Как правильно завязать стропы парашюта после приземления

Обновлено: 27.04.2024

В любом спорте самое важное – приземлиться без травм и форс-мажоров. Волнительный момент первого шага и полета – это самое безопасное в прыжке с парашютом. Чтобы не растеряться в полете, начинается подготовка к приземлению не в воздухе, а еще на земле. Любой инструктаж заключается в простых и важных принципах, которые сохранят жизнь и здоровье. Экстремалы могут совершать много сумасшедших поступков, но никогда не откажутся от фундаментальных законов. Есть несколько правил, как правильно приземлиться с парашютом, о которых надо помнить, вне зависимости от того, профессионал вы или новичок.

Ветер решает всё

В полете вряд ли удастся сконцентрироваться и понять, каковы направление ветра и его сила. Это надо определить твердо стоя на земле, без паники и спешки. Чтобы понять направление ветра, стоит посмотреть на солнце и запомнить, как он дует: по отношению к вам и солнцу. Профессионалы пользуются собственными ассоциациями и приемами, следует строго придерживаться курса.

Сила ветра – второй важный показатель. Ее легко узнать по колдуну – тканевому сачку, по движению которого определяют мощность дуновения. Существует специальная схема, градирующая показатели силы ветра, важные не только для полета, но и приземления с парашютом.

Инструктаж перед прыжком

Этап объяснения всех важных моментов категорически нельзя пропускать – инструктор дает информацию не только для новичков, но и для тех, кто еще не имеет большого опыта в парашютном спорте.

Например, данные о площадке для приземления – это то, что должно быть «записано на жесткий диск» вашей памяти. Полезно не только слушать, но и смотреть на более опытных парашютистов. Обратите внимание на то, как они строят заход и на сколько удачно совершают приземление.

Поза перед приземлением

Положение ног может определить вашу безопасность при заходе. Инструктор покажет определенные движения, которые необходимо повторить в воздухе:

Важно не забыть, как правильно приземлиться с парашютом, особенно после ощущения волны эмоций от полета. Не зря большую часть времени в полете парашютист готовится к соприкосновению с землей.

В случае неправильного выполнения инструкции, вас могут ждать:

  • травмы ног, спины и шеи;
  • ушибы колен;
  • выбитые зубы;
  • множественные гематомы.

Сгруппированный спортсмен, даже при плохих условия, получит гораздо меньше увечий, чем расслабленный или с прямыми ногами.

Движения и внимание

Еще один решающий фактор, который сохранит здоровье и жизнь – полная концентрация внимания на землю. Перед заходом необходимо смотреть на точку приземления. Погасив горизонтальную скорость с помощью передних лямок парашюта, готовьтесь ощутить землю, но не бежать по ней ногами, а после соприкосновения упасть на бок. Это позволит быстро затормозить и не повредиться. Схему захода надо запомнить и повторить до полета, чтобы понимать, какие действия следует совершить, чтобы не запаниковать в ответственный момент.

«Страшные» вопросы от новичков

Есть ряд моментов, которые волнуют всех, кто впервые решил получить дозу адреналина в воздухе. Каждый инструктор отвечает не только на то, как приземляться с парашютом, но и на другие стандартные вопросы.

Что, если я приземлюсь на воду?

Что, если я слишком рано сделаю подушку?

Такое бывает, но самое главное – не бросайте клеванты. В этом случае ничего опасного не произойдет.

Я не понимаю как разогнать купол, а если не получится?

Не у всех с первого раза получается сделать это идеально. Скорее всего, после третьего или четвертого прыжка вы точно поймете, как приземляться с парашютом «по учебнику». Первые разы паника будет управлять телом, поэтому стоит хорошо запомнить все движения, повторить их перед прыжком, чтобы на автомате запомнить последовательность.

Если я приземлюсь на дерево, то смогу слезть?

Тут важно подготовиться и не пораниться о ветки. Поэтому, кроме того, что вам надо будет сгруппироваться, следует закрыть лицо руками и сохранять спокойствие. В любом случае, даже если сами не сможете слезть с дерева, вас быстро найдут и снимут.

Главная задача каждого инструктора – емко и понятно донести информацию до каждого желающего совершить прыжок без травм. Спортсмены должны помнить, как правильно приземлиться с парашютом, и регулярно тренироваться на земле и в воздухе.

Произведите немедленно после приземления сбор частей парашютной системы в переносную сумку ввиду вредного действия солнечных лучей и влаги на текстильные материалы в следующем порядке:

1. отсоедините от подвесной системы основного парашюта запасной парашют;

3. вытяните всю парашютную систему, взявшись за стабилизирующий парашют;

4. сверните вначале стабилизирующий парашют, на него намотайте звено, затем сверните купол основного парашюта по ширине сумки;

5. соберите стропы основного парашюта скользящей петлей, идя от купола к подвесной системе, и положите с куполом на землю;

6. положите ранец на землю клапанами вниз, подвесную систему положите на внешнюю часть ранца и стяните лентами крепления запасного парашюта;

7. поставьте ранец с уложенной подвесной системой в переносную сумку на ребро к стенке сумки, около ранца со стороны клапанов в сумку вложите свернутый основной парашют со стропами. Вложите в переносную сумку запасной парашют около подвесной системы;

8. если при прыжке был раскрыт запасной парашют, то его сверните в таком же порядке, как и купол основного парашюта. Вложите купол в переносную сумку. Ранец запасного парашюта положите в сумку к одной из ее стенок;

9. уложите звено ручного раскрытия в переносную сумку к металлическим деталям подвесной системы;

10. стяните переносную сумку шнуром и закройте клапаном;

11. очистите от пыли, грязи и других посторонних предметов каждую часть парашютной системы и просушите (в случае увлажнения).

Промойте чистой пресной водой и просушите, не отжимая, части парашютной системы, а прибор или снимите с эксплуатации и передайте в ремонт при попадании парашютной системы в загрязненный водоем или море.

Произведите просушку парашютной системы в помещении, а в время на открытом воздухе, но в тени.

Просушивайте купол и части парашютной системы в подвешенном расправленном состоянии, а ранец, подвесную систему и переносную сумку с внутренней и внешней сторон. Просушите и остальные части парашютной системы;

После приземления парашютист должен собрать парашют в следующем порядке:

а) освободиться от подвесной системы;

б) вытянуть купол за полюсную уздечку на всю его длину и встряхнуть (фиг. 51);

в) купол свернуть, как показано на фиг. 52, А;

г) стропы собрать скользящей петлей (фиг. 52, Б), идя по направлению к подвесной системе;

д) ранец разложить на земле внутренней стороной вниз, на ранец положить подвесную систему и запасной парашют, закрыть клапаны (фиг. 53).

Поставить ранец с уложенной подвесной системой и запасным парашютом на ребро к боковой стороне сумки, а по другую сторону ранца в сумку вложить свернутый купол со стропами (фиг. 54).

Если при прыжке был раскрыт запасной парашют, то его свернуть в таком же порядке, как и купол основного парашюта, уложить купола в переносную сумку к одной стороне, а подвесную систему — к другой, отделяя купола от подвесной системы ранцами.

Шаровой вытяжной бесстропный парашют сложить, шпилькой и вместе с чехлом купола положить в переносную сумку сверху (фиг. 54);

е) вытяжное кольцо уложить в переносную сумку к металлическим деталям подвесной системы;

Укладка парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца и стягиванием чехла с купола вытяжной веревкой включает следующие операции:

  1. Осмотр.
  2. Подготовку парашюта к укладке.
  3. Укладку парашюта.
  4. Присоединение вытяжной веревки к уздечке чехла купола и к петле вытяжного троса, затяжку ранца.
  5. Укладку вытяжной веревки под ранцевые резины.

Осмотр и подготовку парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца и стягиванием чехла с купола вытяжной веревкой производить в том же порядке, как указано в пункте 1 раздела «Укладка парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца», за исключением подпунктов в, е и л.

2. Подготовка парашюта к укладке

Перед подготовкой парашюта к укладке отсоединить соединительное звено и шаровой вытяжной бесстропный парашют от уздечек купола и чехла купола. Присоединить конечную петлю вытяжной веревки к уздечке чехла купола. Дальнейшую подготовку к укладке парашюта производить так же, как указано в пункте 2 раздела «Укладка парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца». Соединительное звено завязать узлом, захватив резиновую шлевку с целью сохранности последней.

3. Укладка парашюта

Укладку купола, надевание чехла на купол, проверку и укладку строп в соты чехла и укладку купола в чехле на ранец производить так, как указано в пунктах 3, 4, 5 раздела «Укладка парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца». По окончании укладки купола привязать к вершине купола обрывную стропу (фиг. 36).

4. Присоединение вытяжной веревки к обрывной стропе купола и к петле вытяжного троса; затяжка ранца

После укладки купола с чехлом на ранец перенести парашют на конец стола к месту размещения деталей парашюта и принадлежностей для укладки.

К петле вытяжной веревки, расположенной посередине веревки, присоединить петлей-удавкой вытяжной трос (фиг. 38). К петле вытяжной веревки, расположенной на ее конце, привязать конец обрывной стропы стройным узлом согласно метке (фиг. 37, узел А). Слабину обрывной стропы убрать в полюсную часть чехла, которую стянуть шнуром, шнур завязать.

Произвести затяжку ранца, как указано в пункте 6 раздела «Укладка парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца», исключая укладку шарового вытяжного бесстропного парашюта. Петлю вытяжной веревки, привязанную к уздечке чехла купола, расположить между правым и верхним клапанами ранца так, чтобы узел выходил правого клапана (фиг. 39).

5. Укладка вытяжной веревки под ранцевые резины

6. Оформление паспорта парашюта после укладки парашюта

После укладки парашюта в соответствии с разделами «Укладка парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца», «Укладка парашюта для прыжка с ручным раскрытием ранца», «Укладка парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца и стягиванием чехла с купола вытяжной веревкой» настоящей инструкции внести необходимые записи в параграф 11 паспорта парашюта согласно правилам ведения паспорта, изложенным в нем.

Изменять курс планирования парашюта-«крыло» можно, с помощью строп управления и свободных концов.

Проще всего изменить курс планирования под ку­полом с помощью строп управления. При втягивании одной из них соответствующая сторона задней кромки паращюта загибается вниз, что вызывает торможение и разворот купола в эту сторону.

При втягивании группы строп с одной из сторон купола происходит смещение веса парашютиста в эту сторону, в результате купол накреняется и начинает поворачивать в ту же сторону. Таким образом можно разворачивать купол, натягивая один свободный ко­нец либо два свободных конца с одной стороны. При втягивании заднего свободного конца действует еще и тот фактор, что притягиваемая сторона купола при­обретает больший угол атаки, вызывая торможение, аналогично стропе управления. Управление задними лямками в принципе аналогично действиям со стро­пами управления, из-за чего обрыв строп управления далеко не всегда приводит к отцепке. Различие в том, что диапазон управления (рабочий ход) у задних лямок намного меньше, а прилагаемое усилие заметно боль­ше. Это вызвано тем, что стропы управления воздей­ствуют лишь на часть задней кромки (практически — углы купола), а свободные концы — на достаточно большую площадь, примерно в четверть купола. Стро­пы управления главным образом тормозят горизон­тальную скорость, а задние лямки — увеличивают угол атаки, а следовательно, подъемную силу.

Угол атаки — угол между какой-либо условной лини­ей (например, продольной осью летательного аппарата или хордой крыла) и направлением скорости полета.

Крыло, имеющее ненулевой угол атаки, отклоняет на­бегающий поток воздуха. Чем больше угол атаки, тем выше сопротивление воздуха и подъемная сила. В об­щем случае при увеличении угла атаки скорость начи­нает падать, а угол тангажа — расти. При некотором критическом (достаточно большом) значении угла ата­ки сопротивление потока настолько вырастает, что ле­тательный аппарат теряет устойчивость и управление. Для каждого крыла существует оптимальное значение угла атаки, при котором подъемная сила достаточно высокая, а сопротивление достаточно низкое.

Угол тангажа—угол между продольной осью летатель-^ ного аппарата и горизонтальной плоскостью. У горизон­тально летящего самолета тангаж нулевой. У парашюта, который двигается за счет силы тяжести, тангаж почти всегда отрицательный (вектор скорости направлен ниже горизонта), а нулевых или положительных значений можно достичь кратковременно при выполнений ди­намического торможения (так называемой «подушки»).

При выполнении разворота стропой управления из режима полной скорости купол делает заметный крен в сторону разворота и входит в размазанную спираль. Скоростной купол при резком управлении в данном случае ныряет в сторону и вниз, на некоторое время оказывается ниже парашютиста, затем начинает вра­щать пилота вокруг себя. При этом парашют обращен передней кромкой к земле и снижается с большой ско­ростью. Такой прием, называемый «скручиванием», часто используется для быстрой потери излишней вы­соты, например для соблюдения заданной очереднос­ти приземления группы парашютистов. Еще большей потери высоты можно добиться разворотом на пере­дних свободных концах, причем такие развороты — более плавные и контролируемые. Кроме скручивания, такие развороты используются пилотами высокоско-

ростных парашютов при скоростных заходах на при­земление для максимального разгона купола и выпол­нения длинного пролета вблизи поверхности земли (swoop).

При работе на точность приземления обычно ис­пользуются развороты из среднего режима. Такие раз­вороты выполняются путем еще большего втягивания одной стропы управления и одновременного отпуска­ния второй с последующим возвратом обеих в средний режим. Такой разворот происходит достаточно быст­ро, но при этом крен купола незначителен, что благо­приятно для ориентации спортсмена в пространстве и не вызывает потери высоты.

«Подушка»

Можно наблюдать, как спортсмены-парашютисты на «крыльях» снижаются с некоторой (иногда доста­точно высокой) вертикальной и горизонтальной скоростью, затем, перед самым приземлением, как бы притормаживают парашют и мягко встают на землю. Способность парашюта типа «крыло» совершать такой маневр на парашютном сленге называют «подушкой». Кто-то объясняет такое название тем, что купол тор­мозится высоким давлением воздуха между нижней оболочкой купола и поверхностью земли, то есть бла­годаря проявлению экранного эффекта. На самом деле данный эффект здесь не работает — слишком велико отношение расстояния от земли до купола к площади купола. «Подушка» является кратковременным изме­нением траектории планирования парашюта на более пологую за счет запаса скорости. В простейшем случае данный маневр выполняется путем втягивания обеих строп управления парашюта, планирующего с полной скоростью. При этом отклоняющаяся вниз задняя

кромка парашюта играет роль закрылков, купол увеличивает свою подъемную силу, но одновременно приобретает большее сопротивление. Траектория ста­новится более пологой, суммарная скорость снижает­ся. При грамотном управлении куполом парашютисту удается снизить суммарную скорость полета до нуле­вой в момент, когда ноги готовы коснуться земли. Так как «подушка» выполняется за счет запаса скорости, эффективно выполнить ее, не имея этого запаса (на­пример, из среднего режима), не удастся.

На рис.,32 показаны варианты траекторий посадки классического купола.

Траектория А — снижение в полноскоростном ре­жиме (стропы управления полностью отданы), вбли­зи земли (высота 2—3 м) стропы управления плавно втягиваются, купол кратковременно замирает, суммар­ная скорость нулевая (точка А). Пунктиром показаны


Рис. 32. Возможные траектории приземления точностного парашута

возможные дальнейшие траектории, если предполо­жить, что «подушка» выполняется на высоте. Г — пос­ле остановки купола стропы управления полностью отдаются, купол делает «клевок» вперед, кратко­временно идет снижение с увеличенной вертикальной скоростью, затем происходит выход на обычное пла­нирование. Д — купол удерживается в нулевом режиме, происходит парашютирование, вертикальная скорость высокая. Е — стропы управления вытянуты ниже ну­левого режима, купол сваливается назад, вертикальная скорость высокая. Все эти случаи сопряжены с уве­личенной скоростью снижения, поэтому выполнять «подушку» выше, чем следует (например, в 10—15 м от земли), опасно. Вернемся к вариантам нормального приземления. Траектория Б — разгон парашюта с по­мощью передних лямок. Снижение происходит по кру­той траектории с увеличенной скоростью, за счет чего «подушка» выполняется более эффективно, возможен даже небольшой пролет вдоль земли. Траектория В --Щ работа на точность приземления, купол удерживается в среднем режиме до касания земли, действий для за­медления скорости не предпринимается. Приземление в среднем режиме без «подушки» более жесткое, по­этому выполняется при наличии специально подготов­ленных матов или вскопанного песчаного круга.

Теперь рассмотрим поведение скоростных куполов (рис. 33).

Траектория А — планирование с полной скоростью и вытягивание строп управления перед землей (высо­та 0,5—2 м, в зависимости от загрузки купола), б 1 — точ­ка остановки.

Б — разгон парашюта на передних лямках. После плавного отпускания лямок парашют выходит в гори­зонтальный полет. Постепенно втягивая стропы управ­ления, можно регулировать дальнейшую траекторию.


Рис. 33. Возможные траектории приземления скоростного парашюта

В идеале (при грамотном управлении) парашют переме­щается горизонтально, постепенно замедляя скорость до нулевой. На парашютах высокого класса (эллипсы, косонервюрники) можно выполнять горизонтальный пролет длиной несколько десятков метров. По сравне­нию с вариантом А пролет вдоль земли длиннее, но конечная точка траектории теоретически должна ока­заться ближе к исходной, так как траектория А более ровная и планирование более эффективно с точки зре­ния потери энергии.

В — разгон парашюта на передних лямках с после­дующим интенсивным втягиванием строп управления. Как видно, траектория намного короче, что вызвано потерями энергии при резкой работе.

Г — снижение и приземление в среднем режиме. На парашютах с большой загрузкой не используется из-за большой вертикальной скорости.

Для всех вариантов поведение купола после оста­новки в точке S аналогично приведенной схеме для классических куполов (см. рис. 32) с той оговоркой, что происходит все заметно быстрее.

Все траектории показаны для штилевой погоды. Наличие ветра скажется на горизонтальном и верти­кальном масштабе схем относительно земли. В боль­шинстве случаев заход на приземление выполняется против ветра, поэтому с его усилением траектории пла­нирования становятся более вертикальными. Кроме того, чем сильнее ветер, тем быстрее купол реагирует на стропы управления. В сильный ветер «подушку» следует выполнять ближе к земле. В штиль реакция купола очень плохая, выполнение «подушки» надо на­чинать выше. Вследствие этого высокозагруженные ку­пола сажать в штиль без разгона не всегда безопасно.

Читайте также: