Легенда о появлении бисера

Обновлено: 01.05.2024

Многие думают, что знаю, что такое бисер . Они считают, что это декоративные шарики с отверстиями. Для них бисеропление – это всего лишь один из видов рукоделия. И они глубоко заблуждаются! Бисер – это огромный мир, а бисероплетение – это страсть. Многие просто не понимают, как можно сидеть и нанизывать бусину за бусиной. А некоторые не представляют своей жизни без этого. Ведь бисер – это то, во что так легко влюбиться. И если это случилось, то любовь остается навсегда.

Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества. Оно развивалось в соответствии с веяниями моды, созданием самого бисера и прогрессом в обществе. Разработка новых технологий тут же отражалась на бисере: появлялись новые формы, цвета, материалы и т.д.

Бисер – это маленькие бусинки из стекла или других материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты, создают растения, сувениры, вышивку и прочее.

История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Искусство создания украшений появилось практически в то же время, как появились люди. И здесь не надо представлять, как люди, которые только что научились разводить костер, вскрывают пластиковые пакетики с маленькими ровными шариками. Тогда роль бисера на себя примерили раковины, зернышки, зубы добытых на охоте зверей, кости, которые умелые руки легко превращали в удивительные украшения. Также это были и мелкие камешки, кусочки известняка, отколотые от сталактитов в пещерах.

Бусины были актуальны еще во времена первых цивилизаций и использовались нашими предками в качестве украшений, а также для того, чтобы уберечь себя от злых духов. Считалось, что ношение костей животных либо защищало носящего от нападения этого животного, либо придавало человеку дух животного, делая его мужественным и сильным. Некоторые наши предки делали бусины из глины, ок рашивали их и обжигали. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. Бисер употреблялся при создании украшений, талисманов, служил разменной монетой и был символом богатства и власти. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками.

Самые древние бусы, возраст которых превышает 40 000 лет, были найдены американскими археологами при раскопках в Кении, и их считают одним из доказательств того, что именно в Африке зародилось человечество. По бусинкам, обнаруженным при раскопках древних поселений или захоронений, археологи датируют свои находки, прослеживают экономические связи народов и торговые пути, выявляют этнографические признаки культур, судят о нравах, вкусах и моде разных эпох.

Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно это было распространено среди коренных жителей Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшали всё: налобные повязки, ритуальные пояса, колыбельные для детей, табакерки. В Северной Америке встречаются бусины, сделанные из перьев и раковин. Бусины для своих украшений индейцы изготавливали из различных материалов – в ход шли кораллы, серебро, бирюза и т.д. Майя и ольмеки использовали нефрит. Также исследователями были найдены бусины из горного хрусталя и золота. В Древнем Египте в качестве материала использовали кристаллы.

Родиной бисера считается Древний Египет. История бисера началась почти шесть тысяч лет назад и в те времена в Древнем Египте его называли « бусра », что в переводе с арабского обозначает « фальшивый жемчуг ». По началу изготовление бисера выглядело довольно сложным: из стекломассы вытягивали нить и обвивали ею медный стержень. Далее стержень вынимали и вручную обрабатывали каждую бусинку. Надо ли говорить, что процесс был долгим и трудоёмким, да и стеклянные бусины выходили бесцветными и непрозрачными. Постепенно технологии изготовления совершенствовались, люди научились делать полупрозрачное, прозрачное и цветное стекло.

Настоящий бисер древние египтяне научились делать около 3000 лет тому назад. Стеклянные бусины украшали одежду древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали им платья. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Вначале бисер использовался в основном для вышивки или простого нанизывания, но впоследствии стали развиваться новые варианты его применения. После изобретения сетчатого низания стали изготавливать и самостоятельные изделия из бисера. Вскоре появились узоры и схемы, бисероплетение начало развиваться и набирать обороты. Египтяне сочетали бисер с драгоценными и полудрагоценными камнями, драгоценными металлами и пр. Бисер быстро оказался излюбленным материалом для изготовления украшений, какие стали продаваться и экспортироваться в разные страны.

Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя, где в Александрии научились получать стекло методом выдувания из металлической трубки. Постепенно бисероплетение - узоры и оригинальные изделия, стало охватывать весь мир. В Китае было изобретено счетное устройство, на котором бусины скользят по проволочкам, помещенным в деревянную рамку. Так были созданы счеты. Римляне торговали бисером по всей своей империи. Древние кельты и викинги тоже знали бисероплетение, имели схемы и узоры, изготавливали бусы и браслеты, а также украшали одежду. Бисер был известен в Античном мире. У некоторых народов он служил разменной монетой. После стеклоделием заинтересовались в Италии, Испании, Греции, Франции, Германии и, наконец, Венеции. Венеция после распада Римской империи приняла на своей территории многих греческих и византийских мастеров.

С начала XIII века именно Венеция становится столицей стекольного мастерства, - секреты венецианского стекла хранятся в большой тайне, а стеклоделы пользуются особым почётом среди дворянства.

Согласно легенде, торговцы, во время своего пути из Африки, остановились на ночевку и развели костер. Камней нигде не было и путешественникам пришлось выложить костер кусками соды. Огонь прогорел всю ночь. Наутро купцы нашли удивительное творение – прозрачное как слеза и необычайно твердое, словно этот удивительный материал был камнем.

С XIII в. стекольная промышленность Венеции интенсивно развивается. В 1291 г. с целью предохранения Венеции от пожаров издали указ о перенесении всех стекольных заводов из города на остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды, зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. В эпоху Возрождения венецианский остров Мурано (Италия) стал «столицей» бусин и бисера, а вместе с тем и торговли этими предметами. В Неаполе веками обрабатывались кораллы. На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.

С 1275 г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. В XV в. жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. В XV—XVII вв. наблюдается расцвет искусства венецианских стеклоделов.



Об этом необычном материале известно еще с древних времен. По легенде – это слезы красивых девушек, которых приковал злой дух Дэв к скале. В старину этот материал часто называли жемчужное стекло. На самом деле речь идет о бисере – стеклянные бусины размером 0,5-2 мм со сквозным отверстием. Мировые компании по производству бисера расположены в Чехии и Японии. В наше время его используют для создания украшений, предметов интерьера, деталей одежды и так далее. Это уникальные изделия, которые привлекают своей красотой и роскошью.

Стекло или жемчуг

Слезы молодых девушек превращались в бисер.


Бисер – это стеклянные бусины размером 0,5-2 мм с отверстием для нитки (лески, проволоки) внутри. Известно, что в Средней Азии издавна существовала легенда о бисере. Злой дух Дэв часто похищал молодых и красивых девушек. Он пытался уговорить их отдать ему душу и молодость, но те не шли на уступки. Тогда в порыве злости Дэв приковывал девушек к скале. Злой дух любовался их красотой, а девушки плакали от горя и безысходности. Падая с большой высоты, слезы красавиц застывали в причудливые маленькие стекляшки. Люди, находившие в этом месте «застывшие слезы пленниц», назвали их бисером.

Первый бисер был из стекла, причем его делали в Древнем Египте.

Известно, что при раскопках на Фивах в Египте был найден бисер. Возраст этой находки – около 4 тыс. лет. Это были стеклянные бусины, практически не похожие на тот бисер, который используют в наше время. Их размер достигал 4 см, напоминая капли. Интересно, что о бисере упоминается также в одном из текстов Евангелие. В тексте от Матфея его называли жемчугом. В Древней Руси мастерицы тоже называли бисер жемчугом. В Древнем Китае - «гончу», где чу – это жемчуг. История гласит, что слово «бисер» произошло от арабского «бусер (бусра)» и означает «фальшивый жемчуг».

По легенде, стекло случайно нашли финикийские торговцы. / Фото:photocentra.ru

Хотя бисер и называли жемчугом в старину, но таковым он не был. В основном его изготовляли из стекла. Существовала даже легенда о появлении стекла на Земле. Торговцы из древнего семитского города Финикии двигались из Африки. Они везли большой груз соды. Ближе к ночи торговцы решили сделать привал. Развели огонь, а котлы установили на кусках соды. Трапеза была закончена, а костер и дальше продолжал согревать их в холодную ночь. Каково же было их удивление, когда утром в углях они увидели несколько твердых слитков, но прозрачных, как чистая вода. Так было случайно найдено стекло. Согласно историческим фактам, именно египтян считали непревзойденными мастерами по стеклу и изделий из него.

Венецианские секреты бисера и методика изготовления стекла

При производстве бисера сначала делали полые трубочки.

Стекольное производство активно развивалось в древние времена. Однако после падения Рима и Константинополя центр был перенесен в Венецию. Красивые и качественные изделия здесь начали изготовлять с XIII века. Венеция заманивала жителей к себе на работу, предложив выгодные условия. Чтобы сохранить все это на должном уровне, здесь были приняты законы, благодаря которым любой, кто вывез технологии производства стекла и бисера, считался преступником и мог подвергнуться серьезному наказанию.

Качество бисера напрямую зависело от метода изготовления и качества стекла. Он мог быть как прозрачным, так и цветным. В старину бисер изготавливали несколькими методами. Смешивали соду, песок, мел и известь и в тиглях варили стекло. Поскольку температура плавки была средней, то масса оставалась вязкой и напоминала тесто. Дальше в ход шел металлический прутик, благодаря которому можно было вытянуть тонкую нить. Чем мягче и эластичней была масса, а также чем быстрее мастер вытягивал ее, тем тоньше и качественнее был бисер. Затем нить нужно было нанизать на тонкий стержень из меди и дать остыть. Финальная стадия – это шлифовка бусин.

Венецианский бисер славился своим высоким качеством.

Существовал еще один способ изготовления бисера через металлическую трубочку, выдувая из небольшого количества расплавленного стекла. Получали пустотелую трубочку, которую разрезали ножницами и отшлифовывали в крутящемся барабане. Потом сильно нагревали, добиваясь округления бисера. Затем полученные бусины промывали и высушивали. Наверное, благодаря таким жестким мерам и деловой хватке Венеция была какое-то время единственным в мире импортером бисера и бус из стекла. Самым дорогим и популярным был бисер размером 0,5 мм с блестящим отливом. Его использовали мастерицы для отделки одежды богатых и высокопоставленных людей.

Бисерные узоры по-японски или по-чешски

Основная часть мастеров по изготовлению стекла находилась на острове Мурано в Венеции. Несмотря на такие жесткие законы, секретные технологии все равно исчезали вместе с пропавшими мастерами. Имея на руках такую ценную информацию, уже с XVI века в Англии, Франции, Испании и других странах строили стекольные заводы. Но до качественных венецианских стеклянных изделий им было далеко.

Известно и об Усть-Рудицкой фабрике (1752 год), которая была организована и построена под руководством Ломоносова. Там производили не только бисер, но также стеклярус и пронизки. В России бисер завоевал небывалую популярность, поэтому было престижным открывать стекольные заводы. Продукция фабрики была востребована, но после кончины Ломоносова ее вскоре закрыли.

Чешский и японский бисер – самый известный в мире.

В России бисероплетение называли низанием. Еще в Древней Руси девушки осваивали это мастерство. Такие изделия высоко ценились, при этом можно было даже неплохо заработать. Также бисероплетением активно занимались монашки. Они часто расшивали иконы с ликами святых. Известно, что поклонником бисера был русский граф Тарановский. У него были стулья и кресла, вышитые узорами из этого материала. В 20-х годах XX века на пике популярности были платья с бисерной бахромой. Больших высот достигла Богемия в Чехии. В наше время множество компаний занимаются производством стеклянных бусин. А вот полным монополистом бисера является чешский бренд Preciosa Ornela. Здесь представлен широкий ассортимент разнообразного бисера, но по вполне доступным ценам.

Изделия из бисера компаний Miyuki и Preciosa просто завораживают.

После 1949 года новым центром производства бисера стала Япония. Лидерами по бисеру оказались две японские компании Miyuki и TOHO. Ассортимент предлагаемой продукции был очень велик. Здесь не только можно было найти разнообразие цветовых оттенков, размеров, но и весь бисер был высокого качества. Японский бисер до сих пор считается высококачественным, имея хорошую устойчивость к факторам внешней среды и ровную поверхность. Хотя японский бисер имеет один существенный недостаток – это высокая цена, которая вполне оправдана высоким качеством.

Эксклюзивные работы из бисера мастеров современности


В наше время бисер используют не только для изготовления украшений, но и в интерьере. Он украшает одежду, диктуя модные тенденции миру. Работать с бисером непросто, поскольку нужно иметь художественные навыки и терпение. Как правило, такие изделия дорого стоят. Ведь это ручная работа, которая сейчас стала оцениваться очень высоко.

Изделия из бисера выглядят роскошно и стоят дорого, ведь это ручная работа.


Изделия из бисера обладают уникальностью, вызывают неподдельное восхищение. Их практически невозможно повторить. Мастеров, работающих в этой технике, немало. Каждый создает нечто уникальное, подключая свое видение красоты, вкуса и вдохновения. Среди известных мастеров можно отметить Heidi Kummli, Robin Atkins, Гузель Бакееву, Аллу Масленникову, Надежду Ломакину и многих других. Также интересно будет почитать, что известно об итальянце, который создаёт шедевральные мозаики, соединяя классику с цифровыми технологиями.

История бисера

В Древнем Египте стеклянными бусинами украшали колье Клеопатры, в Средние века декорировали амулеты и ритуальные костюмы, а во времена Российской империи ими вышивали панно для царских покоев. В 1939 году Balenciaga стал одним из первых модных домов, который представил платья с бусинами от-кутюр. В этом сезоне стеклярус вводят в свои коллекции Emporio Armani, Valentino и Gucci. Мы решили разобраться, какой путь прошел бисер с короны фараона в наш гардероб.

История происхождения

Первые древние украшения из бисера появились более 4000 лет назад в Фивах. По старой легенде, египетские моряки обложили содой костер, а утром нашли на углях гладкий, твердый и прозрачный камень. Так пришли к идее производить стекло, а позже придумали и бисер. Им декорировали обувь, одежду, ритуальные пояса, головные уборы и элементы интерьера, украшали одеяния умерших, преподносили богам в качестве даров, а фараоны носили бисер на одежде и в оправе из золота.


Дорогое украшение

Бисер изготавливали вручную, он стоил дорого, и его могли позволить себе только состоятельные люди. Изделия из стеклянных бусин стали быстро распространяться по свету, потому что они давали возможность меновой торговли по средиземноморскому побережью. Количество бисера на одежде стало показателем статуса.


Венецианская тайна

Искусством стеклоделия заинтересовались мастера Рима, Византии, Александрии и Греции, тем самым расширялась территория изготовления бисера. В Средние века центром производства стеклянных бусин стала Венеция. Власть запретила ремесленникам разглашать тонкости рукоделия и делиться с приезжими мастерами технологией создания бисера. На многие века город стал единственным его производителем. Венеция украшала им весь мир — дамские сумки, чехлы для портсигаров, шкатулки, подушки, одежду и посуду. На Востоке и Западе его обменивали на золото, пряности и шелка, в Африке за нить бусин покупали раба, а в Центральной Европе устраивали бисерные ярмарки. Со временем у Венеции появились конкуренты со своей технологией изготовления стекла: в XVIII веке — чешская Богемия, а в ХIХ — Франция.


Русские рукодельницы

В XVIII веке в Москве открылась фабрика по производству бисера. Женщины всех сословий пробовали свои силы в рукоделии. Вышивки из стеклянных бусин украшали рясы священнослужителей, национальные костюмы, наряды невест, головные уборы, мебель, иконы и настенные панно.


Дорога в массы

В начале XIX века изобрели станок, который вытягивал стеклянную массу в тонкие нити. Бисер значительно упал в цене и стал общедоступным. Технический прогресс, появление машин и механизация ручного труда привели к его массовому производству. Сейчас бисер изготавливают из таких материалов, как пластик, стекло, кость, дерево, металл, ракушки, кораллы, янтарь и драгоценные камни.


Эра Голливуда

Западные дизайнеры 1920-х годов впервые стали использовать для нарядов дорогие ткани, украшенные ручной вышивкой из тесьмы, жгута, кружева и бисера. Именно тогда были созданы знаменитые платья Золотой эпохи Голливуда, расшитые стеклярусом, бисером и пайетками. Они стали символом процветания, свободы и американской мечты. Вторая мировая война остановила работу заводов по производству бисера, но искусство бисероплетения не было забыто. Стеклянные бусины не потеряли своей популярности, и после войны ими снова стали украшать одежду, обувь и аксессуары.


Модный тренд

В 1958 дизайнер Пино Грассо основал мастерскую ручной вышивки тканей, которая стала известной в Италии и по всему миру. С пятидесятых и по сей день он работает с такими модными домами, как Chanel, Balenciaga, Dior, Givenchy, Schiaparelli, Y.S.L. и Scherrer. Коллекции сезона весна / лето — 2020 также усыпаны бисером. Valentino выбирает мини с воздушными оборками и платья в пол, вышитые бисером и пайетками. Emporio Armani предлагает вариации костюмов в холодных пастельных оттенках, а для вечернего варианта использует пайетки и бисер, щедро посыпая ими платья макси из прозрачного тюля. Алена Ахмадуллина отдает предпочтение моделям ярких оттенков, декорированным бахромой, бисером и жемчугом.


Еще больше украшений с бисером ищите на MEGA Online

Фото: H&M, Bershka, Zara, Stradivarius, Mango. Фото на обложке: Zara

Цены действительны на момент публикации. Актуальные цены уточняйте в магазинах указанных брендов.

12 интересных фактов о бисере

Если спросить прохожих на улице, с чем у них ассоциируется бисер, то большинство людей ответит – с фенечками и хиппи (конечно, если вы не будете обращаться к молодежи). Действительно, бисерные украшения стали модным трендом в 60-х годах прошлого века, а их распространению способствовали как раз беззаботные «дети цветов». Но знаете ли вы, что корни этого искусства уходят гораздо глубже? Сегодня мы поговорим об интересных фактах из истории бисера и приведем самые любопытные примеры бисерного творчества.

Стремление к «украшательству» проявилось еще у древних людей. Бриллиантов не было, поэтому пещерным мужчинам приходилось искать другие пути к сердцам прекрасных дам и использовать подручные средства. Много тысячелетий назад женщины носили бижутерию из небольших кусочков камней и ракушек, а также обработанных костей и зубов диких животных. Эти незатейливые предметы и стали прообразом современных бисерных ожерелий и браслетов.

Многие знаковые для человечества инновации увидели свет благодаря его величеству случаю. Появление стекла, из которого производят бисер, не стало исключением. Согласно старинному сказанию, финикийские купцы перевозили по Средиземному морю большую партию природной соды, добытой на берегах Африки. Однажды они высадились на песчаном берегу и принялись готовить скромный ужин. Поскольку камней под рукой не нашлось, мужчины обложили импровизированный очаг валунами из транспортируемых запасов. Утром под золой прогоревшего костра обнаружился чудесный слиток – твердый как скала, прозрачный как вода и блестящий как драгоценный минерал. Легенда дошла до наших времен благодаря античному историку Плинию Старшему, жившему в первом веке нашей эры.

Раритет, найденный египтологом Флиндерсом Питри вблизи Фив, хранится в Берлинском музее. Это небольшая зеленоватая бусина, диаметр которой составляет около 9 мм. Предполагается, что она была изготовлена в Египте. В те времена на территории Фив процветало искусство «вытягивания» бисера: в кипящую стеклянную массу опускали металлический прутик и вытягивали тонкую ниточку. Ее наматывали на медный стержень и остужали. Получившиеся колечки доводили до совершенства вручную. Как вы видите, процедура была довольно трудоемкой, потому и бисерные украшения были доступны только представителям знати.

Римляне не просто переняли египетскую технологию бисероварения – они придумали, как выдувать стеклянные трубочки. Инструментом служила специальная трубка-понтия, с помощью которой опытные мастера получали стеклярус любой длины и диаметра. Современный «палочковый» бисер, произведенный в заводских условиях, сильно отличается от своего прототипа – не только идеальными формами, но и обилием цветов и размеров.

5. Царица Клеопатра охотно носила бисерные украшения

Как и многие современные женщины, роковая красотка охотно принимала роскошные и элегантные подарки. Особой страстью Клеопатра пылала к бисерному украшению, преподнесённому ей Цезарем в знак огромной любви и преклонения. Изготовленное по специальному заказу ожерелье получило название «Осирис и Изида». В каждом элементе бижутерии был заложен глубокий смысл: сочетание круга (символ вечности) и креста (символ жизни) отражало вечный союз земных и небесных сил, вечное притяжение мужчины и женщины. Изображение луны отождествлялось с Тотом – ночным наместником бога солнца Ра, а скарабей считался проявлением созидательной силы и возрождения в загробной жизни.

Традиционно рукоделие считается женским занятием, что, впрочем, не мешает многим мужчинам увлекаться бисероплетением. Конечно, Кутузов не сидел над шкатулкой с бусинками в перерывах между сражениями, но бисерные украшения очень даже уважал. Вы можете лично убедиться в пристрастиях великого полководца, посетив петербургский Эрмитаж. В одном из залов хранится курительная трубка, покрытая бисерным орнаментом – переплетением виноградных листьев. Гравированное серебро и перламутр вполне гармонично сочетаются со стеклянным декором.

Михайло Васильевич тяготел не только к точным наукам, но и к прекрасному. Результатом стала фабрика по производству бисера, построенная в Усть-Рудице под Петербургом. Впрочем, с импортозамещением и в те годы было туго: за 11 лет работы выпустили несколько сотен пудов бисера и около сотни пудов стекляруса, тогда как из-за границы ввозились тысячи пудов подобной продукции. Несмотря на то, что Ломоносов усовершенствовал производственный цикл, разработал новую модель «бисерной печи» и добился высокого качества материала, фабрика не смогла выдержать конкуренции. После его смерти цех закрыли.

Стеклярусное шитье, украшающее стены Китайского дворца, долгое время считалось импортным продуктом. Виной тому послужила надпись на одном панно — «de Chene», которую интерпретировали как название французской мастерской. Позднее выяснилось, что де Шен – это фамилия французской актрисы, работавшей при дворе императрицы в 1750-х годах. После завершения творческой карьеры она посвятила себя рукоделию и создала мастерскую с лучшими вышивальщицами-золотошвеями.

Потенциальным сотрудникам фабрик по производству микросхем и ЖК-мониторов приходится непросто. Работодатели требуют не только предоставить подробное резюме, но и пройти тест на координацию движений и владение мелкой моторикой рук. Претенденты на должность должны собрать рассыпавшийся бисер бамбуковыми палочками для еды. Скорость и точность решают все!

В 2000 году в стране началась агрессивная правительственная кампания по пропаганде кремации, поводом для которой стал огромный дефицит места на кладбищах. Был даже принят закон о сроке «действия» могил: по истечении 60 лет их необходимо освобождать. Предприимчивые коммерсанты нашли выход из ситуации. Прах расплавляют в специальной печи, кристаллизуют и формируют из него бусинки различных цветов (особым спросом пользуются сине-зеленый, фиолетовый, розовый и черный). Стоимость услуги – около 900 долларов.

В качестве модели выступил Фольксваген Vochol 1990 года выпуска. На работу ушло более 9000 часов, двух миллионов бисеринок и 16 кг смолы. Примечательно, что при создании декора не использовались схемы и разметки. Мастера индийского племени Уичоль наносили специальную смолу на небольшие участки машины и наклеивали на нее бусинки боковой стороной. Автомобиль полностью покрыт орнаментом, а салон украшен бисерными вышивками.

Племя славится своей необычной внешностью и пристрастием к геометрическим узорам. Худоба считается признаком болезненности, поэтому представители Ндебеле наращивают вес искусственно и покрывают все тело широкими бисерными кольцами. Общая масса украшений может достигать 25 килограмм. Подобный декор очень ограничивает подвижность – мужчины и женщины племени медлительны и неторопливы.

Как видите, бисер может быть не только материалом для простых поделок, но и неиссякаемым источником вдохновения. Дерзайте, и, возможно, именно ваши шедевры продолжат этот список.

Каждый приходит к этому увлечению по-своему. Кто-то перенял его у своих предков, кто-то однажды увидел необыкновенную красоту и не смог больше забыть её. Цивилизация смогла накопить огромный опыт по части бисероплетения, и нам остается только воспользоваться им.

Как появилось бисерное рукоделие?

Впервые изделия из стеклянных бусин появились в древней Индии и Древнем Египте.

Наши предки – скифы и сарматы – ещё в шестом и пятом веках до нашей эры использовали бисер для украшения одежды и обуви.

У различных народов существовали различные традиции и разные правила ношения украшений из бисера, но для всех существовала общая форма, которая была неизменна – это были пояса, воротники, браслеты, бусы. Где-то они были украшением, а где-то – предметом культа.

С девятого века ношение украшений подобного рода становится повсеместным у женщин и детей, а начиная с пятнадцатого века – бисер стал украшать утварь церквей, предметы царского двора.

Его начинают чередовать с драгоценными камнями и жемчугом. В начале эти украшения были привилегией состоятельных людей и знати. Бисер завозили из Богемии и Венеции. Естественно, расцвет производства бисера связан с подъемом производства стекла. До революции бисер был очень востребован в России. После революции мастерские были везде ликвидированы, и плетение бисером стало возрождаться только с 50-х годов ХХ века.

Как изготавливают бисер?

Изготовление мелких странных бусинок кажется удивительным. Технология этого дела в упрощенном виде представляет изготовление методом выдувания стеклянных трубочек, диаметр которых и определяет диаметр бусинок бисера.

Трубочки режут в специальных станках, и полученные бисеринки обрабатываются шлифованием. Примерно так же изготавливается пластмассовый и металлический бисер.

Какой он бывает?

Кроме бисера округлого, имеющего различные цвета и размеры, большой популярностью пользуется рубка (короткие трубки по 1-3 мм) и стеклярус (3-20 мм).

Они могут иметь грани или быть круглыми. Их изготавливают просто прозрачными или различных оттенков, одного цвета или играющими цветами радуги. Большим спросом пользуется так называемый « парчовый бисер ».

Для получения эффекта «парчи» его изнутри красят серебристым или золотистым цветом, что создает ощущение свечения. Надо заметить, что бисер – очень долговечный материал, не подверженный выгоранию и не боящийся воздействия воды.

Техника работы

Самым простым является набор из бисера такого простейшего украшения, как бусы.

При этом не надо забывать, что известно огромное количество приемов, разработано множество схем, с помощью которых создаются целые узоры. Они могут быть самыми разнообразными: объемными и плоскими, сетчатыми и сложными, ажурными и сплошными, тем более, что бисер может прекрасно сочетаться с самими различными бусинами, камнями и стразами.

Один из наиболее ярких видов декора – это плетение. Именно этот вид включает в себя все известные приемы низания. Ведь оплести можно любой предмет – коробочку, вазочку, пасхальное яйцо.

Среди мастеров существует термин «бисерная скульптура». Она получается в результате нанизывания бисера на проволоку очень маленького диаметра. Это позволяет создавать предметы любой формы, ни в чем не ограничивая свою фантазию. Наиболее оригинальные предметы, созданные таким методом, – это макеты храмов, домов.

Что можно освоить самому?

Многие, уже достаточно взрослые мастера, начинают изучать технику бисероплетения, глядя на занятия детей на уроках технологии в школе или их работы в творческих кружках.

Для начала, даже если вы не можете делать ничего, постарайтесь, нанизывая бусинки на нити, задекорировать какую-нибудь твердую поверхность. Для этой цели можно взять небольшую коробочку, шкатулку, маленькую вазочку.

Обильно смажьте поверхность обычным клеем ПВА и приложите ранее нанизанные бусины по контуру орнамента или рисунка.

Возможно, просто засыпать в пустоты бисер. Клей высохнет, а наклеенные бусинки создадут рисунок. Вы будете приятно удивлены, тем, что без особых усилий вы сможете сделать красивое и оригинальное украшение для интерьера вашего дома.

Изделия из бисера не относятся к разряду дорогостоящих. Их себестоимость совсем невысока, но радость, которую они приносят своим владельцам, от этого меньше не становится.

Читайте также: