Кружок вышивания в детском саду программа
Добавил пользователь Skiper Обновлено: 06.10.2024
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Программа работы кружка
«Вышивка крестом»
воспитателя
Антипенковой Марины Николаевны
МБДОУ Детский сад «Золотой ключик»
2017-2018 год
1. Пояснительная записка.
1.6. Возраст детей.
1.7. Продолжительность реализации программы.
1.8. Формы и режим занятий.
1.9. Ожидаемые результаты.
1.10.Формы подведения итогов реализации программы.
2. Учебно-тематический план
3.1. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.
4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
4.1. Дидактический материал, техническое оснащение занятий.
5. Список литературы.
1. Пояснительная записка.
1.1. Концепция программы.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
1.2. Актуальность.
Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; само утверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.
Происходит ориентация младших школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
1.3. Новизна.
Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей вышиванию, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.
1.4. Цель программы.
Ознакомление младших школьников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.
1.5. Задачи программы.
Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
1.6. Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
1.7. Продолжительность реализации программы.
Продолжительность реализации программы - 2 года.
1.8. Формы и режим занятий.
При наполняемости группы 10-20 детей занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
1.9. Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще-трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
После 1 этапа.
Дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):
- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;
- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- разрезают ткань по нанесенным меткам;
- делают бахрому на салфетке;
- закрепляют ткань в пяльцах;
- вдевают нитку в иголку;
- шьют швами “крестик», “строчка”;
- используют пооперационные карты.
Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них вида ручного труда - вышивания.
После 2 этапа
- пришивают пуговицы с 2 и 4 отверстиями;
- делают “мережку” на ткани;
- переводят рисунок на ткань;
- принимают участие в оформлении вышивок на выставку (умеют располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
- владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса:
экономное расходование материала;
бережное обращение с инструментами;
поддержание порядка на рабочем месте;
- используют пооперационные карты;
- эпизодически включают ручной художественный труд в игровой сюжет, например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.;
- используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
- проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании;
- полностью реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали.
1.10. Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ;
- участие в городской выставке декоративно-прикладного творчества;
- дни презентации детских работ;
- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;
Учебно-методическое планирование
Краткое описание тем.
Сентябрь
Выставка работ – готовых вышивок. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.
Вводное. Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке, нитке . Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.
Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой. Вышивание на картоне.
Октябрь
4-5 занятие.
Шов “полукрест, крест”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.
Знакомство со свойствами ткани. Канва. Трикотажное полотно и ситец – сравнение. Учить распускать трикотажное полотно ручного вязания. Обратить внимание на свойство растягивания по ширине. Сравнить с хлопчатобумажной тканью – не растягивается. Формировать умение из трикотажных ниток скатывать “комочки”, “шарики”, “колбаски” и составлять элемент “цветок”, сочетая нитки по цвету.
Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Пооперационная карта. Знакомить с правилами работы с пяльцами.
Ноябрь-Декабрь
Шов “строчка”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда.
10-13 занятие.
Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”. Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда.
Январь
14-15 занятие.
Знакомство со схемами вышивки крестом.
Февраль-Март
16-17 занятие.
Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “крестом”. Предоставить возможность каждому ребенку выбрать рисунок и нитки самостоятельно.
Вышивание салфетки “Подарок маме”. Упражнять в действии – шов “крестом”. Оказывать индивидуальную поддержку каждому ребенку. Индивидуальный темп деятельности.
22 занятие.
Завершение вышивания салфетки “Подарок маме”. Анализ результатов. Учить оценивать полученный результат с позиции цели.
Апрель - май
23-25 занятие.
Бахрома на салфетке как способ оформления изделия. Демонстрация действия воспитателем. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте.
26 занятие.
Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами – закрепление. Демонстрация действия воспитателем. Учить соблюдать правила работы с ножницами, порядок на рабочем месте.
27-28 занятие.
Вышивание салфеток по желанию детей. Выставка детских работ.
Сентябрь-Октябрь
Совместная организация выставки вышивок (работы детей, родителей, сотрудников). Мотивация на достижение результата, желание совершенствовать умения, пробуждать творческую активность детей.
2-3 занятие.
Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии.
4-5 занятие.
Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда.
6-7 занятие
. Вышивание “крестиком” цветка. Демонстрация действия воспитателем.
Ноябрь -Декабрь
Вышивание листочка контурной гладью. Упражнять детей в выполнении действия.
10-11 занятие.
Вышивание цветка крестиком. Демонстрация действия воспитателем: по краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные с короткими.
Январь
12-13 занятие.
Распускание трикотажного полотна и использование нитей разных оттенков для создания выразительного рисунка. Учить укладывать и наклеивать нити, используя близкие по цвету оттенки, создавать выразительный образ. Развивать творчество.
Февраль
14-15 занятие.
Перевод рисунка на ткань. Самостоятельный выбор рисунка. Ознакомление с техникой перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Аккуратность и точность в работе.
16-17 занятие.
Вышивание салфетки крестиком в подарок к 8 Марта. Продумывать последовательность действий. Упражнение в выполнении правильного действия. Использование пооперационных карт.
Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. Побуждать к творческой активности, комбинированию, поиску необычных вариантов (сочетание ниток, дополнение элементами – бисером, мелкими бусами и пр.)
Апрель
22-23 занятие.
Украшение салфетки бахромой. Соблюдение правил безопасности труда.
24-25 занятие.
Мережка. Продергивание ниток для выполнения декоративной мережки.
26-28 занятие.
Вышивание салфеток различными швами по выбору детей.
29 занятие.
Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.
30 занятие. День презентации детских работ родителям.
3.1 Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.
Работа кружка вышивания “Волшебная нить” основана на нормативных документах.
3.2 Преемственность.
Программа кружка предполагает:
- сформировать у младших школьников специальные умения и навыки;
- развить личностные качества;
- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;
4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов вышивания),
моделирование (пооперационные карты),
игровой метод.
Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы.
Из словесных приемов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения, педагогической оценки.
Применяются и наглядные методы и приемы:
- рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;
- показ способа вышивания (или другого действия) и другие.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.
4.1. Дидактический материал и техническое оснащение занятий
Техническое оснащение.
Ткань белая хлопчатобумажная(канва), размер 20/20 см.(на каждого ребенка).
Нитки мулине (основные и оттеночные).
Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
Пяльца пластмассовые (на каждого ребенка).
Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
Кусочки трикотажного полотна разных размеров.
Карандаши (на каждого ребенка) простые.
Калька (на каждого ребенка).
Копировальная бумага (на каждого ребенка).
Дидактические материалы .
Подборка готовых вышивок.
Образцы рисунков для вышивания.
Иллюстрации вышивок в различной технике.
5. Список литературы.
1. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,2012г.- 96с.
2. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К, 1998.-287с.4.
Вышивание - старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Освоение традиционного культурного наследия является неотъемлемым составным элементом воспитания гармонической всесторонне развитой личности, что становится актуальным в настоящее время.
Вышивка - один из самых интересных видов прикладного искусства.
Вышивание воспитывает целый ряд ценных качеств личности: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.
Для успешной работы в школе, ребенку необходимы полезные трудовые навыки и умения, особенно, в процессе которых будут развиваться мышцы кисти рук. А это так важно для подготовки руки к письму.
Программа дополнительного образования «Послушная иголочка» может быть использована в работе со старшими дошкольниками как в обычных группах ДОУ, так и в группах логопедической направленности. По своим направлениям данная программа опирается на общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Вложение | Размер |
---|---|
poslushnaya_igolochka.docx | 247.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 5 «Ромашка»
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ
МБДОУ ЦРР д/с № 5 «Ромашка» ЦРР - д/с № 5 «Ромашка»
Протокол № 1 от 31 августа 2015 года _________ Т.А. Руденко
Кружка «Послушная иголочка»
(платные дополнительные образовательные услуги)
на 2015-2016 учебный год
Руководитель: Дрокина Л.Г., старший воспитатель
МБДОУ ЦРР-д/с № 5 «Ромашка»
1.1.1.Цели и задачи рабочей программы………………………………….____
2.1.Описание образовательной деятельности……………………………_____
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы……….…………………………………………………………..____
3.Организационный раздел (учебный план, расписание, график занятий)……………………………………………………….……………. ____
3.2. Модель воспитательно-образовательного процесса.
3.2.1. Перспективное планирование на текущий год…………………….____
3.3. Перечень основных методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности………………………….. ….____
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Послушная иголочка» для детей в возрасте от 6 до 7 лет разработана для создания условий обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала ребенка.
Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- П остановление Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ ЦРР-д/с № 5 «Ромашка».
Программа имеет художественно-эстетическую направленность.
В основу данной программы взяты методические рекомендации И.В.Новиковой, Н.А.Сотниковой, а также материалы регионального компонента. Содержание программы отвечает запросам региональной и федеральной политики в области современного дошкольного образования.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих. Развивать творчество детей можно по-разному. Работая с подручными материалами, дети включаются в создание образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами воспитанники познают свойства, возможности их преобразования и использование по цветовой гамме в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки, используя одни и те же предметы: ткани, нитки, ленты и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда им удается задуманный образ. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.
Одним из главных компонентов духовности любого общества является народная культура, поэтому приобщение детей к прикладному народному творчеству, развитие у них интереса к народным промыслам и ремеслам способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических культурных корней, формированию духовно богатой личности ребенка.
Вышивание - старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, секреты ручной вышивки передавались от матери к дочери. В наше время эта связь потеряна. Освоение традиционного культурного наследия является неотъемлемым составным элементом воспитания гармонической всесторонне развитой личности, что становится актуальным в настоящее время.
Приобщение детей дошкольного возраста к обучению древним ремеслам, в частности вышиванию, создает условия для решения проблем социальной защищенности подрастающего поколения, сущность которой в их профессиональной ориентации и трудовой занятости. Педагог - умелец, учит воспитанников творить, развивая у них образное и пространственное мышление, фантазию, тем самым, способствует формированию творческой личности.
В основу данной программы заложена идея труда,
особенности быта и жизненного уклада крестьян, где вышивание не забыто.
Вышивка - один из самых интересных видов прикладного искусства.
Вышивание воспитывает целый ряд ценных качеств личности: трудолюбие,
аккуратность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.
В будущем, для успешной работы в школе, ребенку необходимы полезные трудовые навыки и умения, особенно, в процессе которых будут развиваться мышцы кисти рук. А это так важно для подготовки руки к письму. Работа по вышиванию привлекает детей своей необычностью и новизной, она похожа на настоящее дело; это уже не труд «понарошку», дети делают настоящую вещь, которую можно использовать в игре, в быту детского сада, подарить близким. Любое изделие, выполненное ребенком - это его труд, в который он вкладывает много старания, усилий, терпения, времени и, главное - желание сделать хорошо и красиво.
Программа дополнительного образования «Послушная иголочка» может быть использована в работе со старшими дошкольниками как в обычных группах ДОУ, так и в группах логопедической направленности. По своим направлениям данная программа опирается на общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
1.1.1.Цели и задачи рабочей программы
Цель программы: ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием, создание условий и предпосылок для развития творческого потенциала личности ребенка.
- учить уважительному отношению к истокам культуры и традициям разных народов нашей страны;
- учить детей вышивать, осваивая специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками, лентами и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); создать условия для знакомства с историей возникновения вышивки крестом.
- приобщать детей к народным традициям;
- развивать мышцы кистей рук, творческую активность, потребность в самоутверждении.
- формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду;
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность;
- прививать любовь к ручному труду;
- воспитывать аккуратность, коммуникабельность, бережное отношение к природе, окружающему миру.
1.1.2. Принципы и подходы
Личностно - ориентированный подход;
взаимосвязь нравственного воспитания с интеллектуальным и эстетическим;
- Вышивает несложные трех-четырехцветные сюжеты крестом.
- Ребенок владеет определенными правилами безопасного пользования ножницами и иголкой.
- Умеет планировать работ, рассказывает об основных этапах воплощения замысла.
- Умеет заинтересовать и научить других технике вышивания крестом.
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности.
Содержание программы опирается на возрастные особенности детей, индивидуальные способности каждого ребенка.
Программа разработана для детей 6-7 лет.
Сроки реализации программы дополнительного образования
«Послушная иголочка» - 1 год, 36 занятий.
Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность 25-30 минут.
Гибкая форма организации детского труда позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В течение года, кроме образовательной деятельности, предусматривается посещение музея «Кубанская хата», организация выставки детских работ для сотрудников и родителей в ДОУ.
Освоение курса программы «Послушная иголочка» происходит в три этапа:
1 этап - «Волшебный мир рукоделия»
- знакомство с понятием «декоративно-прикладное искусство»;
- приобщение старших дошкольников к предметному миру, его ценностям путем формирования общих представлений о рукоделии как разновидности трудовой деятельности;
- развитие познавательного интереса к вышивке.
Детям даются некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, из которых они сделаны, характерных признаках. Выделяются средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиции (расположение узора на ткани), связь формы и узора с его назначением, учат детей узнавать знакомые изделия декоративного народного промысла, отличая их от изделий фабричного массового производства, различать русскую вышивку, уметь отличать русский народный костюм от других этнических костюмов.
2 этап - «Я научу тебя вышивать»
- овладение детьми старшего дошкольного возраста целостным трудовым процессом вышивания;
- формирование базовых трудовых умений для вышивания, необходимые для проявления творчества.
Дети обучаются навыкам вышивания, знакомятся с различными видами швов, техникой исполнения.
3 этап - «Ребёнок в мире вышивки».
- развитие творческих проявлений у старших дошкольников в процессе
Дошкольники учатся самостоятельно отмерять и отрезать определенной длины нить (ленту), заправлять иглу, применять разные техники швов в работе.
Все эти этапы связаны между собой, ведь только при условии овладения системными знаниями о вышивке ребенок легко овладевает самостоятельной трудовой деятельностью в виде отдельных завершённых трудовых процессов и сможет проявить творчество в вышивании.
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы
Методы и приемы обучения
1. Наглядные (демонстрация презентационных материалов, схем, рассматривание альбомов и иллюстраций).
2. Словесные (беседы, объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование художественного слова, чтение отрывков произведений художественной литературы, знакомство с народным фольклором-пословицами, скороговорками.).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделок, мастер- класс для гостей, участие в праздниках, привлечение детей к организации выставок).
чем свободнее ребенок владеет пальцами рук, тем лучше развито его мышление и речь. освоение техники вышивания, приобщение к народному искусству, формирование волевых качеств, развитие мелкой моторики рук, согласованные движения пальцев рук -это один из показателей готовности к школе.
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка "Волшебная иголочка" | 107.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Излучинский ДСКВ «Сказка»
Программа кружка вышивания «Волшебная иголочка»
для детей 6–7 лет
Излучинск, 2016 год
1.2. Ожидаемые результаты.
1.3. Формы проведения итогов реализации программы.
2.1. Учебно – тематический план.
2.2.. Краткое описание тем.
3. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.
5. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
6. Дидактический материал, техническое оснащение занятий.
7.Оценка индивидуального развития детей
8. Список литературы.
1. Пояснительная записка.
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок” В.А.Сухомлинский
Чем свободнее ребёнок владеет пальцами рук, тем лучше развито его мышление и речь. Вышивка — одно из самых древних и наиболее распространённых видов декоративно-прикладного творчества, является важным средством всестороннего развития ребёнка, развития творческого потенциала детей. Освоение техники вышивания, приобщение к народному искусству, формирование волевых качеств, развитие мелкой моторики рук, согласованные движения пальцев рук — это один из показателей готовности ребёнка к школе.
Работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми, они учатся помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляет им радость, это полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. 1
Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Обучение показывает эффективность этого труда, приносит пользу к концу учебного года, кисти пальцев становятся более ловкими, точными.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 6-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Продолжительность реализации программы 8 месяцев –с 1октября по 30 мая.
Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально. Продолжительность занятий с группой (6-8 человек)- не более 25-30 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
Цель программы : Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда – вышиванием.
Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Занятия кружка разделены на три этапа: ознакомительный, основной и завершающий. На первом этапе занятия носят обучающий и ознакомительный характер. Дети знакомятся с историей народной вышивки, с приёмами вышивания, материалами и инструментами, правилами техники безопасности при работе с ними. На втором этапе происходит закрепление практических навыков и умений.
Третий этап- этап подражания и творчества. Определение содержания работы. Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуется максимальная точность повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерный и систематический показ, правильное выполнение шва, в конечном счете, приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах. Так создаются предпосылки к творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки, эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам.
Четвертый этап - диагностика, обработка всех имеющихся данных, анализ полученных результатов.
Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.
Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
1.2. Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей.
Дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):
- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;
- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
Известно: рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Вот почему я взяла эту тему по самообразованию «Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста», это являлась необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.
Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.
Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему вышивка, с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.
Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vyshivaniyu.docx | 712.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления п. Синий Утёс»
по художественной вышивки
для детей 6 –7 лет
Павлова Людмила Сергеевна
1.7. Продолжительность реализации программы…………………………..7
1.9. Предполагаемый результат………………………………………………8
1.10. Педагогическая диагностика…………………………………………. 10
1.11.Формы подведения итогов реализации программы……………..…. 11
2. Учебно-тематический план………………………………………………..11
3. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта………………………………………………………………………. 14
5. Приёмы и методы организации учебно – воспитательного процесса…….15
5.1. Дидактический материал и техническое оснащение занятий…………. 16
1. Пояснительная записка
1.1. Концепция программы
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Известно: рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Вот почему я взяла эту тему по самообразованию «Вышивка как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста», это являлась необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.
Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.
Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.
Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему вышивка, с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе.
Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Начинать обучение детей следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве. Воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В тоже время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего успешного обучения в школе.
1.3. Педагогическая ценность - новизна
Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста вышиванию, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера. Программ работы по данному виду труда - вышиванию не найдено. В нашем детском саду, собрав материал и опыт по вышиванию, мы решили создать кружок по вышиванию крестиком для детей 6-7 лет. Предлагается форма организации ручного труда детей в мини-группах, во второй половине дня.
Занятия будут посещать дети 6-7 лет. Занятия планируются проводится один раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Вначале учебного года необходимо выявить, умеют ли дети работать с нитью, иглой и ножницами, выяснила, кто из детей уже шил, умеет пользоваться иглой, отмерять нить, вдевать её в иголку и завязывать узелок. На основе полученных данных я составила план на весь учебный год.
В зависимости от поставленных задач я использовать различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Каждое занятие будет включать объяснение нового материала, но основное время отводится практической работе.
Вначале работы с детьми я внимательно буду следить за качеством выполнения заданий, затем предоставляла детям всё больше самостоятельности и лишь направляла на творческую деятельность. С каждым ребенком стараться прорабатывать индивидуально. Поделки тех, кто успешно справляется с заданием, показывать всем в качестве образца того, как правильно выполнять ту или иную операцию.
Каждая работа будет выполнятся с определенной целью: закладка для книги, игольница для бабушки, одежда для кукол и т. д. Чтобы дети не утомлялись, чтобы у них не пропал интерес, ввела в занятия аппликацию из ниток и вышивку. Детей к работе не принуждать: чтобы они работали кто сколько пожелает - от 10 до 30 минут.
Выстроить свою работу так чтобы дети с желанием занимались, так как они в любое время могли переключиться на другую деятельность: поиграть, почитать, а во время работы могли беседовать делиться впечатлениями.
Основное внимание необходимо уделить на правила безопасности труда.
Ножницы надо класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
Необходимо следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить ребенка.
Передавать ножницы друг другу следует кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы, надо пользоваться специальной подушечкой.
Нельзя перекусывать нитку зубами: можно поранить губы и испортить зубы.
Иголки следует хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки - в коробочке с крышкой.
1.4. Цель программы
Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности. Развитие мелкой моторики рук.
1.5. Задачи программы
Обучающие: расширять словарь детей (нитки: малине, шерсть, канва, пяльцы, схема, цветовая гамма и др.); закреплять цвета и оттенки; познакомить с основными приемами вышивки (подготовка ткани, вдевание нитки в иглу, закрепление нити на ткани, обработка изделия); знакомство с понятием «стежок», «шов»; овладеть приемом закрепления нити в начале и конце работы; познакомить с безопасными приемами работы с материалами и инструментами по вышивке; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работ.
Развивающие: развивать умение доводить работу до конца; развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно - двигательную координацию; навыки ручной умелости; творческое мышление, воображение, фантазию, внимание; интерес к русскому народному творчеству; стремление ребенка к самостоятельности; творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении; формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду; воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, уважение к труду других людей; воспитывать эстетический вкус и умение радоваться совместному творчеству; доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных заданий; формировать умения старательно и аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы; воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, радоваться результатам коллективного труда; формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.
1.6. Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 6-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
1.7. Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 2 года.
1.8. Формы и режим занятий
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, группа состоит не более 6-7 человек в один день.
Дни занятий кружка выбираются в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий не более 25-30 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутка. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбираются руководителем кружка, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
1.9. Предполагаемый результат
В ходе работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Дети овладеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида»
Программа кружка художественной вышивки
«Волшебная иголочка»
для детей 5 –7 лет
Воспитатель:
Стрельченко С.Н.
1.7. Продолжительность реализации программы………………………………. …. стр.4
1.10. Педагогическая диагностика ………………………………………………. …..стр.5
1.11.Формы подведения итогов реализации программы…………………………. стр.5
3.1. Соответствие работы кружка требованиям государственного образовательного стандарта
4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса………… …..стр.8
4.1. Дидактический материал, техническое оснащение занятий………………. …стр.8
1. Пояснительная записка.
1.1. Концепция программы .
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
1.2. Актуальность.
Занятия в кружке художественной вышивки позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.
Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста вышивке (см. список литературы), выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.
Программ работы кружка по данному виду труда – художественной вышивке - не найдено.
Опыт работы с детьми позволит систематизировать и обобщить “наработанный” материал в
программу кружка художественной вышивки “Волшебная иголочка” для детей 6-7 лет.
Предполагается форма организации ручного труда детей в мини-группе (не более 10 человек).
1.4. Цель программы
Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.
1.5. Задачи программы
Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
1.6. Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
1.7. Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 3 года.
1.8. Формы и режим занятий
При наполняемости группы 15 детей занятия кружка проводятся 2 раза в неделю, по 8 – 7 человек в один день. В первый день занимается первая подгруппа 8 детей и во второй день – вторая подгруппа 7 детей.
Дни занятий кружка выбираются в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 25 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутка. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбираются руководителем кружка, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
1.9. Ожидаемые результаты
В ходе работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Дети овладеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):
узнают и научатся выполнять правила безопасного пользования ножницами и иголкой;
смогут планировать свою работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
научатся разрезать ткань по нанесенным меткам;
делать бахрому на салфетке;
закреплять ткань в пяльцах;
вдевать нитку в иголку;
шить швами “вперед иголку”, “строчка”;
использовать пооперационные карты;
пришивать пуговицы с 2 и 4 отверстиями;
принимать участие в оформлении вышивок на выставку (располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
овладеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса;
смогут экономно расходовать материалы;
бережно обращаться с инструментами;
поддерживать порядок на рабочем месте;
использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом индивидуальные творческие способности в вышивании.
1.10. Педагогическая диагностика
Смотреть Приложение №1.
1.11. Формы подведения итогов реализации программы
Выставки детских работ в детском саду.
Участие в городских выставках детского творчества.
Дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.
Систематизация работы воспитателя – руководителя кружка и обобщение опыта.
2. Учебно-тематический план
Смотреть Приложение №2
3. Краткое описание тем
1 занятие. Выставка вышитых изделий, рассказ воспитателя о вышивке (с показом вышитых изделий) – Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием.
2 занятие. Знакомство с правилами обращения с иголкой, организация рабочего места – Познакомить с материалами, инструментами и их назначением для вышивания.
3 занятие. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка – Ознакомление детей с нитками, освоить приём вдевать нитку в иголку, завязывать узелок.
4 занятие. Правила работы с пяльцами.
5 – 7 занятие. Шов «вперед иголку», использование модели шва. Шов «вперед иголку» по кругу – учить распределять стежки равномерно. Шов «вперед иголку» двойной – показать приемы выполнения двойного шва.
8 - 9 занятие. Вышивание индивидуальной салфетки, шов «вперед иголку» - учить планировать свою работу, действовать в соответствии с намеченным планом, использовать в работе знакомые приемы вышивки.
10 занятие. Бахрома на салфетке, как способ оформления изделия, демонстрация действия воспитателем.
11 -13 занятие. Вышивка по контуру, силуэтное вышивание – Предложить выбрать себе несложный предмет (листок, яблоко, мяч… другое).
14 занятие. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом в “прокол”. Использование модели пришивания пуговицы. Беседа с детьми о содержании одежды в порядке и умении устранять мелкие неполадки – пришивать оторванные пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя отверстиями способом “в прокол”. Упражнение в действии.
1 5 занятие. Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы. Демонстрация приема пришивания пуговицы. Соблюдение правил безопасности труда.
16 – 17 занятие. Салфетка с использованием пуговиц – учить детей использовать в одной работе несколько техник, показать необычный прием использования пуговиц.
1 8 - 20 занятие. Шов “строчка”. Использование модели шва – Упражнять в выполнении правильного действия, обратить внимание на технику безопасности труда.
21 – 22 занятие. Подставка под горячее с пуговицами в подарок маме – развивать у детей стремление сделать полезное и приятное окружающим его людям, закрепление ранее сформированных умений.
23 занятие. Разрезание ткани по нанесенным меткам. Правила работы с ножницами – закрепление. Демонстрация действия воспитателем.
24 - 26 занятие. Вышивание салфеток различными швами по выбору детей: “строчка”, “вперед иголку”.
27 занятие «Шов через край» - знакомить детей с новым швом, рассказ воспитателя об использовании такого шва в практических целях, показ приемов работы.
28 - 30 занятие. «Веселая закладка» - научить детей изготавливать
необходимый предмет необычным способом, сочетая в
нем различные техники.
31 занятие. Подготовка выставки работ вместе с детьми.
Расположение изделий на демонстрационном стенде.
32 занятие. День презентации детских работ родителям и
работникам детского сада.
33 занятие. Диагностика - Проверить, как дети хорошо владеют
иглой, ниткой, завязывание узелков.
3.1 Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта
Работа кружка вышивания “Волшебная иголочка” основана на нормативных документах, в том числе:
П риложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении;
Доронова Т.Н. Якобсон С. Соловьева Е. Гризик Т.
Гербова В. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. - М.: Просвещение, 2003.
Преемственность
Программа кружка предполагает:
* сформировать у старших дошкольников специальные умения и навыки;
развить личностные качества;
дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;
создать основу для дальнейшего знакомства детей с художественным трудом.
В детском саду закладываются основы успешного школьного обучения. А школа, как преемник дошкольной ступени, не строит свою работу с “нуля”, а “подхватывает” достижения ребенка - дошкольника и развивает
накопленный им потенциал.
Программа 1 класса начального обучения строится на владении детьми определенными умениями и навыками, в том числе – и вышивания.
4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В работе кружка широко используются практические методы обучения:
упражнение (при освоении приемов вышивания),
моделирование (пооперационные карты),
Из словесных методов применяются
Из словесных приемов обучения необходимо использовать
Применяются и наглядные методы и приемы:
рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;
показ способа вышивания (или другого действия) и другие.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.
4.1. Дидактический материал и техническое оснащение
Ткань белая хлопчатобумажная, размер 25/25 см. (на каждого ребенка).
Нитки катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные), мулине.
Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка).
Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
Кусочки трикотажного полотна разных размеров.
К арандаши (на каждого ребенка) простые.
1.Подборка готовых вышивок.
3.Иллюстрации вышивок в различной технике.
5. Список литературы
Доронова Т.Н. Якобсон С. Соловьева Е. Гризик Т. Гербова В. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с.
Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.
Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.
Новотворцева Н.В. Учимся писать: Обучение грамоте в детском саду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К, Академия Холдинг, 2000.-240с.
Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К, 1998.-287с.
Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырехлетней начальной школы; Под ред. Б.И. Фоминых.- М.: Просвещение, 1986. – 288с.
Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.
Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дошкольного образования детей // Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. № 28 - 02-484/16.
Педагогическая диагностика
Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками фиксируется в таблице на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализу детских работ, бесед с детьми, с целью внесения коррективов в дальнейшую работу, планируется индивидуальная поддержка детей.
Таблица №1
Содержание деятельности
Количество детей, овладевших содержанием деятельности
Умеет принять цель деятельности
Умеет планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла
Организует рабочее место, выбирает материалы и инструменты, убирает рабочее место
Читайте также: