Олчей удазыны из бисера

Обновлено: 15.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

С.С.Чыртакпан, ГБПОУ с. Хову-Аксы

Тува – это уникальный уголок планеты, где причудливо сочетаются и высокогорье с альпийскими лугами, и могучая сибирская тайга, и южные песчаные пустыни, где бродят стада северных оленей, бесшумно крадутся, высматривая добычу, снежные барсы и горделиво вышагивают двугорбые верблюды. Это прародина таких древнейших народов, как скифы, гунны, тюрки, чьи курганы, каменные изваяния и стелы с надписями разбросаны по всей ее территории.

Современная Тува обладает огромным культурным и творческим потенциалом, позволяющим ей с уверенностью смотреть в будущее и вместе со всеми народами России строить сильное современное государство, достойное свободного и высококультурного народа.

Жизнь тувинцев с начала столетия претерпела множество значительных изменений, безвозвратно исчезал кочевой уклад жизни, из которого выросла культура народа и на котором держалась ее национальная самобытность. Национальные традиции с переходом кочевников к оседлому образу жизни уже были на грани забвения или, по меньшей мере, вырождения. Так что перспектива раствориться в массе нового и преимущественно несвойственного народу была вполне реальной для национальной культуры Тувы.

Основные особенности тувинского орнамента

Исследование ученых историков искусствоведов и записки путешественников подтверждают, что тувинский народ предпочитал орнаментальное искусство.

Истоки его в Туве связаны, как и других народов, с обрядовомогическим содержанием, с возникновением буддийской религии, хотя в нем присутствовали элементы творчестве эстетическое начало.

Любовь к орнаменту у тувинцев проявилось в том, что всем предметам быта, всему, что окружало человека в повседневной жизни, они стремились придать художественную выразительность с отличным эстетическим вкусом, вписать в нее красочный узор.

Орнамент – один из наиболее устойчивых элементов народного искусства. Орнамент развивается и обогащается в результате как внутренних процессов. Одна часть новаций вскоре отмирает, другая – органически входит в культуру участвует в ее дальнейшем генезисе.

Название узоров разнообразны: кривые линии с завитками (чалбырааш хевирлиг), многолепестковая розетка (чечектеп), вписанные в треугольники маленькие треугольники (чадыр), мотив в виде линии, имеющий на одном конце развилку, а на другой изгиб (илбек), косая сетка (хана карак), зубчатый узор (хирээ бистеп), роговидный мотив (кошкар мыйызы), свастика (касс), кожемялка (эдирээ), коврик (олбук) и др.

Некоторые элементы осмысляются явлениями окружающей природы. Так, кривые линии с завитками на конце называются «чалбыыштап», что означает «языки пламени». Многолепестковая розетка «чечектеп», означает «цветковая». Другие орнаменты осмысляются по их сходству с предметами окружающего быта, например, название узора «чадырлап», состоявшего из треугольников с вписанными в них меньшими треугольниками, разъясняется как «чумы», а другой орнаментальный мотив в форме линии, на одном конце которой – развилка, на другом изгиб, носит название «илбек», т.е. вилка для извлечения мяса из котла; косая сетка – «хана-карак» переводится как «глаз решетки юрты»; а некоторые формы меандра именуются как «маска хээ», означающее «молотковый», свастику называют «кас», т.е. гусь. Часть орнаментальных мотивов имеет «геометрические» названия. Например «дорбелчин» - прямоугольная спираль, «тогерик» - круглая спираль, «торума» - треугольник и т.д.

Первоначально почти каждый орнаментальный мотив, его окраска имели свой символический смысл. Со временем значение многих орнаментальных узоров было забыто, но они сохраняют свои названия, часть из которых восходит к глубокому прошлому. Например, роговидный мотив «кошкарлап» в переводе означает «бараний»; развитие этого мотива началось еще в эпоху ранних кочевников, когда роль мелкого рогатого скота особенно возросла. Вероятно, в прошлом этому узору придавалось особое магическое значение, ныне этот мотив, хотя и не имеющий особой символики, остается излюбленным в работах тувинских мастеров. Символом счастья считается изображение узла «удазын» - одного из самых распространенных орнаментальных мотивов в прикладном искусстве тувинцев.

Орнамент в тувинском национальном костюме

Тувинцы рождаются в седле. Вся их жизнь приспособлена к кочевому быту, подчинена целесообразности, вписана в природу – горы, степи, тайга, зимний хлад и летний зной. Конь – главный помощник, друг. Этим объясняются и особенности костюма – удобного для верховой езды, прочного. И, конечно, красивого! Иначе и быть не может в этом сказочном краю, дающем человеку ощущение самодостаточности.

В облике тувинцев запечатлелись черты разных предков, не только тюрков, но и монголов, китайцев, тибетцев, так и в одежде – традиции многих азиатских народов. С XVII века, когда в Туве утвердился буддизм, одежда стала отражать и символику этой религии. Простая по крою, с яркими чистыми цветами радуги после дождя, с богатой отделкой, одежда тувинцев сконцентрировала в себе целую историю развития народа, его представлений о мире и о себе. Каждый элемент здесь – говорящий, хотя современные урянхайцы не всегда помнят, что именно он означает. По костюму можно было «считать» информацию о социальном положении человека, о его возрасте, профессии, поле, характере. Есть различия между одеждой западных тувинцев – аратов-скотоводов и восточных – охотников и оленеводов.

В полный комплект верхнего тувинского костюма на протяжении веков входят: халат (тон), пояс (кур), головной убор (борт), безрукавная одежда (кандаазын, шегедек, хоректээш), короткополая куртка (хурме), брюки (чувур), сапоги (идик), носки (ук), наколенники (одешки), муфта (туткуй), варежки (чулдургууш), подвески поясные (дерги), и украшения (каасталга).

Национальный тувинский орнамент можно встретить в многообразии китайских шелковых тканей, виде геометрических, зооморфных и растительных орнаментов. Тувинский орнамент, имея, глубокие местные корни, испытал влияние многих культур.

В основном национальной одежде применяется следующие орнаменты: олчей удазыны, хана карак, саазын хээ, те мыйызы и т.д.

Тувинцы не применяли вышивку кроме вышивки воротника и плетения узла «Дошка» которая применяется как пуговица так и навершие тувинского головного убора. Обязательными орнаментами стоячих воротников являются, орнаменты «хана карак» - ромбовидный орнамент, «саазын хээ» - меандр. Ромбовидный узор «хана карак», которым простегивали стоячий воротник, считали оберегом нерушимости семейного очага. Орнамент «саазын хээ» был заимствован с этикетки китайского чая. Китайские купцы издавна завозили плиточный китайский чай с меандровым рисунком, а женщины перенесли этот узор на воротник и поэтому этот рисунок называют «саазын» т.е «бумажный».

Орнамент «олчей удазыны» в переводе «нить счастья», символизирует счастье, бесконечную череду жизненных процессов, линию жизни без начала и конца, бесконечную любовь ко всем живым существам.

В настоящее время мастера, которые занимаются пошивом национальной одежды, используют разные виды орнамента. Современный костюм сильно изменился, стал более красочным, и вместо поперечных разноцветных полос стали применять специальные готовые клеевые аппликации – орнаменты.

Буддийские знаки и символы

Символы вбирают в себя интеллектуальную информацию, волевые устремления, эмоциональный опыт человека, фиксируя все это в упрощенных оптимальных формах. Поэтому их можно воспринимать как зрительные, звуковые, осязательные или обонятельные знаки живых, движущихся процессов. Среди символов, использовавшихся в национальной одежде тувинцев, можно выделить систему символов цвета и систему буддийских знаков.

Во главе системы цветов в тувинской культуре стоит белый цвет, «мать-цвет» - самый священный и желанный символ чистоты, благородства, благополучия, богатства, добра, почета. Самое высокое положение занимает белая пища, скотина белой масти, юрта, человек с белой душой, белая одежда.

Антиподом белого цвета выступает черный цвет. В контексте тувинской символики он олицетворяет разные понятия и характеристики. С одной стороны – это зло, несчастье, сокрушающая сила, нищета, с другой стороны – несметные богатства, неисчислимое множество скота, чистота природных явлений, а также часть народа, отколовшегося от своего основного этнического состава (Кара-Донгаки – северные Донгаки). В одежде этот цвет использовали, чтобы призвать силу и богатство и выразить принадлежность хозяина одежды к северной стороне.

Остальные цвета в различных жанрах культуры не обладают обширным комплексом значений, как белый и черный цвета. Символизировали: красный цвет – радость, благополучие, синий – удачу, победу, золотой или желтый святость, божественность, высшую исключительность, серый – нищету, обездоленность.

Урянхайцы придавали большое значение не только цвету, но и буддийским символам, которых включали в качестве священных и могучих знаках в женские и мужские головные уборы, украшения и подвески.

Буддийские знаки имеют значение, а именно:

Нить счастья – бесконечная любовь и сострадание ко всем живым существам;

Сосуд – долгая жизнь;

Колесо Учения – Учение Будды Шакьямуни;

Золотые рыбы – гармония;

Ваджра – духовный метод;

Чинтамани – исполнение желаний;

Три драгоценности – Будда, Учение Будды, Сангха.

Буддийские символы имеют совершено конкретное, философское содержание. Поэтому их применение в костюме может свидетельствовать о причастности владельца к буддийской практике.

Современная Тува обладает огромным культурным и творческим потенциалом, позволяющим ей с уверенностью смотреть в будущее и вместе со всеми народами России строить сильное современное государство, достойное свободного и высококультурного народа.

Жизнь тувинцев с начала столетия претерпела множество значительных изменений, безвозвратно исчезал кочевой уклад жизни, из которого выросла культура народа и на котором держалась ее национальная самобытность. Национальные традиции с переходом кочевников к оседлому образу жизни уже были на грани забвения или, по меньшей мере, вырождения. Так что перспектива раствориться в массе нового и преимущественно несвойственного народу была вполне реальной для национальной культуры Тувы.

Тувинский орнамент, имея, глубокие местные корни, испытал влияние многих культур, как кочевых, так и оседлых.

Использованная литература

Вайнштейн С. И. «Мир кочевников Центра Азии», М., 1991 г., с. 165.

М. Сияньбиль, А. Сиянбиль. Традиционный тувинский костюм (История. Символика). – Кызыл. – Типография Госкомитета по печати и массовой информации РТ. – 2000. – 72 с. (стр. 51)

C:\Users\Сайзанак\Downloads\stock-vector-a-chinese-endless-knot-vector-illustration-143228311.jpg

В технике пластилинографии, создания изображений из жгутиков.

С применением элементов технологии ТРИЗ.

Описание: Мастер класс для педагогов.

Назначение: украшение интерьера, квартиры, национальной одежды, посуды, медали, эмблемы, талисмана и т.д.

Ожидаемый результат: создание лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности;

применение участниками мастер-класса техники «пластилинография»

в работе с детьми;

повышение уровня профессиональной компетентности.

Цель мастер класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Задачи мастер- класса: -Освоение педагогами нетрадиционной техникой работы с пластилином;

обучение участников мастер- класса технике «пластилинография»;

развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, на прозрачной крышке и широкому применению их в детском саду.

- Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

- Контурная пластилинография – изображение объекта по контуру,

с использованием «жгутиков»

Оборудование :- прозрачная крышка от йогурта

- доска для лепки

-набор цветного пластилина

-емкость для горячей воды

-шаблон с рисунком;

-салфетки влажные, бумажные.

Пластилинография по методу Давыдова Г.Н

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов по горизонтальной поверхности. Занимаясь пластилинографией, дети получают знания, умения, навыки, так же происходит закрепление информации полученной в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, коммуникации, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. В ходе создания лепных картин у детей развивается мелкая моторика, координация движения рук, глазомер. Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность детей, делает её более увлекательной и интересной. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Тонкие жгутики можно создать, при раскатывании пластилина прямыми движениями рук. Но есть еще один способ изготовления жгутиков с помощью шприца и горячей воды. Раскатать кусок пластилина в виде "колбаски" и поместить ее в цилиндр шприца, вставить поршень на место. Теперь шприц с пластилином опустить (горизонтально) в емкость с горячей водой (чтобы пластилин стал мягким). Затем вынуть шприц из воды, надавить на поршень и пластилиновые жгутики готовы.

«Нить счастья» символизирует счастье, бесконечную череду жизненных процессов, линию жизни без начала и конца, бесконечную любовь ко всем живым существам.

Для этого нам потребуется: (показ слайда)

Этапы выполнения работы:

1.Кладем шаблон на лицевую сторону крышки рисунком вниз.

Закрепляем кусочками пластилина. Переворачиваем изнаночной стороной к себе. Аппликация выполняется на изнаночной стороне крышки.

2. Пластилин разрезаем на маленькие кусочки, помещаем в шприц,

и опускаем в емкость с горячей водой

3. Выдавливаем длинные жгутики

4.Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.

5. Выбираем цвет фона орнамента. Заполняем свободное пространство, размазывая тонкие пластины материала.

Края крышки также можно заполнить пластилином, раскатав его

в тонкий жгут и положив в углубление по кругу.

В технике пластилинографии можно создать: цветы, растения, насекомых, рыб, животных. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.

Рисование пластилином замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картину рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но кроме этого, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.

Кичээлдин эге кезээ: (оожум тыва аялга дынналып турар).

Башкы: - Экии, уруглар. Мени Ф.И.О. Мен «Ромашка» аттыг садикте силер ышкаш чаптанчыг чаштарны кижизидип, ажылдап чоруур мен. Бо хун силерде аалдап чедип келдим. Ол кээрде куруг келбейн, силерге онза-солун кичээлди белеткеп база эртирер дээш чедип келдим, уруглар. Ынчангаш, богун кичээлде шуптунарга экини база кичээлде мээн-биле кады эки ажылдаарынарны кузедим.

(Оожум тыва аялга дынналып турар. ). Уругларны проектор дужунга тургузуп алгаш тайылбыр чугааны чорудар.

- Тыва кижи шаандан бээр аптара, ширээ, эзер-чуген, тон, идик, кыс улустун каасталгаларын болгаш оске-даа дериг-херекселдерни кылырда, янзы-буру тыва угулзаларны, хээлерни ажыглап, оон-биле аянныг чараш кылдыр каастап алыр чорааннар. (Чуруктарны коргузер).

- Чараш угулзалар таварыштыр тыва кижинин чараш чаны, сагып чоруур ужурлары, культуразы, шажын-чудулгези, сагыыр чанчылдары, эртирер езулалдары, идик хепти аянныг кылдыр кедери, улуг кижилерни хундулээри, чаш кижини чассыдары, ак сеткилдиг болуру, ажыл-ишке хандыкшыыры, огбелернин торээн дылын ыяк билири болгаш торээн чурттунун ёзулуг хамаатызы болуру коступ - тыва огбелеривистин шаандан тура дамчыдып база сагып келген сагылга чуруму мында синникен..

- Моон алгаш коорге, тыва улустун угулзаларынын, каасталгаларынын кижизидикчи ужур-дузазы улуг болуп турары-дыр. Ынчангаш богун кичээлде чамдык тыва угулзаларнын ужур утказы-биле таныжып коор-дыр бис.

- Тыва угулзаларнын каас-коязында тыва кижинин чурттап чоруур чурттунун, унужунун, бойдузунун чаражы, чылдын дорт эргилдезинин оскерлиишкиннери, мал-маганнын им демдектери синникен.

Чижээ: (слайдыда угулзаларны коргузер), чалгынналчак азы шуурганналчак угулзалар суг-далай чалгыыннын шимчээшкиннерин оштап синирип коргускен.

Ынчангаш, богун силерге мен бо угулзаларнын чугле чангызы- биле таныштырар-дыр мен.

(Олчей удазынынын чуруу коступ кээр)

- Бо чараш угулзаны – олчей удазыны дээр.Тыва улустун тоогузунде олчей удазыны аас-кежиктин чаякчызы, чоннун сулде демдээ кылдыр хундулеп чораан. Олчей удазынынын дорт козенктери аал коданы, от чаякчызы. Кижинин хей адын база кут- сунезинин тудуп алган чоруур. Ынчангаш ону олчей удазыны дээр. Ырак чер баар кижилер ону эт-севинге каасталга кылдыр даарап алган азы чурааш, хойлап алган чоруур. Ону хойлап алырга уш катап адарга безин частырыптар дижир. Оон ынай олчей удазыны дээрге тонмес- батпас эт-хоренги, аас-кежик, ажы-толдун камгалакчызы демдек болуп турар.

- Олчей удазынын коорге, баскылажып алган аксы мунгаш бодуун козенектер кылдыр костур.. херек кырында ден-дески, шын хемчээлин ёзугаар шыйып алыры ындыг-ла белен эвес. Ону чуруурда, бугу талазы ден белеткеп алган шолунге эге точкандан эгелээш, 10 точканы дорт талазынга демдеглээш, квадраттар кылдыр тудуштур шыйыптар (чурукка топтуг коргузер).

Квадраттарга шиглеп, ден шыйыгларлыг олчей-удазынын хевирлеп алгаш, ортузунда артык шыйыгларын ап кааптар.

- Ынчангаш, чурууру силерге амдыызында нарын, берге болганнындан мен силерге белен олчей удазыннарын эккелдим, уруглар. Ынчалза-даа олар амдыызында он чок база каасталга чок болуп турар. Силер оларны саазын ачызы-биле каастап, хевир киирер силер. Ажыл чортурунун мурнунда шупту бээр туруп алгаш салааларывыска ээлгир, чараш болзун дээш, мага- бодувус эрес болзун дээш сула шимчээшкиннерден кыла кааптаалынарам че, уруглар.

(Арбай-хоорнун ырызынга сула шимчээшкиннер).

Биче-Мөөрей-бүүрек-баарак чизин, чээрген-чаарган чыгзын.

Адыжыӊар көргүзүӊер, Арбай-Хоорлап ойнаалыӊар.

( Арбай-Хоор!) 4 раза

Чеди чылын төрүвээн , черге хонар өшкүзүн

Улуг-Эргек догергеш , ужа-төжун салган.

( Арбай-Хоор!) 4 раза

Чуп-чуп чудурук, Чупу-чупу чудурук.

Ап адыш, бип-билек, кып-кыры, өп-өжүн, чап-чарын, кижиргенчиг колдуктар.

- Ам шупту олуттарынче олурупкаш мени кичээнгейлиг дыннаар силер.

Силернин мурнунарда кыдырык узун саазыннар-биле хырба бар. Олларны шак мынчаар шуптузун чангыстап бир талазын хырбалааш дуруптер бис. Оларнын дузазы-биле олчей-удазыннарывыстын дорт козенээн кызыл оннер-биле, адаа биле кырын сарыг оннуг дуруп алган саазыннарывыс-биле каастаар бис.

(Квиллинг методиказы-биле ажыл чоруп турар, оожум аялга дынналып турар).

- Эр-хейлер, уруглар. Кижи бурузу бодунун аас-кежиинин сулдези - олчей-удазынын чараш кылдыр кызып кылдынар. Ам олчей удазынынын дугайында тыва тоолду кысказы-биле сонуургап корээлинер.

- Шаанда улуг тайга иштинге ийи анчы аннап чораан чуве-дир. Анчыларнын аныяа тургаш:

- Ой. кырган-ачай, силер черле мерген адыгжы болгай сен. Мен ам-даа чедир аннап билбес-дир мен, чазыптар боор мен, ынчангаш сегиртип берейн,- дээрге кырган:

- Чаа,- деп чопшээрешкендир.

(хоглуг тыва аялгага анчылар самын коргуспушаан, аныяк анчы уне бээрге улуг анчы артында сиген ширбиил шимчеш дээрге адып-ла дужурген. Коргунчуг аялга дынналган соонда аныяк оол балыгладыпкан кирип кээр.)

- Хаа, оршээзинде, канчап бардын, оглум. Кончуг бак мени, халактыын кыраан назынымда боо тудуп, хинчектиин, - дээш оолда-ла баар.

Аныяк анчы кезек чыткаш хорээнден чес-холадан кылган олчей-удазыны уштуп эккээр:

- Ой, ой, оршээзинде, дыка мунгарава, кырган-ачай. Хорээмге шыгжап чорааным олчей-удазыны мени камгалап каан-дыр бо.

Улуг анчы топтап коргеш:

- Шынап-ла, кужур оглум. Олчей-удазынын хойлап алырга кезээде камгалап чоруур аас-кежиктин сулдези дээр, бо-ла сени камгалаан-дыр, оглум, оршээзинде, - дээш ийи анчы кылаштап унуптерлер. (Кожеге хагдыннар).

- тоол солун болду бе,уруглар.

- Оолдун амы-тынын алган уран-чараш угулза-хээвистин адын чуу дээр болду, уруглар?

- олчей-удазыны дорт козенээ чуну чугаалап турар болду?

- кижиге хамаарылгазы кандыг болду?

- тыва чон угулза хээлерге кандыг кижизидилге, ужур дузаны демдеглеп чораан-дыр.

- бистер богун чунун дузазы-биле олчей-удазынын каастдывыс?

- чунун дугайында тоол кордувус?

Эр-хейлер, уруглар. Мээн-биле богун кады солун ажылдаанынарга улуу-биле четтирдим. Байырлыг.

Мастер-класс Темазы : « Аас-кежиктин дону – дошканы баглаары » Воспитатель: Седен Чойганмаа Сенги-Доржуевна Кызыл-Хая - 2018 Министерство образования и науки Республика Тыва Управление образования администрации муниципального р айона « Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва» МБДОУ детский сад № 3 «Аленушка»

Актуалдыг талазы : Кандыг-даа нация чоннун тоогузунде чараш чанчылдарын , ужурларын , сузуун , ховар дээн ус- шевер дарганнар , даараныкчылар бодунун кылып билир чуулун салгалынга артырып каар чораан . Амгы уеде тыва чоннун ада- огбелеринин салгалдан салгалче дамчыдып чораан чанчылдарынын чидип бар чыдары , база ус- шевер дарганнарнын , шевер дээн даараныкчыларнын ховартап турары чидиг айтырыг бооп турар . Ылангыя тыва хээлерни билир-даа болза ол хээлернин онзагайын , утка шынарлыын билбес кижилер хой . Ынчангаш бо айтырыгга даянып алгаш « Аас-кежиктин дону – дошканы баглаары » деп темадан дошканын ужур , утказын билдингир , ооредиглиг , ажыктыг кылдыр дамчыдар .

Сорулгазы : дошка аас-кежиктиң , кежик-чолдуң доңу деп чүүлдү билиндирери .

Чугулазы : ӨӨредиглиг : - Дошканы канчаар баглап кылырын ѳѳредип кѳргүзер , тайылбыр ажылын чорудуп , уругларның билиин быжыглаар . Кижизидилгелиг : - Тыва чоннуң чаагай чанчылынга даянып алгаш , уругларны чараш мѳзү-бүдүшке кижизидип ѳѳредири . Сайзыралдыг : - Уругларның билиин ДЕЛГЕМЧИТПИШААн , салаалар бажын дамчыштыр биче МОТОРИКАЗЫН САЙЗЫРАДЫРЫ.

Аргалары : Кѳргүзүг ; дилеп-тывар ; т айылбырлаар ; бадыткаар .

Ажыглаан технологиялар Кадыкшыл ; информастыг .

Ажыглаар херексели Пѳстүң узуну 36-40см, чиңгези 2 см Схема чуруктарын ажыглаар

- Доң -баг, - Доңнаары - баглаары . Словарлыг ажыл :

- Организастыг кезээ . - Чаа теманың тайылбыры . - Практиктиг кезээ . - Түңнели . Чорудуу :

Аас-кежик деп чул ? Башкынын туннел созу : - Кижинин долу оорушку долган сагыш-сеткилинин бедик кодурлуушкуну , эн эки чуулу болур . Ол дээрге чедиишкин-дир .

Борбактай даарап каан пѳстен доңнап баглаан борбак хевирлиг хээ болгаш доң , « Кыдыы чок аас-кежик , тончу чок буян- кежик ». Дошка тыва чоннуң хээзи ѳлчей удазыны -биле тѳрелдешкек . А доң деп чүге адап турар бис, дошканы доңнап тургаш , баглаар . Дошканы тыва бѳрттер бажында каасталга хевиринде ажыглап чоруур . Шаанда тыва чон тыва тоннарынга дошка ѳѳктер даарап чорааннар . Дошка ѳѳктер тоннарга чараш , эптиг , аянныг кѳстүр . Амгы үеде бистиң чонувус , шеверлеривис чеңи-чоктарга , янзы-бүрү хѳйлеңнерге , платьелерге ажыглап чоруур . Дошка деп чүл ?

Сула шимчээшкин Холдарывыс эде туткаш Салааларны сайзырадыыл . Аай-дедир эде -хере Аргый аарак тудаалыңар . Ѳргүн тыва чонувустуң , Ѳлчейлиг-ле удазынын Дошканы бис домнай аарак Долгап оргаш үндүрээли .

ДОШКАНЫ КЫЛЫРЫ Дошканы баштай баглаарда , ийи холдуң баштайгы үш-үш салаалары -биле тос ангы шимчээшкинни кылыр . Оон улаштыр ол -ла дошка сомазын кончуг кичээнгейлиг дескилей аарак аяар дыңзыдыптарга , борбак дошка боду чаяаттына бээр .

Шулук « Олчей удазыны » (БОТ ЧОГААДЫЛГА) Тыва чоннун сулдези боор Аас-кежик демдээ болган Тоогуден каасталгавыс Тонга хепке сиилбип даараар Тоолзуг чараш хээвис болур Олчейивис удазыны

- Тываларның эң хүндүлүг , чугула эдилелинин бирээзи - « тос-карак » Дошканын онзагай талазы : достактарынын саны тос болуру . 9 деп сан-биле тываларнын дараазында « тостары » ( эдилелдери , сагып чораан ужурлары , чанчылдары ) холбашкан :

Тос эртине : Доржу – алмаз, Базыр – платина, Бадмаарылга – рубин, Шуру – топаз, Маны – жемчуг, Суузун – гранат, Ногаан хаш – изумруд, Алдын , Мѳңгүн . Дортте . Тывалар бора аътты , сарыг сергени , калчан ак хойну , кара иртти , ак буганы , кузунгуну , буга ээренни , чаа тиккен огну , ивини азы тевени ыдыктаарын тос ыдык дээр чораан . Беште . Тос дагылга : Дээрни Тандыны Отту Суг бажын Хам ыяш Тел ыяш Оваа Буга бажы Кожээ дагылгазы кирип турар . Алдыда . Тос чузун малывыс . Хой , ошку , аът , сарлык, теве ……

Тос аржаан : Сүт , Артыш , Шаанак , Агы , Каңгы , Чойган , Шиви , Пѳш , Кодан-хаагы .

Т ос ыдык Тывалар бора аътты , сарыг сергени , калчан ак хойну , кара иртти , ак буганы , күзүнгүнү , буга ээренни , чаа тиккен ѳгнү , ивини азы тевени ыдыктаарын тос ыдык дээр чораан .

Тос дагылга : Дээрни Таңдыны Отту Суг бажын Хам ыяш Тел ыяш Оваа Буга бажы Кѳжээ дагылгазы кирип турар .

Тос ак 9 ак теве Аът Хой Ѳшку Шары Тос ас, азы дииң кежи Тос лаң ( бир лан 37,3 граммга дең ) мөңгүн

Дошка баглаар , өлчей-удазынны чуруп , сиилбип билирлерни хоочун тывалар эртемниг , ус-уран кижилер деп бедик үнелээр чаңчылдыг

Туннел Тос – ол хүндүлүг болгаш ыдыктыг сан. 9 деп сан бистин кылып ооренип алганывыс аас-кежиктин дошказында деп билип аалынар .

Автор: Ооржак Валентина Дорайевна

Организация: МБОУ СОШ №3

Населенный пункт: Республики Тыва, г. Ак-Довурак

Цель: воспитывать трудолюбие и уважение к традициям тувинского народа; дать понятие о загадочном узле – дошка; научить завязывать узел дошка,

Задачи:

-Привить интерес к традициям тувинского народа, пробудить чувство патриотизма, гордость за народных мастеров-умельцев.

Оборудование: ПК, медиапроетор ПК, шнуры для плетения длиной не менее 60-70 см., на количество учащихся, ножница, схема плетения узлов (распечатка).

Наглядно-демонстрационный материал: презентация (приложение к мастер классу амулет счастья - «Дошка»)

Ход мастер-класса

Здравствуйте ребята! Сегодня вы познакомитесь с «узлом счастья», который является неотъемлемой частью тувинской культуры.

Посмотрите, пожалуйста, на этот предмет. Кто из вас знает, что это такое? Правильно!

На этом мастер-классе мы научимся завязывать узел счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым.

- Что такое счастье?

  • чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
  • Успех и удача.

Молодцы! А теперь ребята, прежде чем научится завязывать узел дошка, я расскажу об узле счастье, который переводится на тувинский язык «Дошка», называется «Олчей удазыны».

Это самый древний «вечный узел». Он известен в искусстве всех народов Европы и Азии. Орнаментом «узела счастья» был распространен у народов в Центральной Азии - это монголы, буряты, калмыки, тувинцы и хакасы. Монголы орнаментом «узела счастья» украшали стремена, замки и войлочные чулки. Забайкальские буряты украшали берестяные или деревянные табакерки, мужскую и женскую обувь и рукавицы, калмыки - мужские пояса и металлическую посуду, тувинцы - кожаные сумки на лошади (таалын).

Узлы научились плести в глубокой древности, они были найдены при раскопках египетских гробниц. Многие узлы не сохранились, потому что они плелись из растений травы, веревок.

У тувинцев, как у других центрально-азиатских народов, ранее были очень популярны различные изделия, выполненные методом плетения из кожи, металла, шнура, волос, шерсти. Это веревки, сбруи, пояса, пуговицы, навершия для шапки и другое. Основной и главный узел используется в украшении одежды, головных уборов, обуви, украшений при росписи юрты.

Из всех бытовавших узлов, плетений наиболее загадочным для современников является навершие к тувинским головным уборам дошка.

Что такое дошка? Это завязанный узел в виде узора из ткани (кожи, веревки) округлой формы который напоминает орнамент, узор.

с небольшим выступом на макушке и двумя концами шнура внизу .

Посмотрите на его изображение. Этот узел не имеет ни начала, ни конца и тем самым обозначает бесконечность счастья. Это узел считается оберегом как для дома, так и для самого человека.


Дошка не только узел -это еще символ счастья, так как дошка — узловой вариант тувинского узора «олчей удазыны»

Где еще мы используем дошка?

Дошка, плетенный из тонкого шнура, имеет маленький размер (примерно 1 см в диаметре) используется ив качестве пуговицы национальных одеждах: тон, безрукавках, платьях и т.д.
Особая отличительная черта дошка: этот узорчатый узел имеет 9 узловых бугорок, который означает священное число для тувинского народа – 9 (девять). С этим числом связан быт и верование тувинского народа.

Во-первых, «тос карак» (девятиглазка) обрядовая ложка. Самая уважаемая женская утварь тувинцев. С помощью этой священной утвари «тос карак» кропим утренний чай с молоком для благопожелания.

Во-вторых, «девять Аржанов» (источников). Целебный живительный эликсир, который делал сам народ. В состав 9 Аржанов – священной воды входят:

Артыш - Можжевельник Шаанак - Шикша Агы - Полынь каменная Чойган бурузу - Хвоя пихты Шиви бурузу - Хвоя ели Сут - Молоко Суг - Чистая вода Кангы – лишайник- памелия Кодан–хаак - Верба

Все это вместе называется Девять Аржанов. 9 аржанов тувинцы использовали испокон веков для лечения разных болезней. После похоронного обряда умывают присутствующих аржааном. Хозяйка юрты наливает девять Аржанов в деревянную посуду и утром окропляет в огонь, шепча слова молитвы. Потом хозяин юрты делает тоже самое на 9 сторон с молитвою к небу, к тайге, к горам, к рекам, к озерам.

В-третьих, наши предки молились «девяти небесам». Они думали, что все климатические изменения и благополучие погоды идут со стороны «девяти небес»: ясное небо, звездное небо, черное небо, облачное небо, небесный бог, небо чертей, белое небо.

Помилуйте, нас, мои Девять небес!

Помилуйте, нас, мой Долаан – бог!

Помилуйте, нас, земля моя!

Помилуйте, нас, Девять таежных хребтов!

В-четвертых, «девять сокровищ» – это золото, серебро, бисер, бусы, нефрит, сталь, медь, синий камень, раковина.

В-пятых, «девять пыток» - это цифра девять, которую тувинцы считали священной, отражена даже в самых жестоких, зверских, страшных преступлениях – безжалостных и бесчеловечных пытках.

  1. Битье по щекам арестованного.
  2. Пытка манзами (манза- орудие пытки)
  3. Сажание на гальку или острые камешки.
  4. Пытка саспылгой - орудием, представляющим собой палки с отверстиями.
  5. Битье кнутом.
  6. Сжимание тисками.
  7. Пытка острыми тростниками.
  8. Ссыпание конских волос в глаза.
  9. Сжигание сухого трута на спине задержанного.

В-шестых, «девять освящений» - это

-Освящение тайги Танды.

-Освящение дерева Тел.

-Освящение того места, где берет начало оросительный канал.

-Освящение каменных памятников – кожээ.

В-седьмых, «девять трудностей», который должен преодолеть мужчина.

  1. Парень закаляется в жгучих морозах.
  2. Девятилетний мальчик должен управлять лихой лошадью без седла на конских скачках.
  3. Девятилетний мальчик должен быть хозяином девятиметрового аркана и ловить им лошадей.
  4. Девятилетний мальчик должен преодолеть все девять опасностей, угрожали его жизни. Это значит, что мальчик должен узнавать лошадей по их следам, различать волчьи следы, отличать человеческих след от медвежьего, различать ручных оленей от диких, угадывать характер жеребёнка, узнавать какая будет погода по восходящему солнцу.
  5. Мужчина в течение всей своей жизни должен уметь преодолеть девять трудностей: горе по поводу смерти близкого, переживание по поводу разлуки с близким, переживание по поводу дальнего отъезда из родного места, не тосковать, не грустить на чужбине, опасность пожара, черную ложь и клевету, не оказаться в плену у подхалимов.
  6. Мужчина должен преодолеть девять рек.
  7. Мужчина в течение своей жизни должен перейти девять перевалов человеческой жизни.
  8. Мужчина должен быть осторожным, предохраняться от ударов молний Девяти небес.
  9. Мужчина в течение своей жизни должен получить дары Танды-Тайги.

В-восьмых, «девять верований»

  1. Брызгание утреннего чая с молоком, молока тос-караком (ложка-девятиглазник;
  2. при новолунии;
  3. верховью реки;
  4. к небу, когда идёт дождь с громом;
  5. когда собирались в дальнюю дорогу;
  6. природным стихиям;
  7. во время перекочевания;
  8. в сторону леса, тайги;
  9. в день первого числа по лунному календарю

Молясь Девяти таёжным хребтам, тувинцы просили милости. Девять таёжных хребтов:

2. Северные Саяны

4. Бай - Тайга Хайыракан

5. Кызыл - Тайга Хайыракан

6. Буура - Тайга Хайыракан

7. Танды-Уула Хайыракан

8. Одуген - Тайга Хайыракан

9.Ондум - Тайга Хайыракан – хребет академика Обручева

Девять трудностей связаны с возрастом мужчины, что означает: с детства нужно так приучить сыновей, чтобы они преодолели трудности охотника, земледельца, животновода

В-девятых, «девять видов домашних животных». Давайте перечислим их…

Кто назовет девятерых домашних животных? (овца, коза, корова, лошадь, як, верблюд, олень, собака, петух)

Так как тувинцы всю жизнь занимались скотоводством они освящали: сивого коня, рыжего козла, черного барана, белого барана, (калчан ак хой), белого быка, белого адана (верблюда), новую юрту.

Практическая часть

Раз мы узнали об узле «Дошка», то теперь мы научимся как завязать узел счастья в качестве амулета.

На столах подготовлены шнурочки длиною в 60-70 см. При плетении соблюдаем следующие пропорции:

верхний выступ по высоте должен быть равен половине высоты округлой части. Если выступ сделаем длиннее или короче, то нарушится гармония.

Я вам буду объяснять, как правильно завязывать узел, а вы внимательно слушайте и смотрите, как я буду завязывать узел. Если что-то будет, непонятно можете спросить, подняв руку.

Технология плетения узла «Дошка»

Чтобы изготовить идеальный образ «дошка», необходимо знать его пропорции, и разбить на три части «дошка».

  1. Переварачивать узел. Определить верхушечку – навершие «дошка» указательным пальцем и не терять его из виду.
  2. Аналогично, определить надо правую сторону навершия. Пропустить конец второго шнура вниз.
  3. Вытягивать умеренно навершие и два конца в противоположные стороны. Следить, чтобы бугорки были ровными.

Третье деление: Оплести длинным концом шнура вокруг другого один раз.


Вывод:В результате нашего мастер-класса мы пришли к выводу, что узел «дошка» в одежде является пожеланием носителю счастья, долгой благополучной жизни. В наши дни возрождается ношение национальной одежды. Особенно, молодежь, стали чаще носить ее, украшая узором «дошка». Назрела необходимость научиться самим, своими руками плести «узла счастья-дошка» и с гордостью носить свою одежду и дарить близким - счастье и благополучие в жизни!

Итог: Я хочу поблагодарить вас, за участие в мастер классе в завязывании загадочного узла «Дошка». Вы научились
плести элемент головного убора в национальной одежде тувинцев, ознакомились знаниями традиционной культуры тувинцев, сохранять смысл и значение элемента головного убора «дошка», навыки которого передавались из поколения в поколение вербально.

Как говорится в народной пословице «Хорошая работа - немеркнущая слава». То, что вы научились этому, я надеюсь - это очень похвально и в дальнейшем это знание вам пригодится и будет полезным не только для вас, но и для ваших близких и родных. Даже некоторые мастера не владеют техникой завязывания узла дошка. Вы можете подарить этот узел в качестве подарка.

Мы с вами поработали на славу. Мастер-класс закончен. До свидания!

Читайте также: