Вышивка бисером русская народная

Обновлено: 04.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

«Бисер в народном костюме в России»

Выполнила Богатырева Александра Сергеевна

МБОУ ДО «Перспектива» ТО «Стильные штучки»

Руководитель Качан Алевтина Васильевна

Носили украшения в разных странах по-разному: по одному или по несколько одновременно, каждый день или только в праздники, с детства и до старости или только в молодые годы. Во многих районах, где изготовляли украшения, они были неотъемлемой частью не только женского, но и мужского костюма.
На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в VI-V вв. до н. э. Уже тогда украшали вышивкой бисером одежду и обувь, предметы женского туалета скифы и сарматы, а в начале нашей эры - древние славяне. Во времена Киевской Руси IX-XII вв. женщины и дети носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов разной формы и цвета. Начиная с XV в. для изготовления церковных одежд и утвари, предметов для царского двора рукодельницы начали широко использовать венецианский бисер, соединяя его с драгоценными камнями и русским жемчугом, добываемым более чем в двухстах водоемах Российского государства. Из русского и привозного жемчуга низались женские украшения для знати и зажиточных крестьянок Русского Севера, а начиная с XVIII в. бисер, ввозимый из Венеции и Богемии (Северная Чехия), стали применять в домашних рукоделиях и украшении народно го костюма. Большого расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце XIX - начале XX в. в юго-восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, в отдельных районах Беларуси, Литвы, Украины. Женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косоплеты и косники, пояса и сережки, украшали головные уборы бахромой и поднизями. Разные по форме и размерам, орнаментальным мотивам и колориту, эти украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей - тысяч неизвестных самобытных мастериц. Изготовляли украшения, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Набирали бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты. Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканых, плетеных и вышитых изделий. В местных названиях бисерных украшений нет четкого разграничения. Очень часто одинаковые по форме и назначению изделия имеют множество местных названий, которые возникли от способов изготовления, расположения украшения в костюме, орнаментальных мотивов.

Шейное украшение из бисера в виде ажурного воротника разной ширины украшало женскую рубаху. Такие украшения из очень крупного бисера, снизанные сеткой с большими ячейками в виде ромбов или квадратов, в России называли борода, жерелок, подшейник, подгорлок, ошейник, зажельник.

Нагрудное украшение в виде кольца из тканой или ажурной ленты из бисера разной ширины и длины с концами, соединенными в медальон, называется гайтан (в переводе с древнегреческого и древнелатинского - плетешок, тесьма, шнурок), итан, чопка, королеска, сетка, чапочка. На гайтане - шнурке носили нательный крест, гайтан - плетешок украшали монетами, ракушками, большими бусинами.
Узенькие полоски из бисера для украшения шеи и головных уборов называли цепочка. Круглые объемные шнуры жгут или круглая цепочка. В праздники носили наручные украшения - заручья и браслеты. Украшения в виде нагрудников, шнуров, цепочек различной формы из бус, бисера, монет и раковин каури были распространены у многих народов Поволжья и Приуралья: чувашей, марийцев, удмуртов, татар, башкир. Особенно красочны и разнообразны бисерные украшения мордовских женщин. Они украшали головные уборы вышивкой бусами и бисером, металлическими бляшками, сетками поднизей, налобников и позатыленей. Нагрудные украшения в виде больших круглых воротников из крупного бисера разноцветных орнаментов называли цифкс, тифкс, комбоне. Интересными и красочными были поясные украшения пулай, пулагай, дополненные длинными нитками разноцветного бисера. Из бисера плели накосники, ушные подвески пилексоргя. Искусство низания украшений из мелких бус и бисера сохранилось у местного населения Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, отдельных районов Средней Азии и Закавказья.
Крестьянские украшения из бисера многих народов Российской державы благодаря красоте и разнообразию форм в конце прошлого и начале нашего века были известны далеко за пределами Родины. Они экспонировались на международных выставках и ярмарках, продавались в магазинах кустарных промыслов Австрии, Англии, Америки, Германии, Франции и других стран. На наших образцах обучались в рукодельных школах Европы.
В начале XX века художественные изделия из бисера, очень разные по своему назначению, форме, размерам, цветовым сочетаниям, пользовались большой популярностью и у городского населения. Наряду с открывшимися в конце XIX в. в селах кустарными мастерскими, кадры бисерщиц начали готовить в Петербургской школе народного искусства и школах художественных рукоделий многих губерний России.
После революции, во время гражданской войны 1917-1922 гг. перестали существовать многие рукодельные мастерские и школы бисерщиц, но любовь к бисерным украшениям и умение их создавать сохранились у многих народов и до настоящего времени. В предвоенные и послевоенные годы увлекались вышиванием бисером и стеклярусом платьев, сумочек, кошельков, а в 70-е годы стало возрождаться низание.
Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Следуя народным традициям, многие мастера создают украшения новых форм, узоров, расцветок. Изготовленные ими современные украшения из бисера и стекляруса, как и старинные, прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее. Это длинные полосы гайтанов и герданов, похожие на кружева ажурные сетки воротников, узкие полоски шейных украшений, витые объемные шнуры, разнообразные цепочки, пояса, браслеты, сережки, бретели к платьям-сарафанам, налобные повязки и многие другие.

hello_html_m4c5fdfe3.jpg

Свое ожерелье я выполнила в технике низания. Низание – это технология бисероплетения, при которой бисерины набирают только на один конец нити и только при помощи этого конца нити ведут дальнейшую работу; второй конец нити остается свободным и в работе не участвует. В технике низания могут выполняться различные виды изделий из бисера: широкие и узкие, плотные и ажурные (кулоны, цепочки, ожерелья, колье, воротники). Для ожерелья я использовала бисер белого цвета и жемчужные бусины.

По сравнению с жемчугом бисер и стеклярус ценились на Руси невысоко: ими украшали свою одежду лица незнатные. Неудивительно, что в русских толковых словарях XV – XVII веков словом «бисер» обозначали жемчуг: «перлы, жемчуг», или «бисер, камень честен». Только во второй четверти XVII века в письменных источниках упоминается цветной, то есть стеклянный, «бисер». Таким образом, лишь в XVII столетии мелкие стеклянные бусы, внешне напоминавшие жемчуг, получили название бисер. Термин «стеклярус» возник ещё позднее. В XVII веке бытовало другое наименование этого типа бус – «одекуй». Лишь в XVIII столетии названия «бисер» и «стеклярус» стали уже устойчивыми.

Применение бисера в шитье и других изделиях начало возрождаться снова только в XV столетии. Его привозили из-за границы, из Венеции. Вначале он был более редким, чем отечественный морской и речной жемчуг, и поэтому им разукрашивали преимущественно предметы религиозного культа, вещи для царского двора и для аристократов. Несомненно, что при оживлённых отношениях с Венецией, откуда выписывались разные мастера и художники, Москва стала большим рынком сбыта для венецианского бисера.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 1

Из этого нового чудного материала стали плести разнообразные сетки, нанизывать торочки и рясна к головным уборам, изготавливать пуговицы и серёжки; им вышивали, разукрашивали одежду и всевозможные предметы. Бисерные серьги и пуговицы также начали занимать не последнее место в наряде русских модниц. Рукодельницы старой Руси обильно применяли бисер в своих вышивках и низаньях наравне с жемчугом и самоцветами. Обычно бисером исполнялся только орнамент вышивки, а для фона – или оставляли открытой материю, по которой вышивали, или покрывали золотыми блёстками, или подкладывали цветную фольгу, или зашивали в гладь золотыми и серебряными нитками. Таким приёмом исполнены те подвязки, кокошники, воротники, оплечья, прошивки, коймы и вошвы, которые можно видеть в разных русских музеях. Целые ризы на иконы, отдельные цаты и венчики вышивались таким же образом. Но таких цельных бисерных вышивок, какие оставили нам конец XVIII и первая половина XIX века, где бисер является единственным и самодовлеющим материалом, мы в московский период ещё не имеем.

В конце XVII века (1680 г.) в Париже Рierr'ом Jaquin был найден способ изготовления искусственного жемчуга. Такой поддельный жемчуг уже нередко встречается в шитье XVIII века как на вещах церковного быта, так и на народных одеждах. Им украшены многие пелены, хранящиеся в Историческом музее, а также он встречается на разнообразных народных женских головных уборах – чёлках, венцах, киках. К этому же времени относится начало заката жемчужного промысла.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 2

По мере уничтожения «язычества» культура общения человека с природой тоже стала вырождаться. В погоне за богатством лов жемчуга приобрёл варварские черты. «Наловив множество раковин, все без различия раскрывают, не заботясь о том, есть ли там жемчуг или нет, созрел ли он или не созрел, и таким образом умерщвляют жемчужную матку. Часто находят между несколькими сотнями раковин едва одну жемчужину настоящей цены. Такой вредною ловлей ныне жемчужные раковины если не совсем, то, по крайней мере, приметным образом истреблены», – свидетельствуют современники. Целый ряд указов Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II предусматривал «поднятие русского жемчужного промысла». Он был взят под государственный контроль, ловля жемчуга доверялась только знающим людям и в строго отведенное время. Однако во всех этих мерах личная корысть отдельного добытчика лишь заменялась государственной.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 3

Начиная со времени царствования Петра I правящее сословие перестало носить русскую одежду. Вследствие отказа верхов общества от национальной одежды сузилась и область применения жемчужного шитья. В обиходе рядового дворянства такое шитьё на одежде заменилось самоцветными каменями и стразами (поддельными драгоценными камнями из свинцового стекла с различными примесями). И постепенно стеклянный заморский бисер стал быстро наводнять Россию. Живому природному материалу на смену пришёл искусственный…

С XVIII века начинается расцвет бисерного искусства на Руси. Поднявшаяся и окрепшая после нашествия монголо-татар и смутного времени страна наконец-то смогла передохнуть и взглянуть в свои глубины, на духовные истоки и потенциал. Увлечение бисерными и стеклярусными работами расцвело в XVIII веке и длилось до начала XX столетия. В них нашли своё отражение все художественно-стилистические направления, существовавшие тогда в России. Красивый и прочный материал пользовался успехом при оформлении интерьеров, привлекался для отделки дворцовых залов, украшал быт помещичьих усадеб, употреблялся в народных костюмах и предметах культового назначения. Доступные многим холст, канва, нитки, бусы, хорошо знакомые мастерицам по другим видам декоративно-прикладного творчества; приёмы работы – вышивка, вязка, низание – вызвали увлечение этим искусством в самых различных слоях русского общества: дворянстве, купечестве, у горожан среднего достатка, представительниц сельской интеллигенции, духовенства и у зажиточных крестьянок.

Традиция искусства шитья была ещё крепка в русской семье того времени, ещё не забылись наставления бабушки-боярыни, которая сама сидела за пяльцами среди своих девушек в терему. Будь то простая крестьянка, помещица или царская дочь, девушек сызмальства обучали вышивке. В каждой помещичьей семье и хозяйка дома, и её дочери принимали живое участие в рукоделиях.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 4

Это были последние отголоски прекрасных давних времён, когда искусство лилось в мир, как естественное проявление творческого подхода к обыденной жизни. С каждым десятилетием использование бисера и стекляруса становится более разносторонним. Они всё чаще встречаются на предметах культового назначения – ими расшивают оклады икон, украшают покровцы, они подвешиваются в виде кистей под лампады и паникадила. Одновременно эти материалы используются в отделке интерьеров городских и загородных дворцовых ансамблей, созданных с участием лучших русских и иностранных архитекторов, художников и мастеров. На вкусы людей стали влиять совершенно новые художественные течения и мода: национальные традиции постепенно стали вытесняться западноевропейскими. Стали использоваться новые приёмы отделки интерьеров, привлекаться неизвестные ранее материалы. Так, в обиход вошли пышные орнаменты стиля барокко, которые стали появляться в дворцовых интерьерах в виде золочёной резьбы и лепного декора, расписных панно и плафонов, обивки стен цветными шёлковыми тканями и вышивками. Довольно быстро (уже в первой половине XVIII столетия) им на смену пришли более изощрённые мотивы рококо.

Но даже без опоры на истоки, в XVIII веке традиция шитья и бисероплетения привносила много хорошего в человеческую жизнь. Девушки становились терпеливы, трудолюбивы, душевны и привычны к красоте, обладали изысканным вкусом, дружили с вдохновением! И конечно же, когда вставал вопрос, каким материалом работать: ярким и сверкающим бисером или простыми нитями, – многие девушки выбирали бисер. Благодаря этому немеркнущие краски стеклянных бус донесли до нашего времени художественные образы прошлого, сохранив первоначальный цветовой замысел их создателей.

Сумочка. Автор Назаркина Мария.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 5

В середине века появляются первые стеклярусные и бисерные панно – большие тяжёлые ткани, наподобие ковров, сплошь узорно расшитые бисером – как бы миниатюрные бисерные мозаики. Многоцветные, с переливами тонов, они вполне соответствовали жизнерадостному характеру декора того времени. Крупные вышивки иногда целиком покрывали стену, заменяя обивку, иногда висели на стенах в рамках, как живописные картины. Это, конечно, очень оживляло убранство комнат.

Во второй половине XVIII столетия мода стала несколько строже, возвращаясь к тому, что называют классицизмом – стилю утончённых консервативных вкусов. Из уже имеющихся приёмов оформления отбирались те, что соответствовали новому направлению. Бисерно-стеклярусные вышивки использовались в качестве картин, настенных панно и для обивки мебели. Тогда же появляются украшенные бисерными чехлами или вышивками повседневные вещи. В узорах вышивок стали чаще проявляться мотивы народного искусства. Впрочем, это не означало, что люди стали лучше чувствовать природу – напротив, началась эпоха наибольшего отделения человека от природы. Это наложило печать и на искусство вообще и бисероплетение в частности.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 6

В XVIII веке бисерно-стеклярусными работами увлеклось так много людей, что пришла пора налаживать отечественного производство этих материалов. И вот на фабрике в Усть-Рудице под Петербургом, устроенной при непосредственном участии М. В. Ломоносова, стали учиться производить качественный бисер. Интересно, что продукция фабрики покупалась для выполнения обоев при отделке интерьеров загородных царских дворцов, а бусы и стеклянная посуда поступали для продажи в лавки столицы. К сожалению, с кончиной великого учёного и писателя фабрика закрылась и производство русского бисера в очередной раз прервалось на много десятилетий… А бисер по-прежнему тысячами пудов завозился из-за границы.

На конец XVIII и первую четверть XIX века пришёлся расцвет помещичьего быта, когда в усадьбах создавались целые ремесленные мастерские из крепостных крестьян. Многие их этих работников творили настоящие произведения искусства, становились великими мастерами! Бисерная работа не терпит суеты, а деревенская жизнь оставляла много свободного времени. Большинство рисунков, выполненных печатным способом, стало приходить из-за границы. Однако когда мастерица в достаточной мере овладевала техникой и пониманием строения бисерного рисунка, многие композиции создавались уже самостоятельно. Именно в этих работах ещё сохраняется неповторимый народный дух. Нередко в них используются уже знакомые элементы старого народного шитья: растительные узоры, павлины с распущенными хвостами, геометрический орнамент: ромбы, квадраты, восьмиугольные звёзды, свастика (солнечные знаки и символы). И всё это уживается рядом с модными тогда орнаментами и эмблемами времён Людовика XVI и Империи. Распространён был и шахматный узор, исстари любимый в боярских рукодельных палатах.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 7

В середине 19 века интерес к бисеру снова снизился. Только на рубеже 19-20 веков бисер снова появляется. Но он уже не играет доминирующей роли. В большинстве случаев используется для декорирования женской одежды. Бисерная отделка одежды была традиционной. Эта традиционность выражалась в характерном для каждой местности узором или цветовой гаммой. Например, в узорах Тверской губернии преобладали геометрические формы. Цветовая гамма белые цвета с вкраплениями зеленого, темно-желтого, кирпичного. В Костромской губернии характерны были сетки из бесцветного бисера. В Новгородской губернии было распространено шитье бисером, в виде изогнутых цветочных веток. Брянская губерния славилась полосами из прозрачного, зеленого и коричневого бисера. Орловская губерния славилась ромбами желтого, красновато-кирпичного, синего цветов.

В конце 19 века было создано Общество поощрения ручного труда. Представители этого общества ездили по деревням и распространяли бисерный промысел. Таким образом, в некоторых деревнях стали появляться мастерские по производству бисерных изделий. Эти изделия продавались в Москве, Петербурге и в ряде других городов России. Этим самым деревенские рукодельницы обеспечивали себе постоянный заработок.

История бисера на Руси. Часть 2-я., фото № 8

В начале 20 века бисерный промысел начинает перерастать в промышленное производство. Изделия из бисера начинают демонстрироваться в крупных европейских городах. Например, в Лондоне, Париже, Стокгольме. Огромный успех на международных выставках приводит к созданию в Петербурге и Таллинне школ народного искусства. Так же появляются фирмы, занимающиеся производством бисерных изделий.

Но после революции 1917 года Бисерное дело резко прервалось и исчезло на долгие годы…


Русская вышивка отличается необыкновенным разнообразием швов и приемов вышивания. Каждая область (а иногда и район) имела свои приемы вышивки, мотивы орнамента, цветовые решения.

Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, можно разделить на две большие группы:

- к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани;

- ко второй группе - по свободному, заранее нарисованному контуру.

Швы первой группы называют счетными , швы второй группы - свободными.

К тому же швы могут быть прозрачные и глухие.

Счетные швы выполняли, отсчитывая нити ткани по утку и основе, отсюда и названия швов. К ним относятся полукрест или роспись, крест, набор, козлик, косичка, счетная гладь и др.

В современных узорах используют и другие швы - вперед иголку, косичка,косая гладь.

В глубокой древности применялся двусторонний шов роспись



Им выполнялись как полосы с геометрическим орнаментом, так и сложные сюжетные композиции с изображением лошади, барса, птицы, человека. Контур рисунка обшивался тонкими, идущими в разных направлениях, стежками. Силуэтное изображение смотрелось тонким кружевным узором.

Шов

Школа вышивки c Аллой Жуковой - Клуб Сезон
Карельская вышивка. Основные приёмы, техника, швы: шов

Техника вышивания

Народное искусство каргопольской земли


Крест появился позже шва роспись, примерно в первой половине 14 века, когда стали распространяться рисунки из городских альбомов. Для выполнения его использовались узоры шва роспись и строчевые вышивки. Шов крест выполняется значительно быстрее росписи и привлекает своей плотностью, зернистой фактурой и яркой декоративностью. Крестом с успехом вышивали полотенца, подзоры, одежду. Большое применение эта вышивка нашла в Тамбовской и Рязанской областях. Помимо простого креста есть еще и двойной крест , двусторонний и односторонний , в Тамбовской области вышивают двусторонним крестом , обрамленным четырьмя стежками, это и есть тамбовский крест .

Простой крест









Вышивки крестом схемы арнамент

Сборник русских народных схем-узоров для вышивания крестом. …

Двойной крест

Двусторонний крест


Карельская вышивка. Основные приёмы, техника, швы: шов

Счетные швы

Односторонний крест

www.art-stitch.com.ua

www.art-stitch.com.ua

Тамбовский крест

Клуб


Счётные швы. Двусторонний тамбовский крест. Первый вертикальный стежок выполняют в направлении снизу вверх
Счётные швы. Двусторонний тамбовский крест. Первый вертикальный стежок 2-го крестика сделать в направлении сверху вниз

Крест является самым распространенным видом вышивки. Выполнять его можно как по канве, так и по рисунку, ткань должна быть с равномерным переплетением нитей. Вышивка крестом используется всесторонне: для отделки одежды или ее деталей, для украшения столового, постельного белья.

Набор

Шов "козлик"

Учебный курс пэчворк: Швы (ручные и машинные)

EM: двухсторонний шов для вышивки

Шов "косичка"

Счетная гладь

Счетная гладь - Картинка 7467/38

Прямая гладь
Изделие выполненное в технике счетной глади - Картинка 7467/40

Комплект салфеток - салфетка,салфетки,гладь,Вышивка гладью,вышивка,вышивка ручная

Пояс. Этно-мотивы - морская волна,орнамент,пояс,лен,вышивка ручная,вышивка

Швы народов Поволжья - "косая стежка", звездочка, спираль

"косая стежка"

«Косая стежка» — глухой односторонний счетный шов.
Выполняется наклонными, плотно прилегающими друг к другу или отстоящими друг от друга на некотором расстоянии стежками разного наклона и длины

Платок жениха. Петрова Т.И., 1952:: Искусство чувашского народа

Ручная вышивка. Косая стежка Мадам Жадина - сайт полезных со…

Виды вышивок Вышивка крестиком

"спираль"



Шов "звездочка"

Ручная вышивка. Шов звездочка


полукрест - Самое интересное в блогах

Вышивка крестиком

Вышивка крестиком

Прозрачными швами выполняются строчевые работы по заранее подготовленной сетке. Такие швы называются строчкой, которая накладывается на сетку, полученную путем продергивания нитей ткани в двух направлениях - по утку и по основе. Строчевые узоры не расположены на поверхности ткани, а как бы изменяют ее структуру.

Строчевые узоры

Разметка и продержка сетки

Последовательность обвивки сетки
Гладьевой валик

Петельный шов по краю зубцов

Форум Мастеров Рукоделия * Просмотр темы - Ретичелло, гипюры и другие ажурные вышивки

Глухими швами выполняются работы по целой ткани. Они называются вышивкой. Кроме уже рассмотренных выше швов для вышивки есть еще и вышивки, в которых соединяются два вида: вышивки по свободному контуру и счетные швы, например орловский спис, владимирские швы, где сердцевины цветов, вышитых по произвольному кругу, заполняются гладьевыми разделками геометрических форм.

Орловский спис


Орловский спис - Славянская культура

Орловский спис

Владимирские швы

Композиция на тему Владимирские швы
Моя вышивка разными швами - tamarabo - Photo.Qip.ru / id: vas

Владимирские швы 1
Ручная Вышивка: Владимирский шов

Советы по рукоделию - У бабушки

Фартук -ваш домашний наряд
Виды вышивок Вышивка крестиком

вышивка

Владимирские швы - Гладьевые швы - Виды швов в ручной вышивке - Иголка-волшебница - Женский сайт, дулька.ру

Для узоров, рисуемых свободным движением руки, используют мотивы растительного характера, животных и человека в весьма условной трактовке. Такие узоры выполняются контурными и гладьевыми швами.

К контурным швам относятся: тамбурный шов, стебельчатый шов, косичка, козлик, шнурок; к гладьевым - белая гладь, владимирские швы, александровская гладь, русская гладь и атласное шитье.

Бисерные артефакты - целое явление в материальной культуре различных слоев общества - дворянской, купеческой, среде духовенства и крестьянства. Выразительный, тонкий и мало подверженный изменению со временем (и в этом его особая ценность).
Показать полностью. Причем следует воспринимать эти предметы, бытовавшие в разной среде, в их взаимосвязи, т.к. предметы в одной среде порождали тенденции в другой среде, становившиеся затем самостоятельными. Так, например, некоторые бисерные предметы крестьянского мира, которые зачастую рассматривают самостоятельно, вне взаимосвязей - зародились в недрах усадебной культуры . Думаю, важно всматриваться в "бисерный мир" во всей его полноте. В группе систематизируем доступную информацию по техникам, регионам, видам изделий и публикуем артефакты из личных коллекций участников группы. Важная старичка наших новостей - знакомство с лучшими произведениями нынешних мастеров, черпающих вдохновение и мастерство в антикварных и винтажных предметах.

БИСЕР в народном и историческом костюме и быту

БИСЕР в народном и историческом костюме и быту запись закреплена

Какая удача! В Госкаталоге нашлась бисерная лента
очень похожая на укаршения зарайских купчих!
Теперь становится понятной технология изготовления украшений, изображенных на старинных портретах!

В последние годы в стране и Республике Хакасия наблюдается тенденция к возрождению и сохранению забытых народных обычаев и традиций.

Занятие декоративно – прикладным творчеством является актуальным, востребованным. С каждым годом все больше проводится конкурсов и выставок. Всё больше девочек желают заниматься на кружках декоративно – прикладного творчества. Занятия в кружке способствуют совершенствованию трудовых технологических навыков, развитию эстетического вкуса, творческой активности, уважения к труду, трудолюбия и усидчивости девочек. Любое обучение, как известно, есть передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности – природе, обществе, человеке, его истории и культуре.

Создание детьми выставочных работ позволяет реализовать их творческий потенциал, развивает художественный вкус, интеллектуальные способности, зрительную память, воображение ребенка.

Считаю, что возрождение традиционных русских видов рукоделия, одним из которых является вышивка бисером, помогает сохранить историю и традиции нашего народа. Бисерное рукоделие развивает мелкую моторику рук, терпение, внимательность, фантазию и творчество. Такие качества очень пригодятся в современной жизни.

Работа с бисером относится к древним видам рукоделия. Зародившееся еще в Древнем Египте, бисерное искусство развивалось в течение тысячелетий, иногда временно выходя из моды, а затем возвращаясь на новом витке своего развития. В России бисер появился еще в IX-XI веках, но наибольшего расцвета это рукоделие достигло в XVIII веке и частично в начале XIX века. На Руси девочки с ранних лет учились разным видам рукоделия, поэтому они преподносили в качестве подарков вышитые рушники, картины, расшитые бисером сумочки, кошельки, плетеные пояса, и другие предметы. Каждый из подарков был произведением искусства и говорил о мастерстве рукодельницы. [1].

Более ранние работы выполнялись вышивкой вприкреп, когда нить с нанизанным на неё бисером прикреплялась к ткани другой нитью. Позднее перешли к вышивке бисером по клеточкам, аналогичной вышивке крестом. В конце XIX в. в России, наряду с привозным, использовался бисер, изготовляемый в небольших кустарных мастерских в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях. Помимо отделки традиционных элементов народного костюма, бисер широко использовался в светском и церковном шитье. Монахини в монастырях широко применяли бисер и жемчуг использовали в вышивки окладов и риз икон, облачении священнослужителей. А также для, для плетения четок и других культовых предметов. [2].

Бисерным рукоделием были увлечены все, от мала до велика, от крестьянской избы до барского дома. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии, Америке и пользовались большим спросом.

Вышивка бисером встречается и у хакасов. Женское нагрудное украшение -пого, вышивалось бисером, коралловыми бусинами, раковинами каури. У тюркских народов украшения всегда наделялись особыми свойствами: выступали в качестве оберегов, хранителей души человека, обладая особенной силой против нечистых духов; служили как бы овеществленным носителем будущего семейного благополучия, а также знаком половозрастного и семейного статуса. [3].

Искусство бисероплетения разных народов мира веками нарабатывалось, внося свой вклад в национальную культуру. Появились разные виды техники изготовлений, разнообразные композиции и орнаменты, принадлежащие той или иной культуре. Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно- прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.

Итак, бисерные традиции вновь возродившиеся, сохранились и продолжают развиваться, удивляя нас многообразием воплощения фантазии талантливых мастеров и дизайнеров, сочетающих бисер с различными другими материалами, придумывая все новые и новые техники, формы, образы.

Очень модно сегодня использовать бисер, бусины и стеклярус для украшения одежды. Не остались равнодушными к этому ценному материалу и многие модельеры. Как и несколько веков назад, роскошные одежды сегодня покрывают бисерной вышивкой, украшают платья многочисленными подвесками так, что они становятся похожи на водопады или языки пламени и производят неизгладимое впечатление. Необыкновенно красиво смотрятся украшенные бисером пояса и воротники, сумочки; изящными, невесомыми и сказочными выглядят шляпки, перчатки, обувь. Бахромой из бисера и стекляруса покрывают даже купальники, а сверкающие ожерелья, бусы, браслеты придают образу особый шарм. [4]

При виде икон вышитых бисером трудно поверить, что они не написаны кистью художника на холсте, а вышиты иглой мастерицы - вышивальщицы. Игра красок завораживает, и хочется тоже взять в руки иголку с ниткой и, подбирая бисеринку к бисеринке, создать нечто подобное. Икона — не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи. В прошлом веке во время гонений на церковь были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы.

Времена меняются, но традиции остаются в нашей истории. В наше время вышивка икон бисером вновь стала популярной. Традиция вышивать иконы бисером и дарить их друг другу снова вернулась в семьи. Не смотря на то, что этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности, он дарит минуты радости и спокойствия, ведь вы своими руками создаете шедевр. [5]

Хочется отметить положительное отношение церкви к данному виду рукоделия , если в этом нет никакого дурного умысла.

Многие вышивальщицы отмечают, что вышивка бисером иконы положительно влияет на настроение и самочувствие. Мысли приходят в порядок, на душе становится тепло и радостно, даже мелкие жизненные и семейные неурядицы проходят сами собой.

Библиографический список

Артамонова Е.В. Бисер. Практическое руководство.-М.: Эксмо,2008.

Гусева Н.Б. Волшебный бисер. – М., Айрис-Пресс, 2005г.

3. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов – Абакан, 1996.

4. Ляукина, М. В. Бисер / М. В. Ляукина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – (Серия «Основы художественного ремесла»).

Читайте также: