Зарождение криминологических исследований в россии можно связать с именем

Обновлено: 25.04.2024

Впервые проблемы преступности и проблемы воздействия на нее стали осмысливаться в VIII веке. Ч.Беккариа, известный в те времена итальянский мыслитель и правовед, а также Ш. Монтескье, французский писатель и философ, сформулировали свои взгляды в виде принципов. Эти принципы, выстроенные на основе гуманизма, до настоящего времени являются определяющими в политике государств по вопросам противодействия преступности. Общественные деятели утверждали, что преступник является таким же человеком, как и другие люди. На формирование личности преступника оказывают влияние многие факторы, такие как экономический строй общества, механизмы государственности. Ученые считали, что лучше предупредить преступление, чем наказывать за него.

В России эти передовые идеи были восприняты и выразились, например, в «Наказе» Екатерины II и других документах той поры. Эти идеи стали основой методологии учебников по правовым наукам и формировали мировоззренческие взгляды профессиональных юристов. Постепенно пришло осознание того, что только уголовно-правовыми средствами противодействовать преступности невозможно. Для того, чтобы предупреждать преступность нужны специальные знания.

Российская наука никогда не основывалась на том, что уголовное право способно преодолеть преступность, а считала, что необходимо широкое исследование для разработки мер предупреждения преступности. Преступность является специфическим социальным феноменом, который требует тщательного изучения с точки зрения правовой, статистической, психологической, социологической. Позиции ученых были различны. Одни считали, что всеми этими проблемами должно заниматься уголовное право, другие, напротив, видели необходимость в выделении специальной самостоятельной области знаний.

Социологическая и классическая школы в российском уголовном праве

В конце XIX века развернулась дискуссия относительно уголовно-правовой науки. Юристы разделились на две противоборствующие группы. М.В.Духовской, И.Я.Фойницкий и другие считали, что социальные условия порождают преступность, поэтому наказание не может быть единственным средством противодействия преступности, необходима профилактика. Ученые выступали за расширение предмета науки уголовного права. Другая группа во главе с Н. С. Таганцевым, Н. Д. Сергеевским не отрицали, что такие мероприятия, как социологический анализ преступности и социальная профилактика очень важны, но они были убеждены, что юридическая и социальная составляющие преступности должны изучаться отдельно. Ученые предлагали сохранить за уголовным правом статус догматической дисциплины, а новое научное направление должно развиваться параллельно. Таким образом оформлялись социологическая и классическая школы в российском уголовном праве. Все специалисты сходились в одном: необходим комплексный анализ преступности. Представители социологической школы считали статистику, догматику, политику уголовного права частями общего уголовного права. Представители классической школы видели три самостоятельных дисциплины, у которых имеется свой предмет и метод познания.

Необходимость совершенствования средств противодействия преступности на основе всестороннего анализа преступлений и их причин послужила стимулом к зарождению в России новой науки – криминологии.

Позитивистская методология

В начале XIX оформились принципы позитивистской методологии, которые предполагали применение методов естественных наук к познанию социальных процессов. В то время позитивизм достиг значительных успехов в познании общества.

Стало возможным изучать преступления не как абстрактное юридическое явление, а как жизненный факт, причем множественный, поддающийся статистической интерпретации, находящийся в сложной системе детерминант с фактами прошлого, настоящего и будущего.

Позитивистских взглядов придерживался А.Н.Радищев, который и создал программу статистического и социологического анализа преступности. Его труд «О законоположении» – о методике изучения преступности при помощи статистических таблиц (ведомостей). А.Н.Радищев рассуждал о социальных корнях преступности в России, начал исследовать фоновые явления преступности.

К. Ф. Герман явился продолжателем дела Радищева и представил ученым статистико-криминологическое исследование, осуществив анализ данных о количестве самоубийств и убийств в России в 1819-1820 годах. Герман применил методики, которые являются актуальными в современной криминологии: группировки, обобщения показателей, коэффициента преступности. Ученый говорил о важности статистики в государственном управлении, настаивал на широкой публикации статистических данных разных сторон жизнедеятельности людей. К сожалению, идеи К. Ф. Германа не нашли должного применения.

Становление криминологии как науки в начале XX века

В начале XX века ситуация в науке изменилась, исследования, основанные на позитивистских тенденциях, получают новый толчок к развитию. Появились специалисты – новаторы E. Н. Анучин, П. И. Ткачев, П. Н . Тарновская, они занимаются изучением проблем истинного состояния преступности, разрабатывают важнейшие положения о системе детерминационных связей с социальными, физическими факторами, изучают психологические особенности личности преступников, типологизируют их, ставят вопросы об эффективных мерах предупреждения преступлений, предлагают условное осуждение, постпенитенциарный надзор, особые меры в отношении рецидивистов, сексуальных преступников.

История криминологии в России начинается с исследований в самых разных направлениях, ученые опираются на различные методы. Появляются социологическое, антропологическое, психологическое направления. Такой исследовательский интерес можно объяснить всплеском преступности в революционный и послереволюционный периоды.

В 1920-е годы в Петрограде, Ростове, Москве были созданы криминологические кабинеты и клиники, на базе которых развернулись многие исследования. Такие учреждения образовывались при государственных органах: отделах здравоохранения, судах, управлениях местами заключения, поэтому специфика исследований была соответствующей. Обследованию подвергались рецидивисты, несовершеннолетние преступники, лица с психическими отклонениями и патологиями.

К исследованиям в области криминологии подключились научные учреждения. Следует отметить, что научные работы 1920-х годов являются продолжением исследований тех направлений, которые сложились еще до революции. Это связано с жестким методологическим диктатом нового режима.

В конце 1920-х годов наметились две основные тенденции:

  • централизация науки;
  • образование приоритетных принципов методологии.

Криминологические исследования в 1930-е гг.

Криминологические исследования сократились в объеме и стали менее интенсивными. В 1930-х годах исследования антропологического и психологического направлений были сведены к нулю, изучение преступности стало ведомственным. Криминология в юридических вузах не преподавалась.

Явно прослеживается политический подтекст, утверждающий, что в советском государстве не может быть социальных факторов, порождающих преступность, а значит базы для преступности при социализме нет. Получалось, что криминология как наука не нужна. Кроме этого, криминология обосновывала преступность, в том числе и социальными факторами, значит была политически неудобной.

Вплоть до 1950-х гг. важность изучения преступности подчеркивалась лишь формально. История развития криминологии в этот период не изобилует глубокими исследованиями. Продолжались исследования прикладного плана, они носили закрытый или полузакрытый характер.

Криминология в 1960-е гг.

В 1960-е гг начинается возрождение криминологии. Работы ученых А. Б. Сахарова, А. А. Герцензона, Г. М. Миньковского и сегодня не теряют своей значимости и актуальности. В 1963 году в СССР был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. В 1964 году в некоторых юридических вузах был прочитан курс лекций по криминологии. В 1966 году издано учебное пособие по криминологии. 1960-е годы можно назвать периодом расцвета советской криминологии. Очень много было сделано в теоретическом направлении, криминология стала самостоятельной правовой наукой. Научные знания пополнялись усилиями многих талантливых ученых, которые оставили богатое наследие, определяющее сегодня состояние современной криминологической науки и перспективы ее развития.

7. Общая характеристика теории конституционального предрасположения.

8. Общая характеристика теории дифференцированной (дифференциальной) связи.

9. Общая характеристика теории социальной дезорганизации.

10. Общая характеристика теории стратификации.

11. Общая характеристика хромосомной теории.

12. Общая характеристика теории факторов.

13. Общая характеристика теории опасного состояния.

14. Общая характеристика теории стигматизма.

15. Общая характеристика теории конфликта культур.

16. Общая характеристика классовой теории причин преступности.

17. Понятие, цели и основные направления криминологических исследований

18. Значение и методика криминологических исследований

19. Организация и методика криминологических исследований

20. Понятие преступности. Соотношение преступности и преступлений.

21. Причины преступности: сущность, понятие, классификация.

22. Количественные и качественные показатели преступности.

23. Современные характеристики преступности в России: состояние, структура, динамика.

24. Методы изучения преступности.

25. Метод криминологии.

26. Система криминологии, ее взаимодействие с другими науками.

27. Задачи криминологии в настоящее время.

28. История развития отечественной криминологии.

29. Понятие преступности.

30. Состояние и уровень преступности.

31. Структура преступности.

32. Динамика преступности.

33. География преступности.

34. Латентность преступности. Методы ее выявления и оценки.

35. Понятие и структура личности преступника.

36. Проблема соотношения социального и биологического в личности преступника.

37. Типология преступников.

38. Механизм преступного поведения.

39. Понятие причин преступности и преступлений.

40. Условия преступности.

41. Классификация причин и условий преступности.

42. Причины и условия конкретного преступления.

43. Социальные отклонения и преступность.

44. Понятие предупреждения преступности, его цели и принципы

45. Классификация мер профилактики преступности.

46. Субъекты предупредительной деятельности.

47. Объекты предупреждения преступности

48. Виды предупреждения (общее, специально-криминологическое, индивидуальное).

49. Понятие виктимологии, ее предмет и задачи.

50. “Вина жертвы” в механизме индивидуального преступного поведения.

51. Классификация жертв преступлений.

52. Виктимность и виктимизация, их криминогенное значение.

53. Криминологическое прогнозирование.

54. Криминологическое планирование.

55. Несовершеннолетний возраст и уголовная ответственность.

56. Состояние, динамика и структура преступности несовершеннолетних.

57. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников.

58. Детерминанты преступности несовершеннолетних.

59. Предупреждение преступности несовершеннолетних.

60. Состояние, динамика и структура женской преступности.

61. Особенности детерминации и причинности женской преступности

62. Личность женщин-преступниц.

63. Предупреждение женской преступности.

64. Понятие и признаки организованной преступности.

65. Структура организованной преступности.

66. Криминологическая характеристика личности преступника организованной преступности.

67. Предупреждение организованной преступности.

68. Понятие и признаки профессиональной преступности.

69. Личность профессионального преступника.

70. Предупреждение профессиональной преступности.

71. Понятие рецидивной преступности. Уровень, структура¸ динамика рецидивной преступности.

72. Криминологическая характеристика личности преступника рецидивиста.

73. Предупреждение рецидивной преступности.

74. Понятие экономической преступности и криминологическая характеристика.

75. Преступность против собственности.

76. Криминологическая характеристика и предупреждение насильственной преступности.

Тестовые задания по курсу «Криминология»




Вариант 1

Термин “криминология”, означавший самостоятельную науку впервые употребил

а. итальянский юрист Рафаэль Гарофало

в. итальянский антрополог Топинард

с. Александр Николаевич Радищев

Зарождение криминологических исследований в России можно связать с именем

Что изучает правовая наука криминология

а. преступность, причины и условия преступности

в. тактику расследования преступлений

с. личность преступника и жертву преступления

д. систему мер предупреждения преступности

е. методику расследования преступлений

4. Преступности присущи следующие качественно-количественные показатели:

а. состояние (уровень или коэффициент) преступности

в. структура и динамика преступности

с. коэффициент изменяемости преступности

Механизм преступного поведения – представляет собой

а. способ взаимодействия окружающей среды и орудий преступления, результатом которого является преступление

в. способ взаимодействия личности и окружающей среды, результатом которого является преступление.

с.способ взаимодействия личности и жертвы

Кто может стать потерпевшим от преступления

а. степень вероятности стать жертвой преступника у всех одинаковая

в. им может стать каждый, однако степень вероятности стать жертвой преступника у всех разная

с. только представители определённых социальных слоёв могут стать жертвой преступника

Вопрос 3. Какие основные элементы изучения входят в общую часть криминологии – это:

1.​ преступность, ее детерминанты, личность лица, совершившего преступление;

2.​ механизм преступного поведения, личность жертвы преступления;

3.​ общая теория предупреждения преступности, криминологическа я обоснованность криминализации и декриминализации деяний;

4.​ все вышеперечисленно е+

Вопрос 4. Их какой науки выделилась в 70-е годы криминология?

1.​ уголовного права;+

3.​ семейного права;

4.​ международного права

Вопрос 5. На какие эпохи можно разбить историю криминологии?

1.​ классическая школа ХVIII в.;

2.​ позитивистская школа ХIХ в.;

3.​ криминология новейшего времени (с середины ХХ в.);

4.​ все вышеперечисленно е+

Вопрос 7. Кто оказал значительное влияние на реформу уголовного права Англии?

1.​ Иеремия Бентам;+

3.​ Фридрих Энгельс;

Вопрос 8. Позитивистская школа криминологии основывается на:

1.​ юридических выводах;

2.​ наблюдениях, подкрепленных серьезными доказательствами ;

3.​ нет правильного ответа;

4.​ ответ в п. 1, 2+

Вопрос 9. Зарождение криминологически х исследований в России связано с именем?

2.​ Д. А. Антиповым;

4.​ Е. С. Проскуровой

Вопрос 10. С какой наукой наиболее тесно взаимосвязана криминология?

1.​ с уголовным правом;

2.​ с уголовным процессом и прокурорским надзором;

3.​ все вышесказанное;

Вопрос 11. Аналитическая задача криминологии включает в себя:

1.​ исследование преступности, личности преступника, жертв преступления, причин и условий преступности;

2.​ системы и эффективности предупреждения преступности, их состояние в целом и по категориям преступлений (организованной, экономической, насильственной) либо по особенностям контингента преступников (преступления несовершеннолетн их, рецидивные преступления);

3.​ все вышеперечисленно е;+

4.​ нет правильного ответа

Вопрос 12. Что включает в себя практическая задача криминологии?

1.​ внедрение ее рекомендаций в законотворческую и правоприменитель ную практику;

2.​ экспертирования проектов нормативных актов на предмет их криминологическо й обоснованности и последствий в изменении преступности;

3.​ все вышеперечисленно е;+

4.​ внедрение ее рекомендаций в законотворческую и правоприменитель ную практику преступлений

Вопрос 13. Кто являлся представителем классического направления в уголовном праве:

1.​ М.Н. Гернет, И.Я. Фойницкий, С.Н. Доронин, А. А. Щербин;

2.​ М.Н. Гернет, И.Я. Фойницкий, Н.С. Таганцев, А.Н. Трайнин;+

3.​ С.Н. Доронин, А. А. Щербин, Н.С. Таганцев, А.Н. Трайнин;

4.​ Нет правильного ответа

Вопрос 14. Под научным исследованием в криминологии понимается:

1.​ процесс выработки новых знаний о преступности (ее состоянии, структуре, динамике), детерминирующих ее факторах, лицах, совершающих преступления в целях разработки;

2.​ реализации мер, направленных на повышение эффективности деятельности по предупреждению противоправных явлений;

3.​ все вышеперечисленно е;+

4.​ реализация мер, детерминирующих ее факторах, лицах, совершающих преступления в целях разработки

Вопрос 15. Криминологически е исследования классифицируются :

1.​ По целевой направленности;+

2.​ По объему исходной информации;+

3.​ По пространству и объему исходной информации;

4.​ По целевому значению

Вопрос 16. Какие функции выполняет криминологическо е исследование?

1.​ Описательную, объяснительную, прогностическую, регулятивную;+

2.​ Описательную, объяснительную, охранительную и целевую;

3.​ Целевую, пространственную , прогностическую и общую;

4.​ Нет правильного ответа

Вопрос 17. В 1925 г. при НКВД РСФСР был создан:

1.​ Государственный институт по изучению уголовного права;

2.​ Государственный институт по изучению преступности и преступника;+

3.​ Государственный институт по изучению криминалистики;

4.​ Нет правильного ответа

Вопрос 19. Группировка представляет собой:

1.​ систематизацию документов первичного учета, подсчет данных, их распределение по определенным признакам;+

2.​ систематизацию документов первичного учета и анализа краж;

4.​ систематизацию документов первичного учета

Вопрос 20. Прогностическая задача криминологии включает в себя:

1.​ раскрытие обоснованных предположений о возможном развитии криминологически х явлений;+

2.​ раскрытие обоснованных предположений о возможном не развитии явлений и фактов;

3.​ раскрытие не обоснованных предположений о преступлении;

4.​ раскрытие преступления по ст. 158 УК РФ

Вопрос 21. Цели криминологически х исследований включают в себя:

1.​ выявление достоверных показателей преступности на той или иной территории;+

2.​ оценка тенденций изменения преступности и ее перспективы на ближайшее будущее;+

3.​ установка зависимости уровня преступных проявлений от действующих на данной территории социально-эконом ических и других факторов;+

4.​ оценка степени эффективности профилактической деятельности правоохранительн ых органов и иных субъектов профилактики и познание свойств и качеств лиц, совершающих преступления.+

Вопрос 22. Какие этапы криминологически х исследований вы знаете?

1.​ подготовительный (составление программы и методики исследования);

2.​ рабочий (сбор, обобщение и анализ материала);

3.​ заключительный (разработка выводов, рекомендаций, мер по предупреждению преступности или преступлений);

4.​ все вышеперечисленно е+

Вопрос 23. Отметьте признаки преступности:

1.​ Историческая изменчивость и неизбежность преступности;

2.​ Общественная опасность преступности;

3.​ Преступность – социально-правов ое явление;

4.​ Все вышесказанное+

Вопрос 24. Объектами специально-крими нологического предупреждения преступности несовершеннолетн их являются:

1.​ причины, условия и факторы преступности несовершеннолетн их;

2.​ личность несовершеннолетн его преступника;

3.​ причины и условия конкретного преступления; группы несовершеннолетн их с антиобщественным образом жизни; преступные группировки;

4.​ все перечисленные+

Вопрос 25. В науке криминология опрос – это:

1.​ получение сведений криминологическо го характера от отдельных лиц (респондентов) путем «выбивания» показаний;

2.​ получение сведений криминологическо го характера от отдельных лиц (респондентов) путем постановки перед ними определенных вопросов, отражающих проблему исследования;+

3.​ получение сведений криминологическо го характера от отдельных лиц (респондентов) путем добровольного сознания в совершении преступления;

Вопрос 26. Какие требования предъявляются к криминологическо й информации?

1.​ достоверность – степень соответствия криминологическо й информации той реальной ситуации, которую она отражает;

2.​ полнота заключается в получении криминологическо й информации в полном объеме;

3.​ своевременность – касается проведения криминологическо го исследования;

4.​ все ответы верны+

Вопрос 27. Современные задачи криминологии

1.​ Аналитическая задача;

2.​ Прогностическая задача;

3.​ Практическая задача;

4.​ Все вышеперечисленно е+

Вопрос 28. В особенной части криминологии содержится:

1.​ криминологическа я характеристика отдельных видов преступлений (преступлений в сфере экономической деятельности, преступлений против собственности, преступлений в сфере экологии);+

2.​ по содержанию преступных деяний (преступлений насильственно-аг рессивного характера, преступлений корыстной направленности); +

3.​ по особенностям контингента преступников (преступления, совершенные несовершеннолетн ими, женщинами, рецидивистами, профессионалами) ;+

4.​ Нет правильного ответа

Вопрос 29. Сводка предполагает сведение:

1.​ результатов обработки данных воедино и воплощение в форме, доступной для восприятия, т.е. в виде таблиц, графических изображений;+

2.​ выводов по проделанной работе в области криминологии, как науки;

3.​ результатов краж, за период 1 года и грабежей за период 5 лет;

4.​ все вышесказанное

Вопрос 30. Какие основные явления включает в себя предмет криминологии:

1.​ Преступность и личность лиц, совершивших преступление, а также личность лиц с таким социально-отклон яющимся поведением;+

2.​ Причины и условия, а также факторы (урбанизация, миграция населения, изменение его половозрастной структуры) преступности, влияющие на нее;+

3.​ «Криминогенные детерминанты» и механизм преступного поведения и жертва преступления и предупреждение преступности;+

4.​ Криминологическа я обусловленность криминализации и декриминализации деяний+

в. способ взаимодействия личности и окружающей среды, результатом которого является преступление.

с.способ взаимодействия личности и жертвы

Кто может стать потерпевшим от преступления

а. степень вероятности стать жертвой преступника у всех одинаковая

в. им может стать каждый, однако степень вероятности стать жертвой преступника у всех разная

с. только представители определённых социальных слоёв могут стать жертвой преступника

Жертва преступления в криминологии изучается в

а. в общей части

в. в разделе «Предупреждение преступлений»

с. в особенной части

д. в разделе «Виктимология»

Какие методы не используется в криминологии

а. социологический метод

в. статистические метод

с. метод правового моделирования

д. системный подход

е. метод сравнительного правоведения

Как называлась работа Чезаре Ломброзо

а. ”Преступление и борьба с ним в связи с эволюцией общества”

в. "Преступный человек" или “Прирожденный преступник”

Иррегулярность как свойство преступности означает

а. преступления совершаются не регулярно, а сезонно

в. преступления совершаются с высокой степенью повторяемости и регулярности

с. преступления совершаются независимо друг от друга

Состояние преступности – это

а. вся совокупность ее количественно-качественных показателей

с. оба определения верны

д. здесь нет правильного ответа

Уровень преступности характеризуется

а. её количественными показателями

в. её качественными показателями

с. коэффицентом поражаемости преступностью различных групп и слоев населения

Структура преступности раскрывает

а. особенности личности преступника

в. характер преступного поведения

с. из каких видов преступлений она состоит

д. взаимосвязи между разными видами преступлений

Свойство преступности, выражающееся в неполноте ее официальной регистрации - это

а. виктиминизация преступности

в. латентность преступности

с. иррегулярность преступности

Мотивацию, порождаемая негативными свойствами психологии преступника означает

а. потребности и интересы личности

в. результат преступного поведения

с. причина совершения деяния

16. Про какой тип преступника можно сказать, что "крадет, если что плохо лежит"

а. Последовательно-криминогенный тип

в. Ситуативно-криминогенный тип

с. Случайный преступник

Криминогенная ситуация-это

а. совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления

в. совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек во время совершения преступления

с. совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек после совершения преступления

Криминология происходит от латинского слова “crimen”-преступление и греческого “logos”-учение, т.е. учение о преступлении.

Термин “криминология”, означавший самостоятельную науку впервые употребил итальянский юрист Рафаэль Гарофало (представитель позитивистской школы, рассматривающий компенсацию ущерба жертвам как средство усиления социальной защиты населения и одновременно как одно из средств ресоциализации преступников) в 1885 г. в работе “криминология”. В своем труде он размышляет о том, что предшествует преступлению, т.е. он исследовал причины преступлений. Ранее термин “криминология” использовал в 1879 г. итальянский антрополог Топинард.

Зарождение криминологических исследований в России можно связать с именем А.Н. Радищева. Он в 1802 году в работе «О законоположении» обосновал необходимость всестороннего изучения преступности, высказал мнение о ее причинах и предложил программу сбора уголовно-статистических сведений. Схемы, разработанные А.Н. Радищевым, оказали влияние на собирание и обработку уголовно-статистических данных созданными в 1802г. министерством внутренних дел и министерством юстиции. С этого времени царское правительство организует официальную уголовную статистику, которая несмотря на очень большие дефекты, дает возможность проанализировать динамику преступности и ее прямую обусловленность социальной и экономической структуры общества. С середины ХIХ века начинают публиковаться официальные материалы уголовной статистики, которые широко используются исследователями преступности.

Появление новой науки было вызвано необходимостью изучения причин преступности и личности преступника для своевременного, эффективного предупреждения преступности и выработке профилактических мер воздействия на нее.

Криминология - это правовая наука, которая изучает преступность, причины и условия преступности, личность преступника, механизм преступного поведения, жертву преступления, систему мер предупреждения.

6 в. Вопрос о понятии и природе криминологии как общественной, юридической либо естественной науке продолжает оставаться дискуссионным в зарубежной криминологии.

В англосаксонской системе права ее относят к социологическому блоку дисциплин и преподают в социологических колледжах, а не в юридических. Например, в США и Великобритании.

Государствам с романо-германской правовой системой характерно ее развитие в социально-биологическом направлении, она является междисциплинарной между естественными и общественными науками.

В итальянской науке акцент делается на биологические стороны криминологии, там сильны традиции антропологической школы Чезаре Ломброзо (1835-1909) – итальянский психиатр и криминолог, объяснял преступность врожденной предрасположностью к правонарушениям в виде антропологических признаков. Во Франции-на клиническую, связанную с психологическими и психиатрическими аномалиями. В ФРГ придерживаются биосоциального направления в криминологии.

В начале 60-х годов отечественная криминология признавалась исключительно правовой наукой и дисциплиной, частью уголовного права.

В 70-х годах криминология представляет собой правовую междисциплинарную комплексную отрасль права.

2. Криминология как учебная дисциплина. Ее содержание и предмет.

Криминология, как учебная дисциплина – занимается изучением преступлений, их причин, видов их взаимосвязи с различными явлениями и процессами, а также результативностью принимаемых мер в борьбе с преступностью. Криминология изучает и анализирует нормативные акты составляющие юридическую базу адекватного понимания преступности, своевременной реакции на них и разработки профилактических мер с целью предупреждения преступлений.

Криминология изучает совокупность явлений процессов и закономерностей, состоящую из 4х основных элементов: преступность со всеми ее признаками и показателями, причины и условия преступности, иные ее детерминанты, личность тех кто совершает преступления, а также систему мер их предупреждения.

Преступность – как особое социально-правовое явление. Весьма сложное социальное образование, характеризующееся объемом(состоянием) , интенсивностью, динамикой, структурой, последствиями и др. признаками.

Объектом криминологии являются общественные отношения связанные с: 1.преступностью и прочими правонарушениями 2. причинами и условиями преступности 3. местом и ролью личности преступника в обществе 4. решение задач по предупреждению и профилактике правонарушений

Система криминологии.

Криминология состоит из общей и особенной части. В общую часть криминологии входят основные ее элементы изучения, преступность, ее причины, личность преступника, механизм преступного поведения, личность жертвы преступления, общая теория предупреждения преступности. Указанные криминологические явления анализируются в целом, обобщенно, без выделения специфики преступлений. Помимо этого в общую часть криминологии входят криминологические отрасли, освещающие влияние на преступное поведение каких либо конкретных факторов: семьи (семейная криминология), политики (политическая криминология), поведения жертвы преступления (виктимология).

В особенной части криминологии содержится криминологическая характеристика отдельных видов преступлений (в сфере экономической деятельности, против собственности, в сфере экологии), по содержанию преступных деяний (насильственно-агрессивного характера, корыстной направленности) или по особенностям контингента преступников (несовершеннолетние, женщины, рецидивисты, профессионалы).

Особенностью такого деления на общую и особенную часть является условное разделение самой науки на общетеоретические вопросы, применимые к любому роду преступной деятельности и криминологические характеристики отдельных видов преступлений с их глубоким анализом, прогнозом распространения и возможными превентивными мерами по их предупреждению.

Обе части охватывают весь спектр вопросов как теорию так и практику позволяя определить изъян в общественных отношениях порождающий тот или иной вид преступлений, максимально его устранить и снизить рост преступности.

Специальную часть выделяют некоторые авторы. Посвящена разработке новых криминологических теорий и школ под которыми следует понимать относительно самостоятельные научные направления, разрабатывающие основы и стратегии борьбы с преступностью в отдельных сферах социальной жизни (криминология организованной преступности, сравнит криминология, региональная, семейная, этнокриминология и др.)

Личность преступника.

Личность преступника – это совокупность негативных социальных и личностно-структурных психических качеств, образующих ее общественную опасность, которая детерминирует совершение преступления.

Личность преступника - основное звено механизма преступного поведения, ее особенности порождающие такое поведение, составляют особый объект предупреждения.

О личности преступника можно говорить лишь применительно к субъекту преступления, то есть лицу, уже совершившему преступление.

«Личность преступника выражает социальную сущность лица. Понятие личность преступника включает в себя в числе прочих те признаки, которые согласно закону характеризуют субъекта преступления: физическую сущность лица как человеческого индивида, а также некоторые особые признаки (например, должностное положение, особые обязанности и т.п.), в силу которых лицо может рассматриваться как специальный субъект. Однако в понятии личности преступника указанные признаки субъекта преступления отражают более широкое, емкое, разнообразное и вместе с тем детализированное содержание. Личность преступника охватывает, кроме того, многие другие признаки индивида, не связанные с его правовой характеристикой как субъекта преступления (например, социальную роль и связи в системе общественных отношений, социальную оценку общественных ценностей и самооценку, психофизиологические особенности и т.д.).»

Носителем личности преступника может быть только человек, состоящий с государством в уголовно-правовых отношениях. Такие отношения возникают с момента совершения лицом преступления и длятся до момента утраты преступлением своего правового характера (Н-р. до момента погашения или снятия судимости).

Антисоциальное правонарушаемое поведение личности до момента совершения преступления можно рассматривать как предпреступное (предкриминогенное), но не криминально общественно опасное.

Разработка прогнозов.

Криминологи́ческое прогнози́рование — это предсказание будущего состояния преступности и связанных с ней явлений и факторов, а также выявление основных тенденций их развития. Криминологическое прогнозирование осуществляется на основе имеющихся в криминологии научных представлений о преступности, с использованием статистических, экспериментальных методов, математического моделирования. Для того, чтобы результат прогноза можно было использовать в практической деятельности, он должен иметь научный характер, обладать свойством проверяемости. Результатом прогнозирования является сценарий развития криминологической ситуации. Как правило, рассматривается несколько возможных сценариев: Сценарий, отражающий существующие тенденции, наихудший и наилучший. Неотъемлемыми составными частями криминологического прогноза являются описания прошлого и настоящего состояния объекта, в качестве которого выступает преступность.

Цели и задачи: - установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие преступности в перспективе, выявление тенденций; - выяснение обстоятельств, имеющих значение для разработки планов; - выработка общей концепции борьбы с преступностью; - установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем; - выявление обстоятельств, способствующих этим изменениям. Чтобы названные цели и задачи могли быть выполнены, криминологический прогноз должен, во-первых, базироваться на достоверных знаниях; во-вторых, исключать предвзятость и предубежденность; в-третьих - правильно использовать конкретные методы (методики) прогнозирования. Следует учитывать прогноз носит вероятностный характер.

По объекту прогнозированияможно выделить прогнозы: преступности, личности преступника, факторов преступности, последствий преступности, мер борьбы с преступностью.

По направленности прогнозированиявыделяются прогнозы: поисковый, базирующийся на условном продолжении в будущем тенденций преступности, и нормативный, основанный на заранее определенных целях, нормах, идеалах.

49. Понятие планирования борьбы с преступностью, его цели и задачи.

Криминологическое планирование - это целенаправленный процесс выработки плана, в котором на основе целей и задач в сфере борьбы с преступностью намечаются пути и средства их решения, нормативного, информационного, организационного, методического и ресурсного обеспечения на определенный период времени. Планирование осуществляется на разных уровнях и реализуется в комплексных планах профилактики правонарушений, а также в ведомственных планах правоохранительных органов применительно к их задачам и функциям.

Наиболее распространенным видомпланов деятельности по предупреждению преступлений длительное время были комплексные планы профилактики правонарушений. Они составлялись и реализовывались в масштабах республик, краев, областей, городов, районов, а также отдельных отраслей народного хозяйства. Система комплексного планирования профилактики преступлений имела, таким образом, не только территориальный, но и ведомственно-отраслевой подход. Планы включали мероприятия, направленные главным образом на устранение причин и условий совершения правонарушений и развитие всего антикриминогенного потенциала региона либо отрасли народного хозяйства. В настоящее время предпринимаются значительные усилия по восстановлению в стране системы такого планирования.

Комплексный подход позволяет заложить в основу деятельности субъектов профилактики слаженность в работе, последовательность выполнения профилактических мероприятий, взаимодействие, координацию и единство действий всех исполнителей в соответствии с предусмотренными сроками. Комплексное планирование позволяет учитывать в сложной и многообразной деятельности конкретное решение вопросов, связанных с применением организационных, хозяйственных, правовых, воспитательных и иных факторов.

Составной частью системы планирования мер по борьбе с преступностью является разработка ведомственных планов правоохранительных органов. Существующий в этих органах порядок планирования определен их нормативными актами. Планы ориентированы не только на решение вопросов борьбы с преступностью, но и на всю совокупность мер по охране правопорядка на обслуживаемой правоохранительным органом территории.

Методика планирования предполагает совокупность аналитического, прогностического этапов подготовки планов и этапа разработки конкретного планового решения, включающего цели, систему мер, время их выполнения, перечень исполнителей и т.п.

Важной составной частью таких планов являются мероприятия по борьбе с преступностью. Обоснованно составленный план должен соответствовать прогнозируемой структуре преступности и отвечать условиям рационального распределения имеющихся сил и средств. В качестве основы планирования целесообразно избирать наиболее неблагоприятный вариант прогноза, с тем чтобы при всех условиях добиться положительного конечного результата. В любом случае в разделах этих планов должны предусматриваться меры по борьбе с насильственными, корыстными, корыстно-насильственными преступлениями, преступностью среди несовершеннолетних и рецидивной преступностью. Главное здесь не только правильно оценить криминогенную обстановку, но и предусмотреть в качестве резерва меры, способные обеспечить нормальное развитие событий в случае наступления неблагоприятных изменений.

50. Составление криминологических планов. Их виды.

– по срокам – долгосрочное (10–20 лет), среднесрочное (3–5 лет), краткосрочное (месяц, квартал, год, 2 года).

Понятие коррупции.

Коррупционная преступность - это целостная, относительно массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц. Выделяются три основных вида коррупционных правонарушений: 1) гражданско-правовые деликты (принятие в дар работниками государственных и муниципальных учреждений, учреждений социальной защиты и иных подобных учреждений подарков (имущества или имущественных прав); 2) административные проступки (собственно административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена КоАП); 3) преступления. Основу криминологической характеристики коррупционной преступности обычно составляют данные уголовной статистики о ее качественных и количественных свойствах. Однако статистические показатели коррупционной преступности носят весьма неполный или некорректный характер.

Обязательный элемент криминологической характеристики коррупционной преступности - ее латентность. Характеристика лиц, совершивших коррупционные преступления, включает два существенно различающихся криминологических портрета: 1) лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, незаконно получивших преимущества по государственной или муниципальной службе вопреки ее интересам; 2) лиц, предоставивших такие преимущества последним.

Показатели коррупции.

Предупреждение коррупции.

Организационные меры: 1) создание автоматизированных банков данных о функционирующих на территории России хозяйствующих субъектах; 2) введение в действие системы приоритетного декларирования доходов, расходов и имущественного положения ЮЛ и ФЛ, участвовавших в приватизации государственной собственности, и членов их семей; 3) проведение выборочных проверок соответствия результатов приватизации в ряде крупных регионов законодательству РФ; 4) снижение численности государственного аппарата; 5) создание механизма контроля за денежными средствами, размещенными в оффшорных зонах; 6) реформирование налоговой системы в части обеспечения взимания налогов с фактических пользователей имущества; 7) создание автоматизированных местных и региональных регистров налогов, уплачиваемых государственными служащими; 8) создание системы мониторинга общественного мнения о состоянии законности на государственной и муниципальной службе; 9) издание открытых информационных бюллетеней о состоянии доходов государственных служащих, занимающих должности, предусмотренные Конституцией РФ или уставами субъектов РФ; 10) обязательное ежегодное опубликование бюджетов высших органов государственной власти РФ и субъектов РФ в официальных изданиях.

Осн. подходы к определению сущности криминологии как науки.

Читайте также: