Контроль главная задача которого определить степень усвоения каждой темы в целом способность связать

Обновлено: 27.04.2024

Контроль, проверка и оценка результатов, достижений учащихся является существенным компонентом процесса обучения.

Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащихся, который должен соответствовать уровню образовательного стандарта, которые разработаны для каждой ступени изучения предмета.

В настоящее время часто используется термин «диагностирование обученности».

Цель Д.Д. : своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса.

Д.Д. включает в себя:

- накопление статистических данных

- выявление динамики, тенденции

- прогнозирование дальнейшего развития.

Контроль и оценка ЗУН являются необходимым компонентом диагностического диагностирования.

Структура учебного процесса можно изобразить следующим образом, где

1-отражает цель обучения,

2 – отбираемый для реализации цели содержание образования,

3-методы и формы обучения,

4 – деятельность учителя, 5-деятельность ученика,


1.2. Функции контроля и оценки

1. Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню ЗУН, достигнутым учащимися, в соответствии их установленным эталонам - государственным образовательным стандартам.

2. Образовательная функция определяет результат

· сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным,

· качество усвоения учебного материала: полнота, осознанность знаний, умение применять полученные знания,

· устанавливается динамика успеваемости,

· позволяет выявить проблемы, пробелы в ЗУН.

3. Воспитательная функция выражается в формировании положительных мотивов учения, готовности к самоконтролю, преодолению заниженной (завышенной ) самооценки, тревожности. Воспитывается трудолюбие, прилежание.

4. Развивающая функция - развитие основных мыслительных операций.

5. Эмоциональная функция. Любой вид оценки создает определенный эмоциональный фон, вызывает соответствующую реакцию учащихся. Оценка может вдохновить, но может и огорчить, записать в «отстающие», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со сверстниками, учителями.

Учитель должен радоваться успехам, выражать уверенность в улучшении результатов - ситуация успеха и эмоциональное благополучие! Пример: В.А.Сухомлинский: взмах руки учителя вниз - «садись».

6.Информационная функция - основы диагноза, планирования и прогнозирования; возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить пути улучшения образовательного процесса.

7. Функция управления важна для развитии самоконтроля учащихся, их умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность. Учителю помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так», что нужно сделать, чтобы осуществить корректировку образовательного процесса - контрольно-коррекционная функция), таким образом устанавливается обратная связь между педагогам и учащимися.

Итак, контроль, проверка выполняют следующие функции:

2. Виды контроля результатов обучения (по месту контроля в процессе обучения)

1. Предварительный учет знаний - до начала изучения предмета, темы; выявляется исходный уровень знаний (муз. подготовка учащегося, новый учитель, новый ученик ).

2. Текущий контроль - оперативная, гибкая и динамичная проверка результатов обучения; систематическая проверка усвоения ЗУН на каждом уроке.

3. Тематический контроль - проверка усвоения программного материала по теме. Эффективен при сочетании с другими видами и методами диагностирования.

4. Периодический (рубежный) контроль - осуществляетсяпосле изучения раздела или нескольких тем; осуществляется систематизация и обобщение знаний (зачет).

5. Итоговый контроль – определяет конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему ЗУН по предмету, за определенный промежуток учебного времени (накануне перевода в следующий класс), проводятся контрольные работы (4 раза в год), смотрятся переводные отметки.




6. Заключительный контроль - за весь период обучения, выпускные экзамены. (не во всех учебниках встречается).

7. Отсроченный контроль- контроль остаточных знаний и умений спустя какое-0то время после изучения темы, раздела, курса. Этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более

Таким образом, мы определили 7 видов контроля:

3. Формы и методы проверки и контроля.(по характеру получения информации)

Какие формы проверки вам известны?

Формы проверки и контроля:

Методы и приемы:

1. устный контроль;

5. дидактические тесты;

6. комбинированный (уплотненный);

9. машинный (компьютерный)

- Рассмотрим приемы проведения некоторых форм и методов контроля и проверки.

1. Устный контрольможет быть:

- беглый (без отметок);

- зачет или устный экзамен:

- по карточкам (время на подготовку);

2 Письменный контроль - экономичен, эффективен. Может быть:

- общая письменная работа (всем одинаковое задание);

- диктант, сочинение, изложение, реферат;

3.Практический контроль

- решения задач, кроссвордов, викторина;

- изготовление изделий, моделей, чертежей;

- графические работы, таблицы, опорные схемы;

4. Тесты - набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.

Достоинствами теста является объективность, независимость от учителя. Бывают тесты, в которых надо заполнить промежуток в тексте или выбрать один из вариантов ответа.

5.Комбинированный (уплотненный)- контроль за небольшой отрезок времени опрошено большее количество учащихся. От педагога требуется четкая организация, распределение внимания.

6. Наблюдение за повседневной работойучащихся Накопление достаточного материала наблюдений позволяет учителю определить индивидуальные особенности учащихся, учитывать их в работе, объективно проверять и оценивать знания учащихся.

В школьной практике применяются различные формы и методы контроля, чаще всего в сочетании. Но какими бы не пользовались учителя, они должны опираться на основные принципы организации контроля:





Контроль и оценка эффективности учебного процесса

Рубежный (тематический) контроль. Текущий контроль, сопровождается усвоением каждого отдельного элемента знаний, каждого элемента формируемого навыка. Это очень важно, но недостаточно с точки зрения углубленного, осознанного целостного восприятия темы, а не ее части. Чтобы изучаемый материал был усвоен как нечто цельное, необходимо осуществлять тематический контроль, главная задача которого - определить степень усвоения обучающимися каждой темы в целом, их способности связать учебный материал с уже усвоенными знаниями, проследить развитие, усложнение явлений, понятий, основных идей.

Контрольная функция в данном случае не является определяющей: на первое место выходят обучающая и развивающая функции.

Итоговый контроль проводится в конце изучения дисциплины или по окончании ее крупного раздела, модуля. Он должен учитывать результаты текущего и тематического контроля.

Цель итогового контроля — выявить и оценить знания, умения и навыки обучающихся по дисциплине в целом. Он может быть организован в ходе экзаменов, зачетов, итоговых контрольных собеседований и т.п.

К итоговому контролю могут быть отнесены также курсовые работы и результаты стажировки. В конце обучения, в вузе обучающиеся проходят итоговую государственную аттестацию в виде государственных выпускных экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы.

Каждый из названных видов контроля может осуществляться с использованием разнообразных форм контроля, которые можно систематизировать.

Обязательные виды контроля имеют следующие формы проведения:

государственные выпускные экзамены по отдельным учебным дисциплинам, группам профилирующих дисциплин (комплексные государственные экзамены) или по направлениям подготовки; государственный квалификационный экзамен по специальности; государственная защита квалификационной работы (дипломного проекта); экзамены (семестровые и курсовые); зачеты; курсовые проекты (работы); стажировки; практики (учебная, производственная, ремонтная и др.); контрольные работы; отчеты по лабораторным работам и некоторые другие формы. Инициативный контроль преподавателя включает текущий фронтальный опрос («летучки»), индивидуальный опрос, коллоквиумы, консультации, конкурсы, состязания, написание рефератов и т.д.


В конец >>

Обучающая. Она реализуются, когда в ходе контроля успеваемости рассматриваются, углубляются и совершенствуются знания, навыки и умения, повышается уровень образованности, повышается культура умственного труда, стимулируется самостоятельность обучающегося.

Развивающая. Проявляется в том, что под воздействием контроля совершенствуются такие психические процессы и свойства личности, как внимание, память, мышление, стимулируется познавательная активность, Эта функция может быть реализована лишь в том случае, если контрольные задания (вопросы), предлагаемые обучающемуся, требуют от него объяснений, доказательств, обоснований, а не одного пересказа прочитанного.

Воспитательная. Оценка, сопровождающая контроль успеваемости, отражает общественное мнение о результатах деятельности обучающегося. Она оказывает на него большое моральное воздействие, способствуя воспитанию ответственности, осознанию своего учебного долга, развивает волю, дисциплинированность, принципиальность.

Управляющая. Контролирование успеваемости представляет собой не­прерывно осуществляемую обратную связь, показывающую обучающе­муся и преподавателю уровень успехов и ориентирующую их на меры улучшения успеваемости в дальнейшем.

Контрольно-оценочная. Позволяет следить за ходом и результатами учеб­ной деятельности обучающегося. В этой функции система контроля сла­гается из контролирования со стороны преподавателя, взаимного конт­роля обучающихся и их самоконтроля. Значение самоконтроля убеди­тельно доказано психологами, утверждающими, что совершенствование результатов деятельности человека не наступает даже при бесконечно большом числе повторений, если он не видит своих недочетов, ошибок, не способен критически оценивать результаты своей деятельности.

Организующая. Систематически проводимый контроль организует ра­боту обучающегося, ориентирует в требованиях вуза, способствует вы­работке рационального режима самостоятельной работы.

Перечисленные функции в рамках профессионально-ориентирован­ной технологии обучения могут быть реализованы, т.е. дать педагогичес­кий эффект, только при соблюдении ряда дидактических требований к системе контроля и оценки, среди которых важно выделить:

♦ индивидуальный характер, требующий осуществления контроля за
работой каждого обучающегося, за его личной познавательной деятельностью, не допускающей подмены результатов учения отдельных студентов итогами работы коллектива (учебной группы) и наоборот;

♦ систематичность и регулярность проведения контроля на всех этапах реализации технологии обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности обучающихся;

♦ разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение всех
названных выше функций контроля, повышение интереса обучающихся
к его проведению и результатам;

♦ всесторонность, заключающуюся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку как те­оретических знаний, так и практических умений и навыков;

♦ объективность контроля, исключающую преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы преподавателя,
основанные на недостаточном знании студентов или предвзятом отношении к некоторым из них;

♦ дифференцированный подход, учитывающий специфические осо­бенности каждого учебного предмета (отдельных его разделов), а также
индивидуальные характеристики обучающихся;

♦ единые требования всех преподавателей, осуществляющих контроль за учебной работой в рамках реализуемой технологии обучения.

Через названные требования реализуются основные принципы орга­низации контроля и оценки в вузе.Ведущими являются научность, сис­темность, систематичность, всесторонность, объективность и другие.

Наряду с названными принципами можно выделить такие, как гума­нистический принцип педагогической оценки, предполагающий уважение преподавателем личного достоинства обучающихся; принцип перспектив­ности в обучении и оценке, заключающийся в указании обучающемуся посредством педагогической оценки перспектив его развития, возмож­ности продвижения вперед, будущих уровней достижений и целей; прин­цип сотрудничества преподавателя и обучающихся не только в учебной, но и контрольно-оценочной деятельности.

Важное место при проектировании и реализации профессионально-ориентированной технологии обучения занимает выбор оптимальных методов контроля за результатами учебного процесса.

Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности обучающихся и педагогической работы преподавателя. В современной ди­дактике в различных сочетаниях используются методы устного, письмен­ного, практического (лабораторного), машинного контроля и самокон­троля обучающихся.

Наряду с методами контроля в педагогических источниках выделяют­ся виды контроля, которые могут быть классифицированы по масштабу целей обучения - стратегический, тактический, оперативный; по этапам обучения — текущий (промежуточный), итоговый, предварительный, ру­бежный (тематический); по временной направленности — ретроспективный, предупредительный, опережающий; по частоте контроля - разовый, пе­риодический, систематический; по ширине контролируемой области — ло­кальный, выборочный, сплошной; по организационным формам обучения - индивидуальный, групповой, фронтальный; по формам социальной опосредованности — внешний или социальный, смешанный или взаимоконт­роль, внутренний или самоконтроль; по видам учебных занятий — на лек­циях, семинарах, практических и лабораторных работах, на зачетах, коллоквиумах и экзаменах; по способам осуществления контроля — пись­менный, устный, стандартизированный, машинный и др.

На примере итогового и текущего контроля раскроем их организаци­онную сторону.

В зависимости от сроков проведения контроль подразделяется на итоговый и текущий. Текущий делится на предварительный, собственно те­кущий и рубежный.

Предварительный контроль осуществляется преподавателем до того, как начинается изучение новой дисциплины, раздела, главы или темы. Таким образом он выясняет, что у обучающимся уже известно по данно­му разделу, какие их знания могут быть использованы преподавателем как? фундамент, будут ли новые включены в систему уже имеющихся знаний, дополнят ли они эту систему или приведут к перестройке имею­щихся и т.д. Такого рода знания преподаватель, как правило, может по­лучить в ходе беседы со студентами. По результатам оценки подготовленности каждого из них слагается оценка подготовленности учебной группы. Предварительный контроль позволяет преподавателю определить необходимую и допустимую степень сложности изложения материала и характера построения занятия, а обучающемуся — актуализировать уже имеющиеся у него знания, повысить осознанность восприятия, интерес к материалу и самостоятельность в последующей работе.

Текущий контроль успеваемости определяет качество, глубину, объем усвоения знаний каждого раздела, темы; имеющиеся недостатки, меры по их устранению; степень ответственности обучающихся в работе, уровень развития их способностей и причины, мешающие работать; уровень овладения навыками самостоятельной работы, пути и средства их развития.

Кроме того, он стимулирует интерес будущих специалистов к специальности, активность в познании, привычку систематической самостоятельной работы над учебным материалом.

Текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе повседневной учебной работы и проводится в пределах обычных организационных форм занятий. Он заключается в систематическом наблюдении за работой группы в целом и каждого обучающегося в отдельности, проверке знаний, умений и навыков, сочетаемой с изучением нового материала, его закреплением (практическим применением). В процессе текущего контроля проверяются также знания, умения и навыки студентов, тесно связанные с изучением нового.

Рубежный (тематический) контроль. Текущий контроль, сопровождается усвоением каждого отдельного элемента знаний, каждого элемента формируемого навыка. Это очень важно, но недостаточно с точки зрения углубленного, осознанного целостного восприятия темы, а не ее части. Чтобы изучаемый материал был усвоен как нечто цельное, необходимо осуществлять тематический контроль, главная задача которого - определить степень усвоения обучающимися каждой темы в целом, их способности связать учебный материал с уже усвоенными знаниями, проследить развитие, усложнение явлений, понятий, основных идей.

Контрольная функция в данном случае не является определяющей: на первое место выходят обучающая и развивающая функции.

Итоговый контроль проводится в конце изучения дисциплины или по окончании ее крупного раздела, модуля. Он должен учитывать результаты текущего и тематического контроля.

Цель итогового контроля — выявить и оценить знания, умения и навыки обучающихся по дисциплине в целом. Он может быть организован в ходе экзаменов, зачетов, итоговых контрольных собеседований и т.п.

К итоговому контролю могут быть отнесены также курсовые работы и результаты стажировки. В конце обучения в вузе обучающиеся проходят итоговую государственную аттестацию в виде государственных выпускных экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы.

Каждый из названных видов контроля может осуществляться с ис­пользованием разнообразных форм контроля, которые можно система­тизировать.

Обязательные виды контроля имеют следующие формы проведения:
государственные выпускные экзамены по отдельным учебным дисциплинам, группам профилирующих дисциплин (комплексные государственные экзамены) или по направлениям подготовки; государственный квалификационный экзамен по специальности; государственная защита квалификационной работы (дипломного проекта); экзамены (семестровые и курсовые); зачеты; курсовые проекты (работы); стажировки; практики (учебная, производственная, ремонтная и др.); контрольные работы; отчеты по лабораторным работам и некоторые другие формы. Инициативный контроль преподавателя включает текущий фронтальный опрос («летучки»), индивидуальный опрос, коллоквиумы, консультации, конкурсы, состязания, написание рефератов и т.д.

В педагогической практике все перечисленные виды, методы контроля и формы их проведения применяются как в «чистом» виде, так и комплексно, в зависимости от конкретной учебной ситуации и методического мастерства преподавателя.

Система оценки и контроля должна отвечать требованиям управления познавательной деятельностью обучающихся и выступать в роли со ответствующего инструментария для ее осуществления. Чтобы оценка успеваемости выполняла эту роль, ее целесообразно проводить на основе требований к оптимальному усвоению студентами знаний, умений и навыков.

Оптимальное усвоение знаний, умений и навыков понятие сложное и многогранное. Наиболее существенными его критериями являют­ся объем, системность, осмысленность, прочность и действенность.

Объем знаний — это сумма фактов, понятий, правил, законов, кото­рые усваиваются обучающимся по тому или иному разделу, модулю, теме или отдельно взятому занятию.

Системность знаний — понимание логики изучаемой дисциплины, ее идей и закономерностей, умение располагать изучаемый материал в оп­ределенной последовательности, правильно соотносить одни факты, понятия и правила с другими.

Осмысленность знаний подразумевает правильность и убедительность суждений, умение отвечать на видоизмененные вопросы, применять те­оретические знания для объяснения и решения практических задач.

Прочность знаний — твердое удержание в памяти изученного материа­ла и уверенное использование приобретенных знаний в различных ситу­ациях.

Действенность знаний— умение пользоваться приобретенными зна­ниями в разнообразной познавательной и практической деятельности, сочетать теорию с практикой.

Совершенно очевидно, что такое многообразие факторов приводит к субъективности и налагает на преподавателя особую ответственность при выставлении соответствующей оценки.

Для отличной оценки - наличие глубоких, исчерпывающих знаний
предмета в объеме освоенной программы; знание основной (обязательной) литературы; правильные и уверенные действия, свидетельствующие о наличии твердых знаний и навыков в использовании технических средств; полное, четкое, грамотное и логически стройное изложение материала; свободное применение теоретических знаний при анализе практических вопросов.

Для хорошей оценки — те же требования, но в ответе студента по неко­торым перечисленным показателям имеются недостатки принципиаль­ного характера, что вызвало замечания или поправки преподавателя.

Для удовлетворительной оценки — те же требования; но в ответе име­ли место ошибки, что вызвало необходимость помощи в виде поправок и наводящих вопросов преподавателя.

Для неудовлетворительной оценки — наличие ошибок при изложении ответа на основные вопросы программы, свидетельствующих о непра­вильном понимании предмета; при решении практических задач показа­но незнание способов их решения, материал изложен беспорядочно и неуверенно.

При наличии критериев оценок, казалось бы, все решается просто, т.е. обеспечиваются и объективность, и единство требований. Однако на практике все получается далеко не так. Дело в том, что введенные в кри­терии понятия «глубоко», «исчерпывающе», «твердо», «полно» и т.д. каж­дым преподавателем воспринимаются и трактуются субъективно. Очевид­но, что эти понятия необходимо определить более конкретно. Рассмот­рим эти вопросы в следующих параграфах главы.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Типы и виды контроля в рамках освоения учебных дисциплин и учебной практики образовательной программы

Тип контроля

Оценка достижений уровня освоения обучающихся

Характер проверки усвоения учебного материала

Вид контроля

Пропедевтический контроль (входной, подготовительный)

Базовые (остаточные) знания и умения

Получение представления об уровне базовых (остаточных) знаний обучающихся. Диагностика для дальнейшего планирования учебной деятельности

Устный опрос, фронтальные письменные задания, контроль с помощью технических средств и информационных систем (информационно-технические средства оценки); инновационные оценочные средства; комплексные многофункциональные интегративные виды

Сформированность компетенций на базовом уровне

Регулярно на протяжении всего семестра.

Устный опрос, письменные задания, лабораторные работы, контрольные работы, контроль с помощью технических средств и информационных систем (информационно-технические средства оценки); инновационные оценочные средства; комплексные многофункциональные интегративные виды

Сформированность компетенций на базовом уровне

По итогам освоения разделов учебной дисциплины, выполнения самостоятельной работы студентов

Устный опрос, письменные задания, лабораторные работы, контрольные работы, контроль с помощью технических средств и информационных систем (информационно-технические средства оценки); инновационные оценочные средства; комплексные многофункциональные интегративные виды, зачет

Сформированность компетенций на повышенном уровне

В конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплины и ее разделов

Контроль с помощью технических средств и информационных систем (информационно-технические средства оценки); инновационные оценочные средства; комплексные многофункциональные интегративные виды, Зачет, экзамен

Освоение результатов обучения в целом Оценка совокупности приобретенных обучающимися универсальных и профессиональных компетенций

После прохождения полной программы обучения

Государственный экзамен, дипломная работа, дипломный проект

Методы контроля и виды оценочного средства

Вид контроля

Методы (формы) контроля

Вид оценочного средства

· устный опрос

Перечень вопросов беседы

Перечень обсуждаемых вопросов коллоквиума

· письменные работы

Тематика письменных работ

Тематика письменных упражнений

Перечень вопросов контрольной работы

Тематика вопросов эссе

Перечень тем рефератов

· контроль с помощью технических средств и информационных систем (информационно-технические средства оценки )

Тематика тестов в письменной и электронной формах

· инновационные оценочные средства

Тема и форма портфолио

· комплексные многофункциональные интегративные виды

Перечень зачетных вопросов

Экзамен итоговый (государственный)

Перечень практических заданий в с соответствии присваиваемыми квалификациями

Перечень тем дипломных работ

Перечень тем дипломного проекта

Шкала оценивания результатов освоения

- по 5-балльной системе:

Качество освоения компетенции в рамках дисциплины, модуля

по 5-балльной шкале

- по системе «зачтено – не зачтено»:

Процентная шкала

Уровневая шкала

в системе «зачтено – не зачтено»

Мониторинг итогов контроля

Вид контроля

Методы (формы) контроля

Организация контроля

Итоги контроля

1. устный опрос

Оценка выставляется в учебный журнал группы

2. письменные работы

При проведении директорских контрольных работ создается приказом директора комиссия в составе из 3-х человек

Оценка выставляется в учебный журнал группы.

При выполнении директорских контрольных и курсовых работ оформляется протоколом и оценки вносятся в журнал учебной группы

3. контроль с помощью технических средств и информационных систем (информационно-технические средства оценки)

Оценка выставляется в учебный журнал группы

4. инновационные оценочные средства

Оценка выставляется в учебный журнал группы

5. комплексные многофункциональные интегративные виды

Комиссия - создается приказом директора в составе из 3-х человек

Оформляется протоколом и оценка выставляется в учебный журнал группы

Экзамен по дисциплине

Комиссия создается приказом директора, в состав которой входят работодатели и представители ПОО. Председатель комиссии утверждается органом исполнительной власти, курирующего ПОО

Экзамен квалификационный ПМ

Оформляется протоколом, итоги вносятся в сводную ведомость учебной группы

Ведомость учета контроля преподавателя по учебной дисциплине (МДК, ПМ)

Специальность_________________________
Срок обучения________________________

Дисциплина (МДК, ПМ)____________________________

ФИО обучающихся

1 курс ________ уч.год.

2 курс __________уч.год.

3 курс ________ уч.год.

4 курс __________уч.год.

ФИО преподавателя ______________


Курс профессиональной переподготовки

Руководство профильным направлением (проектом) в организации библиотечно-информационной сферы


Курс повышения квалификации

Методики библиотечно-консультационной работы с различными категориями пользователей: юношеством, лицами с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС

Курс профессиональной переподготовки

Противопожарная профилактика в строительстве


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 885 718 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Понятие контроля и его функции в обучении

Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается учащимися материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Контроль знаний и умений - один из важнейших элементов учебного процесса, основное назначение которого заключается в том, чтобы установить «обратную связь» для оценки динамики усвоения учебного материала, действительного уровня владения системой знаний, умений и навыков; и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.

Педагогический контроль - это система научно-обоснованной проверки результатов образования и воспитания учащихся. Являясь важной частью процесса обучения учащихся, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; он всего лишь помогает выявить достижения и недостатки.

В более узком значении, применительно к процессу обучения учащихся, контроль означает выявление, измерение, оценку знаний, умений и навыков; он представляет собой взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность учителя и учащихся.

В качестве основных требований контроля определены следующие:

- планомерность и систематичность, т. е. проведение контроля в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлять его органическую часть и строиться на основных вопросах программы обучения. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению путем соответствующего совершенствования учебного процесса;

- объективность, т.е. реально и сопоставимо оценить успехи и недостатки учебной деятельности учащихся, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающим субъективные оценочные суждения. Объективность проверки определяется многими факторами: научной обоснованностью, требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся, отбором объектов и содержания проверки, соответствием содержания проверочных заданий целям проверки;

- всесторонность, т. е. наиболее полно выявить фактический уровень усвоения учащимися учебной информации, охватить все разделы программы, обеспечить проверку не только предметных знаний, но и усвоение мировоззренческих идей, общеучебных и специальных умений и навыков.

- индивидуальность. Овладение знаниями и умениями - процесс индивидуальный. Каждый учащийся овладевает знаниями и умениями в соответствии со своими психолого-физиологическими особенностями. Ко всем учащимся предъявляются одинаковые требования в отношении объема, качества знаний, уровня сформированности умений, но в ряде случаев необходимо принимать во внимание такие индивидуальные качества учащихся, как природную медлительность, робость, застенчивость, излишнюю самоуверенность, физические недостатки;

- экономичность по затратам времени учителя и учеников, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок.

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: Знание и понимание функций контроля помогает учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта.

1) Диагностическая функция вытекает из самой сущности контроля, нацеленного на выявление интересующего явления, его оценки и принятие по итогам контроля управленческого решения. Педагогическая диагностика – это важнейшая часть научной системы педагогического контроля, которая непосредственно связана с процессом выявления уровня знаний, умений, навыков и воспитанности.

2) Проверочная функция - констатирует результаты и оценку учебной деятельности отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательной работы всего образовательного учреждения; подсказывает меры, необходимые для ее совершенствования.

3) Обучающая функция реализуется в ходе выполнения контрольных заданий на этапах повторения и закрепления, совершенствования приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнений, переосмысления и обобщения пройденного материала, использования знаний в практической деятельности. В процессе проверки происходит повторение материала, учитель акцентирует внимание на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, указывает на типичные ошибки, что способствует углублению знаний учащихся.

4) Развивающая функция способствует развитию личности учащегося, формированию его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности: работа внимания, памяти, мышления, воображения, требует воспроизводства усвоенного, переработки и систематизации имеющихся знаний, составления выводов, обобщений, привидения доказательств, что эффективно содействует развитию обучаемого.

5) Воспитательная функция затрагивает эмоциональную сферу личности, дисциплинирует учащегося, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует регулярную активную учебную деятельность, серьезное и добросовестное отношение к ней

6) Методическая функция: процесс и результат важны для совершенствования работы самого учителя, позволяет оценить методы преподавания, увидеть его сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности.

7) Организующая функция педагогического контроля проявляется в его влиянии на организацию всего учебно-воспитательного процесса. В зависимости от результатов контроля принимается решение о необходимости проведения дополнительных занятий и консультаций, об оказании помощи неуспевающим учащимся и о поощрении успевающих учащихся.

8) Учетная функция контроля проявляется в систематической фиксации результатов обучения, что позволяет учителю судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочетах в учебной работе.

9) Контрольно-корректирующая функция обеспечивает обратную связь «учитель « ученик», необходимую для внесения учителем коррективов в методику обучения, некоторого перераспределения учебного времени между различными вопросами темы, вызываемых недочетами в знаниях учащихся, уровнем подготовки группы.

10) Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ученика. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности студента, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

11) Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным результатом усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: устанавливается динамика успеваемости, сформированность (или несформированность) качеств личности, необходимых как для учебной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны учащегося устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении, какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у студентов страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность и самоконтроль.

13) Информационная функция является основой планирования и прогнозирования. Главная ее особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

14) Функция управления очень важна для самоконтроля учащегося, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так…», «что нужно сделать чтобы…») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса.

В учебно-воспитательном процессе все функции, как правило, тесно взаимосвязаны. Например, семинары выполняют диагностическую, обучающую и воспитывающую функции, метод программированного обучения - обучающую, организующую и диагностическую; вместе с тем, имеются формы контроля, в которых явно проявляется та или иная ведущая функция. Так, зачеты, экзамены, коллоквиумы и тестовые проверки выполняют преимущественно диагностическую функцию. Это нередко расценивалось как недостаток. На самом деле монофункциональность метода часто оборачивается преимуществами в достижении качества контроля, быстроты, экономичности, более эффективного выполнения той функции, для которой тот или иной метод специально разрабатывался.

Читайте также: