Программа по внеурочной деятельности бисер

Обновлено: 27.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Чудо - бисер» для детей младшего школьного возраста. Программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Чудо-бисер" для учащихся 1-4 классов по ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №61 им. И.А. Касакина»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по общекультурному направлению

Рабочую программу составила

Кряжевских Ирина Гордеевна

Пояснительная записка.

Рабочая программа «Чудо - бисер» является программой внеурочной деятельности и составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования;

- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 61»;

- Пособия для учителя «Внеурочная деятельность школьников», методический конструктор, авторы Д.В.Григорьев, П. В. Степанов, М. «Просвещение» 2011г.;

-учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 61».

Программа объединения «Чудо-бисер» рассчитана на 4 года обучения.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-11 лет. Приём в коллектив происходит на основе собеседования. В каждой группе по 12-15 человек.

Занятия проводятся 1 час в неделю - 35 часа в год. Учебный час - 35 минут.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. В наше время этот старинный промысел получает новое рождение.

Техника бисероплетения требует тонкого понимания красоты, безукоризненного вкуса, художественного такта, фантазии и мастерства. Бисер привлекает детей игрой света, радостью, красотой, он дает ощущение волшебства и таинственности. Красиво исполненные изделия будоражат детское воображение, заставляют фантазировать. Это искусство очень занимает детей, способствует их творческой активности, создает обстановку доброжелательности, сближает их с природой. Эта техника требует усидчивости, терпения, трудолюбия. Дети учатся планировать свою работу, распределять время. Процесс выполнения требует от учащегося многих действий. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнении действий. Большое влияние оказывает изготовление работ из бисера на умственное развитие детей, их мышления.

Бисер хорош и тем, что дети очень быстро ощущают результат своего труда. Бисерные изделия, сделанные на первых занятиях, восхищают детей, заряжают творческой энергией, пробуждают интерес к этому творчеству, зарождают добрые чувства. А творчество - это надёжный резерв жизненной активности и увлечённости.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве.

В ходе работы учащиеся знакомятся с основами бисероплетения, историей бисера, осваивают способы плетения и вышивания бисером. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, “культуру творческой личности”. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей.

Человек с глубокой древности имел потребность украшать себя и окружающие его предметы. Носить украшения люди начали намного раньше, чем одеваться. Стремление украшать себя, жилище, предметы быта было одним из проявлений чувства прекрасного, началом развития художественного вкуса, творческого подхода к обыденным вещам.

Мир не стоит на месте. Его прогрессивное развитие происходит на основе освоения и приращения опыта поколений, но дети способны не только осваивать опыт. Они приносят в него своё неповторимое, новое, своеобразное: новые идеи, новые предназначения, новые сочетания и созидающие противоречия. Детское творчество - это своеобразный и более чем реальный потенциал общества завтрашнего дня.

Цель и задачи программы

Целью данной программы является: создание условий для творческого развития личности, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им бисерного искусства, приобщение детей к ценностям прикладного творчества.

Образовательные - углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирования знаний по основам композиции, цветоведения и освоении техники бисероплетения.

Воспитательные - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам, привитие овнов культуры труда.

Развивающие - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического художественного вкуса.

Основные идеи:

- Творчество не является уделом избранных;

- Творчеству можно учить;

- Творчество стимулирует детей к активности, вызывает повышенный интерес к занятиям.

Основные принципы программы:

- Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);

- Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;

- Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;

- Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;

- Принцип культуросообразности: знакомство с историей бисера,с рукоделием разных народов,

- Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей,

- Принцип интеграции: разных форм и техники плетения,

- Принцип целостности: соблюдение единства обучения и развития с одной стороны, системность с другой.

В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная образовательная программа может быть использована как в организации внеурочной деятельности на всех уровнях образования, так и в организации кружковой работы в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей. Образовательная программа «Путешествие в мир бисероплетения» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по бисероплетению»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

« ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ»

Возраст детей: 7-18 лет

Срок реализации: 3 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Издавна люди использовали различные природные материалы для изготовления украшений. Первоначально это были семена растений, ракушки, различные морские камешки причудливой формы, позднее – драгоценные и полудрагоценные камни, наконец, металлические и стеклянные бусины. В России бисер появился еще в IX- XI веках, но наибольшего расцвета это рукоделие достигло в XVIII веке и частично в начале XIX века. В старину детей приобщали к бисерному рукоделию с шести-семи лет и к десяти-одиннадцати годам они справлялись со сложными изделиями. Сегодня это полузабытое искусство обрело новую жизнь. Современные украшения из бисера прекрасно сочетаются и дополняют одежду, украшают наш интерьер. Каждая выполненная из бисера вещь индивидуальна, хранит тепло рук мастера и может стать оригинальным сувениром или подарком для друзей и близких.

Творческое воображение и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей ребенок очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию детей бисер и бусинки могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Такое занятие доступно даже для начинающих и не очень умелых ребят.

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создания. Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными разрушителями культурных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо детей, независимо от возраста и способностей, приобщать к творческой деятельности.

Образовательная программа «Путешествие в мир бисероплетения» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.

Большое значение для творческого развития детей, их эстетического воспитания, имеет знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, способствует гармоничному развитию личности. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Открывает самый широкий простор для выявления творческих способностей, делает их жизнь духовно богатой, многогранной.

В настоящее время педагоги сталкиваются с другой проблемой - развитие мелкой моторики. Многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о том, что «способности детей находятся на кончиках их пальцев» (В. Сухомлинский). В начальных классах учителя вынуждены решать проблему развития мелкой моторики рук учащихся в больших детских коллективах, а это значительно труднее, чем при индивидуальном обучении. Занятия в творческих объединениях по семь-восемь человек – наиболее эффективный метод для развития мелкой моторики.

Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие.

Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.

Работа детей в кружке по бисероплетению имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации.

Данная образовательная программа всесторонне освещает различные приемы и виды работы с бисером. Изделия, выполняемые обучающимися, служат отчетным материалом работы объединения. Ими оформляются выставки, их представляют на конкурсы, используют как сувенирные подарки.

Целью программы является формирование в детях духовно-культурных ценностей через овладение искусством бисероплетения.

Задачи:

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие - формирование у обучающихся творческого мышления: умение воплощать собственный творческий замысел; умение импровизировать в изделии; развитие аналитико-синтетической деятельности мышления на основе работы со схемами; формирование оперативного образа объекта труда.

Программа рассчитана на три учебных года:

- первый год обучения – 144 часа;

- второй год обучения – 216 часов;

- третий год обучения – 216 часов.

- первый год обучения – два раза в неделю по два часа;

- второй и третий года обучения – три раза в неделю по два часа;

Состав группы постоянный, разновозрастный, не менее восьми человек. Занимаются дети в возрасте 7-18 лет. Набор в творческое объединение производится на добровольной основе, без определенных требований в соответствии со способностями и наклонностями детей.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ СЛЕДУЮЩИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. От 26.07.2019 с изменениями дополнениями в силу) «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 г. № 1897;

Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Пункт 20 приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Постановление Главного государственного стандартного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Стандартно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 22 мая 2019 г.);

Пункт 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 272 – Ф3;

Учебный план МКОУ «Джаргалахская СОШ» на 2019-2020 учебный год;

Положение о составлении рабочей программы учителями предметниками МКОУ «ДСОШ»;

НАПРАВЛЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДАННОГО КУРСА

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывает у младших школьников большой интерес. Кружковые занятия по обучению учащихся бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, а именно, о бисероплетении. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, “культуру творческой личности”. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. Результат будет достигнут, если ребенок на занятии займет позицию “я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребенка будет использован полностью. На теоретическую часть занятия должно отводиться меньше времени, чем на практические действия. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с проволокой и ножницами. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор детей. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов из бисера вызывают повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной жизненной позиции.

Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.

Цель курса внеурочной деятельности:

Формирование устойчивого интереса к бисероплетению как виду декоративно-прикладного искусства и древнейшего рукоделия. Использование элементов бисероплетения для развития моторных навыков и творческих способностей во внеурочное время.

Задачи курса внеурочной деятельности:

привить интерес к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;

развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;

воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей. Обучение строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.

Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, развивается мелкая моторика. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.

С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами.

В конце учебного года рекомендуется организовать отчетную выставку изделий, провести обсуждение работ.

На современном этапе развития образования и воспитания очень важно, чтобы в стремительном потоке изменения нашего общества не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего человечества, т.е. актуальными и значимыми в процессе воспитания и образования остаются предметы художественно-эстетического цикла. К этому циклу относится бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время востребованным и непрерывно развивающимся видом художественного творчества. Данная программа посвящена обучению детей младшего школьного возраста создавать игрушки, цветы, женские украшения и другие поделки из бисера на проволоке и нитке.

Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в тоже время захватывающий процесс, который нравится детям. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что, изготавливая игрушки, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущим видом деятельности.

Обучение бисероплетению развивает эстетическое восприятие, т.к. неразрывно связано с вопросами цветовосприятия, композиции и гармонии. Прикосновение к миру красоты создает у детей положительные эмоции, ощущение радости. Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики, которое тесно связано с развитием речи и умственным развитием в целом. Создавая изделия из бисера, необходимо уметь понимать различные схемы, вести счет бисеринок, что, несомненно, развивает мышление. Бисероплетение способствует формированию нравственных качеств – трудолюбия, заботливого отношения к старшим и др. Бисероплетение учит ребенка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, дает первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей. Сегодня большинство родителей нацеливают детей на занятия умственными видами деятельности или так называемыми - “перспективными” - это английский язык, информатика, пение, танцы, теннис и т.п. А вот современный рынок труда требует хороших, квалифицированных, образованных рабочих, т.е. профессионалов, творящих руками. Поэтому и воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни. Данная программа адекватна возрастным возможностям, она направлена на воспитание творческой личности, на её самоопределение, на формирование системы ценностей.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТРОИТСЯ НА СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПАХ:

Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематич­ности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировоч­ной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к само­стоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формиро­вания потребности в творчестве и умений творчества.

Одним из результатов преподавания программы кружка «Вдохновение» является решение задач воспитания – осмысление и присвоение школьниками системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИСЕРОПЛЕТЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ БИСЕР»

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

Бисероплетение – живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шерсть или шёлк, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далёком прошлом.

Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – очень тонкая, кропотливая работа, требующая особого терпения, любви к этому делу. Осваивая технику низания бисером, дети познают ещё одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира.

Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь школьника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приёмами позволит постигнуть тайну художественного мастерства бисероплетения.

Мода на украшения, игрушки, сувениры из бисера стремительно растёт. В связи с этим актуальным становится организация занятий по бисероплетению в рамках внеурочной деятельности.

Программа «Волшебный бисер», являясь прикладной, носит практико – ориентировочный характер и направлена на овладение младшими школьниками основных приёмов бисероплетения, даёт возможность проявить себя как личность и раскрыть свой внутренний мир.

Актуальность программы по бисероплетению - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, в приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога с семьей.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы внеурочной деятельности « Разноцветная бусинка» Е.В. Григорьевской, Ю.Г. Уваровской.
Программа способствует развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи "Природа - Человек - Предметная среда".

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Рабочая программа построена так, чтобы дать младшему школьнику представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. У школьников развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно – прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют культуру творческой личности (развитие природных задатков, творческого потенциала). У младших школьников ещё недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога индивидуального подхода к ребёнку. Программа построена таким образом, чтобы ребенок занял позицию « я хочу это сделать сам». Для заинтересованности младших школьников в работе используют разработку эскиза и схемы изделия самим ребенком.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, презентации фотовыставок этапов изготовления поделок.

Нормативно-правовой и документальной базой программы являются:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

1.1. Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по декоративно – прикладному виду внеурочной деятельности

В последнее время бисероплетение стало популярным видом рукоделия. Многообразие форм, расцветок и материалов, из которых изготовлен бисер, представляет массу идей для творчества. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

Основная задача занятий заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы.

Образовательные:

1. Углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения;

2. Формирование знаний по основам композиции, цветоведения и освоения техники бисероплетения.

3. Обучение всем видам и техникам плетения бисером.

Воспитательные:

1. Привитие интереса к работе с бисером и желание совершенствоваться в данном направлении декоративно – прикладного творчества;

2. Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

3. Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной;

4. Приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого

5. Воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости и терпения при работе с мелкими деталями, самостоятельности, умения довести начатое дело до конца, гордости за свой выполненный труд, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Развивающие:

1. Раскрытие творческих способностей детей;

2. Развитие образного мышления, моторных навыков, внимания, фантазии;

3. Формирование эстетического художественного вкуса;

4. Обучение детей работать самостоятельно и в коллективе.

Программа способствует:

- повышению внутренней мотивации ребенка;

- появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бус, бисера, стекляруса;

- возникновению желания образовательных областей;

- развитию мелкой моторики, развитию точных движений пальцев рук;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей;

- предполагает построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми.

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей младшего школьного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей этого возраста;

- строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями;

- принципа творчества (развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах);

- принципа индивидуально-личностного подхода (учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка);

- принципа культуросообразности (знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов);

- принципа разноуровневости (выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей).

1.2. Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей детей на внеурочных занятиях по курсу «Бисероплетение» невозможно представить без интеграции различных школьных предметов в обучении плетению из бисера. Причём, учитель не только опирается на имеющиеся у учащихся знания, полученные в школе, но и сам сообщает информацию по различным школьным предметам при изучении с детьми нового материала по бисерному рукоделию. Что, конечно же, требует от преподавателя постоянного совершенствования собственных знаний по различным школьным дисциплинам и расширения своего кругозора.

На первом же занятии дети знакомятся с историей бисероплетения, которая неразрывно связана с историей развития человечества: от первобытно-общинного строя до наших дней, что благотворно влияет на формирование целостной картины мира в сознании учащихся. В начальной школе эта связь просмтривается на уроках окружающего мира. Далее воспитанники пополняют свои знания в цветоведении: изучают хроматические и ахроматические цвета, осуществляют подбор цветовых сочетаний бисера в зависимости от фактуры бусин для коллекции. Подобные сведения пригодятся и в школе на уроках изобразительного искусства. А сведения по правилам техники безопасности при работе с проволокой, леской, нитью, инструментами: ножницами, бокорезами (кусачками), круглогубцами напрямую пересекаются с ОБЖ.

На занятиях по бисероплетению детям необходимы элементарные знания чисел и цифр для счёта набранных бусин в изделии и чтения схем. Также, при обучении бисерному рукоделию, необходимы знания различных геометрических фигур и понятий. Например, понятие «параллельные прямые» используется при обучении способу параллельного низания, а умение различать прямую и волнистую линии пригодится при составлении эскизов, т.е. речь идет о межпредметной связи «бисероплетение – математика».

Бисерное рукоделие неразрывно связано с такими школьными предметами, как биология и география, а в начальной школе это окружающий мир, природоведение. Как правило, из бисера плетутся цветы, деревья и животные (насекомые). При изготовлении деревьев воспитанники изучают составляющие части дерева: корни, ствол, ветви, листья, хвоя, крона. Изучают формы крон и силуэты деревьев различных природных зон. Перед началом плетения даже самого простого цветка из бисера педагог знакомит детей с общим строением цветов: пестик, тычинки, лепестки, чашелистики, листья, стебель. Без знаний о строении животного или насекомого, о количестве конечностей, форме туловища, его расцветке так же невозможно выполнить реалистичную фигурку. Достоверность сведений по биологии очень важна, а ведь даже в литературе по бисероплетению встречаются шестилапые пауки, что искажает восприятие детьми окружающего мира.

Также, при изучении видов украшений и способов плетений, дети знакомятся с различными странами и народностями, населяющими их. Например, способ плетения «ндебеле» пришёл к нам из бисерных изделий африканских племён, а нагрудное украшение «гайтан» («гердан») носили в славянские народности (русские, украинцы, беларусы). Изучают элементы народного костюма своего родного края.

На занятиях по бисероплетению для стабилизации нервно-психологических процессов, для повышения сосредоточенности и внимания, для активизации творческой деятельности, для создания психологического настроя используется музыкальный фон. При этом дети слушают как классическую, так и современную музыку. Для расширения кругозора воспитанников педагог сообщает автора звучащего произведения или опирается на знания детей, полученные на уроках музыки в школе.

В образовательной программе по внеурочной деятельности «Волшебный бисер» большое внимание уделяется валеологическому аспекту, что способствует сохранению здоровья воспитанников. Для профилактики утомления применяются физкультминутки и игровые моменты, которые повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают нервно-психическое и мышечное напряжение. Для проведения физкультурных минуток используются упражнения из программы по физической культуре, которые помогают снять усталость у детей, поднять им настроение.

На занятиях по бисероплетению регулярно проводятся упражнения для снятия утомления глаз, что особенно важно для сохранения зрения у детей, так как зрительный анализатор способствует познанию и личностному росту, установлению комфортных отношений с окружающими и с самим собой.

В подготовке презентаций к занятиям педагог использует отрывки литературных произведений, соответствующие теме. Подготавливая аннотацию к своей работе, для участия в выставках и конкурсах воспитанники пишут стихи и мини-сочинения. Т.е. прослеживается связь курса с литературным чтением.

Так повелось, что большинство учащихся не осознают необходимости изучения общеобразовательных дисциплин, а межпредметная связь на занятиях бисероплетением повышает качество знаний учащихся; повышает и развивает интерес учащихся к школьным предметам; расширяет кругозор учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала; приобщает ребят к научно – исследовательской деятельности, способствует развитию творческих возможностей учащихся.

Таким образом, использование межпредметных связей на внеурочных занятиях «Волшебный бисер» стимулирует научно-поисковую, творческую деятельность, как учащихся, так и преподавателя, а также способствует гармоничному развитию личности учащихся и педагога.

Материально - техническое обеспечение программы

Помещение для проведения занятий должно быть оснащено доской, партами, стульями, иметь достаточное освещение.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Бисероплетение».

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

- Закона «Об Образовании» РФ.

- Положения о внеурочной деятельности образовательной организации МБОУ средняя школа №6 и плана внеурочной деятельности.

-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

Актуальность программы

Воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, разрушения нравственных норм и ценностей, в силу которых существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Целенаправленные и стихийные процессы привели к значительным изменениям в общественной системе воспитания. Гаджеты заменили многие понятия о красоте, доброте, общении.

Внеурочная деятельность должна помочь открыть детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии, творческой активности, в воспитании художественного вкуса.

Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности позволяет обучающимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности.

Программа имеет практическую значимостью. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.

Значение бисероплетения для развития обучающегося:

· Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

· Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

· Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы низания.

· Происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.

· Развивает пространственное воображение – учит читать схемы, по которым плетутся изделия и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

· Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

· Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

· Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

На занятиях «Бисероплетение» учащиеся изучают народные традиции в выполнении различных изделий, знакомятся с национальным колоритом и своеобразием.

Программа предусматривает выполнение как индивидуальных, так и коллективных работ, что способствует развитию самостоятельности, инициативы и ответственности личности. Творческие задания на каждом занятии позволяют осуществить индивидуально-личностный подход к обучению учащихся.

Программа включает как рационально-логические, так эмоционально-художественные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

- русский язык (развитие устной речи па основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности; описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

-литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания образа изделия);

-математика (моделирование - преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация обьектов, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

-окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

-изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна).

-экономика (в процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы).

Цель модулей 1-4:

Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.

- Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

- Формирование умения создавать творческий продукт.

- Формировать способности обучающегося самостоятельно выполнять творческий продукт.

Формы и методы реализации программы:

· Фронтальная и индивидуальная беседа.

· Практикум формирования умений пользоваться цифровой, графической схемой и терминологический.

· Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.

  • трудовая мастерская (поделки ко Дню Матери, Новый год, 23 февраля, 8 Марта…)

· Участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

  • Игровой
  • познавательный
  • практический
  • наглядный
  • метод релаксации
  • занятия - исследования
  • работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий, работа с Интернет-ресурсами
  • рассказ, беседа, дискуссия
  • проект дизайна

Место курса в учебном плане

Программа разработана для обучающихся 1-4 класса реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в общем объеме 203 часа . Количество часов за год: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 68 часа, 4 класс – 68 часа. Наполняемость группы от 5 до 12 человек.

Модуль 1 (1 класс)

Формирование у детей умений и навыков потребности трудиться, добросовестного отношения к трудовой деятельности

Читайте также: