Шамордино иконы вышитые бисером

Обновлено: 03.05.2024

На улице какой— то сильный ветер и странная погода, может и к лучшему, что мы сейчас дома.

Захотелось мне сегодня поговорить о красоте, потому что по —моему мнению, иконы вышитые бисером — это очень красиво. И канал мой не только о прямой переделке, но и о измененном качестве, к примеру был набор, а стала картина.

Впервые я увидела такие иконы 7 лет назад. Я ехала в Москву, у меня были определенные обстоятельства и мне очень хотелось попасть в Храм Христа Спасителя, но я хоть и неоднократно была в Москве ( живу в 8 часах от нее), но вот , где он находится не знала.

Так я и уснула с этой мыслью, а на утро получилось, что в 6 утра я пошла на красную площадь, днем была встреча, а вечером поезд в другой город. Я просто шла по улице, возле кремля и пришла к нему. В церкви при храме я увидела икону вышитую бисером, меня просто она притягивала. Я до сих пор помню это ощущение. Она была вся в жемчужинах, расшитая золотом. Для меня было открытие, что разрешаются такие иконы.

До этого я такого нигде не встречала. Сейчас это уже обычное дело, даже у нас в провинции. Та икона была , конечно очень красивая и изготовлена очень известным мастером, сейчас уже не вспомню кем, так как прошло много лет.

Затем я ухала в другой город, где узнала, что продаются наборы для вышивания различных икон бисером.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Вышитые иконы монастыря Шамордино

Летом довелось побывать в Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни в Шамордино в Калужской области.
Поразили вышитые иконы в соборе.
Фотографировать естественно, нельзя. Но удалось купить открытки.
Конечно, в бумажном, и тем более в отсканированном виде они выглядят совсем не так, как в соборе, в натуральную величину, при мерцающих свечах. Когда золотые нити и драгоценные камни отражают блики и кажется, что лики святых оживают. Это действительно завораживает.
И ещё.
Я, конечно, понимаю, что икона должна находиться в храме: это предмет культа и поклонения.
Но.
Обычная икона в храме полностью чернеет от свечей и кадил примерно за 80 лет. Но она поддаётся очистке и реставрации.

Вышитой иконе потребуется гораздо меньше времени чтобы краски поблекли, образ потемнел, драгоценные камни и нити покрылись копотью.
Интересно, будут ли они после этого как-то реставрироваться и восстанавливаться?
Или же тенденция будет примерно такая, как выразился один подслушанный мной то-ли турист, то-ли паломник: "Монахинь много. Сошьют новые."
Ну и поскольку создатели икон во все времена не считали нужным подписывать свои работы и раскрывать свои секреты, любоваться шедеврами будем тоже не спрашивая: кто и как это сделал.

1. Спас Вседержитель.
Спас Вседержитель или Пантократор — центральный образ в иконографии Христа. Может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте.



Икона Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»)

Неупиваемая чаша
Иконографически восходит к типу Богородицы-Оранты. Мария изображена в молитвенной позе с воздетыми руками, Младенец Христос — стоящим в чаше и благословляющий обеими руками.

Молящиеся перед этим образом могут получить исцеление от болезней, в том числе от алкоголизма и наркомании.

икона Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы"

Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет"
На иконе Пресвятая Богородица держит Своего Божественного
Сына, а в другой руке - цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности

Плач Пресвятой Борогодицы



Св. Иоанн Богослов

Св. Пантелеймон Целитель
На православных иконах представлен юношей в одеянии, традиционном для изображения целителей — хитоне с золотыми нарукавниками, синей рубашке с золотым оплечьем и плаще, собранном на груди. В правой руке мученический крест, в левой — коробочка для лекарств, по форме напоминающие чудотворные реликвии.



Св. преподобномученица великая княгиня Российская Елисавета

Икона Царственных Мучеников


Св. великомученик Николай

Св. Николай Чудотворец
На иконе святой Николай Чудотворец держит в руках Евангелие. В этом ценное напоминание для верующих о том, что Николай Чудотворец не забывает о них, пребывая на Небесах, и продолжает творить добро и давать напутствие людям, созерцая свыше жизнь человеческую. На моленных иконах Николай Чудотворец чаще всего изображается по пояс. Слева в верхнем углу изображался Иисус Христос, справа – Богородица с дарованным Николаю омофором в руках.


Пресвятая Богородица Калужская

Божья Матерь изображена на иконе с семью воткнутыми в сердце мечами. Число 7 в Св. Писании означает полноту чего-либо, а в данном случае полноту горя, печали и болезни сердечной, которые были перенесены Пресвятой Девой Марией в Ее жизни на земле. ( я обратила внимание, что эта икона есть у многих водителей автобусов с туристами и паломниками в Калужской области)

Святые Сергий и Никон Радонежские

Преподобный Амвросий Оптинский

(в миру Ал. Мих. Гренков) (1812—91)
Духовник Оптинской пустыни; один из самых значит. представителей старчества.
Для рус. культуры большое значение имели тесные отношения А. с писателями (Ф. М. Достоевским, К. Н. Леонтьевым, М. П. Погодиным, Е. Поселянином, Т. И. Филлипповым); встречался с Л. Н. Толстым. Возможно, личность А. повлияла на образ старца Зосимы в "Братьях Карамазовых" Достоевского. По инициативе и при участиии А. создан ряд обителей, в т. ч. Казанская Амвросиевская жен. пустынь в с. Шамордино Калужской губ., где А. скончался. В 1988 А. канонизирован Рус. Правосл. Церковью.

Преподобный Серафим Саровский.

В глухом лесу, на половине пути от келлии к монастырю, лежал необыкновенной величины гранитный камень. Вспомнив о трудном подвиге святых столпников, о. Серафим решился принять участие в подвижничестве сего рода. Для сего он восходил, чтобы не быть ни от кого видимым, в ночное время на этот камень для усиления молитвенного подвига. Молился он обыкновенно или на ногах, или стоя на коленях, с воздетыми вверх руками, Чтобы уравнять ночные подвиги дневным, о. Серафим и в келлии имел камень. На нем он молился во время дня с утра до вечера, оставляя камень только для отдохновения от изнеможения сил и для подкрепления себя пищею. Такого рода молитвенный подвиг он нес по времени в течение тысячи суток.

Святая Великомученица Варвара

Святая великомученица Варвара была дочерью знатного язычника Диоскора. Когда её отец был в отъезде, она приняла христианство.
Узнав об этом, Диоскор пришёл в бешенство, избил дочь, и предал её в руки правителя Мартиана, гонителя христиан.
Мартиан долго старался уговорить святую Варвару поклониться идолам. Он обещал ей всякие земные блага, а затем, видя ее непреклонность, отдал на истязания: святую Варвару били воловьими жилами до тех пор, пока земля вокруг не обагрилась кровью. После избиения раны натерли власяницей. Едва живую Варвару бросили в темницу. В полночь темницу осиял несказанный Свет, и Сам Господь Иисус Христос явился к страждущей великомученице, исцелил ее раны, ниспослал ее душе радость, утешил надеждою блаженства в Небесном Царстве.
Правитель приговорил её к казни. Казнь совершил сам отец.
В предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к ее помощи; от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них Свою благодать.

скачать одним файлом с яндекс-диска.
32 иконы, около 60 мб. Средний размер 2000х25000. Качество отличное.

Организатор нашей паломнической поездки заказывал экскурсию в Оптиной пустыни и в Клыково (в пустыни Спаса Нерукотворного). Только в женском монастыре Шамордино мы были предоставлены сами себе, поэтому главным ориентиром для нас был план обители, размещенный на стенде около Казанского храма.

После очередной фотосъемки мы разбрелись по монастырской территории. Я и еще несколько женщин из нашей группы прямиком направились в Казанский храм.

О впечатлении, которое произвел внешний и внутренний вид храма, было в предыдущей статье . Теперь я расскажу, какие в Шамордино святыни – иконы, источники и т.д.

Об иконах

В Казанском храме среди множества икон есть и чудотворные. Что значит чудотворная? Это значит, что молящиеся у этого образа получили благодатную помощь, в том числе и исцеления от различных болезней.

С левой стороны на аналое лежала икона, на которой изображен старец Амвросий Оптинский с какой-то инокиней. За неимением экскурсовода я поинтересовалась у монахини, которая поправляла свечи на подсвечнике, кто изображен рядом со старцем?

Монахиня сказала, что зная интерес паломников к святому месту, не отказывается рассказать то, что знает. Хотя по её словам в монастыре живет матушка, которая проводит экскурсии и рассказывает интереснее, но в данный момент она болеет. Когда монахиня рассказывала о монастырских святынях, её обступили не только мы, но и другие приезжие.

На иконе, о которой я спрашивала, старец Амвросий изображен с первой настоятельницей монастыря – схимонахиней Софией (Болотовой). Образ этот небольшой, ничем не приметный, и среди больших храмовых икон скромно лежит на аналое. Но матушка Иринея сказала, что эта икона чудотворная. По молитвам у этого образа было несколько случаев исцелений, в том числе и онкологии.

Вторая чудотворная икона в этом храме – Казанская. К этому образу Божией Матери приходят помолиться люди с плохим зрением. Обычно после идут на источник для погружения в целебную воду.

В Казанском храме помимо двух чудотворных икон есть образ Оптинских старцев с 12 мощевиками и ковчег-мощевик с 28 частицами святых угодников Божиих.

В 2018 г. В Шамордино прибыла еще одна святыня – частица мощей св. Амвросия Оптинского. Сейчас она находится в алтаре. Её выставят, когда сделают специальную сень.

Источники

В Шамордино не один источник, а три. В двух – Казанском и Амвросиевском набирают воду, а на «Живоносном источнике» для желающих окунуться построена закрытого типа купель.

Монастырь был построен богатейшим человеком, купцом-чаеторговцем Сергеем Васильевичем Перловым. Все постройки в одном стиле, все красного кирпича, резные окошки, башенки. Вся территория - сказочный сад под снегом. Представляю, как там красиво летом. Три источника, купальня, удобный спуск к источникам с лавочками, чтобы передохнуть. Очень красиво, очень.

А это уже внутри. Хоть и висит объявление, что съёмка запрещена, на территории монастыря снимать разрешают везде, кроме харама.

А это уже внутри. Хоть и висит объявление, что съёмка запрещена, на территории монастыря снимать разрешают везде, кроме харама.

Но самое интересное ждало меня внутри храма. Огромный, светлый. И иконы. Какие там иконы! Это потом я узнала, что едут туда из-за них. Представьте себе огромные храмовые иконы, полностью расшитые золотом, бисером, бусинами, стразами. Я застыла с неприлично открытым ртом. Потом взяла себя в руки и внимательно рассмотрела их все. Я впервые видела золотое шитьё близко вживую. В монастыре есть мастерская, в которой сёстры вышивают всю эту красоту.


Всё-таки прав был классик, сказавший: "А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта". Не знаю, как он узнал, но так оно и есть! )

Всё началось с того, что из просторов интернета узнал: земля Калужская весьма богата на храмы и монастыри всяческие. И, более, того, один из самых именитых — находится неподалёку, близ деревни Шамордино. Собственно, в обиходе и сам монастырь носит такое же название. Ну, а если придерживаться официальностей, то это — "Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь Шамордино".


— Чем знаменит монастырь? — спросите вы. А я вам отвечу:
— Своими вышитыми иконами!

Может, для кого-то, это и не самый весомый аргумент, но не в нашем случае. ) Супруга уже давно занимается вышиванием бисером больших икон и посмотреть на творчество коллег по цеху — всегда интересно. Тем более, что в Шамордино бисером вышивают храмовые иконы. Кто не в курсе: это полотно, размером в метр-полтора.

Вечер ушёл на то, чтобы прокинуть маршрут и наметить ориентиры. А остальное — дело техники и нафигатора.


Дорога на Козельск — не из широких: полоса туда, полоса оттуда. Но вполне приличного качества. Местами вокруг трассы располагаются деревушки. Вполне такие аккуратные деревушки. Где в любое время можно приобрести сельхозпродукцию или сувениры а-ля народный промысел. Так как мы ехали в конце августа, то вдоль ворот выстроились аккуратные ряды тыкв. Причём, насыщенного ярко-оранжевого цвета! Я такие и не видел нигде. Разве что на картинках. У нас, завсегда, были тыквы жёлтого цвета. )

К слову о дороге: от основной трассы к монастырю необходимо пробраться сквозь деревушку. Вот там дорога — не из лучших, но и не настолько расхристанная, чтобы оставитть в ней подвеску. Проехать можно даже на обычном седане. Зато наградой вам будет — замечательные виды и, собственно, строения монастыря.

Возле монастырской стены — достаточно места для парковки авто. Не знаю, как тут по великоцерковным праздникам, может, и не протолкнуться. Но в другие дни — вполне себе вольготно.



При входе на территорию монастыря вас встретит табличка-предупреждение: "Фото- и видеосъёмка на территории монастыря запрещена"! Вот так вот. Не знаю, кто и с какими мыслями повесил эту табличку, но сделал он это зря! Сама архитектура и открывающиеся виды таковы, что сложно удержаться от того, чтобы не запечатлеть на память. Собственно, все так и делают: кто-то украдкой, кто-то — особо не стесняясь и не заморачиваясь. На мой взгляд, табличку надо заменить на "Без фото выходить ЗАПРЕЩАЕТСЯ"! Ну, разумеется, в рамках разумной дозволенности. Может, внутри храма и нельзя фотографировать. В кельи, или там, трапезную, посторонним вход и так воспрещён. Но то, что снаружи-то, почему бы и не запечатлеть для памяти и рассказов за самоваром?

Добавлю в рассказ немного летописи: "…Весь Шамординский монастырь построен на средства богатейшего чаеторговца купца Сергея Васильевича Перлова и его жены Анны Яковлевны. Казанский собор, трапезная, сестринский корпус, больница и другие постройки – всё выдержано в одном стиле и выполнено из красного кирпича. До посещения монастыря я не представлял и не знал, что из обычного кирпича можно творить такие узоры.
…Архитектор Казанского собора – Сергей Шервуд, сын Владимира Шервуда, который построил здание Исторического музея в Москве на Красной площади. Казанский собор в Шамордино его собрат, и по размерам тоже грандиозен
". Согласитесь, нынешним "купцам" есть чему поучиться у купцов того времени. В такие моменты, почему-то, совершенно иначе воспринимаются события столетней давности. Да и эйфория революционной страны "рабочих и крестьян" перестаёт впечатлять. Но это — так, лирическое отступление…


Ориентироваться в самом монастыре не сложно. Во-первых, по всем туристическим маршрутам проложены дорожки. А во-вторых — имеется указатель, с подробным описанием строений и планировки территории.



Несмотря на, более чем, почтенный возраст — монастырь основан в 1884 году — выглядит всё достаточно добротно. А при реставрации и благоустройстве не чураются современных материалов. Главное, чтобы всё выглядело в тему и гармонично.




История самого монастыря достаточно интересная, чтобы не упомянуть её в своих "Записках путешественника". Итак, "… ещё, когда маленький хуторок около деревни Шамордино принадлежал небогатому крестьянину, Оптинский старец Амвросий уже внутренним зрением видел здесь монастырь и знал, каким образом он появится…

Этот крестьянин ушёл в Оптину пустынь, а старца Амвросия попросил продать кому-нибудь его имение. При монастыре в то время жила монахиня Амвросия, в миру богатая помещица Александра Ключарева. У неё был сын, жена которого скончалась после родов, и две внучки-близняшки, которых она взяла к себе на воспитание. Девочки – Люба и Вера – были похожи друг на друга как две капли воды и очень набожные. И вот для них то старец и посоветовал матушке купить землю в Шамордино, что она с радостью и сделала. Только вот план нового дома старец Амвросий нарисовал собственноручно и немного непонятно – зал попросить сделать в восточной части, и комнаты по-особому расположить. Матушка слушала, удивлялась, но дом построился, девочки стали там жить. Они очень любили играть, но – не в куклы, а в устраивание у себя разных богослужений. Старец про их игры сказал странную фразу: «Ничего, пусть молятся, ведь они знают, что туда готовятся». Девчонки болтали между собой, и в разговорах промелькнула мысль, что «после 12 лет им жить стоит и не хочется». И, действительно, в этом возрасте близнецы заболевают дифтеритом…

В своем духовном завещании матушка Амвросия просит, чтобы если вдруг что-то случится с её внучками, в Шамордино устроить женскую обитель …

Так на месте барского дома устроился храм – и план его соответствовал всем нужным для обустройства церкви требованиям…


Монастырь не выглядит серым, унылым и скучным. Наоборот — очень много цветов и зелени. Ну, и солнечный денёк подфартил!

В отношении икон скажу я вам: "Стоит, други мои, ох, стоит съездить в Казанский собор. Даже если вы глубокий атеист — поезжайте! Потому что такие вышивки встречаются в жизни не часто"!





Оговорюсь — я не нарушал покой святых. И не делал шпионских снимков. Я просто запомнил иконы, и отыскал их на просторах интернета. Конечно, можно купить набор открыток всех вышитых икон, но, поверьте, все эти репродукции — бледное подобие того великолепия, которое откроется перед вами. И от этого становится странным и непонятным тот факт, что в монастырской лавке посетителям предлагаются какие-то ширпотребовские вещи совсем уж никакого качества (( даже увезти в качестве памятного сувенира — нечего. Типографские иконки, пластиковые лампадки, серебряные крестики — всё это есть в каждой церковной лавке. А где иконы ручной работы? Та же вышивка? Пусть, не храмовые. Пусть — дорожные, но чтобы были!
Разговор же с монахиней, и вовсе, поверг в уныние — полчаса слушал пафосные изречения напыщенной "служительницы культа" о том, как "на одну из сестёр снизошло одарение и она вышивала иконы даже без эскизов и будучи ослепшей на один глаз. И висят эти иконы сто лет, и даже не меркнут и не выцветают. А все нынешние вышивальщики бисером — это от Лукавого. И нет в них света, и радости, и души, и вообще!".
А фурнитура в тех иконах встречается — современная. Не всегда высокого качества, даже "made in China" и та имеется. Нет, я не умаляю заслуг и труда сестры-вышивальщицы. Но что ж загребать-то мирян в неисправимых идиотов, которые не могут отличить ручную роспись от машинной? В общем, хмыкнул я на её байки и пошёл смотреть далее.

Отдельно упомяну — на территории монастыря имеется три источника. Разумеется — все живительные! А как же иначе? Те, кто уловил сарказм в моих словах — правильно уловили. ) Я из тех людей, которые красят яйцы на Пасху и поздравляют друг друга с Рождеством. Однако ж похихикивают над всеми "Проявлениями воли Всевышнего" и с опаской косятся на человека, соблюдающего посты — "А не больной ли"? Но при всём при этом соглашаются с доводом: "И всё-таки что-то такое этакое над нами имеется"! Вот, после созерцания икон и кружевной архитектуры построек XIX века решили сходить к источникам. Приложиться к святому. Ну, я — естественно — ради галочки, ибо во все "святые воды" не верю категорически. Правда, один из источников заставил меня пересмотреть свои взгляды на непонятное…

Чтобы прояснить ситуацию — вернёмся немного в прошлое, к выезду из Калуги. Сам я желудочными и прочими внутренними недугами не хвораю. А тут, почти сразу после выезда, начал побаливать желудок. Не сильно, но крайне неприятно. В дороге погрыз печенюшек. Попил водички — боль не унималась, давящая такая боль. Пока доехали до монастыря — давить начало сильнее. Погуляли по монастырю, по храму. Повпечатлялись. Решили — а пойдём к источникам! а к тем источникам — ещё вниз спускаться метров 250-300. Вот же блин…


Болело здорово — аж в глазах темнело порой. Думаю, неужто не спущусь, раз приехал? С остановками, но спустился. Благо — на всём маршруте имеются площадки для отдыха, на которых имеются скамеечки. В общем, спустился. А обратно, думаю, как-нибудь выкарабкаюсь… к утру, но вылезу)))


Надо отметить, что обустроено всё добротно — основательный помост, обшитый деревом. Скамейки для отдыха. Столик, на котором можно наполнить водой из источника принесённые ёмкости. Там же — стальные кружки-ковшики для желающих испить водички. Есть обустроенная купель — мужчины и женщины окунаются в раздельных помещениях. Разумеется, источник располагается выше от купели. Так что воду для питья набирают до неё, а не после ))

Вот, добрался. И, как говорил знакомый медведь, из одного источника похлебал. Посидел на скамеечке, чтобы в глазах посветлело. Хмыкнул, мол, вот они, ваши чудесные источники.

Потопал к следующему. Он — по горизонту — метрах в трёхстах.


Иду да с семьёй рассуждаю на тему "Вода. Физические и химические свойства". Вспоминаю: "Вода — жидкость без цвета, вкуса и запаха. Универсальный растворитель"… дошлындал до второго. Уж не знаю, как он называется. Кстати, воды из него истекает меньше, чем из "Живоносного". Похлебал воды оттуда. А она — другая на вкус😕 Ну, я ж в советской школе учился. ПионЭром был. И если родная партия сказала: "Бога нет!", значит, и чудес быть не должно! Что ж с того, что вода на вкус иная? Да легко! Она в другом водоносном пласте располагается. Ай, да я! :)

Посидел, посмотрел на деревья вокруг. Желудок давит. Скепсиса — на двоих уже хватит))) пополз к третьему источнику (их там три). Это ещё метров 300 в горизонте. Иду и думаю: "Кажися, недалеко от монастыря был спуск в сторону низины. Может, он недалеко располагается? Я бы по нему и выполз…" Дошёл до третьего источника. Называется "Казанский источник". Воды — ещё меньше, чем из второго.


Вода — на вкус — отличается от первых двух. Но мы же — "Естествоведение" изучали, про водоносные горизонты все помним, да? ))) Ну, думаю, попью водички и, с долгими перерывами, полезу наверх, к машине; только надо попить "про запас". Попил. А боль возьми и утихни😮😮😮 реально! Перефразируя детского писателя: "Стала "вавка" затухать и затихла"! Да как так-то?! Но ещё пол-кружки воды набрал. Облокотился на перила… а вокруг — такая тишь, такая красотища! Дышится легко, солнышко греет. И — главное! — никакой боли… Ушла и больше не возвращалась ни разу) Обратно поднялся — на одном дыхании! С тех пор и пребываю в задумчивости: что ж это такое было-то? Можнете сказать, мол, вера лечит. Но — в том-то и дело: никакой веры — сплошная насмешка и скепсис. Теперь не знаю, как дальше зубоскалить-то?)))

Читайте также: