Ученые считают что плетению человек научился гораздо раньше чем гончарному делу основная мысль

Обновлено: 28.04.2024

Самым древним из всех ремесел, какие мы знаем сегодня, обычно считается плетение. Ученые считают, что плетению человек научился гораздо раньше, чем гончарному делу. Из длинных ветвей различной толщины плел он жилища и хозяйственные постройки, изгороди, мебель, кузова саней и повозок, а также корзины, имеющие самое различное назначение.

Почти каждый сельский житель мог при необходимости сплести нужную в хозяйстве корзину. Отдельные мастера плели корзины на любой вкус и не только для себя, но и на продажу.

В зависимости от назначения им придавали различные формы, украшали плетеными узорами из окрашенных прутьев.

Плетеные изделия из лозы не только легки, прочны и удобны ,но и радуют глаз естественной красотой и теплотой материала, выразительным ритмом и разнообразием плетеного узора.

Самым распространенным материалом для изготовления плетеных изделий в нашей стране являются прутья ивы ( лоза). Любители плетения, как правило, заготавливают иву по берегам рек, прудов и озер, в оврагах и других низких местах. Для плетения корзин применяют однолетние и двулетние побеги ивы.

Учитывая, что лозу заготавливают в определенное время, и изготовление корзины из нее требует длительной подготовки, а иногда этого времени нет, то я решил изготовить корзинку из проволоки.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_office_word_38.docx 28.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Нивнянской СОШ

Руководитель: Савченко С.М.

Самым древним из всех ремесел, какие мы знаем сегодня, обычно считается плетение. Ученые считают, что плетению человек научился гораздо раньше, чем гончарному делу. Из длинных ветвей различной толщины плел он жилища и хозяйственные постройки, изгороди, мебель, кузова саней и повозок, а также корзины, имеющие самое различное назначение.

Почти каждый сельский житель мог при необходимости сплести нужную в хозяйстве корзину. Отдельные мастера плели корзины на любой вкус и не только для себя, но и на продажу.

В зависимости от назначения им придавали различные формы, украшали плетеными узорами из окрашенных прутьев.

Плетеные изделия из лозы не только легки, прочны и удобны ,но и радуют глаз естественной красотой и теплотой материала, выразительным ритмом и разнообразием плетеного узора.

Самым распространенным материалом для изготовления плетеных изделий в нашей стране являются прутья ивы ( лоза). Любители плетения, как правило, заготавливают иву по берегам рек, прудов и озер, в оврагах и других низких местах. Для плетения корзин применяют однолетние и двулетние побеги ивы.

Учитывая, что лозу заготавливают в определенное время, и изготовление корзины из нее требует длительной подготовки, а иногда этого времени нет, то я решил изготовить корзинку из проволоки.

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР6: текст Федотова Г.

(1)Учёные считают, что плетению человек научился гораздо раньше, чем гончарному делу. (2)Из длинных гибких ветвей различной толщины плёл он жилища и хозяйственные постройки, изгороди, мебель, кузова саней и повозок, а также корзины, которые имеют самое разнообразное назначение. (3)Без корзин трудно себе представить быт русского крестьянина. (4)Незаменимы были они при сборе урожая и хранении продуктов. (5)В корзинах, сплетённых из белого прута, женщины носили на речку полоскать бельё. (6)Были и такие корзины, с которыми, как с чемоданами, отправлялись в дальнюю дорогу.

(7)В течение многих веков мастера-корзинщики разработали несколько видов плетения, которые применяли в зависимости от назначения корзины и декоративных задач. (8)Чаще всего использовали так называемое простое плетение: хотя оно и не обладает особой прочностью, но ему можно легко и быстро научиться. (9)Разновидностью простого плетения является плетение наклонными рядами, или косое плетение. (10)Если плетению необходимо придать повышенную прочность, применяют плетение верёвочкой. (11)Плетение названо так потому, что мастер поочерёдно перевивает два тонких прута наподобие того, как вьют верёвку.

(12)Наиболее распространёнными являются корзины с круглым дном. (13)Они предназначены для сбора и хранения фруктов и овощей, с ними ходят по грибы и ягоды. (14)Их плетение начинают с дна: подбирают восемь прутьев средней толщины, а в середине четырёх из них прорезают ножом щели и вставляют четыре остальных прута. (15)Такую крестовину начинают оплетать двумя тонкими прутьями. (16)Почти каждый сельский житель мог раньше при необходимости сплести нужную в хозяйстве корзину, используя простейшие приёмы.

(По Г. Федотову)

Основная мысль текста.
Плетёные корзины были незаменимы в быту русского крестьянина, поэтому в течение многих веков было разработано несколько видов и приёмов их плетения.

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

ВПР6: текст Федотова Г.

(1)Учёные считают, что плетению человек научился гораздо раньше, чем гончарному делу. (2)Из длинных гибких ветвей различной толщины плёл он жилища и хозяйственные постройки, изгороди, мебель, кузова саней и повозок, а также корзины, которые имеют самое разнообразное назначение. (3)Без корзин трудно себе представить быт русского крестьянина. (4)Незаменимы были они при сборе урожая и хранении продуктов. (5)В корзинах, сплетённых из белого прута, женщины носили на речку полоскать бельё. (6)Были и такие корзины, с которыми, как с чемоданами, отправлялись в дальнюю дорогу.

(7)В течение многих веков мастера-корзинщики разработали несколько видов плетения, которые применяли в зависимости от назначения корзины и декоративных задач. (8)Чаще всего использовали так называемое простое плетение: хотя оно и не обладает особой прочностью, но ему можно легко и быстро научиться. (9)Разновидностью простого плетения является плетение наклонными рядами, или косое плетение. (10)Если плетению необходимо придать повышенную прочность, применяют плетение верёвочкой. (11)Плетение названо так потому, что мастер поочерёдно перевивает два тонких прута наподобие того, как вьют верёвку.

(12)Наиболее распространёнными являются корзины с круглым дном. (13)Они предназначены для сбора и хранения фруктов и овощей, с ними ходят по грибы и ягоды. (14)Их плетение начинают с дна: подбирают восемь прутьев средней толщины, а в середине четырёх из них прорезают ножом щели и вставляют четыре остальных прута. (15)Такую крестовину начинают оплетать двумя тонкими прутьями. (16)Почти каждый сельский житель мог раньше при необходимости сплести нужную в хозяйстве корзину, используя простейшие приёмы.

(По Г. Федотову)

Примерный план:

1. Важность плетёных изделий в быту русского крестьянина.
2. Виды плетения.
3. Способ плетения корзины с круглым дном.

В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста.

Почему, по мнению автора текста, без корзин трудно представить себе быт русского крестьянина?

ВПР6: текст Федотова Г.

(1)Учёные считают, что плетению человек научился гораздо раньше, чем гончарному делу. (2)Из длинных гибких ветвей различной толщины плёл он жилища и хозяйственные постройки, изгороди, мебель, кузова саней и повозок, а также корзины, которые имеют самое разнообразное назначение. (3)Без корзин трудно себе представить быт русского крестьянина. (4)Незаменимы были они при сборе урожая и хранении продуктов. (5)В корзинах, сплетённых из белого прута, женщины носили на речку полоскать бельё. (6)Были и такие корзины, с которыми, как с чемоданами, отправлялись в дальнюю дорогу.

(7)В течение многих веков мастера-корзинщики разработали несколько видов плетения, которые применяли в зависимости от назначения корзины и декоративных задач. (8)Чаще всего использовали так называемое простое плетение: хотя оно и не обладает особой прочностью, но ему можно легко и быстро научиться. (9)Разновидностью простого плетения является плетение наклонными рядами, или косое плетение. (10)Если плетению необходимо придать повышенную прочность, применяют плетение верёвочкой. (11)Плетение названо так потому, что мастер поочерёдно перевивает два тонких прута наподобие того, как вьют верёвку.

(12)Наиболее распространёнными являются корзины с круглым дном. (13)Они предназначены для сбора и хранения фруктов и овощей, с ними ходят по грибы и ягоды. (14)Их плетение начинают с дна: подбирают восемь прутьев средней толщины, а в середине четырёх из них прорезают ножом щели и вставляют четыре остальных прута. (15)Такую крестовину начинают оплетать двумя тонкими прутьями. (16)Почти каждый сельский житель мог раньше при необходимости сплести нужную в хозяйстве корзину, используя простейшие приёмы.

(По Г. Федотову)

Ответ может быть сформулирован так:
В быту русского крестьянина корзины имели самое разнообразное назначение. Например, их использовали при сборе урожая, для хранения продуктов и белья.

Пономарёва Наталья Васильевна

Творческий проект младших школьников по созданию плетёных изделий из газетных трубочек.

ВложениеРазмер
vtoraya_zhizn_gazety.docx 659.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс творческих проектов младших школьников

«Вторая жизнь газеты»

ученицы 2 «А» класса

МАОУ «Средняя школа №3»

Пономарева Наталья Васильевна

учитель начальных классов

МАОУ «Средняя школа №3»,

Тимерханова Екатерина Фаруговна

учитель физической культуры

МАОУ «Средняя школа №3»

г. Когалым,2017 г.

Данный творческий проект является результатом создания плетёных изделий из газетных трубочек.

Автор раскрывает историю плетения. Те, кто хоть однажды видел изделие, сплетенное из лозы или газет, непременно захочет попробовать самостоятельно изготовить что-нибудь подобное. Разработанная технологическая карта изготовления поможет любому желающему создать сувенир самостоятельно.

В проекте проводится социологическое исследование, доказывается его практическая значимость. Автор работы призывает создавать плетеные игрушки и сувениры своими руками. Данный вид творчества дает вторую жизнь старым газетам. Работа адресована одноклассникам, друзьям, близким и просто знакомым, всем тем, кому близко творчество и любовь к окружающим и кто хотел бы научиться создавать плетёные игрушки и сувениры самостоятельно.

Глава 1. Теоретическая часть

1.2.Разнообразие видов и форм……………………………………….

Глава 2. Практическая часть

2.1 Выбор материалов и инструментов………………………………..

2.2. Правила техники безопасности……………………………………

2.3. Технология изготовления ……………………. …………………..

Глава 3. Социологическое исследование

3.2. Экономическое обоснование проекта………………………….….

3.3. Экологическое обоснование проекта……………………………..

3.4. Психологическое обоснование проекта…………………………..

Однажды мы пришли в гости и увидели на полке красивую подставку для карандашей, шкатулку и еще несколько очень красивых предметов. Мы поинтересовались, из чего они сделаны? Когда хозяйка рассказала нам, что сделаны они из старых газет и журналов, мы сильно удивились. Нас очень заинтересовало такое творчество, и мы стали расспрашивать подругу о поделке. Оказалось, что это искусство называется плетением. Узнав об этой несложной технике, нам захотелось создать похожую поделку самостоятельно. Наша работа о бумаге, такой нужной, необходимой, знакомой, волшебной и прекрасной. Эта добрая спутница письменности, литературы, мысли хранит грустный секрет – каждое второе срубленное дерево на Земле погибает ради изготовления бумаги.

Все вышесказанное определило тему нашего творческого проекта «Вторая жизнь газеты», где целью стало изготовление плетеных изделий. Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:

  • Изучить историю и приемы техники плетения;
  • подготовить необходимые материалы и инструменты;
  • разработать технологическую карту изготовления сувенира;
  • утилизировать старые газеты, применяя творчество и фантазию;
  • провести социологическое исследование.

Новизна нашей работы заключается в том, что мы продлеваем жизнь бумаге, делая поделки своими руками, делая не просто поделку, а сувенир к празднику Пасхи.

Актуальность данного проекта мы видим в том, что в домах современных семей очень редко присутствуют вещи, созданные своими руками, наполненных любовью, видимым вниманием, и заботой конкретно к тому ребенку или взрослому, для кого они созданы. Ожидаемый результат для нас – это совершенное овладение техникой плетения, и как итог создание пасхальной тарелки и яиц. В своем проекте мы хотим показать, что за совсем небольшую цену, можно, приложив немного усилий и терпения, создать любой сувенир, который можно подарить родным и знакомым. В этом мы видим практическую значимость нашей работы.

Тип проекта: творческий.

Ожидаемый результат : изготовление сувенира к Пасхе.

Глава 1. Теоретическая часть

«Чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».

Глядя на изумительно красивые и совершенные по форме плетеные изделия, мы восхищаемся мастерством их создателей. Человечество достигло несомненных высот в этом ремесле не за один день – искусству плетения более 8, 5 тысяч лет. Ученые считают, что плетению человек научился гораздо раньше, чем гончарному делу.

В древние времена человеческая жизнь была немыслима без плетеных изделий с самого момента рождения. Мать качала новорожденного младенца в колыбели, свитой из травы, человеческая постель была не чем иным, как циновкой - плетеным ковриком.

Посуда и утварь были сделаны из ивовых прутьев, сплетенных в виде корзин и всевозможных сосудов. Все свои припасы хранили в них: семена и урожай, дичь и рыбу, провизию и одежду.

Во время Второй мировой войны для доставки с воздуха провизии к парашютам прикрепляли плетеные корзины.

Многие, наверное, и не догадываются о том, что первопроходцы воздухоплавания поднимались в небо в легких плетеных корзинах, прикрепленных к воздушным шарам. Эта традиция жива и сегодня.

1.2. Разнообразие видов и форм

Современные плетёные изделия очень разнообразны по формам, размерам и расцветкам. Автор сам выбирает тот образ, который он хотел бы видеть в своей поделке. Неизменным в них остается то, что они плетутся вручную из газетных трубочек, покрываются красками или морилкой для придания цвета, а также украшаются в технике декупаж и других. При этом каждая работа неповторима и уникальна. Приложение 1

Глава 2. Практическая часть

2.1 Выбор материалов и инструментов

Нашей главной советчицей и вдохновителем стала учительница. Пока мы фантазировали, какую поделку выбрать, она внимательно нас слушала и давала советы. Наконец мы решили, что первой совместной работой будет Пасхальный набор. Мы представили, как будет выглядеть наш подарочный набор, и приступили к работе. Как хорошо, что на изготовление поделки не нужны большие затраты и весь необходимый материал был дома под рукой!

Нам понадобились: старые газеты, ножницы, клей ПВА, салфетки, вязальная спица.

Для покраски игрушки: вода, акриловые краски, кисточки, лак.

Мы будем делать трубочки из газет, на наш взгляд, это оптимальный вариант, что подтверждает исследование. Затраты минимальны – собственно газеты, клей, краска, лак, кисти, ножницы, вязальная спица для изготовления трубочек и кусочек картона. Приложение 2

2.2. Правила техники безопасности.

При работе необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами и вязальной спицей. Приложение 3

Раствор для покраски сделала преподаватель. Она же и покрыла наше изделие лаком.

2.3. Технология изготовления «Пасхального набора».

На изготовление нашей поделки ушло 5 дней. Нам подробно объясняли, что и как нужно делать, и мы выполняли все под руководством родителей и учителя. Плетение доставило нам большое удовольствие! Приложение 4

Глава 3. Социологическое исследование

Было проведено анкетирование среди учеников начальных классов, для того, чтобы выяснить знают ли дети о плетении из газет. Приложение 5 . Так же собрали информацию об истории плетения и свойствах различного бумажного материала.

Провели анализ исследования. У многих учащихся имеются дома плетеные изделия, но ребята не задумывались, как были сделаны корзины. Научиться этому ремеслу захотело большинство опрошенных детей.

Технология плетения из газетных трубочек мало отличается от плетения из лозы. Часто плетение из бумаги так и называют – плетение из газетной (или журнальной) лозы.

3.2. Экономическое обоснование проекта.

Подсчитав стоимость одного изделия, пришли к выводу, что полученные изделия имеют стоимость, значительно ниже аналогичного в магазине и на рынках. Поэтому наши изделия оправдывают себя на первоначальном этапе с экономической точки зрения. Приложение 6.

3.3. Экологическое обоснование проекта

Очень жаль деревья, которые погибают ради изготовления газет и журналов, потому что люди, прочитав, просто выбрасывают их. Для того, чтобы получилась стопка газет толщиной около метра, нужно срубить взрослое дерево высотой 9-11 метров. С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Лес нужно спасать сейчас! В настоящее время используют типографскую краску, которая не опасна для здоровья. А газеты не сдают на макулатуру, а выбрасывают, как мусор. Люди придумали способ, который продлевает жизнь бумаге. Это плетение из газет. Оно является своего рода переработкой сырья. Акриловые краски и лак также считаются безвредными при условии их прямого назначения.

3.4. Психологическое обоснование проекта

Как утверждает наш педагог, плетение из газетной лозы развивает у детей мелкую моторику, внимание, творческое воображение, трудолюбие и терпение.

Если в доме есть плетеное изделие, сделанное своими руками, то вы будете радоваться тому, что это сделали именно вы, всегда будете находиться в приподнятом настроении. А еще все эти вещи будут приносить пользу в быту.

Изготавливать плетеные изделия оказалось несложно. Но все–таки в работе мы столкнулись с трудностью, когда соединяли трубочки. Вначале нам трудно было делать сами трубочки из газетных полосок, но мы быстро научились. Эта работа сделала нас более усидчивыми. Все наши близкие и друзья в восторге от наших изделий, и их восхищение вдохновило нас на создание новых интересных поделок.

Изучая разные источники информации, мы получили нужные, полезные и очень интересные сведения обо всем, что касается нашего творчества. Теперь мы знаем, что есть такое ремесло и с удовольствием будем изготавливать подарки для друзей и родных на каждый праздник. Это очень приятно и экономично. Мы приобрели опыт сбора и анализа информации, научились работать вместе. Освоили технологию плетения из бумажных трубочек. Познакомились с разными способами плетения.

Результат работы полностью оправдал наши ожидания. Мы провели много времени вместе. Нам очень понравился внешний вид работы, и мы считаем, что плетеные изделия станут прекрасным подарком дорогим людям. Мы собираемся продолжать делать такие поделки и совершенствовать свои навыки.

Для ребят мы составили технологические карты по изготовлению, также провели мастер-класс. Материал творческого проекта может быть использован на уроках технологии или внеурочной деятельности.

О. Орлова книга по плетению из газет.

Семенова О.– Простейший способ. Плетение из газет. Лучшие модели. - Издательство: АСТ – 2015 г.

Читайте также: