Искусство вышивания в шпревальде

Обновлено: 28.03.2024


Мы продолжаем цикл статей, посвященный искусству вышивания в разных странах. Сегодня вы узнаете о том, как развивался этот вид рукоделия в Германии, с чем были связаны его взлеты и падения и удалось ли немецким мастерам привнести в вышивку (в глобальном понимании этого слова) что-то свое. Итак, начнем!


Как возникали орнаменты

Самые ранние орнаменты немецкой вышивки относят к украшению подола и края одежды. В старину домотканые полотна были узкими и при их соединении и отделке края простые швы стали заменять особыми, выполненными цветными нитками — так изделия становились наряднее и выглядели богаче. Вместе с тем, издавна развивалась и другая вышивка, не связанная с соединительными швами, ее образцы напоминали, своего рода, живопись иглой.

Со временем вышивальное искусство совершенствовалось, ориентируясь на разные слои общества; вышивка разделялась на разные техники и течения. Среди благородных средневековых дам получала распространение придворная вышивка, другие важные направления развивались при монастырях и затем в эпоху расцвета городов, когда возникла гильдия профессиональных вышивальщиков, в которую входили исключительно мужчины. Первоначально орнаменты для этих вышивальщиков рисовались в мастерских. Напечатанные образцы появились в конце XV века.

Для придворной и церковной вышивок эскизы изготовлялись именитыми мастерами, их работы можно было причислить к настоящим произведениям искусства. Совсем иной подход был к домашней вышивке, для которой были характерны простые орнаменты и геометрические изображения в соответствии с народными традициями. Полюбившиеся узоры объединяли на одном полотнище, чтобы они всегда были под рукой. Так возникли красивые старинные сэмплеры, самые древние из которых относятся к XVI веку.

Старинные узоры городского, а позже и крестьянского рукоделия передавались на таких полотнах от поколения к поколению. Однако помимо отшитых образцов существовали и рисованные — на них изображались наиболее большие и сложные узоры. К сожалению, их интенсивное использование приводило к тому, что они довольно быстро приходили в негодность. Как правило, на бумагу наносились счетные орнаменты, наиболее распространенным был счетный крест.

Первые книги образцов

Первый отпечатанный, созданный специально для копирования сборник орнаментов для вышивки, вышел в Аугсбурге в 1523 году. Он был рассчитан для домашнего использования. Наряду с популярными узорами для украшения одежды и белья, в нем были пустые страницы с напечатанной сеткой для собственных разработок.

Следующие аналогичные книги издавались почти каждый год, и в них все явственнее звучит язык Ренессанса. Пустые страницы первых изданий заполняются роскошными орнаментами.


Покорив сердца многих рукодельниц за границей, в нашей стране люневильская вышивка знакома немногим. Вместе с тем, эта техника позволяет создавать немудреным образом настоящие шедевры красоты. Зародившись еще четыре столетия назад, сегодня люневильская вышивка – не редкость на подиумах модных показов.


О главном

Выполнение вышивки происходит контрастными и/или металлизированными нитями, бисерными принадлежностями, пайетками, с использованием люневильского крючка. Да, да – именно крючка! Каждая вышивка ассоциируется у нас с иглой. В данном случае применяется специальный крючок.

Люневильский крючок

Значительно отличается от стандартного вязального. Состоит из двух частей: винтовой ручки (рукоятки) и крючковой иглы. На рукоятке есть специальный указатель, который помогает ориентироваться в процессе вышивания – он находится с той же стороны, что и прорезь язычка иглы.


Размер крючка выбирают исходя из того, на какой ткани выполняется вышивка.

Как правило, для вышивания используются либо очень тонкие, полупрозрачные ткани либо плотные. На тонкой (шелковой, батистовой, шифоновой, муслиновой) основе вышивка напоминает плетеное кружево и смотрится очень элегантно. Большое распространение в последнее время получила люневильская вышивка на сетке. Плотные ткани – такие как бархат, льняное или хлопковое полотно – идеально подходят для работ, насыщенных бисером и стразами.



Всю необходимую фурнитуру – бусины, пайетки и прочее – пришивают к ткани с помощью тамбурного шва, составляющего основу люневильской вышивки. Визуально этот шов похож на цепочку, звеньями которой являются стежки.

При выполнении люневильской вышивки требуется задействовать две руки, и должно быть удобно. Для комфортной работы понадобятся специальные пяльцы или гобеленовый рамный держатель. С целью переноса узоров и изображений на ткань пользуются трафаретами, смывающимся маркером или копировальной бумагой.

Предлагаем вам посмотреть видео о том, как происходит процесс вышивания тамбурным швом и бисером.

Красота, актуальная во все времена

История люневильской вышивки берет свое начало в XVII веке, когда во французском городке Люневиле обосновалось большое число ремесленников-вышивальщиц, применяющих эту технику. Сначала в работе пользовались исключительно иглой и вышивали нитями. Лишь в середине XIX века в голову вышивальщицам приходит идея заменить иголку крючком при выполнении тамбурного шва. Примерно тогда же в вышивку начинают добавлять бусины и стеклярус – стеклянные цилиндрики удлиненной формы с продольным отверстием для нити.

Позже, когда вышивка становится профессиональным занятием, работа с использованием люневильского крючка начинает цениться за скорость (ведь таким крючком можно вышивать вчетверо быстрее, чем иглой).

Со временем техника приобрела популярность во всем мире, ее стали применять при декорировании изделий высокой моды. И по сей день знаменитые во всем мире кутюрье используют люневильскую вышивку в своих дизайнах: их работы отличаются изысканностью и шиком.

Сегодня люневильская вышивка встречается во многих предметах одежды, свадебных принадлежностях невесты, украшениях, сумочках и даже обуви.







Своим опытом в технике «люневильская вышивка» мы попросили поделиться создателя собственного бренда «ANN KALIANI» Анну Нуктулову.

В интервью она дает советы начинающим вышивальщицам.

Анна, расскажите, пожалуйста, как и когда вы начали заниматься люневильской вышивкой.

Вышиванием я увлеклась с рождения ребенка. Начинала с крестика, потом пробовала гладь, якобинскую вышивку… А мечтала расшивать платья – такие, как на показах мод. Муж говорил, что это очень долго и вообще нереально. Некоторое время спустя в интернете увидела рекламу обучения люневильской вышивке – решение было принято в тот же момент. На онлайн-курсах я познакомилась с азами вышивания в этой технике; участницы делились своими идеями, выкладывали фотографии работ. И… искра зажглась! Теперь люневильская вышивка – моя страсть и работа.

“Благодаря люневильскому крючку вышивать получается не только быстрее, но и аккуратнее, бусинка к бусинке.”

Какие изделия вы украшаете такой вышивкой?

В основном, вышиваю нашивки на одежду. Пробовала расшивать сумочку, броши. Вышивала на ткани, из которой затем шилось платье. В такой технике можно выполнить все, что угодно – главное захотеть.

Какие ткани и материалы используете в работе?

Вышиваю на английской и итальянской сетке. Считаю, что хорошо подходят для работы костюмные ткани, бархат, шифон. Нитки использую европейского качества – гутерманн, мадейра №120 (Германия), бисер – чешский и японский. Пайетки покупаю оптом в Индии (очень хорошими считаются итальянские, но приобрести их непросто). Помимо этого в работу идут камни, бусины, шелковые нити.

Какие рисунки выбираете: сами придумываете или откуда-то берете?

Рисунок на нашивку рисую сама, для вдохновения смотрю Пинтерест. Иногда беру идею оттуда и добавляю в нее свое.

На каких тканях какие узоры лучше смотрятся?

Для легких тканей нужен неплотно расшитый узор – для того, чтобы основа не провисала и не морщилась. На плотных тканях можно вышить густо расшитый узор.

Пяльца или станок лучше выбрать?

Вышивать удобно и на пяльцах, и на раме. Когда объем работы небольшой, можно обойтись пяльцами, закрепив их специальными фиксаторами – струбцинами.

Насколько важно, на ваш взгляд, обучение в таком виде рукоделия? Что необходимо для достижения мастерства?

Обучение позволяет избежать ошибок, которые могут возникнуть при самообразовании, и таким образом значительно сократить время, необходимое для достижения мастерства. Конечно, обучение не является панацеей – много интересного можно открыть для себя и вне его. Но начать все же советую с человеком, который покажет верный путь.

Сейчас несложно найти онлайн-курс со вполне доступным материалом, где нет ничего лишнего. Могу сказать на личном опыте, что дистанционно обучаться очень удобно: вышиваешь, когда есть на это время. Книг, где бы доходчиво говорилось о том, как и с чего начать самообучение, я не встречала. Советую принимать участие в рукодельных мероприятиях, искать единомышленников и заряженных позитивом мастеров.

Какие еще советы вы можете дать начинающим вышивальщицам?

Прежде всего, приготовьтесь к тому, что вышивка потребует от вас терпения. Не начинайте выполнение техники с большой площади. Сначала попробуйте вышивку на небольшом изделии, например на закладке для книги. Обратите внимание, что для вышивки бисером или пайетками нужна очень прочная нить. При этом она должна быть достаточно тонкой, чтобы можно было надеть на нее принадлежности. И по поводу крючка: по сравнению с вязальным крючком такое приспособление достаточно острое, поэтому будьте осторожны в обращении с ним.


Прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры любого государства. Некоторые промыслы носят семейный характер и передаются от старшего поколения к младшему, становясь визитной карточкой отдельных регионов. Стоит поближе познакомиться с ремесленным мастерством в Германии.

Традиционные промыслы

Промыслы Германии

Немцы бережно хранят старинные традиции. Порой между ремеслом и искусством практически невозможно провести границу. Во всем мире известно, что мастера из Германии стоят у истоков профессиональной инженерии. Опыт поколений и высокое качество работ перешло из небольших ателье сперва в мануфактуры, затем воплотились в промышленном масштабе.

Керамика Villeroy & Boch

В роскошном здании аббатства, расположенном в городке Метлах, постепенно оживает народное ремесло, которому насчитывается более двухсот шестидесяти лет. В строении в стиле барокко находится музей, где посетители могут лично ознакомиться с плитками из керамики, расписанными вручную. Всего выставлено больше пятнадцати тысяч экземпляров.

Семейный бизнес основан в 1748 году, но его традиции дожили до наших дней. Продукция мануфактуры пользуется спросом во многих областях (столовая посуда, предметы для кухни и ванной комнаты). Изделия, расписанные вручную, поражают уникальным дизайном и высоким качеством. Это объясняет, почему искусство пользуется популярностью и за пределами Германии.

Шпревальдская вышивка

Народный промысел выдает на суд потребителям настоящие шедевры. Разноцветные орнаменты возникают на лужицких национальных нарядах. В специальных ателье мастера вручную вышивают отдельные детали костюмов, а также создают куколок в народных одеяниях и сувенирную продукцию.

Используя вышивальное оборудование можно нанести любую надпись на полотно, уникальное изображение или монограмму. Каждый год в Шпревальде организуют фестиваль, где гостей встречают барышни в национальных одеждах и представлены разнообразные куколки.

Фюрстенберг и фарфор

Первая мануфактура в Furstenberg была организована в 1747 году. В ее коллекции представлен широкий ассортимент изделий в разной стилистике, в том числе современные модели. Мастера придерживаются вековых традиций при создании фарфора. Весь производственный цикл, начиная от подготовки сырой массы и заканчивая декорированием продукции золотом, осуществляется самостоятельно.

Это удивительные и уникальные произведения выставлены в музеях, встречаются у частных коллекционеров и располагаются в замке Фирстенберг. В средневековой постройке организован музей фарфора, также Ангела Меркель здесь проводит официальные встречи с главами зарубежных стран.

Фарфор из Мейсена

Промыслы Германии

Еще одна популярная мануфактура, расположенная в одноименном городке. До восемнадцатого столетия фарфор сюда завозили исключительно из Китая. Но в 1710 году был возведен и запущен первая собственная фабрика. Изначально местные художники при оформлении работ обращали внимание на Восток.

Их изделия воплощали представление немцев о культуре и искусстве Китая. Отсюда в мейсенском фарфоре такое разнообразие цветочных орнаментов, изображений птиц и мифических существ, включая дракона.

Во все времена фарфоровая продукция являлась воплощение роскоши и символизировала достаток человека. Изделия мастеров из Мейсена сразу получили всемирную популярность.

Многочисленные фигурки, вазы, посуда и статуэтки создавались в немецком городке под заказ для королевских семейств России и Европы. Высокое качество и приверженность старинным традициям позволяют назвать мейсенский фарфор одной из главных достопримечательностей немцев.

Часы с кукушкой

Промыслы Германии

Первые упоминания о ходиках с птичкой встречаются в 1629 году. Аристократ из Аугсбурга Филипп Хайнхофер преподнес подобный презент курфюрсту Саксонии. Однако родиной традиционных часов с кукушкой и гирьками в форме шишек считается Шварцвальд. Настоящая продукция из Германии имеет приличный ценник, один экземпляр обойдется минимум в восемьсот евро.

Фабрика, где собирают ходики, является семейным предприятием. Она работает уже более ста пятидесяти лет. Производственный процесс полностью ручной, никакой автоматики и навороченной техники. Ассортимент моделей и мелодий поражает воображение. Помимо настенных часов выпускают и напольные варианты.

На создание эксклюзивной модели у мастеров уходит в среднем тридцать дней. В Футвангене работает музей часов, где представлены первые прототипы ходиков и редкие экземпляры. Также посетители получают возможность понаблюдать за процессом создания знаменитой на весь мир продукции.
Вернуться к оглавлению

Игрушки из дерева

Уникальные изделия из древесины создают в Аннаберг-Буххольц. В переводе на русский язык название поселение означает Рудные горы. Резчики по дереву и кружевницы появились в городке в связи с упадком горного производства. Многие шахтеры остались без работы и вынуждены были заняться народными промыслами, чтобы прокормить семью. Главная тематика западных умельцев резьбы по дереву – жизнь и деятельность горняков.

В городе с давних времен создают сложнейшие игрушки с механическим механизмом. Например, макеты шахмат, которые способны самостоятельно перемещаться. Также мастера создают разнообразные игрушки для украшения рождественской ели.

Главная достопримечательность резчиков – «рождественская гора». Число фигурок в ней достигает отметки двести, а механизм работы до сих пор хранится в тайне. Также мастера создают специальные деревца, предназначенные для зимнего праздника. Многие немцы устанавливают их вместо живой ели.

Резчики с востока Аннаберг-Буххольц занимаются в основном фабричным производством. С этого региона на полки магазинов попадают щелкунчики, подсвечники в форме ангелочков и прочие сувениры.

Карнавальные маски

В Германии с особой любовь относятся к Масленице. На Фастанахт организуют маскарады и карнавальные шествия. Жители наряжаются в духов и прочуют нечисть, совсем как американцы на Хэллоуин.

Промыслы Германии

Пугающая и одновременно чудесная праздничная атмосфера дополняется шикарными костюмами и устрашающими масками из дерева, которые изображают колдуний и чертей. Изготовлением масок занимаются профессиональные резчики, которые неустанно работают по всей Южной Германии.

Секрет создания деревянной продукции передаются от старого молодому поколению. Каждое изделие является уникальным и отражает индивидуальность своего хозяина.

Заключение

В Германии свято чтут традиции. Многие современные народные промыслы, процветающие ныне в стране, появились несколько веков назад. Основная часть мануфактур по-прежнему занимается изготовлением продукции вручную, несмотря на массовую автоматизацию производства. По этому их изделия индивидуальны и неповторимы.

Приведём несколько примеров народных ремёсел, представляющих собой яркие странички немецкой культуры.

Прикладное искусство в Германии

Прикладное искусство в Германии, формировавшееся веками, является неотъемлемой составляющей национальной культуры. Некоторые направления сегодня носят исключительно исторический характер, а их образцы можно найти лишь в музеях.

Каждый регион может похвастаться своими умельцами, а произведения их труда и сегодня вызывают неподдельное восхищение и живой интерес среди молодого поколения немцев и, конечно, туристов.

А если учитывать, что именно ремесленники и мастеровые несколько сот лет назад стояли у истоков зарождения немецкой инженерии, становится вполне объяснимым высокое качество, оригинальность и уникальность производимых изделий.

Приведём несколько примеров народных ремёсел, представляющих собой яркие странички немецкой культуры.

Керамика от Villeroy & Boch

Бренд Villeroy & Boch — один из старейших производителей керамики в Германии. Фабрика по производству керамической посуды в городе Метлах была открыта еще в 1748 году. Изначально это была небольшая семейная мануфактура.

Но со временем производство расширилось и стало более масштабным. Ассортимент увеличился. Он стал включать не только столовую посуду, но также предметы для кухни, сантехнику для ванной, керамическую плитку. Для её производства стали использоваться новейшие по тем временам английские технологии и уникальные механические машины, некоторые из которых были разработаны лично одним из основателей компании.

Роспись изделий неизменно производилась вручную, а современные технологии обеспечили высочайшее качество, что в результате и принесло керамике Villeroy & Boch мировую известность.

Производству Villeroy & Boch уже более 260 лет. Здесь и сегодня стараются следовать вековым традициям. Продукция отличается высоким качеством и пользуется большой популярностью. А в старинном здании аббатства, выполненном в барочном стиле, разместился музей с многочисленными экспонатами продукции, рассказывающими историю компании.

Немецкий фарфор. Фото: Noreen / unsplash.com

Фарфоровая мануфактура в Фюрстенберге

Furstenberg является одной из старейших немецких фарфоровых фабрик. Дата её основания — 1747 год. Несмотря на столь продолжительную историю существования, ей удалось сохранить и поддерживать главный принцип своей работы — самостоятельное осуществление всего цикла производства.

На фабрике выполняются абсолютно все этапы — от подготовки фарфоровой массы для производства до декорирования готовых изделий. Такой подход и стал залогом высокого качества фарфоровых изделий, которые ценятся во всём мире. Декор фарфора Furstenberg имеет свои особенности и является узнаваемым, наносится он матовым золотом.

Сегодня в замке Фюрстенберг находится музей фарфора, где собраны образцы изделий за весь период существования мануфактуры — от исторических до современных. В самом же замке сегодня нередко проводятся официальные встречи канцлера Германии с делегациями и руководителями других стран.

Мейсенская фарфоровая мануфактура

Первой фарфоровой мануфактурой в Германии стала мануфактура, построенная в городе Мейсен в 1710 году. До этого момента фарфор в Германию завозился только из Китая. Первые изделия Мейсенской фарфоровой мануфактуры имели характерный восточный стиль. Это было модно, поэтому на изделиях появились в изобилии цветы, травы и птицы, даже драконы и мифические животные.

Но постепенно дизайн преображался, приобретал уникальность, и сегодня мейсенский фарфор является одним из самых известных в мире, высоко ценится коллекционерами. Его отличают изысканность и высокое качество. В ассортименте есть большое количество столовых приборов, а также удивительных фигурок и композиций.

Вышивка в Шпревальде

Вышивка и рукоделие присутствуют во всех регионах, но, пожалуй, именно в Шпревальде вышивка превратилась в настоящее искусство. Национальные лужицкие костюмы неизменно украшаются разноцветными узорами, которые рождаются в руках мастериц в специальных мастерских. Вышивка используется как на элементах костюмов во время их создания, так и на готовых предметах одежды и различных сувенирах. Особенно ценится ручная работа.

В Шпревальде давно стали традицией ежегодные фестивали, на которых мастерицы могут продемонстрировать результаты своей работы. Женщины красуются в национальных лужицких костюмах, а гости и туристы наслаждаются большими выставками кукол, одетых, естественно, в костюмы с вышивкой.

Часы с кукушкой

Если вы думали, что часы с кукушкой — это сравнительно новое изобретение, то готовы вас удивить. Первое упоминание о них зафиксировано еще в 1629 году. Именно тогда курфюрст Саксонии Август получил такие часы в подарок от аугсбургского аристократа Филиппа Хайнхофера.

Но, конечно, это упоминание не является датой появления часов с кукушкой. На тот момент этот промысел был очень хорошо развит, раз смог стать достойным подарком такому высокопоставленному лицу.

А родиной производства традиционных часов с кукушкой с гирьками в форме шишек и характерным, хорошо узнаваемым циферблатом, является немецкая земля Шварцвальд. Здесь и сегодня производятся уникальные часы, и оригинал ручной работы обойдётся вам отнюдь не дешево — в несколько сотен евро.

Одна из старейших фабрик, которая до сегодняшних дней продолжает изготавливать часы с кукушкой с сохранением вековых традиций, исключительно вручную, насчитывает историю более чем в 150 лет. Это семейное производство, тайны которого передаются из поколения в поколение.

Сегодня выпускаются модели не только настенных, но и напольных часов. А разнообразие дизайна, оригинальность и уникальность делает посещение магазина сравнимым с посещением музея или выставки искусств. В среднем на один экземпляр часов уходит не менее месяца работы.

В Футвангене открыт музей, в котором представлены особо ценные экспонаты, а также можно понаблюдать за ручной работой мастеров.

Деревянные игрушки. Фото: v2osk / unsplash.com

Деревянные игрушки из Рудных гор

Старинный город Аннаберг–Буххольц в регионе Рудные горы изначально был центром горного дела. Однако упадок этой отрасли привёл к тому, что его жителям пришлось искать новые источники заработка. В итоге сегодня он известен всей Германии и далеко за пределами страны как центр резьбы по дереву. Местным мастерам удалось достичь таких вершин, что их изделия настолько изящны, что ассоциируются с кружевом.

Особое направление резьбы по дереву — сложные механические игрушки. Тематика многих из них тесно связана с жизнью и трудом горняков. Поэтому не удивляйтесь, если вам доведётся увидеть движущиеся макеты шахт, которые с точностью в масштабе повторяют реальные объекты. Также большой популярностью пользуются резные деревянные новогодние игрушки, а “рождественская гора” давно стала местной достопримечательностью.

Такие “рождественские горы” представляют собой сложный механизм с множеством двигающихся фигурок. Порой они создаются несколькими поколениями мастеров, увеличиваясь с каждым годом в размерах.

На рождественских ярмарках в регионе Рудных гор всегда можно приобрести различные деревянные фигурки и игрушки на рождественскую тематику. Большой популярностью пользуются щелкунчики, подсвечники в виде горняков, фигурки курильщиков, животных и т.д.

Деревянные карнавальные маски

Масленица в Германии — особый период, сопровождающийся карнавалами и маскарадами. Во время Фастанахта немцы любят наряжаться в злых духов, а для этого, конечно, требуются маски. Деревянные маски для карнавалов — уникальный промысел. Над их созданием трудятся профессиональные мастера, а секреты их изготовления тщательно хранятся и передаются из поколения в поколение.

Деревянные макси, изображающие ведьм, чертей и прочую нечисть, создают удивительную зловеще–прекрасную атмосферу на празднестве. Многие с удовольствием ежегодно приобретают такие маски в качестве сувениров, хотя и стоят маски ручной работы недёшево.

Дорогие друзья, давно хотела рассказать о вышивках, об истории их возникновения. Понимаю, что всю информацию можно найти в интернете, я и сама черпаю знания оттуда и из специальной литературы по рукоделию, которую покупаю в книжных магазинах. Но может вам все-таки будет интересно почитать и пополнить свое представление о разной вышивке. Буду рада вместе с вами узнавать интересное.

Хочу начать со старинной немецкой вышивки. В Германии их много, но сегодня покажу одну, очень красивую :)

Швальмская вышивка

История вышивки. Швальмские узоры, фото № 1

Швальмская вышивка возникла в Германии, предположительно в самом начале XVII века, в округе (штате) Гессен, в местечке Швальм. Такая вышивка была очень популярна среди зажиточных крестьян. Самые ранние работы до наших дней не сохранились, так как вещи очень хорошо и с удовольствием носились, изнашивались и выбрасывались. Ничего удивительного, правда? Еще бы, такая красота!

Обычно швальмской вышивкой украшали одежду — это рукава, манжеты, передники, чепчики; а также постельное белье, занавески, скатерти и полотенца. А в современном исполнении можно встретить совсем необычные вещи, украшенные подобной вышивкой, например: абажур торшера или небольшой лампы для спальни, кармашки для мелочей, колпаки на чайники заварные и даже чехлы на стулья или кресла. Вы представляете у себя дома такое чудо? Это так уютно и красиво!

История вышивки. Швальмские узоры, фото № 2

Швальмские узоры легко узнать, так как очень много используется простых по своему изображению элементов. Это колокольчики, сердца, круги и овалы, птички, тюльпаны. Однако, не смотря на простоту очертаний, внутри элемент заполняется ажурной вышивкой, которая выполняется на сетке. Сетку делают вручную, способом продергивания нитей.

История вышивки. Швальмские узоры, фото № 3

Мотивы несут смысл, изображаются в классическом варианте симметрично и расширяются от центра к краям. В современных изделиях можно встретить ассиметрию, что с моей точки зрения, абсолютно не портит впечатление. Все равно смотрится потрясающе красиво!

История вышивки. Швальмские узоры, фото № 4

Большая часть традиционных рисунков швальмской вышивки основана на использовании "древа жизни", которое олицетворяет преодоление смерти. В старину, вышивальщицы пытались заполнить вышитыми узорами как можно большую площадь изделия. Люди верили в примету, которая была распространена в те годы , будто нечистая сила может проникнуть в вещь через самое слабое (невышитое) место.

Древо жизни

История вышивки. Швальмские узоры, фото № 5

В классическом варианте, швальмская вышивка выполняется белыми нитками по белому полотну, но возможны варианты бежевых оттенков. Современные рукодельницы берут и голубые, и розово-бордовые цвета. Но мне все-таки больше нравятся традиционные бледные бело-бежевые цвета.

История вышивки. Швальмские узоры, фото № 6

Используются ткани льняные, хлопковые или из смешанных волокон с равномерным преплетением нитей. Такие ткани называются счетными. По ним выполняются и другие разнообразные виды мережек, из разных стран. Нитки используют хлопковые, можно обычные мулине. Думаю, что можно попробовать и шерстяные тонкие мулине или просто тонкую шерсть. Это доступно в наших магазинах, не дорого. Обязательно надо попробовать с шерстью при случае, ну когда придет в гости соответствующая Муза:)

Ажурная вышивка внутри элемента выполняется по мережному полотну. Сочетание разнообразных декоративных швов, которыми вышивается продернутое полотно, создает множество красивейших, нежных и воздушных узоров. Чем мельче переплетение нитей, тем красивее получается узор и смотрится вышивка. Ну просто невозможно глаз отвести! Падаю в обморок от такой красоты:))

История вышивки. Швальмские узоры, фото № 7

Порядок вышивания в технике швальмской вышивки похож на хардангер, во всяком случае так утверждается. Сама я не владею этой техникой. Сначало выполняются контуры рисунка, потом вышиваются дополняющие (украшающие) швы и только потом украшаются сетки внутри основных элементов. Это очень кропотливая и трудная работа.

Швальмская вышивка также имеет сходство с вышивкой хедебо из Дании (тоже пока не знаю). В обоих техниках контуры рисунков обведены двумя рядами стежков. В хедебо оба ряда делаются тамбурным швом, а в швальмской вышивке - внешний ряд делается коралловым стежком, а внутренний - тамбурным швом.

Дополнительные швы, какие используют: коралловый или узелковый шов, тамбурный шов, петлевой круговой шов, косая гладь. В ажурных рисунках используют следующие декоративные швы: "В клеточку", "В горошек", "Решетка", "Листики", "Ромбики", "Перекрест", "Рамки", "Соты", "Прутики", "Решето", "Корзиночка", "Матрица" и т.д. А если их начать сочетать между собой внутри одного элемента, то получается такая ажурная, элегантная и нежная красота, что просто нету никаких сил устоять пред ней.

История вышивки. Швальмские узоры, фото № 8

Существует и "дорогой аналог" этой вышивки — это Dresden whitework. Это такая красота, которая больше похожа на кружево и вышивалась на муслине, а в наши дни — и на батисте. Разумеется, такую волшебную нежность могли позволить себе только богатые немцы.

Читайте также: