Как пришить горловину к ночной сорочке 6 класс

Обновлено: 28.03.2024

Оборудование и материалы: карточки, технологическая карта, презентация, образцы обтачек, образцы обработки горловин, образец ночной сорочки.

Ход урока

I. Стадия Вызова

Перед началом урока каждая ученица выбирает себе цветную карточку, в соответствии со своими знаниями.

Красный – я знаю почти все.

Синий – я сомневаюсь в полноте своих знаний.

1. Организационный момент

Добрый день всем присутствующим, добрый день всем отсутствующим, добрый день всем.

2. Актуализация знаний

В зависимости от выбранного цвета девочки выполняют задание на определение назначения и названия мерок, необходимых для построения чертежа ночной сорочки.

План работы по пошиву сорочки с цельнокроеным рукавом
1. Обработать плечевые срезы.
2.
3. Обработать нижние срезы рукавов
4. Обработать боковые срезы
5.
6. Отутюжить готовое изделие

План работы по пошиву сорочки с цельнокроеным рукавом
1.
2. Обработать срез горловины.
3.
4. Обработать боковые срезы
5.
6. Отутюжить готовое изделие

Самопроверка (слайд 2)

3. Мотивация

– Девочки вчера на мой электронный адрес для вас пришло письмо. Давайте прочитаем его вместе:

Здравствуйте! Меня зовут Катя мне 12 лет. На фотографии: я и моя мама. Свою маму я очень люблю. Скоро будет праздник 8 Марта. И я решила приготовить своей маме сюрприз – сшить ночную сорочку. Я почти закончила свою работу,(вы ее сейчас увидите на фото), но вот досада ни как не могу сделать горловину, чтобы было и красиво, и не сложно, и быстро. Может кто-нибудь откликнется на мое письмо и поможет решить мою проблему. Заранее Вас благодарю. (Слайд 3)

Как вы думаете, сможем мы помочь девочке?

– Да. Действительно вы сами еще не умеете обрабатывать горловину.

– Девочки, поработав по карточкам, вы составили план работы по изготовлению ночной сорочки. Посмотрите и скажите, на каком этапе мы с вами остановились, а это значит, что тема нашего урока: (учащиеся называют тему урока).

4. Тема урока: «Способы обработки горловины» (слайд 4)

Какие цели сегодня на уроке вы должны поставить перед собой?

  • определить способы обработки горловины
  • узнать технологию обработки горловины
  • научиться обрабатывать горловину

Я слышу – я забываю
Я вижу – я запоминаю
Я делаю – я понимаю
(китайская пословица)

II. Стадия Осмысления

Способы обработки горловины: подкройной обтачкой, окантовочным швом. (слайд 6)

Что такое обтачка – как вы думаете? (слайд 7)

Обтачка – это деталь, предназначенная для обработки отдельных частей изделия

Прежде чем обрабатывать изделие обтачкой, необходимо знать какой, и как она выкраивается. (слайд 8)

  • подкройная обтачка – называется, потому что она подкраивается по форме выреза горловины, с учетом направления нити основы у ткани. Ширина обтачки 3,5-5 см
  • для того чтобы определить название второй обтачки необходимо сравнить два образца обтачек и выявить их сходства и различия,
  • обтачка по косой выкраивается по углом 45° к нити основы, ширина 4,5–5 см.

В результате работы учащиеся должны сделать вывод: что образец №2 является обтачкой «По косой», потому что удобен в работе и в результате работы внешний вид изделия не меняется.

5. Практическая работа №1

Для предложенных лекал ночной сорочки (бумага) изготовить образец подкройной обтачки из бумаги

6. Самоконтроль (Слайд 9)

7. Физминутка (Слайд 10)

Чтобы сильной статьи ловкой,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом,
Шаг на месте, не спеша.
Как погода – хороша!
Мы проверили осанку,
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.

8. Практическая работа №2

(работа выполняется по технологическим картам, в соответствии с выбранной в начале урока цветной карточкой)

  1. Ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления)
  2. Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы
  3. Текущий инструктаж

Технологическая карта №1

(для тех, кто выбрал синий цвет)

«Обработка горловины подкройной обтачкой»

Технологическая карта №2

(для тех, кто выбрал красный цвет)

«Обработка горловины окантовочным швом»

  1. Выкроить обтачку.
  2. Сложить концы обтачки лицевой стороной внутрь, уравняв срезы и стачать шириной шва 7 мм.
  3. Припуски шва стачивания заутюжить, сложить полоску вдоль пополам, изнаночной стороной внутрь, совместить и приутюжить.
  4. Приложить полоску к лицевой стороне горловины, совместив срезы полоски и горловины, приметать, притачать, ширина шва 4-6 мм
  5. Закругленные припуски шва надсечь.
  6. Отогнуть полоску ткани на изнаночную сторону горловины, отогнув срезы.
  7. Наметать так, чтобы ширина окантовки с лицевой стороны изделия по всей длине была одинакова, и настрочить в шов притачивания – с лицевой стороны.
  8. Приутюжить горловину.

III. Анализ выполнения практической работы учащимися

– Давайте посмотрим, проверим и оценим работу девочек, справившихся с заданием первыми.

IV. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Д/З – §27, 28 сделать эскизы способов отделки горловины ночной сорочки.

V. Уборка рабочих мест

VI. Стадия рефлексии

Каждой ученице записать вопросы на листочках (1 лист – вопросы на которые я точно знаю ответ; 2 лист – вопросы, ответ на которые я не знаю или сомневаюсь ответить).

Здравствуйте, девочки. Вы готовы начать урок труда. Известная пословица о труде гласит “Делу время – потехе час”. А почему бы нам не начать трудиться играя. Среди многих старинных игр есть такая игра “лото”. Перед вами “Технологическое лото”. Разберите карточки с вопросами и разложите их на поле с ответами.

II . Повторение. (5 мин.)

1. Технологическое лото ( Приложение 1).

(Уч-ся предлагается выбрать( или раздать перед уроком ) по 1-2 карточки лото и положить её на нужное поле).

У нас осталось одно поле не закрыто. Помогите мне (читает карточку). “Полоска ткани для обработки среза, вырезанная по форме горловины называется… “ (Ответы уч-ся: подкройная обтачка)

III . Постановка цели и задач урока. Активное изучение нового материала.

Итак, в процессе игры в технологическое лото мы повторили материал предыдущих уроков, необходимый нам сегодня и узнали тему сегодняшнего урока.

На обработку горловины и пройм подкройной обтачкой выделяется 4 урока. Сегодня, на 3 уроке, мы наметим отделку горловины ночной сорочки и подготовим её к окончательной обработке;

Прежде, чем мы приступим к теме сегодняшнего урока, давайте совершим небольшой экскурс в историю русского костюма. ( музыка)

В толковом словаре С.И.Ожегова записано: СОРОЧКА. То же что рубашка.

Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня “руб” — “кусок, отрез, обрывок ткани”.(рубаха нарядная)

Отдельно о вороте.

Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными

магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле.

По мнению древних, следовало так или иначе обезопасить” все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. (кукла – юноша в русской рубахе) Оберегом служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.

Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную “стоечку”. Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал он, справа или слева.

(Рубаха – косоворотка на манекене) Застёгивали ворот на пуговицу.

Легко догадаться, что ворот был особенно “магически важной” деталью одежды ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой, иногда содержавшей — золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни, Идя на смертный бой, мужчина разрывал вышивку на груди, как бы выпуская душу на небеса. (рубаха нарядная)

Шло время, и люди перестали уделять особое внимание украшению одежды, старались сделать её практичнее и проще в отделке.

Сегодня горловину и пройму плечевого изделия можно обработать по-разному (демонстрация образцов на стенде): руликом, подкройной обтачкой, подкройной обтачкой с кантом, с кружевом, вьюнчиком, оборкой, рюшем и т.д.. Преимущество этого способа состоит в том, что им можно обрабатывать горловины самых разнообразных форм:

Какие вы знаете формы горловины?

(Ответы уч-ся: мыс, каре, круглый и т.д.) (показать)

Как вы думаете, зачем обрабатывают горловину?

(Ответы уч-ся: Чтобы горловина была красивой и не вытягивалась в процессе носки.)

Чтобы подчеркнуть достоинства своей внешности, девочки, возьмите на заметку такую информацию.

Известно, что вырез горловины (его форма, отделка) является очень важным элементом и требует серьезного обдумывания, поскольку именно верхние фрагменты изделия доминируют и подчеркивают его достоинства. При выборе выреза горловины всегда учитывают направление моды, лицо, фигуру и форму шеи. Закругленные вырезы подходят тем, у кого шея длинная, а овал лица удлиненный. Оборки, банты, высокие воротники предназначены исключительно для стройных фигур с тонкой шеей. Для тех, у кого шея недлинная, подходят удлиненные книзу вырезы, отделанные кантом или узким воротником,

Итак, приняв к сведению всю информацию, вы готовы перейти к практической части нашего урока.

1. Вводный инструктаж.

У каждого из вас на столе имеются таблицы с различными видами обработки срезов ночной сорочки. (Приложение 2) Посмотрите на таблицу 1. Перед вами сорочки из набивной и гладкокрашеной тканей. Горловины обработаны подкройными обтачками с кружевом, кантом и бейкой из контрастной ткани в тон основной ткани. Подобная горловина представлена на стенде. На таблице 2 вы видите отделку кружевом, тесьмой “вьюнок” не только по горловине, но и по нижнему срезу сорочки и рукавов. Обратите внимание на то, что на таблицах очень четко показана технология обработки всех срезов. Как видите на таблицах показано несколько вариантов обработки срезов изделия. Я вам прокомметирую и наглядно на моем образце покажу технологическую последовательность обработки горловины с отделкой.

Если у вас появятся вопросы в процессе работы, вы можете обращаться ко мне.

Прежде, чем вы приступите к работе давайте повторим правила техники безопасности, которые я вам разложила на столах. Я начинаю, а вы продолжаете. (Приложение 3)

Я хотела взять иголку
Оказалась она колкой.

Учащиеся вместе, показывая игольницу.

Иголка не игрушечка
Вам нужна подушечка.

Выключить утюг спешила,
За шнур дернуть я решила.

Утюг нужно выключать
В руках вилочку держать.

Я сломала вдруг иглу,
Может бросить на полу?

Иглы на пол не бросайте,
Их учителю отдайте.

Если ножницы даешь,
Помни четко правило.

Ученицы, показывая кольца ножниц:

Два колечка другу дай.
Это будет правильно.

Хочешь стать фотомоделью,
Ровно спину ты держи,

И хорошую осанку
Всем ребятам покажи!

Можете приступать к работе. (тихо звучит народная музыка например: “Золотое кольцо” или “Ивана Купала”)

2. Текущий инструктаж. Целевые обходы.

1 обход. Проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

2 обход. Проверить правильность выполнения приемов наметки отделки ночной сорочки.

3 обход. Проверить осуществление учащимися самоконтроля и самопроверки.

Время выполнения задания 20 мин.

Физминутка (офтальмологическая установка) на 20 минуте урока. Давайте прервемся ненадолго, чтобы дать нашим глазам и мышцам немного отдохнуть. Поднимите голову, выполните вращения головой в разные стороны, а теперь глазами найдите точку далеко от вас, теперь близко. Повторите так несколько раз. Молодцы. Продолжаем работать.

V . Заключительный инструктаж.

Давайте проанализируем нашу работу. В ходе урока я корректировала ваши действия. Вы исправляли свои ошибки.

Скажите, что необходимо учитывать при выборе отделки любого изделия?

VI . Подведение итогов урока.

В конечном счете ваш труд должен радовать вас. На последующих уроках вам предстоит продолжить работу по обработке горловины. Постарайтесь внести в эту работу творчество, фантазию, чтобы горловина была не только деталью костюма, но и несла определенный смысл, магическую силу оберега. И помните, девочки, “Какова пряха, такова и рубаха”.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

6 класс Учитель: Прошкина Е.М.


Курс повышения квалификации

Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

6 класс Учитель: Прошкина Е.М.

6 класс Учитель: Прошкина Е.М.

Виды ночных сорочек

Виды ночных сорочек

Форма горловины -круглая, обработана обтачкой из другой ткани.

Форма горловины -круглая, обработана обтачкой из другой ткани.

Форма горловины фигурная, обработана с лицевой стороны обтачкой.

Форма горловины фигурная, обработана с лицевой стороны обтачкой.

Форма горловины овальная, обработана обтачкой с кружевом.

Форма горловины овальная, обработана обтачкой с кружевом.

Отделочные материалы 1 – косая бейка 2 – шитье 3 – подкрайная обтачка 3

Отделочные материалы 1 – косая бейка 2 – шитье 3 – подкрайная обтачка 3

Косой бейкой Шитьем Подкрайной обтачкой Способы отделки горловины ночной соро.

Косой бейкой Шитьем Подкрайной обтачкой Способы отделки горловины ночной сорочки

Косую бейку наложить срезом на лицевую сторону горловины, сравнять, приметать.

Способы отделки горловины косой бейкой

Способы отделки горловины косой бейкой

Проверка качества работы: 1)ширина шитья равномерна; 2)строчка ровная; 3)шир.

Проверка качества работы: 1)ширина шитья равномерна; 2)строчка ровная; 3)ширина бейки одинакова; 4)работа выполнена аккуратно. Способы отделки горловины шитьем

Способы отделки горловины шитьем

Способы отделки горловины шитьем

1. Наружный срез обтачки обметать или подогнуть на изнаночную сторону на 1см.

Способы отделки горловины подкрайной обтачкой выход

Способы отделки горловины подкрайной обтачкой выход

Правила техники безопасности При работе с ручными инструментами: -иглы и була.

Правила техники безопасности При работе с ручными инструментами: -иглы и булавки должны находиться в игольнице; -ножницы класть справа, с сомкнутыми лезвиями; -передавать ножницы кольцами вперед, с сомкнутыми кольцами. При работе на швейной машине с эл. приводом: -на платформе машины не должно быть посторонних предметов; -заправку нитей производить при выключенной машине; -не наклоняться близко к вращающимся частям машины; -волосы должны быть прибраны (под косынку или заплетены); -по окончании работы машину выключить. При выполнении влажно-тепловых работ (ВТО): -включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки; -не оставлять утюг в горизонтальном положении; -следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга; -быть очень внимательными при выполнении всех работ. По окончании работы убрать рабочее место

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения


Оборудование: шаблоны из бумаги для упражнения, образец ночной сорочки, готовый крой сорочки и обтачки для практической работы, учебник, швейные машины, утюг, иглы, ножницы, презентация к уроку, средства мультимедиа

Ход урока

I.Организационный момент

1. Приветствие, проверка готовности рабочих мест и внешнего вида учащихся. 2.Коррекционное упражнение на развитие глазомера и мелкой моторики рук. Задание: выполнить подгибы на полоске из бумаги с одной стороны на 5мм, а с другой на 7 мм. После выполнения упражнения проверить подгибы, используя линейку. Оценить деятельность учащихся.

II. Актуализация знаний учащихся

1. Повторение пройденного материала (слайд)

- Над каким изделием мы с вами начали работать? (Ночная сорочка без плечевых швов) - К какому виду белья относят ночные сорочки? (К нательному белью) - Сколько деталей имеет крой сорочки без плечевого шва? (Крой сорочки имеет одну деталь. Она называется перед и спинка). - Чем отличается деталь переда и спинки? (Вырезом горловины, на детали переда он глубже) - Для обработки выреза горловины имеется деталь, как она называется? (Подкройная обтачка) - Почему подкройная обтачка получила такое название? ( Подкройная обтачка-это фигурная деталь из ткани для обработки срезов детали изделия. Их подкраивают точно по форме среза детали) - В чём сходство и отличие ночных сорочек? (слайд)

2. Выполнение задания у доски.

Задание: выберите соответствующий номер лекала обтачек для представленных моделей, при условии, что деталь спинки имеет круглую форму выреза. На доске под номерами от 1 до 8 расположены подкройные обтачки разных форм, учащиеся рассматривают вырезы горловины у сорочек, представленных на слайде, выходя к доске выбирают обтачку, называя форму выреза)

Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока вам необходимо выполнить следующее задание.

2. Выполнение задания по карточкам. (слайд)

Задание: восстановите план по пошиву ночной сорочки, расставьте цифры в правильной последовательности.

- обработать боковые срезы

- обработать вырез горловины

- отутюжить готовое изделие

- обработать нижний срез

- обработать срезы рукавов

Проверка выполненного задания на слайде. Выяснение темы урока.

Тема нашего урока «Обработка выреза горловины сорочки подкройной обтачкой» (слайд)

Сегодня на уроке вам предстоит начать работу по изготовлению ночной сорочки для девочек младших классов. От того как вы начнёте сегодня свои работы зависит и конечный результат. Сейчас мы с вами подробно изучим ход работы, будьте внимательны и сосредоточены.

Перед тем как приступить к практической части нашего урока, повторим

правила по ТБ (техника безопасности).

- Назвать какими инструментами и на каком оборудовании, мы с вами будем

выполнять практическую работу? (иглы, ножницы, утюг, швейная машина).

- На что надо обратить внимание при работе с этими инструментами и оборудованием? (правила по технике безопасности).

IV. Практическая работа.

Давайте ещё раз повторим план последовательной обработки горловины

изделия подкройной обтачкой (излагается план предстоящей работы на слайде).

В процессе работы проверяется правильность выполнения последовательной

обработки горловины изделия подкройной обтачкой, соблюдение правил техники безопасности, оказывается индивидуальная помощь слабоуспевающим учащимся.


Конспект урока технологии в 6 классе по ФГОС. Урок с использованием ИКТ. На уроке учащимися самостоятельно изучаются способы оработки горловины плечевого изделия. Полностью описана работа учащихся в группах с составлением и представлением презентаций.

Содержимое разработки

Тема урока: Способы обработки горловины.

Цель: формирование навыков обработки горловины изделия.

Обучающая: учить выкраивать обтачки для обработки горловины, формировать умения пользования инструкционной картой, учить анализировать качество выполненной работы.

Развивающая: развить у обучающихся творческие способности, пространственное воображение, творческое мышление.

Воспитывающая: воспитывать аккуратность, толерантность, трудолюбие.

Тип урока: комбинированный

Добрый день. Проверка готовности к уроку.

Мы продолжаем работу по теме изготовление ночной сорочки.

На уроке предстоит работа с ножницами, булавками. Какие правила ТБ нужно соблюдать?

Вспомним последовательность работы.

(Работа по карточкам)

План работы по пошиву сорочки с цельнокроеным рукавом

Обработать плечевые срезы.

Обработать нижние срезы рукавов

Обработать боковые срезы

Отутюжить готовое изделие

Проверка. На экране последовательность.

На каком этапе мы остановились?

Девочки, вчера в Интернете я прочила письмо.

Здравствуйте! Меня зовут Ирина. Я учусь в 5 классе. Я решила приготовить сюрприз маме ко дню пождения – сшить ночную сорочку. Я почти закончила свою работу, но вот досада – у меня не хватает знаний по обработке горловины. Как сделать красиво и не сложно. Может кто-нибудь откликнется на мое письмо и поможет решить мою проблему. Заранее Вас благодарю.

– Как вы думаете, сможем мы помочь девочке?

-Да. Действительно вы сами еще не умеете обрабатывать горловину.

Запишите тему урока

Ножницы передавать кольцами вперед, на стол класть сомкнутыми лезвиями от себя. Булавки- в игольницах.

учащиеся называют тему урока

записывают тему урока в тетрадь

Постановка цели урока

Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цель урока.

(изучить способы обработки горловины;

научиться делать выкройку обтачки и выкраивать обтачку).

Изучение нового материала

Учитель: (Презентация)

Существует несколько способов обработки горловины. ( фото изделий)

Обтачка – это деталь для обработки некоторых срезов изделия. Используют подкройные, косые обтачки и окантовочный шов.

Прежде, чем обрабатывать изделие обтачкой, необходимо знать какой, и как она выкраивается. С этим вы познакомитесь, продолжая работу в группах.

Группы получают конверты с заданиями.

Образец с необработанной горловиной.

Распределение работы в группе.

План подготовки презентации.

Всем изучить стр учебника …

Инструкционную карту «Изготовление подкройной обтачки».

2 ученицы готовят презентацию «Изготовление подкройной обтачки для обработки горловины».

3. 2 ученицы изготавливают выкройку подкройной обтачки и выкраивают обтачку.

1 ученица наблюдает работу остальных и готовит выступление по плану.

Обтачки, которыми обрабатывают горловину, проймы или декольте изделия можно изготовить по выкройкам или подкроить по форме изделия. В этом случае обтачки повторяют форму горловины. Они называются подкройные.

Сделать выкройку обтачки. Сложить изделие по линиям середины деталей переда и спинки. Совместить плечевые швы и сколоть булавками.

Совместить и сколоть срезы горловины.

Положить изделие на бумагу и обвести горловину.

От обведенного контура горловины отмерить несколько раз по всей длине ширину обтачки (3,5 см). Соединить отметки в сплошную линию.

Вырезать обтачку. Обозначить на ней направление нити основы, подписать линии сгиба детали, соответствующие линиям середины переда и спинки.

Сложить ткань лицевой стороной внутрь. Нить основы должна проходить по сгибу ткани.

Расположить на ткани выкройку обтачки, совмещая линию середины со сгибом ткани. Приколоть булавками.

Обвести выкройку, выкроить обтачку.

Всем изучить материал - распечатка «Косая обтачка»

2 ученицы готовят презентацию «Изготовление косой обтачки для обработки горловины»;

3. 2 ученицы занимаются изготовлением косой обтачки.

4. Одна ученица наблюдает работу остальных и готовит выступление по плану.

План выступления.

Если обтачка выкраивается по косому направлению ткани, т.е. под углом 45° к нити основы, то такие обтачки называются косые. Они обладают большой растяжимостью и хорошо ложатся по овальному контуру.

1. Измерить длину окружности горловины.

2. На ткани прямой угол, образованный между нитями основы и утка, разделить пополам и провести линию длиной, равной длине окружности горловины + 5 см. От нее отмерить в нескольких местах по 3 см, соединить отметки в сплошную линию.

Читайте также: