлена, приступаем к резьбе.
Срезаем фаски с двух сторон.
Если есть необходимость, делаем дополнительную разметку, чтобы ровно срезать фаску.

Правим стамеску
Вырезаем углубления
Вспомогательная разметка
Вырезаем углубления

Стамеской срезаем концы сегмента, на несколько миллиметров ниже отмеченной глубины.

Срезаем края сегментов веревки
Срезаем края сегментов веревки

Полукруглой стамеской подрезаем концы сегментов, стараясь создать эффект перехода одной части под другую.. Для создания полного образа веревки делаем разметку и режем.

Подрезаем соединения сегментов веревки
Размечаем резьбу
Подрезаем соединения сегментов веревки
Подрезаем соединения сегментов веревки

Косым ножом подрезаем соединения элементов для получения объёма.

Подрезаем соединения сегментов веревки
Подрезаем соединения сегментов веревки

Прорезаем косым ножом места запилов.

Так выглядит резная деревянная верёвка. Отличный декоративный элемент для украшения вашего дома.

В этом мастер-классе я расскажу, как недавно делал набор рун на заказ. Надеюсь, вам будет интересно. Текста в этот раз будет поменьше, картинок побольше. То есть прокачиваем правое полушарие!

Максимум натуральности! Таково было требование заказчика. Кору оставляем, ничего не шлифуем, никакими лаками не покрываем. Чтобы был набор, максимально похожим на тот, который в прошлом мог бы сделать любой человек, имевший пару древнескандинавских рук.

Срок выполнения поставлен семь дней. Это ориентировочное среднее время изготовления набора, если у вас всё есть, и вы никуда не торопитесь. Но и не сидите, сложа руки :)

Изготовление в несколько подходов: распилил, ошкурил, нарисовал, прорезал, покрасил. Ничего сложного! Давайте начнём!

Итак, для создания набора рун нам понадобится:

  • ветка дерева (в нашем случае это рябина);
  • пила по дереву;
  • набор резцов по дереву (а точнее один резец - треугольный);
  • краска (у меня специальная по дереву, но для первого раза подойдёт любая, было бы желание);
  • книга по рунам (если вы новичок и в резьбе и в рунах - она вам пригодится).

Как видите, набор инструментов минимальный, справится и ребёнок! Начинаем.
Берём заранее приготовленную веточку подходящей нам толщины. По заданию требовалась толщина с монету "2 руб." или
"5 руб." Такая ветка как раз уже имелась.

Вырезаем руны из дерева, фото № 1

Вырезаем руны из дерева, фото № 2

Вырезаем руны из дерева, фото № 3

Вообще, на счёт сушки много всего написано, что сушить надо долго, а то изделие потом потрескается, но скажу вам честно:
оно конечно так, но во-первых не со всеми деревьями, а во-вторых (и это главное!) - пока вы будете изучать литературу о
том, что и как нужно делать, как сушить и под каким углом к столу надо держать стомеску - может многое случиться.
Например, вы можете расхотеть вырезать по дереву. Поэтому просто ищите на улице ветку, доставайте из кладовки пилу,
а из детской краски - и приступайте. В тонкостях разберётесь потом. Главное, начать. Как сказал один мудрый китаец
(которого, родись он в России, звали бы Борисом Лиевым): "Хочешь научиться плавать - прыгай в воду!" Чего и вам советую,
а пока - гребите за мной!

Этап 1. Пиление
Это просто! Берём пилу - и пилим!
- Ты так вкусно приготовил эту траву! Какой-то особенный способ жарки?
- Какой может быть особенный способ жарки. Жарь!
В.Серкин "Хохот Шамана" (с)

Вырезаем руны из дерева, фото № 4

Распилили, с размером угадали, любуемся.

Вырезаем руны из дерева, фото № 5

Рун 24 шт. + 1 пустая (если будете гадать по ним) + 2-3 шт. про запас (на случай если что-то прорежется не так как надо).

Этап 2. "Примерка"
Как режется рябина (мягкое/твёрдое дерево?) я не знал, поэтому решил прорезать одну руну и сразу же её покрасить.
Дерево оказалось средней твёрдости: не "ватное", как липа, но и не "каменное" как ясень, например. Резать по нему приятно!
К тому же, боковая поверхность руны, вырезанной из ветки рябины, похожа по цвету и фактуре на змеиную шкуру.

Вырезаем руны из дерева, фото № 6

Вырезаем руны из дерева, фото № 7

Крашу я специальной краской "морилкой" по дереву (серия FolkArt, американской фирмы Stains). На водной основе, не
токсична, в ассотименте 10 цветов. Я как-то раз купил её попробовать и влюбился. В краску в смысле. В нашем примере
используется цвет "махогони" или красное дерево по-нашему. Мне подумалось, что раз цвет у дерева на распиле краснова-
тый - то она подойдёт. Так оно и вышло!

Вырезаем руны из дерева, фото № 8

Вырезаем руны из дерева, фото № 9

Прорез получился слегка небрежным, с заусенцами на краях, но нам по условию задачи это как раз-таки и подходит!
Резал вот таким вот треугольным резцом:

Вырезаем руны из дерева, фото № 10

Вырезаем руны из дерева, фото № 11

Этап 3. Прорезание рун
Собственно самая середина процесса (а вроде только начали?). Я бы даже сказал сердце творения. В плане техники всё
понятно - нужно просто повторить то, что мы уже сделали с первой руной: вырезать! Но есть ещё один нетехнический момент
(можно газвать его магическим, а можно деловым - кому как больше нравится). Если бы мы просто вырезали что-нибудь из
дерева - мы бы включили радио или плеер и, покачивая ногой в такт любимой музыке, наслаждались бы этим неспешным, но
по-своему медитативным процессом - резьбой по дереву. Но поскольку это руны и ими будущий владелец будет пользовать-
ся (даже если это вы сами) - нам нужна тишина.
__________________________________________________________________________________________________________

Кстати, если вы дочитали до этого момента и вас не воротит от стиля моего изложения и в глазах ещё не рябит от картинок -
смело нажимайте оранжевую кнопку "Нравится!" (что вверху темы) и читайте дальше. Внимание еще никому не помешало :)
__________________________________________________________________________________________________________

Итак, тишины нам будет достаточно. Без всяких сложных и непонятных ритуалов и атрибутов (возможность их проведения
и наличия не отрицаю, но мы же только учимся) достаточно будет сделать следующее (так делал и я, когда вырезал руны):
читаем название руны и её толкование (смысл), затем берём стомеску и, проговаривая про себя название и краткое толкова-
ние руны (проговаривайте "по кругу", пока не вырежете), вырезаем её. Затем берём следующую. Я вырезал аттами (группами
по 8 рун), делая перерывы между подходами. Проговаривать про себя - это не сложно, вы это по 100 раз на дню делаете.
Нужно это, чтобы ваши мысли при вырезании руны не расходились образами, заложенными в неё в те самые древние времена
теми самыми суровыми ребятами с парой крепких древнескандинавских рук.

Мы резали-резали-резали - и вот наконец-то порезались, что у нас получилось!

Вырезаем руны из дерева, фото № 12

Вырезаем руны из дерева, фото № 13

Вырезаем руны из дерева, фото № 14

Вырезаем руны из дерева, фото № 15

Отдельно расскажу про страшную и ужасную руну Хагалаз. Град. Ей во многих книгах приписывается свойство разрушения,
агрессивного изменения. Считается, что она опасная, носить её одну не рекомендуется, да и вообще её редко где можно
встретить. Хагалаз всё никак не хотела вырезаться, пришлось оставить её на "десерт". 23 руны до неё я вырезал без единой
царапины и тут - на тебе, Олег свет Шаманович! Получай!

Вырезаем руны из дерева, фото № 16

Выходит прав был Гендальф из "Властелина колец" в переводе Гоблина, когда говорил: "Читайте книги - там про всё
написано!" Моё недолгое взаимодействие с руной вполне соответствует её описанию. Но страшного ничего нет, просто если
соберётесь вырезать что-то из дерева - перед этим вспомните, где у вас перекись-зелёнка-пластырь. Не факт, что вы поре-
жетесь, но подстраховаться не помешает. Сапожник без сапог, а резчик по дереву с заклеенными пластырями пальцами.
Это нормально. Итак, мы прорезали весь набор, осталось дело за покраской.

Вырезаем руны из дерева, фото № 17

Вырезаем руны из дерева, фото № 18

Вырезаем руны из дерева, фото № 19

Вырезаем руны из дерева, фото № 20

Вырезаем руны из дерева, фото № 21

Этап 4. Покраска
Кисточку берём самую тонкую из найденных в магазине и вспоминаем уроки правописания в начальнвх классах школы.
Так как самые главные качества при покраске - это неспешность и аккуратность.

Вырезаем руны из дерева, фото № 22

Вырезаем руны из дерева, фото № 23

Вырезаем руны из дерева, фото № 24

Учитывая, что дополнительной обработки (воск, морилка, лак) данная конкретная работа не требует - вид получился не
только симпатичным, но и окончательным. Несколько промо-фото напоследок.

Вырезаем руны из дерева, фото № 25

Вырезаем руны из дерева, фото № 26

Вырезаем руны из дерева, фото № 27

Вырезаем руны из дерева, фото № 28

Вырезаем руны из дерева, фото № 29

Вырезаем руны из дерева, фото № 30

Вырезаем руны из дерева, фото № 31

Ну вот, в принципе и всё. Надеюсь, мастер-класс вам было интересно прочитать и приятно посмотреть. Делитесь своими впечатлениями, задавайте вопросы, добавляйтесь в круг. Ну, и дерзайте сами: разбирайтесь с рунами и вырезайте их!

Всем хорошего настроения! А тем, у кого пока нет в жизни творчества - пусть оно появится. Просто сделайте маленький шаг
к нему навстречу. Начните! Сами! Это всё, что я имел вам сказать, однако. Благодарю за внимание! Всем осень!

Читайте также: