Как завязать коровий узел

Обновлено: 26.04.2024

Новичку об основах в области ОБЖ (БЖД), экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

четверг, 24 сентября 2020 г.

Коровий узел

  • талрепный узел
  • головка жаворонка (Lark's Head)
  • привязочный узел
  • полусхватывающий узел
  • глухой узел
  • ларк
  • шелестящий узел
  • коровий штык
  • мертвая петля
  • Lanyard Hitch
  • Dead-eye Hitch
  • Stake Hitch
  • Cow Hitch

Несмотря на свое прозаичное название, этот узел считается хорошим узлом. Он держит, если к веревеке приложена тяга (нагрузка).

Коровий узел применяется для прикрепления тросов и веревок к предметам с гладкой поверхностью, например, для временного крепления троса за рым при растягивании для клетневания и тренцевания. На берегу, помимо того, что этим узлом действительно привязывают к колу коров, его применяют при натягивании веревки для ограждений.

Коровий узел также может соединять две веревки разного диаметра, однако с такой целью он применяется редко.

  • легок
  • очень быстро вяжется
  • рывки могут ослабить коровий узел. Поэтому для большей надёжности рекомендуется завязывать контрольный узел.
  • узел очень легко развязывается, особенно если вязать его на веревках и тросах из скользящего материала
  • развяжется, если равное напряжение не приложено на обеих стоящих частях веревки
  • ненадежный при критических применениях
  1. верёвка оборачивается вокруг один раз вокруг опоры
  2. сделать оборот ходовым концом вокруг коренного, чтобы получилась простая петля и ходовым концом обернуть вокруг опоры в противоположную сторону
  3. протянуть ходовой конец между веревкой и опорой, а затем затянуть получившийся узел


При использовании верёвки из скользящего материала коровий узел может быть ненадёжен. Поэтому на коренной конец верёвки зачастую вяжут полуштык или штык.

Коровий узел похож на глухую петлю. Но коровий узел завязывают на конце верёвки и тянут один конец, в отличие от глухой петли, которая завязывается замкнутой петлёй на середине верёвки и которую тянут за сдвоенный конец.

Коровий узел

Такой узел в свое время был очень популярный на флоте, сейчас его используют в основном на лодках с полумоторным ходом или рыболовецких суднах. Но, из флота он перешел в бытовую жизнь и сельское хозяйство, где получил широкое применение. И что самое интересное, с помощью такого узла действительно привязывают коров к колам.

Талреп

Данный узел имеет второе название — «талрепный узел». Он отлично подходит для быстрого крепления веревки к талрепу для кантовки и крепления грузов.

Применение коровьего узла

Очень удобный и распространенный узел. Сферы его применения самые, что ни на есть разнообразные – от экстремальных видов спорта и до бытовой жизни. Как правило, с помощью него веревку или трос фиксируют на трубообразной опоре или талрепе. Такой тип узла способен выдерживать любые нагрузки. Его особенностью есть то, что он применяется и для эластичного троса.

Завязывание коровьего (талрепного) узла

    Берем веревку и оборачиваем один раз вокруг опоры;
  1. Делаем оборот вокруг веревки, чтобы получилась простая петля и ходовым концом оборачиваем вокруг опоры в противоположную сторону;
  2. Протягиваем ходовой конец между веревкой и опорой, а затем затягиваем получившийся узел;
  3. Узел готов!

Это самый простой из всех известных узлов. Чтобы завязать его, надо ходовым концом троса сделать полуузел за его коренной конец. Его можно завязать на конце или на средней части троса. Для этого ходовой конец троса один раз обносят вокруг его коренной части и пропускают в образовавшуюся петлю. В зависимости от того, как он завязан, простой узел может быть левым (рис. 1, а) или правым (рис. 1,6).


Рис. 1. Простой узел:

а — левый; б — правый

Это не только самый простой из всех узлов, но и самый маленький по размеру. При натяжении троса он так сильно затягивается, что подчас его очень трудно развязать. К не­му как нельзя лучше подходит русская народная послови­ца: «Не велик узелок, да крепко затянут».

Этот узел, как ни один другой, портит трос, так как сильно его изгибает. Если, например, для подъема тяжести использовать новый растительный (пеньковый, манильский или какой-либо другой) трос, на котором остался неразвя­занный простой узел, то трос, хотя и рассчитанный для подъема данного груза, оборвется, причем в том месте, где завязан простой узел. У моряков принято считать, что прочность нового растительного троса, на котором при сильной тяге был затянут простой узел, который потом развязали, будет меньше в два раза, чем прочность такого же троса, на котором узла не было.

Тем не менее на флоте простой узел издавна находил применение. При работе с растительными тросами он слу­жил временным средством для предотвращения расплетания их каболок и прядей. Его также вязали через равные промежутки 20—30 сантиметров на наклонных пертах бушприта и утлегаря, чтобы ноги матросов не скользили при работе с передними косыми парусами. Простым узлом с успехом пользовались для крепления деревянных балясин на временных штормтрапах. Этим узлом рыбаки некоторых стран брали так называемый «испанский риф»: завязывали верхний угол кливера, чтобы уменьшить его площадь. Вот, пожалуй, и все случаи использования простого узла моря­ками в прошлом.


Простой узел может оказаться полезным и в быту. Иногда человек попадает в беду: при пожаре, чтобы спасти жизнь, он из полос простыней связывает узлами веревку. Обычно в таком случае применяют прямой или бабий узел (см. ниже рис. 25, 23). Применяя последний, на концах по­лосы из простыни нужно завязывать по простому узлу. Это даст гарантию, что бабий узел не развяжется под тяжестью человека, который будет спускаться по связанной веревке из окна.

Простой узел всегда применяют для завязывания на конце нитки, чтобы она не выскальзывала из материи, и для предотвращения расплетания конца веревки, если че­ловек не знает, как наложить марку. Простой узел, не­смотря на свою примитивность и свойство сильно затяги­ваться, является составным элементом многих узлов, о ко­торых мы расскажем позже.

Простой полуштык, являясь самым простым из незатягивающихся узлов, находит широкое применение в морском деле. Он служит завершающим элементом многих узлов. Ходовой конец троса обнесите вокруг предмета, к которому хотите привязать трос, потом вокруг коренного конца троса и пропустите в образовавшуюся петлю. После этого ходовой конец троса прикрепите схваткой к коренному концу. Завязанный таким образом узел надежно выдерживает сильную тягу. Он может передвинуться к предмету, но никогда не затянется. Простой полуштык применяется для соединения двух тросов "чужими" и "своими" концами.

Простой штык

Два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым штыком. Чтобы отличить правильно завязанный штык (а.) от неправильного (б.) штыка, две петли нужно сблизит. Если при этом получится выбленочный узел, то, значит, простой штык был завязан правильно. У такого штыка его ходовой конец как после первой, так и после второй калышек должен выходить одинаково над или под своим концом. У перевернутого, т.е. неправильно завязанного простого штыка, ходовой конец после второй калышки идет в противоположную сторону, не так, как после первой. При сближении двух петель перевернутого завязанного штыка вместо выбленочного получается коровий узел. Основное применение простого штыка на флоте - это закрепление швартовных концов за причальные приспособления, крепления лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу. Максимальное количество полуштыков в подобном узле не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится. О надежности этого узла для швартовки красноречиво говорят старинные английские пословицы: "два полуштыка спасли корабль королевы" и "три полуштыка - это более чем достаточно и для королевской яхты".

Коечный штык

На протяжении многих столетий постелью для матросов на кораблях служила парусиновая подвесная койка в виде гамака с тонким матрацем из крошеной пробки. В плане она имеет вид прямоугольника, у малых сторон которого сделано по восемь по восемь люверсов для так называемых шкентросов. Эти шкентросы соединяются в кольцах, которые в свою очередь подвешиваются за коечные штерты к особым рымам в бимсах или к коечные штерты к особым рымам в бимсах или к прутьям, сделанным в кубрике корабля для подвешивания на ночь коек. Днем койки в скатанном виде вместе с подушкой, одеялом и простыней хранились в так называемых коечных сетках вдоль борта на палубе и служили надежным бруствером от ядер и шрапнели во время боя. Вечером, перед отбоем по команде "койки вниз" их несли под палубу и подвешивали. Завязывание узла для подвешивания койки - дело серьезное. Здесь нужно применить такой узел, который бы не затягивался, легко развязывался и надежно держал. Самое главное, чтобы он не развязался сам под действием непрерывной качки корабля. Матросы пользовались для подвешивания свих коек различными узлами, но наиболее надежным считался коечный штык.

Простой штык со шлагом

От простого штыка этот узел отличается одним дополнительным шлагом вокруг предмета, к которому крепят трос. Он также служит в основном для крепления тросов и перлиней при швартовке за кнехты, битенги и палы, но применяется, в отличие от простого штыка, в тех случаях, когда не возникает необходимости быстро отдать швартовы. Этот узел удобен также для крепления троса к гаку, огону, рыму и пр. Два шлага вокруг предмета делают этот узел более надежным при длительных стоянках, во всяком случае он за счет дополнительного шлага перетрется не так быстро, как простой штык.

Простой штык с двумя шлагами

Фактически это тоже разновидность простого штыка. Отличие от простого штыка со шлагом - дополнительный третий шлаг. Он увеличивает прочность узла, если трос испытывает постоянное трение о кнехт или битенг. Применение этого узла для крепления троса к гаку - весьма надежный способ.

Штык с обносом

Если у простого штыка с двумя шлагами последние проходят сбоку от точки крепления коренного конца, то у этого узла они размещены по одному с каждой стороны. Это придает узлу большую симметрию, узел в случае изменения направления тяги меньше перемещается вдоль предмета, за который он завязан. Чтобы завязать штык с обносом, сначала нужно ходовым концом сделать один шлаг вокруг предмета, обнести его сзади коренного конца и еще раз сделать шлаг, но в другую сторону. После этого следует один или два полуштыка.

Рыбацкий штык (якорный узел)

Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле - это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем этот. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря. Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом. Отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его можно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.

Обратный штык

При швартовке судов к пристаням и причалам нередко возникает ситуация, когда ходовой конец троса обнести вокруг пала или бревна очень трудно. Иной раз приходится буквально подлезать под причал, чтобы с носа шлюпки или катера продеть конец за бревно или рым. Применяя обратный штык, вы можете обнести трос вокруг нужного предмета один раз и при этом завязать узел с двумя шлагами вокруг предмета, к которому крепите швартов. Для этого ходовой конец троса нужно сложить на длине 2-3 метра вдвое и, петлей вперед пропустив его вокруг предмета, потянуть петлю на себя. Теперь ходовой конец троса нужно продеть в эту петлю, а за коренной конец выбрать слабину и закончить узел двумя полуштыками. Обратный штык удобен для применения в тех случаях, когда доступ к предмету, к которому хотят прикрепить трос, затруднен или неудобен для вязки узла, например к буксирному крюку и некоторых марок автомобилей.

Мачтовый штык

Здесь оригинальная комбинация двух хороших узлов дает надежный и простой узел. Сначала вокруг предмета, к которому крепят трос, завязывают выбленочный узел и на коренном конце троса делают обычный штык, который, как известно, тоже представляет собой видоизмененный выбленочный узел. Чтобы мачтовый штык не получился затягивающимся, первый узел до конца не затягивают.

Буксирный штык

Этот узел используют для крепления троса на буксирном гаке или на битенге. Им можно задерживать или стравливать буксирный конец. Благодаря последовательному наложению на битенг нескольких шлагов троса буксирный конец можно травить с битенга, а при ослаблении натяжения буксира выбирать его снова в виде петель, накидываемых сверху на битенг.

Портовый узел

Задержать швартовный синтетический конец на парном кнехт - дело нехитрое. А как быть, если вместо парного кнехта в вашем распоряжении одинарный кнехт (или битенг), а на конце швартова нет огона? Для этой цели в морской практике сеть несколько оригинальных узлов. Объясним принцип одного из них, который можно отнести к числу незатягивающихся узлов. Сначала вокруг одинарного кнехта нужно сделать несколько шлагов ходовым концом швартовного троса. После этого сложить ходовой конец вдвое и в таком виде, петлей, пропустить его под натянутую коренную часть троса, повернуть петлю на 360 градусов и накинуть сверху на кнехт. Этот узел не скользит, надежно держит. Трос можно в любую минуту отдать, если даже швартов находится под сильным натяжением. Для этого нужно немного выбрать проходящий под коренным концом ходовой конец и увеличить петлю, после чего ее нетрудно будет скинуть с кнехта.

Новичку об основах в области ОБЖ (БЖД), экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

понедельник, 15 ноября 2021 г.

Фургонный узел

  • кучерский узел
  • водительский узел
  • узел полиспаст
  • возничий узел
  • курьерский узел
  • крепежный узел дальнобойщиков
  • узел, используемый дальнобойщиками
  • шофёрский узел
  • Trucker's hitch
  • dolly knot
  • lorry driver's hitch
  • harvester's hitch
  • hay knot
  • sheepshank cinch
  • trucker's dolly
  • wagoner's hitch
  • power cinch
  • rope tackle


Фургонный узел узел используется для усиления натяжения верёвки в два раза без использования дополнительных механизмов (талей, блоков и т.п.), например, для закрепления груза (например, на багажнике легкового автомобиля или в кузове грузовика) или для перемещения груза (например, застрявшего автомобиля).

  1. Закрепите верёвку при помощи любого легко развязываемого узла (например, с помощью штыка с обносом), а затем накиньте верёвку на груз.
  2. Обнесите ходовой конец вокруг места крепления.
  3. Сверните колышку (можно и две) на коренном конец верёвке на расстоянии не менее 600 мм от точки крепления.
  4. На коренном конце верёвке ниже колышки сложите петлю длиной приблизительно 150 мм.
  5. Вставьте получившуюся петлю в колышку.
  6. В результате ниже колышки у вас получится вторая петля.
  7. Вставьте в вторую петлю ходовой конец
  8. Натяните вторую петлю руками, тем самым вы затянете колышку
  9. Потяните за ходовой конец. В это время колышка может начать немного перемещаться вниз, но через некоторое расстояние остановится.
  10. Удерживая верёвку натянутой, завершите узел двумя полуштыками на нижней части петли.
  11. При необходимости рядом с первым узлом можно навязать еще один. Получится двойной фургонный узел.

Кучерский узел

Есть и другие способы завязывания фургонного узла. В некоторых случаях получается водительский узел. Вместо колышки можно использовать узел баранья нога. Или можно вязать вот так

Читайте также: