Как завязать трос буксировочный

Обновлено: 12.05.2024

Буксировочные канаты не всегда продаются в готовом виде и часто поставляются без привязанных крюков. Это требует от водителя определенных навыков, чтобы исключить вероятность внезапных разрывов и других неприятных последствий во время буксировки. Поэтому знание как правильно завязать буксировочный трос не будет лишним.

Если буксировка происходит некорректно, наблюдается чрезмерное натяжение стропа. При периодическом излишнем натяжении и в течение продолжительного времени, может произойти обрыв фала. Также бывают случаи, когда на машине не предусмотрено специального крюка или карабина. Чтобы не допустить неприятных последствий, лучше заранее уточнить, как завязать буксировочный стальной трос в петлю.

Существует несколько способов завязывания узлов. Рассмотрим наиболее востребованные.

Как завязать узел булинь (беседочный узел) на буксировочном тросе

Как завязать буксировочный трос

  1. Взять один конец, согнуть его и перекрутить петлей.
  2. Согнуть петлю и через нее протянуть свободный конец, сделав еще один загиб через основной трос.
  3. В подвижную петлю протянуть конец буксировочного троса и затянуть его, таким образом, пока не получится петля необходимого объема.
  4. Надеть петлю на крюк.
  5. Такой буксировочный узел очень крепкий, а после использования его можно быстро развязать.

Эскимосский узел

Как завязать буксировочный трос-1

  1. Сделать петлю.
  2. Положить один конец сверху на петлю.
  3. Продеть в нее свободный край, сформировав таким образом дополнительный узел.
  4. Обвить конец вокруг основного троса.
  5. Продеть его в получившийся узел и подтянуть.

Как завязать буксировочный трос на простой полуштык

Как завязать буксировочный трос-2

  1. Это самый простой незатягивающийся узел, который является завершающим элементом многих узлов.
  2. Ходовой конец нужно провести через проушину и этим же концом обвести вокруг основной части каната.
  3. Вставить конец троса в петлю.
  4. Прикрепить ходовой конец схваткой к коренному концу.

Завязанный таким образом узел выдерживает должную тягу, он может передвинуться ближе к проушине, но не затянется.

Как завязать стальной буксировочный трос в петлю

Как завязать буксировочный трос-3

  1. Взять свободный край и разделить его на две части с помощью отвертки.
  2. Аккуратно раскрутить пряди, примерно на длину необходимой петли.
  3. Накрутить одну прядь на основной ствол на один оборот, аналогично закрутить и вторую прядь.
  4. Заплести две пряди на ствол, замотать конец проволокой или изолентой.

Теперь вы знаете, как завязать буксировочный трос к крюку, и какой способ выбрать в случае неожиданной ситуации на дороге.

ООО ПК «СКиТ» предлагает продукцию собственного производства, выполненную в соответствии с проектами заказчика. У нас можно купить крепежные элементы для различной разрывной нагрузки – транспортировки автомобилей, внедорожников, тяжелых транспортных средств. Выпускаемые нами изделия обладают повышенной устойчивостью к рывковым движениям и надежным креплением.

Для автомобильных путешественников одним из полезных инструментов на трассе является не только чемодан с ручным инструментарием, включая домкрат, дополнительные бензин и масло на аварийный случай, но также и трос. Он поможет автомобилисту выбраться из затруднительной ситуации с помощью тяги попутной машины.

Как сделать беседочный узел?

Привязать трос к железному крюку, например, установленному на фургоне или другом грузовике добровольца, который согласился вам помочь, например, «дотянуть» до СТО или ближайшей автозаправки, можно, придерживаясь «беседочной» техники завязывания узлов. Для этого сделайте следующее.

Один конец троса согните и перекрутите в виде петли.

Согните получившуюся петлю по направлению к тросу – и через неё вытяните вторую. Она, в свою очередь, обретёт подвижность.

Во вторую петлю просуньте другой конец троса и вытягивайте его, пока не образуется петля нужного размера.



Петля готова – накиньте её на крюк ведущей машины сопровождения. Узел отличается высокой прочностью – развязывания троса не произойдёт, каким бы ни оказался его материал.

Развязать его возможно лишь после доставки помощником пострадавшей машины до пункта назначения.

Металлический трос развязывать смысла нет – он в таком состоянии пригодится ещё много раз.

Схема вязки буксировочного узла

Второй метод вязания буксировочного узла имеет недвусмысленное название.

Конец троса накидывают на крюк или проушину ведущего автомобиля слева направо.

Свободная часть троса тянется снизу, под натянутой основной его частью.

Слева делается простая петля – и продевается нахлёстом на крюк.

Свободная часть стропы тянется справа.

Формируется вторая петля на свободной части.

Затем эта же петля нахлёстом продевается в зазор на буксировочном авто.

Оставшийся конец затягивается простым узлом.

Узел сформирован, можно его опробовать в деле. Если у вас во дворе два личных автомобиля, то протестируйте, не заводя мотор второго из них и зафиксировав нажатой педаль сцепления.

Полезные советы

На стальном тросе завязать особо «мудрёные» узлы трудно. Могут пригодиться пассатижи или даже тиски, чтобы сделать петлю с крутым разворотом. К счастью, багажник автомобиля позволяет перевозить 100-200 кг всевозможных грузов без особых затрат на бензин. Профессиональный автовладелец пользуется не только услугами СТО в случае сложного ремонта, но и возит с собой весь необходимый инструментарий, чтобы в экстренных ситуациях провести несложный ремонт и иметь возможность отбуксировать машину к ближайшей заправке или автомастерской, автомагазину, если простым устранением поломки инцидент не завершился.

Плетение синтетических тросов благодаря их большей гибкости, чем у стали, позволяет без особых затруднений, не пользуясь услугами ассистентов, согласно одной из любых пошаговых инструкций завязать даже сложный морской узел.

Лучший вариант – авиационная синтетика, которой можно отбуксировать самолёт или вертолёт, обладающий колёсным шасси.

Не экономьте на качестве троса. Худший вариант – трос из материи (ткани). Дело в том, что он легко впитывает влагу, а это может привести к его ускоренной порче. И хотя синтетика сама по себе не гниёт, будьте осторожны – некоторые синтетические материалы, заботясь об экологии, сейчас делают биоразлагаемыми. Связать и закрепить трос любым из вышеперечисленных (и иных) узлов, который заметно подпортился, полноценно невозможно. Не успев набрать скорость в 40 км/ч, на которой ПДД разрешена буксировка автомобилей, водитель ведомой машины столкнётся с разрывом троса посередине (либо завязанного на любом из концов узла), даже когда узел завязан правильно, крепили его весьма надёжно.

В настоящее время тросы вытесняются изделиями, представляющими собой ленту. Чтобы сплести волокна не в жгут (бечёвку), а в плетёный шлейф, используется более современная технология.

В реальной ситуации метод плетения принципиально не важен. Трос, сплетённый лентой, выигрывает у классической «верёвки» лишь в плане удобства хранения, компактности при перевозке, позволяющей максимально укомплектовать аварийный дорожный инвентарь, перевозимый в багажнике. Что выбрать – ленту или обычный трос – зависит от предпочтений водителя. Ленту удобно переносить в сумке или даже чемодане, чего не скажешь об обычном тросе.

Буксировочный трос создан как аварийное средство для срочного вытягивания авто из грязи, с ледяного или снежного заноса. Он эффективен лишь в случае, когда рядом проезжает другой, более мощный автомобиль, грузовик или сельхозтехника, к примеру, трактор.



Обзор видов

Существует несколько видов буксиров для вытаскивания машины из проблемной локации, в которую она попала: корабельный канат, стальной трос, полипропиленовый канат, тканевый и авиационный тросы.

Госавтоинспекция России не конкретизировала определённое требование к показателю прочности этих приспособлений. Де-факто допускается приобретать любой из тросов, но знание особенностей этого аксессуара не помешает. Сниженная прочность троса приводит к предпосылке аварии. Существует мнение автоэкспертов, которое игнорировать нельзя.


Корабельный канат обладает высокой стойкостью к морозам. Он хранится практически в любых условиях, включая морозы и сырость, не теряя своих прочностных свойств. Недостатком является его жёсткость, не позволяющая заплести узел быстро и оперативно, особенно когда автовладелец, потерявший способность передвигаться на своём автомобиле, вышедшем внезапно из строя, не обладает значительной физической силой. Трудность в завязывании узла возникает из-за слишком утолщённого сплетения волокон, обеспечивающих его прочность.

Стальной трос, помимо большей прочности, обладает значительным весом. По законам физики, надёжность и прочность прямо пропорционально плотности материала. Трос получают сплетением стальных канатиков друг с другом. Популярность стального троса в настоящее время снижена – его тяжело свернуть в компактную бухту, из-а чего он занимает значительное место в багажнике.

Помимо его усложнённой изгибаемости, он подвержен коррозии, из-за чего некоторые автовладельцы пропитывают его как минимум масляной отработкой, чтобы он не ржавел. В случае безвыходной ситуации его всё-таки используют – водители грузовиков часто возят его с собой.



Канат из полипропилена является неплохим альтернативным решением по сравнению с предыдущим вариантом. Полипропиленовые волокна легко пружинят и растягиваются, однако растяжение оказывается чрезмерно интенсивным. Благодаря способности полипропилена гасить рывковые движения трос из него окажется одним из лучших вариантов в случае, когда машина застряла в болоте. Волокна каната плетутся с помощью обычного сплетения и в разбег друг по отношению к другу. Любой из способов сплетания заметно влияет на назначение (применение) троса.

Плетёные тросы быстро рвутся – они не выдерживают нагрузочных показателей, которые необходимы для буксировки автомобилей. Достоинство полипропилена – нечувствительность к влаге.

Тросы из ткани плетутся из обычных синтетических волокон. Выпускают в виде скрути или ленты. Их компактность сочетается с высокой прочностью. Тяга, которую они выдерживают, также находится на неплохом уровне, однако ткань впитывает воду.

Авиационный капроновый трос обладает наибольшей надёжностью. Он не рвётся даже при довольно сильном растягивании, не впитывает влагу и не разрушается от мороза. Авиационный трос не удлиняется даже спустя сотни циклов применения.



Рулеточный трос благодаря подпружиненному механизму, подобно строительно линейке рулеточного типа, скручивается в бобину. Он не тащится по земле, когда расстояние между буксирующей и отбуксиремой машинами заметно сократилось. Прочность и безопасность его также высоки. Барабан, в который этот трос скрутился, составляет всего 12 см в диаметре. Стоит тяге ослабнуть, лента сматывается сама собой. Длина рулеточного троса равна 4 м, тяговое усилие – порядка 3,5 т. Ещё одно достоинство – простота применения в чрезвычайных ситуациях.


Рейтинг популярных брендов

Ремни с металлическим (стальным) храповиком, выпускаемые известными компаниями, используются в качестве надёжного фиксатора крупногабаритных и тяжёлых грузов. Они применяются, к примеру, на эвакуаторах, а также всевозможными доставщиками. Их задача – обеспечение надёжности, неподвижности перевозимого груза, что достигается за счёт высоконадёжности храповика, который не даёт двигаться синтетической ленте. Качество покрытия дороги не имеет значения – тряска и вибрация при движении будут эффективно заглушены. Устройство ремней таково, что их эластичность не даёт повредиться перевозимым предметам, а также обеспечивает гашение рывков при взятии проблемной машины на буксир. Они работают практически в любую погоду – даже при ледяном ветре и дожде при +2, а также в условиях морозов.

Autoprofi STR-900 – разработано в России, производится в Китае. Два 5-метровых ремня снабжены крюками и храповиками, годятся для эффективного буксирования машин, внезапно потерявших ход на дороге. Выдержат вес в 900 и более килограммов. Это даёт возможность отбуксировать небольшие автомобили, чей вес меньше тонны.



  • Nordic Wind – ширина стропы достигает 10 см. Обладают сваренными двойными крюками. Утолщённая сталь храповика обладает покрытием, не дающим ему заржаветь в условиях высокой влажности.



  • Airline AS-T-09 выдерживает вес до 5 т. Высоконадёжный храповик не даёт ослабнуть натяжению ремня при интенсивном буксировании. Синтетика обладает высоким качеством при движении транспортного средства.



  • CarLife – надёжный помощник по части перемещения легковых машин из места, где они потеряли работоспособность. Особенность изделия – стальные карабины повышенной прочности. Сила тяги – не менее 3 т. Материал – фибропластик. Длина – 4 м. Сворачивается в небольшой рулон, что немаловажно для беспроблемного хранения изделия. Не предназначен для использования и хранения в условиях суровой зимы.



  • «Богатырь» – чисто российское изделие. Изготовлен из капрона, который, в свою очередь, легко переносит морозы. Выдерживает резкие рывки во время буксировки, от которых вряд ли порвётся посреди дороги или в начале пути. Пригоден для эвакуации застрявших машин с места грязи или песчаного покрытия. Данный трос без особых проблем выдержит тягу/буксировку внедорожника. Он является выбором многих российских автомобилистов.
  • Kioki TR T06 – длина составляет 5 м. Снабжён красными флажками, по которым пешеходы и автомобилисты предупреждаются о движущемся по проезжей части аварийном авто вслед за буксировщиком. Устойчив к рывковым движениям. Комплектуется съёмными карабинами, обеспечивающими надёжное сцепление ведущей и ведомой машин. Плоский ремень устойчив к внезапному разрыву.
  • STELS 54381 выдерживает 5 т усилия, в пределах этой нагрузки не растягивается. Комплектуется парой стальных крючьев, хранится в чехле-переноске, что даёт возможность удобно хранить его.



Разумеется, присутствуют и другие изделия на рынке, некоторые из которых обладают приличными эксплуатационными показателями. Это даёт возможность не останавливаться на перечисленных моделях, а поискать похожие, с не меньшей тягой и износостойкостью.

Дополнительное оснащение

Каждая легковая и грузовая машина обладает встроенными в ходовую (несущую) конструкцию крючками, скобами, стоечными вертикальными перекладинами, которые стянуты при помощи болтов или напрямик приварены к раме авто. Это даёт возможность зацеплять за данный конструкционный элемент крючья, карабинные зацепы, подвижные (открывающиеся) скобы.



Основным элементом всё же является тяговая лента. Для её закрепления используются храповики и мощные заклёпки. При ремонте буксировочного троса часто применяются болты с пресс- и гроверными шайбами. Например, допустимо закрепить на самодельном крюке, сваренном из пластин или согнутом из арматуры, с помощью болтов М20 и более (и гаек под них) буксировочный ремень или трос, канат, применяя пресс-шайбы с внешним диаметром, скажем, в 5-7 см. Такое крепление весьма надёжно, и не уступает промышленным скобам, карабинам или крючьям. Так часто делают практичные автовладельцы – они приобретают авиационный канат, и подобная самоделка служит им верой и правдой всю жизнь, причём они успевают за эту жизнь сменить несколько десятков автомобилей.



Как правильно подобрать?

Подбирать конкретное изделие следует с запасом. Отдайте предпочтение самоделкам из авиационного каната, промышленным российским тросам типа «Богатырь». В крайнем случае, воспользуйтесь китайскими разработками от компании Stels. Это позволит вам заиметь изделие с двойным-тройным запасом по прочности, а не стать заложником пугающих ситуаций, когда в процессе утери вашим «железным конём» способности передвигаться вы столкнётесь вдобавок с разрывом троса или ремня, поломкой крюка или скобы.

Длина

Короткие тросы – порядка 4 м – не годятся. Лучше переплатить и приобрести 6-метровый трос. Но увлекаться, соединяя 2-3 изделия в длину, тоже не стоит – растяжение окажется наибольшим, и вы можете попросту не выбраться из вязкого, скользкого места. Слишком короткий трос чреват попаданием в ДТП – вы не успеете затормозить, и въедете в заднюю часть машины водителя, который добровольно вызвался вам помочь. Это будет почти самой худшей из неблагодарностей ему за содействие на дороге – разбить ему машину.

Материал

Помимо стали, лучшим материалом является авиационный капрон. Он допускает усилие на разрыв чуть ли не до 10 т, но и стоит такое изделие дороже остальных. Худшим вариантом является синтетическая ткань – знаменитые колготки из нейлона, прославившиеся благодаря одному интересному рекламному ролику из 1990-х, вытягивающие заглохшую машину, являются отсылкой к непригодности большинства тканевых волокон для подобной работёнки. Дело в том, что ткань намокает, а замёрзнув на морозе, она может растрескаться и лопнуть. В описанном примере нейлона явно недостаточно – его понадобилось бы в 10 раз больше по весу и объёму. Альтернативой авиационному тросу является полипропилен – он является самым эластичным, но значительно уступает капрону.



Не экономьте на тросе – хорошее изделие проработает даже при ежедневной нагрузке на протяжении ряда лет, прежде чем его волокна разрушатся окончательно.

Вариант крепления

Учтите конструкцию для сцепления на вашем автомобиле. Если это вваренная скоба в виде, скажем, ручки, напоминающей дверную, то лучшим вариантом считается похожая скоба открывающегося типа – карабин. В XX веке использовался обычный крюк, который накидывался на похожую петлеобразную конструкцию, закреплённую под бампером. Недостаток простого крюка – внезапное выпадение из удерживающей его конструкции, особенно когда трос не сворачивается, подобно рулетке, при малейшем уменьшении расстояния между буксируемым автомобилем.


Крюк, скоба или карабин должны быть стальными. Недопустимо использовать алюминиевые подделки – такой элемент просто сломается при нагрузке от сотен килограммов.

Использование

Если вы попали в автомобильное ДТП, причём неважно, столкнулась ли ваша машина с другой, или она просто заглохла по причине закончившегося бензина в бензобаке, внезапного повреждением поршней и клапанов в двигателе, благодаря которым тот выдаёт тягу (крутящий момент), а также, к примеру, при заклинивании карданного вала, что в результате пришлось освобождать вручную, чтобы сдвинуть авто с места. Помощи буксировщика вам понадобится во всех этих случаях. Сделайте следующее.

Остановите попутку, попросите водителя помочь.

Накиньте один крюк на скобу на своей машине, второй – на машине-буксировщике. Если крюка нет, то можно привязать сам ремень, к примеру, «беседочным» или одним из морских узлов. При этом конструкция, на которую накидывается трос, должна быть открытого типа.

Переведите АКП (если у вас машина с коробкой-автоматом) в нейтральное положение.

Правила езды в аварийном состоянии на буксире следующие: не превышайте скорость во дворе и на просёлках отметку в 20 км/ч, на дорогах же запрещено разгоняться более 40 км/ч.

Чтобы встречные и попутные водители заметили вовремя, что у вас неисправность, и вас тянут, включите штатные «поворотники» с обеих сторон в режиме аварийной мигалки.

Цеплять на трос, обладающий внешними признаками повреждения (например, распускание нитей/бечёвок, из которых он свит), строжайше запрещено: обрыв может привести к потере контроля со стороны водителя ведомого авто, что само по себе потенциально опасно.



Нельзя ездить на буксире на дальние расстояния, если у вас АКП.

Дело в том, что маслонасос, охлаждающий шестерни КП, не прокачивает трансмиссионное масло, так как не работает двигатель машины. Если автомобиль с АКП заглох далеко от дома, рекомендуется вызвать эвакуатор, а не отбуксировывать. В противном случае предстоит буксировать такое авто по нескольку километров, отдыхая в дороге каждый час – АКП должна остыть, в противном случае её износ резко ускорится. Для МКП («механика», не «автомат») это ограничение легко обходится – убедитесь, что карданный вал не заблокирован и рулевое управление, а также тормоза исправно работают.


Большинство водителей подтвердят, что буксировке в автошколе их не учили. Так же они согласятся, что навыки буксировки никогда не будут лишними. В дороге все может случиться, и водитель вполне может оказаться в ситуации, когда они пригодятся.

1. Длина гибкой сцепки должна находиться в пределах от 4 до 6 м. Дело в том, что если сцепка короче, неопытный водитель при резком торможении буксировщика может просто не успеть среагировать. Если же длина сцепки больше, — неизбежно возникнут трудности при прохождении крутых поворотов.

2. Правила требуют, чтобы на буксирующем автомобиле независимо от времени суток был включен ближний свет, а на буксируемом — аварийная сигнализация. Если же последняя не работает (скажем — сел аккумулятор), нужно сзади автомобиля закрепить на видном месте знак аварийной остановки, это в общих интересах.

3. У буксируемой на гибкой сцепке машины должны быть исправны тормоза, а скорость движения не должна превышать 50 км/ час. В гололед буксировка запрещена.

4. Нужно только зацепить карабин на левой проушине буксировщика, и на правой буксируемого автомобиля — и можно начинать движение. Можно, конечно, цеплять и по-иному, это никак не регламентируется, но при том варианте, который мы рекомендуем, водителю заднего автомобиля будет гораздо удобнее просматривать встречную полосу движения, и при этом трос будет располагаться почти параллельно оси автомобиля.

5. Перед буксировкой нелишне будет проверить уровень охлаждающей жидкости, натяжение ремня вентилятора на "буксировщике". Если дело происходит зимой — надо снять утеплительный чехол с радиатора, открыть жалюзи (если они есть) — словом, подготовиться к более трудным, более напряженным для двигателя условиям движения.

6. На буксируемом автомобиле тоже надо кое-что проделать. К примеру, отсоединить от катушки зажигания провод низкого напряжения. Дело в том; что водителю буксируемой машины может понадобиться и частое включение стеклоочистителя с смывателем, и подача звукового сигнала, и торможение… На все это требуется энергия батареи. А ее надо беречь. Не говоря уж о том, что постоянно находящаяся под напряжением катушка зажигания может просто перегреться и выйти из строя.

7. Перед тем, как разойтись по кабинам, договоритесь с коллегой о маршруте, скорости движения, условных сигналах и прочем, что необходимо отрегулировать, пока движение не началось.

8. Один из самых сложных моментов в процессе буксировки — трогание. Пассивная позиция водителя буксируемого автомобиля не требует каких-то особых умений: достаточно убедиться, что передачи выключены и стояночный тормоз не затянут — а потом только ожидать первого рывка. Водителю тягача труднее. Начав медленно двигаться на первой передаче, он должен следить за тем, как выбирается слабина троса и в тот момент, когда трос натянется, чуть выжать сцепление, чтобы погасить рывок, Но тут же, не давая тросу провиснуть, нужно плавно отпустить сцепление и добавить газ.

9. Второй сложный момент — переключение передач (на тягаче, конечно же). Старайтесь делать это как можно быстрее, чтобы не было большой разницы в скорости до и после переключения. Если не следовать этому простому правилу, любой трос можно оборвать в два счета. Иногда — вместе с некоторыми деталями автомобиля. И еще один совет. Поскольку теперь вы стали как бы намного тяжелее, разгон на каждой передаче нужно делать побольше, чтобы компенсировать потерю инерции в момент переключения.

10. Если вы — водитель тягача, то ни на минуту не забывайте о том, что у вас на прицепе автомобиль, водитель которого видит дорогу гораздо хуже вас и имеет меньше возможностей для маневра. Поэтому старайтесь двигаться равномерно, по возможности избегая остановок и торможений. А уж если видите, что придется снижать скорость, — помигайте стоп-сигналами, чтобы водитель буксируемой машины начал тормозить первым. В этом случае вам, возможно, вообще не придется прибегать к помощи тормозов, да и трос останется все время натянутым.

11. При перестроениях и поворотах также соблюдайте максимум осторожности, не забывайте, что вы теперь напоминаете лимузин (по суммарной длине, естественно) и вам нужен совсем другой, гораздо больший радиус поворота.

12. Если дело происходит на загородной дороге, почаще останавливайтесь, чтобы проверить сцепку, протереть фары и фонари да и просто передохнуть.

Правильно завязанный буксировочный трос — это залог безопасной буксировки вашего «железного коня». Если трос буксировичный без крюков, нужно уметь вязать правильные узлы:

1. Буксировочный узел —

2. Беседочный узел — а)


На правах начинающего джипера, совершившего морское путешествие под парусом, рекомендую своим друзьям и знакомым освоить и применять беседочный узел.


Беседочный узел называют королем морских узлов. Это один из самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Не каждый узел сравнится с ним в количестве положительных свойств:
— просто вяжется. Его можно завязать одной рукой за 3 секунды;
— не затягивается;
— не портит трос и практически не снижает его прочности,
— сам не развязывается, но его легко развязать, когда это нужно.

В джиперской практике он применим:
для связывания тросов (в том числе из разных материалов и разных толщин);
для создания петли на конце троса (на фаркоп, на шакл или за дерево);
для страховки.

Основное назначение в море — это обвязка человека под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт.

Вяжется беседочный узел совсем не так, как он виден. В этом есть некоторая мистика:

Читайте также: