Из чего сшила себе платье скарлетт

Обновлено: 26.04.2024

Самым известным платьем в истории кино официально признано зелёное платье из фильма "Унесённые ветром" Скарлетт о'Хара из бархатной портьеры-занавески, в котором она пришла просить денег на оплату налога за Тару у Рэда Батлера.

Костюмером, создавшим этот легендарный наряд, а также все остальные образы из "Унесённых ветром" – всего более 5.000 предметов одежды, был Уолтер Планкетт, который после выхода фильма сказал:

"Эта картина будет жить вечно, и зелёное платье тоже, потому что оно делает историю, вероятно, оно – самый известный костюм в истории кино".

Уолтер Планкетт родился в 1902 году, начинал карьеру в киноиндустрии с Бродвея, в 1927 году занял в RKO Studios должность главы департамента по костюмам, а известным стал благодаря работам с Кэтрин Хепберн, в частности, над фильмом "Маленькие женщины", где эта актриса сыграла роль бунтарки Джо Мартч.

Фрагменты из фильма 1933 года "Маленькие женщины" по роману Луизы Мэй Олкотт. Фото из открытых интернет-источников

Фрагменты из фильма 1933 года "Маленькие женщины" по роману Луизы Мэй Олкотт. Фото из открытых интернет-источников

Когда Планкетт прочитал историю о Скарлетт, его очаровала главная героиня, и молодой человек отправился на встречу с писательницей Маргарет Митчелл, чтобы договориться с ней о том, как будут выглядеть костюмы Скарлетт и других героев киноэпопеи.

Митчелл дала ему несколько книг о моде описываемого в романе времени и познакомила с женщинами, у которых сохранились наряды 1860-1870-х годов, хотя Планкетт и сам достаточно уверенно ориентировался в теме, так как история о маленьких женщинах, для которой он уже создавал костюмы, затрагивает те же самые времена гражданской войны в США и десятилетие, последовавшее за ней.

Маргарет Митчелл дала добро использовать для костюмов Скарлетт любые цвета, не только зелёный, который в книге назван её любимым цветом, но главное платье фильма всё-таки сделали зелёным.

Бархатный халат Скарлетт и одна из первых сцен в фильме, где Скарлетт в белом платье с зелёной отделкой. Фото из открытых интернет-источников

Бархатный халат Скарлетт и одна из первых сцен в фильме, где Скарлетт в белом платье с зелёной отделкой. Фото из открытых интернет-источников

Собственно говоря, и шляпка, которую Рэд привёз Скарлетт во время её траура по первому мужу, тоже зелёная. В сцене со шляпкой показан очаровательный момент, как девушка нарочно неправильно надевает головной убор, чтобы Ред поправил, однако шляпки второй половины 19 века действительно были не так уж и просты в использовании, богато декорировались кружевом, цветами, лентами, бисером и т.д., а банты и вовсе нужно было повязывать красиво и виртуозно, чтобы не помять ленты (о шляпках 2-й половины 19 века мы обязательно ещё расскажем).

Роскошный, расшитый золотом бархатный халат Скарлетт, который вы видите на фото ниже, тоже зелёный.

После премьеры "Унесённых ветром", которая проходила при полном аншлаге в кинотеатре Атланты, где день премьеры был даже объявлен выходным – настолько большое значение местные власти придавали выходу этого фильма, практически все платья Скарлетт участвовали в промо-компании и ездили по стране, привлекая внимание к картине, а позже периодически выставлялись в музее Метрополитен – и на всех этапах с ними обращались не слишком аккуратно, так что когда в начале 1980-х они попали в музей и библиотеку гуманитарных исследований Harry Ransom Center в Остине, штат Техас, выяснилось, что они в очень плохом состоянии сохранности.

Через 30 лет после того, как платья Скарлетт осели в Техасе, в августе 2010-го года Harry Ransom Center выступил с обращением к поклонникам фильма помочь сохранить 5 основных костюмов и уже через 3 недели больше 600 человек пожертвовали свыше 30.000 долларов на реставрацию, благодаря которой удалось сохранить и отреставрировать самые роскошные образы Скарлетт, в том числе, и зелёное платье.

Цвет восстановили не полностью, оставив выцветшие пятна как часть истории бытования платья, а на не менее известном красном платье, в котором Скарлетт отправилась на день рождение Эшли после того, как их застали целующимися, поменяли свинцовые утяжелители, помогающие наряду держать правильную форму.

Все костюмы для "Унесённых ветром" были отшиты в Western Costume Company, которая находится в Голливуде и создаёт одни из самых лучших костюмов в истории кино, но о ней мы расскажем в другой раз.

А на сегодня это всё, спасибо, что дочитали! Не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал.

Текст подготовила руководитель научно-просветительского отдела МВЦ "Музей Моды", эксперт и семиотик моды и искусства Полина Уханова

Вивьен Ли в образе юной хозяйки усадьбы просто великолепна. Огромные глаза, тонкая талия и неиссякаемое обаяние делали девушку невероятно притягательной. Маргарет Митчелл наряжала героиню в шикарные платья, но война заставляет Скарлетт тяжело трудиться и выглядеть скромнее. В кринолине не соберешь хлопок, и не прополешь грядки.

Единственное, что всегда было в центре внимания девушки – родная Тара, принадлежавшая ее семье. Ради нее она переступила через гордость и отправилась просить денег у красавчика Ретта Батлера. Вот здесь и появляется шикарное зеленое платье из бархатных портьер мисс Эллин. Оно должно было оживить «бледное пугало», как называла себя Скарлетт, и ввести в заблуждение Ретта.

Мамушка пыталась отстоять дорогие сердцу портьеры, но в итоге сдалась. Кроме самого платья, наряд состоял из нижней атласной юбки, кружевных панталон, туфелек и аксессуаров. Из оставшихся кусочков ткани смастерили сногсшибательную шляпку. О ней поговорим чуть позже.

По сюжету бархатные портьеры купила Эллин О`Хара в Саванне около двадцати лет назад. За годы материал выцвел и потерял былую привлекательность. Чтобы платье героини выглядело реалистично, художнику по костюмам пришлось искусственно состарить ткань. В результате она смотрелась слегка потрепанной, но еще роскошной. Но это была не главная трудность Уолтера Планкетта. Проблема в том, что в романе Митчелл описывает наряд довольно скудно: зеленый, бархатный, с кисточками. Остальные детали читатель должен додумывать сам. Костюмер нарисовал несколько эскизов, каждый был по-своему интересен. Уверена, если бы одобрили другой вариант, он полюбился бы зрителям не меньше.

И так, Скарлетт прибывает в Саванну в прогулочном закрытом платье с рукавом-пелериной и строгим вырезом в области декольте. Пышная юбка украшена шнурами и кисточками, которые совсем недавно висели на портьерах. Девушка одолжила у мисс Питти черную суконную накидку и маленькую меховую муфточку.

К платью обязательно шла шляпка, без нее леди не могла выйти из дома. По задумке Маргарет Митчелл головной убор украшали петушиные перья, а бархат оттенял зеленые глаза вздорной американки. Скарлетт попросила Мамушку перетянуть каркас старой шляпки, которая давно протерлась до дыр. Из пышного хвоста петуха выдрали большие черно-зеленые перья, на солнце отливающие золотом.

В отличие от книжного персонажа, Вивьен Ли во время съемок носила роскошное творение от именитого мастера «Мистер Джон». Шедевральную шляпку создали специально для фильма. Присмотритесь к ней повнимательней и увидите неожиданные детали. Кроме птичьих перьев ее украшают позолоченные птичьи лапки. Этот прием в стиле Сальвадора Дали прекрасно подчеркивает неординарность и смелость юной О`Хара.

После громкой премьеры «Унесенные ветром» стали популярны по всему миру. Фанаты мечтали увидеть платья главной героини вживую. Были организованы выставки по всей стране, где каждый мог прикоснуться к прекрасному. Зеленый бархатный наряд в компании других шедевров красовался в фойе кинотеатров, а затем был экспонатом в различных музеях. Постепенно вещи утратили первоначальный вид, ткань выцвела, появились дыры. В 2010 году гардероб Скарлетт О`Хара отреставрировали. Платье из портьер тоже попало в руки мастеров, но перекрашивать его не стали, чтобы не потерять особую энергетику и очарование старой ткани. Именно таким, не новым, мы привыкли его видеть.

Маргарет Митчелл рассказывала, что идея бархатного наряда пришла ей в голову, когда она разглядывала настоящие старые занавески из бархата. Они висели на окнах в доме ее бабушки, настоящей южанки Элеоноры Фицджеральд. Эта деталь интерьера была знакома писательнице с детства. Шторы пережили многое вместе со своими хозяева, в том числе и Гражданскую войну. Можно сказать, эта была одна из немногих вещей, перенесенная Маргарет из реальной жизни в роман.

Уолтер Планкетт пророчил зеленому костюму счастливое будущее. Платье действительно произвело неизгладимое впечатление на зрителей и критиков. Оно оставило след в мировом кино и до сих пор считается одним из лучших. Каждый, кто хоть раз смотрел фильм помнит великолепный образ Скарлетт в зеленом бархате. Он помог девушке вернуть уверенность в себе и спасти любимую Тару.

Когда перед Скарлетт замаячила угроза потери родного поместья, она отправилась добывать деньги. И нарядное платье должно было помочь ей завлечь мужчину, у которого эти деньги есть.

« Зелёный, как мох, бархат портьер ласкал и чуть покалывал ей щёку, и она, как кошка, блаженно потерлась о материю. И вдруг уставилась на портьеры. Минуту спустя она уже волокла по полу тяжёлый стол с мраморной крышкой. Его заржавевшие колёсики протестующе скрипели. Она подкатила стол к окну, подобрала юбки, залезла на стол и встала на цыпочки, чтобы дотянуться до массивного карниза. До него было слишком высоко – она рёзко дернула портьеру, так что вылетели гвозди, и портьера вместе с карнизом рухнула на пол.

– А ну-ка, Мамушка, бегом на чердак, принеси мне оттуда ящик с выкройками! – крикнула Скарлетт, подскочив к Мамушке и подталкивая ёе к двери. – Я буду шить себе платье! »

Так и хочется сказать, что всё гениальное - просто. Правда, на портьеры обычно шёл более плотный и тяжёлый бархат, чем на платья. Однако в данном случае это мелочи.

А атласная подкладка - её, в фильме, мы, правда, не видим - тоже пошла в дело, и Мамушка обещает: " Я помогу вам сшить платье, а из атласной подкладки, должно, сделаем вам нижнюю юбочку и панталоны кружевом обошьем" .

В романе платье не описано подробно, поэтому художник по костюмам имел возможность проявить и вкус, и фантазию.

Во-первых, материал. Уолтер Планкетт, стремясь добиться "портьерного" эффекта (а ведь портьеры выцветают со временем!), специально обрабатывал бархат для платья. Но этого на экране не видно - там платье получилось довольно яркое, спасибо технологии "Техниколор".

Во-вторых, покрой: зелёное бархатное платье с распашной юбкой, из-под которой виднеется нижняя юбка из светло-зелёного бархата с желтоватым оттенком.

Платье закрытое ( оно же не вечернее! ), с длинными узкими рукавами и кокетливой пелеринкой на левом плече - невольно воспоминаются гусарские ментики. Роскошный пояс с кистями - тот самый шнур, которым были подхвачены портьеры.

Кстати, сейчас, конечно, видно, что бархат неравномерно выцвел. Однако учитывая сколько лет платью, тут уж и не скажешь, запланированное ли это выцветание. Вряд ли - относительно недавно его, беднягу, реставрировали, и с большим трудом, в таком неважном состоянии оно было.

Но вернёмся к тем временам, когда оно блистало на экране. Шляпка, заметьте, отделана не только петушиными перьями (" старому петуху придется, видно, расстаться со своими роскошными, черно-зелеными с золотом перьями, если он не удерет на болото "). Там ещё и бахрома! Как будто туда очень удачно пристроили краешек портьер с отделкой.

« До чего прелестно она выглядит! Петушиные перья придавали ей этакий задорный вид, а тускло-зелёный бархат шляпки выгодно оттенял глаза, и они казались удивительно яркими, почти как изумруды. Платье было тоже несравненной красоты – оно выглядело на редкость богато и нарядно и в то же время благородно! Как чудесно снова иметь красивое платье ».

В фильме платье не стали прикрывать накидкой из чёрного сукна, упомянутой в романе. Без верхней одежды появляться на улице было не принято, и, подозреваю, пелеринка на левом плече и призвана заменить накидку. А ещё в фильме мы не видим муфту. Перчаток у Скарлетт нет, появляться без них опять-таки неприлично, и она прячет руки в котиковую муфточку. Те самые натруженные руки, которые и выдадут её Ретту.

Что ж, платье получилось нарядное, достойное и в меру дерзкое - отличное платье для визитов!

Оно не помогло ей одурачить Ретта Батлера, зато помогло выйти замуж за Фрэнка Кеннеди и тем самым спасти Тару. Ценой старых портьер и личного счастья.

P.S. У меня тоже есть платье из старых зелёных бархатных портьер. В стиле 1820-х. Отличный материал, скажу я вам. :)

Ох, уж это бархатное платье, воплощенное из фантазий писательницы в жизнь костюмером «Унесенных ветром»! Шикарный наряд стал поистине историческим. Таким, который должен выставляться в музее и радовать взоры восхищенных посетителей. Мне стало интересно, а как автор знаменитого романа Маргарет Митчелл придумала столь необычный сюжет с платьем из портьер? Конечно, идея сделать модную вещь буквально из ничего – безусловно, в духе главной героини. Ведь ради своих близких и родной Тары молодая женщина была готова пойти на все.


Естественно, знаменитый наряд Скарлетт О`Хара не ограничивался одним лишь платьем. Когда владелица обедневшего поместья уже впала в отчаяние, ее щека коснулась тех самых бархатных портьер прекрасного зеленого оттенка. И чернокожая няня Скарлетт, ее ангел-хранитель, мастерица на все руки, Мамушка предложила моднице сшить к тому же кружевные панталоны и чудесную нижнюю юбку – из атласного подклада. Часть ткани портьер пошла на пошив сногсшибательной шляпки, фасону которой могли позавидовать первые модницы Соединенных Штатов.


Все дело в том, что бархат, мягкий и приятный на ощупь, словно древесный мох, согласно сюжету романа, был далеко не новым отрезом ткани. Когда-то эти великолепные шторы принадлежали Эллин О`Хара и куплены были в Саванне. Но с тех пор минуло добрых два десятка лет, и материал портьер должен был утратить первозданный зеленый оттенок свежей травы. Они уже давно выцвели. Для съемок фильма костюмер знаменитой картины должен был сделать так, чтобы бархатная ткань платья главной героини выглядела реалистично. Поэтому ничего не оставалось, как искусственно придать ткани солидный возраст, чтобы цвет и фактура смотрелись как «видавшие виды, но все еще роскошные».


Еще одна трудность для Уолтера Планкетта (художника по костюмам) состояла в том, что в книге не упоминались детали нашумевшего платья. Да, оно было богатым, бархатным, зеленым, с кистями. Но, каким именно – читатель должен был фантазировать сам. Креативный костюмер создал сразу несколько интересных эскизов, на каждом из которых красовалась необычная модель «платья из штор». Единственное, на что мог опираться модельер, так это прямое указание, что шляпка вздорной американки была украшена петушиными перьями, а бархат прелестно оттенял цвет глаз возлюбленной Ретта Батлера, но сам материал имел тускло-зеленый оттенок.


Прибыв в Атланту, Скарлетт дополнила образ черной суконной накидкой, принадлежащей мисс Питти, и муфточкой из котикового меха, одолженной у владелицы накидки. Рассмотрев несколько вариантов платья, наконец, утвердили «киношную» модель зеленого наряда. Платье было прогулочным, совершенно закрытым, с рукавом-пелериной. Вырез был не легкомысленным, строгим, юбка – распашной, отороченной шнурами с праздничными кисточками, что висели на портьерах.


По законам моды былых веков благопристойная леди не могла появиться в обществе без шляпки. По просьбе Скарлетт Мамушка сохранила обрезки бархатной ткани, из которых можно было соорудить вполне кокетливый головной убор и заново перетянуть основу старой шляпки, в которой уже появились приличные дыры. Тогда же была решена участь престарелого петуха, из хвоста которого безжалостно выдрали самые красивые черно-зеленые перья с золотым отливом.

Во время съемок «Унесенных ветром» красавица Вивьен Ли появится на площадке в роскошной шляпке от бренда под названием «Мистер Джон», владелец которого придумал шедевральное творение специально для голливудского фильма. Только полюбуйтесь этой прелестной шляпкой: помимо королевских птичьих перьев, она украшена золочеными петушиными лапами! Этакий штрих в духе Сальвадора Дали, дабы подчеркнуть смелый нрав и неординарность О`Хара.


Отмечу, что после звездной премьеры все платья героинь киноромана стали настолько популярными, что публика требовала «модных зрелищ» - поездки нарядов по стране, дабы все желающие могли полюбоваться дизайнерскими творениями. Вместе с другими «платье из штор» выставлялось на всеобщее обозрение сначала в фойе кинотеатров, а потом в качестве экспоната в различных музеях. Разумеется, со временем наряды утратили первоначальный вид, где-то рвались, выцветали на солнце. В 2010-м гардероб прекрасных героинь голливудской киноленты решили отреставрировать. Портьерное платье тоже не избежало испытанием временем и кое-где выцвело. Тем не менее, перекрашивать и обновлять его не стали.


Автор произведения как-то призналась, что придумала бархатное одеяние, глядя на реальные занавески из старого бархата. Шикарные портьеры висели на окнах родной прабабушки Митчелл, жительницы американского юга Элеоноры Фицджеральд. Шторы повидали многое на своем веку, в том числе и события Гражданской войны.


Уолтер Планкетт предрек зеленому костюму Скарлетт счастливую судьбу и назвал его платьем вне времени. Нарядом, который стал поистине самым знаменитым в истории не только американского, но и мирового кино. И он оказался прав: каждый российский телезритель, который знает неподражаемую Вивьен Ли, имеет представление и о ее зеленом дорожном платье, прекрасном дополнении личности Скарлетт. Модной вещице, что должна была помочь ей вновь очаровать любимого Ретта.

Если вам понравилась статья, поставьте пожалуйста лайк и подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации

Продолжаю детально рассматривать и вместе с вами узнавать историю шедевров Уолтера Планкетта (художника по костюмам фильма "Унесенные ветром").

Если вы не читали первые части, то в конце вы найдете ссылки на них :)

Рождественский наряд Скарлетт

Помните Ретт подарил Скарлетт модную шляпку из Парижа? Ту, которая так подходила под цвет ее глаз, но никак не сочеталась с траурным платьем?

Именно в ней Скарлетт поехала вместе с Мелани встречать Эшли на вокзал.

Скарлетт в шляпке, подаренной Реттом Батлером, встречает Эшли

Скарлетт в шляпке, подаренной Реттом Батлером, встречает Эшли

Заметили жакет и брошь с левой стороны? К сожалению, в фильме нет этого наряда в полный рост. Но, я нашла фотографию копии, которую сшила для себя поклонница фильма.

А вот и само платье Скарлетт из фильма.


"Спокойной ночи, дорогая" кадр из фильма "Унесенные ветром"

И платье из журнала 1865 года, которое вполне могло быть его прототипом.

иллюстрация журнала Les Modes Parisiennes, 1855.

иллюстрация журнала Les Modes Parisiennes, 1855.

Платье из маминых портьер


Культовое платье. Платье-икона кинематографа. Платье с историей, сшитое из портьер для завоевания мира.

если бы в тот момент у Ретта был доступ к деньгам, то у него просто не было бы шансов

если бы в тот момент у Ретта был доступ к деньгам, то у него просто не было бы шансов

Это платье, как и все произведения Уолтера Планкетта, основано на реальной моде 19 века.

Платье миссис Кеннеди

Скарлетт спасла Тару, но очень огорчила Сьюлин

Скарлетт спасла Тару, но очень огорчила Сьюлин

Красное закрытое платье рассказывает о респектабельности и благополучии.

возможный прототип платья. Из журнала Les modes parisiennes, февраль 1864

возможный прототип платья. Из журнала Les modes parisiennes, февраль 1864

У Скарлетт два похожих платья замужней дамы. Второе - с белым воротничком.


Скарлетт больше не страшна бедность. Благодаря браку с Фрэнком и своей деловой хватке, она крепко стоит на ногах.

Если вам было интересно, ставьте лайк и подпишитесь на блог "Киномода". И я обязательно продолжу :)

Читайте также: