Как правильно завязать стропы парашюта после приземления
Обновлено: 27.04.2024
В любом спорте самое важное – приземлиться без травм и форс-мажоров. Волнительный момент первого шага и полета – это самое безопасное в прыжке с парашютом. Чтобы не растеряться в полете, начинается подготовка к приземлению не в воздухе, а еще на земле. Любой инструктаж заключается в простых и важных принципах, которые сохранят жизнь и здоровье. Экстремалы могут совершать много сумасшедших поступков, но никогда не откажутся от фундаментальных законов. Есть несколько правил, как правильно приземлиться с парашютом, о которых надо помнить, вне зависимости от того, профессионал вы или новичок.
Ветер решает всё
В полете вряд ли удастся сконцентрироваться и понять, каковы направление ветра и его сила. Это надо определить твердо стоя на земле, без паники и спешки. Чтобы понять направление ветра, стоит посмотреть на солнце и запомнить, как он дует: по отношению к вам и солнцу. Профессионалы пользуются собственными ассоциациями и приемами, следует строго придерживаться курса.
Сила ветра – второй важный показатель. Ее легко узнать по колдуну – тканевому сачку, по движению которого определяют мощность дуновения. Существует специальная схема, градирующая показатели силы ветра, важные не только для полета, но и приземления с парашютом.
Инструктаж перед прыжком
Этап объяснения всех важных моментов категорически нельзя пропускать – инструктор дает информацию не только для новичков, но и для тех, кто еще не имеет большого опыта в парашютном спорте.
Например, данные о площадке для приземления – это то, что должно быть «записано на жесткий диск» вашей памяти. Полезно не только слушать, но и смотреть на более опытных парашютистов. Обратите внимание на то, как они строят заход и на сколько удачно совершают приземление.
Поза перед приземлением
Положение ног может определить вашу безопасность при заходе. Инструктор покажет определенные движения, которые необходимо повторить в воздухе:
Важно не забыть, как правильно приземлиться с парашютом, особенно после ощущения волны эмоций от полета. Не зря большую часть времени в полете парашютист готовится к соприкосновению с землей.
В случае неправильного выполнения инструкции, вас могут ждать:
- травмы ног, спины и шеи;
- ушибы колен;
- выбитые зубы;
- множественные гематомы.
Сгруппированный спортсмен, даже при плохих условия, получит гораздо меньше увечий, чем расслабленный или с прямыми ногами.
Движения и внимание
Еще один решающий фактор, который сохранит здоровье и жизнь – полная концентрация внимания на землю. Перед заходом необходимо смотреть на точку приземления. Погасив горизонтальную скорость с помощью передних лямок парашюта, готовьтесь ощутить землю, но не бежать по ней ногами, а после соприкосновения упасть на бок. Это позволит быстро затормозить и не повредиться. Схему захода надо запомнить и повторить до полета, чтобы понимать, какие действия следует совершить, чтобы не запаниковать в ответственный момент.
«Страшные» вопросы от новичков
Есть ряд моментов, которые волнуют всех, кто впервые решил получить дозу адреналина в воздухе. Каждый инструктор отвечает не только на то, как приземляться с парашютом, но и на другие стандартные вопросы.
Что, если я приземлюсь на воду?
Что, если я слишком рано сделаю подушку?
Такое бывает, но самое главное – не бросайте клеванты. В этом случае ничего опасного не произойдет.
Я не понимаю как разогнать купол, а если не получится?
Не у всех с первого раза получается сделать это идеально. Скорее всего, после третьего или четвертого прыжка вы точно поймете, как приземляться с парашютом «по учебнику». Первые разы паника будет управлять телом, поэтому стоит хорошо запомнить все движения, повторить их перед прыжком, чтобы на автомате запомнить последовательность.
Если я приземлюсь на дерево, то смогу слезть?
Тут важно подготовиться и не пораниться о ветки. Поэтому, кроме того, что вам надо будет сгруппироваться, следует закрыть лицо руками и сохранять спокойствие. В любом случае, даже если сами не сможете слезть с дерева, вас быстро найдут и снимут.
Главная задача каждого инструктора – емко и понятно донести информацию до каждого желающего совершить прыжок без травм. Спортсмены должны помнить, как правильно приземлиться с парашютом, и регулярно тренироваться на земле и в воздухе.
Произведите немедленно после приземления сбор частей парашютной системы в переносную сумку ввиду вредного действия солнечных лучей и влаги на текстильные материалы в следующем порядке:
1. отсоедините от подвесной системы основного парашюта запасной парашют;
3. вытяните всю парашютную систему, взявшись за стабилизирующий парашют;
4. сверните вначале стабилизирующий парашют, на него намотайте звено, затем сверните купол основного парашюта по ширине сумки;
5. соберите стропы основного парашюта скользящей петлей, идя от купола к подвесной системе, и положите с куполом на землю;
6. положите ранец на землю клапанами вниз, подвесную систему положите на внешнюю часть ранца и стяните лентами крепления запасного парашюта;
7. поставьте ранец с уложенной подвесной системой в переносную сумку на ребро к стенке сумки, около ранца со стороны клапанов в сумку вложите свернутый основной парашют со стропами. Вложите в переносную сумку запасной парашют около подвесной системы;
8. если при прыжке был раскрыт запасной парашют, то его сверните в таком же порядке, как и купол основного парашюта. Вложите купол в переносную сумку. Ранец запасного парашюта положите в сумку к одной из ее стенок;
9. уложите звено ручного раскрытия в переносную сумку к металлическим деталям подвесной системы;
10. стяните переносную сумку шнуром и закройте клапаном;
11. очистите от пыли, грязи и других посторонних предметов каждую часть парашютной системы и просушите (в случае увлажнения).
Промойте чистой пресной водой и просушите, не отжимая, части парашютной системы, а прибор или снимите с эксплуатации и передайте в ремонт при попадании парашютной системы в загрязненный водоем или море.
Произведите просушку парашютной системы в помещении, а в время на открытом воздухе, но в тени.
Просушивайте купол и части парашютной системы в подвешенном расправленном состоянии, а ранец, подвесную систему и переносную сумку с внутренней и внешней сторон. Просушите и остальные части парашютной системы;
После приземления парашютист должен собрать парашют в следующем порядке:
а) освободиться от подвесной системы;
б) вытянуть купол за полюсную уздечку на всю его длину и встряхнуть (фиг. 51);
в) купол свернуть, как показано на фиг. 52, А;
г) стропы собрать скользящей петлей (фиг. 52, Б), идя по направлению к подвесной системе;
д) ранец разложить на земле внутренней стороной вниз, на ранец положить подвесную систему и запасной парашют, закрыть клапаны (фиг. 53).
Поставить ранец с уложенной подвесной системой и запасным парашютом на ребро к боковой стороне сумки, а по другую сторону ранца в сумку вложить свернутый купол со стропами (фиг. 54).
Если при прыжке был раскрыт запасной парашют, то его свернуть в таком же порядке, как и купол основного парашюта, уложить купола в переносную сумку к одной стороне, а подвесную систему — к другой, отделяя купола от подвесной системы ранцами.
Шаровой вытяжной бесстропный парашют сложить, шпилькой и вместе с чехлом купола положить в переносную сумку сверху (фиг. 54);
е) вытяжное кольцо уложить в переносную сумку к металлическим деталям подвесной системы;
Укладка парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца и стягиванием чехла с купола вытяжной веревкой включает следующие операции:
- Осмотр.
- Подготовку парашюта к укладке.
- Укладку парашюта.
- Присоединение вытяжной веревки к уздечке чехла купола и к петле вытяжного троса, затяжку ранца.
- Укладку вытяжной веревки под ранцевые резины.
Осмотр и подготовку парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца и стягиванием чехла с купола вытяжной веревкой производить в том же порядке, как указано в пункте 1 раздела «Укладка парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца», за исключением подпунктов в, е и л.
2. Подготовка парашюта к укладке
Перед подготовкой парашюта к укладке отсоединить соединительное звено и шаровой вытяжной бесстропный парашют от уздечек купола и чехла купола. Присоединить конечную петлю вытяжной веревки к уздечке чехла купола. Дальнейшую подготовку к укладке парашюта производить так же, как указано в пункте 2 раздела «Укладка парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца». Соединительное звено завязать узлом, захватив резиновую шлевку с целью сохранности последней.
3. Укладка парашюта
Укладку купола, надевание чехла на купол, проверку и укладку строп в соты чехла и укладку купола в чехле на ранец производить так, как указано в пунктах 3, 4, 5 раздела «Укладка парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца». По окончании укладки купола привязать к вершине купола обрывную стропу (фиг. 36).
4. Присоединение вытяжной веревки к обрывной стропе купола и к петле вытяжного троса; затяжка ранца
После укладки купола с чехлом на ранец перенести парашют на конец стола к месту размещения деталей парашюта и принадлежностей для укладки.
К петле вытяжной веревки, расположенной посередине веревки, присоединить петлей-удавкой вытяжной трос (фиг. 38). К петле вытяжной веревки, расположенной на ее конце, привязать конец обрывной стропы стройным узлом согласно метке (фиг. 37, узел А). Слабину обрывной стропы убрать в полюсную часть чехла, которую стянуть шнуром, шнур завязать.
Произвести затяжку ранца, как указано в пункте 6 раздела «Укладка парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца», исключая укладку шарового вытяжного бесстропного парашюта. Петлю вытяжной веревки, привязанную к уздечке чехла купола, расположить между правым и верхним клапанами ранца так, чтобы узел выходил правого клапана (фиг. 39).
5. Укладка вытяжной веревки под ранцевые резины
6. Оформление паспорта парашюта после укладки парашюта
После укладки парашюта в соответствии с разделами «Укладка парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца», «Укладка парашюта для прыжка с ручным раскрытием ранца», «Укладка парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца и стягиванием чехла с купола вытяжной веревкой» настоящей инструкции внести необходимые записи в параграф 11 паспорта парашюта согласно правилам ведения паспорта, изложенным в нем.
Изменять курс планирования парашюта-«крыло» можно, с помощью строп управления и свободных концов.
Проще всего изменить курс планирования под куполом с помощью строп управления. При втягивании одной из них соответствующая сторона задней кромки паращюта загибается вниз, что вызывает торможение и разворот купола в эту сторону.
При втягивании группы строп с одной из сторон купола происходит смещение веса парашютиста в эту сторону, в результате купол накреняется и начинает поворачивать в ту же сторону. Таким образом можно разворачивать купол, натягивая один свободный конец либо два свободных конца с одной стороны. При втягивании заднего свободного конца действует еще и тот фактор, что притягиваемая сторона купола приобретает больший угол атаки, вызывая торможение, аналогично стропе управления. Управление задними лямками в принципе аналогично действиям со стропами управления, из-за чего обрыв строп управления далеко не всегда приводит к отцепке. Различие в том, что диапазон управления (рабочий ход) у задних лямок намного меньше, а прилагаемое усилие заметно больше. Это вызвано тем, что стропы управления воздействуют лишь на часть задней кромки (практически — углы купола), а свободные концы — на достаточно большую площадь, примерно в четверть купола. Стропы управления главным образом тормозят горизонтальную скорость, а задние лямки — увеличивают угол атаки, а следовательно, подъемную силу.
Угол атаки — угол между какой-либо условной линией (например, продольной осью летательного аппарата или хордой крыла) и направлением скорости полета.
Крыло, имеющее ненулевой угол атаки, отклоняет набегающий поток воздуха. Чем больше угол атаки, тем выше сопротивление воздуха и подъемная сила. В общем случае при увеличении угла атаки скорость начинает падать, а угол тангажа — расти. При некотором критическом (достаточно большом) значении угла атаки сопротивление потока настолько вырастает, что летательный аппарат теряет устойчивость и управление. Для каждого крыла существует оптимальное значение угла атаки, при котором подъемная сила достаточно высокая, а сопротивление достаточно низкое.
Угол тангажа—угол между продольной осью летатель-^ ного аппарата и горизонтальной плоскостью. У горизонтально летящего самолета тангаж нулевой. У парашюта, который двигается за счет силы тяжести, тангаж почти всегда отрицательный (вектор скорости направлен ниже горизонта), а нулевых или положительных значений можно достичь кратковременно при выполнений динамического торможения (так называемой «подушки»).
При выполнении разворота стропой управления из режима полной скорости купол делает заметный крен в сторону разворота и входит в размазанную спираль. Скоростной купол при резком управлении в данном случае ныряет в сторону и вниз, на некоторое время оказывается ниже парашютиста, затем начинает вращать пилота вокруг себя. При этом парашют обращен передней кромкой к земле и снижается с большой скоростью. Такой прием, называемый «скручиванием», часто используется для быстрой потери излишней высоты, например для соблюдения заданной очередности приземления группы парашютистов. Еще большей потери высоты можно добиться разворотом на передних свободных концах, причем такие развороты — более плавные и контролируемые. Кроме скручивания, такие развороты используются пилотами высокоско-
ростных парашютов при скоростных заходах на приземление для максимального разгона купола и выполнения длинного пролета вблизи поверхности земли (swoop).
При работе на точность приземления обычно используются развороты из среднего режима. Такие развороты выполняются путем еще большего втягивания одной стропы управления и одновременного отпускания второй с последующим возвратом обеих в средний режим. Такой разворот происходит достаточно быстро, но при этом крен купола незначителен, что благоприятно для ориентации спортсмена в пространстве и не вызывает потери высоты.
«Подушка»
Можно наблюдать, как спортсмены-парашютисты на «крыльях» снижаются с некоторой (иногда достаточно высокой) вертикальной и горизонтальной скоростью, затем, перед самым приземлением, как бы притормаживают парашют и мягко встают на землю. Способность парашюта типа «крыло» совершать такой маневр на парашютном сленге называют «подушкой». Кто-то объясняет такое название тем, что купол тормозится высоким давлением воздуха между нижней оболочкой купола и поверхностью земли, то есть благодаря проявлению экранного эффекта. На самом деле данный эффект здесь не работает — слишком велико отношение расстояния от земли до купола к площади купола. «Подушка» является кратковременным изменением траектории планирования парашюта на более пологую за счет запаса скорости. В простейшем случае данный маневр выполняется путем втягивания обеих строп управления парашюта, планирующего с полной скоростью. При этом отклоняющаяся вниз задняя
кромка парашюта играет роль закрылков, купол увеличивает свою подъемную силу, но одновременно приобретает большее сопротивление. Траектория становится более пологой, суммарная скорость снижается. При грамотном управлении куполом парашютисту удается снизить суммарную скорость полета до нулевой в момент, когда ноги готовы коснуться земли. Так как «подушка» выполняется за счет запаса скорости, эффективно выполнить ее, не имея этого запаса (например, из среднего режима), не удастся.
На рис.,32 показаны варианты траекторий посадки классического купола.
Траектория А — снижение в полноскоростном режиме (стропы управления полностью отданы), вблизи земли (высота 2—3 м) стропы управления плавно втягиваются, купол кратковременно замирает, суммарная скорость нулевая (точка А). Пунктиром показаны
Рис. 32. Возможные траектории приземления точностного парашута |
возможные дальнейшие траектории, если предположить, что «подушка» выполняется на высоте. Г — после остановки купола стропы управления полностью отдаются, купол делает «клевок» вперед, кратковременно идет снижение с увеличенной вертикальной скоростью, затем происходит выход на обычное планирование. Д — купол удерживается в нулевом режиме, происходит парашютирование, вертикальная скорость высокая. Е — стропы управления вытянуты ниже нулевого режима, купол сваливается назад, вертикальная скорость высокая. Все эти случаи сопряжены с увеличенной скоростью снижения, поэтому выполнять «подушку» выше, чем следует (например, в 10—15 м от земли), опасно. Вернемся к вариантам нормального приземления. Траектория Б — разгон парашюта с помощью передних лямок. Снижение происходит по крутой траектории с увеличенной скоростью, за счет чего «подушка» выполняется более эффективно, возможен даже небольшой пролет вдоль земли. Траектория В --Щ работа на точность приземления, купол удерживается в среднем режиме до касания земли, действий для замедления скорости не предпринимается. Приземление в среднем режиме без «подушки» более жесткое, поэтому выполняется при наличии специально подготовленных матов или вскопанного песчаного круга.
Теперь рассмотрим поведение скоростных куполов (рис. 33).
Траектория А — планирование с полной скоростью и вытягивание строп управления перед землей (высота 0,5—2 м, в зависимости от загрузки купола), б 1 — точка остановки.
Б — разгон парашюта на передних лямках. После плавного отпускания лямок парашют выходит в горизонтальный полет. Постепенно втягивая стропы управления, можно регулировать дальнейшую траекторию.
Рис. 33. Возможные траектории приземления скоростного парашюта
В идеале (при грамотном управлении) парашют перемещается горизонтально, постепенно замедляя скорость до нулевой. На парашютах высокого класса (эллипсы, косонервюрники) можно выполнять горизонтальный пролет длиной несколько десятков метров. По сравнению с вариантом А пролет вдоль земли длиннее, но конечная точка траектории теоретически должна оказаться ближе к исходной, так как траектория А более ровная и планирование более эффективно с точки зрения потери энергии.
В — разгон парашюта на передних лямках с последующим интенсивным втягиванием строп управления. Как видно, траектория намного короче, что вызвано потерями энергии при резкой работе.
Г — снижение и приземление в среднем режиме. На парашютах с большой загрузкой не используется из-за большой вертикальной скорости.
Для всех вариантов поведение купола после остановки в точке S аналогично приведенной схеме для классических куполов (см. рис. 32) с той оговоркой, что происходит все заметно быстрее.
Все траектории показаны для штилевой погоды. Наличие ветра скажется на горизонтальном и вертикальном масштабе схем относительно земли. В большинстве случаев заход на приземление выполняется против ветра, поэтому с его усилением траектории планирования становятся более вертикальными. Кроме того, чем сильнее ветер, тем быстрее купол реагирует на стропы управления. В сильный ветер «подушку» следует выполнять ближе к земле. В штиль реакция купола очень плохая, выполнение «подушки» надо начинать выше. Вследствие этого высокозагруженные купола сажать в штиль без разгона не всегда безопасно.
Читайте также: