Саамское шитье и вышивка бисером

Обновлено: 30.04.2024

Библиотека работает
вторник- пятница: с 09.00 до 19.00
понедельник, суббота: с 10.00 до 18.00
воскресенье - выходной день
Последний день месяца -
Санитарный день 1, 2, 8, 9 мая - ВЫХОДНЫЕ И
ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
2, 3, 4 марта: с 09.00 до 19.00
5 марта - с 10.00 до 18.00
6, 7, 8 марта - ВЫХОДНЫЕ И
ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
Библиотека работает
5 марта - с 10.00 до 18.00
6, 7, 8 марта -
ВЫХОДНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
вторник- пятница: с 09.00 до 19.00
понедельник, суббота: с 10.00 до 18.00
воскресенье - выходной день
Санитарный день Последний день месяца -
В СВЯЗИ СО СЛОЖНОЙ
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ
с 8 по 28 февраля 2022 года Библиотека работает
понедельник - пятница: с 10.00 до 18.00
суббота, воскресенье - выходные дни
4, 5 января - с 10.00 до 17.00
30 декабря: санитарный день
31 декабря, 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9 января –
ВЫХОДНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
--->

Цикл временных выставок, посвященных декоративно-прикладному искусству народов Северо-Запада России и Прибалтики, пополняет тематический показ «Шитье бисером в традиционной культуре саамов». Здесь будут представлены уникальные изделия XIX – XX веков, изготовленные мастерицами Российской Лапландии.

Согласно легенде, лунная дева Акканийди научила саамских девушек создавать прекрасные узоры из разноцветных жемчужин, камушков и ягод. Традиционные изделия из сукна украшались бисером, известным у саамов, вероятно, уже с XVIII века. Шитье бисером встречается в самых разнообразных предметах традиционного быта этого народа. Уже с первых дней жизни саамов окружали изящные вышитые бисером узоры. Замшевая крыша люльки расшивалась разноцветными бусинками, а в ногах крепилось украшение-оберег для защиты малыша от нечистой силы. В мужском костюме также присутствовали красочные вышитые детали – на околышах шапок и охотничьих нагрудниках. Праздничную упряжь оленей декорировали бисерными орнаментами.

Однако больше всего саамские женщины, конечно, украшали предметы своего обихода: принадлежности для рукоделия – игольники, сумочки для рукоделия, чехольчики для наперстков и проч.; элементы костюма – пояса, обувь, оборы. Но самые богатые орнаменты присутствовали на шамшурах, праздничных головных уборах замужних женщин. Мастерство умелицы высоко ценилось, и давало возможность даже бедной девушке быть просватанной богатому жениху. Искусство бисерных узоров и ныне продолжает передаваться саамскими мастерицами из поколения в поколение.

Автор идеи: О.М. Фишман, д.и.н., заведующая отделом этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики РЭМ.

Автор концепции: А.А. Заньковская, научный сотрудник отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики РЭМ.

Данная онлайн-выставка представляет уникальные изделия саамских мастериц Российской Лапландии. Согласно легенде, лунная дева Акканийди научила девушек создавать прекрасные узоры из разноцветных жемчужин, камушков и ягод. Традиционные изделия из сукна украшались бисером, известным у саамов, вероятно, уже с XVIII века. Шитье бисером встречается в разнообразных предметах традиционного быта саамов. Мы можем видеть элементы праздничной оленьей упряжи, игольники, сумочки для рукоделия, чехольчики для наперстков, пояса, головные уборы, обувь, украшения-обереги для люльки и т.д.

Для составления орнаментов использовали в различных сочетаниях бисер белого, желтого, синего, реже зеленого цветов. В узорах присутствуют геометрические мотивы (прямые линии, зигзаги, треугольники, кресты, ромбы, квадраты, прямоугольники, различные розетки), а также изобразительные, в виде антропоморфных фигур. Стилистической особенностью кольско-саамского шитья бисером является наличие на фигурах и углах контуров небольших петлевидных элементов, которые отличают его от узоров других народов Севера. Данные мотивы являются признаком архаичного происхождения орнаментов кольских саамов, так как подобные элементы встречаются на орудиях железного века и раннего Средневековья северной Фенноскандии.




Орнаменты традиционно выполняли не только декоративную, но, в первую очередь, обережную функцию, о чем свидетельствуют узоры, расположенные не на виду, например, на позатыльниках шамшур, скрытых под головным платком.




Шитье бисером встречается в самых разнообразных предметах традиционного быта этого народа. Уже с первых дней жизни саамов окружали изящные вышитые бисером узоры. Замшевая крыша люльки расшивалась разноцветными бусинками, а в ногах крепилось украшение-оберег для защиты малыша от нечистой силы.




В мужском костюме также присутствовали красочные вышитые детали – на околышах шапок и нагрудниках с охотничьими принадлежностями.






Праздничную упряжь для «женских» оленей декорировали бисерными орнаментами. Суконные ошейники, лямочки и пояса украшали оленей невесты.





Однако больше всего саамские женщины, конечно, украшали предметы своего обихода: принадлежности для рукоделия – игольники, сумочки для рукоделия, чехольчики для наперстков и прочее; элементы костюма – пояса, обувь, оборы.





Самые богатые орнаменты присутствовали на праздничных головных уборах: шамшурах у замужних женщин и перевязках у девушек.

Мастерство умелицы высоко ценилось, и давало возможность даже бедной девушке быть просватанной богатому жениху. Искусство бисерных узоров и ныне продолжает передаваться саамскими мастерицами из поколения в поколение.


Шапка девичья зимняя. с. Ловозеро, 2015 г. Фонды РЭМ.

Библиотека работает
вторник- пятница: с 09.00 до 19.00
понедельник, суббота: с 10.00 до 18.00
воскресенье - выходной день
Последний день месяца -
Санитарный день 1, 2, 8, 9 мая - ВЫХОДНЫЕ И
ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
2, 3, 4 марта: с 09.00 до 19.00
5 марта - с 10.00 до 18.00
6, 7, 8 марта - ВЫХОДНЫЕ И
ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
Библиотека работает
5 марта - с 10.00 до 18.00
6, 7, 8 марта -
ВЫХОДНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
вторник- пятница: с 09.00 до 19.00
понедельник, суббота: с 10.00 до 18.00
воскресенье - выходной день
Санитарный день Последний день месяца -
В СВЯЗИ СО СЛОЖНОЙ
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКОЙ
с 8 по 28 февраля 2022 года Библиотека работает
понедельник - пятница: с 10.00 до 18.00
суббота, воскресенье - выходные дни
4, 5 января - с 10.00 до 17.00
30 декабря: санитарный день
31 декабря, 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9 января –
ВЫХОДНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
--->

Саамский костюм во всём его разнообразии - вот тема нашей группы! В наши дни не каждый может похвастаться тем, что у него в гардеробе есть хотя бы один национальный костюм.
Здесь вы найдете сведения по саамским костюмам, поясам, головным уборам, ткачеству и ремеслам саамов.

СААМСКИЙ КОСТЮМ язык узоры музыка сказки

СААМСКИЙ КОСТЮМ язык узоры музыка сказки запись закреплена

СААМСКИЙ КОСТЮМ язык узоры музыка сказки

СААМСКИЙ КОСТЮМ язык узоры музыка сказки запись закреплена

«Наподобие шлема Афины». Праздничный костюм кольских саамов.
______________________________________________________________
1 ноября, воскресенье, начало в 17.00

В первое воскресенье ноября в Российском Этнографическом музее состоится лекция о праздничной одежде саамов.
Показать полностью.
В лекции рассматриваются основные виды кольско-саамского костюма (мужского и женского), сложившиеся к концу XIX – началу ХХ веков.

Автор рассказывает об их происхождении, уникальных особенностях покроя и изменениях, которые костюм претерпел в процессе общения с соседними народами: русскими, коми и ненцами. Изначально основным материалом для изготовления одежды саамов служили шкуры, для отделки использовались цветная ровдуга (замша) и шкурки пушных зверей.

Уже начиная с XVI в. под влиянием русских в костюме саамов появляются ситец, холст, сукно. К концу XIX в. у русского населения были переняты кафтан, сарафан, передник, головные платки. Через посредство коми-ижемцев саамы заимствовали ненецкий комплекс одежды. Это привело к повсеместному использованию «малицы» (верхней одежды) из оленьих шкур мехом внутрь и меховой обуви – «пимов». Тем не менее, в этот период сохраняются и архаичные типы одежды: «печок» (шуба глухого покроя) и «юпа» (длинная рубаха в форме трапеции). Геометрические орнаменты вышивки бисером, треугольные суконные привески, шумящие подвески из олова и металла отсылают к древней финно-угорской традиции украшения женского костюма.

Лектор: Анастасия Анатольевна Заньковская, научный сотрудник отдела этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики, руководитель проекта «Формы репрезентации традиционной культуры российских саами».

Лекция пройдет 1 ноября (воскресенье). Начало в 17:00
Стоимость лекции – 250 руб. Билет приобретается в кассе музея (за 30 мин. до начала лекции).

Фотографии: 1. Анастасия Анатольевна Заньковская. 2. Женский праздничный головной убор. Шамшура. Кольские саамы. Кольский уезд Архангельской губернии. Конец XIX - начало XX века Экспедиция В.А. Плотникова 1907 г. РЭМ

3. Костюм женский повседневный. Архангельская губ. Саамы. ХIX век. РЭМ.

4. Фрагмент экспозиции «Народы Северо-Запада России и стран Прибалтики XVIII – XX вв»

Читайте также: