Зевс зашил в бедро

Обновлено: 26.04.2024

Бог очарованности и кошмара, блужданий в чащобах и счастливого избавления, сумасшедший бог, чье присутствие ввергает в безумие. Его зачатие, его рождение таинственно и драматично.

Сын Зевса и смертной женщины Семелы. Еще прежде родов она сгорела в пламени молний своего небесного возлюбленного.

Поэты говорят, она пожелала пи деть бога,

И молния сокрушила дом Семелы,

И, пораженная божеством, родила

В грозе и буре великого Вакха.

Отец ребенка не бросил, укрыл густым плющом, дабы сберечь от губительного жара, заменил ему мать: принял в свое божественное тело еще нежизнеспособное существо — по истечении положенных лун сын появился на свет.

Так, «дважды рожденный» возвысился над человеческим и стал богом — богом радостного опьянения. И все же были ему — дарителю радости — определены страдания и смерть, и на материнский дом, небесами пораженный, низошли преследования и гибель. Однако мать Семела, что претерпела в соединении с грозовым богом огненную смерть, восстала из праха в круг олимпийского Теона.

Семела — одна из четырех дочерей фиванского короля Кадма. «Пелей и Кадм, — сказано у Пиндара, — были счастливейшими из людей: на их свадьбах пели музы, боги вкушали от их яств. Царственные сыны Кроноса видели их на золотых скамьях, принимали от них дары… Но настало время тяжких испытаний для трех дочерей Кадма: к четвертой же, прекрасной Тионе, пришел отец Зевс на ложе любви». И в другом месте: «Великие несчастья достались на долю дочерей Кадма, однако суровые печали рассеялись в преизбытке добра: сраженная молнией Семела живет среди олимпийцев, любит ее Паллада, любит отец Зевс ее и украшенного плющом сына. В море, как говорят, среди дочерей Нерея, ведет Ино безмятежную жизнь».

Из четырех дочерей Кадма мифологически значительны только Ино и Семела. Другие — Агава и Антонойя — известны как матери Пентея и Актеона, которых растерзали хищные звери, — мотив, интонационно сходный с дионисийским мифом.

Кстати говоря, число четыре существенно в древних мифах. У Пиндара в связи с дочерью Кадма Семелой часто упоминаются три ее сестры, у Теокрита в «Ленах» Ино, Агава, Антонойя ведут фиазу[1] в горы на священный дионисийский огонь и воздвигают там двенадцать алтарей: три для Семелы и девять для Диониса. Ино, Агава, Антонойя предводительствуют каждая тремя фиазами в драме Эврипида «Вакханки». В известном документе из Магнезии на Меандре упоминается, что по совету дельфийского оракула три менады из рода Ино пришли в Фивы ради основания дионисийского культа и каждая привела трех фиаз. Культ Диониса и Семелы соотносится с мифом о небесной невесте и ее трех сестрах. На сакральной надписи из музея Кельна рядом с именем Семелы — имена ее «божественных сестер».

Культ Семелы удостоверен многочисленными свидетельствами, равно как почести, воздаваемые Ино — приемной матери бога. Пепелище на месте дома Семелы, дым которого Дионис, согласно Эврипиду, видел по возвращении в город Фивы, показывали удивленным чужеземцам в поздние столетия близ святилища Диониса Кадмеоса — так значится в надписи третьего дохристианского столетия, сохраненной в Дельфах. Не забывали Семелу на празднествах в честь эпифании Диониса, не забывали и ее спасение из царства мертвых божественным сыном. На аттических ленайях[2] призывали именно «сына Семелы». На острове Миконос жертвенный огонь, посвященный Семеле, пылал в одиннадцатый месяц, посвященный Дионису — в двенадцатый. Орфические гимны не оставляют на этот счет сомнений.

Одним из самых важных почитался праздник в честь освобождения Семелы от смерти и подземного мира — его устраивали, согласно Плутарху, в Дельфах и других местах каждые восемь лет. В Лерне считали, что именно здесь Дионис бросился в бездонную пучину Алкионического моря на поиски Семелы в царстве мертвых, а в Трозене даже показывали место возвращения Диониса и Семелы.

Ее культ всегда сопричастен культу ее великого сына. «Лены» Теокрита, где представлены три дочери Кадма и ужасная судьба слишком любопытного Пентея, заключаются восславлением не только Диониса, но и Семелы и трех ее сестер. В честь Диониса и Семелы в Магнезии воздвигли мраморный алтарь.

Человеческая мать божественного сына коронована бессмертием и разделяет культовое поклонение — таков один из выводов мифа о рождении сына молнийного огня из лона земной женщины.

Современное исследование не признает этого удивительного вывода. Семела должна быть богиней изначально — дочерью Кадма ее объявил некий поэт седьмого дохристианского века из каких-либо актуальных соображений, не подозревая, что впоследствии человеческая натура матери Диониса обретет столь серьезный акцент.

Пауль Кречмер в одной примечательной работе обратил внимание на следующее: имя Семела скорее фракийско-фригийского происхождения и обозначает богиню земли (Семела): имя это на фригийском могильном склепе соседствует с именем бога неба (дуус или деос). Хотя вывод Кречмера касательно фригийского источника имени Дионис (сын Зевса) не показался убедительным из-за отсутствия подтверждений, толкование Семелы заслужило одобрение Нильсона («Критомикенская религия») и Вильямовича («Вера эллинов») при доказательстве фракийского или, скорее, фригийского происхождения культа Диониса. Кречмеру было бы проще апеллировать к Аполлодору, который уравнял Семелу и Гею, или к Диодору — последний, как известно, считал, что Тиона-Семе-ла суть земные богини. Таким-то образом, согласно современной теории, мать Диониса предстала «фракийско-фригийской богиней земли» — позднее она по прихоти поэта превратилась в смертную женщину и дочь Кадма.

Что можно сказать? По фригийским источникам, упомянутая богиня еще за двести или триста лет до нашей эры почиталась высоко. Вероятно, тысячью годами ранее она почиталась не менее высоко. Как же в таком случае великая фригийская богиня земли в Беотии, отделенной от Фригии коротким морским переходом, обратилась по чьей-то прихоти в дочь Кадма? И при этом ни в мифах, ни в культе нет ни малейшего упоминания о ее теистическом величии. Иные аналогии равным образом нуждаются в аргументации.

И не только это. Традиционно сохраненному мифу сказание о дочери Кадма придает необычайную силу. Семела, обыкновенная смертная, но не богиня, что резко акцентируется, родила бога. В «Илиаде» ее родиной названы Фивы, а Гесиод не только упоминает о «дочери Кадма», но подчеркивает: она, смертная женщина, родила бессмертного сына. Образ «сына величайшего отца и дочери Кадма» (Пиндар), смертность матери — средоточия дионисийской традиции. Имя Семела, первоначально божественное, впоследствии стало сугубо человеческим — доказательством тому второе имя матери Диониса — Тиона. В качестве возлюбленной Зевса Семела названа у Пиндара Тионой. После того как сын освободил ее из царства мертвых, она возвеличилась бессмертием на Олимпе. «Семела, названная затем Тионой», — гласит Гомеров гимн. Это имя встречается среди вакханок, сам Дионис иногда именуется Тионидом. Мыслимо ли, чтобы имя, акцентированное как человеческое, относилось к богине? В Фивах почиталась умершая Семела — таков характер ее изображений в посвященном Дионису пространстве фиванского акрополя. В сорок четвертом орфическом гимне упоминается, что таковыми почестями она обязана Персефоне.

Современная гипотеза, пренебрегая четкостью мифа, утверждает: поразительным своим поворотом этот миф обязан своевольной корректуре. Такое предположение аннигилирует сущность рассказа о появлении Диониса. Если мать не была смертной, каков смысл второго рождения? Когда Семела погибла, вырвал Зевс шестимесячного ребенка из пламени и зашил в бедро, дабы тот созрел в небесном теле и стал богом. Предполагают симбиоз двух разных воззрений. Согласно одному, Дионис — плод соединения Семелы с небесным отцом, согласно другому, Дионис обязан своим рождением единственно отцу, подобно Афине. Это вносит новую путаницу. Если теофания Афины избавлена от всякого женского участия, что сообразно богине мудрости и несокрушимой силы, то как объяснить сугубо мужское рождение женственного, всегда окруженного женщинами Диониса?

Семела, смертная, зачала сына от небесного бога, земную возлюбленную испепелила страсть сверкающих молний. В смертоносном пламени грозы преждевременно родила мальчика, будущего бога. Но разве подобная задача мыслима для земной женщины? Потому-то отец забрал сына и довершил роды.

Представление о богине земли, растерзанной небесными пламенами, невероятно.

Почему вообще необходимо объяснять величие сына одинаковой кондицией родителей? Не лучше ли продумать глубину и значительность мифа, прежде чем приписывать некоему поэту прихотливое столкновение неравенств? Ино, приемная мать бога, превратилась из обычной женщины в богиню и получила имя Левкотейя. Как в «Теогонии» Гесиода акцентируется человеческое происхождение Семелы, так в «Одиссее» сказано: «Ино, дочь Кадма, была смертной женщиной и стала божеством вод морских, зовут ее Левкотейя». Связь Ино с Дионисом, подтвержденная культом, несомненна: богиня воды сущностно близка Дионису, судя по многочисленным изображениям и сказаниям. Мы встречаем среди нереид и двух других сестер — Агаву и Антонойю.

Ино и Семела — поначалу земные женщины, потом богини с другими именами.

Дионис — миф о его рождении, несмотря на растворение в исторических случайностях, вполне четко отражает характер божества.

Явление Афины соответствует стилю и образу этой богини. Однако же таинственный, амбивалентный бог противоречий, на наш взгляд, должен иметь родовое отношение к людям.

Культ самолетопоклонников

Культ самолетопоклонников Его называют также культ карго (от англ. cargo – «груз») или культ Даров небесных. Эта религия возникла на островах к северо-востоку от Австралии еще в XIX веке, но наибольшее распространение получила по окончании Второй мировой войны. Суть культа

Дионис

Дионис 21.08.2005 Измир Дионисийское священнобезумие. Вакхическое опьянение. Кто способен понять, о чем идет речь? Заполняются бочонки с вином, жирный похотный козлик предлагает янтарный пивной хмель в прозрачном стакане…Дионис составляет одно теургическое, церковное

КОРОЛЬ КУБКА ДИОНИС Алкоголь

КОРОЛЬ КУБКА ДИОНИС Алкоголь Наполним бокалы, содвинем их разом, Да здравствуют Музы, да здравствует разум! А. Пушкин Отношение к алкоголю – доктрина данного Аркана. Отношение это сложное, как у отдельных лиц, так и у общества в целом. Общество то ведет непримиримую борьбу

Культ Девы

Культ Девы «Народ, в котором не почитают женщину, порождает трусов».Эта мысль Ивана Ефремова была высказана персонажами «Таис Афинской» в Персеполисе, городе, в котором не было ни изображений героев, ни прекрасных женских изваяний — одни цари-быки, которым приносят

Книга седьмая. Эллинское чудо. Аполлон и Дионис. Элевсинские мистерии и трагедия

Книга седьмая. Эллинское чудо. Аполлон и Дионис. Элевсинские мистерии и трагедия Блажен, кто сошел под землю, Увидев, что он увидел: Ведом ему жизненный конец, Ведомо дарованное от Бога начало. ПиндарПрекрасное — это великолепие

Глава V. Дионис мистерий

Глава V. Дионис мистерий Говоря о Деметре и Персефоне, мы затронули первоначальную психологическую основу Элевсинских мистерий. Чтобы постичь их интеллектуальную и космологическую основу, мы должны заглянуть в сердце завуалированного Бога, который вводится в

Глава 3 Культ

Глава 3 Культ Провиденциальные силы на страже всегда. Они всегда готовы прийти на помощь каждому из нас. Они постоянно трудятся над каждым из нас — над его душой и его судьбой. Каждая душа — поприще их борьбы с демоническим началом, и вся жизнь души — непрерывная цепь

Дионис

Дионис О das wir unsere Ururahnen waren. Ein Klumpchen Schleim in einem warmen Moor. Leben und Tod. Befruchren und Gebaren Glitte aus unseren stummen Saften vor. . . . . . . . . . . . . . . . Die weiche Bucht. Die dunklen Waldertraume, Die Sterne schneeballblutengros und schwer. Die Pandier springen laudos durch die Baume. Ailes isr Ufer. Ewig run; das Meer. Gottfried Benn О, когда-то мы были нашими прапрапредками. Кем? Чем? Комок

КУЛЬТ ЧЕРЕПОВ

КУЛЬТ ЧЕРЕПОВ Трудно определить, какую роль в религиозных представлениях древних играл череп, что он воплощал, какую сверхъестественную силу имел. Возможно, люди издавна считали череп сосредоточием жизни и мышления. И, быть может, уже тогда голова в качестве наиболее

КУЛЬТ ПРЕДКОВ

КУЛЬТ ПРЕДКОВ Смерть была для древних иранцев важным событием, через которое нужно было пройти правильно и хорошо. И в то же время, как учили жрецы, величайшая скверна заключалась именно в мертвых телах, потому что для подавления добра нужна концентрация злых сил, и они

КУЛЬТ ПРИРОДЫ И ЖЕР–СУУ

КУЛЬТ ПРИРОДЫ И ЖЕР–СУУ Культ природы занимал важное место в религиозных представлениях киргизов, наиболее древними можно считать представление о небе как о высшем божестве. Ч. Велиханов (с. 479) пишет: «Луна, вероятно, была божеством. Киргизы при виде новой луны делают

КУЛЬТ КАРГО: КУЛЬТ ТАРО

КУЛЬТ КАРГО: КУЛЬТ ТАРО Пришедшие в Океанию европейцы принесли с собой свое вероучение. Однако процесс христианизации проходил непросто и привел к возникновению так называемых синкретических культов: с одной стороны, христианство включило в себя многие верования, с

КУЛЬТ СОЛНЦА

КУЛЬТ СОЛНЦА Хотя майя почитали десятки богов, Солнце всегда считалось одним из важнейших. Пирамида Солнца — вторая по величине в Мексике (первая по величине — пирамида Чолула, или Холула), ее высота 65 метров, периметр основания — 225 метров, что немного уступает размерам

Культ Каабы

Культ Каабы Что же, собственно, привлекает богомольцев в Мекку? Это Кааба — хранилище священного «черного камня». Общераспространенное мнение, что этот камень представляет собой метеорит не совсем верно. На самом деле (см.[6], стр. 521, рис.99) он состоит из пятнадцати

Вакх–Дионис

Вакх–Дионис В чем же состояло учение Иисуса? В своих догматических основах оно вряд ли сильно отличалось от правоверного арианства, ааронства (в противном случае, это нашло бы отражение в символе веры). Надо думать, что основные его новшества концентрировались вокруг

КУЛЬТ БРЮШКА

КУЛЬТ БРЮШКА Пчелиный улей может рассматриваться как действующая модель Неба. Матка, подобно Творцу всего сущего, постоянно производит новые особи. Попав в пчелиный социум, эти особи окружаются заботой взрослых пчел. С другой стороны, каждая пчела, выращенная в социуме,

" Дважды рожденный" - так называют олимпийского бога Диониса (известного также под именем Вакх), бога растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. И на это есть своя причина.

Дионис - сын Зевса и смертной женщины Семелы, дочери мифического основателя Фив Кадма и Гармонии.

То, что Зевс любил женщин (как богинь, так и смертных), известно всем. Трудно даже представить сколько их возлежало с Зевсом на ложе. Одной из его возлюбленных и стала Семела. А так как Зевс был не только любвеобилен, но и плодовит, то Семела, естественно, забеременела от него.

Про то узнала законная супружница Зевса Гера и решила наказать Семелу. Под видом служанки Гера прокралась к Семеле и нашептала ей на ушко, что мужчина, от которого она носит ребенка, никакой не бог, а простой обманщик.

Вот и стала Семела донимать Зевса, чтобы явился он к ней в своем истинном обличье, тогда она поверит, что он настоящий бог. И до такой степени достала его, что Зевс не выдержал и явился Семеле в своем истинном виде - в огненном вихре, в раскатах грома и отблесков молний.

Дисклеймер: почти не существует античных мифов, у которых была бы ТОЛЬКО ОДНА версия. Я излагаю версии по своему личному выбору)

Верховное божество + Премудрость, казалось бы, идеальный союз. Однако, Гея-Земля и Уран-небо предсказали Зевсу, что этот союз принесет ему одни проблемы. Метида родит от Зевса двоих детей - девочку и мальчика - и эти дети соединят в себе всю силу отца и всю мудрость матери. Их могущество будет столь велико, что они захотят занять место самого Зевса и властвовать над богами. И скорее всего у них это получится.

Зевсу очень не хотелось рисковать. А Метида уже была беременна. Что было делать?

Решение вскоре нашлось и оказалось простым, как всё гениальное. Зевс решил. съесть свою жену. Натурально проглотить её - и дело с концом. Но как это сделать? Тут Зевсу пришлось применить смекалку.

Зевс "хитро и искусно ей ум затуманил льстивою речью".

Дело в том, что Метида обладала способностью превращаться в любое существо и принимать любые формы. И Зевс попросил её продемонстрировать своё искусство на практике, например, обратиться во что-то самое маленькое и незначительное. И Метида превратилась в муху. Эту муху Зевс и проглотил.

Метида, конечно, не умерла. Находясь внутри Зевса она продолжала вынашивать дитя, более того, она начала ковать доспехи для своего будущего ребёнка. Из Зевса доносились громкие звуки, а затем у него начались сильнейшие головные боли. Он долго мучился, и когда боли стали невыносимыми, он попросил Гефеста рассечь себе голову топором.

Из разрубленной головы Зевса в полном вооружении вышла совершенно взрослая и очень красивая дева Афина. Земля и Небо содрогнулись от её мощи, а Гелиос первым воздвиг в её честь алтарь.

Так прошли первые роды Зевса. Как вы понимаете, самостоятельно он родить не мог, и пришлось прибегнуть к хирургическому вмешательству топором.

Остаётся вопрос. Если Метида была такой уж умной, чего ж она дала себя провести, зачем превращалась в муху? Ответ может быть прост: это входило в её планы. Метида осталась жить внутри Зевса и стала его внутренним советчиком. Теперь он безраздельно владеет Премудростью. И никуда не может скрыться от неё. Что бы он ни делал, она рядом)

Однажды Зевсу приглянулась царевна города Фивы по имени Семела. Между ними случился бурный роман, и уже очень скоро Семела забеременела.

В то время Зевс уже был женат на Гере, и Гере совершенно не нравились любовные похождения Зевса. Она прокралась к Семеле, приняв вид её кормилицы. Хитрыми разговорами Гера посеяла в Семеле сомнения, а точно ли Зевс посещает её? Мало ли кто может назваться Зевсом, чтобы добиться желаемого)

Семела начала издалека. Сначала она попросила Зевса исполнить любое ее желание. Зевс был влюблен и не ожидал подвоха, так что он поклялся священными водами реки Стикс. Эту клятву даже боги не могли нарушить. И тогда Семела попросила Зевса явиться в своем истинном божественном облике.

Зевс понимал, что ни один смертный не может вынести этого зрелища, он отговаривал Семелу как мог, но та была непреклонна. Зевсу пришлось явиться в своем божественном облике, окруженным огнем и молниями. Он жара и пламени Семела умерла. Она была на шестом месяце беременности.

Зевс успел извлечь из её чрева недоношенного младенца и, чтобы спасти ребенка, зашил его в своё бедро. Теперь беременным стал сам Зевс. Третий треместр, положение плода - бедро Зевса.

Когда пришло время родов, у Зевса натурально начались схватки. Ему помогали богини родов Илитии. Вторые роды Зевса прошли хорошо, и на свет появился ДИОНИС.

В античности этот сюжет рождения Диониса был довольно популярен. Афиней передает, что на одной из картин Зевс был изображен мучающимся в схватках, а заботливый брат Посейдон подносит ему свежего тунца. Ну, чтобы подкрепиться)

На другой картине Зевс был изображен стонущим и рожающим в окружении повивальных богинь. Обе картины были выполнены в явно шутливой манере. К сожалению, не сохранились.


Собственно говоря, когда речь заходит о жене Зевса, то многие люди, без лишних сомнений, называют именно Геру, несмотря на то, что Зевс, как минимум, трижды был женат официально. Однако именно ревнивая Гера оставила в истории и мифологии настолько сильный след, что многие ее называют единственной настоящей супругой громовержца.

По легенде Гера была красивой, но гордой, упрямой, сварливой, да к тому же еще и крайне ревнивой женщиной. Любовниц владыки-мужа она на дух не переносит и не церемонится с ними. Иногда мстительность верховной богини переваливала и на их детей от Зевса (и не только), и примеров тому очень много. Именно поэтому в истории и мифологии Гера изображается какой-то злодейкой, а так это или нет – давайте же узнаем, вместе с ее историей.

Рождение и детство Геры

Рея – дочь Кроноса и Реи, а значит она является старшей сестрой Зевса. Как и остальных детей, ее постигла все та же незавидная участь. Она была проглочена Кроносом, а когда Зевс победил отца и хитростью заставил его изрыгнуть проглоченных детей, то в тот момент на свет и появилась Гера.

гера мифология

Рея, зная крутой нрав Зевса, отправила дочь на воспитание к дяде и тетке, к Океану и Тефиде. Надо отдать Гере должное, с ранних лет они мирила родственников, во время бурных скандалов. Возможно, именно в этот период у Геры сформировался характер, требующий супружеской верности и благополучия в семье, и который впоследствии наведет столько шороху в Древней Греции.

Юные годы, замужество

Выросла Гера прекрасной красавицей. Высокая, статная, с властными и спокойными глазами, с длинными красивыми волосами, слегка завитыми в кудри и ниспадающими на плечи богини. При этом она была достаточно скромной. И это в ту эпоху разврата и полигамии. Практически всегда все тело Геры закрывала одежда, оставляя для осмотра цепких мужских глаз только руки и шею. Кроме того, каждый день богиня купалась в источнике, которые превращал ее в деву. И заниматься этим купанием она продолжала и после свадьбы.

Не удивительно, что столь прекрасное создание поразило воображение Зевса и тот возжелал обладать ею. На то время Зевс был уже дважды женат, и приставать к Гере он начал задолго до того, как стал свободен. Тем не менее, Гера долгое время сдерживала натиск брата и отвечала ему отказом.

гера греция

Однако и Гера была не так проста, как могло бы показаться на первый взгляд. По легенде она хотела Зевса не меньше, чем он ее. Но совесть Геры и ее обязанности не позволяли ей заниматься подобными вещами до брака. К тому же Зевс не был свободен. Но по итогу свершилась следующая история, частично – это план Зевса, а частично – и самой Геры.

Собственно, своими отказами она долгое время будоражила ум Зевса, лишь только воспаляя его воображение и жажду обладания. В конце концов, Зевс решился на следующий шаг. Он обратился маленькой кукушкой, выпавшей из гнезда прямо под ноги Геры. Богиня, увидев столь прекрасное и невинное создание, сжалилась, и поднесла кукушку к своей груди.

греческая гера

В этот момент, громовержец перевоплотился в свой истинный облик и возжелал обладать Герой. Но богиня пообещала ему отдаться только в том случае, если он возьмет ее в жены. Зевс, думающий совсем не головой (ну или не той головой, что на плечах), моментально дал обещание и в этот миг Гера ему и отдалась.

По легенде свадьба Зевса и Геры была шикарной, а их медовый месяц длился 300 лет. Но впоследствии жена наскучила Зевсу, и он отправился искать утешения под юбками других богинь, а иногда и смертных женщин.

Гера же, таким образом, получила долгожданную власть, которой она так желала. Вместе с титулом владычицы небес, она получила и обязанности. Так, основной задачей богини стала защита целостности семей, а сама Гера стала хранительницей супружеского очага. Помимо этого, она была извечным советником Зевса. По одной из легенд, как и ее муж, Гера была повелительницей грома и также умела бросать молнии.

Восстание против Зевса

О характере Геры вы и без того уже наслышаны. Да и в наших статьях вы не раз встречали упоминания о ней. Тем не менее, надо отдать Гере должное – Зевс отнюдь не был паинькой, и изменял ей направо и налево. Да и о равноправии в браке не могло идти никакой речи.

В итоге ревнивая Гера не раз провоцировала мужа. По одной из легенд, она без его участия родила Ареса, Гебу и Гефеста, в отместку за рождение Афины и Диониса самим Зевсом (из бедра и головы). Другие же мифы говорят о том, что эти боги родились от самого Зевса, т.к. во многих источниках он называет их своими.

И это уже не говоря о том, что Гера постоянно мстила любовницам мужа, а иногда и их детям. Тем не менее, Гера всегда старалась оставаться справедливой, но иногда чувства брали верх и затмевали разум.

древняя богиня гера

Рекомендуем по теме

Таким образом, Гера однажды возглавила целое восстание, против супруга. Помимо нее, в заговоре принимали участие Аполлон, Афина и Посейдон. Дождавшись, пока верховный бог уснет, четверка богов сковали Зевса по рукам и ногам, и уже собирались сослать его в Тартар, на веки вечные. Однако Зевса спасла Фетида, первая его возлюбленная. На помощь она призвала гекатонхейра Бриарея, который и спас верховного бога.

Наказаны были Посейдон и Аполлон, которых Зевс сослал рабами к троянскому царю Лаомедонту, которому эти боги помогали строить знаменитую троянскую стену. Остальных Зевс пощадил, т.к. действовали они под натиском и из принуждения.

Наказание понесли все участники заговора, но больше всех досталось той, кто его замыслил – Гере. В отместку за проступок, Зевс приковал Геру цепями, между небом и землей, а к ногам ее подвесил 2 тяжелые наковальни, после чего изрядно ее высек. Другие боги были возмущены поступком Зевса, но тот пообещал освободить Геру, если они дадут клятву никогда больше против него не поднимать восстания.

Кстати говоря, цепи эти выковал сам Гефест, которого то в детстве сбросила с Олимпа из-за того, что мальчик родился хромым и некрасивым. Он ее простит в будущем, но прежде будет жестоко мстить.

Собственно, данное наказание немного остудило горячую Геру. Как и другие боги она поклялась мужу в верности, но измен ему не прощала. Только теперь она действовала более хитро, и мстила уже не самому верховному богу, а его любовницам.

В древнегреческой мифологии Дионис DionusoV, DiwnusoV, BakcoV, Bacchus, Liber, Вакх, сын Зевса и Семелы (Hom. Il. 14, 325), бог вина и виноделия, посредством вина веселящий сердце человека (carma brotoisin) и прогоняющий заботы и страдания (LuaioV, освободитель), а вместе с тем сообщающий и телу здоровье и крепость. Таким образом, он является спасителем (swthr) и души и тела. Его дар соединяет людей в веселое общение к мирному наслаждению жизнью; поэтому Хариты, Эрос и Афродита охотно пребывают в его обществе. Он друг муз и покровительствует их искусствам (MelpomenoV); драма и дифирамб обязаны своим происхождением и развитием его культу. Он сближается и с Аполлоном; посредством своей воодушевляющей силы он сообщает дар пророчества; он – iatromantiV, т. е. врачует болезни предсказаниями.

В некоторых местах Дионис имел свои оракулы и получил участие в дельфийском оракуле.

Относительно к природе этот бог, охраняющий и взращивающий виноградную лозу, получил более общее значение, сделавшись покровителем растительности вообще, производителем цветов и плодов (FloioV от глагола floiw, floreo, AnqeuV, AnqioV, DendrithVm UhV, т. е. оплодотворяющий посредством влаги) и, таким образом, принял участие в деятельности Деметры, с которою он сходится и в том, что в отношении к человеческой жизни является распространителем кротких нравов и культуры (QesmoforoV).

Гомер редко упоминает об этих мирных божествах, Дионисе и Деметре; они не принадлежат к сонму олимпийских богов, а милостиво пребывают на земле среди рода человеческого. Однако Гомеру уже известно оргиасти-ческое служение этому богу (Il. 6, 130 слл.). Начало свое этот культ взял, вероятно, от мифических фракийцев в Беотии; Беотия потому и считается родиною Д. Мать его Семела, дочь Кадма, жила в Фивах.

По совету ревнивой Геры она упросила Зевса, чтобы он явился к ней во всем своем величии, и когда Зевс, связанный своим обещанием, приблизился к ней с молнией и громом, пламя охватило Семелу и ее дом, и она, умирая, преждевременно родила младенца, которого Зевс зашил в свое бедро, а когда дитя дозрело, передал на воспитание Иноне (Inw), супруге Атаманта Орхоменского. Когда же Гера привела Атаманта в бешенство, а Инона бежала (см. Athamas), юный бог был передан нисейским нимфам (отсюда DionusoV), скрыт ими в пещере и вскормлен сладкою пищею. По первоначальному сказанию, Ниса, если только это не воображенная местность, находилась в Беотии; впоследствии ее помещали во Фракии, Аравии, Индии и т. д. Из Беотии культ Диониса проник в Аттику, в окрестности Парнасса, в Сикион, Коринф, на острова Наксос, Лесбос и т. д.

На острове Наксосе его супругою является Ариадна (см. Theseus), от которой он имел сыновей Ойнопионта (винопия), Еванфа (цветущего) и Стафила (виноградаря).

Культ Диониса распространился по всей Греции позже, чем культ олимпийский богов, и т. к. он, способствуя неге и располагая к роскошному наслаждению жизнью, находился в некотором противоречии к степенному и строгому характеру культа олимпийских богов и в особенности весьма влиятельного культа Аполлона, то введение его во многих местностях Греции встречало противодействие. На это обстоятельство указывают многие мифы, в том числе и миф (Il. 6, 130 слл.) о Ликурге, сыне Дранта, царя фракийских эдонян. Он прогнал с нисейский полей кормилиц пьяного Диониса, так что они уронили на землю священную утварь, а сам Дионис бросился в море, где его приняла Фетида. За это боги возненавидели Ликурга; Зевс поразил его слепотою и сократил его жизнь (Гомер); по позднейшему сказанию, преступление Ликурга повлекло за собою бесплодие страны, а сам он впал в бешенство, под влиянием которого убил своего сына, приняв его за виноградную лозу. Но т. к. страна оставалась по-прежнему бесплодною, эдоняне отвели Ликурга на гору Пангей (Paggaion), где по приказанию Д. он был растерзан конями на части (Apollod. 3, 5, 1. Soph. Ant. 955 слл.).

В Аргосе Дионис привел в бешенство женщин, избегавших его культа, так что они избили и пожрали своих детей. Тирренские морские разбойники, похитившие Диониса с морского берега, были превращены им в дельфинов, за исключением кормчего, признавшего его богом. Куда только не являлся Дионис, везде он утверждал свой культ. Сопровождаемый толпою своих служительниц, менад или вакханок, окруженный сатирами и силенами, которые вооружены были жезлами-тирсами (qursoV), обвитыми плющом и виноградными лозами, он победоносно прошел по Элладе и варварским землям до отдаленной Индии. Сказание об этом вакханском походе в Индию развилось в своих подробностях только после времен Александра Великого, представляя собою как бы мифический первообраз похода македонского героя. Когда наконец Дионис заставил весь мир признать себя богом, он вывел свою мать из преисподней на Олимп, где она под именем Фионы (Quwnh, неистовая, он сам – QuwneuV) наслаждалась бессмертием.

Культ Диониса с древних времен имел характер светлой веселости. Плутарх говорит о нем: «Праздник Диониса издревле справлялся процессией, довольно просто, но довольно весело; впереди – кадка с вином и виноградная ветвь, затем один тащил козла, а другой следовал за ним, неся корзину с винными ягодами». Впоследствии времени эта умеренность более и более исчезала; стали предаваться невоздержанному раздражению чувств, бродить под звуки флейт, бубен и литавр, с громкими возгласами «Эвоэ» («euoi») в пьяном, распущенном неистовстве, раздирать животных и пожирать их кровавое мясо. Отсюда Дионис получил прозвание BakcoV – шумный (после времен Геродота), BakceioV, BromioV, EuioV. В этих оргиях, происходивших часто ночью (nuktelia), большую роль играли исступленные женщины, представлявшие спутниц Диониса под названиями вакханок, менад, фиад, мималлон и бассарид (названы по длинной, пестрой одежде, bassara; Дионис сам назывался BassareuV). Этот шумный культ, вероятно, происходил из Фракии и подал повод к сближению Диониса с Кибелой и Атисом и к отождествлению его с Сабазием, азиатскими божествами, которых также почитали диким исступлением. Дионис-Сабазий (SabazioV) был представителем цветущей жизни природы, подвергающейся смерти и снова пробуждающейся.

Та же самая мысль лежит в основании культа Диониса-Загрея (ZagreuV, растерзанный), культ которого орфики ввели в мистерии Деметры и Персефоны. Они рассказывали, что Дионис-Загрей, сын Юпитера и Персефоны, возведенный отцом на небесный престол, был растерзан титанами, но что Зевс, проглотив содрогающееся сердце его, снова родил Диониса. В мистериях Деметры Дионис носит имя IakcoV и является в образе отрока (KoroV), как брат или жених Персефоны (Kora).

В художественных произведениях следует различать более древнее изображение старого или индийского Диониса, с величественною осанкою, густыми волосами и окладистою бородою, светлыми, цветущими чертами лица, в азиатской, почти женской одежде (важнейшая статуя, так называемый Сарданапал, находится в Ватиканском музее), от позднейших изображений, представляющих Диониса в отроческом возрасте (efhboV), с мягкими, как бы расплывающимися мускулами, полуженскими формами тела, мечтательными чертами лица, полными неопределенной, приятной тоски; повязка и венок из листьев винограда и плюща окружают мягкие длинные кудри его, козья шкура, обыкновенно, слегка накинута на нагое тело, прислоняющееся в неге к стволу дерева. Искусство любило изображать его в обществе менад, сатиров, силенов, кентавров, нимф и муз (такая процессия Вакха называется qiasoV); сам он находится в середине этой опьяненной толпы в блаженном спокойствии, часто в обществе своей милой невесты Ариадны, Ему посвящены были виноград и плющ, пантера, рысь и тигр, осел, дельфин и козел. Греческому Дионису соответствует римский бог вина Bacchus или Liber, с которыми в культе соединялось и женское божество Libera. Оба имени, вероятно, не более как перевод греческих названий KoroV и Kora; но римляне обыкновенно производили эти имена от слова liber, свободный, будто бы ими выражались свобода и веселая распущенность этих культов. Поклонение Либеру, вероятно, перешло к римлянам, как и к другим италийским народам, от греков Нижней Италии. 17 марта в честь его праздновались Liberalia (Ov. fast. 3, 711 слл.) с театральными представлениями в городе; в деревнях его праздник, как и в Аттике, справлялся разного рода забавными шутками и веселыми песнями. Verg. G. 2, 385 слл. Праздник Либералий совершался в честь не только Либера, но и Цереры, с которою вообще он и Либера, как сельские божества обилия, находились в тесной связи. Так, напр., храм, построенный в 496 г. до Р. X. Авлом Постумием, был посвящен Церере вместе с этими двумя божествами. Помимо этого открытого служения в Рим вкрался и тайный культ Вакха, Bacchanalia (Orgia), которые справлялись в ночную пору с величайшим бесстыдством, так что сенат в 186 г. до Р. X. должен был выступить против них со всею строгостью.(Liv. 39, 8 слл). Но они втайне продолжали существовать до времен Империи. Либера, не имевшая отдельного культа, в этом тайном служении признавалась супругою Либера-Бакхуса и, таким образом, отождествляема была с Ариадною.

Читайте также: