Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания технология 5 класс

Обновлено: 23.04.2024

§ 35. Вышивание. Технология выполнения отделки изделий вышивкой

Искусство вышивания, имеющее многовековую историю, популярно и сегодня. Объясните, чем вызвана популярность такого вида рукоделия, как вышивка.

Вышивка — широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или вышивальной машиной на различных тканях, коже, войлоке и других материалах различными нитями, иногда с использованием бисера, жемчуга и т. п. Ручная вышивка — один из самых распространённых видов рукоделия. Современная вышивка восприняла лучшие традиции народной вышивки прошлого. Вышивкой украшают самые разнообразные изделия: скатерти, полотенца, салфетки, диванные подушки, блузки, детские и женские платья, мужские сорочки, фартуки и др. Вышивки выполняются простыми швами по счёту нитей ткани или свободно по предварительно нанесённому контуру рисунка. Счётные вышивки (рис. 7.24, а, б) удобнее делать по полотну и другим тканям полотняного переплетения, на которых нетрудно производить отсчёт нитей. Ещё проще делать счётные вышивки на специальной вышивальной ткани, похожей на канву, где вся поверхность разделена на ровные квадратики. Свободные швы позволяют вышивать рисунки с криволинейными контурами на любых тканях. Вышивка не всегда выполняется на ткани, например изонить (рис. 7.24, в) — необычная техника вышивания на твёрдой основе. Особенностью изонити являются переплетения и узоры, которые получаются в результате натягивания нитей в определённой последовательности.

При выборе узора, его формы надо принимать во внимание назначение работы, один и тот же узор может не подходить для украшения различных предметов.

Инструменты и приспособления для вышивания. Для вышивания используют натуральные (льняные, хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные), искусственные и синтетические нитки. Чаще всего применяют мулине, ирис и шерстяные нитки различных цветов. Выбор ниток зависит от ткани, узора и назначения работы, толщина ниток должна соответствовать плотности основной ткани.

Инструменты и приспособления для вышивания. Для вышивания используют натуральные (льняные, хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные), искусственные и синтетические нитки. Чаще всего применяют Длина и толщина иглы должны соответствовать толщине ниток и плотности ткани, подлежащей вышивке. Игла должна быть немного толще нитки, чтобы последняя легко проходила сквозь ткань. Для работ по плотным тканям используют иглу с острым концом, для работы на редких тканях — иглу с тупым концом. Такая игла раздвигает нити ткани, а не прокалывает их. Ушко иглы должно быть большим, овальным, хорошо отполированным, чтобы не перетиралась рабочая нитка.

Пяльцы. Важную подготовительную работу при вышивании составляет натягивание ткани в пяльцы, так как только в хорошо натянутых пяльцах работа может быть исполнена безукоризненно.

Пяльцы бывают круглые, овальные и прямоугольные. Для вышивки небольшого размера применяют пяльцы диаметром 20— 40 см. Эти пяльцы состоят из двух обручей, входящих друг в друга. Для заправки ткань накладывают на обруч меньшего размера и расправляют. Затем надевают сверху обруч большего размера (рис. 7.25).

Рисунок вышивки должен полностью умещаться на площади натянутой ткани, так как при перемещении вышитого участка в пяльцах он может быть испорчен. Если ткань для вышивки меньше размера временно пришивают другую ткань, которая и будет зажата в пяльцах.

Для выполнения вышивки большой площади применяют прямоугольные раздвижные пяльцы, которые для удобства в работе устанавливают на специальные подставки (рис. 7.26).

Правильная посадка и постановка рук. Чтобы меньше уставать во время вышивания, сидеть нужно по возможности прямо, опираясь на спинку стула. Высота стула должна соответствовать высоте рабочего стола. Рабочее место для вышивания должно быть хорошо освещено, причём свет должен падать на работу со стороны нерабочей руки. Работу нужно держать на расстоянии 25—30 см от глаз. Во время работы нерабочая рука должна находиться снизу пялец, а рабочая — сверху.

Технология выполнения ручных отделочных строчек. Для того чтобы украсить вышивкой изделие, необходимо овладеть техникой исполнения простых швов. Все ручные стежки и строчки делятся на пять видов, в соответствии с технологией их выполнения:

— строчка прямого стежка;

— строчка косого стежка;

— строчка петельного стежка;

— строчка петлеобразного стежка;

— строчка крестообразного стежка.

Строчка прямого стежка (вперёд иголку) (рис. 7.27, а) выполняется в направлении справа налево, при этом игла после двух проколов ткани сразу выводится на лицевую сторону. Эта строчка используется как временная — при смётывании деталей и как постоянная — для отделки швейных изделий. Строчку можно выполнять в разных вариантах: в два приёма (рис. 7.27, б), перевивы (рис. 7.27, в), наборы (рис. 7.27, г).

Рис. 7.27. Строчка прямого стежка и её варианты:
а строчка прямого стежка; б — в два приёма; в — перевивы; г — наборы

Строчка косого стежка (рис. 7.28, а) как постоянная используется для обработки краёв, соединения деталей, выполняется справа налево, а для отделки швейного изделия выполняется наоборот — слева направо. Строчка может выполняться в разных вариантах: ёлочка (рис. 7.28, б), роспись (рис. 7.28, в), крест (рис. 7.28, г), двойной крест (рис. 7.28, д). Крест выполняется в два приёма, по ткани слева направо прокладывается необходимое число косых стежков, затем возвращаются в обратном порядке по тем же точкам прокола. При этом игла всё время остаётся в вертикальном положении.

Рис. 7.28. Строчка косого стежка и её варианты:
а — строчка косого стежка; б ёлочка; в роспись; г — крест; д — двойной крест

Строчка петельного стежка (рис. 7.29, а) выполняется слева направо. Используется эта строчка для постоянного соединения деталей, а её варианты — для отделки швейного изделия. Различные виды строчки петельного стежка получают изменением высоты, наклона и расстояния между стежками. Одним из видов строчки этого стежка является тамбур (рис. 7.29, б), по внешнему виду с лицевой стороны он напоминает цепочку из воздушных петель, а с изнанки имеет вид прямой строчки. Тамбурная строчка имеет несколько вариантов выполнения: усложнённый тамбур (рис. 7.29, в) — он выполняется за два приёма, а двойной тамбур (рис. 7.29, г) — за три.

Рис. 7.29. Строчка петельного стежка и её варианты:
а — строчка петельного стежка; б — тамбур; в — усложнённый тамбур; г — двойной тамбур

Строчка петлеобразного стежка («назад иголку») (рис. 7.30, а) выполняется по счёту «шаг назад два шага вперёд».

Используется эта строчка как постоянная для соединения деталей и отделки швейного изделия. Разновидностью этой строчки являются наборы (рис. 7.30, б).

Рис. 7.30. Строчка петлеобразного стежка и её варианты:
а — строчка петлеобразного стежка («назад иголку»); б — наборы

Строчка крестообразного стежка («козлик») (рис. 7.31, а) выполняется стежками слева направо, захватывая иглой несколько ниток ткани — раз сверху, раз снизу (рис. 7.31, а). При изменении расстояния между проколами иглы, цвета ниток получаются разнообразные варианты этой строчки (рис. 7.31, б, в, г).

Рис. 7.31. Строчка крестообразного стежка и её варианты:
а — строчка крестообразного стежка («козлик»); б, в, г — варианты строчки

При выполнении ручных стежков натяжение нитки должно быть таким, чтобы строчка не стягивала ткань.

Практическая работа № 35

«Выполнение вышивки простыми швами»

Цель работы: подобрать рисунок и выполнить вышивку простыми швами.

Оборудование и материалы: см. инструменты и приспособления для вышивания.

Порядок выполнения работы

1. Выполните отделку изделия вышивкой. Изделие выбирайте самостоятельно, это может быть салфетка, игольница, закладка, подушка и даже одежда (рис. 7.32).

2. Выполните влажно-тепловую обработку изделия и оформите вышивку.

3. Сделайте вывод о проделанной работе и применении вышивки.

Основные понятия и термины:

вышивание, игла для вышивания, пяльцы, строчка прямого стежка, строчка косого стежка, строчка петельного стежка, строчка крестообразного стежка, строчка петлеобразного стежка.

Вопросы и задания:

1. Приходилось ли вам вышивать? Какие виды швов вы знаете?

2. Чем игла для вышивания отличается от обычной иглы?

3. Что нужно сделать, если ткань для вышивки меньше, чем пяльцы?

4. Какими способами можно закрепить конец нитки на ткани?

5. Какие вещи вы хотели бы украсить вышивкой?

Задание

Выполните эскиз орнамента для вышивания салфетки. Подберите материалы и инструменты для выполнения вышивки.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Открытый урок в 5 классе

Подготовила и провела Кулешова Валентина Михайловна.

Тема: Вышивка. Инструменты и приспособления.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: изучить материалы и инструменты для вышивки, научить ими пользоваться.

познакомить с историей вышивки

научить использовать инструменты и приспособления для вышивки

Развивающие:

развивать моторные навыки

развивать бережное отношение к труду

Воспитательные:

прививать интерес к русской культуре и искусству

воспитывать эстетический вкус

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Дети собирают разрезанные пословицы о труде

Рассказ о вышивке, её видах и назначении. Показ выполненных работ. (5 мин)

Рассказ об инструментах. Загадки. (5 мин)

Дети вспоминают технику безопасности и санитарно-гигиенические нормы. (5 мин)

Размотка мотка мулине

Заправка ткани в пяльцы

Закрепление нити без узелка

Выполнение простых ручных швов по инструкционным картам

Выставление отметок. (20 мин)

Итоги урока. Дети вывешивают на стенд цветные листочки – оценки за урок. (5 мин)

Оборудование и материалы:

Карточки с пословицами

Инструменты и приспособления для вышивания

Самоанализ урока

Подготовила и провела Кулешова В.М.

по теме «Вышивка. Инструменты и приспособления».

Характеристика класса:

В классе 2 ученицы. Дети очень способные, трудолюбивые, адекватно реагируют на критику. Группа очень активна, работоспособна. Нельзя сказать, что дети спокойны, скорее они энергичны. Устная речь развита.

В классе есть девочки, которые достаточно слабы, они выделяются на фоне остальных.

Тема урока: «Вышивка. Инструменты и приспособления». Это первый урок в разделе «Рукоделие».

Цель и задачи урока:

Цель: изучить материалы и инструменты для вышивки, научить ими пользоваться.

познакомить с историей вышивки

научить использовать инструменты и приспособления для вышивки

развивать моторные навыки

развивать бережное отношение к труду

прививать интерес к русской культуре и искусству

воспитывать эстетический вкус

Форма урока: комбинированный урок

Структура урока включала следующие этапы:

Рассказ о вышивке, её видах и назначении.

Рассказ об инструментах.

Повторение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.

Размотка мотка мулине

Заправка ткани в пяльцы

Закрепление нити без узелка

Выполнение простых ручных швов по инструкционным картам

6. Закрепление изученного. Итоги урока.

Использование форм и методов обучения на уроке:

Рассказ о вышивке, её видах и назначении. На этом этапе реализовывалась воспитательная задача: привить интерес к русской культуре и искусству. Воспитывался эстетический вкус. Использовался наглядно-иллюстративный метод работы.

Рассказ об инструментах. Использовались межпредметные связи, игровые моменты, фронтальный опрос. Решалась основная задача и цель урока: ознакомление с инструментами и приспособлениями для вышивки.

Повторение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. Использовался фронтальный опрос. Развивалось бережное отношение к труду. Использовались здоровьесберегающие технологии.

Практическая работа. На этом этапе реализовывались такие задачи, как воспитание бережного отношения к труду, развитие эстетического вкуса, развивались моторные навыки.

Закрепление изученного. Итоги урока. На данном этапе подводились итоги урока. Использовалась система цветовой оценки работы детей, развитие рефлексии.

Итак, можно сделать вывод, о том, что основная цель урока достигнута.

Для вышивки гладью нужны те же инструменты и приспособления, которыми вы пользовались раньше, при изучении счётной вышивки (рис. 8), но ткань выбирается совсем другая.

Ткань для вышивки гладью нужна плотная, но тонкая. Можно начинать учиться на тонком неотбеленном льне. Игла прокалывает его без усилий, а натуральный цвет ткани служит хорошим фоном.

Достигнув определённых успехов, можно использовать и другие ткани, например шёлк или атлас, блеск и переливы которых естественно сочетаются с нарядной вышивкой. Выполненная матовыми нитками, вышивка не будет сливаться с фоном. Однако эти ткани более сложны, капризны и требуют очень аккуратного обращения. При работе нельзя сильно затягивать стежки, это приведёт к появлению вокруг вышивки волн ткани, которые почти невозможно удалить влажно-тепловой обработкой.


Рис. 8. Инструменты и приспособления для вышивки гладью

Нитки. Для художественной глади нужны объёмные мягкие нитки мулине всевозможных оттенков. Эти нитки не садятся, не выгорают и не линяют.

Иглы. Для глади нужны иглы с небольшим ушком. При работе по льняной ткани лучше выбрать иглу № 5, а для шёлка и атласа — № 3 или 4. Игла должна хорошо прокалывать ткань и не оставлять после себя больших отверстий. Для некоторых видов вышивки понадобятся толстые иглы без увеличенного ушка.

Пяльцы для учебной работы подойдут обычные, круглые, диаметром 15-20 см. Если вы захотите вышить картину, понадобятся пяльцы прямоугольной формы. К таким пяльцам ткань необходимо пришивать. Их прикрепляют к столу или специальной подставке — в руках не держат.

Напёрсток помогает проталкивать иглу через ткань и предохраняет палец от проколов. Он может быть пластиковым, кожаным или металлическим. Надевается наперсток на средний палец рабочей руки.

Вышивальные ножницы должны быть маленькими и острыми. Их используют для обрезания ниток.

Калька применяется для перевода рисунков с оригинала.

Копировальную бумагу лучше выбирать зелёного или красного цвета, для тёмной ткани — жёлтого. Чёрную можно применять, если предварительно стереть с неё часть поверхностного слоя краски ватным тампоном.

Карандаши простые, остро заточенные: мягкий — для кальки, твёрдый — для перевода рисунка на ткань.

Вышивка — широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства, суть которого состоит в нанесении на какой-либо материал узора (изображения), выполняемого с помощью иглы, вручную или на машине. Чаще всего вышивают на тканях нитками, но широко распространена также вышивка бисером, блёстками и жемчугом, а кроме того — драгоценными камнями, монетами и даже волосом.

Искусство вышивания — один из древнейших видов художественного творчества, традиции которого своеобразно проявляются у разных народов. Существует множество различных видов вышивки, некоторые из них оформились и завоевали известность как народные промыслы (рис. 55). В России, например, известно владимирское шитье отличающееся яркими красными тонами, изысканная мстёрская гладь белым по белому. Славится также золотное шитье из Торжка. Эта дорогая вышивка выполняется серебряной или золотой нитью. Раньше ею украшали одежды царя и вельмож.


Рис. 55. Образцы русской вышивки

Со временем вкусы людей изменились. Одежда стала проще и дешевле, но мода на вышивку не исчезла. Вышитые изделия широко применяются как для украшения современной одежды, так и для убранства интерьера: в виде художественных панно, ковров, расшитых скатертей, салфеток, полотенец и т. д.

В этом году вы отчасти вспомните, отчасти изучите простейшие вышивальные швы, выполняемые прямыми стежками; научитесь переносить на ткань рисунок для вышивки, изменять при необходимости его размеры. Полученные навыки пригодятся вам при отделке проектного изделия.

Материалы для вышивки

Ткань. Основой для вышивки являются однотонные ткани.

Нитки. Вышивать лучше всего нитками мулине. Прочность окраски ниток можно проверить. Для этого нитку, предварительно смочив, надо вложить в белую ткань и пропарить утюгом. Если на ткани останется след, значит, нитки линяют и вышивать ими нельзя.

Инструменты и приспособления

Для выполнения ручной вышивки нужны следующие, уже знакомые вам, инструменты.

Иглы разной длины и толщины. Лучше всего иметь набор вышивальных иголок.

Ножницы маленькие, с закругленными концами — для отрезания рабочей нитки.

Портновские ножницы — для разрезания ткани и мотков ниток.

Пяльцы лучше иметь деревянные, круглые, с винтом для регулирования натяжения ткани.

Калька применяется для перевода рисунков с оригинала.

Копировальная бумага — для переноса рисунка на ткань. Лучше использовать копировальную бумагу зеленого или красного цвета, для темной ткани — желтого. Черную бумагу можно применять, если предварительно стереть с нее жирный слой ватным тампоном.

Карандаши простые, остро заточенные; мягкий — для кальки, твердый — для перевода рисунка на ткань.

Наперсток — для проталкивания иглы в ткань и предохранения пальца от уколов.

Линейка необходима для разметки вышиваемого изделия.

Увеличение и уменьшение размеров рисунка

Выбранный для вышивки рисунок может оказаться слишком мал или велик. Его размер можно изменить с помощью современной техники — ксерокса или компьютера. Если такой возможности нет, применяют растровую сетку. Для этого готовый рисунок нужно разделить на квадраты одинаковой величины. Затем на бумагу, приготовленную для перенесения рисунка, нанести сетку из квадратов большего или меньшего размера. Стороны их можно пронумеровать: по горизонтали — буквами, по вертикали — цифрами. Затем последовательно, из квадрата в квадрат, аккуратно перенести рисунок на бумагу. Чем мельче берется сетка, тем точнее будет воспроизведен рисунок (рис. 56).


Рис. 56. Изменение величины рисунка с помощью растровой сетки

Подготовка ткани к работе

Перед вышивкой ткань нужно выстирать для снятия крахмала и слегка просушить, завернув на несколько минут в махровое полотенце. Затем еще влажную ткань следует хорошо проутюжить.

Перевод рисунка на ткань

Сначала надо перевести рисунок на кальку, применяя тонко отточенный простой мягкий карандаш. Нельзя переводить рисунок сразу с книги на ткань!

Затем через копировальную бумагу рисунок переводят на ткань, разложенную в один слой на идеально ровной поверхности. При этом на ткань кладут сначала копировальную бумагу, а затем копию с рисунка, выполненную на кальке, закрепляют булавками и обводят рисунок тонко отточенным простым твердым карандашом или пустым стержнем шариковой ручки.

Запялитъ (поместить в пяльцы) ткань следует таким образом. Сначала кладут на стол меньший обруч, накрывают его тканью, а затем прижимают ее большим обручем. После этого затягивают винт. Требуется хорошо натянуть ткань по долевой и поперечной нити, чтобы не было перекосов. Если кусок ткани невелик и его невозможно натянуть на пяльцы, то к его краям пришивают полоски любой ткани, которые после окончания работы удаляют.

Закрепление рабочей нити

Любую вышивку надо начинать с закрепки.

Закрепка А. Нитку в два сложения (или любое четное количество нитей) продергивают сложенными вместе концами в иглу и делают маленький стежок в начале работы. Нитку тянут, пока не останется кончик в виде маленькой петли. Иглу продевают в петлю и затягивают нить (рис. 57, а).

Закрепка Б. Делают прокол иглой на лицевую сторону, оставляя на изнанке конец нити, и, крепко придерживая его, делают маленький петлеобразный стежок «назад иглу» (рис. 57, б).


Рис. 57. Закрепление рабочей нити на ткани

Технология выполнения швов

Вышивкой можно украсить ваше швейное проектное изделие или, используя технику вышивания, изготовить совершенно новую вещь, например вышитые салфетки, прихватки для посуды или подставки под горячее.

Давайте вспомним вышивальные швы, с которыми вы познакомились в младших классах.

  1. Выведите нить на лицевую сторону в точке 1.
  2. Введите иглу в ткань в точке 2.
  3. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите на лицевую сторону в точке 3.
  4. Выполните весь узор.
  5. Выведите нить на изнаночную сторону и сделайте закрепку.


Рис. 58. Шов «назад иглу»

  1. Выведите нить на лицевую сторону в точке У.
  2. Введите иглу в ткань на длину стежка в точке 2.
  3. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите на лицевую сторону в точке 3. Нить при этом направьте вниз (или вверх) и прижмите к ткани большим пальцем левой руки.
  4. Рабочая нить должна быть всегда с одной стороны от шва — всегда внизу или всегда вверху. Менять положение нити во время работы нельзя.
  5. Когда вышивка будет выполнена, выведите нить на изнаночную сторону и сделайте закрепку.


Рис. 59. Стебельчатый шов

  1. Нарисуйте на ткани две горизонтальные линии. Расстояние между линиями — около 5 мм.
  2. Выведите нить на лицевую сторону в точке 1 на нижней линии.
  3. Уложите ее справа и прижмите большим пальцем левой руки. Введите иглу на верхней линии в точке 2 и на нижней линии выведите иглу на лицевую сторону в точке 3. Вытяните нить, как показано на рисунке. Рабочая нить должна быть под иглой.
  4. Выполните условие пункта 4 технологии выполнения стебельчатого шва. Расстояние между стежками должно быть одинаковым.


Рис. 60. Петельный шов

  1. Нарисуйте на ткани вертикальную линию.
  2. Выведите нить на лицевую сторону в точке 1 на нижней линии.
  3. Уложите нить слева от линии и прижмите большим пальцем левой руки. Введите иглу в точку 2 рядом с точкой 1. С изнаночной стороны сделайте стежок вниз и выведите иглу на лицевую сторону в точке 3* Вытяните нить, не затягивая ее туго, — получится петелька. Рабочая нить должна быть под иглой.
  4. Если повторять пункты 2-3, получится цепочка из петель, или тамбурный шов. Как и в петельном шве, стежки могут быть одинаковой длины. Если менять их длину и расстояние между точками 1 и 2, получатся декоративные строчки.


Рис. 61. Тамбурный шов

  1. Нарисуйте на ткани небольшую окружность.
  2. Выведите нить на лицевую сторону в точке 1 (близко к центру).
  3. Уложите нить слева и прижмите большим пальцем левой руки. Введите иглу в точку 2 рядом с точкой 1. Сделайте стежок по изнаночной стороне и выведите иглу на окружности в точке 3. Затяните петельку так же, как в тамбурном шве.
  4. Вколите иглу в точку 4 и выведите ее снова в точке 2 — получится прикрепка.
  5. Повторите действия пунктов 3-4 технологии выполнения тамбурного шва, выводя иглу на линии окружности и поворачивая работу так, чтобы получились лепестки цветка.


Рис. 62. Петля «вприкреп»

Если петельки начинать каждый раз на новом месте, получатся отдельные листочки.

Обработка изделия после вышивки

Чтобы не испортить вышивку, стирать загрязненное изделие нужно очень осторожными движениями. Вода должна быть теплой, а моющие средства — без отбеливателя. После полоскания в холодной воде изделие следует слегка отжать и на несколько минут завернуть в махровое полотенце.

Влажное вышитое изделие надо отутюжить с изнаночной стороны на льняной или белой хлопчатобумажной ткани. Если изделие пересохло, нужно все повторить сначала: нельзя сбрызгивать его водой, так как могут остаться пятна.

Практическая работа № 17
Выполнение образцов вышивальных швов

Вам потребуются: плотная светлая гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, нитки мулине различных расцветок; иглы, ножницы, наперсток, пяльцы, калька, копировальная бумага.

Порядок выполнения работы

  1. Начертите несколько линий на ткани на расстоянии 20 мм друг от друга.
  2. Вденьте в иглу нить в два-четыре сложения. Выполняйте в начале каждого шва закрепку А на расстоянии 20 мм от края, а в конце каждого шва — закрепку Б на расстоянии 20 мм от края.

Задание 2. Выполнение образцов вышивки.

  1. Шов «назад иглу» выполняйте, двигаясь справа налево. Длина стежка в строчке — около б мм.
  2. Стебельчатый шов выполняйте, двигаясь слева направо. Длина стежка в строчке — около 4 нитей ткани.
  3. Петельный шов выполняйте между двумя линиями с расстоянием между ними 5 мм, двигаясь слева направо.
  4. Тамбурный шов (цепочку) выполняйте, повернув работу на 90° и двигаясь сверху вниз.
  5. Шов «петля вприкреп» выполняйте на той же линии в виде нескольких петелек из одного центра в виде цветочка.
  6. Сделайте в конце каждого шва закрепку Б на расстоянии 20 мм от края.
  1. Выберите рисунок для вышивки.
  2. Перенесите его на кальку.
  3. Переведите рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги.
  4. Закрепите ткань в пяльцах.
  5. Выберите швы, которыми вы решили выполнить вышивку.
  6. Выполните вышивку.
  7. Снимите пяльцы с ткани.
  8. Выстирайте и тщательно отутюжьте ткань с вышивкой.

Новые понятия

Вышивальные швы: «назад иглу», стебельчатый, петельный, тамбурный, петля «вприкреп»; мулине.

Инструменты для вышивания

Иглы — самый необходимый инструмент в вышивании. Для вышивки используется несколько типов игл.

Подбираются они в зависимости от техники вышивки, а также от плотности ткани и толщины ниток.

Чем плотнее переплетение нитей канвы, тем тоньше должна быть игла. Большинство иголок имеют номера, соответствующие двум разным шкалам:

  • первая шкала — швейные и вышивальные нумеруются с 1 по 12
  • вторая шкала — иглы для гобелена и трикотажа нумеруются с 13 по 28

Если игла слишком велика для выбранной ткани, она будет раздвигать её нити, увеличивая расстояние между ними, — а это может снизить качество выполняемой вышивки. Если игла слишком тонкая, — это может привести в быстрому истиранию нитей мулине.

Иглы для вышивания

Виды игл

Швейные иглы

Тонкие иглы с маленьким ушком. Различаются по номерам. Чем больше номер иглы, тем она толще и короче.

Подходят для вышивки отдельных деталей рисунка, а также для вышивки гладью на плотных тканях.

Вышивальные иглы

Вышивальные иглы подразделяются на несколько видов. Определить длину и толщину иглы можно по её номеру (от 1 до 12). Как и для швейных игл, чем больше номер иглы, тем она толще.

Такие иглы с маленьким ушком и острым кончиком. При выполнении стежков «назад иголку», французских узелков и деталей рисунков с бисером рекомендуется использовать иглы с номером от 5 до 10.

Гобеленовые иглы — иглы с тупым кончиком и широким длинным ушком. Они легко проходят через выбранное отверстие. Используются для вышивки крестом, гобеленом, счётной гладью. Имеют нумерацию с 13 по 28.

Для вышивания на пяльцах нужна игла подлиннее, без пялец — покороче. При использовании рамы или станка для вышивания удобна двусторонняя игла с ушком посередине.

При выборе иглы имеет значение также и номер канвы.

Иглы одного номера, но разных производителей могут отличаться по длине и внешнему виду, так как номер иглы указывает, по сути, только на её диаметр.

Иглы с позолоченным ушком имеют хромированную поверхность и нанесённый на ушко слой золота. Благодаря контрастному цвету ушка в эти иглы легко вдевать нити. Бывают и полностью позолоченные иглы. Ими очень удобно вышивать — они буквально «проскальзывают» сквозь ткань.

Иглы шениль (синель) — иглы с острым кончиком и длинным широким ушком. Игла сильно сужается в сторону кончика, что позволяет протягивать толстые нити, не повреждая ткань. Используются при вышивке пряжей и лентами.

Такими иглами хорошо вышивать на тканях с мелким плетением — шёлке, органзе.

Иглы для бисера — тонкие с длинным ушком, ровные по всей длине. Это самые тонкие и гибкие среди игл.

Выпускают иглы для бисера с номерами 10, 12, 13, 14, 15 и 16. Чем больше номер, тем игла тоньше. Такие иглы прекрасно проходят через бисерное отверстие и позволяют быстро нанизывать бисер.

Штопальные иглы — иглы с длинным широким ушком, с острым или тупым кончиком, более длинные, чем вышеперечисленные виды. Иглы имеют почти одинаковую толщину по всей длине, что очень удобно при вышивании линейных рисунков.

Инструменты для вышивания

В процессе работы ткань и нитки приходится обрезать, основу нужно разметить, закрепить в нужном положении. Для этого используют дополнительные инструменты.

Пяльцы

Это приспособление для натягивания основы для вышивки. Благодаря им вышивка имеет равномерное натяжение нити и стежки не стягивают ткань. Ткань в пяльцах закрепляют при вышивке небольших мотивов, а также при вышивании на одежде и других сложных изделиях.

Пяльцы бывают различных форм и размеров. Пяльцы с раздвижным винтом держат ткань лучше, чем обыкновенные круглые пяльцы. Деревянные пяльцы лучше пластиковых или металлических.

Если ткань скользит на пяльцах и её приходится всё время подтягивать, обмотайте внутреннее кольцо пялец белой тканью. Тогда ткань с вышивкой будет плотно лежать между кольцами пялец.

Ручные пяльцы подходят для небольших работ. Вышивку лучше не передвигать — заправление в пяльцы уже вышитых участков ухудшает работу. Единственный недостаток ручных пялец — одна рука занята и при длительной работе может сильно уставать.

Гобеленовые пяльцы-рамки позволяют вышивать картины больших размеров, передвигая ткань с помощью роллеров по мере продвижения вышивки. При этом натягиваются только две противоположные стороны, две остальные стороны просто пришнуровываются к рамке. При передвижении на роллерах вышивки приходится перешнуровывать боковые стороны ткани. Если рамка слишком велика для ткани, то приметайте дополнительно любую ткань до необходимого размера.

Пяльцы-рама

Напольные и настольные пяльцы освобождают для работы две руки, что очень удобно при выполнении разных узелков.

Напольные пяльцы

Если вы оставляете работу на долгое время, то лучше вышивку освободить от пялец, чтобы не деформировать её. А различные объёмные узелки лучше выполнять вообще без пялец.

Станки для вышивки

Это ещё один вид опоры для вышивки. Как правило, их делают из дерева. В «золотном шитье» лучше натягивать ткань на них, чем на пяльцы, так как получается меньше загибов и лучше натягивается ткань, к тому же это позволяет видеть всю работу целиком. Бывают разных размеров и подбираются в зависимости от размера выполняемой работы.

Станки для вышивания

Прочие инструменты

Витейка

Это катушка с ручкой, на которую наматывают золотую нить. Витейка используется для удобства шитья «в прикреп», в технике «золотного шитья». Желательно, чтобы боковые части витейки были плоскими — тогда её можно будет класть на ткань.

Ножницы

Для вышивания необходимы ножницы двух видов: большие — для раскроя ткани, маленькие — для обрезания концов нити. Лезвия ножниц должны быть острыми. Чтобы ножницы служили долго, старайтесь не использовать их даже для разрезания бумаги.

Напёрсток

Используется при работе с толстыми нитями на плотных тканях. Когда в ткань вкалывают иглу, то её проталкивают средним пальцем правой руки, на котором надет напёрсток. Его необходимо подбирать точно по размеру пальца.

Сантиметр

Им пользуются при раскрое ткани, проверке размера изделий, для точного расположения рисунка на ткани и так далее.

Карандаш

Для разметки рисунка подойдёт обычный простой карандаш. Он должен быть средней твёрдости (ТМ, НВ) и обязательно остро заточенный. Сначала карандаш затачивают ножом или лезвием, срезая дерево на 2-2,5 см, а затем мелкой наждачной бумагой подтачивают графит, делая его тонким, как игла. Таким карандашом можно нанести точный красивый контур рисунка, а также для облегчения работы провести вспомогательные линии между нитями ткани.

Для вышивания счётных швов, например крестиком, можно сначала расчертить клетку на ткани. Ткань при этом должна быть уже натянута в пяльцах. Клетка должна соответствовать размеру крестика на рисунке. Сильно нажимать на карандаш не следует, линия должна оставаться чуть заметной.

Маркеры для ткани

Водорастворимые маркеры подходят для тканей с гладкой поверхностью. Разметка таким маркером легко смывается водой: сначала сотрите линии влажным тампоном, затем прополощите ткань в холодной воде.

Маркерами на спиртовой основе проводят линии, которые со временем исчезают сами, поэтому они не подходят при длительной работе над вышивкой.

Портняжный мел выпускается в нескольких цветовых вариантах для разных цветов ткани. Из-за недолговечности линий разметки мел также не используют при длительной работе. Меловую линию можно прометать швом «вперёд иголку».

Калька

Это прозрачная бумага, применяемая для перенесения рисунка. Кальку накладывают на рисунок и аккуратно обводят по контуру мягким карандашом (2М-3М), фломастером или ручкой.

Миллиметровка

Это бумага с напечатанной клеткой размерами 1х1 мм. Её применяют для расчёта технического рисунка в таких вышивках, как крест, набор, полукрест, то есть тех, которые вышивают по счёту нитей ткани. На миллиметровке чертят карандашом клетку нужного размера и наносят рисунок.

Позволяет прокалывать плотные ткани, выводить золотые нити на изнанку. С помощью шила выводят иглу с изнаночной стороны на лицевую в нужной точке рисунка.

Пинцет

Для некоторых операций может понадобиться пинцет. Лучше, если он будет с широкими концами.

Не умеешь строить выкройки или нет желания тратить время? Выкройки в формате PDF — это прекрасная альтернатива бумажным выкройкам. Приобретайте именно те выкройки, которые вам интересны. Огромный выбор и доступные цены.


Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Читайте также: