Зачем художнику понадобилось пришить кусок холста для картины

Обновлено: 23.04.2024

Лошади буквально летели с горы. Мотавшиеся над дугой взбесившейся тройки колокольцы гремели набатом. Сани, клонясь из стороны в сторону, казалось вот-вот перевернутся. Внезапно один из седоков вывалился в придорожный сугроб.

Раздался удар, потом треск ломающегося дерева. В ту же секунду взмыленные лошади встали как вкопанные. Дворовая девка, сметавшая снег, испуганно перекрестилась.

В безжизненно повисших вожжах осталась старая рукавица с еще дымившейся сигаркой, а возница лежал распластанным на снегу. Крестьяне, бросив работу на дворе, подбежали к пострадавшему.

Кто-то кинулся на конюшню за лошадью - скакать в соседнее Молдино за доктором Ауэрбахом. Другие, подхватив тело, потащили его во флигель имения, принадлежавшего Павлу Петровичу Милюкову. Но все было напрасно: художник Алексей Гаврилович Венецианов умер.

Поздним вечером того же дня, 4 декабря 1847 года, становой пристав Вышневолоцкого уезда Васильев и уездный стряпчий Булгаков приехали разбираться в том, что случилось. Дело вроде бы обычное - тройка понесла. Кучер Григорий в последнюю минуту выпрыгнул или сам из саней вывалился. Разбираться решили приватно, без лишней огласки.

Дочь художника, Александра Венецианова, пряча заплаканные глаза, спрятала кружевной платочек за рукав траурного платья: "У меня никаких подозрений нет. Какие могут быть подозрения? Отца любили все. "

Васильев перешел к делу: "Мастерскую Алексея Гавриловича мы можем осмотреть?" Александра в ответ только вздохнула: "Раз для дела надо - смотрите!"

Накинув шаль, Саша в сопровождении Васильева вышла на крыльцо. Деревянный флигель, отведенный Венециановым под мастерскую, оказался совсем крошечным. Печка, небольшой топчанчик с парой подушек, мольберт, завешенный тканью, да несколько холстов, прислоненных к стенам.

Машинально подняв лежавшую на низком подоконнике палитру, пристав невольно загляделся на миниатюрный портрет молодой черноволосой женщины с двумя девочками, нарисованный на обороте. Он перевел взгляд на Сашу. От смущения у нее порозовели щеки: "Это я. С сестрой и матушкой. Отец придумал, чтобы с нами не расставаться и всегда палитру с собой возил!"

Покашливая в кулак, пристав обошел мастерскую. Может все-таки права Саша Венецианова? Кому понадобилось художника жизни лишать? Человек он, судя по всему был тишайший. Богатства никакого в помине не было. Имение давно за долги отписано. В раздумье Васильев подошел к мольберту и машинально потянул на себя кусок закрывавшего его полотна.

Перед ним как живая стояла красавица: озябшая и смущенная своей наготой. Она смотрела на пристава своими блестящими темными глазами. Все в ней было хорошо: и высокая грудь, и чуть покатые плечи, и словно фарфоровые колени. У Васильева даже несколько взмок затылок.

Собравшись с мыслями, он еще раз оглядел изображение молодой женщины. Внимание его привлек легкий загар, тронувший руки по локоть, и такой же полукруг загорелой кожи вокруг шеи.

В голове мелькнула догадка: "Хм, а Диана-то крестьянского сословия. Руки-то как загорели. "

Васильев отправился в дом, к Александре Венециановой. Покручивая ус, он постарался как можно более безразличным тоном произнести: "Александра Алексеевна, а кто вашему батюшке для картины в мастерской позировал?"

"Какой именно?" - уточнила Саша.

"Да той, что на мольберте!"

Саша слегка покраснела: "Ах, для этой. Марья Богданова, жена кучера. Отцу всегда крепостные позировали. И "Купальщицы" и "Вакханки", которые Академией художеств сейчас приобретены. Везде на картинах наши сафонковские. Имение тверское Сафонково родители после свадьбы купили. Мне три года тогда было. "

Александра Алексеевна и сама была художницей и рассуждала здраво: "В Академии раньше обнаженной натуры не было, считалось безнравственным. Вот и писали академисты с античных мраморных фигур. Те же, кто с натуры желал писать, ночью на Васильевский остров ходили. Там девицы продажные за полтора рубля соглашались. Но только что это за натура!? Тело то молодо-бело, а на душе - ночь. А настоящему художнику ведь не тело нужно писать, а душу. "

. С будущей супругой Венецианов познакомился в Петербурге. Марфа Афанасьевна Азарьева, тверская дворянка, гостила в столице у родственников. Ее тихий, задумчивый нрав пришелся художнику по вкусу.

К моменту сватовства невесте минуло тридцать, и родственники не стали препятствовать ее браку с женихом из купеческого сословия. Даже дали в приданое денег на покупку поместья, которое стали искать в родной для Азарьевых Тверской губернии. Тогда-то и подвернулось Сафонково.

Отдавали его недорого, да полсотни крепостных в придачу. Супруга, Марфа Афанасьевна, приехав в купленное имение, поразилась: Алексей выглядел таким воодушевленным.

Марфе доктора настоятельно советовали сменить город на деревню для поправки здоровья. Марфа Афанасьевна была женщиной доброй, мягкой и очень болезненной.

Из-за мигреней она целые дни проводила в постели. Справедливости ради следует сказать, что брак был заключен по любви. Но с годами чувства угасли… Трудно сказать, что стало тому причиной. Возможно, здоровье супруги.

Странная прихоть писать портреты крепостных проявилась у Венецианова сразу после покупки имения Сафонково в 1819 году. Началось все с девчонки Капитолины, которую Алексей Гаврилович еще в один из первых приездов в имение забрал к себе в Петербург - присматривать за новорожденной младшей дочкой Фелицатой.

Портрет вышел чудесный: своевольная, но трогательно преданная своей воспитаннице Капа вышла как живая. Этот портрет не стал минутным капризом барина. К тому, что на жатву, сенокос и пашню, Венецианов являлся с этюдником, крепостные скоро привыкли. В первую же осень в имении он сделал десяток набросков с косцов, прях и дворовых мальчишек. Но предпочтение Венецианов отдавал юной красавице Маше Богдановой.

Исследовательница жизни художника Александра Мюллер писала: "Крепостная Маша, эта прекрасно сложенная, красивая женщина, позировавшая для "Туалета танцовщицы", "Купальщиц", "Спящей девушки", служила также одним из сельских "грешных" развлечений художника".

Венецианов вскоре устроил и личную жизнь Марии Богдановой. Летом 1839 года "девица Мария Богданова помещика Алексея Венецианова сельца Сафонкова, дочь дворовой женщины вдовы Анны Никитиной, 19 лет от роду" была повенчана с 30-летним крепостным Григорием Ларионовым.

"Купальщицы" были единственной картиной в жанре обнаженной натуры, законченной художником при жизни жены. Узнав, какой шум поднялся в уезде, Венецианов уехал из имения в Петербург.

В Сафонково Алексей Гарилович открыл собственную художественную школу. Ученики Венецианова пополняли ряд лучших академических воспитанников, собирали на экзаменах медали за свои работы. На выставке 1830 года два зала были заняты полотнами "венециановцев". А их наставник еле-еле сводил концы с концами.

Строительство нового особняка с мастерской в Сафонкино, содержание петербургской квартиры на Васильевском острове и художественной школы, врачи для супруги, учителя для дочерей - все это требовало немалых денег.

Марфа Афанасьевна, бледная, измученная спрашивала: "Как же имение заложенное выкупать, Алешенька?" Муж понуро стоял перед ней, щуря беззащитные без очков глаза: "Долгов много, Марфушенька. Без заклада не выкрутиться. " Марфа мужа побаивалась, лишнее слово боялась сказать.

Венецианов написал отчаянное письмо императору Николаю I "Августейший монарх! Три года назад я начал брать к себе молодых людей для обучения живописи по методе моей. Но в сии три года. расстроил свое состояние. и готовлюсь лишиться средств не только продолжать путь воспитания художников, но и собственных моих детей".

Письмо долго пылилось в канцелярии, пока хлопотами президента Академии художеств АН. Оленина не попало на императорский стол. Художнику было положено жалование в три тысячи рублей в год и чин "художника государя императора с причислением к кабинету его величества", который обеспечивал его заказами до конца жизни.

Также Венецианов получил и орден святого Владимира четвертой степени - награду для гражданских служащих, дававшую право на потомственное дворянство. Но скопившихся долгов этой суммой было не покрыть. В 1830 году Алексей Гаврилович заложил Сафонково в Опекунском совете. А год спустя умерла его жена от холеры. К живописи в жанре "ню" Венецианов вернулся через несколько лет после смерти жены, причем, писал он исключительно для себя, никому не показывая эти полотна.

Венецианов нашел новую натурщицу среди крепостных - Алену Никитину. Алене он просто приказал позировать у ручья. Так появились "В бане" и "Вакханка". Добрый барин даже побеспокоился о судьбе Алены - когда девушке исполнилось восемнадцать лет, он выдал ее замуж за сверстника Ефима Тихонова.

"Художник в мастерской писал обнаженные женские тела с натурщиц, согласно своей "методе". "Живые натурки сильно начали прибывать… Редкий день не ловил он где-нибудь на улице натурку, приводил ее к себе, тотчас же давал ей жалованье, и натурка вселялась вместе с другими натурками на постоянное житье в мастерских. Таким образом, у него в короткое время составился преизрядный гарем.

Он пил полную чашу наслаждений в своем гареме. Но зато Марфа не пила, не ела с двумя дочерьми, сидя в своем курятнике. Совсем забыл о ней… За дверями у мужа, бывало, хохот, грохот, хлопанье пробок в потолок, а у Марфы и огня на кухне не разводили. " - из воспоминаний писательницы Марии Каменской - дочери графа Федора Петровича Толстого, вице-президента Академии художеств. Можно ли доверять ей?

С весны 1847 года Венецианов работал над большой картиной "Туалет Дианы", для которой ему снова позировала обнаженная Мария Богданова, находившаяся на пятом месяце беременности. Но эта картина так и осталась незавершенной.

4 декабря 1847 года Венецианов решил выехать в Тверь: несколько месяцев назад он получил крупный заказ на роспись домовой церкви дворянского пансиона для бедных детей-дворян в Твери.

Ранним утром по приказанию Венецианова кучер Григорий Лаврентьев запряг тройку лошадей в сани с кибиткою, погрузил вещи. С собой рядом он посадил второго кучера Агапа Богданова - старшего брата Марии Богдановой.

В материалах Уголовного дела указано, что первую остановку тройка с санями сделали через пять верст - у деревни Токариха. Записано об этом со слов обоих кучеров: "Как лошади шли смирно, то Венецианов приказал отпустить Богданова, который и слез с беседки, а они отправились в дальний путь".

Вторая остановка, по словам кучера Григория, произошла на горке у въезда с северной стороны в Поддубье, где художник, как писала Александра Венецианова в своих "Воспоминаниях", якобы приказал кучеру остановить и перепрячь лошадей. "Потом он закурил сигару, и они опять пустились в дорогу".

Это подробность могла быть рассказана лишь единственным свидетелем - кучером Григорием. Возможно, подельники решились на заранее обдуманное убийство. Для девушек, позировавших для картин Венецианову в деревне был позор несмываемый. Вот родственники и решили отомстить.

Как писал историк Борис Виноградов, крестьяне в имении Милюковых рассказывали, что в снегу возле того места, где в тройке Венецианова якобы перезапрягли лошадей, они нашли тряпку, смазанную медвежьим жиром. Известно, что от медвежьего запаха может взбеситься любая даже самая смирная лошадь. Но вряд ли кучер каждый день носил с собой баночку с медвежьими жиром - на "всякий случай". Значит, убийство было спланировано.

Можно предположить, что дальнейшие события могли развиваться так: Агап Богданов отправился домой, обеспечивая себе алиби - в момент смерти барина соседи видели его дома. Лаврентьев же быстро отвез труп к имению Милюковых.

Когда тройка подъехала к самому спуску на Поддубье, Лаврентьев намотал вожжи на руку уже мертвого художника, вложил в рукавицу дымящуюся сигару, а затем ткнул тряпку с медвежьм жиром в морды лошадям. Тут главное было не только увернуться от взбесившихся коней, но и ловко опрокинуть сани.

Место трагедии было выбрано грамотно: обезумевших лошадей, тащивших перевернутые сани и безжизненное тело художника, видели крестьяне в усадьбе, выступившие потом свидетелями в пользу Лаврентьева и подтвердившие несчастный случай.

Следствие по делу о гибели 67-летнего помещика Алексея Гавриловича Венецианова шло более полугода.

Есть холсты на картоне и оргалите, на них гораздо удобней рисовать (карандашные эскизы, в частности, пастелью, акрилом) - НО: продаются они не в пример хуже (могу ошибаться, конечно). Почему? Не комильфо, или какие-то другие причины?

Потому что никто в здравом уме не станет писать серьёзную работу на покупных грунтованных холстах - раз.

Картон, оргалит, любая другая жёсткая основа препятствует "дыханию" холста с изнанки - и неизвестно, кто там заведётся (между холстом и основой) со временем - это два.

Покупатель не сможет проверить качество грунтовки с изнанки холста, было ли попадание связующего на изнанку - три.

Картине на холсте при необходимости можно будет сделать "дублирование" - то есть перенести её на другой холст. А вот если какая-нибудь основа типа ДВП или слоёной фанеры деформируется со временем - то перенести живопись на новую основу не получится. Ну разве что там холст прикреплён к основе (о чём было сказано выше).

Оргалит - тяжёлый. Без него конструкция легче.

Я бы не хотел отказываться от фактуры холста. Имитировать её заново на гладких поверхностях или обтягивать твёрдую основу холстом - морока.

Не представляю, как можно изящно натянуть холст на твёрдую основу, не приклеивая. А приклеивать нельзя - с изнанки клей рано или поздно проникнет на поверхность живописи в виде пятен.

Хотя вообще идея с твёрдой основой - не плохая, и иконы, например, пишутся на досках, а потом сохраняются веками (если всё чики-чики с технологией было).

Смотря чем руководствуется покупатель в желании приобрести произведение живописи. На холсте привычней как то, хотя многие ответственные работы я пишу на загрунтованном оргалите, он тяжелей, но менее подвержен деформации при перепадах температуры чем холст.

В трубочку, вообще-то, живопись нельзя сворачивать. Это варварство, не сулящее картине ничего хорошего. Так только воры в фильмах делают.

Нет, вы не ошибаетесь. Дурь - натягивать холстик, например, размером 20х30 на подрамник. Однако, каждому (я меня худ. салон - продаю свои картины и картины мужа, друзей) устанешь объяснять, что холст стали применять для удобства транспортировки больших размеров. И, что, чем жестче поверхность - тем лучше сохранность (при хорошем грунте). А, если, нужна фактура "зернистая", то можно взять оргалит.

На счет сохранности и прочей надежности не согласен. Холст упруг. а картон ломок и промокаем. Льну влажность не так страшна. Холст, как выше сказано, можно продублировать ( при порывах и прочих утратах). Прочие высказывания отдают скорей точкой зрения ремесленника, зарабатывающего на березках и сирени в недорогих салонах.
Из твердой основы писали на дереве. И то шпонировали его, чтобы не повело.
И всегда будут хуже продаваться работы на картонках и прочей случайной основе. Ни один серьезный коллекционер не позарится.

Можно ли перегрунтовать холст, с уже написанной картиной и написать другую? Т. е на этом же холсте, написать новую, предварительно загрунтовав?

Можно. Только не надо перегрунтовывать. Затонируйте краской (масляной, если картина выполнена маслом и писать собираетесь маслом) . Можно даже специально тонировать не белым, а каким-то цветом, тогда фон будет работать уже на вас.

А зачем? Новый холст дешевле и проще. Этот прием используется для надувательства покупателя, когда старость холста используется в качестве аргумента о возрасте картины.
О грунтовке. Грунтовка используется для связи лакокрасочного слоя с холстом, выравнивания дефектов холста. А в этом случае грунтовка (допустим мел и казеиновый клей) будет ложиться на невпитывающую поверхность (лако-красочный слой) . Какое-то время новая грунтовка продержится, но затем осыпется. Короче - это геморрой. Скупой платит дважды, а глупый - несоизмеримо покупке.
У меня тоже есть старые холсты, и надо бы как-нибудь использовать. Но не для серьезных работ!

Можно.
Только старый холст с картиной лучше приклеить на 20 слойную фанеру. И тогда, хоть сто раз переписывайте, после просушки каждого письма естественно.

Заново можно загрунтовать только льняной холст и то в редких случаях. Хлопковый же холст очень непрочный и любая перегрунтовка его просто превратит в труху!

Иногда неискушенный новичок спрашивает: зачем делать холст своими руками, ведь в магазинах для творчества можно приобрести холсты разных видов и размеров. Так то оно так! Но бывают ситуации, когда изготовление холстов своими руками просто необходимо!

Например, у вас есть прекрасная идея для городского пейзажа с вечерним городом, но в магазине нет такого формата холста 50/100 см. Но вам для рисования нужен холст уникальной формы, которой не бывает в магазинах. Или вы задумали написать модульную картину на нескольких холстах, а подобрать их в готовом виде просто нет возможности.

холст для рисования

Идея картины на нестандартном холсте

А кроме этого, АРТ-магазины продают грунтованные холсты в рулонах, так почему бы не сделать картину своими руками прямо с нуля нужного вам формата? О том, как выбрать холст, читайте дополнительно в статье «Холст для рисования: важные вещи простыми словами», там я все подробно описала.

Основная сложность работы поджидает на первом этапе нужного формата подрамника. Самостоятельно изготовить подрамник без специальных навыков и инструментов вряд ли получится. Поэтому тут необходимо определиться что лучше:

  • купить уже готовый подрамник
  • заказать изготовление специалисту, обычно у плотника
  • приобрести подготовленные модули (планки), чтобы собрать подрамник самостоятельно.

 как сделать холст своими руками

Кстати, подрамники обычно делают из хорошо просушенной древесины сосны, но есть смелые художники, которые делают подрамники из пластика! Картины на таком подрамнике не деформируются даже спустя много лет!
Теперь хочу заметить, что холсты, купленные в магазинах для художников, уже проклеенные и грунтованные, даже те, что продаются в рулонах. Так что после натягивания его на подрамник, вполне можно приступать к работе.

Важно: все подрамники под живопись должны быть подвижными, то есть рейки не должны быть склеенными между собой. Как правило, они продаются с 8 -ю клинками, которые вставляются сзади и при необходимости могут раздвинуть рейки на несколько миллиметром.

Как сделать холст своими руками

До недавнего времени, холст закрепляли на подрамник с помощью гвоздей, сейчас все упростилось благодаря такой вещи, как степлер! Прекрасная вещь для крепежа, быстро и без лишних повреждений ткани от гвоздей.

Для изготовления подрамника нам потребуются: подходящий подрамник, грунтованный холст, молоток, степлер, ножницы, рулетка или линейка. И конечно, уверенность в своих силах!

холст своими руками

Степлер для закрепления холста на подрамник

Итак, пошаговый ход работ:

Вначале необходимо определить размеры холста по подрамнику. Надо вырезать холст с запасом по 5-6 см на каждую сторону, для того, чтобы края холста хорошо завернулись на обратную сторону подрамника.

Положить холст на стол, сверху поместить подрамник так, чтобы нити полотна находились параллельно планкам подрамника. Это очень важно для того, чтобы готовый холст не деформировался в дальнейшем.

Важно: Подрамник нужно положить на холст правильно, чтобы случайно не перепутать стороны. Стороны на подрамнике не одинаковые, кладем его спиленной стороной во внутрь. Чтобы было эстетически красиво и не было касания холста с подрамником, и нужны такие спилы реек. На фото внизу видно, что рейки подрамника не прилегают плотно к ткани. Так и должно быть…

изготовление холстов

Пример натяжки холста

Обращу ваше внимание на то, что натянуть грунтованный холст на подрамник сложнее, так как ткань уже не так тянется под слоем клея и грунта. Поэтому, некоторые художники слегка смачивают холст с обратной стороны, чтобы он стал эластичнее, податливее. Не переживайте, после высыхания все вернется на свои места и ткань натянется еще плотнее! В этом случае, желательно сделать дополнительный слой грунта, так как могут получится микро разрывы в грунте при смачивании.

Кстати, считается, что смачивать холст с обратной стороны нельзя, позволю себе с этим не согласиться…Легкое увлажнение не повредит, если конечно, не замачивать на столько, что с него течет вода

Завернуть края полотна и зафиксировать их степлером. Вначале работать с длинной стороной, начиная от середины планки подрамника. Наметить крепление в 3-4 скобы и перевернуть холст на 180 градусов. Закрепить ткань на противоположной стороне. Следить за тем, чтобы расстояние между скобами было не более 2-3 см.

 холст своими руками

Теперь закрепить холст на коротких планках подрамника. Хорошо натягивать холст, шаг за шагом закреплять его степлером. С углами полотна работать в последнюю очередь. Это самый ответственный участок работы, и от него будет зависеть внешний вид будущей картины. Аккуратно натянуть ткань, подвернуть и зафиксировать скобами.
Важно: натягивать холст от центра нужно плотнее

Осмотреть полученный результат, простучать молотком по скобам, при необходимости добавить еще крепежи. Перевернуть холст лицевой стороной вверх и проверить качество работы.

На что обратить внимание:

  • плотность натяжения должна быть равномерной
  • недопустимы сгибы и заломы полотна
  • при постукивании пальцами должно быть ощущение поверхности барабана.

Если холст натянут слабо, имеются провисания или другие огрехи, не волнуемся, все поправки в наших руках! Запасаемся терпением, снимаем скобы и переделываем работу там, где есть в этом необходимость. Каждый художник знает, что под весом красок идет колоссальная нагрузка на холст. А значит, он растянется еще больше.

Готовый холст рекомендуется оставить на несколько дней в мастерской или другом помещении с нормальной влажностью. За это время он хорошенько подтянется, то есть будет готов к живописному письму. Кстати, как вы думаете, живопись и рисование, это одно и тоже? И если нет, то в чем разница? А художник пишет или рисует картину? Об этом и многом другом читайте в статье-рассуждении.

На заметку: если предстоит сделать холст для рисования большого размера, то без специальных плоскогубцев (щипцы для натяжки холста) сложно обойтись. Их можно приобрести в художественных магазинах.

 как сделать холст своими руками

Щипцы для натяжки холстов

Если вы хотите натянуть холст еще не грунтованный, то лучше делать как показано на фото внизу. Сначала натягиваем и закрепляем центр всех четырех сторон крестообразно, постепенно натягивая холст стараясь сохранить параллельность линий ткани. Чтобы ткань не перетянуть, используйте одинаковую силу натяжения.

Не забывайте, что ткань тянется, и если перетянуть в одном месте, может провиснуть в другом.. По крайней мере, это касается больших холстов, если вы натягиваете его в одиночку. Мне приходилось это делать,… Если все таки что то пошло не так, советую перетянуть холст до того, как вы продолжите изготовление холста.

 холст своими руками

Картинка с примером натяжки холста

На фото пример с использованием гвоздей для крепежа в боковую часть подрамника. В магазине можно встретить такие, именно так раньше их делали. Главное, помните, чтобы натяжение было равномерным и нити ткани шли параллельно планкам подрамника

Проклейка и грунтовка холста

А теперь мы поговорим о том, как грунтовать холст, если изначально была куплена обычная ткань, то есть хлопчатобумажное, синтетическое или льняное полотно. Информация будет интересна тем, у кого нет возможности покупать готовые холсты, а также для тех, кто хочет пройти все этапы и сделать холст полностью сам!

 грунтовка холста

Писать картину на неподготовленном материале сложно, а главное, не практично, потому что краски будут впитываться через отверстия в переплетении нитей. К тому же краски на не грунтованном холсте со временем склонны к растрескиванию и осыпанию.

Поэтому следующий этап – его проклеивание!

Зачем проклеивать холст? Во- первых, проклейка делает тканевую основу стабильной, во- вторых, предохраняет холст от прохождения на тыльную его сторону связующего из красок и грунта, и в третьих, «закупоривает» поры в ткани, не позволяя краске просачиваться во внутрь

К тому же, после нанесения проклейки холст приобретает эластичную прочную пленку. На проклеенное полотно лучше наносится грунт, проклейка препятствует вытягиванию масла из красок. А значит, повышает долговечность живописи и предотвращает пожухлость красок. Знаете ли вы, что от неправильной проклейки и грунтовки пострадало не одно написанное полотно!

Проклейку можно купить или сделать самостоятельно.
Проклейка в магазине для художников представляет собой пасту, изготовленную на основе натуральных смол и клея, растворяется водой. Как правило, магазинные готовые проклейки содержат специальные вещества, которые предотвращают появление плесени и грибка на холсте. Это тоже очень актуально, так как с годами ткань может пострадать от плесени, если например, в помещении высокая влажность.

Работать с ней легко и просто. Для нанесения проклейки на холст потребуется широкая кисть или шпатель, стол или другая горизонтальная поверхность. Шпателем или кистью нанести тонкий слой пасты, не продавливая ее через ткань. Просушить 3-6 часов. При необходимости повторить еще один слой. В любом случае, на баночке написано сколько раз наносить проклейку.

грунт для холста

Готовая проклейка для холста

А вспомните, как раньше художники проклеивали холст без специальных средств! Для проклейки холстом многие художники варили сами столярный клей или рыбий (осетровый) и казеиновый. Очень трудоемкий и длительный процесс! Причем такой клей наносился только один раз и тонким ровным слоем. Если холст переклеить самоварным клеем, то он становится жестким, и даже могут появится трещинки с последующей нагрузкой на холст.

Сегодня многие художники делают проклейку пищевым желатином. Для этого нужно залить пакет желатина водой так, чтобы он полностью покрылся, перемешать и оставить на пару часов. После набухания желатина, залейте кипятком, в такой же пропорции.

Наносится шпателем, так получается ровно. Просушите сутки, и сделайте вторую проклейку. На плохо проклеенном холсте имеются дырочки, (не проклеенные поры ткани). Поэтому, чтобы определить качество проклейки, посмотрите холст на просвет, если просвечивает, проклейте еще раз.

 холст своими руками

Проклейка холста желатином

Также для проклейки холстов используют полужидкий клей ПВА, правда отзывы о такой проклейке далеко не лесные. Знаю, что ПВА- проклейки используют для картона. Многие художники считают наилучшим клеем из осетра, то есть рыбий, поэтому я считаю , что желатин, лучшая альтернатива, так как является натуральным клеевым продуктов из соединительных тканей животных!

Во Франции, где я живу последние 17 лет, для проклейки холста используют кроличий клей, из кожи кролика. Я думаю, что в каждой стране есть свои предпочтения клеевому составу, главное, чтобы он был натуральный! Если вы заинтересовались живописью, то вам будет интересна статья о малоизвестных художницах из Франции с очаровательным шармом! Ведь знакомство с живописью начинается не только с холстов, красок и кистей, а также с прекрасным творческим миром художников!

Замечу, что есть художники, которые вообще не делают проклейку, а потихоньку затягивают поры, дырочки только грунтом. Правильно это или нет, покажет только время жизни картины. Кстати, что приводит картину в плачевное состояние, и как можно ее восстановить читайте в этой статье.

Как грунтовать холст

Зачем нужен грунт на холсте? Это важный промежуточный слой, «прочный проводник» между основой и живописью, чтобы она могла прочно держаться на холсте. Также помогает создать необходимую фактуру и цветовой тон. Грунт можно купить готовый как и проклейку или сделать самому.

Грунт холста может быть клеевой, эмульсионный, акриловый, масляный, полу масляный, синтетический. Те холсты которые есть в продажах покрыты эмульсионным, акриловым грунтом. Например, у нас на холсте пишут: « Акриловым грунтом Gesso покрыт холст 4 раза» на французском языке

Поэтому самый оптимальный выбор – это акриловый, эмульсионный грунт для холста. Он является универсальным, отлично подходит для живописи масляными, акриловыми и гуашевыми красками.

Акриловый грунт для холста

Хотя есть художники, которые ругают такой грунт и считают, что для масляной живописи он не подходит. Скажу, что у нас только такие и продаются…. иногда я сама делаю дополнительный грунт полу масляный поверх акрилового. Вариантов грунтовок – множество, причем каждый мастер предпочитает свои рецепты и секреты в этом деле.

Непосредственно грунтовка состоит из двух-трех этапов, поэтому не стоит форсировать события и стремиться загрунтовать холст за один раз!

Для грунтовки можно использовать акриловую краску для строительных работ и сделать грунт самостоятельно (смотрите рецепт ниже) или купить готовый грунт в художественном магазине. Для первого слоя краску немножко развести водой до консистенции очень жидкой сметаны. Иногда в первый грунт рекомендуется добавлять немножко проклейки, о которой говорилось ранее. Это повышает сцепляемость грунта с холстом.

Итак, широкими мазками флейцем или широкой кистью нанести грунтовку на холст. Стараться не проводить кистью несколько раз по одному месту и не делать наплывы. Чтобы грунтовка была супер ровной, можно воспользоваться строительными широкими шпателями или мини- валиком, это быстро и с меньшими затратами грунта.

как грунтовать холст

Равномерная грунтовка холста валиком

После просушивания первого слоя грунта, нанести второй. Просушить и осмотреть холст. Время просушки 12-14 часов в зависимости от влажности вашего помещения.

На заметку: Смотрите чтобы во время просушки не было сквозняков! По наблюдениям многих художников это сказывается не благоприятно для холста.

Если вас устраивает фактурность холста и его фон, то можно на этом завершить работу. При необходимости сделать еще несколько слоев грунта.

Ну, а если вы решили сделать грунтовку самостоятельно, то вот отличный рецепт для хорошей адгезии, то есть сцепление краски с грунтом

  • 200 гр строительной эмульсии
  • 1 желток
  • 2 ч.л. глицерина, то есть 10 гр в качестве пластификатора
  • ½ пакета желатина, заранее замоченного и разбавленного
  • 5 ч.л. льняного масла, что сделает грунт эластичнее
  • 1 ч.л. полужидкого меда в качестве натурального антисептика

Вот и все! Холст готов к живописи! Пишите свои красочные картины и наполняйтесь энергией цвета, ведь он, как известно, делает настоящие чудеса! О всей прелести цветотерапии читайте в этой статье

Вывод: как видите, собрать холст своими руками можно по разному, можно смотреть на вещи консервативно-правильно, а можно подойти и творчески, не шаблонно…. Главное, чтобы холст получился эстетически правильным и результат ваших трудов долго радовал вас яркостью красок!

Помните: «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей» — так сказал Вольтер, французский поэт, философов, историк

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множество других статей в интернете, сохраните ее в закладках. Она всегда будет под рукой, если вы захотите к ней вернуться!

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Друзья мои, а вы задумывались над философским вопросом: что первично холст или кисть? Я думаю, что сначала мы выбираем на чем рисовать, а уж затем подбираем инструмент для творчества. А у вас какое мнение?

И если с кистями все более-менее понятно, я даже как-то написала об этом информационную статью, то с поверхностей для живописи оказалось очень много!

Итак, на чем рисует художник, прежде всего зависит от задачи, которая стоит перед ним на данный момент. Если он пишет картину, то скорее всего, выберет холст необходимой фактуры и размера. А если пишет этюд, набросок для будущей работы, воспользуется картоном или бумагой для живописи.

Я рисую натюрморт с вином и скульптуркой на холсте

Если посмотреть вглубь вопроса и копнуть историю, то в качестве основы для живописи художники использовали абсолютно разные поверхности. Например, камень, дерево, металл, пергамент, холст… И можно бесконечно продолжать! Иногда художники рисуют даже на бумажной салфетке! Ну если вдохновение неожиданно посетило!

Мне тут вспомнилась забавная история про художника и бумажную салфетку, за достоверность которой я не ручаюсь. Возможно, это просто легенда, но право, очень любопытная!

Однажды Пабло Пикассо, уже будучи заслуженным состоявшимся художником, пил кофе в испанском кафе и что-то рисовал на салфетке. Возможно, в этот момент у художника появилась интересная идея, у творческих людей такое случается!

А напротив Пикассо сидела женщина, которая с почтением и интересом наблюдала за ним. Когда художник собрался уходить, его поклонница попросила продать ей салфетку с наброском, заметив, что заплатит за эскиз.

«10 тысяч долларов», — не моргнув глазом назвал цену Пикассо. Женщина возразила: «Как? Всего за 2 минуты, которые вы потратили на рисунок?» На что художник ответил: «Вы ошибаетесь, на этот рисунок ушло более 60 лет»

Вот, оказывается, насколько ценным может быть набросок на бумажной салфетке! Как вы понимаете, это шутка, но в каждой шутке можно найти долю истины.

А теперь вернемся к нашей теме: на чем рисует художник, исторические факты. Вероятно, вы знаете, что знаменитая Мона Лиза Леонардо да Винчи написана на деревянной панели из тополя.

Дерево или деревянная панель для живописи масляными красками использовалась довольно давно. Чаще всего брали тот вид древесины, которая произрастала в данной местности. А еще известно, что древние римские художники использовали деревянные панели из кедра или липы. А западноевропейские писали свои шедевры на досках из тополя, бука или каштана.

Кедровая доска под живопись

Фламандские художники в качестве основы для живописи брали древесину красного дерева и дуба. А русские живописцы использовали свои деревья: сосну, ольху или березу. Кстати, известнейший шедевр Андрея Рублева «Троица» написан на сосновой доске)

В те времена деревянная панель изготавливалась как из цельной древесины, так и могла быть скрепленной или склеенной из отдельных дощечек. И с тех пор ничего не изменилось, в настоящее время тоже популярны картины масляными красками, написанные на дереве или на деревянных дощечках. Тут, как говорится, все зависит от задумки художника, ну или от спроса заказчика.

Из истории возвращаемся к тому, на чем рисует художник в наше время.

В первую очередь, конечно — холст на подрамнике. Холсты бывают разными по материалу изготовления: льняные, коттоновые, синтетические, а также из смесей этих волокон. Так же есть отличия по величине зерна, этот показатель определяет гладкость поверхности для живописи. Подробнее узнать о разных видах холстов вы можете в специальной статье.

Я заканчиваю картину на льняном холсте

Хочу добавить, что качественный хост удовольствие не из дешевых, особенно что касается льняных холстов. Но есть же и эконом варианты, о которых я вам сейчас расскажу.

На чем рисует художник картины, если не желает тратиться на дорогие холсты? Вполне можно использовать как поверхность для масла или акрила холст на картоне. Результат точно такой же, не отличишь! А есть еще и плюсы, если художник пишет картину в пастозной технике, то холст на картоне отлично держит массу красок, не деформируясь под их тяжестью. То есть не провисает, как может случиться с коттоновым холстом.

Пример моих картин / холст на картоне

Я знаю, что существует мнение, что живопись на холсте, это настоящее произведение искусства, без подделок и фальсификаций. А как же тогда все наши мастера, о которых я упоминала ранее, они ж вообще писали на деревянных панелях? Думаю, что возник такой современный стереотип: живопись только на холсте, а все остальное бяка. Но ведь картина несет в себе энергетику художника независимо от того, на чем она написана!

Еще экономнее вариант — писать картины на оргалите или ДВП. Древесно-волокнистая плита, так полностью звучит название этого материала, изготавливается методом горячего прессования. Сырьем для изготовления служат отходы деревообрабатывающей промышленности, целлюлоза или стебли тростника, а также связующее вещество.

Пример моей работы на оргалите

ДВП для живописи продается с грунтом и без него. Еще один приятный бонус: одна сторона ДВП гладкая, а вторая тисненая, очень похожа на переплетение холста. Если хорошенько загрунтовать рифленую поверхность, то отличить её от настоящего холста практически невозможно.

Рождение парусника мастихином на ДВП

Если вы новичок и стоите перед выбором на чем рисовать начинающему художнику, отдавайте преимущество картону. Он дает возможность попрактиковаться, прокачать способности и научиться новым техникам живописи не в ущерб кошельку.

Только не впадайте в комплексы, профессиональные художники тоже рисуют на картоне! Да, он недолговечен, но от этого результат работы не становится хуже

На чем рисует художник картины и этюды или как выбрать картон для живописи:

  • художественный картон отличается плотностью, она должна быть около 1000г/м2
  • картон для рисования может быть с грунтом или без него
  • грунтованный картон для живописи бывает одно и двухсторонний

На чем рисует художник, если надо разработать эскиз картины?

Мои цветочные миниатюры мастихином/ холст на картоне

Кстати, такие мини холстики я делаю сама, они отлично подходят под живопись мастихином!

Еще для обучения живописи маслом новичку отлично подойдет и специальная бумага для масла и акрила.

Как выбрать бумагу для живописи:

  • почитать маркировку, «бумага для масляной живописи», именно так должно быть написано
  • обратить внимание на её плотность, она должна быть не менее 300г/м2
  • рекомендуется выбирать бумагу для живописи с рельефной текстурой, напоминающей холст

Напоследок хочу заметить, что в творчестве не главное на чем рисует художник. Куда важнее настрой, желание и вдохновение!

Мое видео — Как я рисую большие картины на примере одной из них

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Читайте также: