Как сшить татарский национальный фартук

Обновлено: 25.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Фартук в татарском национальном костюме Выполнили ученики 5 Б класса ГОУ «СОШ.

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования

Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Фартук в татарском национальном костюме Выполнили ученики 5 Б класса ГОУ «СОШ.

Фартук в татарском национальном костюме Выполнили ученики 5 Б класса ГОУ «СОШ № 12» Рамазанова Элина Замалиева Камилла Салимгареева Алина Губайдуллина Ленара Руководитель: Мухамедзянова Ф.С.

Вопросы исследования Назначение передника в татарском национальном костюме Ви.

Вопросы исследования Назначение передника в татарском национальном костюме Виды фартука в татарском костюме Виды отделки татарского передника Назначение фартука в современном костюме

Татарский национальный костюм Татарский женский костюм различался не только ф.

Татарский национальный костюм Татарский женский костюм различался не только функционально, но и по возрастному принципу. В нем больше заметны территориальные особенности определенного края и декоративно- художественного оформления. В число элементов нижней одежды входят рубаха, нижний нагрудник- күкрәкче и штаны. Передники – алъяпкыч, алчүпрәк, алъяпма также являются весьма примечательной принадлежностью женских и девичьих комплексов одежды, особенно конца 19- начала 20 веков.

Узорчатые домотканые передники носили поверх рубахи, а молодые кряшенки часто.

Узорчатые домотканые передники носили поверх рубахи, а молодые кряшенки часто их повязывали и поверх камзола, жиләна. Традиционный передник несколько короче рубахи, чтобы была видна украшенная часть её подола.


В начале ХХ в. в городах и близлежащих к ним селениях женское платье начали ш.

В начале ХХ в. в городах и близлежащих к ним селениях женское платье начали шить с учетом общеевропейской моды. При этом верхняя часть (буй) все больше подгонялась к фигуре, а подол (итәк) становился пышным.

В комплекс женской одежды входил и передник (алъяпкыч). Назначение его в разн.

В комплекс женской одежды входил и передник (алъяпкыч). Назначение его в разных регионах проживания татар неодинаковое. Так, если у татар Окско-Сурского междуречья передник входил чаще в комплекс рабочей одежды, то в районах Предкамья, северного Приуралья, Предволжья он представлял элемент повседневного, а у молодых женщин и девушек и праздничного костюма. Поэтому бытование богато орнаментированных передников (алмалы алъяпкыч, чиккән алъяпкыч) приходится на эти районы


В середине 19 – начале 20 века у татар бытовало 2 типа женского передника: 1).

В середине 19 – начале 20 века у татар бытовало 2 типа женского передника: 1) крепящийся у пояса ( на талии) и 2) крепящийся на плечах. 1-й тип состоит из двух вариантов: с нагрудником и без нагрудника. Вариант с нагрудником – более ранний, по покрою и форме аналогичен мужскому алъяпкыч; его шили прямым, из домотканого полотна и сверху пришивали нагрудник шириною в одну точь ткани, который крепился лямкой и перекидывался через шею. К переднику пришивались длинные завязки, которыми он крепился на талии. Другим вариантом передника 1 типа является передник без грудки, в виде полотнища ткани с завязками; шили его из холста (иногда орнаментированного браными узорами) или из ситца.

Передник 2-го типа, крепящийся на плечах, похож на тунику. Он имеет следующие.

Передник 2-го типа, крепящийся на плечах, похож на тунику. Он имеет следующие варианты: с цельным передом и закрытой (до талии) спинкой (он закрывал не только весь перед и верхнюю часть спины, но и бока, поэтому он называется Төрешле алъяпкыч, т.е. передник, который обертывает стан женщины) 2) с отрезным по линии талии передом и цельной спинкой (аркалы алъяпкыч) 3) с коротким, в виде кокетки остовом, к которому пришит широкий, закрывающий перед и бока, подол. На уровне кокетки сделаны проймы для рук, отсюда и название передника култыклы алъяпкыч.

В середине 19 в. Наибольшее распространение имел передник 1 типа (кукрәкчеле.

В середине 19 в. Наибольшее распространение имел передник 1 типа (кукрәкчеле алъяпкыч). Среди казанских татар, в том числе и среди кряшен, широко бытовали передники, украшенные многоцветными выборными узорами и тамбурной вышивкой. Во второй половине 19 в., в период распространения фабричной ткани, прежде всего ситца, получили признание разнообразные варианты передника 2 типа (т.е. крепящиеся на плечах). Для девушек и молодых женщин, особенно села, передники, декорированные воланами и оборками (канатлы алъяпкыч), воспринимались как элементы национальной одежды.

В современной жизни татарский национальный костюм применяется в основном в сц.

В современной жизни татарский национальный костюм применяется в основном в сценических постановках (спектакли, песни, танцы).

Национальный костюм или его стилизованные элементы популярны и на самом весел.

Национальный костюм или его стилизованные элементы популярны и на самом веселом празднике татар -Сабантуй.

Вывод История татарского национального костюма богата и самобытна. Алъяпкыч в.

Вывод История татарского национального костюма богата и самобытна. Алъяпкыч в татарском костюме являлся не только бытовым предметом , но и яркой деталью украшения праздничного костюма. В современном костюме фартук отсутствует и применяется только как рабочая одежда.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения


ЦЕЛЬ : формировать у детей интерес к знаниям через интеграции образовательных областей : познание, художественное творчество; продолжать знакомить детей с мордовским и татарским национальными костюмами, узорами, играми на основе сенсорного обследования; описания их внешних характеристик.


Направление : познавательно-художественное
Основная образовательная область : « Познание»
Интегрированные образовательные области : «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка»
Задачи:

  • Воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству.
  • Воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом.
  • Воспитывать личностные качества детей – организованность и самостоятельность.
  • Воспитывать эстетическое отношение к природе.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать у детей интерес к татарскому декоративно-прикладному искусству.
  • Развивать умение устанавливать сходство и различие.
  • Развивать речь.
  • Развивать внимание, умение слушать.
  • Продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами, узорами, играми, традициями.
  • Учить детей на силуэте фартука составлять узор из элементов татарского орнамента (листочки, цветы, волнистые линии и др.)
  • Учить отличать татарский национальный костюм от костюмов других народов по известным им признакам (пошив, элементы узора, цвет и др.).
  • Продолжать учить различать и называть основные цвета и их оттенки: красный, розовый, желтый, оранжевый, зеленый, синий, черный, белый.
  • Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде.
  • Формировать умение наклеивать готовые формы.


Планируемый результат : самостоятельное решение поставленных перед детьми задач.
Методы : игровые, практические, словесно-наглядные, поисково- исследовательские. Сюрпризный момент, ТРИЗ.
Приемы : вопросы, указания, дополнения, напоминания, худ. слово, поощряющая оценка.

Наглядные средства обучения : мордовский национальный костюм на воспитателе; куклы в татарской национальной одежде; картина с изображением ярмарки на экране; картина с изображением татарского ансамбля песни и пляски «Айсулу»; картина с изображением элементов татарского костюма на экране; образец фартука из картона, с наклеенными на него элементами узора.

Раздаточный материал : клей, кисти, салфетки, заготовка фартука и элементов татарского узора (вырезанные педагогом из цветной бумаги и ватмана)

Словарная работа: ярмарка – ежегодный рынок, тюбетейка – головной убор мусульман, орнамент – узор, калфак – головной убор мусульманских женщин,

камзол – безрукавка , ичиги – сапоги у татар.
Организация детей :

I. На стульчиках полукругом
II. Стоя
III. За столами
Предварительная работа : рассматривание кукол в национальной одежде, рассматривание иллюстраций с элементами узоров, национальные игры, слушание музыки, экскурсия в мини музей .

( Дети сидят полукругом на стульях. Слышится стук в дверь.Заходит воспитатель Тамара Владимировна в мордовской национальной одежде).

Воспитатель: Вы очень красивая сегодня! Правда ребята?

Дети: ( Вопросы и ответы детей).

Воспитатель: Наверное, для этого есть повод. Такую одежду одевают только на праздники.

Там. Влад. А разве вы не знаете? Сегодня у нас в садике праздник, проходит ярмарка.

Воспитатель: ребята, а что такое ярмарка?

Дети: Это рынок, где продают разные вещи.

Там. Влад. Я тоже приобрела на ярмарке своим детям 2 куклы, я думаю им понравятся. Только в каких национальных костюмах они я затрудняюсь сказать.

Дети: Куклы в татарских костюмах.

Воспитатель: А как вы определили?

Дети: На них надеты безрукавки, которые у татар называется камзол, на головах тюбетейки и др.

Воспитатель: Ребята, а в какой национальной одежде Тамара Владимировна?

Дети: В мордовском национальном костюме.

Воспитатель: Как вы узнали?

Дети: По цвету. рисунку и др.

Воспитатель: Ярмарка, ребята, это не только торговля. С разных мест приезжали музыканты. Звучала музыка. Проходили театральные представления. Проводились массовые игры.

Продаем горшки (Чулмак уены)

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

— Эй, дружок продай горшок!

— Сколько дать тебе рублей?

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Воспитатель: На кукле татарке, которую купила Тамара Владимировна нет фартука. Но мы то с вами знаем, что он очень важен в их национальном костюме. Они имели разное предназначение. Мы об этом будем не раз еще говорить. Тамара Владимировна хорошо шьет и сама сможет сшить фартук для куклы, а мы ей поможем в этом. Каким образом? Выступим в качестве дизайнеров.

( Проходим к столам)

Воспитатель: На столах у вас, ребята, заготовки фартуков и элементы татарского узора (листочки, цветы, полоски). Вы можете украсить ваше изделие .

Где ладошки? Тут? (Хлопаем в ладоши)

Тут. (Раскрываем ладоши)

На ладошке - пруд, пруд. (Указательным пальцем прочерчиваем круг на ладони)

Палец большой - гусь молодой, (Загибаем большой палец)

Указательный – поймал, (Указательный палец ложится на большой)

Средний палец – ощипал, (Загибаем средний палец)

Этот палец суп варил, (Загибаем безымянный палец)

Самый меньший - печь топил. (Загибаем мизинец)

Полетел гусь в рот, (Соответствующее лвижение)

А потом в живот и вот. (Разводим руками)

( Дети выполняют работу. Звучит татарская музыка. Валентина Евгеньевна ходит между детьми, подсказывает им, Тамара Владимировна подбадривает их. Дети выходят демонстрируют свои работы. Выслушиваем 1-2 ребят)

Там. Влад. Спасибо ребята, вам, за ваш труд. Вы мне очень помогли. У меня большой выбор.Честно говоря даже затрудняюсь выделить особо понравившуюся работу вот так сразу… . На ярмарке я приобрела сладости. Одна из этих сладостей называется «Чак-чак» и меня уверили, что это татарское блюдо. Я хочу вас им угостить за вашу работу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.3. Татарские узоры на национальном татарском костюме ………………..

Глава 2. Практическая часть. Вышивка татарского орнамента на фартуке и на калфаке.

1.1. Татарский народный орнамент на фартуке тамбурным швом…………

1.2. Вышивка бисером на калфаке……………………………………………….

История возникновения татарского национального костюма берет свое начало с середины XVIII века, но тот наряд, который дошел до наших дней, был сформирован чуть позже, приблизительно в XIX веке. Влияние на татарский наряд оказали поволжские татары и традиции народов Востока. Поскольку татарские женщины с малого возраста обучались шитью, вышиванию, то изготавливая одежду, они вкладывали в нее все свое умение, терпение и в итоге получались очень красивые и женственные костюмы.

Мы с интересом занимаемся рукоделием и не случайно выбрали тему татарского народного костюма, а именно – головного убора – калфак и фартука — альяпкыч. Основным населением нашей местности являются русские и татары. В нашем деревни, как и во многих сёлах нашего района, сохраняются татарские традиции. Актуальность работы связана с активизацией интереса к национальной одежде, традициям. Сегодня, как никогда, это особенно важно, если учесть, что народная культура катастрофически быстро исчезает, ведь исчезает то, что поддерживает ее существование: традиционный уклад жизни и соответствующее ему мировосприятие. Нам интересно изучать татарскую культуру, потому что это культура моих родственников, моей семьи. Мы чтим и ценим национальные традиции. В семье соблюдаются народные и религиозные праздники, на которые мы собираемся дружной семьёй.

Хотелось бы больше узнать о корнях, об истории своего народа а именно о головном уборе — калфаки фартуке.

Летом у нас очень хорошо, особенно интересно бывает на праздниках. Один из таких замечательных, традиционных праздников у татарского народа это Сабантуй. На празднике, мы в национальных костюмах танцуем, поем. И это очень красиво. И вот мы задумались, почему наши сверстники не надевают в повседневной жизни такую красивую, самобытную, национальную одежду? И нам захотелось побольше узнать об истории татарского костюма, одежде и обуви… Нам было интересно узнать, что носили наши предки.

Итак, цель нашей работы: изучение истории и исследование элементов татарского национального костюма.

Изучить литературу об истории головного убора и фартука.

Выявить особенности калфака и фартука.

Учиться вышивать нитками и бисером татарский народный орнамент на фартуке и на калфаке.

Представить проект перед учениками.

Глава 1. Татарский национальный костюм

1.1. Татарский народный передник (фартук)

Каждая нация, стараясь выделиться на фоне другой, придумывала свои, несомненно, уникальные и присущие только ей обычаи и традиции. Встречают, как вы знаете по одежке, поэтому «национальный костюм» как нельзя, кстати, должен олицетворять весь дух народа. За богатую многовековую историю татар образ национального костюма постоянно менялся, отражая черты той или иной подгруппы татарского народа. Правда, не только сами татары влияли на это изменение, естественно и серьезные события, влияющие как на государственный уклад татар, так и на территорию их проживания, вносили свою лепту.

Основу женского традиционного костюма составляют рубаха (кулмек) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. Украшалась рубаха воланами, лентами и кружевами, кистями и тесьмой. Татарская одежда дополнялась камзолами, сшитыми из тяжелых шелковых или бархатных тканей и украшенными тесемочной отделкой. Популярным являлся нарядный нагрудник «изю», прикрывающий сверху вырез платья. Основным украшением сельского костюма, состоящего в основном из рубахи и передника, является вышивка. Итак, совместив в себе множество стилей и времен, татарский национальный костюм предстает перед нами яркой частицей истории. Основу этой частицы в женском костюме составляют фартуки и жилеты. Издревле одежда татар отличалась своей трапециевидной формой, большим размером, необычайной яркостью и большим количеством самых разнообразных украшений.

В середине 19 – начале 20 века у татар бытовало 2 типа женского передника:

1) крепящийся у пояса ( на талии)

2) крепящийся на плечах и на талии.

Среди казанских татар, в том числе и среди кряшен, широко бытовали передники, украшенные многоцветными выборными узорами и тамбурной вышивкой. Во второй половине 19 в., в период распространения фабричной ткани, прежде всего ситца, получили признание разнообразные варианты передников, крепящиеся на плечах. Для девушек и молодых женщин, особенно в селах, передники, декорированные воланами и оборками, воспринимались как элементы национальной одежды. В современной жизни татарский национальный фартук применяется в основном с татарским национальным костюмом в сценических постановках (спектакли, песни, танцы).

1.2. Татарские национальные головные уборы.

Главным элементом национального костюма являлся головной убор. По головному убору можно было определить возраст женщины, а также ее социальное и семейное положение. Незамужние девушки носили белые калфаки, и у всех они были одинаковые. У замужних дам головные уборы различались по кланам. Женщины поверх калфака обязательно надевали платки, шали или покрывала.

Кстати, калфаки тоже были разными. Некоторые чем-то напоминали тюбетейку, также украшенную и расшитую золотыми нитками, другой вид имел тряпичный заостренный конец, к которому крепилась бахрома из золотых ниток, свисающая немного вперед к лицу.

Если рассматривать период с конца ХVII до начала ХХ века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, впрочем, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись.

Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С ХVII века в орнаментации калфаков широко начала использоваться аппликация синелью в сочетании с блёстками и ушковая техника, когда рельефные многооттеночные крупные элементы цветов делались из мелких кусочков ткани, сложенной в треугольнички в виде ушков.

Затем появляются большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахрамой, свисающей до самых плеч.

К середине Х IХ века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжёлые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берёт на себя твёрдый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью.

Постепенно золотошвейные калфачки с твёрдым околышком преобретают уменьшённую форму. Калфак уже не надевается на голову, а является лишь своеобразным украшением. С ХIХ века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже – цветной бисер.

Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек – такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.

В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал надеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.

В группе женских головных уборов я выделила богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования.

1.3. Татарские узоры на национальном татарском костюме

Большой интерес татарских рукодельниц представляла вышивка и ткачество. Татарские мастерицы большей частью работали в технике тамбурной вышивки, украшая фартуки, но и прочие предметы домашнего обихода. В их работах преобладают зеленые, желтые, красные и синие тона.

Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение». Орнамент может быть составлен из линий, геометрических фигур, из листьев, цветов, ягод, даже из птиц и зверей.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.

Цветочно–растительный орнамент.

Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний.


Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.

Основные характеристики изображений:

Горизонтальные, прямые линии – поверхность земли.

Волнистые линии – вода.

Кружок, квадрат,ромб – луна.

Цветок роза – признак красоты и любви.

Шиповник, рябина - растениями приносящими счастье.

Астры символ долгой жизни.

Тюльпан - изменение, обновление.

Букет цветов – символ жизненного источника.


Глава 2. Практическая часть.

1.1. Техника вышивки тамбурным швом

Татарские женщины всегда славились своим мастерством в различных видах рукоделия. Вышивка - одно из самых древних видов народного творчества татар. А сегодня не каждая хозяйка может похвастать собственноручно вышитыми полотенцами, занавесями, наволочками и т.п. Но, если в интерьере присутствует ручная вышивка, она сразу придает теплоту и уют дому. Наши бабушки вышивали с детства до самой старости.

Мы нашли нужный материал о вышивке в специальной литературе и в интернете, познакомились с разными видами ручной вышивки.

Сегодня существует немало техник вышивки, которые в той или иной

степени осуществимы в домашних условиях. Помимо традиционной ручной вышивки сегодня имеются и специальные машины, которые по заданной

программе способны воспроизводить даже довольно сложный рисунок. Но их применение нежелательно в тех случаях, когда интересен и сам процесс, и

достижение результата. Да и качество ручной вышивки несравнимо выше. Но

это крайне кропотливое занятие, требующее значительной усидчивости.

Сегодня чаще всего используются следующие техники вышивания: вышивка крестом, гладью, летами и бисером. Остальные техники вышеперечисленных видов, или их комбинацией, хотя есть и некоторые другие, менее распространенные техники. Это может быть ажурная вышивка, или

вышивка нитью из золота, вышивка с применением драгоценных камней. Но

такими видами вышивки редко занимаются в домашних условиях для

Вышивка тамбуром одна из самых древнейших общетюркских техник вышивания. Об этом можно судить по данным археологических раскопок. В древних курганах и городищах были многочисленные фрагменты текстиля с тамбурной вышивкой.

Тамбур — это способ закрепления на ткани цветных нитей, образующих цепочку, звенья которой заходят одно в другое.

Тамбурный шов в народе называют шов-косичка, по внешнему виду он очень похож на косы, которые мы с вами заплетаем на голове.

Тамбурный шов представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Шов можно выполнять как в пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки надо выполнять движением иглы к себе. Вышивая без пялец, следите за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму. Этот шов похож на цепочку, звенья которой выходят одно из другого.

Начиная вышивать, иголку из исходной точки перемещают под тканью по линии рисунка на расстояние, равное стежку. При этом рабочая нитка в виде петли остаётся под иглой. Делая последующие стежки, иголку вкалывают в образованный предыдущим стежком кружок (петлю).

Если вышивают ниткой, сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва. После закрепления рабочую нитку уложите петлей в направлении слева вниз направо, придерживая петлю пальцами левой руки, а иглу вводите в ткань в середине первой петли, в точку, из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани, аккуратно затягивая рабочую нить. Затем этот процесс повторяют для получения ряда петель, выходящих одна из другой с направлением в одну сторону.


Для нашей работы нам необходимы: нитки-мулине, иголка, пялцы и фартук, на котором будем вышивать тамбурным швом. Орнамент выбрали тюльпан.

1.2. Вышивка бисером на калфаке

В настоящее время вышивка бисером - второй по популярности вид бисерного рукоделия после плетения. В данной технике можно выполнить картину, сумочку, украшение. Прежде чем приступать к вышивке, необходимо определиться, какой результат необходим в итоге - от этого будет зависеть выбор техники вышивки.

Мы в своей работе выбрали технику вышивки арочный. Техника выполнения арочным швом похожа на стебельчатый шов, только набирается на иглу не по одной бисерине, а по несколько, на ткани фиксируется одна бисерина. Арочный шов подходит для вышивки, когда она укладывается не плотно, длинными рядами, когда надо обозначить контур.



История создания татарского национального костюма прошла довольно длинный путь, но несмотря на это традиции этого народа сохранились и поныне, и хотя современное общество носит больше европейскую одежду, тем не менее время от времени по праздникам женщины и мужчины наряжаются в свои традиционные костюмы и вспоминают историю своего народа.

Конечно, сейчас национальные костюмы можно встретить разве что в музее, на выставке, сцене или празднике. Правда, и по сей день татарское искусство национального костюма развивается и создает не только современную одежду в национальном стиле, но и придумывает новые образы для театральных постановок, фольклорных и танцевальных ансамблей.

Несомненно, использование все больше и больше образов, связанных с традиционными костюмами, мы даем возможность нашей памяти сохранять наши исконные национальные традиции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.3. Татарские узоры на национальном татарском костюме ………………..

Глава 2. Практическая часть. Вышивка татарского орнамента на фартуке и на калфаке.

1.1. Татарский народный орнамент на фартуке тамбурным швом…………

1.2. Вышивка бисером на калфаке……………………………………………….

История возникновения татарского национального костюма берет свое начало с середины XVIII века, но тот наряд, который дошел до наших дней, был сформирован чуть позже, приблизительно в XIX веке. Влияние на татарский наряд оказали поволжские татары и традиции народов Востока. Поскольку татарские женщины с малого возраста обучались шитью, вышиванию, то изготавливая одежду, они вкладывали в нее все свое умение, терпение и в итоге получались очень красивые и женственные костюмы.

Мы с интересом занимаемся рукоделием и не случайно выбрали тему татарского народного костюма, а именно – головного убора – калфак и фартука — альяпкыч. Основным населением нашей местности являются русские и татары. В нашем деревни, как и во многих сёлах нашего района, сохраняются татарские традиции. Актуальность работы связана с активизацией интереса к национальной одежде, традициям. Сегодня, как никогда, это особенно важно, если учесть, что народная культура катастрофически быстро исчезает, ведь исчезает то, что поддерживает ее существование: традиционный уклад жизни и соответствующее ему мировосприятие. Нам интересно изучать татарскую культуру, потому что это культура моих родственников, моей семьи. Мы чтим и ценим национальные традиции. В семье соблюдаются народные и религиозные праздники, на которые мы собираемся дружной семьёй.

Хотелось бы больше узнать о корнях, об истории своего народа а именно о головном уборе — калфаки фартуке.

Летом у нас очень хорошо, особенно интересно бывает на праздниках. Один из таких замечательных, традиционных праздников у татарского народа это Сабантуй. На празднике, мы в национальных костюмах танцуем, поем. И это очень красиво. И вот мы задумались, почему наши сверстники не надевают в повседневной жизни такую красивую, самобытную, национальную одежду? И нам захотелось побольше узнать об истории татарского костюма, одежде и обуви… Нам было интересно узнать, что носили наши предки.

Итак, цель нашей работы: изучение истории и исследование элементов татарского национального костюма.

Изучить литературу об истории головного убора и фартука.

Выявить особенности калфака и фартука.

Учиться вышивать нитками и бисером татарский народный орнамент на фартуке и на калфаке.

Представить проект перед учениками.

Глава 1. Татарский национальный костюм

1.1. Татарский народный передник (фартук)

Каждая нация, стараясь выделиться на фоне другой, придумывала свои, несомненно, уникальные и присущие только ей обычаи и традиции. Встречают, как вы знаете по одежке, поэтому «национальный костюм» как нельзя, кстати, должен олицетворять весь дух народа. За богатую многовековую историю татар образ национального костюма постоянно менялся, отражая черты той или иной подгруппы татарского народа. Правда, не только сами татары влияли на это изменение, естественно и серьезные события, влияющие как на государственный уклад татар, так и на территорию их проживания, вносили свою лепту.

Основу женского традиционного костюма составляют рубаха (кулмек) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. Украшалась рубаха воланами, лентами и кружевами, кистями и тесьмой. Татарская одежда дополнялась камзолами, сшитыми из тяжелых шелковых или бархатных тканей и украшенными тесемочной отделкой. Популярным являлся нарядный нагрудник «изю», прикрывающий сверху вырез платья. Основным украшением сельского костюма, состоящего в основном из рубахи и передника, является вышивка. Итак, совместив в себе множество стилей и времен, татарский национальный костюм предстает перед нами яркой частицей истории. Основу этой частицы в женском костюме составляют фартуки и жилеты. Издревле одежда татар отличалась своей трапециевидной формой, большим размером, необычайной яркостью и большим количеством самых разнообразных украшений.

В середине 19 – начале 20 века у татар бытовало 2 типа женского передника:

1) крепящийся у пояса ( на талии)

2) крепящийся на плечах и на талии.

Среди казанских татар, в том числе и среди кряшен, широко бытовали передники, украшенные многоцветными выборными узорами и тамбурной вышивкой. Во второй половине 19 в., в период распространения фабричной ткани, прежде всего ситца, получили признание разнообразные варианты передников, крепящиеся на плечах. Для девушек и молодых женщин, особенно в селах, передники, декорированные воланами и оборками, воспринимались как элементы национальной одежды. В современной жизни татарский национальный фартук применяется в основном с татарским национальным костюмом в сценических постановках (спектакли, песни, танцы).

1.2. Татарские национальные головные уборы.

Главным элементом национального костюма являлся головной убор. По головному убору можно было определить возраст женщины, а также ее социальное и семейное положение. Незамужние девушки носили белые калфаки, и у всех они были одинаковые. У замужних дам головные уборы различались по кланам. Женщины поверх калфака обязательно надевали платки, шали или покрывала.

Кстати, калфаки тоже были разными. Некоторые чем-то напоминали тюбетейку, также украшенную и расшитую золотыми нитками, другой вид имел тряпичный заостренный конец, к которому крепилась бахрома из золотых ниток, свисающая немного вперед к лицу.

Если рассматривать период с конца ХVII до начала ХХ века, то форма, размеры, орнаментация калфаков, впрочем, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись.

Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С ХVII века в орнаментации калфаков широко начала использоваться аппликация синелью в сочетании с блёстками и ушковая техника, когда рельефные многооттеночные крупные элементы цветов делались из мелких кусочков ткани, сложенной в треугольнички в виде ушков.

Затем появляются большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахрамой, свисающей до самых плеч.

К середине Х IХ века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжёлые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берёт на себя твёрдый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью.

Постепенно золотошвейные калфачки с твёрдым околышком преобретают уменьшённую форму. Калфак уже не надевается на голову, а является лишь своеобразным украшением. С ХIХ века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже – цветной бисер.

Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек – такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.

В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал надеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.

В группе женских головных уборов я выделила богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования.

1.3. Татарские узоры на национальном татарском костюме

Большой интерес татарских рукодельниц представляла вышивка и ткачество. Татарские мастерицы большей частью работали в технике тамбурной вышивки, украшая фартуки, но и прочие предметы домашнего обихода. В их работах преобладают зеленые, желтые, красные и синие тона.

Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение». Орнамент может быть составлен из линий, геометрических фигур, из листьев, цветов, ягод, даже из птиц и зверей.

Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.

Цветочно–растительный орнамент.

Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний.


Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.

Основные характеристики изображений:

Горизонтальные, прямые линии – поверхность земли.

Волнистые линии – вода.

Кружок, квадрат,ромб – луна.

Цветок роза – признак красоты и любви.

Шиповник, рябина - растениями приносящими счастье.

Астры символ долгой жизни.

Тюльпан - изменение, обновление.

Букет цветов – символ жизненного источника.


Глава 2. Практическая часть.

1.1. Техника вышивки тамбурным швом

Татарские женщины всегда славились своим мастерством в различных видах рукоделия. Вышивка - одно из самых древних видов народного творчества татар. А сегодня не каждая хозяйка может похвастать собственноручно вышитыми полотенцами, занавесями, наволочками и т.п. Но, если в интерьере присутствует ручная вышивка, она сразу придает теплоту и уют дому. Наши бабушки вышивали с детства до самой старости.

Мы нашли нужный материал о вышивке в специальной литературе и в интернете, познакомились с разными видами ручной вышивки.

Сегодня существует немало техник вышивки, которые в той или иной

степени осуществимы в домашних условиях. Помимо традиционной ручной вышивки сегодня имеются и специальные машины, которые по заданной

программе способны воспроизводить даже довольно сложный рисунок. Но их применение нежелательно в тех случаях, когда интересен и сам процесс, и

достижение результата. Да и качество ручной вышивки несравнимо выше. Но

это крайне кропотливое занятие, требующее значительной усидчивости.

Сегодня чаще всего используются следующие техники вышивания: вышивка крестом, гладью, летами и бисером. Остальные техники вышеперечисленных видов, или их комбинацией, хотя есть и некоторые другие, менее распространенные техники. Это может быть ажурная вышивка, или

вышивка нитью из золота, вышивка с применением драгоценных камней. Но

такими видами вышивки редко занимаются в домашних условиях для

Вышивка тамбуром одна из самых древнейших общетюркских техник вышивания. Об этом можно судить по данным археологических раскопок. В древних курганах и городищах были многочисленные фрагменты текстиля с тамбурной вышивкой.

Тамбур — это способ закрепления на ткани цветных нитей, образующих цепочку, звенья которой заходят одно в другое.

Тамбурный шов в народе называют шов-косичка, по внешнему виду он очень похож на косы, которые мы с вами заплетаем на голове.

Тамбурный шов представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Шов можно выполнять как в пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки надо выполнять движением иглы к себе. Вышивая без пялец, следите за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму. Этот шов похож на цепочку, звенья которой выходят одно из другого.

Начиная вышивать, иголку из исходной точки перемещают под тканью по линии рисунка на расстояние, равное стежку. При этом рабочая нитка в виде петли остаётся под иглой. Делая последующие стежки, иголку вкалывают в образованный предыдущим стежком кружок (петлю).

Если вышивают ниткой, сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва. После закрепления рабочую нитку уложите петлей в направлении слева вниз направо, придерживая петлю пальцами левой руки, а иглу вводите в ткань в середине первой петли, в точку, из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани, аккуратно затягивая рабочую нить. Затем этот процесс повторяют для получения ряда петель, выходящих одна из другой с направлением в одну сторону.


Для нашей работы нам необходимы: нитки-мулине, иголка, пялцы и фартук, на котором будем вышивать тамбурным швом. Орнамент выбрали тюльпан.

1.2. Вышивка бисером на калфаке

В настоящее время вышивка бисером - второй по популярности вид бисерного рукоделия после плетения. В данной технике можно выполнить картину, сумочку, украшение. Прежде чем приступать к вышивке, необходимо определиться, какой результат необходим в итоге - от этого будет зависеть выбор техники вышивки.

Мы в своей работе выбрали технику вышивки арочный. Техника выполнения арочным швом похожа на стебельчатый шов, только набирается на иглу не по одной бисерине, а по несколько, на ткани фиксируется одна бисерина. Арочный шов подходит для вышивки, когда она укладывается не плотно, длинными рядами, когда надо обозначить контур.



История создания татарского национального костюма прошла довольно длинный путь, но несмотря на это традиции этого народа сохранились и поныне, и хотя современное общество носит больше европейскую одежду, тем не менее время от времени по праздникам женщины и мужчины наряжаются в свои традиционные костюмы и вспоминают историю своего народа.

Конечно, сейчас национальные костюмы можно встретить разве что в музее, на выставке, сцене или празднике. Правда, и по сей день татарское искусство национального костюма развивается и создает не только современную одежду в национальном стиле, но и придумывает новые образы для театральных постановок, фольклорных и танцевальных ансамблей.

Несомненно, использование все больше и больше образов, связанных с традиционными костюмами, мы даем возможность нашей памяти сохранять наши исконные национальные традиции.


Национальная

Башкиры – уникальный народ, который старается соблюдать многолетние традиции и обычаи. Отдельного внимания заслуживает их красивая одежда, декорированная разнообразными узорами, орнаментами, этническими атрибутами. Отражающий уважение и любовь к предкам башкирский национальный костюм появился много лет назад. Он является не только историческим наследием, традиционную одежду используют по сей день.

Варианты и особенности нарядов

Башкортостан является республикой с умеренным климатом, поэтому в национальном костюме преобладает многослойность. Еще в давние времена поверх нательной рубашки надевались несколько халатов. В зависимости от времени года, погоды и температуры воздуха, данные вещи выполняются из толстого или тонкого материала.

Главный элемент национального костюма башкирского народа носит название «казакин». Это верхняя одежда, которая имеет вид приталенной куртки с просторными рукавами, она имеет нежную подкладку. Застегивают казакин при помощи пуговиц.

Для башкирского национального костюма используют орнаменты, узоры, которые имеют определенное символическое значение. К примеру, наличие на одежде изображения растений или фигур животных защищает от недобрых людей, порчи, а также служит для привлечения хозяину удачи, богатства.


Женский

Основа женского костюма – платье, которое называется «кулдэк». Оно украшается красивой вышивкой. Среди основных особенностей данного изделия:

  • изначально у платья присутствовал воротничок небольшого размера, который обрамлял верх изделия;
  • был предусмотрен широкий вырез горловины;
  • под областью груди платье знатных дам перетягивалось пояском, а у простых людей для этих целей применялась бечевка.

Раньше на платье часто надевались башкирские нагрудники. Они служили для защиты от недобрых духов, порчи, сглаза. Богатые девушки и женщины поверх платья надевали камзол, который был богато украшен серебряными монетами.

Помимо платья, женский костюм состоит из других дополнительных элементов:

  1. В зависимости от ситуации девушки надевали чекмени, еляны, кэзэки, бешметы, шубы, тулупы.
  2. Под платье поддевались широкие штаны – ыштан.
  3. Для праздников девушка всегда дополняла наряд передником – алъяпкыс. Для торжественных событий этот атрибут шьется из дорогих, красивых тканей.

В Башкирии девушки и женщины стараются дополнять костюм различными украшениями, которые подчеркивают их восточную красоту. Они носят длинные серьги с орнаментами, различные браслеты, бусы, подвески.

Наряд для девочки практически ничем не отличается от женского костюма, он только меньше по размеру. Для детских костюмов характерно присутствие красивых, ярких орнаментов, в качестве основы также используется платье кулдэк. Дополняется оно верхней одеждой, нагрудником, фартуком и широкими штанами.

Девочки, которые не достигли десятилетнего возраста, не имеют права носить головной убор с вуалью – тыкая. Этот атрибут присутствует в наряде старших представительниц слабого пола.





Мужской

Башкирский мужской народный костюм не такой яркий и разнообразный, как наряд для женщин. Это связано с тем, что мужчины не настолько прихотливы в выборе одежды. Но все же их наряды поражают красотой, отделкой.

Обычно костюм состоит из рубашки свободного кроя, штанов, длинного халата. Раньше были популярны чекмени. В качестве теплого варианта верхней одежды применяются кэзэки – кафтаны, имеющие расклешенный покрой, высокий ворот.

Жителей Башкирии северного и южного региона распознают по форме выреза рубахи. У южан он косой, без притачного воротника, скрепление краев осуществлялось при помощи шнуровки. А вот северяне носили одежду более привычную для современных людей – ровного кроя, с воротником. При наступлении холодов мужчины дополняют костюм тулупами из овечьей шерсти или шубами.

Для мальчиков нет ограничений в наряде, он в полной мере повторяет внешний вид одежды отцов. Дети носили традиционный пояс с богатым золотым узором, рубашки с тугой шнуровкой, брюки.



Праздничный

Праздничные наряды для женщин и мужчин дополняются яркими элементами, которые подчеркивают красоту и привлекают внимание. Женщины поверх платья одевают передник – алъяпкыс, который расшит красочными орнаментами. Дополнительно надевают длинные серьги, бусы, подвески, браслеты из золота, серебра.

Особого внимания заслуживает свадебный костюм, к его изготовлению башкиры подходят с максимальной ответственностью. Свадьба считается особенным событием, которое связывает молодых на всю жизнь. Одежда жениха и невесты должна поразить гостей, молодоженам важно выглядеть яркими, ослепляющими и богатыми. По этой причине родители часто отдают на празднование все свое состояние.

Свадебное платье декорируется лентами, богатыми оборками. Они обрамляют подол наряда, придают ему роскошный вид. Цвет наряда имеет огромное значение. Чаще всего он отшивается в двух вариантах:

  • красном – символизирует дом, теплый семейный очаг;
  • белом – олицетворяет солнце, лад в семейных делах.

Голову невесты покрывают легким платком. В качестве обуви используют белые сапожки, их шили из мягкой, тонкой козьей кожи.

Невеста собственноручно шьет для жениха красную рубаху. Она ее расшивает красивыми узорами, орнаментами. Перед свадьбой вручает в руки будущему супругу.





Материалы и отделка

Для башкирского народа особое значение имеет материал, из которого изготавливается национальный костюм. Скупиться на ткань не принято, стараются применять качественную, натуральную основу. Люди из зажиточных семей носят наряды из белого атласа, дорогого бархата, шелка, сатина.

Популярностью пользовались изделия из хлопчатобумажной ткани. Башкиры, которые жили небогато, для изготовления одежды применяли овчину, домашний войлок и сукно. Часто используются крапивные и конопляные холсты.

Для декора костюма используют нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты, серьги. Данные изделия создаются из монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин. В последнее тысячелетие стали активно применяться кораллы.

Верхнюю одежду часто украшают аппликациями. По краям изделия нашивают тесьму красного или золотого цвета.





Многообразие оттенков

Жители Башкортостана любят яркие и нарядные вещи, поэтому при пошиве особое внимание уделяют оттенкам изделия. В повседневных национальных костюмах башкир преобладают следующие цвета:

  • красный;
  • коричневый;
  • синий;
  • черный;
  • зеленый;
  • желтый.

Обязательно соблюдается контраст оттенков, к примеру, часто можно увидеть комбинации из таких цветовых сочетаний, как красный и белый, желтый и синий, черный и зеленый, коричневый и желтый.




Головные уборы

Головной убор у башкир всегда являлся обязательным элементом национального костюма. Он отражает финансовое положение, статус, возраст владельца. Дополнительно его декорируют драгоценными камнями, которые также выполняют функцию оберега.

Мужчины носят два вида головных уборов – тюбетейку и меховую шапку. Башкиры, которые исповедывают мусульманство, не имеют права представать перед окружающими с непокрытой головой. Уборы молодых парней выполняются в светлых тонах, а вот шапки для пожилых мужчин –чаще в темной расцветке.

Головные уборы для женщин имеют большой ассортимент. Жены состоятельных мужчин могут позволить богатый убор для головы под названием камшау. Это изделие имеет вид шапочки с отверстием на макушке.

Расшивают головной убор кораллами, бисером, подвесками. Дополнительно пришивают длинную ленту, которая спускается на спину. Она наделяет убор красотой и индивидуальностью – ленту расшивают бисером, прикрепляют бахрому.

Существует еще одна разновидность женского головного убора для замужней женщины – кэлэпуш. Это высокая шапка, к ней прикрепляют накидку, которая прикрывает уши и спадает на плечи. Украшают изделие бисером, вышивкой.





Традиционная обувь башкир

У башкирских женщин в гардеробе присутствуют разнообразные модели обуви, которые традиционно украшены кисточками. В летнее время они носят сабаты, под которые обязательно надевают белые чулки. В праздничные дни носят декоративные чулочные изделия и кожаные башмаки с узорами.

Стандартной обувью для мужчин считаются сапоги сарык и итек. На праздники они надевают красивые игичи. Чтобы не запачкать их по пути на торжество, сверху на обувь надевают галоши, а по прибытии на место мужчины их снимают на пороге.

Костюм башкир – национальное достояние народа, которое передается из поколения в поколение. Это ценность, сохраняющая память и уникальную историю. Яркий наряд с орнаментом и необходимыми традиционными атрибутами отражает изящество и характер народа прошлого столетия.

Видео

Читайте также: