Плюсы и минусы вышивки бисером

Обновлено: 05.05.2024

В этой статье я хочу поделиться своей систематизацией знаний об одной из техник бисероплетения - ручном ткачестве. Вы узнаете:

  • Основные принципы, достоинства и недостатки техники
  • чем эта техника отличается от других техник плотного плетения
  • почему полотно, сплетенное в этой технике, прочнее, чем вытканное на станке
  • почему изделия, выполненные в этой технике, выше ценятся по стоимости
  • какой бисер лучше всего подходит для ручного ткачества
  • какие изделия можно выполнить в этой технике

Хочу сразу оговориться, что я не ставлю себе целью сделать полноценный мастер-класс, их существует множество. В статье я расскажу о своих особенностях работы в этой технике.

Ручное ткачество (прямое гобеленовое плетение, тканьё без станка, деревенское плетение) - это одна из наиболее древних разновидностей бисероплетения. Её возникновение относится к периоду, когда ещё не был изобретен станок. Своё название техника получила за подобие тканым гобеленам. Техника позволяет создавать плоское и плотное бисерное полотно, бисерины при этом расположены строго одна над другой без смещения, в результате чего возможно создавать сложные рисунки, подобные тем, которые вышивают крестиком.

Основные принципы ручного ткачества:

  1. плетение выполняется на одной нити
  2. бисерины соединяются между собой множество раз, как по горизонтальной оси, так и по вертикальной. Начало полотна, первые два ряда, требуют больше проходов нити, но в дальнейшем это обеспечивает устойчивость плетения к перекосу.
  3. Соединяются каждые 2 бисерины, стоящие друг над другом по вертикали, а также я дополнительно прохожу через соседнюю пару бисерин, связывая уже 2 пары бисерин
  4. Помимо описанных проходов нити, я провожу нить через каждый ряд после его завершения, что позволяет выровнять полотно и придает ему дополнительную прочность. Итого в центре полотна минимальное количество нитей, проходящих через каждую бисерину – 4. Это число может возрастать, когда требуется закрепить в плетении новую нить и спрятать старую.
  5. Наращение и сужение полотна, выполненного ручным ткачеством, не требуют добавления дополнительных нитей. Все манипуляции производятся рабочей нитью.

А теперь – о плюсах и минусах ручного ткачества в сравнении с другими техниками плотного плетения бисером.

Достоинства ручного ткачества

  1. Высокая прочность полотна за счет прохождения через каждую бисерину большого количества нитей
  2. Отсутствие нитей основы (в отличие от станочного ткачества, где натянутые на станок нити основы после завершения плетения нуждаются в фиксации, и это чуть ли не более трудоемкий процесс, чем собственно само плетение)
  3. Легко воспроизвести любой рисунок, в отличие от мозаичного полотна, где требуется делать поправку на смещение бисерин друг относительно друга
  4. Полотно можно делать как на четное, так и на нечетное количество бисерин без дополнительных трудозатрат (в отличие, к примеру, от мозаичного полотна, где полотно на нечетное количество бисерин плетется немного сложнее)
  5. Полотно ровное и не смещается в процессе плетения в отличие от станочного ткачества, где оплошность выравнивания нити в одном из рядов может привести к смещению всего полотна
  6. Ручное ткачество позволяет создавать картины и другие крупные формы без использования канвы и другого вида основы, иначе говоря, пришивать каждую бисерину к основе не требуется
  7. Готовое полотно можно с небольшими трудозатратами нашить на кожаную основу
  8. Легкое наращивание в длину и ширину, даже если плетение основного полотна уже завершено
  9. Техника позволяет делать в полотне отверстия прямоугольной и квадратной формы с ровным краем без существенных трудозатрат
  10. Отсутствие различий между лицом и изнанкой и как следствие отсутствие необходимости в декорировании изнаночной стороны

Недостатки ручного ткачества

  1. Высокие затраты материалов – в сравнении с другими техниками нити уходит очень много
  2. Высокие временнЫе затраты – дополнительное крепление бисерин друг к другу и многократный проход нитью увеличивают существенно время работы
  3. Необходимость использования тонких нитей в сочетании с тонкими иглами либо бисера с широким отверстием, поскольку увеличение количества нитей внутри каждой бисерины приводит к возрастанию физических затрат на каждый следующий проход
  4. Сложность восстановления полотна в случае повреждения бисера, если лопнула бисерина, надежнее всего переделать ряд целиком
  5. При необходимости плавного сужения или расширения по краю полотна образуется лесенка. То есть край получается ступенчатым, а не плавным, как при мозаичном плетении
  6. Консервативность техники – использование бисера разных размеров не дает такого простора для творчества, как, например, в мозаичном плетении или ндебеле. Простор для творчества есть в случае обшивки бисером кабошонов ручным ткачеством, но это не является предметом данной статьи

Небольшое резюме по теоретической части

Как и всякая техника, ручное ткачество лучше подходит для одних задач и хуже – для других. Я использую эту технику, когда мне требуется плоское полотно со сложным рисунком – мне проще контролировать натяжение нити и ровность рядов, чем в станочном ткачестве. Безусловно, ручное ткачество очень трудоемко, но для меня важнее, что в результате получится нечто достаточно долговечное. Не случайно многие из сохранившихся образцов декоративно-прикладного искусства выполнены именно в этой технике.

Как ни крути, объективно оценить стоимость бисерной работы очень сложно. В ход идут расход и стоимость материалов, масштабы и сложность работы, техника также является одним из определяющих критериев. Но даже такой, казалось бы, универсальный критерий как трудоемкость техники, становится индивидуальным, когда мы переходим на личности – кому-то проще, скажем, вышивать, мне лучше дается плетение, и на вышивку небольшой площадки бисером я потрачу больше времени, чем на плетение плоского полотна. Однозначно могу сказать только то, что из техник плоского плотного плетения ручное ткачество – самое трудозатратное (почему – было расписано выше), но оттого оно не менее любимо мной и часто встречается в моих плетеных работах. Высока стоимость тканых вручную работ и по той причине, что я использую для них дорогой цилиндрический бисер (такой бисер есть у японских фирм Miyuki и Toho) – это позволяет сделать полотно гладким и без зазоров за счет формы бисеринок.

Изделия в технике ручное ткачество

Ну и в качестве заключения – «с чем это всё едят», а именно – что можно сплести ручным ткачеством. И немного иллюстраций по некоторым пунктам) Все фото найдены мной на просторах интернета.

Ручное ткачество бисером. Достоинства и недостатки, фото № 1

Картины, панно (чаще используется станочное ткачество из-за его более низкой в сравнении с ручным трудоемкости)

Ручное ткачество бисером. Достоинства и недостатки, фото № 2

Сумочки, очечники и чехлы для разных электронных устройств

Пасхальные яйца, шкатулки и другие сувениры

Пояса и повязки для волос

Ручное ткачество бисером. Достоинства и недостатки, фото № 7

Герданы, галстуки, кулоны, колье и браслеты

Ручное ткачество бисером. Достоинства и недостатки, фото № 9

Ручное ткачество бисером. Достоинства и недостатки, фото № 10
Ручное ткачество бисером. Достоинства и недостатки, фото № 11
Ручное ткачество бисером. Достоинства и недостатки, фото № 12

Вот и всё, что я хотела рассказать. Спасибо за внимание и буду рада ответить на вопросы.

Я продолжаю серию статей относительно хобби. В прошлый раз я делилась своими впечатлениями о RoomBox. Статью об этом вы можете прочитать здесь .

В этот раз мы обсудим недостатки и достоинства хобби бисероплетения. Но прежде чем мы их рассмотрим, давайте вспомним что же это такое.

Бисероплетение - это искусство прикрепления бусин друг к другу, нанизывая их швейной или бисерной иглой и ниткой или тонкой проволокой.

Родиной бисероплетения считается Древний Египет. Ведь именно там три тысячи лет назад изобрели стекло, которое являлось материалом для изготовления бусин. Ими украшали одежды фараонов, плели ожерелья. Мастера Египта изобрели множество методов создания украшений. В ход шли не только бусины, но и драгоценные камни и металлы.

Вы наверняка знакомы с данным видом рукоделия. Еще со времен школы в кабинете трудов можно было обнаружить подделки из бисера, будь то браслетики, картины, деревья или цветы. Такое сложно упустить из виду, ведь выглядит это очень эффектно.

Поэтому начнем пожалуй с плюсов :

Данный вид творчества очень популярен среди рукодельниц. Они с удовольствием выкладывают разнообразные схемы плетения, благодаря чему вы можете сами изготовить для себя изделие, которое вам пришлось по душе.

  • Легкодоступность в приобретении комплектующих

И несомненно это очень важно. Бисер легко найти в любом магазине тканей и, как правило, стоит он недорого.

Есть множество видов бисера. Он может отличатся размером, цветом, формой, страной изготовителя. Что повышает вероятность создания действительно уникальной вещи.

Тут и говорить нечего. Выглядят подобные вещи слишком симпатично.

Возможно Ваша мама или бабушка будет рада получить подарок сделанный руками. А какой конкретно зависит только от фантазии и усердия.

Это миленькое маленькое деревце делала для своей мамы. Использовала белый китайский бисер, проволоку и наполнитель для игрушек, чтобы создавалось ощущение воздушности внутри банки.

Это миленькое маленькое деревце делала для своей мамы. Использовала белый китайский бисер, проволоку и наполнитель для игрушек, чтобы создавалось ощущение воздушности внутри банки.

Что же касается минусов ?

Какими бы вы не были аккуратными, вероятность рассыпать бусины слишком высокая. А собирать их с пола дело утомительное.

  • Можно заниматься только в строго отведенных местах

Вы не сможете внезапно сидя в автобусе достать бисер и начать его метать, в отличии, к примеру, от того же вязания. Поэтому придется выделить дома отдельный уголок для подобного вида досуга.

Конечно все зависит только от того насколько большое изделие вы хотите сделать. К примеру, на это дерево у меня ушло около 8 часов.

Это дерево делала специально для мамы мужа. Здесь мне понадобилось три вида бисера, проволока, нитки, несколько видов декоративных камней. Результат ей очень понравился, да и мне, если честно, тоже.

Это дерево делала специально для мамы мужа. Здесь мне понадобилось три вида бисера, проволока, нитки, несколько видов декоративных камней. Результат ей очень понравился, да и мне, если честно, тоже.

Вот какие плюсы и минусы я смогла выявить за то недолгое время, которое я занимаюсь бисероплетением. Это очень увлекательно, хоть и значительно утомляет монотонность создания. Но если вы хотите чем-то заниматься, Вас это не остановит.

Вышитые работы бисером смотрятся ярко, объемно. Не сказала бы, что это сложнее чем крестики, логически то должно быть еще и полегче, так как там только половина креста. Но все же работа с дополнительным материалом, то есть бисером, немного усложняет общий ход работ. Поэтому я не беру китайский бисер, чтобы не тратить на это еще и свои нервы.

Хочу поделиться некоторыми своими наблюдениями и, может быть, советами.

Во-первых , все таки выбор бисера. Получается вы уже выбрали для себя что вышивать, решили что точно хотите вышивать именно бисером. Я выбрала чешский бисер. Китайский не рассматривала и вовсе. Он у меня есть, 2 цвета по пол банки. Кстати он очень давний, не совсем древний, но брала давно и качество его намного лучше нынешнего китайского бисера. И то там столько брака. Можно выбрать японский, но он дорогой.

Во-вторых . Иногда бывает смысл проверить бисер. У меня есть неприятный опыт с золотистым бисером, который чернеет уже на вышитой работе. Это очень некрасиво. То есть надо проверить как бисер реагирует на влажность и на солнечный свет. А может и на то, и на другое. Речь тут не про воду, не про купание. Иногда просто влажность появляется при перевозке в холодное время. Конечно если кто-то купается с бисерным браслетом, так уж точно проверить надо. Но бывает что увлажненный воздух тоже преподносит сюрпризы.

В-третьих , иголочки. Предположу, что про это уже все знают. Иголочка должна быть специально под бисер, тонкая и острая. Мне нравится иголочка фирмы Гамма в 5 см. длиной, она длиннее чем продается на рынке и везде. Гаммовская иголочка еще и мягче, она у меня не ломается. а просто гнется. Иногда даже как змейка, вся изогнутая бывает.

И каждая работа - это новая иголка. Она должна быть острой. Иногда вышиваешь казалось бы еще хорошей иглой, меняешь в середине работы и сразу чувствуешь разницу уже вышиваемой и новой иголок.

Четвертое мое наблюдение и важное - хорошо натянуть ткань, основу, на которой вышивает. Хорошо если натяжение реально как барабанное))). Иголка тонкая и острая, поэтому будет даже лучше. А так как вышиваем мы бисером как полукрестом, то ткань перекосит и в итоге получится ромб, который никто не сможет вам оформить в нормально.

Еще я вышиваю в двух направлениях. И слева на право, и с права-налево.

В одну сторону обычные полукрестики, а вот в другую изнанка получается как удлиненные полукресты. С натянутой тканью и таким "обратным ходом" тоже немного подстраховываюсь от перекоса.

Но надо контролировать это самое натяжение, чтобы основа всегда была правильно "настроена", Не перекосите ткань уже на рамке или пяльцах.

Для меня только рамка. Тут уже не важен размер наверно, Выбираете такую, на какой размер именно вам удобно натянуть.

Шестое . Освещение , как и в любом рукоделии. Про это уже даже говорили. Есть даже очень хорошие советы в комментариях.

И седьмой мой "секретик". Это скотч. Обычный хозяйственный скотч.

Начинала я вышивать бисером когда мои младшие мальчики только родились и были маленькими. Они любили бисер также как и я. Вернее так же одержимо, но по своему. Они его грызли. Поэтому нельзя было оставить бисер открытым. Нельзя было просто сидеть и вышивать с тарелочкой с бисером. Да и неудобно было все это для меня. Вот все сложилось и появился в бисерном вышивальном процессе скотч)))

Натягиваем ткань на рамку. И на рамку намотаем немного скотча. Сверху рамки и клеевой стороной на верх. И отсыпать на скотч немного бисера. Он не будет сыпаться пока свежий. Начинает сыпаться, можно менять. Удобно со скотча иголкой и бисер брать. Понятно что надо немного осторожно, не тыкать иглой в скотч, он просто порвется. Поддеть бисер и готово. Просто и удобно. Я бы не вышила столько без такого способа. Бисер не сыпется из плошки или тарелки, его не надо убирать от детей и кошки. Он всегда под рукой. Одни плюсы.

Пробовала еще малярным скотчем. Но там клей не совсем липучий. Хотя можно и его.Иногда не видно бисера если он прозрачный и ткань под нее. Есть такой момент. Тогда можно взять малярную ленту или подложить, прикрепить бумагу, наклеить ту же малярку с обратной стороны.

Вот такие секреты и наработки, которые я использую, когда сама вышиваю. Надеюсь и вам что-то поможет. А может вы уже все это знаете?

А может у вас еть еще более простые и интересные советы? Пишите, длитесь. Буду рада Вас услышать, увидеть у себя.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!Благодарю за внимание!


Бисер - это отдельный страх на моем пути вышивальщицы, но я с ним упорно борюсь. Покажу какую красоту мне удалось собрать при помощи 4 цветов! И это даже не предел, а лишь начало.

И всем привет! Я уже несколько лет занимаюсь вышивкой крестом , за которые успела попробовать большое количество тканейоснов для вышивки, непосредственно сами нитки и различные техники из них же.





Милый медвежонок в гамаке! Готовая работа по набору для вышивания бисером "Панда", арт. B-509 от бренда Кроше/Радуга бисера. Процесс, состав набора и очевидные минусы.

Как же давно я не брала в руки наборы для вышивания бисером . Последнее время сконцентрировалась на крестиках и совсем забыла про свою заначку бисерных наборов, а их скопилось довольно много. Вчера закончила небольшую работу с частичной зашивкой "Панда", арт B-509 от бренда "Радуга бисераКроше".

Современная легкая промышленность предлагает широчайший выбор материалов для вышивки. Не потонуть в разнообразии помогает систематизация. Предлагаю вам такую:

Классические материалы для вышивания плюсы и минусы, фото № 1

Подробно я остановлюсь на первой, классической группе.

Основное понятие, которое нужно знать, это каунт, или на родном языке — размер. Каунт — количество блоков в канве или нитей в ткани на дюйм. Популярные каунты для канвы — 14,16,18 крестиков на дюйм, для тканей — 25,27,28,32 нитей на дюйм. Чем выше число каунта, тем мельче вышиваемый крестик. Нам, привыкшим к метрической системе, это не очень удобно, но каунт легко переводится в количество крестиков на 10 см. Для этого каунт умножается на 3.94 (а если собираемся вышивать на ткани через 2 нити, то еще делим на 2). Получается, например, что в канве 14 каунта — 55 клеток на 10 см, а в ткани 32 каунта — 63 клетки.

Ткани блочного плетения — это ткани, сотканные блоками. При чередовании блоков в углах образуются четкие дырочки.
Классический представитель ткани блочного плетения — это канва. Всем известная ткань с четкими дырочками, на которой очень удобно считать крестики и, соответственно, вышивать. На российском рынке можно встретить белорусскую, немецкую, тайваньскую, венгерскую канву. Все они отличаются между собой по жесткости и по «поведению» после стирки. Например, немецкая канва и после стирки не теряет жесткость, а белорусская очень мягкая и до нее.

Классические материалы для вышивания плюсы и минусы, фото № 2

Чаще всего канва на 100% состоит из хлопка (но встречаются полностью вискозные ткани); существует в большой гамме оттенков. Некоторые производители выпускают канву с металлическими нитями (люрексом). Каунты, в которых производится канва, — от 11 до 20. Начинать учиться вышивать лучше именно на канве. Только каунт выбирать не 20-й, а покрупнее.

Классические материалы для вышивания плюсы и минусы, фото № 3

Хардангер. Также ткань с блочным плетением нитей. Эта ткань предназначена в первую очередь для вышивки счетной гладью. Бывает только 22 каунта. Поэтому выбирать ее для вышивки крестом нужно с очень большой осторожностью. Состав 100% хлопок.

Классические материалы для вышивания плюсы и минусы, фото № 4

Классические материалы для вышивания плюсы и минусы, фото № 5

Ткани равномерного переплетения.

В обиходе — равномерка. Исходя из названия понятно, что при переплетении долевых и уточных нитей образуется равномерное полотно. В отличии от канвы, равномерка не имеет четких дырочек, каждая ткань равномерного плетения в зависимости от каунта имеет свое название.

Равномерка делится на ткани на основе хлопка и на основе льна.

У тканей на основе хлопка нить ровная и толстая, у льняных тонкая и неровная, но при этом крестик получается квадратным. Льняные ткани более тонкие и прозрачные.

Некоторые ткани на основе хлопка:

  • Davosa 18 каунт (100% хлопок);
  • Janina 22 каунт (100% хлопок);
  • Linda 27 каунт (100% хлопок);
  • Jubilee 28 каунт ( 100% хлопок);
  • Annabelle 28 каунт (100% хлопок);
  • Bellana 20 каунт ( 52% хлопок, 48% вискоза);
  • Vienna 21 каунт ( 60% вискоза, 40% хлопок);
  • Lugana 25 каунт (52% хлопок, 48% вискоза);
  • Murano 32 каунт ( 52% хлопок, 48% вискоза).

Некоторые ткани на основе льна:

  • Cork 20 каунт (100% лен);
  • Dublin 25 каунт (100% лен);
  • Cashel 28 каунт (100% лен);
  • Belfast 32 каунт (100% лен);
  • Permin Linen 32 каунт (100% лен);
  • Edinburgh 36 каунт (100% лен);
  • Newcastle 40 каунт (100% лен);
  • Ballinа 56 каунт (100% лен);
  • Floba 14 каунт (70% вискоза, 30% лен);
  • Floba Zahlstoff 18 каунт ( 70% вискоза, 30% лен);
  • Floba Fine 25 каунт (70% вискоза, 30% лен);
  • Floba Superfine 35 каунт (70% вискоза, 30% лен).

И для тех, кто не может выбрать между льном и хлопком, существуют:

  • Carrick Fine Linen 45 каунт (55% лен, 45% хлопок);
  • Lucan 32 каунт (48% хлопок, 52% лен);
  • Quaker Cloth 28 каунт (55% лен, 45% хлопок);
  • Brocade - Quaker Cloth 28 каунт (52% лен, 41% хлопок, 7% металлик).

Равномерка выпускается в очень широком цветовом диапазоне. Например, Белфаст имеет 64 оттенка. Выбор основы для вышивки превращается в сотворчество. Одна и та же схема вышитая на разной ткани смотрится по другому.

Классические материалы для вышивания плюсы и минусы, фото № 6

Не однотонные ткани имеют в своём названии приставку Vintage.

Классические материалы для вышивания плюсы и минусы, фото № 7

Ткани в горошек — Petit Point.

Классические материалы для вышивания плюсы и минусы, фото № 8

Ткани в клеточку — Carre.

Классические материалы для вышивания плюсы и минусы, фото № 9

Классические материалы для вышивания плюсы и минусы, фото № 10

Самый большой недостаток тканей равномерного переплетения — после них на обычной канве вышивать не хочется.

Читайте также: