Удмуртские украшения из бисера

Обновлено: 05.05.2024

Женские украшения тесно связаны с бытовым укладом народа. Они отражают его духовные и эстетические ценности, являются одним из направлений декоративно-прикладного творчества. В женских украшениях XVIII- нач. XX вв. использовали серебряные монеты – русские (в особенности царские рубли и мелкое серебро) и иностранные, жетоны, разнообразные бляхи, пуговицы, металлические накладки и подвески. Позже в украшениях появились медали и советские монеты.

Своеобразие южно-удмуртских украшений заключается в том, что большинство их составлено на тканевой основе. Среди них выявлены локальные варианты, характерные для той или иной этногруппы.

Украшения женщины надевали на свадьбу, проводы в армию и другие торжественные случаи. Дорогие серебряные украшения сохранялись столетиями как семейная драгоценность и переходили от поколения к поколению.


Образец бытования комплекта шейно-нагрудных украшений с южноудмуртским костюмом.

Участница конкурса невесток - молодых замужних женщин – из Малопургинского района. Республиканский праздник Гербер.


Украшение шейно-нагрудное женское южноудмуртское (чыртывесь).
Материал: серебро, металл, пластик, бисер, ткань х/б, лен.
Техника: ручная.
Кон. XVIII – нач. XX вв.

Шейно-нагрудный комплекс завьяловско-малопургинского куста,представленный на выставке, называется «чыртывесь» (букв. шейные бусы). Он объединяет два элемента: шейный «питрес, йыр йыл» и нагрудный «сузет, куинь сузетэн».

Первоначально, вероятно, оба этих элемента, шейный и нагрудный, были самостоятельными украшениями, затем объединены в одно целое. Шейное украшение без нагрудного считалось девичьим.


Украшение нагрудное женское южноудмуртское (сузет, куинь сузетэн).
Материал: серебро, металл, ткань х/б, лен.
Техника: ручная.
Кон. XVIII – нач. XX вв.


Нагрудный элемент «сузет, куинь сузетэн» – это три вертикально вытянутые овальные полоски белого холста, обшитые серебряными монетами. Использовано здесь и несколько монетовидных жетонов, а также подвесок из недрагоценных металлов.


Украшение нагрудное женское южноудмуртское. Фрагмент


На нагрудник нашивали монеты от 20 копеек до 1 рубля. Располагали их в соответствующем порядке: крупные в центре, мелкие по краям. Серебряные монеты – излюбленный материал для украшений. Серебро, по представлениям многих народов, – металл, наделенный магической функцией, синоним всего светлого, радостного, символ красоты, богатства, здоровья.


Украшение нагрудное женское южноудмуртское. Фрагмент. Жетон монетовидный. Аверс (слева), реверс.


Фабрика Д. Кучкина, основанная в 1898 г. в Москве, массово выпускала монетовидные жетоны, продававшиеся для народностей, в женский костюм которых входили украшения из монет. На большинстве из них на одной стороне изображена женская головка в окружении французской надписи «ornements des femmes» (украшение для женщин), другая сторона чаще всего занята изображением двуглавого орла.


Украшение нагрудное женское южноудмуртское. Фрагмент. Подвеска.Материал: металл.
Техника: ручная.
Кон. XIX – нач. XX вв.


Такие подвески из недрагоценных металлов в небольшом количестве довольно часто встречаются в массе серебряных монет южноудмуртских украшений.


Украшение нагрудное женское южноудмуртское. Фрагмент. Подвеска (с неровными краями).
Материал: металл.
Техника: ручная.
Кон. XIX – нач. XX вв.


Украшение нагрудное женское южноудмуртское. Фрагменты.
Материал: серебро, металл, ткань х/б, лен.
Техника: ручная.
Кон. XVIII – нач. XX вв.


Украшение шейное женское южноудмуртское (питрес, йыр йыл).
Материал: серебро, металл, пластик, бисер, ткань х/б, лён.
Техника: ручная.
Кон. XVIII – первая половина ХХ в.


Шейное украшение «питрес, йыр йыл» в виде полумесяца или подковы из льняной ткани плотно прилегает к шее и застегивается крючками, пуговицами. Шейное украшение надевали на верхнюю рубаху вместе с нагрудным украшением, закрывая ворот.


Украшение шейное женское южноудмуртское. Фрагменты.
Материал: серебро, металл, пластик, бисер, ткань х/б, лён.
Техника: ручная.
Кон. XVIII – первая половина ХХ в.


Украшение шейное женское южноудмуртское. Фрагмент.
Материал: серебро, металл, пластик, бисер, ткань х/б, лён.
Техника: ручная.
Кон. XVIII – первая половина ХХ в.


По верхнему краю пришивали от двух до 4 низок прозрачного бисера и пуговицы, часто встречаются и мелкие красные кораллы, а в наиболее старинных вариантах - маленькие раковины каури. Основное поле этого элемента зашивалось серебряными монетами: в верхних рядах мелкими (не выше гривенника), в нижних – более крупными (рубли, полтины). Самая ранняя монета на украшении датирована 1748 г., поздняя – 1928.


Украшение шейное женское южноудмуртское. Фрагмент. Монета 1 рубль. Аверс (слева) и реверс.
Материал: серебро.
Техника: чеканка.
РСФСР.
1921 г.


Монета серебряная. Выпущена Петроградским монетным двором. Размер и вес монеты полностью соответствует поздним царским рублям. На аверсе в центре изображён герб РСФСР образца 1920 года.


Украшение шейное женское южноудмуртское. Фрагмент. Монета 1 рубль. Аверс (слева), реверс.
Материал: серебро.
Техника: чеканка.
Россия.
1897-1801 гг.

Монета серебряная. Выпущена при императоре Павле I.

Такой рубль, с крестообразным рисунком на оборотной стороне, соединяющим П и I, с датой и указанной стоимостью, появился в конце 1797 года.

На аверсе этих монет помещен девиз ордена Тамплиеров: "НЕ НЕМЪ НЕ НАМЪ, А ИМЯНИ ТВОЕМУ". Такой выбор не случаен - будучи поклонником рыцарства, Павел принимает этот девиз (сокращение одного из библейских псалмов). А в 1798 г. он сам избирается великим магистром Мальтийского рыцарского ордена.


Серьга (кобыё пельугы).
Материал: серебро, металл.
Техника: ручная.
Кон. XVIII – нач. XX вв.


Серьга (кобыё пельугы) – женское украшение. К серебряной пластине сердцевидной формы в верхней части припаян металлический крючок дужка (швенза). В боковые полукруглые металлические петли пластины припаяны две монеты (по одной с каждой стороны) достоинством 5 копеек 1759 и 1756 года. Ниже – при помощи металлического шарнира крепится серебряная монета. Слева, справа и снизу к ней припаяны круглые металлические кольца, к которым при помощи петель крепятся три серебряные монеты достоинством 5 копеек 1757, 1758 гг. В бедных семьях при изготовлении подобных серег использовали жестяные или латунные имитации монет. Подобные индикации были довольно распространенным материалом в женских украшениях многих народов России. Серьги изготовлены кузнецами в технике пайки.


Цепи с монетами. Украшение нагрудное женское южноудмуртское (жильы, жильы весь, колтыри, коньдоно жильы).
Материал: серебро, металл.
Техника: ручная.
Кон. XVIII – нач. XX вв.


Когда использовали две цепи, крепили их к нагрудному украшению так, что цепь с мелкими монетами или только подвесками, как в нашем случае, располагалась внутри, ближе к нагруднику. Цепь с крупными монетами обрамляла нагрудник снаружи.


Цепь. Украшение нагрудное женское южноудмуртское (жильы, жильы весь, колтыри).
Материал: серебро.
Техника: ручная.
Кон. XVIII – нач. XX вв.


Цепь с монетами. Украшение нагрудное женское южноудмуртское (жильы, жильы весь, колтыри, коньдоно жильы).
Материал: серебро, металл.
Техника: ручная.
Кон. XVIII – нач. XX вв.


Цепь с монетами. Нагрудное украшение. Эти цепи надеваются вместе с нагрудным украшением на холсте самостоятельно или пришиваются к нагруднику. Цепи изготовляли как татарские, так и удмуртские кузнецы.


Украшение чересплечное женское южноудмуртское (бутьмар, кало бутьмар, камали, бутьмар-камали).
Материал: серебро, металл, ткань лён, шерсть, х/б.
Техника: ручная.
Кон. XVIII – нач. XX вв.

Чересплечные украшения характерны для многих народов.

У удмуртов известны в нескольких видах и названиях (бутьмар, кало бутьмар, камали, бутьмар-камали). Такие украшения надеваются через левое плечо под правую руку. Перевязь представляет собой замкнутую полоску холста, наспинная часть которой уже, чем нагрудная. На нагрудную часть пришивают серебряные монеты. Также к перевезям пришивают раковины каури, сканые ажурные бляшки.

На наиболее старинных вариантах встречаются бронзовые гребни с конскими головками на спинке. Вероятно, это свидетельствует об использовании данных предметов качестве амулетов, следовательно, и охранительной функции перевязи.


Украшение чересплечное женское южноудмуртское. Фрагмент. Имитация монет - «чешуек».
Материал: металл.
Техника: чеканка, ручная.
Кон. XVIII – нач. XX вв.


Монеты - «Чешуйки». Еще их называли «арбузными семечками». Такую своеобразную форму монеты получали из-за технологии чеканки. Серебряную монету вытягивали в проволоку, рубили на мелкие куски, каждый из них плющили, а затем из полученных пластинок каплевидной формы чеканили монеты. На украшении мы видим имитацию таких чешуек, изготовленных из недрагоценного металла.


Украшение чересплечное женское южноудмуртское. Фрагмент.
Материал: серебро, металл.
Техника: ручная, чеканка.
Кон. XVIII – нач. XX вв.


Пример использования в одном украшении серебряных царских монет, монетовидных жетонов (второй справа) и советских денег (первая монета справа).


Украшение чересплечное женское южноудмуртское. Фрагмент.
Материал: серебро, металл.
Техника: ручная, чеканка.
Кон. XVIII – XIX вв.


Комплект женских южноудмуртских украшений.
Материал: металл, пластик, бисер, ткань.
Техника: ручная.
Кон. XVIII – нач. XX вв.


Комплект украшений из фондов Глазовского краеведческого музея, представленный на выставке, принадлежал Шахниной Марии Петровне 1882 г.р. уроженке д. Баграш-Бигра Малопургинской волости Сарапульского уезда, ныне Малопургинский район Удмуртской Республики.


Украшение нагрудное женское южноудмуртское (уксётӥрлык).
Материал: серебро, металл, ткань х/б, лен.
Техника: ручная.
XIX – сер. XX вв.


Хронологические изменения удмуртских украшений выражаются в добавлении на них современных предметов бижутерии, современных монет и даже медалей: «За трудовое отличие», «За отвагу», «Медаль материнства». Это подчеркивает приспособляемость украшений к новым социально - бытовым явлениям, к новым условиям жизни.


Украшение нагрудное женское южноудмуртское. Фрагмент. Два шиллинга.
Материал: серебро.
Техника: чеканка.
Австрия.
1933 г.

В Австрии в 1928 году было решено начать выпуск памятных серебряных монет номиналом 2 шиллинга, так называемых доппельшиллингов. В 1933-1937 годах, стали изображать политических деятелей государства. Выпуск двойных шиллингов был прекращен в 1937 году.

На реверсах монет, выпущенных с 1928 по 1933 год, помещены гербы девяти федеральных земель Австрии и герб Вены, название государства.

На монете изображен профиль доктора Игнаца Зейпеля. Игнац Зейпель (19 июля 1876 – 2 августа 1932) – австрийский политик, федеральный канцлер Австрии в 1922-1924 и 1926-1929 годах. Тираж 400 000 штук.


Украшение нагрудное женское южноудмуртское. Фрагмент. Медали.
Материал: серебро.
Техника: чеканка.
1940-е гг.


Медали "За отвагу" и "За боевые заслуги" содержат значительную массу серебра высокой пробы. «За отвагу» — высшая медаль в наградной системе СССР. Медаль «За отвагу» с момента своего появления стала особо популярной и ценимой среди фронтовиков, поскольку ею награждали исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. В основном медалью «За отвагу» награждали рядовой и сержантский состав, но также она вручалась и офицерам (преимущественно младшего звена). Как попали эти медали и австрийская памятная монета на удмуртское украшение, нам неизвестно, можно только предположить, что они были подарены жительнице Удмуртии вернувшимся с фронтов Второй мировой войны родственником.


Украшение нагрудное женское южноудмуртское. Фрагмент.
Материал: серебро, металл, ткань х/б, лен.
Техника: ручная.
XIX – сер. XX вв.

Изучение украшений в тесной взаимосвязи с одеждой, в контексте их бытования в обрядовой, праздничной системе, позволяет выделить несколько функциональных мотивов: эстетический, социально-возрастной, экономический и магический.

Первый принцип характеризуется стремлением усилить красоту одежды и красоту естественных черт женщины. Социально-возрастная функция особенно четко прослеживается в женских и девичьих украшениях. Как правило, девичьи украшения более скромные. Кроме того, многие украшения девушки могли носить и в будние дни. Использование того или иного вида украшений свидетельствовало о наступившей социально-возрастной перемене в жизни владелицы. В момент наступления совершеннолетия девушка, вероятно, надевала их, собираясь на праздник, молодежное гуляние или посиделки, где этот факт был засвидетельствован общественным мнением.

Экономическая функция выражалась в способности украшений представить благосостояние владелицы. Чем состоятельнее семья, тем богаче был комплекс нарядов невесты. Именно она надевала полностью все элементы украшений. В данном случае тесно переплеталось все многообразие функциональных принципов украшений, но магическая, охранительная являлась главной. Девушка, переходящая в новую возрастную группу женщин, будущая мать, продолжательница рода, должна была оберегаться от «сглаза». Украшения, надетые на нее, могли якобы отвлечь «дурной взгляд».

Не только украшения, но и предметы, из которых изготавливались украшения (серебряные монеты, раковины, бусы, кораллы), обладали магической функцией оберега. Они также, как и украшения, передавались по наследству. Со временем степень значимости определенных функций изменилась и в последнее время эстетическая функция остается, пожалуй, единственной.

Гердан (или гайтан) представляет собой шейное украшение, сплетенное из бисера. Русскоязычным названием гайтан обозначали веревочку, шерстяную нить, на которую вешали крестик, иконку. Гайтан же — украшение, происходящее из украинских деревенек, где мастерицы делали роскошные медальоны, соединенные бисерными полосами воедино. Каждый элемент орнамента имел глубокий смысл и в различных областях использовались собственные узоры. Предлагаем вам сплести гердан из бисера, со схемами, предоставленными в статье, это занятие принесет вам немалое удовольствие. Результатом станет великолепное украшение, навевающее нотки старины, но при этом не потерявшее актуальности и в наше время. Ведь на пике моды вновь оказался позабытый временем этнический стиль, сочетающий в себе отголоски орнаментов, созданных нашими предками.

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Бисерная история

Колыбелью бисера является Древний Египет, где мастерам удалось впервые получить стекло. С течением времени люди научились создавать небольшие бусины. Ими украшали одежду и предметы обихода богатых вельмож. Первоначально все изделия изготавливались при помощи основы, а после изобретения сетчатого низания у мастеров появилась возможность делать самостоятельные украшения.

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Постепенно «бусра», т. е. искусственный жемчуг, появился на территории Европы. Хотя неровные мутные бусины на самом деле сложно было назвать жемчугом. Итальянские мастера усовершенствовали технологию производства стекла, доведя ее практически до совершенства. Недаром Богемия по сей день считается центром стекольного дела. Секрет производства пытались закрыть в заводских стенах на отдельно стоящем острове – Мурано. Но даже угроза смертной казнью не удержала производственные тайны, и постепенно стекольные заводы появились в других городах Европы.

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Итальянский, чешский и японский бисер считается самым качественным. Производители делают его идеально ровным, калиброванным по размеру, ярким и очень стойким к истиранию. Чтобы создать качественное украшение, лучше выбирайте материал у данных стран-производителей.

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

За что же мастерицы так ценят крохотные бусинки? Они позволяют творить уникальные вещи, которым не страшно течение времени. Об этом свидетельствуют записи археологов, обнаруживших в древнеегипетских гробницах небольшие зеленые бисерины практически в идеальном состоянии. На данный момент этим изделиям уже свыше 5,5 тысяч лет.

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Техники плетения

Чтобы сплести красивый гердан, вам понадобится:

  • специальный станок;
  • качественный бисер (лучше чешский);
  • мононить;
  • бисерная игла;
  • ножницы.

Многие мастерицы предпочитают плести по старинке, без станка. При этом полотно получается более мягким, струится. Удобство этого метода заключается в том, что исчезает необходимость прятать большое количество нитей.

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан состоит из двух частей – медальона и бисерной ленты.

Лента может быть выполнена как отдельная деталь, состоять из двух частей или соединяться с медальоном в процессе плетения. Если детали сплетены отдельно друг от друга, их соединяют посредством ниток, унизанных бисером.

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Для создания гердана используется техника бисерного ткачества. Она состоит в нанизывании определенного количества бусин и их цветового соотношения (в соответствии с выбранной схемой). Во втором и всех последующих рядах бусинки нанизываются по одной в соответствии с узором. Для плетения мастерицы используют следующую схему низки.

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Мастер-класс, снятый на видео, поможет вам с легкостью овладеть данной техникой.

Поэтапный процесс набора полотна вы можете увидеть в фото-инструкции:

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Работа на специальном оборудовании

Для работы над созданием украшения можно использовать покупной станок или сделать его самостоятельно. Выполнение гердана на станке отличается простотой. Самодельное оборудование можно смастерить своими руками. Для этого из картона склейте следующую конструкцию:

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Сделайте в основании сторон небольшие прорези и укрепите нити. Их количество должно превышать число бусин в схеме на одну единицу. Длина нити должна соответствовать размаху руки.

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

В данном мастер-классе использована следующая схема плетения.

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Закрепите на картоне иглу с рабочей нитью, оставьте хвостик 15 см. Нанижите на нее бусины в соответствии с узором.

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Распределите бисер так, чтобы каждая бусина оказалась между нитями основы.

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Проденьте иглу сквозь набранный ряд так, чтобы она прошла над нитями основы. Слегка натяните рабочую нить.

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Дальнейший набор рядов осуществляется аналогично. Способ станочного плетения идеально подходит для начинающих мастеров, т. к. сочетает в себе простоту и скорость набора.

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Новая нить закрепляется путем проведения несколько раз через предыдущий бисерный ряд. Хвостик прячется внутри полотна. Дойдя до расширения узора, необходимо добавить рабочие нити. Для этого проденьте добавочную нить во вторую иглу и протяните ее через ряд бусинок, выровняйте и закрепите концы на станке.

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Продолжайте плести по схеме.

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Убавка делается посредством пропускания краевых нитей основы.

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Когда часть гердана будет готова, ее снимают с самодельного станка и нанизывают соединительные бисерины. Затем вновь закрепляют на станке и продолжают плести по схеме.

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Когда обе половинки ожерелья будут сплетены, их снимают со станка и соединяют между собой низкой бисера. Результат вы можете видеть на фото.

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Украшение в этно-стиле готово.

Подборка узоров

Предлагаем вам небольшую подборку схем для плетения гердана. Они помогут в создании украшения с украинскими мотивами, а также его более современных вариаций.

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Гердан из бисера со схемами для начинающих с фото и видео

Видео по теме статьи

Из приведенной ниже подборки видеороликов вы узнаете тонкости плетения роскошных украшений в этническом стиле.

Фото Ибыр-весь на портале tehne.com

«Сегодня люди всё чаще обращаются к своим корням. Как оказалось, современное понятие красоты совпадает с видением мира наши предков. И мы верим, что наши украшения с древними обережными символами несут в себе мудрость прошлого и жажду познания настоящего, согревают любовью и теплом рук мастеров».

На фото: руководитель мастерской Василий Петрович Степанов и главный художник Ирина Валентиновна Кондратьева.


«Ибыр-весь» в переводе с удмуртского означает «обережные бусы». Художники мастерской создают уникальные украшения на основе мотивов славянской, финно-угорской и булгарской мифологии. Все работы выполнены из меди и ювелирной цветной эмали. Такая эмаль не тускнеет и практически вечна. Медь же со временем обретает благородный тёмный оттенок.

Каждое изделие специалистами мастерской этнических украшений «Ибыр-весь» выполнено исключительно вручную и обладает своим смыслом в древней символике предков: солнце — символ энергии, плодородия и защиты от злых духов; кони — семейное счастье; росток — источник жизни; утка — священная птица-прародительница. По цветам: белый — Бог, энергия космоса; красный — человек, жизнь, солнечная энергия; чёрный — плодородная земля, мир духов природы.

Мастера не только воссоздают аутентичные произведения, но и интерпретируют древние мотивы на современный лад. Каждое изделие мастера наделено видением самого художника. Одно из направлений мастерской это — создание современных украшений в этническом стиле. Традиция является основой, на которой возможны поиски новых форм, ведь они должны быть красивы, интересны, и нести в себе знаково-символический магический смысл. Трактовка смыслового содержания этнических украшений мастерской «Ибыр-весь» основана на данных этнографии о религиозных воззрениях древних удмуртов.

Украшения выполнены в технике горячей перегородчатой эмали. Подобная техника имеет свои сложности и достаточна трудоемка, и часто мастерам приходится решать возникающие вопросы методом проб и ошибок. Работы, выполненные в этой технике крепки, прочны, долговечны и остаются на века. Эмаль добавляет изделию цвета, превращая его в красивый цветок. Блеск, и игра эмали, ее переливы при изменении угла зрения оживляют создаваемое ювелирное произведение, придают ему динамику. Мастера «Ибыр-весь» владеют всей цветовой палитрой, но чтобы передать ощущение именно удмуртского характера используются цвета народного костюма — черный, белый, красный. Эти цвета придают украшению особое символическое значение, в отличие от более декоративного решения с помощью остальных цветов.

Металлом для основы была выбрана медь, что во многом определило художественные достоинства изделия. Блеск металла, просвечивая через тонкий слой прозрачной эмали, придает особую силу и яркость цвету. Еще драгоценнее смотрится яркость эмалей рядом с поблескивающим металлом орнаментом. Медь издавна известна своими лечебными свойствами, и не случайно, что обереги изготавливаются именно из этого металла. Медь, золото, серебро в финно-угорской мифологии олицетворяют добро и свет.

Опираясь на узнаваемые финно-угорские мотивы (коня, птицы, быка, древа жизни, солнца, вспаханного поля, прорастающих ростков), мастерская выработала свой собственный, характерный почерк. Обширность мифологической тематики предоставляет деятельности ювелиров необозримое поле возможностей, дает богатейшую пищу их фантазии. Украшения мастерской «Ибыр-весь» привлекают внимание звучностью, яркостью, а также глубиной, вложенных в них мыслей и чувств. Они радуют глаз и излучают тепло. Украшения используются как в повседневной жизни, так и в сценических образах фольклорно-этнографическими ансамблями.

Изделия мастерской пользуются спросом и широко известны и не только в финно-угорском мире. Мастерская участвовала в республиканских и всероссийских выставках в Саранске, Казани, Санкт-Петербурге, Перми, Ханты-Мансийске. Работы мастерской «Ибыр-весь» убедительно доказывают, что обращение к прошлому, к традиции, в сочетании с прекрасным вкусом и чувством современности дает прекрасный результат.

Подробнее о мастерской «Ибыр-весь» см. в статье Средневековые удмуртские мотивы в современных ювелирных украшениях (на примере этно-ювелирной мастерской «Ибыр-весь») // Искусство Евразии. Вчера, сегодня : Выпуск 3 : Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. — Ижевск : Издательство «Удмуртский университет», 2012.

Первым мероприятием фестиваля «Ижевск — столица российского дизайна 2018» в январе стала персональная выставка Василия Петровича Степанова. Выставка проходила в выставочном зале Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета (УдГУ).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная


Курс повышения квалификации

Туризм и краеведение: актуальные вопросы методики и организации учебной деятельности в дополнительном образовании детей


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


««Стань остроумнее» – 12 упражнений для разминки мозга.»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема доклада: Коллекция стилизованных украшениях из бисера «Фауны Якутии. Алексеева Алина ученица 9 класса воспитанница кружка «Технология моды» МБУ ДО «Центра дополнительного образования им. Л.Е. Лукиной» МР Горный улус РС(Я) Руководитель: Михеева А.А

Актуальность: Показать красоту нашей Якутской природы и животного мира в стилизованных украшениях из бисера, а также пропаганда сохранения и бережного отношения к своему окружающему миру в целом. Наш народ живет в тесном контакте с природой, и мы будущее поколение республики должны помнить и бережно относиться к природе и его обитателям.

Цель: Задачи: Создание коллекции стилизованных украшениях из бисера «Фауна Якутии» Исследовать историю Фауны Якутии Провести опрос Разработать и выполнить проект Выбрать инструменты, приспособления, оборудование Составить последовательность изготовления украшений По проекту изготовить Коллекцию стилизованных украшений Сделать экономическое обоснование и выводы

Объект исследования: стилизованные украшения из бисера. Предмет исследования: Метод исследования: работа с литературой и интернет - ресурсами, просмотр познавательных передач, опрос. коллекции стилизованных украшениях из бисера «Фауна Якутии»

В своей коллекции, я показала стилизованные украшения в образе животных: лось, лиса, бык, лошадь, некоторые из них обитатели леса, а другие домашние.

Стилизация животных Стилизация - это процесс декоративного оформления, который из обычных животных, например, может сделать ярких, красочных и сказочных персонажей. Здесь опять на помощь приходит фантазия, воображение и импровизация. Декоративная стилизация животных имеет определенные границы. Если необходимо изобразить лису, волка или рыбу, то все эти объекты должны быть узнаваемыми. Обычно стилизация применяется в мультипликации, декоративном оформлении помещений, в иллюстрировании сказок.

Стиль «Хай-Тек» Стиль «Поп–Арт» Стиль «Стимпанк» Виды стилей украшений:

Стилизованные украшениях из бисера в образе животных образа животных в

Этапы изготовления коллекции 1. Создание эскизов коллекции 2. Раскрой лекало украшения 4.Раскрой деталей украшения 3.Подбор материалов по эскизу

6. Пошив основы украшения 7. Окончательная соединение деталей с основой 5.Пошив деталей украшения

Готовое изделие в образе «Лисы»

Готовое изделие в образе «Лось»

Готовое изделие в образе «Бык»

Экономический расчет на одного комплекта украшений: № Наименование Кол-во Цена (руб.) Стоимость (руб.) 1 Стеклярус 1 упаковка 80 рб 80 рб 2 Рубка 1 упаковка 80 рб 60 рб 3 Стразы 3 шт 15 рб 45 рб 4 Фетр 1 шт 50 рб 50рб 5 Флизелин 20 см 45 рб 90 рб 6 Нитки 1шт 16 рб 16 рб 7 монанить 1 шт 150рб 150рб Итого: 491рб

Заключение В ходе работы над заданием большое внимание уделялось выбору техники бисероплетения, подбору цветовой гаммы материала, разработке эскиза и схемы плетения украшения, на основе которой был выполнен колье и серьги. Выполненная работа имеет большое значение для моей дальнейшей творческой деятельности, так как в будущем это поможет мне повысить уровень технического мастерства, развивать творческий потенциал, и возможность участвовать в различных конкурсах, выставках, НПК. Таким образом, в процессе работы над проектом, я убедилась в том, что создание и созерцание изделий из бисера - не только источник удовольствия и радости от встречи с прекрасным и животным миром. Любование природой невообразимыми сочетаниями цветов, изяществом форм украшений обостряет и развивает эстетическое чувство, учит пониманию красоты и гармонии мироздания. Бисероплетение не устарело, этот вид рукоделия интересен и детям, и взрослым. Изделия из бисера пользуются популярностью, доставляют радость и удовольствие созерцать шедевры из бисера.

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Актуальность данной работы заключается в том, чтобы показать красоту нашей Якутской природы и животного мира в стилизованных украшениях из бисера, а также пропаганда сохранения и бережного отношения к своему окружающему миру в целом.

Наш народ живет в тесном контакте с природой, и мы будущее поколение республики должны помнить и бережно относиться к природе и его обитателям.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Этнические мотивы снова в моде. Вы только посмотрите, как изящно и ярко выглядит сочетание таких простых цветов чешского бисера. Этот гердан я плела на заказ, причем выбор узора был моей привилегией, заказчица определилась только с цветом и длиной изделия.

Этнические украшения из бисера

Итак, украшение уже готово и находится во владении красавицы Юнны, а я спешу поделиться секретами его изготовления со всеми рукодельницами, жаждущими повторить сей изящный гайтан.
Для работы мне понадобились:
чешский бисер №10 красный, белый и черныймононить или белая нить для бисероплетениябисерная игласхема плетения узоров
Заказывая в магазине бисер для плетения гайтана, я решила подстраховаться и купить его с запасом. Предположив, что готовое украшение едва ли будет тяжелее 100 граммов, заказала каждого цвета по 50 граммов (так и на стоимости сэкономила).
Чтобы в процессе работы мне не довелось ловить бисеринки по поверхности рабочего стола, я заправила в пяльцы отрезок фетра, перевернула их, и в образовавшуюся «тарелочку» насыпала понемногу бисера всех трех цветов.

Этнические украшения из бисера


Ход действий:

Прежде чем начинать плетение, нужно было составить схему узоров. Готового изображения мне найти не удалось, поэтому я «срисовала» узор с одного из готовых украшений и немного переделала его на свой лад.

Поскольку узор симметричен, я нарисовала только одну половину каждой детали, а вторую часть плела в зеркальном отражении.

Этнические украшения из бисера


Повторно прошла нитью сквозь каждую бусинку.

Этнические украшения из бисера


Нить подтянула, сформировав квадрат. Иглу опять провела сквозь красную и первую черную бисеринки (кончик нити должен выходить из красной бисерины, а рабочая нить — из первой черной бусинки).

Этнические украшения из бисера


Сверяясь с узором, продолжила подплетать по две бисерины.

Этнические украшения из бисера


Доплела до конца два ряда. Первый (с красной бисериной в центре) — средний, он не повторяется. Все остальные рядочки дублируются. Так как рабочая нить вышла из крайней бисеринки центрального ряда, то и плести я продолжила с повтора второго ряда (согласно рисунку).

Этнические украшения из бисера


Вот уже готова одна половинка маленькой детали гердана. Убавляла количество бисеринок в ряду по одной с каждой стороны. Конец нити закрепила, но не обрезала.

Этнические украшения из бисера


Для гердана потребовалось две таких детали.

Этнические украшения из бисера


Наступил черед большого элемента гердана. Поскольку его узор также симметричен, понадобилась только половина схемы (отличная экономия времени).

Этнические украшения из бисера


А вот и первая готовая половинка этого элемента. Ниточку можно пока не отрезать

Этнические украшения из бисера


Вот и вся деталь целиком. Осталось совсем немного работы, и появилась возможность покреативить.

Этнические украшения из бисера


Гердан, с которого я срисовала орнамент, мне не слишком понравился в деталях сборки — хотелось чего-то более яркого и неординарного. Так появилась идея белой тесемки с черными ромбами (длину нужно подгонять индивидуально).

Этнические украшения из бисера


Эта тесемка соединяет две маленькие детали украшения.

Этнические украшения из бисера


Большой элемент я соединила с маленькими посредством бисерных низок. Сквозь каждую низку я проходила нитью дважды, для надежности.

Этнические украшения из бисера


Прежде чем соединять низками из бисера большой элемент и второй маленький, я разложила украшение на рабочем столе и выровняла все детали так, как они должны располагаться в завершенном виде.

Этнические украшения из бисера


Крайний этап творчества — бахрома по нижнему краю большого элемента.

Этнические украшения из бисера

Вот и готов заказ. От гердана сложно взгляд отвести, а заказчица уже минуты считает до встречи с украшением.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: