Овеянная славой увиденный неотъемлемый завяжешь

Обновлено: 20.04.2024

Задание 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

В задании проверяется спряжение и правописание личных окончаний глаголов, а также образование причастий и правописание суффиксов причастий.

1. Читаем предложенные слова и определяем, в какой части слова пропущена буква.

2. Если буква пропущена в окончании, определяем спряжение глагола.

завяж..шь – Iспряжение, Е

задерж..шься – IIспряжение, И

3. Если буква пропущена в суффиксе, определяем, зависит ли его правописание от спряжения глагола.

закруч..ный – не зависит от спряжения глагола. Пишем Е, потому что инфинитив оканчивается на ИТЬ.

увид..нный – не зависит от спряжения. Пишем Е, потому что инфинитив оканчивается на ЕТЬ.

встро..нный – не зависит от спряжения. Пишем Е, потому что инфинитив оканчивается на ИТЬ.

4. Вставляем буквы и выписываем слово, в котором пишется И.

Проверка. Обязательно разберите каждое слово из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку.

В ответ записываем выбранное слово заглавными буквами, вставив пропущенную букву.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий .

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Тесты с ответами»

Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

(травы) колыш..тся, противореч..щий

(кот) мурлыч..т, приемл..мый

жал..щие (пчёлы), рассе..нный (человек)

леч..щий (врач), (родители) тревож..тся

пыш..щий (жаром), курлыч..т (журавли)

обнаруж..шь (ошибку), леле..мая (мечта)

зала..вшая (собака), обстрел..нный (артиллерией)

повыш..нное (давление), обвеш..нный (покупками)

(ветка) не колыш..тся, неотъемл..мая (часть)

подар..нный, (еле) слыш..мый

(они) хохоч..т, стел..щий

отправ. вший, стро..вший

возвраща..мый, отмер..нный (срок)

кле..щий, (они) погон..тся

(он) раздел..т, произнос..шь

немысл..мый, (он) клевещ..т

бре..щийся, (они) постро..т

(занавеска) колыш..тся, езд..вший

пыш..щий (здоровьем), (они) вылож..т

щебеч..щий, (они) клокоч..т

кле..шь, будораж..вший (воображение)

колыш..щиеся (травы), (они) леч..т

взлеле..вший, вер..щий (на слово)

колебл..мый (ветром), успоко..шься

будораж..щий, удерж..нный (налог)

пряч..шься, отверж..нный (обществом)

клокоч..щий, курлыч..т (журавли)

опериру..мый, пропол..шь (грядки)

разве..вшийся (туман), дремл..щий

(она) расстел..т (скатерть), невид..мый (берег)

обгрыз..нное (яблоко), обрызг..нный (водой)

пен..щееся (море), отча..нный (поступок)

(они) стел..т (скатерть), ове..нный

мел..щий (кофе), (огородники) пол..т (грядки)

выздоров..вший (юноша), высп..шься

скач..щий (конь), (они) дыш..т

трепещ..м (от страха), колебл..мые (ветром)

понош..нное (платье), завис..мый

потер..нный (багаж), (флаги) ре..т

взлеле..вший, занима..щаяся (заря)

обвеш..нный (покупками), выдерж..вший (многое)

(ёж) кол..тся, ужал..вшая (пчела)

вызыва..щий, (дети) раду..тся

(он) скле..т (вазу), слыш..мая (музыка)

занавеш..нное (окно), (они) тащ..т (бревно)

леле..мая (мечта), почу..вший (опасность)

брызж..щий (искрами), щебеч..т (птицы)

выруч..нный (из беды), удерж..нный (налог)

(он) гон..тся (за нами), (актёр) наде..тся (на успех)

стел..щийся (по земле туман), (сугробы) раста..т

противореч..щий (логике), слыш..тся (звуки)

кле..щий (карандаш), зала..вшая (собака)

облага..мый, (он) мел..т (зерно)

(козы) щипл..т, дав..щая боль

жажд..щий успеха, воры стащ..т

(вы слишком) тороп..тесь, посе..шь (пшеницу)

скро..нный (костюм), контролиру..мая (ситуация)

выслуш..нный (ответ), маш..щий (руками)

мол..щийся (в церкви), рассе..вший (сомнения)

(они) высме..т (зло), ороша..щий (землю)

колебл..мый (волной), прав..вший (лошадьми)

провер..вший (ответы), (всадник) скач..т

обтека..мая (форма), (дворник) вымет..т (мусор)

служ..щий (делу), задерж..нный (преступник)

завещ..нный (дом), распор..шь (швы)

(врач) вылеч..т, направ..шься

(ласточки) щебеч..т, колыш..щиеся (занавески)

наве..нный (сон), раду..щийся


Ответ: 345
1) (травы) колышУтся (инфинитив: колыхАть* – 1спр., после шипящих не пишется Ю), противоречАщий ( инф: противоречИть -2спр.) Кроме прошедшего времени, в окончаниях глаголов и суффиксах причастий 2-го спряжения пишем И,А,Я. В 1-м спряжении — Е,У, Ю. *)Чтобы было легче определить спряжение, можно отбрасывать приставки, суффикс -ВА- и частицу -СЯ/СЬ

2) вы’глядИшь (глядИ’шь – 2 спр.), обидЕвшийся (обидеть – исключ.) В причастиях прошедшего времени перед суффиксами ВШ и НН пишется та же гласная, что и в инфинитиве глагола перед -ТЬ или в прошедшем времени перед -Л. Исключение: суфф. ЕНН в глаголах на ИТЬ. Спряжение определять не надо: обидЕВШийся -обидЕТЬ, рассеЯННый — рассеЯТЬ

3) (кот) мурлычЕт (мурлыкАть – 2 спр.), приемлЕмый (принимАть – 1 спр.)
4) жалЯщие (пчёлы) (жалИть -1 спр.), рассеЯнный (человек) (рассеЯть)
5) лечАщий (врач) (лечИть – 2спр.), (родители) тревожАтся (тревожИть – 2 спр.)

Рекомендация. Чтобы легче было выполнять задания, можно поместить подсказку ко всей теме в виде «Сводного рисунка» в правую часть экрана. Найдите ее в 12. Окончания глаголов. Суффиксы причастий. Там же список исключений.



Ответ: 34
1) уполномочЕнный – уполномочИть; В причастиях прошедшего времени перед суффиксами ВШ и НН пишется та же гласная, что и в инфинитиве глагола перед -ТЬ или в прошедшем времени перед -Л. Исключение: суфф. ЕНН в глаголах на ИТЬ. Спряжение определять не надо. слышИмый – слышать 2 спр. – исключ.
2) опасаЕшься – опасАться 1 спр., потратИвший- потраИть. В причастиях прошедшего времени перед суффиксами ВШ и НН пишется та же гласная, что и в инфинитиве глагола перед -ТЬ или в прошедшем времени перед -Л. Исключение: суфф. ЕНН в глаголах на ИТЬ. Спряжение определять не надо.
3) заклеИшь* (клеить –2 спр.- запомнить), неслышИмый* -слышать 2 спр., исключ.
4) посеЕшь – сеять -1 спр., потрачЕнный – потратить — пишем суфф. ЕНН в глаголах на ИТЬ.
5) поможЕшь – помочь 1 спр.; дви́жИмый – исключ.
*) Чтобы было легче определить спряжение, можно отбрасывать приставки, суффикс -ВА- и частицу -СЯ/СЬ. См. правила 12. Окончания глаголов. Суффиксы причастий.



Ответ: 134
1) (пациенты) лечАтся – лечиться – 2 спр., маячАщий (вдали лес)- маячить –2 спр.
2) зависИшь – зависеть – 2 спр., исключ; подстрижЕнный — стричь
3) борЕшься – бороться -1 спр., воспеваЕмый – воспевать – воспеть. Чтобы было легче определить спряжение, можно отбрасывать приставки, суффикс -ВА- и частицу -СЯ/СЬ

4) проедЕшься – ехать-1 спр., необитаЕмый – обитать – 1 спр.
5) вертИшься – вертеть – 2 спр., исключ.; обнаружЕнный – обнаружить

2) утеша..мый, маж..шь

3) выруч..нный, (они) закро..т

4) мысл..щий (человек), (флаги) ре..т,

5) (хорошо) понима..щий , заряжа..щий (пушку)


Ответ: 25

1) значИмый – значить – 1спр. — запомнить, блещЕшь – блестеть – 1спр.

2) утешаЕмый – утешать – 1 спр., но не утешить; мажЕшь – мазать 1спр.

3) выручЕнный – выручить (что сделать?), (они) закроЮт – закрыть 1 спр.

4) мыслЯщий (человек) – мыслить 2 спр., (флаги) реЮт – реять 1 спр.,

5) (хорошо) понимаЮщий – понимать 1 спр., заряжаЮщий (пушку) – заряжать 1 спр

2) (выпускники) встрет..тся, (туманы) стел..тся,

3) (они) полощ..т (бельё), бор..шься

5) слыш..мый, знач..мый


Ответ: 145
1) редеЮщий (туман)- редеть – 1 спр., (линии) соприкасаЮтся – соприкасаться- 1 спр.

2) (выпускники) встретЯтся — встретить 2-е спряж, (туманы) стелЮтся -стелить – искл.
3) (они) полощУт (бельё)- полоскать – 1 спр. (после шипящих не пишется Ю), борЕшься — бороться – 1 спр.

4) манИшь – манить – 2 спр., верИшь — верить — слово с неясной гласной «И»

5) слышИмый — слышать — исключение, значИмый — значить – слово с неясной гласной «И». См. правила 12. Окончания глаголов. Суффиксы причастий.

2) невид..мый, помн..шь

3) знач..мый, узнá..шь

4) вер..щий, провер..нный

5) опечал..ться, выполн..шь



Ответ: 125
1) )проверяЕшь — проверять, надеЕшься- надеяться

2) невидИмый — видеть — исключение, помнИшь — помнить

3) значИмый – значить, узнáЕшь — знать

4) верЯщий – верить, проверЕнный – проверить

5) опечалИться – печалить, выполнИшь- выполнить

2) увид..шься, расчист..вший

3) посмотр..шь, муч..мый

4) законч..нный, доверя..шь

5) изменя..мый, исчезн..шь


Ответ: 2345

1) незанавешЕнный – занавесить, мерещИшься мерещиться

2) увидИшься — видеть — исключение, расчистИвший — чистить

3) посмотрИшь — смотреть — исключение, мучИмый — мучить

4) закончЕнный – закончить, доверяЕшь — доверять

5) изменяЕмый — изменять, исчезнЕшь — исчезнуть

2) беспоко..шься, выточ..шь

3) пропущ..нный, обид..шься

4) присоединя..мый, замет..шь

5) услыш..шь, обнаруж..вший


Ответ: 125

1) )хвалИшься — хвалить, слышИмый — слышать

2) беспокоИшься — беспокоить, выточИшь — приставка «ВЫ» «оттягивает» на себя ударение, если ее убрать, то буква «И» в инфинитиве звучит ясно: точить.

3) пропущЕнный — пропустить, обидИшься – обидеть – искл.

4) присоединяЕмый — соединять, заметИшь — заметить

5) услышИшь — слышать — исключение, обнаружИвший – обнаружить

2) заме́р..ть (уровень воды), вид..мый

3) достигн..шь, стел..щийся

4) (яблоки) спе..т, ма..щийся

5) (туристы) езд..т, (они) ночу..т


Ответ: 12
1) выделИшь — дели’ть, потерпИшь — терпеть — искл.

2) заме́рИть (уровень воды) – мерить, видИмый- видеть — исключени

3) достигнЕшь – достигнуть, стелЮщийся — стелить — исключение

4) (яблоки) спеЮт — спеть, маЮщийся — маяться

5) (туристы) ездЯт — ездить, (они) ночуЮт — ночевать

2) (кузнецы) выку..т, (угли) тле..т

3) (официанты) накро..т, сыпл..щий (соль)

4) колыш..шься, успоко..вшийся

5) засуш..шь, отуч..шься


Ответ: 235

1) чинЯщий (утюг), дви́жИмый – исключ.

2) (кузнецы) выкуЮт, (угли) тлеЮт

3) (официанты) накроЮт, сыплЮщий (соль)

4) колышЕшься, успокоИвшийся

5) засушИшь, отучИшься

2) во..щий (на луну), броса..щийся (на всех)

3) стел..т (ковры), науч..нный
4) дыш..шь, послуж..шь

5) вер..вший, знач..мый



Ответ: 245
1) (швы) распорЮтся, зависЯщий (от нас)

2) воЮщий (на луну), бросаЮщийся (на всех)

3) стелЮт (ковры) — исключение – «стелить», научЕнный

4) дышИшь, послужИшь

2) (лесорубы) пил..т, (гости) обид..тся

3) дел..щий (поровну, (рыбы) дыш..т

4) паш..щий (поле), (куры) кудахч..т

5) маж..щий (воск), (они) топч..тся


Ответ: 245

1) лаЮщий (щенок), (дети) заклеЯт

2) (лесорубы) пилЯт, (гости) обидЯтся – исключ.

3) делЯщий (поровну), (рыбы) дышАт

4) пашУщий (поле), (куры) кудахчУт

5) мажУщий (воск), (они) топчУтся

2) независ..мый, законч..нный

3) узнава..мый, приемл..мый (вариант)

4) (войско) выдерж..т, (стенд) верт..тся

5) (плотник) пил..т, (ты) беспоко..шься


Ответ: 1345

1) обманЕшься добываЕмый

2) независИмый, закончЕнный

3) узнаваЕмый, приемлЕмый (вариант) — принимать

4) (войско) выдержИт, (стенд) вертИтся

5) (плотник) пилИт, (ты) беспокоИшься

2) разбуд..шь, выслед..шь

3) взлеле..нный, стро..щийся (полк)

4) (снега быстро) та..т, леле..щий (надежду)

5) стел..щийся, прикле..шь



Ответ: 234

1) колеблЕмый – колебать, доплатИшь

2) разбудИшь, выследИшь

3) взлелеЯнный, строЯщийся (полк)

4) (снега быстро) таЮт, лелеЮщий (надежду)

5) стелЮщийся – исключ., приклеИшь

2) (они) подсыпл..т (песок), стел..щий (постель)

3) (воспоминания) наве..т (печаль, ) зала..вший

4) свер..вший, отуч..шься


5) пересуш..шь, перегруж..нный

Ответ: 24

1) таЮщий (снег), (рабочие) побелЯт (стены)

2) (они) подсыплЮт (песок), стелЮщий (постель) – ИСКЛЮЧ.

3) (воспоминания) навеЮт (печаль), залаЯвший

4) сверИвший, отучИшься

5) пересушИшь, перегружЕнный

2) вынес..шь, слыш..мый

3) (они) бор..тся, усмеха..щийся

4) (кроты) ро..т, взлета..щий


5) завис..вший, терп..щий

Ответ 134

1) сыплЕшь, постелЕнный,

2) слышИмый, вынесЕшь (соверш. в.) — несёшь (несов.в.)

3) (они) борЮтся, усмехаЮщийся

4) (кроты) роЮт, взлетаЮщий

5) зависЕвший терпЯщий

2) уравновеш..нный, слыш..мый

3) кле..шь, трат..щиеся (средства)

4) (знамёна) ре..т, ве..щий (ветер)


5) (собаки) ла..т, кол..щая (боль)

Ответ: 14

1) ненавидИшь, выполнИшь

2) уравновешЕнный, слышИмый

3) клеИшь, тратЯщиеся (средства)

4 (знамёна) реЮт, ВеЮщий (ветер)

5) (собаки) лаЯт, колЮщая (боль)

  • 8. Синтаксические нормы. Теория.
  • 8. Синтаксические нормы. Кратко.
  • 8. Упражнения.
  • 8. Облегченные задания.
  • ТЕОРИЯ Е Г Э № 9. Чередование гласных в корне.
  • 9. Проверяемые безударные гласные.
  • 9 и 11. Гласные И/Ы после Ц
  • 9 и 11. О/Ё после шипящих
  • 10. ПРИСТАВКИ
  • 11. Суффиксы (кроме НН)
  • 11. Упражнения. Суффиксы.
  • 12. Окончания глаголов. Суффиксы причастий.
  • 13. НЕ слитно/раздельно.
  • 13. Упражнение. НЕ слитно/раздельно.
  • 13. НЕ или НИ
  • 14. Слитно, раздельно, через дефис: а)существительные с корнем ПОЛ-
  • б) наречия
  • в) союзы/местоимения, предлоги.
  • 15. НН/Н в прилагательных, причастиях, существительных и наречиях.
  • 15. Как отличить краткое причастие
  • 16. Однородные члены. Сложносочиненные предложения.
  • 17. Обособление определений и обстоятельств.
  • 18. ВВОДНЫЕ СЛОВА
  • 18. Обращения
  • 19. Сложноподчиненное предложение.
  • 20. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
  • 21. Пунктуационный анализ текста.
  • а) тире
  • б) двоеточие.
  • Составное сказуемое
  • ЕГЭ по русскому языку и память.
  • Как помочь неуспевающим.
  • Умные картинки, или Подсказки себе самому
  • Контакты

Свежие записи

Архивы

© Все права защищены

Перепечатка или иное использование материалов возможны только с разрешения автора сайта При использовании материалов, активная ссылка на / обязательна

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. вскоч..шь, (вы) порт..те (изделие)
2. выкач..нный (из гаража велосипед), грохоч..щий
3. устро..вший (праздник), муч..мый (сомнениями)
4. (он) клевещ..т, движ..мый
5. теш..щий (себя надеждами), обвенч..нные

1. Дорогосто..щий, вылин..вшая (ткань)
2. (ничего не) знач..щий, (автомобили) движ..тся
3. выплачива..мый, обезум..вший (от страха)
4. ове..нный (прохладой), настро..в (радио)
5. (кони) брод..т (по лугу), дремл..щий (в поезде)

1. смотр. шь, обид. вший
2. дремл. шь, приемл. мый
3. похвал. шь, прикле. вший
4. произнос. шь, преобразу. мый
5. выстел. шь, независ. мый

1. прикле..нный, посе..вший
2. (врач) вылеч..т, направ..шься
3. (ласточки) щебеч..т, колыш..щиеся (занавески)
4. удостовер..вшийся, независ..мый
5. наве..нный (сон), раду..щийся

1. колебл..мый (волной), прав..вший (лошадьми)
2. провер..вший (ответы), (всадник) скач..т
3. обтека..мая (форма), (дворник) вымет..т (мусор)
4. служ..щий (делу), задерж..нный (преступник)
5. завещ..нный (дом), распор..шь (швы)

1. (вы слишком) тороп..тесь, посе..шь (пшеницу)
2. скро..нный (костюм), контролиру..мая (ситуация)
3. выслуш..нный (ответ), маш..щий (руками)
4. мол..щийся (в церкви), рассе..вший (сомнения)
5. (они) высме..т (зло), ороша..щий (землю)

1. облага..мый, (он) мел..т (зерно)
2. (козы) щипл..т, дав..щая боль
3. догон..шь, озадач..вший
4. подпрыгн..шь, стро..вший
5. жажд..щий успеха, воры стащ..т

1. (он) скле..т (вазу), слыш..мая (музыка)
2. занавеш..нное (окно), (они) тащ..т (бревно)
3. леле..мая (мечта), почу..вший (опасность)
4. брызж..щий (искрами), щебеч..т (птицы)
5. выруч..нный (из беды), удерж..нный

1. разбавл..нный, завис..щий
2. предвид..шь, подгоня..мый
3. обвеш..нный (покупками), выдерж..вший (многое)
4. (ёж) кол..тся, ужал..вшая (пчела)
5. вызыва..щий, (дети) раду..тся

1) (краски) выгор…т, колебл…щиеся (листья)
2)(рабочие) стро…т, (маляры) крас…т
3) дремл…щий (щенок), стел…щийся (туман)
4)выуч…нный, знач…щий
5) движ…щий, (они) защебеч…т

1) маш…щий, (травы) колыш…тся
2) (они) догон…т, стро…щийся (дом)
3) движ…мый , выуч…нный
4) откле…вшийся, замаяч…шь
5) обид…вший, расстел…шь


1) бор…щийся, (все) замет…т
2) маяч…щий, услыш…нный
3) слыш…мый, расстро…шься
4) та…щий (снег), (ветры)разве…т
5) застел…нный, невид…мый


1) (прессы) расплющ…т, дыш…щий
2) посе…вший, вытерп…шь
3) (коллеги) поздрав…т, прав…щий
4) леле…щий, (волны) пен…тся
5) (фермеры) засе…т, (флаги) ре…т

1) терп…щий, неприка…нный
2) стел…щийся, помн…щий
3) (они) удосто…т, насто…нный (чай)
4) незамеч…нный, невид…мый
5) бре…щийся, (собаки) зала…т

1) просе…нный, неотъемл…мый
2) стро…щий, (дети) износ…т
3) крас…щий, (маляры) накле…т
4) упущ…нный, расправ…вший
5) числ…шься, раста…вший (снег)

1) (ребята) шепч…тся, знач…щий
2) раскле…шь, побеспоко…шься
3) (повар)накорм…т, независ…мый
4) (ученик) выполн…т, откруч…нный
5) помн…щие (люди), (студенты) посмотр…т

1) неосяза…мый, возненавид…шь
2) распростран…шь, водонепроница…мый
3) (они) разруб…т, горлан…щий
4) слыш…мый, разруш…нный
5) увид…нный, побор…мся

1) хлопоч…щий, (они) накоп…т
2) приостановл…нный, застон…шь
3) постриж…нный, (люди) услыш…т
4) оплач…нный, взима…мый
5) кашл….ющий, разве…вший

1) чу…вший, (они) потерп…т (поражение)
2) (старики) предвид…т, кле…щий
3) стро…щий, припа…нный
4) леч…щий, (знамёна) колыш…тся
5) вытащ…нный, преодол…вавший

1) посе..нный, взлеле..в

2) щекоч..щий, противореч..щий

3) обездвиж..нный, колебл..мся

4) раска..вшись, дремл..щий

5) замес..шь (тесто), движ..мый

1) (куры) кудахч..т, слыш..щий

2) замысл..вший, надломл..нный

3) тревож..вшийся, (он) наточ..т (ножницы)

4) (они) топч..т (траву), блещ..щий (умом)

5) обожа..мый, муч..мый (угрызениями совести)

1) протопч..м (тропинку), повал..нные (деревья)

2) замуч..шься, использу..мый

3) размел..шь (зёрна), наполн..вший (водой)

4) (недорого) сто́..щие (сувениры), (котлеты) жар..тся

5) (кошки) мурлыч..т, теш..щий (себя надеждой)

дремл..щий, (они) гон..тся (друг за другом)

(они) шепч..тся, маш..щий (крыльями)

(вы) остан..тесь, встрет..вшись

немысл..мое (дело), застрел..шь

измуч..нный, (птица) щебеч..т

(они) противореч..т, (они) тащ..т

прокашл..вшийся, медл..щий (с выбором)

(ты) мел..шь (кофе), (он) движ..тся

незыбл..мый, (едва) слыш..мый

(что-то) знач..щий, (дети) плач..т

та..щие (снега), (они) вид..тся

(вы) устан..те, колебл..мый

выскоч..м, (вы) вытерп..те

(они) обид..тся, пове..вший

вскоч..шь, (вы) порт..те (изделие)

выкач..нный (из гаража велосипед), грохоч..щий

устро..вший (праздник), муч..мый (сомнениями)

(он) клевещ..т, движ..мый

теш..щий (себя надеждами), обвенч..нные

Дорогосто..щий, вылин..вшая (ткань)

(ничего не) знач..щий, (автомобили) движ..тся

выплачива..мый, обезум..вший (от страха)

ове..нный (прохладой), настро..в (радио)

(кони) брод..т (по лугу), дремл..щий (в поезде)

(врач) вылеч..т, направ..шься

(ласточки) щебеч..т, колыш..щиеся (занавески)

наве..нный (сон), раду..щийся

колебл..мый (волной), прав..вший (лошадьми)

провер..вший (ответы), (всадник) скач..т

обтека..мая (форма), (дворник) вымет..т (мусор)

служ..щий (делу), задерж..нный (преступник)

завещ..нный (дом), распор..шь (швы)

вы слишком) тороп..тесь, посе..шь (пшеницу)

скро..нный (костюм), контролиру..мая (ситуация)

выслуш..нный (ответ), маш..щий (руками)

мол..щийся (в церкви), рассе..вший (сомнения)

(они) высме..т (зло), ороша..щий (землю)

(он) гон..тся (за нами), (актёр) наде..тся (на успех)

стел..щийся (по земле туман), (сугробы) раста..т

противореч..щий (логике), слыш..тся (звуки)

кле..щий (карандаш), зала..вшая (собака)

(он) скле..т (вазу), слыш..мая (музыка)

занавеш..нное (окно), (они) тащ..т (бревно)

леле..мая (мечта), почу..вший (опасность)

брызж..щий (искрами), щебеч..т (птицы)

выруч..нный (из беды), удерж..нный (налог)

обвеш..нный (покупками), выдерж..вший (многое)

(ёж) кол..тся, ужал..вшая (пчела)

вызыва..щий, (дети) раду..тся

трепещ..м (от страха), колебл..мые (ветром)

понош..нное (платье), завис..мый

потер..нный (багаж), (флаги) ре..т

взлеле..вший, занима..щаяся (заря)

(они) стел..т (скатерть), ове..нный

мел..щий (кофе), (огородники) пол..т (грядки)

выздоров..вший (юноша), высп..шься

скач..щий (конь), (они) дыш..т

опериру..мый, пропол..шь (грядки)

разве..вшийся (туман), дремл..щий

(она) расстел..т (скатерть), невид..мый (берег)

обгрыз..нное (яблоко), обрызг..нный (водой)

пен..щееся (море), отча..нный (поступок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очевидно, для оценки того или иного языкового явления одной логики мало. Существуют другие критерии, которые сильнее всякой логики. Мы можем сколько угодно доказывать себе и другим, что то или иное слово и по своему смыслу, и по своей экспрессии, и по своей грамматической форме не вызывает никаких нареканий. И всё же по каким-то особым причинам человек, который произнесёт это слово в обществе образованных, культурных людей, скомпрометирует себя в их глазах.

Как бы ни были убедительны доводы, при помощи которых я пытался оправдать склоняемость слова пальто, всё же едва я услыхал от одной очень милой медицинской сестры, что осенью она любит ходить без пальта, я невольно почувствовал к ней антипатию.

И тут мне сделалось ясно, что, все свои попытки защитить эту, казалось бы, совершенно законную форму, я всё же в глубине души не приемлю её. Ни под каким видом до конца своих дней я не мог бы ни написать, ни сказать в разговоре: пальта, пальту или пальтом.

И нелегко мне чувствовать расположение к любому – будь он врач, инженер, литератор, учитель, студент, кто скажет при мне: – Он смеялся в мой адрес. Или: – Матеря́ пришли на выборá. Что же касается таких форм, как пока, я пошёл, вроде дождик идёт и др., их, несомненно, пора амнистировать, потому что их связь с той средой, которая их породила, успела уже всеми позабыться, и, таким образом, из разряда просторечных и жаргонных они уже прочно вошли в разряд литературных, и нет ни малейшей нужды изгонять их оттуда. (По К.И. Чуковскому)

1) Использование автором лингвистических терминов (логика, скомпрометировать, антипатия) и примеров-иллюстраций (пока, я пошёл, вроде дождик идёт и др.) свидетельствует о том, что текст относится к научному стилю.

2) Вводные слова, используемые в тексте, указывают на источник информации.

3) В тексте присутствуют оценочные выражения (сильнее всякой логики, не вызывает нареканий) и метафоры (их пора амнистировать, нет нужды изгонять), помогающие автору передать личное отношение к явлениям, о которых он размышляет.

4) О том, что текст относится к научному стилю, свидетельствует использование точных слов и выражений, заимствованных из юридической практики (сколько угодно доказывать; эту, казалось бы, совершенно законную форму; пора амнистировать).

5) Автор текста даёт оценку рассматриваемому явлению, что характерно для публицистики.

2. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем абзаце текста. Запишите этот предлог.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в четвёртом абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РАСПОЛОЖЕНИЕ, -я, мн. нет, ср.

1. Действие, связанное с размещением, созданием последовательности. Занялся расположением мебели в комнате по-новому.

2. Порядок размещения чего-нибудь. Р. комнат в доме. Р. фигур на шахматной доске. Р. слов в предложении.

3. Хорошее, благоприятное отношение к кому-чему-нибудь, симпатия. Я всегда чувствовал его расположение ко мне.

4. Настроение, желание, охота. У меня нет расположения ехать завтра.

5. Наклонность к чему -нибудь, восприимчивость. Р.к болезням.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

принУдить навралА накренИтся опошлИть кУхонный

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Только самые усердные и ПАМЯТЛИВЫЕ телезрители способны перечислить все детективные сериалы, предлагавшиеся телеканалами за последние два месяца.

Из цинкового бачка с перекошенной крышкой достала она ветхие тряпочки и ОБРЫВКИ простынь.

Хотелось нам купить ковровую дорожку в тон шторе, но найти не смогли и купили домотканый половичок БОЛОТНОГО цвета.

КОРНЕВОЙ перелом в ходе Великой Отечественной войны был вместе с тем переломом в ходе Второй мировой войны.

Эти люди, одержимые мечтой о насильственном перевороте, чтобы переделать мир по-своему, совершают ЗВЕРСКИЕ преступления и гибнут позорным образом.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное вами слово.

В процессе подготовки к соревнованиям особое значение следует уделять дозированию нагрузки на организм: неконтролируемая интенсивность движений может нанести спортсмену вред.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ДЕВЯНОСТА рублями много КУШАНИЙ не УРОНЯЯ достоинства ГЛУПЕЙШИЙ вымысел показался из СУМЕРЕК

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Д. ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Для неё окружающие были чем –то вроде говорящих шкафов, которые по непостижимым причинам появлялись рядом с ней и по таким же непостижимым причинам исчезали.

2) Каждый, кто хоть раз встречал рассвет в горах, помнят это ни с чем не сравнимое ощущение чуда.

3) Думаю, что только те могут судить о поступках жертв режима, кто способен так же, как они, выносить испытания.

4) Платёжный документ направляется клиенту в тот же день, если документ поступил в операционное время, либо не позже следующего рабочего дня при поступлении документа по истечению операционного времени.

5) Подлетая к берегу и снова пропадая среди свинцовых волн, с трудом борясь с ветром, со стороны Игарки медленно перемещалась открытая моторная лодка.

6) То, насколько успешным будет образование, зависит не столько от программы, уровня преподавания и наличия современного оборудования, но и от самого студента, его способностей и усилий.

7) Только пройдя с человеком долгий путь, может родиться уверенность в том, что он не подведёт и не бросит в беде.

8) Требовать от неё признания было бы так же глупо, как ожидать от идущего пешехода по асфальту чувства признательности к проложившим дорогу рабочим.

9) Успех был достигнут благодаря прагматичной политике, подчинённой главным образом интересам внутреннего развития страны и ориентированной на продолжение диалога и сотрудничества с внешним миром.

1) побрякушка, горчить, затрепетал

2) поправлять, горевать, связующий

3) попадание, угорелый, багровый

4) склониться, смотритель, остановка

5) потрясение, достигать, напряжённый

1) от..скать, пред..нфарктный, небез..нтересный

2) пр..ступить (к задаче), пр..вратник, пр..ёмник

3) в..юнок, ин..екция, кол..е (с бриллиантами)

4) бе..вкусный, и..возчик, бе..дрожжевой

5) р..скусил, пр..исторический, п..ддать (жару)

1) выход..ц, рассе..вать

2) забывч..вый, буш..вать

3) ливн..вый, красн..нький

4) неряшл..вый, укач..вать

5) горош..нка, устойч..вый

1) рокоч..т (трубы), хлещ..щий (ливень)

2) колебл..шься, обезоруж..нный

3) засева..мый, поддерж..шь

4) раскрас..в, (он) выдел..т (участок)

5) вылеч..вший, поду..шь

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

На выпускном вечере даже мальчики всхлипывали, (НЕ)СТЕСНЯЯСЬ слёз. К внесюжетным элементам произведения относятся вставные эпизоды, рассказы и отступления, (НЕ)ОКАЗЫВАЮЩИЕ прямого влияния на развитие действия.

Если результаты анализов признаются полностью (НЕ)ИНФОРМАТИВНЫМИ, врачи могут предложить диагностическую операцию.

Окончательно (НЕ)УСТАНОВЛЕННЫЕ расценки публиковать в официальном прайсе нельзя.

Если ученик привык организовывать своё время, в вузе ему будет учиться (НЕ)ТРУДНЕЕ, чем в школе.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В (ТО)ЖЕ время Пушкин (В)ТАЙНЕ подыскивал себе секунданта. (С)НАЧАЛА упражнения показались ему не (ПОД)СИЛУ.

(НА)УТРО выпал снег, (ПО)ЭТОМУ Волга стала совсем белой.

Он всегда приходил (НА)ВСТРЕЧУ в тёмных очках, ЧТО(БЫ) собеседники не могли видеть его глаза.

(В)ТЕЧЕНИЕ месяца они обедали (В)ПЯТЕРОМ за одним столом.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. Запишите цифры в порядке возрастания.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Новый дом получился в плане зодчества весьма прогрессивным для той эпохи и оттого на редкость красивым.

2) В волнении она то расплетала то вновь сплетала и завязывала косу.

3) Сумма людских произволов сделала и революцию и Наполеона и та же сумма этих произволов в конце концов Наполеона уничтожила. (По Л.Н.Толстому)

4) Мысль вдруг оборвалась и заменилась каким-нибудь неожиданным представлением и не было сил возвратиться к ней.

5) Уже второй день его мучил кашель и всё тело его знобило и лихорадило попеременно.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Скинув платье (1) и (2) надев кофту (3) она (4) подвернув ноги (5) села на постель (6) приготовленную на полу (7) и (8) не смотрясь в зеркало (9) стала аккуратно вынимать из причёски шпильки.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Что ты приходишь (1) горбатый мышонок (2)

В комнату нашу в полуночный час?

Сахарных крошек и фруктов сушёных

Нет и в помине (3) в буфете у нас.

Бедный мышонок! Из кухонь соседних (4)

Верно (5) тебя выгоняют коты.

Знаешь ли? Мне (6) мой ночной собеседник (7)

Кажешься (8) слишком доверчивым (9) ты! (Д.Б. Кедрин)

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда к Пьеру подъехала карета Ростовых (1) он оглянулся на Наташу (2) сияющий, радостный взгляд (3) которой (4) обдавал его своей прелестью.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Граф ненадолго прилёг (1) и в первом часу был разбужен курьером (2) который привёз ему от Кутузова письмо (3) где говорилось (4) что (5) так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву (6) то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников (7) чтобы войска прошли через город.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Бионика – это область науки, которая связана с повторением природных особенностей в технологических конструкциях. (2)Например, при создании самолёта можно изучить крыло птицы и повторить его геометрию и структуру, чтобы соблюсти нужную аэродинамику. (3) Считается, что первым человеком, который занимался бионикой, был Леонардо да Винчи: в его дневниках сохранились чертежи инженерных устройств, принцип действия которых основан на наблюдениях за полётом птиц.

(4) Конструкторы современных поездов придают локомотиву вытянутую форму, похожую на птичий клюв. (5) Это не случайно: сама природа подарила птицам хорошую аэродинамику, чтобы они могли рассекать воздух или нырять за рыбой в толщу воды с наименьшими потерями в скорости; так и поезда могут двигаться с минимальным шумом и минимальным трением о воздух.

(6)Другой пример – в термитнике множество различных ходов, на первый взгляд хаотичных. (7) Но на самом деле они проложены таким образом, чтобы внутри термитника соблюдалась оптимальная температура воздуха даже на жаре. (8) При конструировании больших зданий важно не только рассчитывать на кондиционеры, но и не забывать о естественном притоке воздуха и его циркуляции внутри помещений. (9) И вентиляция в больших сооружениях проектируется с учётом тех принципов, которые учёные открыли, изучая ходы в термитнике.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Как-то у нас зашёл разговор о воспитании чувства прекрасного. (2)И я получил из зала такую записку: «Разве так важно, какой вкус у человека? (3)А по-моему, лишь бы человек был хорошим и умным».

(11)Естественно, что это вызвало решительные возражения большей части нашей молодёжи, которая почти единодушно присоединилась к тому мнению, что «в межпланетном полёте космонавту будет нужна и ветка сирени». (12)Самое убедительное заключается здесь, пожалуй, в том, что именно космонавты в первую очередь подтвердили, как нужна им эта «ветка сирени», как помогали им в воспитании характера и воли, в свершении подвига и музыка, и поэзия, и хорошее произведение прозы.
(13)В этой кратковременной дискуссии, надо сказать, ничего нового не было. (14)Я помню хорошо то время, когда некоторые горячие головы были полны странного, утопического представления о будущем человечества, в котором будто бы физика и химия полностью вытеснят лирику, так как она «разнеживает душу» и уже становится ненужной.

(15)А между тем наука и искусство уже давно добрососедствуют и сотрудничают. (16)Ещё А.П. Чехов писал: «Я хочу, чтобы люди не видели войны там, где её нет. (17)3нания всегда пребывают в мире. (18)И анатомия, и изящная словесность имеют одинаково знатное происхождение, одни и те же цели, одного и того же врага».

(19)В области художественной несостоятельны все попытки заменить свободное, вдохновенное человеческое творчество действиями даже самой совершенной кибернетической машины. (20)Бесплодны, беспочвенны попытки поссорить физиков с лириками. (21)Известный учёный А. Мошковский, близко знавший великого А. Эйнштейна, писал о нём: «Скажу прямо, я был поражён, услышав, что он, великий учёный, находит источник высшего счастья вовсе не в науке».

(22)Не надо быть особенно искушённым в эстетике, чтобы понять такие простые истины, что настоящая женская красота имеет мало общего с вульгарной броскостью или смазливостью и, ещё того меньше, с личиком, где явно проступают злоупотребления по части косметики. (23)Что одухотворённый взгляд человеческих глаз («глаза - зеркало души») привлекательнее, чем бессмысленный взор даже самых очаровательных очей. (24)Что музыка мелодичная, музыка, вызывающая хорошие человеческие чувства, глубокие раздумья, приятнее уху и сердцу, чем музыка кричащая, скрипящая, дергающаяся. (25)Что строгая соразмерность всех частей здания, стройность его архитектурных форм и внутреннее удобство более отрадны и взору зрителя, и жильцам, чем нагромождение роскошных зодческих ухищрений.

(26)Человек, неспособный отличать красивое от безобразного, не увидит разницы между истинно прекрасным и поверхностно привлекательным. (27)И он не сможет по-настоящему познать в жизни многие высокие радости, которые полностью ощущает лишь тот, кто способен хорошо и сильно чувствовать, кто научился распознавать подлинную красоту.

*Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) — русский советский писатель, сценарист, выдающийся мастер слова, один из зачинателей детской и юношеской литературы.

1) Рассказчик получил записку, автор которой скептически отзывался о необходимости воспитания эстетического вкуса у человека.
2) Молодёжь считает, что «в век атома» искусство не играет первостепенной роли.
3) Космонавты подчёркивают важную роль «ветки сирени» в воспитании характера и воли, в свершении подвига.
4) Способность человека отличить настоящую красоту от поддельной не требует особенной искушённости в эстетике.
5) Чтобы познать радость жизни, не обязательно отличать красивое от безобразного.

24. Из предложений 15-18 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25. Среди предложений 1-5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, вводного слова, указательного местоимения и формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Привлекая читателя к разговору о воспитании чувства прекрасного, автор использует такое синтаксическое средство, как (А)___(предложения 4, 5, 6), а также приём — (Б)_____(предложения 9—10, 16-18). Выразить мнение автора помогают лексическое средство — (В)_____(«красота» — «с. броскостью» в предложении 22) — и троп — (Г)_____(«нагромождение ухищрений» в предложении 25)».

Список терминов:

1) парцелляция
2) эпитет
3) однородные члены предложения
4) вводные конструкции
5) цитирование
6) метафора
7) разговорная лексика
8) контекстные антонимы
9) градация

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру - иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Читайте также: