Конспект по вышиванию

Обновлено: 26.04.2024

Репродукции картин художник Тропинина “Кружевница”, “Золотошвейка”, “Пряха”.

Проигрыватель. Пластинка “Русские народные наигрыши”.

III. Межпредметные связи:

История, литература, ботаника.

Тип урока – комбинированный.

1. Организационный момент:

а) контроль посещаемости;

б) готовность к занятию;

2 . Повторение пройденного материала.

Девочки, всю III четверть мы с вами занимались обработкой ткани. Какое изделие мы с вами

шили? Для чего нужен фартук? Он выполнен по одному образцу, но получился у всех свой,

неповторимый. Кто-то шил его из нового материала, кто-то переделал его из уже не нужной вещи.

Каждая из вас постаралась выполнить работу аккуратно, добросовестно. Хоть не всегда это легко

удавалось. Приходилось переделывать неудачную работу. Но, как говорится в русской пословице:

“Терпенье и труд все перетрут”, и получился фартук.

Давайте посмотрим, как он выглядит на вас. (Девочки встают из-за столов).

1 вопрос . Чему же мы научились при шитье фартука? Предполагаемый ответ.

- Снимать мерки с фигуры человека.

- Строить чертеж, выкройку.

- Готовить ткань к раскрою.

- Кроить и сметывать детали.

- Шить на швейной машине.

2 вопрос . Какие машинные швы использовались при изготовлении фартука? (Предполагаемый ответ)

- Шов в подшивку с открытым и закрытым срезом.

3. Изучение нового материала.

Закончив тему “Работа с тканью”, мы с вами приступали к изучению новой темы, которая

называется “Рукоделие”. Заниматься рукоделием будем и в 6,и в 7, и 8, и в 9 классах. Рукоделие –

это одна из составных частей декоративно-прикладного искусства – создание художественных

изделий для общественного и частного быта. Это украшение предметов быта (утвари, ткани,

одежды, средств передвожения и т. д.)

Цель нашего занятия познакомиться с образцами декоративно-прикладного творчества

русского народа; с рукоделием; и как одним из его видов – вышивкой . Совершим небольшое

путешествие в глубину веков, к истокам народного творчества. Посмотрим и повосхищаемся

изделиями наших далеких предков и изделиями, выполненными руками современных мастериц –

бабушек, мам, сестер, родных и знакомых.

И, конечно же, будем учиться сами искусству вышивания, а тот, кто уже умеет вышивать –

будет совершенствовать свое умение.

И так, листаем страницы прошлого . Летом, как учит пословица, каждый день год кормит,

крестьянину сидеть некогда. Но вот все работы на полях, лугах и огородах закончены; урожай

собран, припасы сделаны. Теперь вроде бы торопиться некуда, но и без дела сидеть тоже не

Из дальнего угла достается огромный ткацкий стан и начинается монотонная, на первый взгляд,

работа. Много полотна надо было наткать за зиму, чтобы хватило и на рубахи, и на полотенца, и

на многое другое. Работа это требовала сноровки и терпения. На ткацком станке можно было

выткать и грубую холстину; обычно это могла делать любая женщина в селе. Но чтобы

изготовить такое или особо нарядное полотно-требовалось очень высокое мастерство. Слова о

таких мастерицах летела далеко за пределы села.

Для народного быта всегда было характерно соревнование, которое рождало творцов, мастеров.

Хочешь выйти на праздник всех наряднее-изволь прясть и ткань не только много, но и точно,

ровно, т.е. красиво.

Много веков крестьянская Россия была одета в овчину и холст. Из чего изготавливали холст? Да,

носить нижнюю одежду практически всю жизнь. Да и верхнюю носили много лет. Полотенца,

скатерти тоже служили нескольким поколениям. Прясть учились с детства; для девочки –

подростка делали кудельки поменьше, для ребенка-совсем маленькие, игрушечные . (Набор

открыток из Псковского музея). Пряли только в свободное время. В скупых и слишком строгих

семьях был обычай: ходили прясть к соседям, потому что на людях за работой не задремлешь и

будешь стремиться сделать не меньше других. Суровый обычай неожиданно оборачивался

развлечением. Собираясь вместе, девицы пряли и пели, рассказывали сказки, на эти беседы

приходили и парни с балалайками. Труд и веселье тесно переплетались, не мешая друг другу.

( Рассматриваем старинные полотенца льняные) .

В русских народных сказках, в песнях, стихах с глубоким уважением говорится о мастерицах –

рукодельницах. Я просила подготовить отрывки из произведений литературы, русских народных

сказок о рукоделии (Опережающее задание). Девочки выступают по данному заданию.

И в творчестве русского художника Тропинина нашло отражение уважения к рукоделию.

Демонстрация картин “Золотошвейка”, “Пряха”, “Кружевница” и краткий их анализ.

Под рукоделием обычно имеют в виду вышивание и вязание . Мы с вами будем заниматься

вышиванием. Вышивание – изображение шитьем.

Вышивка – древнейший вид украшения одежды и бытовых вещей. Это один из видов

Русская народная вышивка имеет свои характерные особенности. Славится она многообразием

приемов и узоров. Главными ее чертами являются сюжетность и повествовательность. В технике

преобладают счетные швы и свободная вышивка. В различных областях русского государства

вышивка имеет свои узоры, способы вышивания и определенные сочетания цветов. Каждая

вышивка имеет свое название. Оно произошло или от того места, где возникла вышивка, или от

техники ее использования. Например, в поселке Крестцы Новгородской области восполняют

В районах Нижегородской области шьют “Нижегородский гипюр”, в Торжке до сего времени

сохранились старинные русские приемы золотого шитья. Очень колоритна, насыщена цветом

“рязанская вышивка” широко известно Владимирское шитье – “верхомов и белая гладь”.

В Псковской вышивке, ниточной для Русского Севера, преобладают изображения женской фигуры

с птицами в руках (Мать-Земля, принимающая небесный Свод) и дерева – символ вечной

неумирающей природы. Технология вышивки – роспись, полукрест, двусторонняя гладь

(“набор”), вышивка по выдергу (филейная). К концу 19 в. появляется тамбур. Демонстрируется

набор открыток “народное искусство в 15-20 в.” предметы домашнего обихода из коллекции

В наши дни вышивка вновь оживает. Она помогает создать уют и тепло в доме, представленная

в виде панно или вышитой диванной подушки, столовым и постельным бельем.

Вышивка – реликвия в моей семье.

Девочки рассказывают и показывают изделия, вышитые руками их родных знакомых.

На доске стенд с вышивками.

А теперь мы с вами займемся вышивкой.

4. Выполнение практической работы.

Перед началом работы на швейной машине мы с вами знакомились с ручными швами. Какие

ручные швы вы знаете? Девочки называют: вперед иголка, назад иголка, ручная строка,

тамбурный, стебельчатый, козлик. Демонстрация изделий, выполненных данными швами.

На сегодняшнем занятии мы будем выполнять вышивку стебельчатым швом. Чаще всего его

применяют для вышивки стеблей растений, отчего и получил свое название. Им выполняют и

контуры рисунка и весь рисунок. У вас на столах лежат инструкционные карты и образцы на

ткани этого шва.

На доске плакат “Ручные швы”

Прежде чем приступить к выполнению работы поговорим о технике безопасности.

Не большой, не малый

У него полно забот:

Он и режет и стрижет

Ученица говорит о правилах работы с ножницами.

Всех на свете обшивает, что сошьет, не надевает .

Ученица говорит о правилах работы с иглой.

На пальце одном

Ведерко вверх дном.

Ученица рассказывает правила использования наперстка.

Вводный инструктаж . Учитель показывает выполнение шва и как закрепить нитку без узелка.

На столах инструкционные карты.

Стебельчатый шов. Инструкционная карта.

По внешнему виду стебельчатый шов напоминает туго свитый шнур. Каждый новый стежок

начинается справа налево. Шов получается похожим на туго скрученную веревочку, как бы

врезанную в ткань. Поэтому его иногда называют “веревочкой”. Надо стараться каждый стежок

плотно накладывать к предыдущему, но не перескакивать через него.

Стебельчатый шов очень распространен в вышивании. Им может выполняться весь узор вышивки,

применяется он и в сочетании с другими швами.

Ученицы приступают к выполнению работы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Использование ИКТ на занятиях объединения «Вышивка»

Использование ИКТ на занятиях объединения «Вышивка».


Методическая разработка открытого занятия по вышивке на тему «Розочка-паутинка из лент» в технике вышивка шелковыми лентами.

Вашему вниманию представляю авторскую разработку занятия по вашивке лентами. Это занятие я проводила с двумя воспитаницами объединения для учащихся педагогического коллежда.

открытое занятие по вышивке лентами "Конкурс панно "С днем Рождения!"

Конспект занятия по вышивке лентами в группе первого года обучения. Материал занятия может использоваться на уроках технологии.


Конспект занятия кружка "Вышивка крестом" "Уход за вышитыми изделиями"

Тема: «Уход за вышитыми изделиями». Цели: повторить технику вышивки крестом, правила закрепления нити в начале и конце работы, последовательность вышивки разных частей картины, познакомить учащих.


Конспект интегрированного занятия по вышивке

Мальчики 11 класса вышивают подарки девочкам, снимают процесс на видео и монтируют в видеопоздравление.


выступление "Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )(НОДА) на занятиях ручной вышивкой".

Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа. Конечно, не все выпускники выберут профессии, азам которых их обуча.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

План-конспект

Тема занятия: «Вышивка крестом».

Образовательная: знакомство с вышивкой крестом, её особенностями, основными технологическими приемами; закрепление умений пользоваться инструментами; сформировать знания об использовании вышивки в быту в России на различных этапах развития истории; сформировать умения по выполнению простого шва крестиком; формировать умения пользоваться инструментами при выполнении вышивальных работ.

Развивающая: развивать фантазию, координацию движений рук, умение применять знания (о вышивании на практике); научить выполнению вышивки крестом по канве; развивать исполнительские умения; развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус ; развить навыки работы в коллективе.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, целеустремленность, внимательность, взаимопонимание , сосредоточенность внимания и любовь к прекрасному; воспитать самостоятельность трудовой деятельности и ф ормирование навыков совместной деятельности учащихся.

Профориентационная: формирование у учащихся представлений об основах организации труда при вышивании крестом.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный (беседа, демонстрация, объяснение, рассказ, инструктаж, самоконтроль, сравнительная характеристика), репродуктивный, практическая работа.

Оборудование: канва (ткань х/б, сетка), сантиметровая лента, линейка, утюг, карандаш, инструкционные карты с вышивкой и схемами, тетрадь, фартук, игла, нитки-мулине, ножницы, распарыватель.

1. Организационный момент.

2. Актуализация:

а) история «вышивки крестом»;

3. Изложение нового материала:

а) материалы и инструменты;

б) выбор цвета;

в) технологические приемы.

4. Физминутка.

5. Практическая часть:

а) техника безопасности;

б) советы и предупреждение о возможных ошибках;

6. Закрепление материала.

7. Итоги урока:

а) оценка работ;

б) домашнее задание.

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка посещаемости и готовности к занятию.

2.Актуализация. Сегодня на занятии мы познакомимся с новой техникой.

а) Историческая справка

Вышивка - одно из самых интересных и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Вышивание - увлекательный, творческий труд, который может принести детям много радости, заполнит досуг, введет в мир прекрасного, дети приобретут такие качества как усидчивость, внимательность, аккуратность.

Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Вышивка тесно связана с появлением первого стежка.

Материалом для вышивки в разные далёкие времена служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шёлка, также применялся и натуральный волос.

В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище. Так как одежду шили из домотканого полотна, естественно появлялось желание ее украсить. Вышивку располагали по вороту, рукавам и подолу, и неслучайно, она служила оберегами от зла. На Руси существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, икон, встречать молодых на свадьбах, чтобы жили счастливо, дарить новорожденному, чтобы рос здоровым.

Вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую.

Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций. Народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства.

Вышивкой занимались повсеместно. Это один из древнейших видов рукоделия, которым увлечены множество женщин и мужчин по всему миру. Девочек обучали вышивке с пяти лет. К пятнадцати годам девушка должна была не только сшить своими руками приданное, но и украсить его вышивкой. И это не удивительно, ведь все что надо для вышивания - это терпение, терпение и еще раз терпение. Но стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет.

Вышивка крестом - это техника украшения изделий различными стежками из ниток. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине.

Главным узором народных вышивок крестом является геометрический, растительный и зооморфный (изображения животных, птиц) орнамент.

Современная вышивка представлена самыми разнообразными узорами: мультипликационные герои, растения, ягоды, животные и т.д.



б) Загадки. Сейчас я вам предлагаю немножко поотгадывать загадки:

В сегда в почете –
Штучка – одноручка,
Носочек стальной,
А хвостик льняной. (Игла с ниткой)

· Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет. (Ножницы)

· На стебле белеют чашки,
В них и нитки и рубашки. (Хлопок)

Сто ям с ямой. (Наперсток)

· У тети Моти
Всегда в работе
Пять братьев,
Годами равные,
Ростом разные. (Пальцы)

3. Изложение нового материала.

а) Следующее, на чем остановимся – это материалы и инструменты.

- Канва - специальная сеткообразная ткань для вышивки крестом, либо хлопчатобумажная ткань. При работе с канвой важно принимать во внимание плотность ткани, то есть, сколько нитей или ячеек приходится на 2,5см. Чем больше нитей, тем меньше будет крестик.

- Нитки мулине. Обычно используются тонкие хлопчатобумажные нити, собранные по шесть штук в пасму. Эти нити очень легко разделяются. Для того чтобы вышивка стала праздничной, можно разбавить обычные нитки шелковыми или металлизированными.

- Маркеры для разметки (исчезающий маркер, смываемый маркер).

- Технологические карты, схемы узоров.

б) Далее мы остановимся на выборе цвета.

В художественной вышивке важную роль играет цвет. Любой, даже самый интересный рисунок или схему для вышивки может испортить неудачно подобранные цвета ниток. Для того, что бы наиболее выигрышно сочетать цвета ниток между собой, надо знать свойства цвета, другими словами необходимо изучить основы цветоведения в вышивке . Все цвета, встречающиеся в природе делятся на ахроматические - белый, черный, серый, и хроматические - все остальные, включающие цвета спектра - красный, синий, желтый и все их возможные оттенки.

Еще одной неотъемлемой частью в изучении основ цветоведения в вышивке является светотень. Цвет и свет - это понятия, неотделимые друг от друга. Благодаря свету человек видит предметы, их форму и цвет. Но в зависимости от источника освещения цвета имеют свойство изменяться. При дневном свете все цвета выглядят чище, прозрачнее. При искусственном освещении цвет может меняться. Например, белый и серый цвета желтеют, синий - темнеет и кажется черным, фиолетовый цвет может краснеть или синеть. Поэтому очень важно цветную вышивку и особенно подбор цветов и оттенков ниток выполнять при дневном свете. Правильное расположение цветов и оттенков на узоре зависит от формы предмета и освещенности. Плоский предмет, освещенный прямыми лучами, воспринимается одноцветным. На предмет объемной формы лучи света падают под разными углами и, отражаясь, создают цветовые оттенки. Каждый предмет имеет освещенную и теневую части, что позволяет видеть предмет объемным.

Однако, учитывая некоторые особенности, можно гармонично согласовывать цвета ниток:

· нельзя смешивать диаметрально противоположные на цветовом круге контрастные цвета ниток. Например, если настрочить вместе красные и зеленые или желтые и синие, получится пестрота. Для гармоничного их сочетания необходимо добавлять нитки переходных тонов;

· не рекомендуется смешивать нитки разной светлоты и разной насыщенности. Если прострочить по темно-красному розовым или по темно-зеленому светло-зеленым, то получится также пестрота. Между этими тонами обязательно должны быть переходные тона;

· можно смешивать между собой цвета ниток, расположенные рядом на цветовом круге. Например, если прострочить по ниткам красного цвета темно-оранжевыми, или по желтым желто-зелеными, либо по темно-пурпурным фиолетовыми, то получатся новые гармоничные цвета. При этом нитки разных тонов как бы сливаются в один новый тон;

· можно смешивать между собой нитки, цвета которых имеют одинаковые насыщенность (яркость) и светлоту. Например, если настрочить по бледно-голубым ниткам бледно-сиреневыми или по бледно-желтым бледно-розовыми, получатся новые тона. Также можно получить новые темные цвета, настрочив по темно-синим ниткам темно-зелеными, по темно-фиолетовым темно-красными и т. д.

в) а теперь давайте познакомимся с основными технологическими приемами.

Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками.

Существует два способа выполнения стежка.

Первый способ - стежок выполняется в два приема и крест образуется сразу.

Второй способ - первые элементы отдельных стежков выполняются в ряд (по горизонтали, либо по вертикали), а затем в обратном направлении выполняются вторые элементы стежков.

Направление вторых стежков всегда должно быть одно и тоже, начиная с первого стежка и заканчивая последним.





4. Физминутка

Ø “Бабочка”. Часто-часто похлопайте ресничками, то есть поморгайте.

Ø “Вверх-вниз”. Голову держите прямо, не запрокидывайте. Смотрите прямо перед собой. Медленно поднимите взгляд на потолок, задержите на пару секунд, затем также медленно опустите его на пол и тоже задержите. Голова во время выполнения упражнения остается неподвижной.

Ø “Жмурки”. Несколько раз сильно зажмурьтесь, потом просто закройте глаза и посидите 20-30 секунд.

Ø “Массаж”. На наших ушах находится огромное количество точек, через которые можно воздействовать на тот или иной орган. Так, стимулируя мочку, вы опосредованно влияете на зрение.

5. Практическая часть.

Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ при работе:


Учащиеся, получают инструкционные карты с видами швов, подготавливают ткань, пяльцы и приступают к выполнению швов, используя карты и слайд, как наглядное пособие по этим операциям.

Запяливание – заправка ткани в пяльцы. Положите меньший обруч пялец на стол, накройте его канвой. Прижмите большим обручем канву к меньшему. Подтяните винт. Натяните канву. Ученики выполняют запяливание.

Раскрыть пасму мулине, разрезать в том месте, где узелок. Для ускорения процесса вышивки очень важно правильно подобрать длину нити. Короткую нить часто приходится менять, а длинная спутывается или на ней образуются узелки.
Приемлемая длина нити – 50–60 см. Возьмите нить в руку, перебросьте ее через локоть, снимите и отрежьте ножницами. Пучок состоит из 6 нитей. Отмеряют длину нити, отделяют от пучка две нити. Чтобы нитку легко вдеть в иголку, ее следует подрезать под углом. Возьмите иглу в левую руку, ушко направьте в освещенную сторону и вденьте нить.

Закрепляют нить на канве.
Обратите внимание на цвет, используемых ниток.
Выполняют простой крест по горизонтали снизу вверх.

Предупреждение о возможных ошибках:
1. Демонстрация приемов выполнения швов.
2. Выполнение учащимися практической работы.
3. Целевые обходы рабочих мест учащихся.
4. Соблюдение правил по технике безопасности.
5. Правильность выполнения приемов вышивания.


Маленькие советы: Чтобы крестики были ровные, иголка должна входить туда и обратно через одни и те же дырочки; для того чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивайте иголкой с тупым концом; чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении.

Вышивать крестом несложно. Главное - добиваться максимальной точности расположения стежков, только тогда вышивка будет красивой. Чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении. В зависимости от направления работы сложилась определенная последовательность выполнения стежков.


Задание: вышивка по схемам.

Все учащиеся получают карточки самоконтроля по выполнению практической работе «Выполнение простого шва крестиком».

a) Равномерность ширины шва;

b) Аккуратность обработки срезов;

c) Ровность строчек;

Провожу своевременно текущий инструктаж, слежу за последовательностью выполнения практической работы, исправляю ошибки, помогаю их устранить. По ходу проверки, отмечаю допущенные ошибки, анализируем их вместе. Демонстрация работ.

6. Закрепление материала.

Ответить на вопросы:

1. Что такое Орнамент?

2. Какие виды вышивки ты можешь назвать?

3. Какие материалы и инструменты используются для вышивания?

4. Чем вышивались самые старые вышивки на Руси?

7. Подведение итогов урока.

Обсуждается цветовое решение композиции. Подбор ошибок и анализ причин, их вызвавших. Оценка каждой работы.

-по объему выполненной работы

-по сложности рисунка

-по эстетическому оформлению (аккуратность работы, правильное оформление изнаночной стороны, красота рисунка).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока по теме: «Вышивка»


Мудрец сказал ведь неспроста,

Что мир спасает красота.

Чем век свой маяться в безделье,

Займитесь лучше рукодельем

Обучающая - познакомить учащихся с вышивкой, её особенностями; подготовить учащихся к проектной деятельности, совершенствовать умения и навыки при вышивке;

Развивающая - развивать познавательный процесс, логическое мышление, внимательность; повышение интереса к учебному предмету “Технология”;

Мотивационная - пробудить интерес к вышивке.

Воспитательная - способствовать совершенствованию эстетического вкуса воспитывать аккуратность, точность в работе, эстетичность, трудолюбие, внимательность; прививать любовь к малой Родине.


^ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ УРОКА:


МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:


^ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:

эскизы вышивки крестом и гладью, готовые вышитые изделия.


Средства обучения:

-учебно-наглядные пособия (готовые изделия, выполненные в технике вышивки крестом, фрагменты вышивки с использованием изучаемых швов);

Ход урока.

I. Организационный момент.

2. Выявление отсутствующих.

3. Проверка готовности учащихся к уроку.


II . Актуализация знаний учащихся

---Я хочу, чтобы вы сформулировали тему нашего урока. Но чтобы вы ее правильно озвучил, я даю вам подсказки.

1 ПОДСКАЗКА

---- Целый сад в прекрасной гамме,
Милые цветочки,
Пусть подарком будут маме
От любимой дочки.

2. ПОДСКАЗКА

2 слайд (с вышивкой «Букет»)

---- Конечно, же речь пойдет о вышивке.

Сегодня мы с вами познакомимся с разновидностями вышивания.

---- Запишите пожалуйста в тетради тему урока

«Знакомство с вышивкой»

I II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

----Вышивка — один из древнейших видов рукоделия, которым увлечено множество женщин и мужчин по всему миру. И это не удивительно, ведь все, что надо для вышивания — это терпение, терпение и еще раз терпение. Но стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет.

Еще в эпоху Древней Руси 9-12 в. золотым шитьем украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали богатую одежду царей, бояр, церковнослужителей.

Вышивание было распространено среди женщин знатных семей и монахинь, но с 18 века оно входит в жизнь всех слоев населения и становится основным занятием девушек -крестьянок.

Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти полотенца, предметы одежды, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали «выставку» приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного характера, изображения фантастических зверей, птиц, растений.

Человек, живший постоянно среди природы, наблюдавший за нею, уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми он выражал свое восприятие окружающего мира и отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, средством общения.

• Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли

• Горизонтальная волнистая линия - вода

• Вертикальной волнистой линией - дождь

• Скрещивающиеся линии -огонь и молния

• Круг, квадрат ромб - Солнце и Луна

• Женская фигура с поднятыми вверх руками – образ матери - земли

• Деревья с раскидистыми ветвями и фигура в виде лягушки - плодородие земли

• Птица - посланница солнца, тепла и света, символ счастья и радости

Орнамент никогда не был просто красивым узором, призванным только украшать предмет, он придавать ему особую праздничность.


----Ребята, а Вы знаете, что означает слово «ОРНАМЕНТ» ? .

IV . ^ Словарная работа со словом «ОРНАМЕНТ»

-----Орнамент [орнамент] м. - художественное украшение, узор, для которого характерно ритмичное расположение геометрических или стилизованных растительных и животных элементов рисунка .

Слово учителя.

------У русского народа любой орнамент был наделен большой смысловой значимостью, отражал отношение человека к красоте окружающей природы, передавал такие понятия как любовь, радость, верность, мужество, счастье, благополучие и так далее. Он всегда воспринимался как символ добра.

Читают 2 девочки


Что обозначает

Символ обновления, омоложения и бессмертия.

Корни – предок (знак подземного мира).

Ствол – сам род (земной мир).

Листья – дети (небо)

Знак удачного брака, обильной жизни.

Знак плодородия, размножения.

Руки вверх – к небу, будущий урожай.

Руки вниз – к земле, сбор урожая.

Знак солнца и неба, основа, мужское начало.

Знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета,
Символ души.

Две птицы голова к голове

Символ счастливого брака.

Вспаханная земля, готовая к деторождению.
Клетка с точкой – засеянная земля.

Символ солнца и бесконечности


http://vmeste.opredelim.com/tw_files2/urls_943/38/d-37066/37066_html_mc1dbae0.jpg


Многие знаки - узоры должны были не только украшать одежду и жилище, но и оберегать, защищать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому называли их оберегами. Оберег на одежде по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза и болезни, удара молнии и других несчастий.

----- По характеру приемов вышивания русская вышивка очень разнообразна. Отдельные районы и области имели характерные приемы и особенности, цветовые решения казалось бы похожих рисунков вышивки. Это определялось местными обычаями, традициями, природным окружением.

------Узнаем о технике вышивания гладью…


4. Выступление учащегося.

Гладь широко распространена в народных вышивках

Гладь - это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми и косыми стежками. Существует много техник выполнения глади:

• односторонняя и двусторонняя;

• плоская и выпуклая;

• точная или счетная;

Гладьевыми стежками заполняют элементы узора по переведенному на ткань контуру. Для вышивки может быть использована любая ткань с гладкой поверхностью, тонкая и плотная, с любым переплетением нитей. Гладь может быть выполнена различными способами, белыми и цветными нитками.

Для выполнения гладьевой вышивки могут использоваться шелковые и шерстяные нити и нити мулине.

В узорах белой глади имеют место мелкие цветочки и листочки, ягоды и травинки, образующие букеты и гирлянды. Белой гладью украшают блузы и воротнички, носовые платки и изделия из тонких тканей. Вышивка может быть односторонней и двухсторонней, с настилом (что создает выпуклую форму рисунка) и без него.

Гладь верхошов» используется для выполнения крупных цветочных композиций. Чаще всего для вышивки гладью используются растительные композиции, но иногда на детской одежде вышивают и стилизованные рисунки животных, насекомых, человечков и т. д.

Стежки глади располагают по форме детали: в цветах от края к центру, в листьях - с наклоном от края к середине. Стежки могут иметь разную длину. Контур перехода от цвета к цвету делается зубчатым и более незаметным.

Основной прием гладьевой вышивки - двусторонняя гладь. Ее выполняют тесно прилегающими друг к другу стежками. Чтобы гладь была выпуклой, необходимо сделать настил из тех же ниток, располагая его в направлении, противоположном направлению гладьевых стежков. Гладью с настилом вышивают стебли, цветы и листья.

Слово учителя .

----- О технике вышивания крестом нам расскажет …..

6. Выступление учащегося.

Вышивка крестом - наиболее популярный вид рукоделия, история которого уходит корнями ещё в эпоху первобытной жизни, когда иглы были из рыбьих костей и щетины, вместо канвы - шкуры животных, а материалами для вышивки были жилы, волокна растений или шерсти, волосы. Со временем этот список расширялся и в него вошли нитки, бумага, шёлк, шерсть, золото, серебро, бисер, жемчуг, самоцветные камни, блёстки, монеты, а игла стала металлической.

История вышивки крестом в России начинается ещё с Древней Руси, о существовании вышивки в ту пору говорят находки археологов, относящиеся к IX-X векам. Часто это фрагменты одежды знатных людей, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями.

Вышивальное искусство постоянно развивалось. К XIV-XVII веках вышивка получает ещё более широкое распространение в украшении одежды и предметов обихода. Нитями из золота и серебра в сочетании с самоцветами и жемчугом вышивали церковные одеяния, одежду влиятельных людей. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивка была удовольствием дорогим, поэтому и распространена была среди женщины знатных семей и монахинь.

Но постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII века оно прочно закрепляется в жизни всех слоёв населения и становится одним из основных занятий девушек – крестьянок. Конечно же они использовали более дешёвые материалы для работы, но это никак не уменьшало художественной ценности готовых изделий. Именно простыми девушками-крестьянками создавались настоящие вышитые шедевры , которые добивались красоты вышитых полотен за счёт техники исполнения стежков, умелого подбора оттенков цветов и оригинальности узора. Приданое к своей свадьбе крестьянские девочки начинали готовить с семилетнего возраста. В него входила будничная и праздничная одежда, рушники, скатерти и подзоры. Причём вещей должно было быть столько, чтобы их хватило на несколько лет семейной жизни. После помолвки, за пару дней до свадьбы, устраивался прилюдный смотр изделий, подготовленных невестой в качестве приданого. Количество и качество вышитых вещей давало возможность оценить аккуратность и трудолюбие девушки родственникам жениха.

Слово учителя.

---- Вышивка крестом не очень сложное занятие, но требующее особой аккуратности и тщательности. От того на сколько точно вы выполняете требования выбранной схемы, зависит как будет выглядеть Ваша работа.

8. Физкультминутка.

Время проведения физкультминутки учитель определяет по работоспособности класса.

«Успокоение»

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия. Отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.

Данный мастер – класс рассчитан для детей 5-7 лет, для педагогов ДОУ.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре, развитие художественно - творческих способностей ребенка посредством вышивки.

*формировать у детей представление о технике вышивания крестиком.

*Обучать основным приемам вышивки (подготовка ткани, вдевание нити в иглу, закрепление нити на ткани, технике выполнения шва шов назад иголка; безопасным приемам работы с материалами и инструментами по вышивке).

*Развивать навыки ручной умелости, внимание, интерес к русскому народному творчеству.

*Воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, желание сделать близким людям приятное – подарить подарок маме на 8 марта.

1. Материалы: пяльцы, нитки мулине (для вышивания используем в 4 сложения, иглы с широким ушком, ножницы,игольницу на каждого ребенка, ткань – плотное вафельное полотно с квадратными клетками.

1. Рукоделие, рукодельница, мастерица, вышивка, пяльцы, посиделки., мулине, канва, схема.

2. Иллюстрации, корзинка с принадлежностями для рукоделия, изделия с вышивкой : платочки, полотенца, наволочки, дидактическая игра.

Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация»,

«Социализация», «Здоровье», «Познание».

Ход занятия:

- Ребята сегодня вас в русской избе встречает бабушка (звучит русская народная мелодия, воспитатель надевает шаль, берет в руки корзинку с рукоделиями).

- Милости просим, детушки! Рассаживайтесь поудобнее и слушайте повнимательней.

- Посмотрите, ребята, вокруг. Видите, какие красивые вещи здесь разложены? Как вы думаете, кто их выполнил? Настоящие мастерицы! Знаете, как называются эти работы? (вышивки).

Вышивка – один из древнейших видов народного творчества. Издавна человек передавал красоту природы, свои ощущения и переживания условными знаками узорными мотивами (прямыми волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами). Наши предки изображали явления природы условно. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных, человека. Таких символов-знаков было много, их размещали на одежде, веря в то, что они предохранят человека от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Они располагались на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди. На полотенцах и скатертях вышивки размещались на концах, с обеих сторон; на простынях – по нижнему краю; на платках – по всем четырем сторонам. Часто в орнаментах изображали птиц и зверей. Лебедь олицетворял собой юную прекрасную девушку, невесту – это символ верности; уточка, курочка – символ трудолюбия хозяйки дома, символ плодородия; голубь – символ супружеской верности и счастливой семьи; пава – символ счастливой любви; конь с всадником – символ мужества, знак Солнца. Женская фигура была символом плодородия земли и всего живого, птицы на ее руках символизировали подвластные ей стихии. Мужская фигура олицетворяла мужское божество – символ рода.

По древним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства крестьянского жилища украшались вышивкой. Для выполнения вышивки требовались несложные приспособления: ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой семье. Домашней вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать в семье учили с 5-6-летнего возраста. Русская народная вышивка очень разнообразна, но, несмотря на различие приемов исполнения, и характерных особенностей орнамента каждого края, ее можно условно разбить на три большие группы : народная вышивка русского Севера, юга России и центральных районов России.

Основным элементом всякой вышивки является стежок. Стежок – это часть рабочей нитки, расположенной на ткани между двумя проколами иглы. Шов – ряд повторяющихся стежков. В вышивке используются следующие швы: шов вперед иголку, шов-шнурок, шов за иголку, стебельчатый шов, тамбурный, козлик, крестик и т. д.».

Дидактическая игра «Волшебный сундучок»

У меня на столе – красивый сундучок, украшенный орнаментом узоров вышивки, давайте посмотрим, что в нем?

Воспитатель достает вышитые изделия (старинная вышивка).

Воспитатель спрашивает детей: «Каким цветом вышиты все эти изделия?» «Красным и черным»,- отвечают дети. Воспитатель объясняет, что это не случайно: красный цвет- цвет огня, солнца, а черный - цвет земли.

Без солнышка, без света его, без тепла не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Земля - наш дом и наша кормилица.

Крест, ромб, круг, квадрат - символы солнца. Волнистая линия - вода, линия дождя (без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни люди). Еще эту линию называют линией жизни. Пошла вверх линия - все хорошо, урожай богатый, все сыты, в мире живут, вниз линия пошла - голод, война или какие-то беды. Так все меняется в жизни.

Ткань для вышивки натягивают на пяльцы (достаёт из сундучка пяльцы). Вышивают иголкой (достаёт из сундучка иголку).

Вышивают специальными нитками – мулине.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.

Одноглазая старушка узоры вышивает.

Ныряла, ныряла, да хвост потеряла.

(Иголка с ниткой)

- Чтобы ниточка не выдергивалась из иголки, на ее конце надо сделать узелок. Давайте поиграем с ниточкой и узелком.

- Чтобы ниточка с иголкой работали дружно нужно составить узор. Посмотрите, на всех вышитых вещах сначала рисовали узор, а потом мастерицы работали иголкой с ниткой.

Упражнение: «Составление орнамента из разноцветных кружков на полоске бумаги».

Да, ребята, про рукодельниц и мастериц говорят, что у них золотые руки.

Какое наслаждение для души.

Когда в тиши сижу за рукоделием.

Давно уж за полночь.

И сон стоит за дверью.

Над пяльцами склонясь сижу.

С атласной канителью.

Цветы все ярче расцветают.

Пускай таких в природе нет.

Шелковой нитью вышиваю

- Вот и закончились наши посиделки. Что сегодня нового вы узнали?

Конспект занятия «Вышивка» в подготовительной группе


Дополнительная общеобразовательная программа «Вышивка шелковыми лентами» Пояснительная записка Программа «Вышивка шелковыми лентами» предназначена для занятий по рукоделию для воспитанников детского дома и учитывает.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Старинная чувашская вышивка. Масмак» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области Познавательное развитие Программное содержание:.

Конспект занятия в подготовительной группе «Коренные жители Кузбасса» по краеведению в подготовительной группе Конспект занятия в подготовительной группе «Коренные жители Кузбасса» (краеведение) Цель: Расширять представления детей о коренных жителях.

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Формировать и закреплять знания о зимующих.

Мастер-класс для детей подготовительной группы «Символ Года». Вышивка крестиком

Мастер-класс для детей подготовительной группы «Символ Года». Вышивка крестиком Мастер-класс для детей подготовительной группы "Символ Года- вышивка крестиком". Идея такой открытки пришла в голову из встречающихся.

План-конспект урока технологии в 6 классе «Вышивка» Изучение нового материала Учитель Дурова Татьяна Сергеевна Цель Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений по.

Фотоотчет о занятиях «Роспись на ткани» и «Смоленская вышивка»

Фотоотчет о занятиях «Роспись на ткани» и «Смоленская вышивка» Дети имеют представление о создании повторяющихся элементов - орнаменте. Но работать с тканью не так легко, как с бумагой. Ткань нужно.

Фотоотчет «Вышивка лентами в дошкольном учреждении»

Фотоотчет «Вышивка лентами в дошкольном учреждении» В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия из вышивки популярны и используются различными слоями населения.

Конспект занятия «Вышивка со старшими дошкольниками»

Конспект занятия «Вышивка со старшими дошкольниками» Вышивание было известно с древних времён. Искусство вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать этому ремеслу начинали с.

Фотоотчет «Вышивка в детском саду»

Фотоотчет «Вышивка в детском саду» Я хочу поделится своим опытом работы по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством – вышивкой. Многолетний опыт работы с детьми.

- научить выполнению вышивки крестом по канве.

- познакомить учащихся с вышивкой крестом, её особенностями; совершенствовать умения и навыки при вышивке крестом;

- развить навыки работы в коллективе. Развитие таких качеств как познавательный процесс, логическое мышление, аккуратность, усидчивость, внимательность, взаимопонимание, самостоятельности, умение делать выводы.

- формирование навыков совместной деятельности учащихся и взаимопомощь при выполнении работ. Формирование творческой активности учащихся, точности, научить применять полученные знания на практике, способствовать совершенствованию эстетического вкуса, воспитывать аккуратность.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами научимся вышивать крестиком по канве. Какие инструменты нам в этом помогут? (Ответы детей).

Чтобы точно узнать, что нам необходимо для работы, нужно отгадать загадки :

Режем мы и вырезаем,

Маме шить мы помогаем. (Ножницы)

Ткань держать устали пальцы,

Мне пришли на помощь. (Пяльцы)

Одноуха, длинный нос,

Нет ни глаз и ни волос,

Не сидит она без дела,

Протыкает ткань она.

Это швейная. (Игла)

Чтобы шить иль вышивать,

Это нужно в руки взять.

У меня есть, у подружки.

Вышивали мы открытки,

Нам понадобились. (Нитки)

Теперь мы с вами точно знаем, какие инструменты нам помогут. Но прежде чем приступить к выполнению вышивки, повторим правила техники безопасности:

1. Не брать в рот иголки

2. Не вкалывать во время работы иглу в одежду или не оставлять ее на рабочем месте

3. Хранить иголки в специально отведенном для этого месте: подушечке, игольнице.

4. Не откусывать нитку зубами.

5. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

6. Передавать ножницы кольцами вперед.

Теперь мы можем с вами приступить к выполнению работы.

Самостоятельная работа детей. Оказание контроля и индивидуальной помощи.

Запяливание – заправка ткани в пяльцы. Положите меньший обруч пялец на стол, накройте его канвой. Прижмите большим обручем канву к меньшему. Подтяните винт. Натяните канву.

Для ускорения процесса вышивки очень важно правильно подобрать длину нити. Короткую нить часто приходится менять, а длинная спутывается или на ней образуются узелки.

Приемлемая длина нити – 50–60 см. Возьмите нить в руку, перебросьте ее через локоть, снимите и отрежьте ножницами. Пучок состоит из 6 нитей. Отделите 2 нити.

Вдевание нитки в иголку.

Чтобы нитку легко вдеть в иголку, ее следует подрезать под углом. Возьмите иглу в левую руку, ушко направьте в освещенную сторону и вденьте нить.

В вышивке на рабочей нити никогда не делают узелки. Нить закрепляется на изнаночной стороне ткани под стежками.

Выполните небольшой стежок, протяните нить, оставляя кончик в виде петельки, в которую введите иглу и затяните нить.

Вот мы и готовы приступить к выполнению работы. Давайте перед этим немного отдохнем.

Физкультминутка - «Мы – портные, мастерицы»

Мы портные, мастерицы (поочередное поглаживание рук снизу вверх)

Вам костюм сошьем сейчас (провести руками по телу сверху вниз и присесть)

Сложностей не побоимся (повороты головы в стороны)

Нарядим, украсим враз! (подпрыгнуть, показать большие пальцы)

Для начала мы замерим, сколько нужно ткани нам, (руки вперед - в стороны)

Раскроим и вновь проверим, не мало ли будет вам (наклоны в стороны, руки на пояс)

Вырежем из ткани ровно (руки вперед «ножницы»)

И сошьем все по краям, (имитировать движения иголкой)

А теперь украсим пёстро (руки в стороны, пальцы врозь)

Перья, бусы, ленты там. (хлопки справа, слева, над головой)

Вот теперь-то можно точно - нарядиться – и на бал! (руки на пояс, поворот вокруг себя)

Полюбуемся – всё прочно и красиво сшито вам (руки на поясе, поочередное выставление ног на пятку)

Приступаем к практической работе.

Провожу своевременно текущий инструктаж, слежу за последовательностью выполнения практической работы, указываю на ошибки, помогаю их устранить.

В середине выполнения вышивки, провезти физкультминутку для рук и глаз: дети сидят за столом, руки вытянуть вперед - сжать, разжать пальцы, посмотреть вдаль в окно, на ближайший предмет и снова вдаль).

1. Чему вы научились на уроке?

2. Какие инструменты нам помогали в работе?

3. Каким образом выполняют простой крест?

4. Что было трудно?

Цикл бесед с детьми подготовительной группы Тема: «У портретов композиторов» Цель данного цикла бесед: формирование у детей основ музыкальной культуры посредством знакомства с творчеством композиторов. Задачи:.

Конспект НОД с детьми подготовительной группы Тема: «Город Саров: вчера, сегодня, завтра» Задачи: Познакомить детей с историей возникновения города Сарова. Расширить знания об исторических и современных архитектурных сооружениях,.

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы тема: «Лес и человек» Обучающие задачи: - познакомить детей с видами леса; - расширять знания о растениях леса; - закреплять знания об “этажах “леса; - закреплять.

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Приглашение на турнир игры «Морской бой» Программное содержание: Продолжать закреплять навыки ориентировки на листе бумаги в системе координат. Закрепить знания детей о современных.

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы «Радость послушания» Задачи: Продолжать наполнять социокультурную категорию «Вера» (вера рождает доверие к опыту взрослых, уважение, послушание,.

Мое увлечение — вышивка крестом

Мое увлечение — вышивка крестом Вышивка крестом – мое самое страстное увлечение. Это очень интересное, хотя и трудоемкое занятие. Ещё со школы я стала заниматься этим занятием. С.

Мои работы. Вышивка крестом

Мои работы. Вышивка крестом Вышивка это oдин из сaмых дрeвних видoв рукoделия. Вышивaли крeстиком ещё наши прaбабушки и их прaбабушки. Во мнoгих дoмах нaйдётся стaринная.

Мои увлечения. Вышивка крестом и вязание

Мои увлечения. Вышивка крестом и вязание h4]Своим увлечением занимаюсь в свободное время. Вышивка крестом успокаивает после трудового дня, вышивая есть время подумать о многом.

Читайте также: