Архалук как сшить

Обновлено: 24.06.2024

О том, что из себя представляет армянский национальный костюм, я писала здесь (о женском костюме) и здесь (о мужском). Сегодня подробнее остановимся на том, какими способами армяне украшают нижнее и верхнее платье, а также шаровары и головной убор.

Прежде чем перейти к описанию украшений, нужно оговориться, что исторически сложилось так, что западноармянский костюм в большей степени изобилует вышивкой и декором по сравнению с костюмом восточных армян.

Мужской комплекс

Разумеется, женский костюм гораздо наряднее мужского, но тем не менее, мужской тараз не лишён украшений, ведь по внешнему виду мужчины всегда можно было судить о его социальном статусе, происхождении и благосостоянии. Так, основными акцентами в мужском костюме являются верхние шаровары и верхняя одежда — архалук или чуха. Эти элементы одежды и украшали, как могли. К примеру, довольно распространённым было наличие у шароваров ярких атласных лампасов, вышитых традиционным орнаментом — излюбленным геометрическим мотивом, состоящим из ромбов разного размера и цвета.

Как украшают армянский национальный костюм? Мужской тараз, фото № 1

На этой фотографии также представлена разновидность верхней одежды — безрукавный жилет, на груди украшенный вставками с аналогичными геометрическими мотивами. Такие жилеты носили мужчины Западной Армении, а вот чуха и архалук скорее характерны для восточных армян.

Архалук представляет собой длиннополую атласную верхнюю одежду, застегивающуюся встык на ряд застежек от шеи до талии, далее распашную. Сам архалук, как правило, лишён украшений, но вот пояс, которым он фиксируется, зачастую можно назвать настоящим произведением искусства: это тонкой работы серебряный ремень или кожаный ремень с серебряными накладными монетами и серебряной пряжкой.

Как украшают армянский национальный костюм? Мужской тараз, фото № 2

Как украшают армянский национальный костюм? Мужской тараз, фото № 3

Говоря «как правило», мы все равно понимаем, что находились обеспеченные представители армянского народа, стремившиеся украсить не только «аксессуары» своего костюма, но и саму одежду. Поэтому архалук тоже иногда был очень выразительным: по краю полы его декорировались вышивкой растительного орнамента, а рукава, которые могли быть как распашными, так и цельными, обшивались яркой лентой, а иногда шелковым шнуром:

Как украшают армянский национальный костюм? Мужской тараз, фото № 4

Чуха же сама по себе является предметом одежды, которую носили только взрослые мужчины, поэтому она выступает своеобразным маркёром статуса и более богато украшена, нежели архалук. Отличительной чертой чухи является наличие на груди газырниц — кармашков с патронами, исторически имевших практическое значение и впоследствии его утративших и превратившихся в элементы декора. Газырницы также обшивались лентами в тон прочим украшениям наряда, как правило, серебристыми или золотистыми.

Как украшают армянский национальный костюм? Мужской тараз, фото № 5

И, наконец, головной убор. Речи о мужском головном уборе восточных армян в этой теме не пойдёт — основным ее видом выступает меховая шапка папаха, лишенная каких-либо украшений, а вот с головным убором западных армян все обстоит иначе. В частности, западноармянский головной убор обычно акцентный и пестрый:

Как украшают армянский национальный костюм? Мужской тараз, фото № 6

Он не только украшен большим количеством геометрических узоров, но и сверху по диаметру обматывается горячо любимыми армянами скрученными шнурами, которые они умело используют и как пояс для нижних штанов, имеющий на концах разноцветные кисточки, и как элемент головного убора.

Это письмо пришло в редакцию от Славы Сафаряна — нашего постоянного читателя. Автор прислал фотографию для проекта «Армянский код», но объяснил, что действует по поручению Светланы Микаэлян — родственницы человека, изображенного на фото. Согласно условиям проекта, снимок сделан до событий 1915 года.

Мастер по пошиву чоха-архалуков Петрос Абрамян. © Светлана Микаэлян

Мастер по пошиву чоха-архалуков Петрос Абрамян. © Светлана Микаэлян

Присланная фотография оказалась хоть и размытой по качеству, но весьма интересной по фактуре и этнографическому содержанию. Перед нами предстал молодой ремесленник с щеголевато подвёрнутыми усами. Это — Петрос Абрамян, отец Тиграна Петровича Абрамяна, погибшего в годы Великой Отечественной войны в Краснодарском крае.

«Петрос Абрамян — мой дедушка», — рассказывает Светлана Микаэлян (она 1940 года рождения). «Он был выходцем из Нагорного Карабаха, однако жил в Тбилиси, работал в пошивочной мастерской», — делится биографическими сведениями об отце с читателями Армянского музея Москвы автор рассказа.

По словам внучки, её дед, Петрос Абрамян, был мастером по пошиву чоха-архалуков, о чем ярко свидетельствуют портняжьи ножницы, заткнутые за пояс. Ножницы различимы в нижней части фото.

Чоха-архалу́к (арм. արխալուղ) — кавказский плотно прилегающий к телу кафтан, сшитый по талии и обладающий высоким стоячим воротником. Для шитья архалуков использовали дорогие ткани — кашемир, атлас, сатин. В качестве пояса архалук дополняли кушаком. Некоторые архалуки застегивались очень высоко — до самой шеи. Вероятно, и сам Петрос Абрамян одет в такой архалук и подпоясан кушаком. Снявшись в этой одежде и с ножницами за поясом, он как бы демонстрирует свои профессиональные возможности потенциальным заказчикам.

Армянский мужской архалук. Лори, конец XIX века.Источник: wikipedia.org

Армянский мужской архалук. Лори, конец XIX века.

Архалук или чоха?

В Восточной Армении архалуки носили издревле. Исследователи об этом судят по изображениям на надгробных плитах и в средневековых миниатюрах.

Уже во времена Петроса Абрамяна, в конце XIX – начале XX века, архалух был распространён повсеместно. Этот кафтан носили с отрочества — лет с 10–12-ти. В основном, мальчики и мужчины.

Архалуки по покрою — это распашная одежда до колен с цельнокроеными передними полочками и отрезной приталенной спинкой, которая в талии собиралась в сборку либо пришивалась из нескольких клиньев. Простроченный вместе с прокладкой сверху донизу рядом вертикальных швов архалух от воротника до талии застёгивался встык на ряд крючков.

Историк Н.Х. Авакян отмечает, что украшением архалука служила тесьма-галун в тон основной материи, которой обшивали воротник, разрез груди, края подола и рукавов. В купеческой среде Еревана наряду с тесьмой широко использовали дорогостоящий шёлковый шнур, что было престижно.

Чоха из Тавуша. Источник: wikipedia.org

Чоха (или чуха) — вид рубахи, похожей на архалук, но имевшей более широкое функциональное назначение. Из современной одежды чоху можно сравнить с пальто. Чоха шилась из плотных тканей и служила верхней одеждой, преимущественно на выход.

«На большинстве старинных фотографий XIX – начала XX века чаще всего встречаются снимки армян именно в чохе. Она считалась обязательным элементом костюма жениха. Говорят, даже если жених был из бедной семьи, чоху брали напрокат у родственников или соседей. Чоха была костюмом инициации мальчика во взрослого мужчину. Право ношения чохи символизировало собой вступление в совершеннолетний возраст. Мальчикам шили в Армении их первую чоху в 15 лет», — говорит исследователь.

«Имперский архалук»

Pushkin.jpg

Кстати, кавказские архалуки как дорожная и домашняя одежда были очень популярны среди русской интеллигенции в России XIX века. В России архалуком называли халат со стоячим воротником. Архалук в России был частью мужского гардероба. Однако на Кавказе в специально сшитых архалуках ходили и женщины.

О.А. Кипренский. Автопортрет, 1828. Источник: wikipedia.org

Этот вид одежды отображен на картинах художников XIX века. Можно вспомнить «Автопортрет» Ореста Кипренского, на котором художник запечатлел себя в архалуке. А на картине Карла Мазера мы видим посмертный портрет Пушкина в клетчатом архалуке. Александр Сергеевич, по воспоминаниям его современников, в день дуэли надевал его.

Авакян Н.Х. Армянская народная одежда (XIX – начало XX в.). Ереван, 1983. Стр. 61–62.

Алла Ервандовна Тер-Саркисянц. «Армяне Нагорного Карабаха». Стр. 628, 629.

Лисициан С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении ǁ КЭС. 1955. Т. I. С. 182–264.

Национальный костюм – это культурное, историческое, фольклорное наследие определенного народа, передающееся из поколения в поколение. Армянский костюм как нельзя лучше подчеркивает традиции и историю своего народа.

История армянского народного костюма

История армян как народа начинается в IX веке до н.э. с создания Урартского царства. Эта нация на протяжении всего своего существования постоянно подвергалась нападениям иноземцев и гонениям с освоенных территорий, а также пережила немало тяжелых лет господства иностранных государств. Захватнические войны перемежались с мирными периодами, когда культура и традиции испытывали расцвет. Поэтому костюму армян присущи как элементы для ношения оружия, так и детали, заимствованные от одежды народов, с которыми они взаимодействовали (персы, татаро-монголы, византийцы, иранцы, арабы, греки, китайцы). Причем во время войны с персами армяне условно поделилась на западных и восточных. Этот раскол повлиял в дальнейшем на особенности национального костюма тех и других.

Пройдя долгий исторический путь, претерпевая множество метаморфоз, армянский народный костюм, описание которого будет представлено вашему вниманию в статье, сохранил свою самобытность.

армянский народный костюм

Женский костюм

Женский армянский народный костюм «тараз» традиционно состоял из длинной рубахи, шаровар, архалука или платья и передника (не во всех районах).

Рубашка, или «халав», была белого (на западе) или красного (на востоке) цвета, длинной, с боковыми клиньями и прямыми рукавами. Горловина «халава» была круглой, грудь открывалась продольным вырезом, украшенным вышивкой. Под рубашкой носили нательные штаны «похан» красного цвета со сборкой внизу. Открытая их часть украшалась вышивкой «под золото». Сверху надевали «архалук» - длинный кафтан яркого (зеленого, красного, фиолетового) цвета. Покрой архалука предусматривал застежку только на талии, красивый вырез на груди и разрезы от бедра по бокам, разделяющие его подол на три части. «Гогноц», или передник, носили армянки западных районов. В восточных районах он не был обязательным атрибутом костюма. Рубашка и штаны шились, в основном, из хлопка. Архалук мог быть шелковым, ситцевым или сатиновым. Качество ткани зависело от финансовой обеспеченности семьи.

В праздничные дни армянки надевали на архалук нарядное платье «минтану». «Минтана» силуэтом повторяла покрой архалука, но на платье отсутствовали боковые разрезы. Рукава платья с разрезами от локтя до запястья были окантованы красивой тонкой тесьмой с застежкой-пуговицей либо браслетом.

В западных районах одежда женщины отличалась большим многообразием. Вместо архалука носили платье, крой которого предусматривал боковые разрезы от линии бедер, а также расклешенные рукава. Называли такое платье «антари» или «зпун». Шили его из хлопка и из шёлка.

Сверху «антари» надевали еще платье без боковых разрезов, называемое «джуппа», «хрха», «хатифа» или «путали». Все эти разновидности платьев отличались кроем и тканью. Единой их особенностью было то, что из-под рукавов платья должны были открываться рукава «антари».

«Гогноц» - передник с тонким пояском, содержащий элементы вышивки из яркой тесьмы. На поясе вышивались слова: «На доброе здоровье».
Поверх архалука или платья обязательно повязывался широкий пояс либо заменяющий его шарф из шелка или из шерсти. Богатые армянки носили золотые и серебряные пояса.

При выходе из дома женщине надлежало надеть покрывало, закрывающее все тело. Оно было соткано из тонкой шерстяной ткани. Молодые девушки носили покрывала белого цвета, а зрелые женщины выбирали синие оттенки.

В холода армянки согревались длинным теплым пальто из красного бархата, отделанного мехом лисы или куницы.

армянский народный костюм фото

Женские украшения

Украшения занимали не последнее место в образе армянской женщины. Ювелирные изделия собирались на протяжении всей жизни и передавались по наследству из поколения в поколение.

Украшения носили на различных частях тела: на шее, на груди, на руках и ногах, ушах, на висках и на лбу. В некоторых племенах в нос вставляли украшение из бирюзы.

Головные уборы армянок

Головные уборы армянок западной и восточной Армении сильно разнились.
Восточные армянки носили невысокую шапочку, выполненную из хлопковой ткани, пропитанной клейстером. На шапочку впереди располагали ленту с цветочным или геометрическим орнаментом. Под шапочку на лоб повязывали ленту с драгоценными монетками, а виски украшали шариками или кораллами. Сверху повязывали белый платок, закрывающий затылок, шею и часть лица. А сверху покрывали платок зеленого или красного цвета.

Западные армянки предпочитали носить высокие деревянные ободки – «котики» и «варды». «Котик» в передней части был обшит бархатом с жемчужной вышивкой, изображавшей небо, звезды и солнце. На бархат нашивали амулеты из серебряных пластинок. «Вард» отличался лишь вышивкой, изображающей райский сад, птиц и цветы. С боковых сторон «варда» крепили по одной большой пуговице, на лоб надевали ленты с двумя рядами золотых монет, в центре красовалась самая большая монета. Височную часть украшали нитками жемчуга. «Вард» носили сверху красной шапочки с кисточкой.

Незамужние девушки заплетали множество косичек вперемешку с шерстяными нитками, чем придавали объем прическе. Косички украшали шариками и кисточками. Голову прикрывали в восточной части платком, а в западной – войлочной шапкой без кисточки.

армянский народный костюм женский

Мужской народный костюм

В комплект национального мужского костюма восточных армян входили рубашка, шаровары, архалук и «чуха».

«Шапик» - это сшитая из хлопка или шёлка, с низким воротником, на застежке сбоку рубашка. Затем армяне надевали широкие шаровары «шалвар» из хлопчатобумажной или шерстяной ткани синего цвета. На талии в шов «шалвар» вставляли тесьму с кисточками на концах. Сверху «шапика» и «шалвар» носили «архалук». Архалук из хлопка или из шёлка застегивался на крючки или маленькие пуговицы, начиная от воротника-стойки и заканчивая подолом до колен. Затем на «архалук» надевали «чуху» (черкеску). Черкеска была длиннее «архалука», шилась из шерстяной ткани и обязательно надевалась мужчиной при выходе из дома. Крой черкески предполагал длинные откидные рукава и подол, присборенный на талии. Подпоясывали «чуху» кожаным или наборным серебряным поясом. В зимний период мужчины носили длинные овчинные шубы.

Гардероб армян западных районов несколько отличался от их восточных соседей. Мужской армянский народный костюм здесь состоял из рубашки, шаровар, кафтана и куртки.

В западных районах ткань для рубашки, наряду с хлопком и шёлком, ткали из козьей шерсти. Шаровары «вартик» были заужены внизу и обмотаны тканью. Вместо архалука поверх рубахи надевали кафтан «елек», а на него - верхнюю цельнокроеную куртку «бачкон». «Бачкон» перевязывали в несколько слоев на талии широким шарфом из ткани. В слоях ткани хранили оружие, деньги, табак. В холодное время года согревались безрукавками из козьего меха.

армянский народный костюм раскраска

Головной убор армянина

Мужчины носили разнообразные шапки из меха, шерсти или ткани. В восточной Армении доминировали каракулевые шапки. Некоторые представители народа носили папахи в виде конуса с красным шелковым острием. На западе носили вязаные из однотонной или разноцветной (с преобладанием красной) шерсти шапки в виде полусферы. Сверху на такие шапки повязывали скрученный жгутом платок.

Обувь

Самым распространенным видом обуви у армян, как мужчин, так и женщин, были сделанные из кожи крупного рогатого скота лапти «трех». Трех отличались заостренными носами и длинными шнурками, опоясывающими голень до колена. Важным элементом костюма были носки. Их вязали как однотонными, так и цветными. Женские носки «гулпа» были неотъемлемой частью традиционного костюма армян. Их история началась еще с начала существования Урартского царства и сохранялась вплоть до середины XX века. Носки даже входили в состав приданого невесты. Мужские «ноговицы» или «обмотки» также вязали из цветной шерсти либо шили из ткани. Их надевали поверх носков и зашнуровывали.

В качестве выходной обуви у женщин были остроносые туфли без задника и на небольшом каблуке. Они шились из кожи, подошва была твердой. Такого рода туфли были представлены множеством моделей. В любом случае под обувь женщина должна была надеть носки, чтобы соблюсти рамки приличия.

«Трех» чаще можно было встретить в сельской местности, в городе же мужчины носили кожаные черные сапоги, а женщины – кожаные туфли.

Обувь в западной части немного отличалась. Здесь мужчины и женщины носили остроносые туфли «солер», на каблучок которых прибивали подкову. Женские туфли были желтого, зеленого, красного цветов, мужчины – красного и черного. Также популярностью пользовались сапоги на плоской подошве, сверху которых обували туфли без задника на каблуке. Мужчины, помимо туфель, носили сапоги из красной кожи.

как нарисовать армянский народный костюм

Цвета в армянском национальном костюме

Армянский народный костюм, фото которого вы видите в статье, отличается яркостью и насыщенностью цветов. У мужчин цветовая палитра более сдержанная, чем у женщин, преобладают темные или белые оттенки. У восточных армян цвета в одежде представлены более разнообразно, нежели у западных.

Женская одежда, в основном, представлена двумя цветами: красным и зеленым. Каждый цвет – определенный символ. Красный испокон веков считался цветом благополучия, любви и плодородия. Зеленый цвет отождествлял весну, расцвет и молодость. Свадебный наряд армянки сочетал в себе оба этих цвета. Красный цвет был символом брака, поэтому замужняя женщина носила передник красного цвета.
Пожилые женщины носили одежду синих тонов. Синий цвет означал старость, смерть. Для армян он слыл цветом траура. И вместе с тем, славился целительной силой от сглаза и порчи. Синий цвет использовали для заговоров местные маги.

Черный цвет ассоциировался с нечистью. Черную одежду носили в дни траура. Молодым женщинам разрешалось носить черную траурную одежду только после смерти мужа. В остальных случаях это считалось опасным из-за страха потерять детородную функцию.
Белый цвет, наоборот, особо почитали, считая его благословенным. Белое одеяние, например, сопровождало крещение младенца и похороны усопшего.

Желтого цвета армянки избегали, считая его цветом старения, недугов, ассоциировали его с желтым цветом желчи.

армянский народный костюм описание

Орнаменты в национальном костюме армян

Орнаментальная раскраска армянской одежды – это не только воплощение культурных ценностей, но и своеобразный рассказ об истории народа, о красоте края, в котором этот народ проживает, о том, чем он живет и занимается.

Исторически сложилось так, что орнаментальная символика имела, прежде всего, магическую направленность. Орнаменты и узоры были расположены вокруг открытых участков тела (шеи, рук, ног), будто защищая своего хозяина от нечистой силы. Такой же смысл был у поясов, передников, нагрудников, носков. Армянские мастерицы использовали различные техники нанесения орнаментов: вышивку, аппликации, вязание, набойки. Материалы также отличались разнообразием: бисер, пуговицы, бусины, различного качества нитки (в том числе золотые и серебряные) и, что удивительно, чешуя рыб.

Орнаменты на армянский народный костюм наносили на одну из следующих тематик:

  • флора;
  • фауна;
  • геометрические фигуры.

Также изображали рисунки, изображающие здания, в частности, церковь.

армянский народный костюм мужской

Растительный орнамент

Из растительности чаще всего вышивали деревья, веточки, листья. Деревья были объектом поклонения у армян, так как считались символом плодородия, материнства. Волнистые линии, означающие ветви, наносили на кайму передников, и это символизировало бессмертие духа.

Изображения цветков наносили на одежду невинным девушкам как знак непорочности и юности.

Часто в орнамент включали миндалевидные узоры, которые, согласно поверьям, уберегали от злых людей.

Изображения животного мира

Из мира фауны можно заметить изображения змей, петухов, рогов парнокопытных. Рога обозначали плодовитость, богатство. Змеи изображались не только на одежде, но также и на оружии, предметах быта, украшениях. Змея была символом благосостояния, семейного счастья.

Петух особо почитался у армян и был, скорее, покровителем жениха и невесты на свадьбе. Перышки петуха присутствовали в свадебном головном уборе мужчины.

Геометрические орнаменты

Из геометрических узоров преобладали круги, квадраты, ромбы, треугольники и кресты. Все фигуры несли в себе определенную интерпретацию.
Круг, похожий на яйцо, зародыш, символизировал жизнь, выполнял защитную функцию.

Квадрат также слыл оберегом. Его изображение несло глубокую смысловую нагрузку. Четыре стороны можно сопоставить с фундаментальными понятиями, связанными с четверкой – стороны света, сезоны в году, количество стихий. Пересечение горизонтальных (женские линии) и вертикальных линий (мужские линии) несут в себе обозначение оплодотворения. Поэтому крест и квадрат символизируют плодородие.
Ромбы и треугольники наносили преимущественно на женскую одежду. Они символизировали мужское (вершина треугольника направлена вверх) и женское (вершина треугольника направлена вниз) начала. Ромб обозначал их слияние в единое целое, что также обозначало плодородие.

Как нарисовать армянский народный костюм?

Нарисовать любой народный костюм достаточно сложно. Армянский же, из-за наличия сложных орнаментов, множества деталей, в сто крат труднее. Но попробовать стоит, ведь результатом станет рисунок, открывающий все великолепие наряда. Нужно аккуратно и тщательно пройти несколько этапов:

  1. Сделать набросок, обозначающий все основные элементы костюма, соблюдая пропорции.
  2. Нарисовать все детали костюма, не исключая мелочей.
  3. Нужно показать на рисунке изгибы, волны, светотень.
  4. Прорисовать узоры, орнаменты и украшения.
  5. Раскраска армянского народного костюма должна быть проведена после изучения сочетания национальных цветов.

Чтобы познать многогранный мир великой армянской культуры, достаточно изучить все мельчайшие детали национального костюма этого народа. Каждый элемент даст ответ на многие вопросы. В армянском народном костюме сплелись воедино красота, любовь к жизни, к родине, море позитивной энергетики и, конечно, мужество и единство народа.

История костюма насчитывает тысячи лет. Она развивалась в десятках стран по-разному: где-то – независимо и обособленно, а где-то – изменяясь под вкусы людей.Традиционный костюм, помимо основной своей функции, мог рассказать окружающим о месте проживания носящего его человека, о его деятельности, истории его рода, семейном статусе и многом другом.

Особенности армянского костюма, фото № 1

Развитие традиционного костюма и зарождение самой страны нераздельны, так и армянский национальный костюм (тараз) начал собственное возникновение примерно три тысячи лет назад, в век рождения Урартского царства.

Особенности армянского костюма, фото № 2
Особенности армянского костюма, фото № 3
Особенности армянского костюма, фото № 4

Немного истории

Урарту – государство, расположенное на Армянском нагорье в IX до н. э. Бесспорно, у объединенного множества племен имелись собственные отличительные черты костюма, но, к сожалению, сведений о них не сохранилось.

Особенности армянского костюма, фото № 5
Особенности армянского костюма, фото № 6
Особенности армянского костюма, фото № 7

Следом за Урартским царством в 189 г. до н. э. пришло Арташесидское царство, объединившее абсолютное большинство людей, считающих армянский своим родным языком. В Армении быстро росло искусство мастеровых, развивались рыночные отношения с Ираном, индийскими народами и китайцами, городами близ Средиземного и Черного морей, и все это влияло на наряды жителей солнечной Армении.

Особенности армянского костюма, фото № 8
Особенности армянского костюма, фото № 9

Крещение государства втянуло Армению в противостояние с Византией. Знаний о народном костюме за этот период сохранилось очень немного, но доподлинно известно, что дворянство предпочитало наряды персидского двора, в то время как остальное население одевалось вполне обыденно.

Особенности армянского костюма, фото № 10

В промежуток Арабского влияния (640-885 гг.) часть купеческого сословия и князей переняли некоторые детали арабских одежд. 1080-1375 гг. привнесли в народный костюм Армении детали европейских костюмов. Татаро-монгольские набеги XIII-XIV вв., так же не оставили национальные одежды армян без изменений. Во время персидских войн три четверти Армении были захвачены Османской империей, однако остальные земли были по-прежнему подконтрольны Ирану, что, в свою очередь, тоже оказало свое влияние.

Таким образом, костюм, проходя сквозь время, войны и мирные времена, времена роста и упадка, заимствуя и отдавая, принимал собственный неповторимый вид.

Особенности армянского костюма, фото № 11
Особенности армянского костюма, фото № 12
Особенности армянского костюма, фото № 13

Женские модели

Основой женского гардероба являлись: просторная сорочка – халав с косыми обоюдными вставками, обширными прямыми рукавами, овальным проёмом горловины и выемом на груди, алого цвета у жителей востока страны, и светлого – у армян, живущих на западе, а также шаровары – похан, сшитые из красного хлопка и собранные у щиколоток. Поверх одевался дамский архалук ярких расцветок, к примеру, синего, зеленого либо виноградного оттенка, а на груди имелся продолжительный выем.

Особенности армянского костюма, фото № 14
Особенности армянского костюма, фото № 15
Особенности армянского костюма, фото № 16

Запахивался он лишь на талии. Ниже пояса на архалухе, делалась пара вертикальных вырезов по бокам, и выходило, что у архалуха три полы: первая, крупная, позади, и пара поменьше – по бокам. Потому женский архалук имеет еще одно обозначение – «ерек пешкани», что с армянского переводится как «три полы».

В торжественные дни, на архалух надевалось платье – минтана, которое почти никак не отличалось от архалука, только было лишено боковых разрезов. На пояс повязывали шарфик из красивых тканей или шерсти, впоследствии сменённый поясами из серебра и золота, а рукава сорочки застегивались на шарообразные пуговицы. Сверху при выходе из дома накидывалось большое покрывало, изготовленное из тонкой шерсти. У пожилых женщин оно было синего оттенка.

Особенности армянского костюма, фото № 17
Особенности армянского костюма, фото № 18
Особенности армянского костюма, фото № 19
Особенности армянского костюма, фото № 20

В западных регионах Армении вместо архалуха одевали пошитое из шелка либо батиста платье с вырезами ниже талии, называемое «антари». В зимний период поверх одевали джуппу – другой наряд, без обоюдных пройм. Джуппа, большей частью, была пошита из темно-синего сукна.

Особенности армянского костюма, фото № 21
Особенности армянского костюма, фото № 22
Особенности армянского костюма, фото № 23

Важным фрагментом наряда женщины являлся шитый тесьмой фартук с узким тканым пояском – гогноц. Абсолютно все облачение дам обладало изысканным шитьём, в богатых семьях вышивание выполнялась серебром или золотом.

Особенности армянского костюма, фото № 24

Свадебные одежды

Особенности армянского костюма, фото № 25
Особенности армянского костюма, фото № 26
Особенности армянского костюма, фото № 27

Свадебный наряд у армян отличался лишь более дорогими тканями, а также иными цветовыми решениями. Важным элементом на свадьбе являлись серебряные пояса, вручаемые родителями невесты в процессе венчания.

Особенности армянского костюма, фото № 28
Особенности армянского костюма, фото № 29
Особенности армянского костюма, фото № 30

Головные уборы и аксессуары

Головные уборы Армении достаточно разнообразны. Мужские разнились в зависимости от мест проживания: на востоке - меховые, на западе - вязаные и тканевые. Лорийцы любили большие невысокие папахи, зангезурцы – папахи значительнее, теснее и менее пышные. Городской народ носил высочайшие шапки цилиндрической формы. У жителей западных регионов получили обширное хождение головные уборы в форме полусферы, вязанные из нитей одного оттенка, обмотанные поверху перекрученным платком.

Особенности армянского костюма, фото № 31
Особенности армянского костюма, фото № 32
Особенности армянского костюма, фото № 33

Время от времени шапки были связаны из цветных нитей с преобладанием красной расцветки, имели конусообразную форму с усечённым верхом 15-20 см вышиной и носились без платка. Одевали и остроконечные (как у располагающихся неподалёку курдов и ассирийцев) уборы, в форме конуса, войлочные шапки, оборачивая верх разноцветным либо однотонным платком, расшитым сказочным геометрическим или цветочным орнаментом.

В восточных регионах страны женщины одевали шапочки напоминающую «башенку», в высоту от восьми до двадцати сантиметров, склеенную из слоёв хлопковой ткани. В различных регионах страны это убранство называлось по-разному: «палти» (районы Арцах, Сюник), «пали», «поли» (местности Мегри, Агулис), «баспинд» (области Еревана, Аштарака). Баспинд укрывал часть лба, фронтальную сторону "башенки" скрашивали лентой с вышивкой. Как и на большинстве национальной одежды Армении, традиционная вышивка, украшавшая баспинд, имела геометрический либо растительный узор.

Особенности армянского костюма, фото № 34
Особенности армянского костюма, фото № 35
Особенности армянского костюма, фото № 36

Под баспинд, на лоб повязывали ленту с закреплёнными монетами, сделанными из драгоценных металлов, у висков крепились украшения, состоящие из серебряных шариков, кораллов, которые почти полностью прикрывали волосы. Столь необычный головной убор повязывали сложенными по диагонали белоснежными платками из хлопковой ткани, охватывающими шею и часть лица до самого носа. Изначально платки были белоснежным, а впоследствии – красноватыми либо зеленоватыми. Углы туго завязывались на затылке. Поверху баспинд прикрывали цветной шалью, скрепленной цепочкой из драгоценного металла.

Особенности армянского костюма, фото № 37
Особенности армянского костюма, фото № 38

Элегантным дополнением к головному убору служили крупные пуговицы под названием «котош». Чело хозяйки такого украшения венчал налобник рядами золотых монет и заметной крупной монетой по центру, у висков крепили затейливые жемчужные украшения, заканчивающиеся тончайшими золотыми пластинами. Столь интересное драгоценное украшение молодой жених преподносил юной невесте в день бракосочетания. Вард, как правило, венчал алую шапочку под названием «фес» со свисающей позади шёлковой кистью.

Особенности армянского костюма, фото № 39

Подобный головной убор не снимался в течение продолжительного времени. Ночью женщина спала, подложив под голову небольшой тюфяк. Снимать баспинд старались лишь в отсутствии мужчин, так как в Армении, как и в большинстве восточных стран, возбранялось показываться с непокрытой головой перед посторонними.

Особенности армянского костюма, фото № 40
Особенности армянского костюма, фото № 41
Особенности армянского костюма, фото № 42
Особенности армянского костюма, фото № 43

На западе Армении девушки украшали головы различными ободками и различными шалями. Высокие, сделанные из дерева ободки именовались «котик» или «вард». Он ошивался бархатом, жемчугом или украшался классическим шитьём, излюбленной тематикой коего являлись небо, солнце и звезды. В дальнейшем к вышитой части котика крепили изящные пластины-талисманы. Увенчанная таким образом самая нарядная деталь котика именовалась «махча» или «кнар».

Особенности армянского костюма, фото № 44

Вард изготавливали из тонкой ткани, проклеенной в несколько слоёв. Также он богато украшался изысканной материей, драгоценными металлами и затейливым орнаментом. Излюбленной тематикой узоров были сады, необыкновенные птицы, роскошные цветы.

Особенности армянского костюма, фото № 45
Особенности армянского костюма, фото № 46
Особенности армянского костюма, фото № 47

Молодые незамужние девушки заплетали огромное количество тонких кос, число которых доходило до сорока. Чтобы удлинить их и сделать причёску более богатой, в косички умело вплетались шерстяные нити в тон волос, и украшались серебряными шариками, а также кистями. Восточная армянка прикрывала голову цветными накидками, а в западной части Армении женщины предпочитали носить войлочную шапочку под названием «гтак», имеющую форму ведёрка.

Особенности армянского костюма, фото № 48

К сожалению, в наше время национальные костюмы во многих странах из-за обилия универсальной европейской одежды не так популярны или не используются вовсе. Конечно, для танцев, театра, киносъёмок и обычных празднеств, они до сих пор незаменимы, но все меньше и меньше встречаются нам в повседневной жизни. Но костюм забыт не будет. Как и сами народы, национальный костюм со временем принимает новые формы, впитывает идеи, и вскоре вновь войдет в повседневность другим, но по сути, – все тем же.

Я тут отвлеклась на свадебные темы, а на самом деле, сейчас больше увлечена темой костюма XIX века. Так что, этим постом начинаю вас мучить рассказами о моде тех лет. Начну с мужчин.

На протяжении всего 17 столетия в мужской моде царила роскошная одежда, сделанная из дорогих тканей разных цветов, оттенков и фактур: шелка, парчи, бархата, кружева. Она была обильно декорирована вышивкой, тесьмой и драгоценными камнями. В XIX веке все становится сдержаннее - костюмы и пальто шьются, как правило, из темной шерсти, сорочки - из белого хлопка. Возможности для использования фактур и цвета стали ограниченными, последними оплотами роскоши оставались галстуки, жилеты и домашние халаты.


Waldmuller Emanuel Ritter von Neuwall 1841

С XVIII по XIX век мужчины в Европе носили халаты только как сугубо домашнюю одежду, не для посторонних глаз. Хотя баньяны или la robe de chambre en indienne, сшитые из восточных тканей, были порой очень дороги и красивы


Первые денди XIX века призывали к "заметной незаметности" - не шить аляповатые кафтаны, не носить сложные парики, а одеваться скромно, сдержанно, элегантно и больше внимания уделять личной гигиене. Денди ценили крой и качественный пошив, а не яркость и дороговизну материала.


Но это не значит, что мужчины в одежде стали аскетами. Напротив, сдержанный образ на публике компенсировался утонченно - изысканным дома.


В начале 19 века, в ту пору, которую писатели и художники назвали "романтизмом", вошло в моду принимать у себя друзей - мужчин в неформальной, вальяжной обстановке, одетым в роскошный восточный халат.




1820 - 1830 гг. шелк


Дома хозяин с удовольствием демонстрировал свой вкус и положение в обществе.



Князь Василий Фёдорович Гагарин 1810

Сибарит, денди, артистическая натура, разочаровавшийся в жизни - мужчины сами придумывали себе образ.




Халаты шили из разных тканей - шелка, фланели или бархата.


Тропинин Василий Андреевич. Портрет молодого человека в зеленом халате. 1839 г.

Они часто имели стеганую подкладку для дополнительного тепла.


Особенно были популярны "турецкие" халаты.


Amos Lawrence. about 1845. By Chester Harding



Полный комплект домашней одежды респектабельного мужчины выглядел так:


И кроме халата, включал в себя "курительную шапочку" и вышитые домашние туфли.


Такая шапочка не только стилистическая часть костюма, она защищала волосы от табачного дыма.


PORTRAIT OF GENT WITH FEZ

Но часто шапочку носили просто для тепла.



П.А. Федотов. Завтрак аристократа. 1849-1850

Такие шапочки с удовольствием шили и вышивали в подарок любящие женщины.


В качестве "курительных шапочек" достаточно часто выступала феска.


Constantin Hansen Et selskab af danske kunstnere i Rom. 1837 г.

Ну а завершали костюм вышитые туфли, часто без задников (мули).




В Европу любовь на этот "турецкий стиль" (Turguerie) пришла в конце 18 века. В немалой степени этому способствовал лорд Байрон, посетивший Турцию.


Увлечение европейцев восточной роскошью повлекло за собой повальную любовь к табаку и курительным трубкам.





Россия не осталась в стороне от европейской моды:

"К окну поспешно он садится,
Надев персидский архалук;
В устах его едва дымится
Узорный бисерный чубук" (М. Лермонтов)


Как пишет Р. М. Кирсанова в своей книге "Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века": "Архалук - в России XIX в. мужской кафтан без пуговиц и не имеющий плечевых швов, т.е. сшитый не из раскроенных кусков ткани, а из сложенного вдвое материала, в котором первоначальная ширина полотнища и определяет, как будут вшиты рукава. Архалуки шили из плотной шелковой или хлопчатобумажной ткани, как правило, с орнаментом в виде разноцветных полос.


О. Кипренский. Автопортрет

… В середине XIX в. название архалук обозначало уже всякий полосатый халат, а не только одежду определенного покроя". Потом из него ушли не только крой, но и полоски, а название осталось. В таком архалуке изображен А.С. Пушкин на своем известном портрете.


Позже, уже в конце XIX века, благодаря английскому премьер-министру Бенджамину Дизраэли повсюду вошел в обиход еще один вид мужской домашней одежды "пиджак для курения".

Название "смокинг" в том смысле, в котором мы его понимаем сегодня - черный формальный пиджак с атласными отворотами - на самом деле называется "пиджак для вечера" или словом "tuxedo", но как-то зацепился названием "smoking" у нас. Настоящий "smoking jacket" выглядит так:


После обеда джентльмен шел в курительную комнату, снимал "пиджак для вечера" и надевал специальный "курительный пиджак".



Функция такого жакета состояла в том, чтобы избавить вечерний пиджак от табачного запаха, и не прожечь пеплом.



1870 - 1880 гг.

Шили его из персидского шелка, бархата, шерсти рисунка "пейсли", кашемира.



1860–70 гг.

Лацканы часто обшивали стеганым атласом - с него пепел соскальзывал, не оставляя следов. Также популярны были на таких пиджаках отделка шнурами.



После курения джентльмен снова надевал вечерний пиджак и возвращался к дамам.

Читайте также: