Как связать ванты

Обновлено: 26.04.2024

При сборке модели корабля моделист доходит до такелажной оснастки и задаётся вопросами закрепления канатов узлами. Поэтому мы постараемся подробно показать их на фотографиях и описать, где и для чего они применяются. Каждый моделист уже самостоятельно подбирает способы вязки узлов в соответствии со своим представлением о соответствии их внешнего вида реальным.

Известно, что такелаж делится на стоячий и бегучий.

Стоячий такелаж Это тросовая оснастка, оба конца которой закреплены на определенных местах и служат для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным.

К стоячему такелажу относятся:

Ванты Снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги с бортов судна. Число вант зависит от толщины мачты и площади парусов. Фордуны Снасти стоячего такелажа, крепящие стеньгу или брам-стеньгу сзади и с бортов. Фордуны предназначены для противодействия тяге штагов вперёд и придания стеньгам и брам-стеньгам большей устойчивости. Штаги Снасть стоячего такелажа, расположенная в диаметральной плоскости судна и поддерживающая мачту, стеньгу и другое рангоутное дерево спереди или раскрепляющая бушприт с форштевнем. Бакштаги Снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков и кормы (кроме диаметральной плоскости) рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, дымовые трубы и т. п. Перты Тросы, протянутые под реем на расстоянии около 80 сантиметров и закреплённые одним концом у его середины (за мачтой после крепительных планок), а другим — у нока, а также кливер- и бом-кливер-леера Бегучий такелаж Это тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов), закреплённая только одним концом. Второй свободный конец — ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте. Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением.

В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов.

Коренной конец Условное название закреплённого или же неиспользуемого в работе конца троса, противоположен ходовому концу Ходовой конец Он же лопарь. Незакрепленный свободный конец троса, которым начинают движение при вязке узла.

Пояснение к некоторые терминам, которые используются при описании такелажа:

Бензель Особый вид перевязки из специального тонкого троса для плотного соединения 2-х параллельно расположенных тросов. Кноп Стопорный плетеный узел на конце троса или снасти, сделанный особым способом для их укрепления, препятствует проскальзыванию и развиванию коренного конца. Одной из разновидностей кнопа является мусинг. Огон Петля, сделанная на конце троса. Через огоны могут продеваться соединительные скобы при соединении двух тросов и т.д.

Различается несколько разновидностей огона, в том числе:

Простой огон На конец троса накладывается «временная марка», после чего его распускают на пряди, на концах которых также ставятся отметки. Затем его укладывают в виде петли необходимых размеров, а каждую из оставшихся прядей пробивают под соответствующую прядь нераспускавшейся части троса. Огон с коушем Выполняется также, как и простой огон, но к тросу переплетается ещё и коуш. Он предохраняет трос от крутых изгибов, увеличивая его срок службы. Разрубной огон На концах двух тросов распускаются пряди, каждая из них маркируется. Затем пряди одного из тросов вплетают в другой трос, и наоборот. Выполняется не менее трех пробивок. Подкововидный огон Трос сгибается в нужном месте, и на некотором расстоянии от места сгиба, в обе «ветви» вплетаются пряди небольшой части троса той же толщины. Обычно делаются три пробивки. Голландский огон Из троса выводят одну из его прядей, причём её длина должна быть несколько больше длины в окружности огона; ещё две пряди троса укладывают в виде петли так, чтобы их концы перекрещивали его. Свободная прядь вводится на своё место навстречу другим прядям. Концы на всех прядях распускаются на каболки и укладываются вдоль троса. Мусинг Штаг-кноп, в виде груши, длина 1/3 петли штага, диаметр - 3 диаметра штага. Краг-штаг Строп с юферсом, который крепится к бушприту, служит для тяги штагов, ватер-штагов и ватер-бакштагов. Штаг-краг Петля штага, охватывающая топ мачты. Шкентель Короткий трос с коушем или блоком на конце. Строп Часть троса, обвязанная вокруг блока. Лопарь Трос, проходящий через шкив блока. Талреп Приспособление для натягивания судовых снастей при их креплении. Тали Устройство для поднятия грузов (рангоута). Ворст Железный прут, привязанный к вантам по верхним юферсам для того, чтобы удерживать юферсы в одной плоскости. Сплесень Способ сращивания двух разных синтетических, растительных и стальных тросов путем переплетения составляющих их прядей без излома троса. Полученное соединение, при правильном изготовлении, имеет высокую прочность.

И поясним некоторые термины, которые используются при описании морских узлов:

Петля (открытая) Ходовой (или коренной) конец троса, изогнутый вдвое таким образом, что не перекрещивается с самим собой. Колышка (закрытая петля) – петля, сделанная ходовым или коренным концом троса так, что трос перекрещивается сам с собой. Полуузел Одинарный перехлест двух разных концов одного и того же троса или двух концов разных тросов. Это первая половина прямого или бабьего узла. Обнос Обхват тросом какого-либо предмета: бревна, столба, другого троса, кольца, рыма, скобы, гака и т.д., сделанным так, что оба конца троса не перекрещиваются. Марка Несколько плотно наложенных один к другому шлагов каболки (самая тонкая составная часть растительного троса) на конце троса для предотвращения его расплетания. Шлаг Полный оборот (на 360 градусов) каната вокруг какого-либо предмета (бревна, столба, другого троса, кольца, рыма, скобы, гака и т.д.), сделанный так, что после этого конец троса направлен в противоположную сторону. Полуштык Обнос тросом какого-либо предмета (бревна, столба, другого троса, кольца, рыма, скобы, гака и т.д.) с последующим перекрещиванием тросом своего конца под прямым углом, без его пропускания в образовавшуюся закрытую петлю.

Наиболее известные и часто применяемые морские узлы



Прямой узел Используется для соединения двух растительных (неметаллических) тросов одинакового небольшого диаметра. При сильной нагрузке подвержен чрезмерному затягиванию. Чтобы этого избежать возможна вставка в петли узла деревянных вкладышей.

Вязать можно двумя способами:

  1. При первом способе ходовыми концами тросов вяжем один полуузел, а затем в противоположном направлении еще один.
  2. При втором способе через петлю первого троса пропускаем петлю второго.



Рифовый узел Вяжется также, как прямой, но один из ходовых концов, для быстрой отдачи связанных снастей, в последний раз пропускаем петлёй.



Прямой полуштык Завершающий элемент для многих узлов, самый простой незатягивающийся узел. Ходовой конец обносится вокруг предмета, затем вокруг коренного конца и пропускается в образовавшуюся петлю. Ходовой конец обязательно фиксируется к коренному маркой. Мокрый полуштык Для крепления фалиней и швартовов за кнехты, палы и битенги. Даже при сильной затяжке и намокании этого узла сохраняется возможность его быстрой отдачи.



Прямой штык Еще один классический морской узел – незатягивающаяся петля. На флоте применяется для крепления концов при швартовке, оттяжек лопарей, крепления шкентеля при подъёме шлюпок или грузов и др. Возможно временное соединение двух тросов с помощью двух простых штыков. Правильный простой штык не затягивается при приложении даже очень большого усилия и представляет собой два полуштыка, завязанных в одну сторону. При сдвигании шлагов этого узла друг к другу получается выбленочный узел. Обязательное условие: у связанного узла оставшийся ходовой конец надежно фиксируется маркой к коренному.

В своей основе имеют этот узел:

Плоский штык Соединяет два троса различных диаметров


Задвижной штык Применяется в случае вязки троса к гладкому рангоуту и т.п.; Штык своими концами При связке двух концов одного троса; Штык с двумя шлагами На рым накладываются два шлага, далее вяжется как простой штык. В отличие от простого штыка, применяется в случаях, когда нет необходимости быстро отдать швартовы, в основном для крепления тросов и перлиней при швартовке за кнехты, битенги и палы, может использоваться для крепления троса к гаку, огону, рыму и т.п. Более надежен, чем простой штык из-за большей стойкости к перетиранию.



Рыбацкий штык Якорный узел, вяжется, как и штык с двумя шлагами, но второй шлаг при обносе вокруг рыма остается свободным (не затягивается) и первый полуштык накладывается на оба шлага. Может применяться при привязывании якорного троса к скобе якоря.



Мачтовый штык Не затянутый до конца выбленочный узел вокруг поперечной жерди (мачты и др.), на коренном конце троса вяжется простой штык, ходовой конец фиксируется маркой.



Выбленочный узел (builder's knot) – куски смоленого троса – выбленки, которые поперечно крепили к вантам как ступеньки для подъема матросов на мачты дали название этому надежному узлу. Стоит отметить, что его исключительная надежность сохраняется только при натянутом с обоих концов тросе. Прикрепить трос к мачте, рее или другим поперечным предметам с гладкой поверхностью также удобно при помощи выбленочного узла.

Вязать этот узел возможно двумя способами в зависимости от предмета, к которому крепим трос:

  1. В случае если один конец предмета открыт для доступа, делаем на тросе две колышки, накидываем на предмет и затягиваем узел.
  2. В противном случае обносим ходовым концом троса предмет, перекрещиваем этот шлаг ходовым концом, еще раз обносим, заводим конец под этот же шлаг и затягиваем узел. Фактически узел представляет собой два полуштыка, последовательно завязанных в одну сторону, со сближенными шлагами.



Беседочный узел (Булинь) (bowline hitch) — один из наиболее известных и используемых классических морских узлов. Позволяет надежно и быстро закрепить трос вокруг тела (под мышками) человека для спуска или подъема. Двойной булинь, при котором оставляется длинный ходовой конец, которым вяжется второй такой же, использовался также для закрепления деревянной площадки (беседки, отсюда название) при выполнении работ на мачтах, корпусе судна и т.п.

Узел также применяют при креплении каната на гаке или кнехте временно, вместо огона, так как петли булиня не затягиваются на растительном тросе, независимо от величины нагрузки.

При определенной сноровке завязывается одной рукой за 2-3 секунды: Ходовой конец обводится вокруг груди, удерживая его правой рукой, накладываем поверх коренного, не выпуская ведем вниз – к себе – вверх (на запястье образуется петля), не выпуская обводим ходовой конец вокруг коренного справа, перехватываем и вытягиваем правую руку из петли на запястье, не выпуская конец троса.



Восьмерка (figure-eight knot) – этот классический узел является отличным стопором на конце снастей, чтобы последние не выскальзывали из шкива блока. Используется для утолщения конца троса, при изготовлении ручек для деревянных ведер и т.д. Легко развязывается и не ослабляет трос. Лежит в основе многих сложных узлов различного назначения.

Вязать можно двумя способами: При первом на конце троса делаем петлю, в которую пропускаем ходовой конец, обнесенный вокруг троса один раз (первый способ) или 2 раза (второй способ).

Шкотовый узел Применяется при ввязывании шкотов в шкотовые углы парусов. Известен также как ткацкий, сеточный, ведерный. Один из старейших из известных узлов. Надежен при натянутом тросе. Ходовой конец троса (шкота) пропускается в петлю (в шкотовый угол), обносится вокруг и пропускается под коренной конец.



Брам-шкотовый узел Применяется для связывания двух тросов одинакового диаметра, при подъемных работах, при буксировке шлюпок, ввязывания шкотов в углы пластыря при заделке повреждений подводной части корпуса, взятия концом в огон брам-шкоты и брам-гитовы при ввязывании брам-гинцев в брам-фал и гинцев в топенант нижних реев.

Узел работает только на натянутом тросе, однако надежность брам-шкотового узла несколько выше, чем шкотового. Вяжется он также, как шкотовый, но имеет не один, а два шлага вокруг петли (кренгельса).

Юферсный узел Старинный узел, применявшийся в парусном флоте для натягивания вант с помощью талрепов и юферсов. Этот узел, даже при сильном затягивании, достаточно легко развязывается. Вяжется двумя способами: первый способ на основе прямого узла, второй на основе восьмерки.



Фламандский узел Один из древнейших узлов на основе восьмерки, завязанной двумя концами для соединения двух тросов, встречная восьмерка.

Завязывается двумя способами:

  1. при первом ходовым концом одного троса вяжем восьмерку, затем, со стороны выхода ходового конца, запускаем ходовой конец второго троса и, двигаясь параллельно первому тросу, вяжем вторую восьмерку. Затягиваем аккуратно, стараясь сохранить форму узла, сначала за ходовые концы, а затем и за коренные;
  2. при втором способе оба троса, сложенные вместе, ходовыми концами навстречу друг другу, примерно на метровом отрезке, вяжем восьмеркой. Неудобство данного способа в необходимости пропускать вместе с коротким ходовым длинный коренной конец.



Гинцевый узел Для крепления троса к коушу. Ходовым концом накладываем два шлага на шейку коуша, накрываем коренным концом, и петлёй вводим его в коуш.В петлю вставляем деревянный клевант.

0. Как и везде на Пикабу, здесь работают правила в отношении мультиаккаунтов, деструктивного поведения, повторов и неприемлемого контента.

1. Самое главное — добавлять посты исключительно с тематикой моделизма.

2. Запрещено выкладывать разнобойные подборки чужих фото, фотографии моделей без указания авторства (за исключением тега «моё») или необоснованное использование тега «моё».

3. Запрещено добавление видео из ютуб без подробного описания видео. (Примеры хорошего и плохого поста.)

4. Запрещено рекламировать свои сообщества по похожей тематике через посты сообщества. Исключение: авторы-моделисты могут давать ссылки на свои соцсети.

5. Для комментаторов: это сообщество моделистов. Приветствуется обсуждение техник моделизма, технических особенностей моделей и прототипов, приёмов фотографирования моделей, но запрещено обсуждать выбор модели автором, а также неконструктивные реплики о компьютерных играх и опознавательных знаках.

6. Запрещено добавлять посты, ухудшающие атмосферу сообщества.

8. Предусмотрено три вида наказаний: предупреждение в комментариях (2, 3), бан на неделю (4, 5 и 6) и перманентный бан (систематические нарушения).

На взгляд непрофессионала, такелаж на модели парусного судна представляет собой изумительный комплекс из нитей, блоков, вант и т.д. Всё же, если Вы знаете что каждая снасть (нить) исполняет свою единственную и конкретную функцию, то, прослеживая её от начала и до конца, задача каждой нити будет для Вас ясна!
Весь такелаж разделен на две группы: стоячий такелаж - снасти, которые один раз поставили и в процессе похода они не двигаются, и бегучий такелаж - снасти, потянув или переместив которые можно заставить другие части судна изменить их положение.
На любом судне сначала устанавливается стоячий такелаж для закрепления тех элементов, которые будут испытывать большие нагрузки и которые используются как база для бегучего такелажа. Наиболее нагруженные (или наиболее толстые) веревки всегда помещаются, где напряжение обычно бывает самым большим. Таким образом, чем выше находится снасть, тем тоньше она становится. Этот важный факт часто игнорируется моделистами и полностью портит внешний вид модели! Следуйте простому правилу: начинайте изготовление стоячего такелажа с нижней части мачты и используйте для этого самую толстую нить, которая есть в комплекте и предназначена для изготовления такелажа и, поднимаясь вверх, используйте более тонкие нити. Тогда Вы не будете падать в эту западню!
Другой аспект такелажа парусного судна, который часто забывают, это то, что на практике для защиты стоячего такелажа от морской воды и соли применялись просмоленные (поэтому тёмные) веревки. Это можно имитировать путем использования черной вощеной нити или путем покраски светлых нитей (которые обычно входят в комплекты) смесью матового лака и черной краски. Эта техника может быть сделана в любой момент перед установкой такелажа (путем покраски всего мотка) или позже, когда все нити стоячего такелажа уже находятся на месте. Очевидно, что Вы должны будете проявить большую осторожность при втором способе чтобы не пролить краску на почти готовую модель или не задеть кисточкой других деталей. Практика показала, что небольшие расходы на приобретение черной нити различной толщины более чем оправданы ее отличным видом на модели и сэкономленным временем.
Бегучий такелаж, в основном, изготовлялся из пеньковых веревок и со временем, из-за агрессивного морского воздуха, первоначальный светло-коричневый цвет веревок изменялся к грязно-серому. Для того, чтобы их имитировать, пригодна любая тонкая гладкая светло-коричневая нить. Поскольку нити бегучего такелажа главным образом проходят через блоки, и т. д., достаточно нити одного небольшого диаметра. Гладкая нить гарантирует хороший проход через блоки без опасения создания препятствий. Нить, идущая в наборе, может использоваться без предварительной обработки (если ее цвет Вас устраивает) или после небольшой обработки. Погрузите полный моток нитки в стакан холодного крепкого чая. Дайте чаю хорошо впитываться в нить прежде, чем ее отжимать и сушить (сушить нить надо в расправленном состоянии!). Самый большой грех, который моделист может совершить это сделать свою модель с белой нитью! Это абсолютно неправильно и гарантирует последнее место на любом соревновании.

Внешний вид модели с установленным стоячим такелажем

Внешний вид модели с установленным стоячим такелажем.

Подготовка блоков и юферсов

Как было описано в предыдущей части, отверстия во всех блоках и юферсах лучше прочистить до их установки. Очевидно, что при установке нити бегучего такелажа, последняя вещь, на которую Вы хотите натолкнуться, это забитый или треснутый блок. Эта работа, хотя и очень скучная, но является очень важной.
Используйте методичный подход, перекладывая прочищенные блоки из одной коробочки в другую, четко помеченную. Используйте 1 мм сверло или толстую иглу. Это одна из процедур, которые можно делать, когда Вы ждете высыхания клея или лака. Если у Вас есть минидрель, тогда эта процедуру будет делать намного легче, хотя здесь необходима большая осторожность, чтобы избежать несчастных случаев (Ваша кровь не украшает древесину!).

Установка штагов

Штаг - толстая смоляная веревка, держащая мачту спереди. Своим верхним концом образует петлю (огон) вокруг мачты, а на втором конце имеет специальный юферс для натягивания штага.
Положение штага показано на рисунках.

Первый этап установки стоячего такелажа: штаги.

Тот конец штага, который идет к мачте и оборачивается вокруг нее большой петлей (огоном), обычно заканчивается аккуратным сплетением с натянутой частью штага. Сделать это красиво в масштабе модели довольно сложно. Здесь можно посоветовать использовать очень простую технику, которая позволяет получить хороший результат.
Проделайте эксперимент: Возьмите нить, сложите ее петлей и держите оба ее конца между указательным и большим пальцами. Капните маленькую капельку клея типа ПВА между пальцами и просто скатайте вместе оба конца нити. Непрерывным вращением концы склеятся и у Вас получиться аккуратный стык. Потренируйтесь соединять нити этим методом до того состояния, когда Вы сможете уверенно это делать в любом месте и положении. Даже весьма толстые веревки могут быть соединены этим способом.
Примерьте на модели все будущие штаги и отрежьте нити нужной длины.

Второй этап установки стоячего такелажа: ванты и стень-фордуны (бакштаги).

Точно так же измерьте длины бакштагов (стень-фордунов) и нижних вант (), учитывая петли вокруг юферсов на их нижних концах. Оставьте достаточную длину нити, чтобы Вам было удобно работать. Не стоит пробовать отрезать нить точно по размеру. Это невозможно. Всегда оставьте приблизительно 5-8 см рабочей длины нити. Гораздо лучше потратить впустую немного нити, чем потерять терпение и время, пытаясь сделать невозможное! Установите штаги, стень-фордуны и ванты на соответствующих им мачтах.
Чтобы гарантировать правильный угол наклона мачт, сделайте шаблон, используя чертежи из комплекта. Также, если ему ничего не мешает, можно использовать небольшой отвес от топа мачты на палубу. При натягивании штагов выведите тот угол наклона мачт, который необходим. Здесь можно посоветовать, во избежании ошибок, почаще сверятся с чертежами.

Скрепление блоков и юферсов

Поскольку все блоки и юферсы находятся под постоянным напряжением, Вы должны гарантировать то, что ни один из них не сломается. Принимая определенные меры для этого, Вы будете уверены в том, что при натяжении нитей ни один из блоков или юферсов не подведет. Это позволит Вам спокойно сделать красивую тугую оснастку судна.
Для этого вокруг каждого блока или юферса (кроме тех, где это не требуется по чертежу) в специальном пазе нужно сделать аккуратную петлю из нити. Если Вы еще не опытны в вязке маленьких, опрятных узлов, тогда концы этой петли нужно склеить и скатать как было описано выше, а если Вы можете, то соедините их с помощью узелка.
Таким образом Вы гарантируете что блоки или юферсы не расколются под натяжением и что они не выпадут из своих петель.
Все блоки такелажа могут быть вылеплены в этой манере, но где оснащение очень сильно натянуто, можно применять тонкий провод вместо нитей. Для этого делают петлю из провода в два-три слоя и приблизительно 20 мм диаметром, вставляют блок и равномерно крутят провод, чтобы смоделировать нить. Когда Вы используете провод, а не нить, хвост такого блока должен быть вклеен в свое отверстие с помощью циакрина или эпоксидной смолы. И, конечно, нельзя прикладывать никакое натяжение (усилие) пока клей не высохнет.
Блоки, защищенные нитью, могут быть зафиксированы на время сушки клея с помощью обычного пластыря. В обоих случаях хвосты блоков нельзя отрезать пока клей не засох.

Используя тали (ряд шкивов) на борт судна поднимали очень тяжелые предметы: пушки, якоря, бочки и т.д и натягивали снасти. Чем больше шкивов в используемых блоках, тем большее усилие они развивали.
Чтобы Вам помочь, на рисунке показаны некоторые комбинации блоков.

Некоторые типы и способы закрепления талей.

Самый важный факт, который нужно запомнить: человек, тянущий ходовой конец таля (лопарь) должен был иметь хорошую опору и его (конец) обязательно нужно было хорошо закреплять.

Установка и оснащение мачт

Все мачты на своих местах, штаги и ванты натянуты

Все мачты на своих местах, штаги и ванты натянуты.

Как только все верхние и нижние штаги находится в на своих местах и правильно натянуты, начинают делать ванты. Как обычно, делать это следует с фок-мачты. В конце каждой ванты должен быть вплетен верхний юферс, который, в свою очередь, будет прикреплен к нижнему, неподвижному юферсу.

Положение юферсов

Положение юферсов.

При формировании петли вокруг юферса можно использовать простое приспособление, как показано на рисунке. Оно обеспечит равное расстояние между нижними и верхними юферсами.

Способ временной фиксации верхнего юферса

Способ временной фиксации верхнего юферса.

Для закрепления конца петли (ванты) используйте метод соединения, который был описан для штагов. Прежде чем связывать нижние и верхние юферсы, дайте клею как следует высохнуть.
Как связывать юферсы, показано на рисунке. Концы связующей нити всегда закрепляйте узлом с клеем и давайте ему высохнуть, прежде чем отрезать концы. Натягивать ванты нужно парами, одновременно на одном и другом бортах и лучше начинать от задних вант, двигаясь вперед.

Вязка юферсов.

Стень-ванты

В дополнение к нижним, главным вантам, стень-ванты шли от марса (плоской площадки на мачте) к следующей секции мачты. Они имели обычно более тонкую веревку, чем нижние, и юферсы были меньше. Посмотрите на фотографии, где есть эти ванты. Обратите внимание, что юферсы там меньше и, соответственно, применяется более тонкая нить.
Стень-ванты могут быть сделаны еще до установки мачты на палубе. И наоборот, стень-ванты могут быть установлены после того, как мачта уже закреплена на палубе. Какой метод избрать - решать Вам.. Для простоты работы марс с нижними юферсами стень-вант лучше сделать до установки мачты на место.
На верхних частях стень-вант (где они делают петлю вокруг стеньги) можно не связывать каждую пару вант, а связать сразу все ванты на каждой стороне одной петлей.

Такелаж в районе марсов

Такелаж в районе марсов. Над марсом видны три стень-ванты.

Выбленки

Чтобы моряки могли подниматься вверх к реям, на вантах нужны были горизонтальные веревки. Их называют выбленки. Они начинаются выше верхнего юферса и продолжались по вантам до такой высоты, которая была необходима. Где марс разделял ванты и стень-ванты, выбленки шли как по вантам к отверстию в марсе, так и по путенс-вантам в обход марса. Это хорошо видно на рисунках. Обычно моряки не пользовались путем через отверстие в марсе, а взбирались в обход него. Только молодые моряки и сухопутные крысы пользовались дырой в марсе.
Вязать выбленки на вантах нужно до отверстия в марсе (как показано на рисунках).

Ванты и выбленки в районе марса

Ванты и выбленки в районе марса.

Вязка выбленок

Вязка выбленок. Нити имеют белый цвет только для примера!

Предыдущие замечания относительно соблюдения масштаба также применимы и здесь. Используйте настолько тонкую нить, насколько это возможно. Помните, что масштаб нужно соблюдать и в расстоянии между выбленками. Вы подумали о том, какое расстояние сделано у Вас? Может это расстояние равно высоте стола на Вашей кухне или даже больше?
Особую осторожность и аккуратность нужно проявлять при вязке выбленок к вантам. Следите за тем, чтобы ванты не соединялись друг с другом и были прямые. Искривленные в результате стягивания выбленками ванты смотрятся очень плохо.
Вы можете обнаружить, что вязать выбленки сверху вниз гораздо удобнее, чем снизу вверх. Тут видно предыдущую (верхнюю) выбленку-ступеньку и легко обеспечить нужное натяжение.
Для вязки выбленок можно использовать толстую иглу с широким ушком. Нужно использовать нить в один слой.

Элементы бегучего такелажа

Перед тем, как продолжить постройку модели, изучите те части Вашей инструкции и чертежей, которые относятся к бегучему такелажу. Начните оснащение рея с установки центрального таля, с помощью которого рей поднимался на мачту. Не стягивайте тали, оставьте по крайней мере 20 мм между блоками. Ходовой конец таля закрепите за удобный нагель или утку. Нижние реи (которые должны быть установлены первыми), могут иметь специальный механизм, позволяющий им поворачиваться вокруг мачты. Если в Вашей модели это предусмотрено, то установите его сейчас. В результате рей должен свободно балансировать вокруг своего центра на тале.
Установите и настройте тали, держащие рей в горизонтальной плоскости и закрепите их ходовые концы на нагеле или утке, как и прежде. Чтобы гарантировать горизонтальное положение рея, правый и левый тали должны быть равны. Закрепите концы нитей клеем и затем обрежьте их.

Закрепление ходового конца снасти.

Установите другие тали (брасы), удерживающие рей в нужном положении относительно киля судна, но пока не регулируйте их.
Работать удобнее от фок-мачты к корме. После установки всех нижних реев, можно переходить к установке реев на стеньгах и брам-стеньгах.
Проверьте, что установлен весь такелаж для каждой реи.


Изготовление бухт

Следует учесть, что на реальном судне везде, где ходовой конец веревки закреплен на нагеле, была оставлена некоторая необходимая длина веревки. Конец веревки был намотан на нагеле в виде бухты, которая свободно свисала. Эти бухты легко смоделировать, обернув нить три или четыре раза вокруг карандаша или вокруг мизинца. Слегка смажьте тонким слоем клея получившуюся бухту и снимите ее с карандаша или пальца. Пока клей не засох окончательно, придайте бухте овальную форму, чтобы имитировать провисающую под собственным весом веревку. Отрежьте конец нити на некотором расстоянии от бухты и дайте ей полностью высохнуть. Сделайте столько таких бухт, сколько требуется для модели.
Используя пинцет, возьмите готовую бухту за ее верхний конец, капните капельку клея на то место, где будет установлена данная бухта и осторожно разместите ее там. Окончательно сформируйте бухту вокруг выступающих частей модели и дайте ей приклеиться.
Перед началом последнего этапа установки бегучего такелажа проверьте, что все детали модели установлены, никакие элементы не сдвинуты со своих мест, никакие нити такелажа не развязали и не перекручены и никакие пятна краски не присутствуют на палубе.

Установка брасов

Заключительное действие в оснащении модели - установка и регулировка брасов. Брас - веревка, прикрепленная к ноку рея посредством блоков, штагов и т.д. Посредством брасов поворачивают рей в ту или другую сторону относительно киля судна.
Именно сейчас Вы должны решить какой угол Вы будете делать между реями и килем судна. Можно сделать реи не перпендикулярно килю судна, как обычно, а под углом к нему. Это сделает модель более узкой и позволит ближе придвинуть ее к стене или разместить ее на узкой полке. Другой плюс в таком положении реев состоит в том, что глядя на модель сбоку, будут видны те ее элементы, которые при обычном положении реев видны только спереди. В первую очередь это касается парусов. Поскольку реи сделаны подвижными, то фактически сделать такелаж для поворотных рей не должно вызвать никаких проблем. Можно даже сделать реи поворотными, нужно только обеспечить доступ к концам брасов и оставить нити нужной длины. Помните, что брасы были самой подвижной частью такелажа, они использовались очень часто, т.к. поворачивать реи для того, чтобы поймать нужный ветер, приходилось постоянно. Поэтому брасы должны заканчиваться в легкодоступных местах и не перекрываться другими снастями.

Вид модели, у которой реи повернуты на небольшой угол

Вид модели, у которой реи повернуты на небольшой угол.

Защита такелажа

Предполагая, что такелаж уже полностью установлен и настроен, его нужно покрыть защитным слоем лака.
Самый легкий способ сделать это состоит в том, чтобы попросить помощь Вашей жены или подруги. Попросите чтобы она купила лак для волос в виде аэрозоля. Пусть она выберет тот лак, который всех крепче фиксирует прическу. Он ужасен для головы, но изумителен для моделей!
Стойте приблизительно на расстоянии в 30 см от модели и полачьте нижнюю часть такелажа за один проход. Повторите это, но уже для верхней части такелажа. Таким образом Вы покроете лаком одну сторону модели. Переверните модель и повторите процедуру для другой стороны. Пока лак не высох, нити можно , чтобы придать им любую желательную кривую. Лак гарантирует, что их положение не изменится. Не забудьте защитить на время распыления лака всякую мебель, окна, домашних животных и любимую золотую рыбку.

На взгляд непрофессионала, такелаж на модели парусного судна представляет собой изумительный комплекс из нитей, блоков, вант и т.д. Всё же, если Вы знаете что каждая снасть (нить) исполняет свою единственную и конкретную функцию, то, прослеживая её от начала и до конца, задача каждой нити будет для Вас ясна!
Весь такелаж разделен на две группы: стоячий такелаж - снасти, которые один раз поставили и в процессе похода они не двигаются, и бегучий такелаж - снасти, потянув или переместив которые можно заставить другие части судна изменить их положение.
На любом судне сначала устанавливается стоячий такелаж для закрепления тех элементов, которые будут испытывать большие нагрузки и которые используются как база для бегучего такелажа. Наиболее нагруженные (или наиболее толстые) веревки всегда помещаются, где напряжение обычно бывает самым большим. Таким образом, чем выше находится снасть, тем тоньше она становится. Этот важный факт часто игнорируется моделистами и полностью портит внешний вид модели! Следуйте простому правилу: начинайте изготовление стоячего такелажа с нижней части мачты и используйте для этого самую толстую нить, которая есть в комплекте и предназначена для изготовления такелажа и, поднимаясь вверх, используйте более тонкие нити. Тогда Вы не будете падать в эту западню!
Другой аспект такелажа парусного судна, который часто забывают, это то, что на практике для защиты стоячего такелажа от морской воды и соли применялись просмоленные (поэтому тёмные) веревки. Это можно имитировать путем использования черной вощеной нити или путем покраски светлых нитей (которые обычно входят в комплекты) смесью матового лака и черной краски. Эта техника может быть сделана в любой момент перед установкой такелажа (путем покраски всего мотка) или позже, когда все нити стоячего такелажа уже находятся на месте. Очевидно, что Вы должны будете проявить большую осторожность при втором способе чтобы не пролить краску на почти готовую модель или не задеть кисточкой других деталей. Практика показала, что небольшие расходы на приобретение черной нити различной толщины более чем оправданы ее отличным видом на модели и сэкономленным временем.
Бегучий такелаж, в основном, изготовлялся из пеньковых веревок и со временем, из-за агрессивного морского воздуха, первоначальный светло-коричневый цвет веревок изменялся к грязно-серому. Для того, чтобы их имитировать, пригодна любая тонкая гладкая светло-коричневая нить. Поскольку нити бегучего такелажа главным образом проходят через блоки, и т. д., достаточно нити одного небольшого диаметра. Гладкая нить гарантирует хороший проход через блоки без опасения создания препятствий. Нить, идущая в наборе, может использоваться без предварительной обработки (если ее цвет Вас устраивает) или после небольшой обработки. Погрузите полный моток нитки в стакан холодного крепкого чая. Дайте чаю хорошо впитываться в нить прежде, чем ее отжимать и сушить (сушить нить надо в расправленном состоянии!). Самый большой грех, который моделист может совершить это сделать свою модель с белой нитью! Это абсолютно неправильно и гарантирует последнее место на любом соревновании.

Внешний вид модели с установленным стоячим такелажем

Внешний вид модели с установленным стоячим такелажем.

Подготовка блоков и юферсов

Как было описано в предыдущей части, отверстия во всех блоках и юферсах лучше прочистить до их установки. Очевидно, что при установке нити бегучего такелажа, последняя вещь, на которую Вы хотите натолкнуться, это забитый или треснутый блок. Эта работа, хотя и очень скучная, но является очень важной.
Используйте методичный подход, перекладывая прочищенные блоки из одной коробочки в другую, четко помеченную. Используйте 1 мм сверло или толстую иглу. Это одна из процедур, которые можно делать, когда Вы ждете высыхания клея или лака. Если у Вас есть минидрель, тогда эта процедуру будет делать намного легче, хотя здесь необходима большая осторожность, чтобы избежать несчастных случаев (Ваша кровь не украшает древесину!).

Установка штагов

Штаг - толстая смоляная веревка, держащая мачту спереди. Своим верхним концом образует петлю (огон) вокруг мачты, а на втором конце имеет специальный юферс для натягивания штага.
Положение штага показано на рисунках.

Первый этап установки стоячего такелажа: штаги.

Тот конец штага, который идет к мачте и оборачивается вокруг нее большой петлей (огоном), обычно заканчивается аккуратным сплетением с натянутой частью штага. Сделать это красиво в масштабе модели довольно сложно. Здесь можно посоветовать использовать очень простую технику, которая позволяет получить хороший результат.
Проделайте эксперимент: Возьмите нить, сложите ее петлей и держите оба ее конца между указательным и большим пальцами. Капните маленькую капельку клея типа ПВА между пальцами и просто скатайте вместе оба конца нити. Непрерывным вращением концы склеятся и у Вас получиться аккуратный стык. Потренируйтесь соединять нити этим методом до того состояния, когда Вы сможете уверенно это делать в любом месте и положении. Даже весьма толстые веревки могут быть соединены этим способом.
Примерьте на модели все будущие штаги и отрежьте нити нужной длины.

Второй этап установки стоячего такелажа: ванты и стень-фордуны (бакштаги).

Точно так же измерьте длины бакштагов (стень-фордунов) и нижних вант (), учитывая петли вокруг юферсов на их нижних концах. Оставьте достаточную длину нити, чтобы Вам было удобно работать. Не стоит пробовать отрезать нить точно по размеру. Это невозможно. Всегда оставьте приблизительно 5-8 см рабочей длины нити. Гораздо лучше потратить впустую немного нити, чем потерять терпение и время, пытаясь сделать невозможное! Установите штаги, стень-фордуны и ванты на соответствующих им мачтах.
Чтобы гарантировать правильный угол наклона мачт, сделайте шаблон, используя чертежи из комплекта. Также, если ему ничего не мешает, можно использовать небольшой отвес от топа мачты на палубу. При натягивании штагов выведите тот угол наклона мачт, который необходим. Здесь можно посоветовать, во избежании ошибок, почаще сверятся с чертежами.

Скрепление блоков и юферсов

Поскольку все блоки и юферсы находятся под постоянным напряжением, Вы должны гарантировать то, что ни один из них не сломается. Принимая определенные меры для этого, Вы будете уверены в том, что при натяжении нитей ни один из блоков или юферсов не подведет. Это позволит Вам спокойно сделать красивую тугую оснастку судна.
Для этого вокруг каждого блока или юферса (кроме тех, где это не требуется по чертежу) в специальном пазе нужно сделать аккуратную петлю из нити. Если Вы еще не опытны в вязке маленьких, опрятных узлов, тогда концы этой петли нужно склеить и скатать как было описано выше, а если Вы можете, то соедините их с помощью узелка.
Таким образом Вы гарантируете что блоки или юферсы не расколются под натяжением и что они не выпадут из своих петель.
Все блоки такелажа могут быть вылеплены в этой манере, но где оснащение очень сильно натянуто, можно применять тонкий провод вместо нитей. Для этого делают петлю из провода в два-три слоя и приблизительно 20 мм диаметром, вставляют блок и равномерно крутят провод, чтобы смоделировать нить. Когда Вы используете провод, а не нить, хвост такого блока должен быть вклеен в свое отверстие с помощью циакрина или эпоксидной смолы. И, конечно, нельзя прикладывать никакое натяжение (усилие) пока клей не высохнет.
Блоки, защищенные нитью, могут быть зафиксированы на время сушки клея с помощью обычного пластыря. В обоих случаях хвосты блоков нельзя отрезать пока клей не засох.

Используя тали (ряд шкивов) на борт судна поднимали очень тяжелые предметы: пушки, якоря, бочки и т.д и натягивали снасти. Чем больше шкивов в используемых блоках, тем большее усилие они развивали.
Чтобы Вам помочь, на рисунке показаны некоторые комбинации блоков.

Некоторые типы и способы закрепления талей.

Самый важный факт, который нужно запомнить: человек, тянущий ходовой конец таля (лопарь) должен был иметь хорошую опору и его (конец) обязательно нужно было хорошо закреплять.

Установка и оснащение мачт

Все мачты на своих местах, штаги и ванты натянуты

Все мачты на своих местах, штаги и ванты натянуты.

Как только все верхние и нижние штаги находится в на своих местах и правильно натянуты, начинают делать ванты. Как обычно, делать это следует с фок-мачты. В конце каждой ванты должен быть вплетен верхний юферс, который, в свою очередь, будет прикреплен к нижнему, неподвижному юферсу.

Положение юферсов

Положение юферсов.

При формировании петли вокруг юферса можно использовать простое приспособление, как показано на рисунке. Оно обеспечит равное расстояние между нижними и верхними юферсами.

Способ временной фиксации верхнего юферса

Способ временной фиксации верхнего юферса.

Для закрепления конца петли (ванты) используйте метод соединения, который был описан для штагов. Прежде чем связывать нижние и верхние юферсы, дайте клею как следует высохнуть.
Как связывать юферсы, показано на рисунке. Концы связующей нити всегда закрепляйте узлом с клеем и давайте ему высохнуть, прежде чем отрезать концы. Натягивать ванты нужно парами, одновременно на одном и другом бортах и лучше начинать от задних вант, двигаясь вперед.

Вязка юферсов.

Стень-ванты

В дополнение к нижним, главным вантам, стень-ванты шли от марса (плоской площадки на мачте) к следующей секции мачты. Они имели обычно более тонкую веревку, чем нижние, и юферсы были меньше. Посмотрите на фотографии, где есть эти ванты. Обратите внимание, что юферсы там меньше и, соответственно, применяется более тонкая нить.
Стень-ванты могут быть сделаны еще до установки мачты на палубе. И наоборот, стень-ванты могут быть установлены после того, как мачта уже закреплена на палубе. Какой метод избрать - решать Вам.. Для простоты работы марс с нижними юферсами стень-вант лучше сделать до установки мачты на место.
На верхних частях стень-вант (где они делают петлю вокруг стеньги) можно не связывать каждую пару вант, а связать сразу все ванты на каждой стороне одной петлей.

Такелаж в районе марсов

Такелаж в районе марсов. Над марсом видны три стень-ванты.

Выбленки

Чтобы моряки могли подниматься вверх к реям, на вантах нужны были горизонтальные веревки. Их называют выбленки. Они начинаются выше верхнего юферса и продолжались по вантам до такой высоты, которая была необходима. Где марс разделял ванты и стень-ванты, выбленки шли как по вантам к отверстию в марсе, так и по путенс-вантам в обход марса. Это хорошо видно на рисунках. Обычно моряки не пользовались путем через отверстие в марсе, а взбирались в обход него. Только молодые моряки и сухопутные крысы пользовались дырой в марсе.
Вязать выбленки на вантах нужно до отверстия в марсе (как показано на рисунках).

Ванты и выбленки в районе марса

Ванты и выбленки в районе марса.

Вязка выбленок

Вязка выбленок. Нити имеют белый цвет только для примера!

Предыдущие замечания относительно соблюдения масштаба также применимы и здесь. Используйте настолько тонкую нить, насколько это возможно. Помните, что масштаб нужно соблюдать и в расстоянии между выбленками. Вы подумали о том, какое расстояние сделано у Вас? Может это расстояние равно высоте стола на Вашей кухне или даже больше?
Особую осторожность и аккуратность нужно проявлять при вязке выбленок к вантам. Следите за тем, чтобы ванты не соединялись друг с другом и были прямые. Искривленные в результате стягивания выбленками ванты смотрятся очень плохо.
Вы можете обнаружить, что вязать выбленки сверху вниз гораздо удобнее, чем снизу вверх. Тут видно предыдущую (верхнюю) выбленку-ступеньку и легко обеспечить нужное натяжение.
Для вязки выбленок можно использовать толстую иглу с широким ушком. Нужно использовать нить в один слой.

Элементы бегучего такелажа

Перед тем, как продолжить постройку модели, изучите те части Вашей инструкции и чертежей, которые относятся к бегучему такелажу. Начните оснащение рея с установки центрального таля, с помощью которого рей поднимался на мачту. Не стягивайте тали, оставьте по крайней мере 20 мм между блоками. Ходовой конец таля закрепите за удобный нагель или утку. Нижние реи (которые должны быть установлены первыми), могут иметь специальный механизм, позволяющий им поворачиваться вокруг мачты. Если в Вашей модели это предусмотрено, то установите его сейчас. В результате рей должен свободно балансировать вокруг своего центра на тале.
Установите и настройте тали, держащие рей в горизонтальной плоскости и закрепите их ходовые концы на нагеле или утке, как и прежде. Чтобы гарантировать горизонтальное положение рея, правый и левый тали должны быть равны. Закрепите концы нитей клеем и затем обрежьте их.

Закрепление ходового конца снасти.

Установите другие тали (брасы), удерживающие рей в нужном положении относительно киля судна, но пока не регулируйте их.
Работать удобнее от фок-мачты к корме. После установки всех нижних реев, можно переходить к установке реев на стеньгах и брам-стеньгах.
Проверьте, что установлен весь такелаж для каждой реи.


Изготовление бухт

Следует учесть, что на реальном судне везде, где ходовой конец веревки закреплен на нагеле, была оставлена некоторая необходимая длина веревки. Конец веревки был намотан на нагеле в виде бухты, которая свободно свисала. Эти бухты легко смоделировать, обернув нить три или четыре раза вокруг карандаша или вокруг мизинца. Слегка смажьте тонким слоем клея получившуюся бухту и снимите ее с карандаша или пальца. Пока клей не засох окончательно, придайте бухте овальную форму, чтобы имитировать провисающую под собственным весом веревку. Отрежьте конец нити на некотором расстоянии от бухты и дайте ей полностью высохнуть. Сделайте столько таких бухт, сколько требуется для модели.
Используя пинцет, возьмите готовую бухту за ее верхний конец, капните капельку клея на то место, где будет установлена данная бухта и осторожно разместите ее там. Окончательно сформируйте бухту вокруг выступающих частей модели и дайте ей приклеиться.
Перед началом последнего этапа установки бегучего такелажа проверьте, что все детали модели установлены, никакие элементы не сдвинуты со своих мест, никакие нити такелажа не развязали и не перекручены и никакие пятна краски не присутствуют на палубе.

Установка брасов

Заключительное действие в оснащении модели - установка и регулировка брасов. Брас - веревка, прикрепленная к ноку рея посредством блоков, штагов и т.д. Посредством брасов поворачивают рей в ту или другую сторону относительно киля судна.
Именно сейчас Вы должны решить какой угол Вы будете делать между реями и килем судна. Можно сделать реи не перпендикулярно килю судна, как обычно, а под углом к нему. Это сделает модель более узкой и позволит ближе придвинуть ее к стене или разместить ее на узкой полке. Другой плюс в таком положении реев состоит в том, что глядя на модель сбоку, будут видны те ее элементы, которые при обычном положении реев видны только спереди. В первую очередь это касается парусов. Поскольку реи сделаны подвижными, то фактически сделать такелаж для поворотных рей не должно вызвать никаких проблем. Можно даже сделать реи поворотными, нужно только обеспечить доступ к концам брасов и оставить нити нужной длины. Помните, что брасы были самой подвижной частью такелажа, они использовались очень часто, т.к. поворачивать реи для того, чтобы поймать нужный ветер, приходилось постоянно. Поэтому брасы должны заканчиваться в легкодоступных местах и не перекрываться другими снастями.

Вид модели, у которой реи повернуты на небольшой угол

Вид модели, у которой реи повернуты на небольшой угол.

Защита такелажа

Предполагая, что такелаж уже полностью установлен и настроен, его нужно покрыть защитным слоем лака.
Самый легкий способ сделать это состоит в том, чтобы попросить помощь Вашей жены или подруги. Попросите чтобы она купила лак для волос в виде аэрозоля. Пусть она выберет тот лак, который всех крепче фиксирует прическу. Он ужасен для головы, но изумителен для моделей!
Стойте приблизительно на расстоянии в 30 см от модели и полачьте нижнюю часть такелажа за один проход. Повторите это, но уже для верхней части такелажа. Таким образом Вы покроете лаком одну сторону модели. Переверните модель и повторите процедуру для другой стороны. Пока лак не высох, нити можно , чтобы придать им любую желательную кривую. Лак гарантирует, что их положение не изменится. Не забудьте защитить на время распыления лака всякую мебель, окна, домашних животных и любимую золотую рыбку.


Написано 10 сентября 2009

Легкий бриг, внушительный фрегат, изящный пиратский галеон… С каким энтузиазмом приступаем мы к постройке модели любимого парусного корабля! Проходит месяц, два, три, и что же? Готовый корпус пылится на антресолях в ожидании лучших времен, а нас не перестает мучить вопрос - как быть с такелажем? Увы, тонкости его проводки могут стать камнем преткновения даже для опытного моделиста. А потому первый порыв - максимально упростить такелажные снасти. Но парусник со слабым подобием такелажа мертв - все равно что дерево без корней. Ведь именно хитросплетение канатов и блоков превращает парусный корабль в живое существо, подчинившее себе силу ветра, чтобы вопреки воле волн упорно плыть к намеченной цели…

Итак, решено: ставим на модели полный такелаж - стоячий и бегучий.

Как следует из названия, к стоячему такелажу относятся снасти, которые при работе всегда остаются неподвижными (ванты, штаги, фордуны и пр.). Все они служат для поддержки и укрепления рангоута судна. Первую скрипку в слаженном "оркестре" стоячего такелажа играют ванты - тросы, удерживающие мачты с боков. Количество вант на модели зависит от величины судна, времени его постройки и может быть очень значительным. К примеру, знаменитый трехмачтовик "Sovereign of the Seas" (XVII в.) нес ни много ни мало 30 пар вант!


Установка вант

Чтобы ванты на модели фиксировали мачту так же надежно, как на реальном паруснике, их ставят попеременно: первую пару на правый борт, вторую - на левый и т.д. Операция сама по себе несложная. Сперва тросом огибаем топ мачты, затем накладываем бензель, так чтобы образовалась небольшая петля (огон). Вот и получилось две вантины - наша первая пара. И так далее, до умопомрачения… : Для правильной растяжки мачты число вант по обоим бортам должно быть одинаковым. А что делать, если корабль имеет нечетное количество пар вант? В этом случае для последней пары делаем огон большей величины, чтобы затем развести концы по разным бортам.

Обтяжка вант талрепами

Обтяжку вант можно начинать только при заведенном штаге, иначе ванты могут "увести" мачту в корму. Устранить этот дефект впоследствии будет практически невозможно. Каждая вантина обтягивается талрепом - тросом, который особым образом проходит через отверстия пары юферсов, верхнего и нижнего. Нижний юферс заключен в металлическое кольцо с петлей и сцеплен с гаком вант-путенса, установленного на борту судна. Но прежде чем заняться вант-путенсами и талрепами, необходимо закрепить верхний юферс каждой пары на вантине.


Закрепление верхних юферсов

Аккуратно оборачиваем вантину вокруг юферса, прижав к ней ходовой конец с помощью маленького зажима. Затем накладываем на тросы три бензеля (первый - вплотную к юферсу). Для крепости бензелей - их устанавливают на одинаковом расстоянии друг от друга - будем использовать черную вощеную нить. Ходовые концы лучше пока не обрезать: иначе их нельзя будет уменьшить, если натяжение вант окажется слишком сильным. В итоге наших усилий все верхние юферсы должны разместиться на одной прямой, параллельно русленям. И еще один важный нюанс: каждая вантина может огибать свой юферс только по часовой стрелке!


Вант-путенсы

Вант-путенсы - наиболее критичный к нагрузкам элемент конструкции вант. Именно поэтому их всегда изготавливали из пруткового железа. На старинных кораблях вант-путенсы имели форму цепей. Позже для их усиления использовались железные полосы, а чтобы надежно зафиксировать вант-путенс на борту, через внешнюю и внутреннюю обшивку пропускали мощный болт. Не менее серьезная роль отводится вант-путенсам на модели: чем точнее и аккуратнее их исполнение, тем лучше получится обтяжка вант талрепами.

Изготовление талрепов

Перед протягиванием каждого талрепа нужно обязательно зафиксировать расстояние между верхним и нижним юферсом - оно будет возрастать от носа к корме. На нижних вантах для этой цели используют проволочные скобы, которые вставляются в отверстия юферсов. После этого установка талрепа становится минутным делом: через три верхних отверстия трос протягивается изнутри наружу, через три нижних - снаружи внутрь. Над верхним юферсом талреп оканчивается парой шлагов, фиксируемых клеем. Чтобы при обтяжке вант мачта не завалилась на бок, следующий талреп протягиваем с другого борта…

Вязание выбленок

Выбленки имеются на всех вантах, кроме брам-вант. В силу их многочисленности установка выбленок - кропотливая работа. Здесь не обойтись без расчерченного бумажного шаблона, который следует прикрепить позади вант. После этого, с небольшим провисанием, вяжем выбленки слева направо специальным выбленочным узлом. Штыки на концах выбленок фиксируем слабо разбавленным клеем.


Итак, ванты готовы! Но только если они не имеют специальной оплетки. Чтобы облегчить проводку бегучего такелажа, ванты правого и левого бортов под фок- и грот-мачтами на крупных кораблях связывались между собой. Для этой цели служили шхер-тросы или швиц-сарвени. При "боевой" оплетке к тросам крепили шканечную сетку, чтобы поврежденные в бою части рангоута и такелажа не падали на людей, находившихся на палубе.


Стень- ванты

При изготовлении стень-вант нам придется несколько отойти от общего сценария. В их конструкции появляются дополнительные тросы - путенс-ванты. Гаки путенс-вант должны заходить в отверстия плоских вант-путенсов стень-вант. Другой же стороной путенс-ванты крепятся к нижним вантам. Их накладывают шлагом на оклетневанный верхний ворст, положенный поперек нижних вант, а затем надежно фиксируют двумя бензелями.


Вот и закончен первый этап работы над стоячим такелажем. На очереди - установка штагов и фордунов…

Читайте также: