Сагео как завязать

Обновлено: 27.04.2024

Сагэо — шнур для крепления ножен на поясе — представляет собой длинный плоский шнур, продеваемый в отверстие на специальном выступе ножен, называемом кури-гагата и находящемся в 7—8 см от их устья. После того, как меч в ножнах засовывают за пояс, ножны привязывают к

Поясу посредством сагэо, чтобы предотвратить его выпадение оттуда и надежно зафиксировать на месте.

Обычно сагэо имеет длину около 180 см. Однако у сино-би-гатаны он намного длиннее — от 240 до 360 см. Дело в том, что ниндзя использовали сагэо не только для крепления ножен за поясом, но и другими способами, которые известны под общим названием «семь способов использования сагэо».

1. В абсолютной темноте ниндзя, как и все обычные люди, видеть не могли. Поэтому при проникновении во вражеский дом следовало использовать кое-какие меры предосторожности, чтобы не напороться вдруг на хозяина, севшего в засаду с занесенным над головой мечом.

Если ниндзя предполагал наличие засады, он использовал уловку, именуемую «дзасагаси-но дзюцу», или «дза-сагури-но хо», — «техника поиска места» (рис. 46). Суть этой техники состоит в том, чтобы двигаться в кромешной тьме по

Рис. 46. Дзасагаси-но дзюцу (дза-сагури-но хо)

Комнате по траектории полукруга, используя меч в качестве щупа. Для этого нужно вытащить меч вместе с ножнами из-за кушака, достать клинок из ножен так, чтобы в устье осталось лишь 5—6 см и, взявшись за рукоять, выставить меч вперед(лезвие обращено вверх, спинка меча, естественно, развернута вниз) с подвешенными на нем ножнами как щуп. Чтобы ножны не упали на пол, их нужно придерживать, натягивая сагэо, который сначала держат левой рукой, а потом зажимают между зубами. Приняв такую изготовку, можно перемещаться, двигаясь спиной вдоль стены и как можно ниже припадая к полу. Мечом с висящими на нем ножнами действуют как щупом, двигая из стороны в сторону, словно обмахиваясь веером. Если ножны вдруг натолкнутся на какую-то преграду, значит, в темноте притаился враг — ведь в середине японской комнаты никакой мебели не бывает, а шпион двигается спиной вдоль стены и может хорошо ориентироваться в пространстве. В такой ситуации ниндзя выплевывает шнур, ножны падают на пол, а «невидимка», мгновенно отдернув руку с клинком для замаха, наносит два-три укола в темноту, туда, где был обнаружен объект.

Здесь нужно отметить две дополнительных хитрости. Во-первых, ниндзя должен двигаться, опустившись максимально низко, чтобы его не настиг внезапный горизонтальный рассекающий удар. Во-вторых, уколы нужно выполнять, развернув клинок горизонтально, так как велика вероятность, что они придутся в область ребер. Если клинок стоит вертикально, он наткнется на ребра, и рана не будет опасной.

2. Сагэо можно использовать как замену пояса, если его перерезали в рукопашной схватке, или просто нет под рукой. В случае ранения шнур может заменить жгут для остановки кровотечения путем тугой перетяжки конечности на отрезке, расположенном ближе к сердцу, чем рана.

Другой вариант применения — связывание пленника. Длины «шпионского» шнура вполне для этого достаточно.

Правда, в такой ситуации ниндзя мог воспользоваться и гораздо более короткой веревочкой, длиной в каких-нибудь 6 сун (около 18 см), откуда и происходит ее название: «рокусун-нава» — «веревка длиной в 6 сун». Иное название той же веревочки раскрывает сущность этого способа

Рис. 47. Техника связывания юби-гатамэ

Связывания — «юби-гатамэ-нава» — «веревка для связывания (удержания) пальцев». Пленнику заводили обе руки за спину, скрещивали большие пальцы его рук и крестообразно перетягивали иx шнурком пониже сустава (рис. 47). Освободиться от такой «фиксирующей повязки» практически невозможно. А небольшие размеры шнурка позволяют запросто «перевязать» одним сагэо, порезанным на части, человек семь-восемь.

3. Сагэо можно использовать в качестве ёдзын-нава — «веревки предосторожности» при использовании уловки нава-бари— «натягивание веревок». Этот способ использования шнура входит, кроме того, в число так называемых «хитростей на дороге» (цуро-сикакэ). Чтобы уберечься от «визита» нежданного гостя, ниндзя протягивал веревку поперек входа в свою спальню на высоте голени. В ночной темноте при отсутствии освещения такая веревочная преграда оказывалась весьма неприятным сюрпризом для

Врага: споткнувшись о нее, он кубарем летел на пол комнаты. Разбуженный шумом падения, ниндзя располагавшийся, как правило, в самом центре комнаты, моментально выхватывал меч из ножен и одним махом наносил удар в том направлении, куда падал незадачливый противник.

4. Перебираясь через высокий забор, ниндзя приставлял к нему синоби-гатану, воткнув ее окованным металлическим кончиком ножен-кодзири в землю. Зажав кончик сагэо в зубах, он отталкивался ногой от широкой гарды и прыгал вверх, стараясь схватиться руками за гребень. Вскарабкавшись на вершину стены, «невидимка» шнуром втягивал за собой меч. Такая уловка называлась «цуры-га-тана-но хо» — «способ ужения меча» (рис. 48—49).

5. Сагэо использовали для постановки «походной палатки» при ночевке в «полевых условиях» («нонака дзын-бари-но хо» — «постановка лагерем в поле»). Для этого ниндзя обвивал шнуром три-четыре стоящих поблизости друг от друга дерева и сверху натягивал лист промасленной бумаги, под которым можно было укрыться от дождя и снега.

6. Еще один вариант употребления сагэо для устройства «места ночлега» назывался табимакура-но хо — «способ походной подушки». В этом случае использовалась пара мечей — длинный и короткий. Связав шнуры обоих мечей друг с другом, ниндзя туго натягивал их под телом. Мечи помещались вдоль тела, и ниндзя ложился спиной поверх связанных сагэо. Большой меч (дайто) находился слева от шпиона, а малый (сёто) — справа. Спал шпион, обхватив дайто левым предплечьем (рис. 50). Если подкравшийся враг пытался отобрать меч у заснувшего ниндзя, то связка с другим мечом не позволяла сделать это незаметно. А ниндзя, очнувшись ото сна, но все еще оставаясь в лежачем положении, сбрасывал ножны в сторону ног и одновременно обнажал меч движением руки в сторону головы и закалывал врага. По-

Рис. 48. Цури-гатана-но хо (1)

Рис. 49. Цури-гатана-но хо (2)

Добный вариант обнажения меча (батто) очень характерен для ниндзя. Из-за того, что выхватывание происходит одновременно с броском ножен в противоположном направлении, скорость этого движения почти в два раза выше, чем при других способах выхватывания меча.

Кроме того, при неожиданном нападении противника, когда нужно срочно удирать, а времени заткнуть мечи за пояс нет, благодаря связанным сагэо их можно просто повесить на шею и бежать в таком виде, на ходу приводя себя в порядок.

7. Яри-домэ-но дзюцу — «способ остановки копья», или нагацука-дори — «захват длинного древка» — так называется техника оплетания длинного древкового оружия противника вроде копья или алебарды с помощью шнура, чтобы сковать его действия и, воспользовавшись временной беспомощностью, заколоть мечом (рис. 51).

Для этого необходимо вытащить меч из-за пояса вместе с ножнами и мгновенно привязать к рукояти конец сагэо. После этого клинок извлекают из ножен правой рукой. Нож-

Ны как дубинку берут в левую руку рядом с устьем (коигу-ти) и вытягивают в сторону противника в положение сэй-ган: рука находится напротив точки тандэн, локализуемой

Рис. 51. Яри-домэ-но дзюцу

В месте на три пальца ниже пупка, а кончик оружия устремлен в горло противника. Правую руку с обнаженным мечом поднимают над головой в позицию дзёдан, так чтобы сагэо оказался туго натянутым в вертикальном положении с левой стороны от тела шпиона. В этой позиции нужно ждать действий противника.

Если противник наносит укол копьем в живот, удар отражают скрещенными мечом и ножнами движением сверху вниз, стараясь прижать копье к земле. Если это удалось, следует мгновенно наступить ногой на древко, придавить его к земле и одновременно уколом меча поразить противника. Если противник наносит укол в лицо, удар отклоняется «крестом» снизу вверх, после чего нужно нанести укол мечом, скользя им вдоль древка копья.

Если же противник колет в грудь слева от сагэо, нужно сделать небольшой шаг вперед-вправо по диагонали, отражая укол влево, согнуть левую руку в локте и зажать древко

Копья в сгибе руки. Затем, скрещивая меч и ножны, оплести шнуром древко копья противника. Следуя за возвратным движением копья, сблизиться с противником и пронзить ему грудь клинком, находящимся в горизонтальном положении.

Если противник выполняет укол справа от сагэо, нужно сделать шаг по диагонали вперед-влево, отклонить копье влево, зажать его древко под правую мышку и оплести шнуром, сковав движения. При попытке противника выдернуть оружие моментально с ним сблизиться и заколоть.

Сохрани у себя на стене!

Как завязать шнурок (сагео) на ножнах.

Евгений Пряженцев

Влад Фисенко

Михаил Чепурной

😳

Пассатижами?

Михаил Чепурной

А, дошло. Криворукая китайская слепая бракодельница завязывает же. Половину ниток из кисточки на конце сагэо выдрала.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Сагео и цукаито своими руками

Необходимые инструменты и материалы:
* Марудай

При отсутствии заменяется диском из картона, пластика, пенопласта и т.п. с отверстием в середине и 32 симметрично расположенными надрезами по окружности. Для удобства надрезы можно пронумеровать или обозначить необходимыми цветами, а сам круг поделить на 4 сектора.

* Катушки или шпульки (подойдут картонные)

* Набор маленьких грузиков (или тяжелые катушки с металлическим наполнением) для натяжки нитей и мешочек с грузом для шнура

Нитка, затягивающий мешочек прикрепляется к шнурку, который вы плетете. Эта нитка не должна быть слишком жесткой, иначе она испортит шнурок. Общий вес мешочка должен быть примерно в половину меньше, чем общий вес катушек.
* Нитки для плетения. Мулине, ирис, любые нитки для вышивания, х/б или шелк.

На картинке 4. правая нить при перекрещивании идет поверх левой.
Результат:

Другие цветовые схемы:


Схема плетения из 16-и нитей:

Цветовые схемы
Подробнее о кумихимо можно узнать из книги Jacqui Carey "Creative Kumihimo" (книга есть в сети).

Если присмотреться к японским катанам и другим формам меча, у них на ножнах (сая 鞘 ) в месте переноса и снятия имеется обмотка шнуром, это тоже узел, особый.

Первоначально, шнуровка (иногда в 2-х местах) на сая, служила средством привязи катаны к поясу для удобного быстрого доставания клинка.





Обычно на ножнах имеется специальный выступ с отверстием, в который продевается шнур, по цвету подходящий к рукояти, затем следует сложное перематывание и перевязывание.



Способ завязки ( 結び方 (мусуби-ката)) – самый распространенный:

下緒結び – «Шитатё (или 下げ緒 Сагэо)-мусуби» - «Узел нижнего шнура».



Основанный на «поперечном узле» «Тёутё-мусуби» ちょうちょ結び ( 横結び ) иначе называемом «узел бабочки» «Тёу-(тёу)-мусуби» 蝶 ( 々 ) 結び , который очень широко применяется в различных ремеслах Японии (оби, кроссовки, подарки и т.п.), с виду кажется простым, но это кому как:





Перекрутка по краям выступа ножен катаны, обычно по 3 или 2 петли от него.









































Без выступа на ножнах 5 петель:



Упрощенный в конечной форме (1-2 петли):







Оружие ставится на пьедестал узлом вниз, хотя, если узел сильно большой и красивый, то может быть вверх или боком:


Для справки: сагэо (или сагео) — это шнур из хлопка, льна или шёлка, который крепился к ножнам клинкового японского оружия и применялся для различных военных, бытовых или церемониальных нужд. Для дорогих самурайских мечей плоские сагэо вручную плелись специальными мастерами, синоби же или ронины могли довольствоваться обычными шнурами или веревками. Длина сагэо варьировалась в зависимости от типа клинка:

  1. Танто — 90см
  2. Вакидзаси — 110см
  3. Катана — 180см
  4. Тати — 350см


Первый способ называется «Дзасагури но хо»– «способ обшаривания места»
Когда ниндзя оказывался в незнакомом тёмном помещении, в котором где-то мог затаиться враг, рекомендовалось взять меч в руки, на две трети обнажить клинок, один конец сагэо взять в зубы, а другой оставить привязанным к ножнам (можно также удерживать меч в правой руке, а шнур – в левой на уровне живота). Вытянув вперед руки с мечом и максимально присев, надлежало «сканировать» территорию перед собой, двигаясь в очень низкой позиции и перемещая меч влево-вправо. Как только кончик ножен упирался во что-то мягкое, следовало тут же отпустить конец сагэо (роняя ножны на пол) и мгновенно не раздумывая нанести последовательно колющий и рубящий удар по врагу.


Способ второй — «Ёдзиннава но хо» – «способ охранительной верёвки»
Протянув в дверном проёме комнаты, где он спал, свой сагэо, ниндзя мог не опасаться, что кто-то войдёт в комнату без спроса – зацепившись за шнур, враг или падал, или производил достаточно шума для того, чтобы ниндзя проснулся и нанёс удар мечом, который оголённый лежал рядом. Этот же метод можно использовать и как ловушку для часового или незваного гостя – в этом случае ниндзя садился сбоку от двери или пути следования часового, клал полуобнажённый меч, чем-либо прикрыв его, недалеко от себя, а сагэо брал в руки. Таким образом, натянув шнур, можно было создать преграду для идущего мимо или входящего в комнату врага. Как только враг падал, ниндзя хватал свой меч и наносил удар. Очень похожий метод описан в «Бансэнсюкай» в разделе цуро-сикакэ («Ловушки на пути») под названием навабари.


Третий способ «Сагэомакидзимэ но хо» – «способ оплести и пережать шнуром»
Использование сагэо как замены потерянного или разрезанного пояса, жгута при ранениях (метод хобаку нидзёиру но хо), удавки для бесшумного убийства или для связывания пленного врага – всё это относится к сагэомакидзимэ но хо. Также к этому методу относятся технические действия, производимые петлёй, образованной сагэо, связывающим рукоять и ножны меча или ножны и не вынутый меч.


Способ четвертый «Цуригатана но хо»– «способ выуживания меча»
Об этом методе уже было сказано ранее, при описании использования гарды меча ниндзя. Приставив меч к стене, ниндзя, брал конец сагэо в зубы и, опираясь ногой на гарду, влезал на стену, «выуживая» меч наверх за шнур.


Способ пятый «Нонака дзинбари но хо» – «способ разбить лагерь в поле»
Вбив четыре колышка в землю, ниндзя по периметру обвязывал их сагэо и, положив сверху лист промасленной бумаги или что-то другое, мог уснуть, не опасаясь намокнуть после дождя. Также, найдя несколько близко расположенных деревьев, можно было использовать их вместо колышков – а плащ как импровизированную «крышу» над головой.


Шестой способ «Табимакура но хо» — «способ сна в пути»
Соеденив при помощи сагэо свой меч и нож или короткий меч, ниндзя ложился сверху на шнур таким образом, чтобы меч оказался с правой стороны, а нож – с левой (или на оборот). В случае, если кто-то захотел бы схватить меч и напасть на спящего, шнур мгновенно будил ниндзя и он мгновенно отвечал нежданному гостю ударом ножа в горло.

Седьмой способ «Нагацукадори но хо» — «способ схватить длинную рукоять»
Связав шнуром сагэо рукоять своего меча и ножны, ниндзя получал дополнительное гибкое оружие в виде натянутого шнура, которым он мог активно оплетать длинное оружие (копьё, шест) или рукоять меча противника, блокируя при этом как мечом, так и ножнами или одновременно и тем, и другим. Если меч или ножны оказывались выбитыми из рук, ниндзя мгновенно подтягивал их к себе за шнур. При защите от атак противника в верхний или нижний уровень, чаще всего использовался метод дзюдзидомэ но хо 十字止めの法 – «метод остановки крестом»: крестообразный блок вверх или вниз, после которого следовало оплетание и атака мечом. В случае удара в среднюю часть тела, ниндзя, уклоняясь, блокировал удар противника влево или вправо и мгновенно зажимал древко в подмышке. Затем, опутав его оружие при помощи сагэо, сближался и наносил укол мечом. Если противник пытался одёрнуть своё оружие назад, это только упрощало ниндзя задачу – он двигался вместе с оружием и атаковал врага в грудь или горло. Такой метод получил название яридомэ но хо 槍止めの法 – «метод остановки копья».

Читайте также: