Урок трудового обучения бисероплетение

Обновлено: 27.04.2024

Методы обучения: объяснительно-наглядный, объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: бисер, проволока, ножницы, клей, нитки зеленые.

Литература для изучения:

  1. Азбука бисероплетения 2: Практическое пособие./автор-сост. С.Калмыков-Спб.: Велена,Корона принт,1998.-64с.
  2. Котова И.Н.,Котова А.С. Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: учебное пособие.-СПб.6ИД «МиМ»,1998.-48с.
  3. Литвинец Э.Н. Низание бисером и ручное вышивание.-Мн.: «Хэлтон»,1999.-144с.
  4. Ляукина М .В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2001.-288с.

1. Организационный момент.

2.Изложение нового материала.

История низания бисером

Низание - самый древний вид рукоделия с использованием бусин. Повсюду, где находят следы древнего человека, присутствуют и пронизи – камни, кости, раковины и другие предметы с отверстиями для нанизывания. Это предки современных бусин, подвесок, бисера. Бусины нанизывали на нити тех времен: волокна, шнуры из кожи и т.п.

Разумеется, древние украшения выполнены простейшим способом – ракушки и камешки просто нанизаны на нить. Но и тогда низание было творческим процессом. Человек десятки тысяч лет назад проявлял фантазию, сочетая в одном изделии пронизи из разных материалов, разного размера, цвета и фактуры.

В России женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косоплеты, пояса, украшали головные уборы бахромой и поднизями.

Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Следуя народным традициям, многие мастера создают современные украшения из бисера и стекляруса, которые, как и старинные прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее.

Инструменты и материалы

Для низания используют бисер – мелкие шарики из стекла или пластмассы со сквозными отверстиями для низания; стеклярус – трубочки из цветного стекла; рубка – цилиндрики (короткие трубочки) из стекла. Также для работы необходимы тонкие иглы; нитки капроновые и хлопчатобумажные; леска; ножницы; проволока, которая должна быть достаточно тонкой, чтобы ее можно было несколько раз продеть через бисеринки, и одновременно достаточно толстой, чтобы выдерживать вес бисера, не провисая. Проволока должна быть ровная, неперекрученная, без заломов.

Организация рабочего места

Рабочее место должно быть хорошо освещено. Оптимальным освещением является солнечный свет, поскольку электрический свет дает очень много бликов.

На столе не должно быть ничего лишнего, рабочее место желательно застелить грубой ворсистой тканью серого цвета . На такой поверхности легко различимы любые оттенки бисера. Ворс предотвращает отскакивание бисера при падении и просыпании.

Работа с бисером весьма утомительна для глаз, поэтому каждые полчаса необходимо делать небольшие перерывы, давать глазам отдых.

Способы низания на проволоку

Способов нанизывания бисера на проволоку несколько (низание дугами, параллельное низание, низание петельками). Мы рассмотрим параллельное низание бисера на проволоку.

Параллельное низание выполняют двумя концами одной проволоки. Метод состоит в том, что на один конец проволоки нанизывают бусинки для очередного ряда. Затем через них пропускают второй конец проволоки навстречу первому.

3.1 Вводный инструктаж.

3.2 Самостоятельная работа учащихся.

Работа выполняется по технологической карте « Изготовление ромашки»

3.3 Текущий инструктаж.

4. Заключительный инструктаж

4.1 Обобщение материала, выявление типичных ошибок при выполнении задания, причин их возникновения и способов их устранения. Демонстрация работ.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Раздел « Конструирование украшений»

Урок трудового обучения. 4 класс

Тема: Конструирование украшений из бисера.

учить конструированию из стеклянного бисера;

развивать творческие способности через индивидуальные решение;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: бисер, проволока или леска, образцы и иллюстрации изделий.

Словарь: бисер, жемчуг, искусство

Организация учащихся на работу

Проверка подготовки к уроку. Гигиена рабочего места

Рабочий афоризм: «Человек не всегда живет в согласии с природой. Первый шаг – спросить себя: а всегда ли я лично бережно отношусь к природе?» Халил Джебран

ВМ - Что означает жить в согласии? Сделайте 1 шаг, как ты бережно относишься к природе?

Луг совсем как ситцевый, всех цветов платок-

Не поймешь, где бабочка, где какой цветок,

Лес и поле в зелени, синяя река.

Белые, пушистые в небе облака.

- Какое время года, докажите, называя признаки.

- Как изобразить лето с помощью бисероплетения?

Актуализация опорных знаний

- Из какого материала их вы делали цветы на предыдущем уроке труда? Чем отличается бисер от другого материала? Как изготовит (простую) сложную поделку? Назовите необходимые материалы для конструирования украшений и последовательность их изготовления.

Повторение правил безопасной работы с иглой и проволокой, ножницами

- Тема урока: Конструирование украшений из бисера. Необходимые материалы для конструирования украшений и последовательность их изготовления. – Сегодня мы продолжим работу по данной теме. Какой части цветка у нас не хватает? (листиков) Какое насекомое ассоциируется с цветком? Кто знает загадки о бабочке?

Физпауза «Цветочек- бабочка»

Получение новых знаний

-Изучите последовательность изготовления листика, бабочки. Назовите части бабочки и порядок конструирования.

1) анализ изготавливаемого изделия (по рисунку и образцу)

изучение схемы выполнения листка

изучение схемы выполнения бабочки

выполнение и сравнение результата

2) индивидуальный инструктаж

- Подбери украшение, дополни поделку, придумай сказку к композиции

Итог занятия. Рефлексия.

- С каким материалом вы работали, что необходимо для конструирования украшений из бисера? Какие вещи можно украсить вышивкой из бисера?

- Чья работа понравилась? Чья история интереснее? Оцените свою композицию. Чему учились на уроке? Кто хочет стать художником или модельером одежды?

Уборка рабочего места

Раздел « Конструирование украшений»

Урок трудового обучения. 4 класс

Тема: Применение пластилина при изготовлении украшений. Знакомство с работой мастеров ювелирных изделий.

познакомить с работой мастеров ювелирных изделий и их разнообразием;

дать знания о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

развивать мелкую моторику кисти рук, креативность, художественный вкус, творческое воображение;

воспитывать интерес к познанию нового, расширять кругозор;

содействовать эстетическому воспитанию.

Оборудование: бисер, проволока или леска, пластилин, образцы и иллюстрации изделий, презентационный материал для пк.

Словарь: украшения, ювелир, национальные изделия, искусство, археолог

Организация учащихся на работу

Проверка подготовки к уроку

Гигиена рабочего места

Рабочий афоризм: «Красота спасет мир»

ВМ – Объясните значение данной фразы. Можно ли «потрогать» красоту? Назовите то, что вы считаете красивым. Как называется наука о красоте?

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

- Кто создает красивые вещи? Объясни значение пословицы «Всякая работа мастера хвалит». Как люди узнали о работе мастеров прошедших веков? (о профессии - археолог, ювелир, и т.т.)

- Просмотрите фильм и рассмотрите внимательно фото и рисунки ( на ПК, в учебнике, на доске).

- Из каких материалов делаются ювелирные изделия? Чем отличаются старинные украшения от современных?

- Какие можно носить маленьким? Какие с вечерним платьем?

- Можно ли узнать народные изделия казахов, уйгуров, индусов, русских?

- Опиши какое либо украшение по рисунку в учебнике. Для чего носят ювелирные украшения?

- Назовите тему и задачи урока: …Правильно, только нам необходимо изготовить украшения из пластилина. Можно украшать другим материалом (пуговицы, скрепки, бусинки и т.д.)

Повторение правил работы с пластилином и необходимыми инструментами (по таблице)

физпауза

1) творческое задание

(выбор украшения, формы, материала,

2) индивидуальный инструктаж

3) выставка поделок

4) устный рассказ о подборе одежды к поделке - украшению

- Чему учились? Какие новые знания вы получили на уроке?

- Какое украшение можно назвать самым аккуратным, красивым, правильно выполненным?

- Кто может дать анализ собственных ошибок? Почему не получилось то, что вы задумали? Кто может оценить свою работу на «отлично»? кому вы подарите свое украшение?

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

К У «Специализированная школа 1 ступени № 9 г. Енакиево »

Урок трудового обучения в 4 классе:

«Украшения в культуре народов мира. Изготовление изделий по образцам и инструкции. Цепочки из бисера»

Мендерова Т. Ю.

Тема: Украшения в культуре народов мира. Изготовление изделий по образцам и инструкции. Цепочки из бисера.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления знаний.

Предметное содержание и задачи урока : Обучение новым технологиям изготовления декоративно-прикладных изделий из бисера.

Расширение культурного кругозора: ознакомление с историческими традициями изготовления украшений и их ролью в культуре народов мира.

Формирование представлений о ритме и симметрии в узорах украшений и их значении в орнаментах народных изделий.

Развитие тонкой моторики, воображения, ассоциативно-образного мышления.

Развитие художественного вкуса, воображения.

Воспитание аккуратности, усидчивости, добросовестного отношения к работе.

Характеристика учебной деятельности учащихся : Воспринимать новую информацию по изучаемой теме, о бсуждать ее.

Решать задачи на завершение эскизов и составление схем цепочек из бисера с узором «колечки».

Упражняться в выполнении цепочки из бисера с узором «колечки».

Материалы, инструменты, оборудование:

У учителя: образцы цепочек из бисера;

У учащихся: нитка или тонкая леска, бисер

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожмите друг другу руки и пожелайте удачной работы.

- Сегодня мы с вами продолжим изучение ремёсел, которые дошли до наших дней из древности. Мы познакомимся с искусством изготовления украшений из бисера. На уроке вы не только освоите приёмы работы, но и узнаете много интересного о том., какую роль играли и играют украшения в жизни разных народов. Работа на сегодняшнем уроке потребует от вас терпения, внимания, аккуратности и, конечно же, творчества.

3. Беседа по теме урока и работа с презентацией.

- Как вы думаете, для чего человек создавал и использовал в соей жизни украшения? ( для красоты, для демонстрации своего положения в обществе, в качестве амулетов и талисманов)

Просмотр презентации

- Как по-вашему, для чего служат украшения в наши дни?

В изготовлении украшений как в древности, так и в наши дни соблюдалось правило: украшения делаются тщательно, узор строится с соблюдением ритма и симметрии элементов.

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Анализ способа работы и принцип построения узора.

Демонстрация учителем принципа построения цепочки узором «колечки» из отдельных бусин. Сопоставление со схемой на доске.

Одной из самых простых техник плетения бисером является цепочка «колечки». Узор действительно состоит из колечек, каждое из которых имеет со следующим две общие бусинки. Для выполнения цепочки потребуется одна иголка и одна рабочая нитка или леска длиной 1,5 м, бисер разного цвета. После того как все необходимые приготовления сделаны, можно приступать к плетению.

1. На нить нанизать 8 бисерин с самыми большими отверстиями. Это необходимо для того, чтобы при повторном, закрепительном прохождении нити иголка не застревала в дырочках.
2. После того как набраны 8 бисерин, через бисерину 1 справа налево продеть нитку и притянуть так, чтобы получилось колечко. При этом необходимо оставить от начала нитки хвостик длиной 15 см – он понадобится для закрепления цепочки.
3. Через бисерины 2, 3, 4, 5, 6 повторно продеть нить и как следует притянуть её. Первое колечко готово.
4. Нанизать следующие 6 бисерин – 9, 10, 11, 12, 13, 14.
5. Иголку продеть через бисерины 5, 6 и притянуть только что нанизанные бисеринки к предыдущему колечку. Получится второе колечко.
6. Через бисерины 9, 10, 11, 12 продеть нитку повторно так, чтобы она оказалась в исходном положении, из которого можно будет набирать следующее колечко.

Так плетётся цепочка «колечки». Выполняя её, важно не забывать как следует притягивать нитку – тогда натяжение во всех участках цепочки будет одинаковым и изделие не будет провисать.

- Ребята, обратите внимание, что одно и тоже расположение бусин в цепочке позволяет создавать разнообразные варианты узора за счёт различных чередований элементов по цвету.

6. Практическая работа учащихся.

7. Просмотр и обсуждение изделий.

- С чем может быть связано то обстоятельство, что украшения обнаруживаются почти во всех раскопках древних поселений человека, даже первобытных?

- Изготавливались ли украшения по каким-то правилам или каждый мастер мог придумывать их по своему усмотрению?

Сегодня на уроке я узнал…..

Сегодня на уроке я научился….

- Кто доволен свей работой, у кого всё получилось – поапплодируйте себе. Кто не очень доволен собой, кто чувствовал дискомфорт на уроке. – кивните головой.

Физминутка. "разогреваем ладони, открываем каналы для работы.

Сегодня мы будем выполнять изделие из бисера. Работа это сложная, требующая особого внимания от каждого, поэтому работаем дружно, не отвлекаем друг друга, но помогаем тем, кому трудно. В конце урока, проявив умение работать с бисером, фантазию, усидчивость, каждый должен выполнить изделие и получить оценку за работу.

3. Актуализация знаний. Что вы знаете об истории бисера?

а) Легенда. Купцы, идущие с караваном по пустыне ночевали и, чтобы не замерзнуть и приготовить ужин, развели костер и обложили его не камнями, их не было, а содой. А утром они обнаружили на кострище куски прозрачного материала - так было открыто стекло. Это было 6 тыс. лет назад.

б) В России царь Петр приказал построить завод где бы делали бисер, т.к. бисер привозили из-за границы и он был очень дорогой. Только через 30 лет ученый Ломоносов построил фабрику. Там сделали 41 картину.

в) Изделия из бисера выполняют не только женщины, но и мужчины. Великий поэт М.Ю.Лермонтов сделал своими руками шкатулку из бисера.

4. Сегодня мы будем выполнять изделие, которое спрятано в подарочной упаковке? Почему? Скоро Новый год.

Народная мудрость гласит "Дорог не подарок - дорого внимание!" Подарок сделанный своими руками, согретый сердцем и душой будет напоминать близким о вашей любви и участии.

Откуда появился этот браслет?

В 1970 годы в Западной Европе возникло молодежное движение "хиппи" (англ. "куча"). Они своим движением выражали протест против несправедливости буржуазного общества, проповедовали свободный образ жизни. Их атрибутами стали синие джинсы, длинные волосы, перехваченные тесемкой. В моде были заплатки на одежде, джинсовые куртки и брюки, декоративные украшения "фенечки" и "хайратники". Хиппи считали, что "фенечка" способна оградить от зла и болезней, принести удачу. Это талисман, который надо обязательно подарить другу, подружке, тогда он принесет удачу.

5. Анализ изделия.

Из чего состоит изделие? (из звеньев)

а) Какого цвета изделие? Можно ли выполнить другим цветом? Как?

ОИ - практическая работа.

б) Знакомо ли нам это плетение? Нет. Посмотрите на образец и подумайте, как оно выполнено?

ОИ - практическая работа.

6. Техника безопасности.

- Осторожно во время работы с ножницами.

- Не брать бисер в рот.

- Не рассыпать на пол, может стать причиной падения.

- Хранить бисер в пакетах-грипперах.

- Кто уверен, что справится с работой?

7. Готовность рабочего места. Все ли есть у вас для работы? Бусы, бисер, проволока, леска.

8. А для чего понадобился стеклярус? Как его можно применить? (заменить бисер в центре стеклярусом, тогда работу можно выполнить быстрее).

9. Физминутка: "Смотрим в небо", "Египтянин" "Упор ладоней" "Лошадка".

Форма урока: комбинированный урок (объяснительно-иллюстративный и репродуктивно-практический методы с элементами творческого).

Цель урока: обучить учащихся технике бисероплетения на станке.

Оборудование: компьютерная презентация, книги, журналы, инструкционные карты, станки, цветной бисер, иглы для бисера, нитки, ножницы, фломастеры, простые и цветные карандаши, линейка, ластики, корректирующие штрихи, тетрадные листы в клеточку, образцы – работы учащихся.

Методы обучения: рассказ, объяснение, демонстрация, инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа, работа с книгой, с инструкционной картой, применение компьютерной презентации, работа по образцу.

Время: 2 урока по 40 минут.

Ход урока

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация рабочих мест.

– Девочки, обратите внимание на мой браслет. Он сделан из бисера. Вам нравится? Правда, он красивый и необычный! Вы тоже можете создать такую уникальную вещь своими руками. Я научу вас. Тема нашего урока “Бисероплетение на станке”. Мы сегодня будем работать бисером. Давайте вспомним, что вы знаете о бисере.

– Как вы объясните человеку, который никогда не видел бисер, что это такое?

Ответ учащихся: блестящие цветные мелкие шарики из стекла с дырочками.

– Что означает слово “бисер”?

Ответ учащихся: в переводе с арабского “бусра” или “бусер” означает “фальшивый жемчуг”.

– Где впервые появился бисер?

Ответ учащихся: родина бисера – Древний Египет, где бисер возник 6000 лет назад.

– Из какого материала в старину производился бисер?

Ответ учащихся: из стекла.

– Какая существует легенда о возникновении стеклянного бисера?

Ответ учащихся: торговцы везли из Африки груз соды, высадились на ночлег на песчаный берег моря и разложили костер. Обложили очаг за отсутствием камней кусками соды, а утром обнаружили в золе прозрачные и твердые кусочки стекла.

– Главный центр производства бисера?

Ответ учащихся: Венеция.

– Почему только Венеция обеспечивала весь мир бисером, и он стоил очень дорого?

Ответ учащихся: Стекольные мастера держали в тайне секрет стекла и передавали его по наследству. Стеклоделие считалось почетным делом, а мастерам давали знатный дворянский титул. Государство получало большую прибыль от продажи бисера и стекла, поэтому разглашение состава стекла считалось государственной изменой, а сбежавших мастеров ловили и жестоко наказывали, вплоть до смертной казни.

Постепенно секрет производства бисера стал известен всему миру. Сейчас бисер производят специальные машины в большом количестве, он стал дешевым и разнообразным. Его теперь делают не только из стекла, но и из других материалов. И теперь мы с вами можем создавать красивые изделия. Сегодня на уроке вы научитесь плести браслет на станке. Такое бисероплетение еще называется ткачество. Почему оно так называется, вы мне должны объяснить в конце урока.

Бисероплетение – одно из самых увлекательных старинных народных искусств, очень популярное в наше время (слайд 1 презентации Приложение 1).

Каждый может научиться плести на станке, и сам своими руками изготовить подарок родным и близким. Такая работа может стать неплохим дополнительным заработком.

Здесь вы видите работы ваших сверстников: браслеты, колье, магнитик на холодильник, мини-картина. Эти изделия выполнены учащимися 5-6 классов (слайд 2).

Вы знаете, что все народы мира использовали бисер для украшения себя и своей одежды, в том числе и якуты. Вы здесь видите якутскую девушку, как она выглядела в старину, и современную якутскую красавицу в наряде от известного якутского модельера Августины Филипповой. Колье в якутском национальном стиле в той же цветовой гамме выполнила наша ученица 5 класса Атанова Ираида (слайд 3).

Зимой в наши лютые морозы под -45-50° можно спастись от холода только в меховой одежде (слайд 4).

Ноги будут в тепле, если обуть меховые унты. Они будут красивые и привлекательные, если украсить их бисерной вышивкой, которая называется билэ. Сейчас стало популярно пришивать на унты сплошные вышивки. Их проще выполнить на станке (слайд 5).

Станки бывают разные. Фабричного производства, которые продаются в магазинах. Они стоят недешево (слайд 6). Но можно сделать станок самим из подручных материалов (слайд 7). Наши мальчики в столярной мастерской делают такие станки (слайд 8). Сегодня мы будем работать на них (слайд 9).

Прежде чем начать работу, необходимо разработать проект будущего изделия: выполнить эскиз (рисунок) в цветном варианте, подобрать бисер (слайд 10).

Цвета бисера выбираем, пользуясь правилами цветового круга (слайд 11). Правильно подобранная цветовая гамма – одно из важнейших составляющих красивого гармоничного изделия. Три цвета, находящиеся на вершинах равностороннего треугольника, являются контрастными, яркими. Для гармонии один цвет надо взять как основной, а другие два – для акцентов как дополнительные. После того как нарисовали эскиз, необходимо подготовить станок (слайд 12).

Демонстрация. Заправка станка нитями основы. Объяснение технологии плетения на станке.

Как выполнить билэ для якутских унтов вы видите на слайде (слайд 13).

Сейчас у нас начнется практическая часть нашего урока.

Отгадайте загадки:

1. На труде я не скучала,
Я цветочки вырезала,
Разноцветные снежинки,
Птичек, звездочки, картинки.
Я – почти художница.
Помогли мне… (ножницы)

2. Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу… (иголка с ниткой)

Работать будем острыми инструментами, давайте повторим правила техники безопасности при работе с ножницами и иглой.

А теперь составим план, по которому вы будете работать.

Предварительный инструктаж при работе над эскизом. Выбор орнамента – геометрический или растительный (работа с книгами). Использование русских или английских букв (карта со шрифтами). Приложение 2.

Чтобы создать для детей ситуацию успеха, чтобы они успели самостоятельно выполнить несколько бисерных рядов, следует заранее подготовить станки, натянув нити основы.

Предварительный инструктаж при работе с бисерным станком. Технология работы на станке приводится в инструкционной карте. Приложение 3.

Во время самостоятельной работы учитель следит за работой учащихся и в случае типичных ошибок проводится текущий инструктаж. Слабым учащимся оказывается индивидуальная помощь. Следует поощрять взаимопомощь между учащимися. Обращать их внимание на самоконтроль и взаимопроверку.

В конце урока каждый оценивает результаты своей деятельности. Озвучиваются критерии качества работы. Анализ допущенных ошибок.

Задать главный вопрос: почему бисероплетение на станке называют ткачеством?

Ответ учащихся: по аналогии с производством тканей (активизация знаний по материаловедению). Ткань имеет нити основы и нити утка. Работу челнока выполняет иголка.

Озвучивается домашнее задание: выполнить эскиз браслета. Будет оцениваться необычность, оригинальность. Выставление оценок с аргументацией.

Читайте также: