Татарские орнаменты и узоры для вышивания

Обновлено: 17.04.2024

В последнее время много разговоров о традиционном или этнографическом дизайне. Молодые и не очень мастера, художники, дизайнеры и производители сувенирной продукции предлагают современному татарину/татарке или простому туристу различные работы по национальным мотивам. Наиболее популярными стали образцы узоров из вышивки.

Соответственно, именно вышивка и тот орнамент, который воспроизводится ней, становится своеобразным проводником, знакомящий обывателя с материальным наследием татарского народа.

Вышивка как элемент традиционной культуры была наиболее любима татарскими мастерицами. Во-первых, для этого не требовалось сложных манипуляций. В техническом плане нужна была лишь нить, игла, вышивальный крючок, пяльца и прочие не очень сложные и недорогие приспособления. Во-вторых, благодаря этим нехитрым устройствам, женщины могли показать не только свое мастерство, но и украсить одежду, интерьер жилища. Как известно, тканевого убранства в доме татарина было всегда много — разнообразные занавеси, скатерти, салфетки, полотенца, покрывала, наволочки подзоры, молитвенные коврики (намазлыки). И как было отмечено еще К.Ф. Фуксом, «татарки — большие рукодельницы: скатерти, платки и полотенца их работ, очень красивы. Ежели у них гости, или кто из посторонних, все их рукоделия вывешиваются по стенам на веревочках и столы накрываются разноцветными скатертями».

Татарский орнамент: изображения, стоковые фотографии и векторная графика

Калфак. Начало XX века.

Мишарский акцент

Относительно украшения тканей Н.И. Воробьев в своей работе «Материальная культура Казанских татар», описывая их декорирование, отмечал, что среди татар бытовала и аппликация, когда узор создавался при помощи пришитых полос лент, бантов и розеток из них. Другая техника, приведенная им, ко второй половине XIX века вышла уже практически из бытования. Ее название «ушковая», здесь каждый лепесток нашиваемого цветка (чаще астры и георгина) делался отдельно из кусочка ленты свернутого в «ушко», создавая объем.

Среди татар разных регионов распространены были не только описанные выше техники вышивки. К примеру, как было отмечено С.В. Сусловой, у мишарей и приуральских татар в ходу была вышивка «по выдергу» или цветная перевить — из тонких шерстяных нитей по разреженному холсту, когда более тонкой нитью обвивались образовавшиеся после разрежения ткани, освободившиеся нити основы и утка. У мишарей окско-сурского междуречья, была распространена вышивка гладью с использованием разноцветных шелковых нитей. Причем гладьевой шов использовался только при заполнении внутреннего поля узоров, а сами контуры, как правило, выполняли тамбурным швом. Широко распространена была вышивка в технике «крест» у мишарей (темниковско-азеевские мишари вышивали традиционные белые домотканые рубахи) и в большей степени у татар-кряшен (впрочем, уже в ХХ веке стало распространено повсеместно). Они украшали головные уборы «сурәкә» и свадебные мужские рубахи.

Интересно отметить, что уже к середине ХХ века вышивка гладью и «крестом» стала наиболее распространенной среди татарского сельского населения. И когда сегодня многие наши современники вспоминают свое детство в деревне, то именно эти образцы для них более привычны, чем ранние.

Татарский орнамент: изображения, стоковые фотографии и векторная графика

Намазлык. Начало XX века.

Виды орнамента и типы мотивов

Одно из основных художественных средств в декоративном искусстве, декоративно-прикладном искусстве, дизайне, книжной графике, каллиграфии, применяется в других видах искусства.

В татарском искусстве стилевые признаки орнамента определяются традициями изобразительной культуры народа и имеют ярко выраженный национальный характер. В зависимости от исторических периодов развития сложились художественно-стилевые типы орнамента (булгарский, золотоордынский, позднезолотоордынский и т. д.) и его видовые формы (геометрический, растительный, зооморфный, эпиграфический).

Генезис орнамента восходит к кочевой и земледельческой культуре предков татар. Традиции кочевой культуры нашли отражение в формах и видах узоров, исходивших в своей основе из техник аппликации, мозаики кожаной, мозаики из шерсти и меха, тамбурной вышивки (см. Вышивка), войлоковаляния (см. Киез), ювелирного дела. Синтез земледельческого и скотоводческого типов орнамента, давший начало развитию ряда производных узоров, ярко отразился в орнаменте резьбы по камню и дереву, ткачестве, золотом шитье, некоторых видах ювелирной техники и др.

К архаической группе орнамента из общетюркского наследия относятся мотивы, обнаруживающие аналогии в горно-алтайском, восточно- и центрально-азиатском искусстве, мотивы так называемой салтовской культуры и культуры огузо-печенежских, кипчакских племен: завитки, интегральные спирали, листовидные, сердцеобразные, многолепестковые розетки и пальметты, мотивы тюльпана, изображения коней и птиц, часто двуглавых, головок баранов с закрученными рогами, хищников породы кошачьих и др.

В раннебулгарском орнаменте мотивы «звериного стиля» (сокол, дикие гуси, утка, петух, филин; лось, медведь, собака, заяц, куница; лев, барс, грифон и др.), растительного («древо жизни», тюльпан, лотос, желудь, трилистник и др.) и астрального (многолучевые знаки в виде колеса, лучевые – в форме креста, завитков, мотивы ромба, круга с точкой) мира, отражающие языческие культы, связанные с мифологией, наделяются в одних случаях символико-магической, в других – декоративной функцией.

С принятием ислама в искусстве Волжской Булгарии язык орнамента развивался в сторону декоративной условности и абстрагирования, начал терять свое значение зооморфный орнамент, который стал упрощаться и схематизироваться.

В золотоордынский период распространился эпиграфический орнамент, достиг расцвета растительный орнамент в пышном цветочном стиле, нередко в сочетании с арабскими надписями в стилях куфи и сульс, появились такие виды композиций, как арабеска и гирих, геометризация в орнаменте, которая следовала математическим законам построения.

В орнаменте отразилось влияние мусульманского искусства (особенно Малой Азии, мамлюкского Египта, Крыма), получили развитие отдельные мотивы восточно-азиатского искусства – лотос, «вечный узел», «облаковидные» и др.

В период Казанского ханства орнамент приобрел ярко выраженные стилевые признаки, отражавшие традиции искусства волжских булгар (см. Булгарское искусство) и золотоордынских татар (см. Золотоордынское искусство). Основное место в нем отводилось цветочному стилю, узорно насыщенным композициям, нашедшим отражение в дошедших до нас резных из камня архитектрурных фрагментах, надгробиях, ювелирных изделиях.

Поступательное развитие татарского орнамента в XVIII – начале ХХ вв. способствовало созданию самобытного стиля, отличавшего его от орнамента соседних и родственных тюркских народов (это относится как к художественно-образному содержанию орнамента, так и к его композиционной, ритмической, колористической структуре, технике исполнения). В мозаике из кожи, аппликации по шерсти и ткани, в тамбурной вышивке, а также в контурной и пропильной резьбе, применяющейся в украшении фасадов сельского жилища, орнамент основывается на принципе наложения. Его своеобразие проявляется также в пристрастии к криволинейным формам и силуэтно-линейному узору, в яркой многокрасочной расцветке, вписывании подобных по контуру фигур друг в друга, в умении сочетать узор и фон, когда и тот, и другой воспринимаются как орнамент.

Сложился богатый репертуар мотивов в цветочно-растительном орнаменте, получившем развитие во всех видах декоративно-прикладного искусства. В него входят изображения степных, луговых и садовых цветов, преобладают мотивы тюльпана, незабудки, мака, гвоздики, василька, колокольчика, цветов шиповника, ромашки, георгина, хризантемы, астры, анютиных глазок, нарцисса, ириса, цветочной розетки, из старинных – пальметты, трилистника, лотоса. Изображения цветов стилизуются, передаются в профильном или в развернутом видах, часто в композиции букета или «райского сада», сочетаются с мотивом волнообразного побега (виноградная лоза).

Из геометрических мотивов к традиционным относят мотивы волны, жгута, спирали, плетенки, веревочки, меандра, бараньего рога, звезды, розетки, сердцеобразный, мотивы сложной криволинейной конфигурации.

Зооморфный орнамент встречается в основном в резьбе по дереву, иногда в вышивке, золотом шитье, ювелирных изделиях. Наиболее устойчивыми являются стилизованные изображения птицы (часто с раскрытыми крыльями и двуглавой, иногда в виде уточки, филина, голубя, встречаются мотивы рыб, летучей мыши, змеи, парных коней и др.), нередко расположенные в композиции по сторонам «древа жизни».

Композиции орнамента сочетались с арабскими и арабографичными надписями (в основном, молитвами из Корана), выполнявшими содержательную (в шамаилях и ляухэ) и символико-декоративную (в украшении коранниц, браслетов, ювелирных блях и поделочных камней) функции.

Исследователь татарского орнамента Ф.Х.Валеев систематизировал и впервые проанализировал его в историко-этнографическом и искусствоведческом аспектах, выделив бытовые и художественные комплексы и рассмотрев орнамент как исторический источник, с точки зрения генезиса его мотивов. Книги Ф.Х.Валеева с зарисовками, фотографиями и таблицами являются настольными для современных художников, архитекторов и дизайнеров, активно используются в творческой практике.

Национальный орнамент, оставаясь одним из важнейших выразительных средств, развивается в современном искусстве на базе традиционного, он стилизуется, меняется его образная трактовка, соответствующая новым видам изделий и способам декора.

Символика татарских орнаментов

Татарский орнамент
Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия. По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.
Виды орнамента и типы мотивов
Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Преимущественно татарский национальный орнамент имеет ярко выраженное влияние древнего земледелия. Но если внимательно изучить работы мастеров, то можно заметить, что проявляется и влияние культуры скотоводства кочевых предков народа.
Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.
Цветочно-растительный орнамент и его использование
Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок. Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.
В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.
Геометрический и зооморфный мотивы
Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен. Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке — цветочные, расположенные с геометрической точностью.
Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности.
Приемы передачи задумки мастера Прежде всего стоит обратить внимание на то, как используется в татарском орнаменте тюльпан. Он представлен в виде остроконечного трилистника с различной степенью изгиба. Реже встречаются пятилистники. Волнообразные линии под рукой мастера обрастают листочками и образуют «виноградную лозу». На одной ветви может оказаться и виноград, и меандр, и георгин, и гвоздика. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).
Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность – асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.
Значение тюльпана в культуре и орнаменте
У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на флаге Татарстана. Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66. Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.

Техника узора

Переходя к тому, как выглядел узор вышивки, необходимо отметить, что, несмотря на то, что наиболее распространенным был стилизованно-растительный, существовали и другие варианты.

Геометрический орнамент в вышивке, в наибольшей степени был распространен у кряшен и в золотошвейном деле астраханских татар. Представлял собой зачастую повторение тканого узора, временами заменяя его. В основном это короткие и длинные, разной ширины, повторяющиеся линии, зигзаги, шестиконечные и восьмиконечные звезды, солярные знаки и прочие подобные фигуры.

Зооморфные и антропоморфные изображения были также присущи вышивке у татар. К примеру, такие встречающиеся мотивы, как птицы (чаще парные), вышитые золотной гладью на бархатных калфаках. На намазлыках и концах полотенец можно было увидеть стилизованных животных, птиц, мифических существ, или даже фигуры людей. Безусловно, принятие ислама сыграло свою роль в выборе сюжетной лини в вышивке, и наиболее часто встречающийся и сегодня признаваемый как татарский — это растительно-цветочный узор.

Композиционно построение было не однотипным, встречался стилизованный волнообразный узор, букетный, сетчатый, центрально-лучевой, круговой, розетками и в шахматном порядке. Что касается самого изображения, то наиболее часто встречаемые в вышивке делились на три основные группы: степные, луговые и, безусловно, садовые цветы и растения, то есть, то, что мастерицы могли видеть воочию и передавать увиденное из поколения в поколение. К тому же узор мог быть выполнен как практически ботаническая копия, так и быть фантазией автора.

Таким образом, вышивка, несмотря на кажущуюся простоту исполнения, являет собой не только кусочек истории, сохраняя богатство поколений, но и предстает ярким выразителем основ традиций и культуры, которые были свойственны татарскому народу.

Что сменит тюльпан? В конкурсе «Новый татарский орнамент» победили руны

Фото: new.tatar

Креативное агентство «Теория» объявило результаты конкурса «Новый татарский орнамент». Что вдохновляло художников, действующих в области самой очевидной части татарского дизайна, насколько их работы соотносятся с традицией — об этом рассказал «Реальному времени» инициатор конкурса, основатель «Теории» Ильдар Аюпов.

Не надо лалә?

Как говорит основатель компании Ильдар Аюпов, идея провести конкурс «Новый татарский орнамент» возникла после того, как для очередного «татарского» проекта они разработали дизайн с использованием уже обязательного атрибута — цветка тюльпан. После этого Ильдар прочитал на эту тему лекцию, где заметил:


— Все проекты с орнаментами похожи один на другой, потому что они однообразны. Я, как визуал, не могу их запомнить. Это беда для татарских проектов, потому что нет уникальности, а для бренда она важна. Когда вы используете традиционный цветочный орнамент, вы ничем не отличаетесь от других.

Через несколько лет дело дошло до организации конкурса с целью «разработать новые стили национальных татарских орнаментов и выявить талантливых дизайнеров, графиков, художников, иллюстраторов, работающих с татарским национальным узором».

Участникам предложили следующие задачи:

  1. Создать новые татарские орнаменты, учитывающие исторические основы построения традиционного узора, но не повторяющие уже существующие.
  2. Создать орнаменты, которые визуально привлекательны для широкой аудитории.
  3. Создать универсальные орнаменты для использования на широком спектре носителей: от телевизионных экранов до элементов декоративно-прикладного искусства.

В жюри, помимо Аюпова, вошли арт-директор группы компаний «Лориен» Ильдар Ахтямов, научный сотрудник отдела этнологических исследований института Марджани Дина Гатина-Шафикова, специалист в области татарского фольклора Фанзиля Завгарова, арт-директор «Ак Барс Цифровые Технологии» Марат Хабибуллин, этно-дизайнер Лариса Чубукова и заместитель директора Национальной библиотеки РТ Табрис Яруллин. Участники должны были представить не только сам изобразительный ряд, но и дать справку, обрисовывающую ход мыслей автора.

Орнамент как показатель труда

Жюри голосовало по стобалльной системе, не зная имен участников. На сайте конкурса им в помощь предоставили доступ к популярным книгам по орнаменталистике. Кроме того, Гатина-Шафикова и Ахтямов прочитали лекцию в Национальной библиотеке о современных подходах в использовании орнаментики.


В частности, Ахтямов рассказал о своем опыте, когда его компания делала дизайн для заявки на Универсиаду. Когда они использовали в ней кожаную мозаику, то получили реакцию: «А что это за колхоз?»

— Мы же должны показать, что мы прогрессивная республика, — объяснил реакцию Ахтямов. — И мы сделали абсолютно безликий «динамично развивающийся» дизайн.

Ахтямов отметил, что в минималисткой архитектуре, даже если архитектор вкладывает много сил, наблюдатель этого не видит, а вот орнамент показывает, что труд приложен. Кроме того, богато украшенное здание красиво стареет, привел он слова архитектора Сергея Чобана.

Также от орнаментов в крупных проектах есть практическая польза: она скрывает изъяны, к примеру, баннеров, с заломами, погрешностями печати, изменениями цвета. Как пример удачного орнамента он привел туристический бренд Казани, выполненный в стиле «монолайн».


Гузель Валеева-Сулейманова, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник института истории Марджани, довольно резко выразила свое мнение под видео лекции:

— Такими силами скоро объявим конкурс на новый татарский язык!

В «Теории» ответили, что «идея не в том, чтобы заменить старые узоры, а добавить к старым что-то новое. Смотреть в будущее, а не только в прошлое».


— Это говорит о том, что вы не понимаете законы развития народного орнамента, — заявила ученый, чья диссертация посвящена теме декоративного искусства республики (а книги отца, Фуада Валеева, по этой теме служат настольными пособиями для дизайнеров). — Узоры развивались веками, и их не заменяли, а варьировали или по-новому интерпретировали. Если вы заменяете мотивы, то это уже будет не татарский орнамент, а орнамент, придуманный Аюповым или кем-то другим.

Примечательно, что 20—21 мая пройдут традиционные Валеевские чтения. В его рамках в галерее «Хазинэ» и институте Марджани пройдут международная научная конференция «Наследие и современность: проблемы изучения, сохранения и преемственности традиций в искусстве и архитектуре», круглый стол «Национальное искусство в парадигме новой реальности» с участием художников и деятелей искусства, выставки «Наследие и современность» с экспонированием творческих работ Валеева и произведений современных художников декоративно-прикладного искусства, презентация книги «Татарское народное декоративное искусство», лекции и мастер-классы.

К слову, среди предлагаемых тем «Трансформация национальных традиций в современной культуре» и «Постмодернизм в национальном и региональном контекстах».


Руны, модули и лаконизм

Всего на конкурс было подано 28 работ.

— Исходя из самого названия «новый», для жюри было важно, чтобы участники владели историческим компонентом, то есть понимали, на чем строится татарский орнамент, и, уже исходя из наработанного опыта, могли его экстраполировать в современные реалии, — отмечает Гатина-Шафикова.

Она указала, что наиболее часто используемым мотивом остался классический тюльпан, пальметообразный и облаковидный, достаточно часто были в ходу трилистники и мотив побега. Кроме тюльпана, также были применены и другие стилизованные цветы. Использовались принципы геральдики, зооморфные и антропоморфные орнаменты. Однако в целом многие участники не отошли от знакомых образов.

Первое место заняла Алина Ибрагимова (она получила 100 000 рублей) с орнаментом, в основе которого лежат древние руны.


— В целом, как и ожидаемо, практически не использовался геометрический орнамент, лишь как второстепенная деталь. Возможно, конкурсанты побоялись, что узор будет не читаем и не воспринимаем как татарский, — говорит Гатина-Шафикова.

Второе место было отдано участнику, предложившему модульный паттерн, формирующий из окружностей традиционную и узнаваемую нами фигуру тюльпана. Рэйхан Хазиахметов (приз — 30 000 рублей) указал, что как базовый элемент он взял четверть длины окружности в виде изогнутой линии — а из них получились очень даже «татарские» фигуры. Рэйхан — сын известного художника и дизайнера Нияза Хазиахметова — обратился, по сути, к структуре, изучил процесс от начала до итогов.


Третье место занял участник, который через принципы минимализма, используя простые геометрические фигуры и узнаваемый татарский орнамент, создал новые образы. Любопытно, что Ангелина Филимонова (10 000 рублей) указала, что вдохновилась фешн-фильмом Татьяны Черногузовой Your Yool, в котором, судя по кадрам со съемок, соединились элементы татарского костюма и пост-модерна. Поэтому она решила создать орнамент с упором на лаконичность и интегрированность в современный контент.

— Возможно, на будущее, если будет возможность проводить еще подобные конкурсы, то необходимо будет разделить номинации, где новые дизайнерские видения не будут соперничать с качественной отрисовкой традиционного орнамента, который можно будет применить в современной среде, — говорит Гатина-Шафикова.

Она отмечает, что из пожеланий не только участников, но и просто заинтересованных лиц стало понятно, что необходимы круглые столы, где своим опытом могли были поделиться не только наши мастера, но и представители разных культур и стран.

Как отметил Аюпов, дизайнерам остались их авторские права, однако у него в планах — создать на основе победивших работ мерч.

— В книгах по орнаменту много материала, но у нас это все выкуклилось в набор из 10 завитушек, которые все используют в разных сочетаниях и цветах, — рассуждает он. — Богатство — больше, разнообразие — гигантское. Орнаменты отличаются по стилистике, по применению, по материалам. Но туда никто не хочет глубоко заходить. Наверное, для сувенирки достаточно отставить три узора, чтобы они были узнаваемы. Многие этот конкурс воспринимали как (протест) против старых орнаментов, мол, новые должны их заместить. Но идея в том, чтобы новые дополнили старые.

ЖЕМЧУЖИНЫ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЖЕМЧУЖИНЫ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЖЕМЧУЖИНЫ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ запись закреплена

Красота татарской вышивки.

Орнамент - своеобразный почерк народа
Как немыслимо представить музыку без звуков, сказку без слов, так невозможно представить и вышивку без узоров, выложенных строчками разноцветных нитей. Орнаментальность была и остается главным средством изобразительной композиции вышивки, необходимым средством воплощения в ней художественного образа.
Орнамент вышивок XIX-XX вв. в своей основе состоит из растительных, геометрических и зооморфных мотивов. Все эти типы орнаментов берут свое начало в культуре отдаленных предков татар. Особенностью древнего орнамента является криволинейная трактовка узоров и мотивов, "исходящая в своей основе из техники аппликации, тамбура, мозаики" . Большой удельный вес в татарской вышивке растительного орнамента, видимо, нужно объяснять древностью и популярностью тамбура.
Влияние технического начала на характер орнамента подтверждают счетные и строчевые вышивки, в которых, наоборот, господствует геометрический орнамент, а узоры растительного, зооморфного происхождения сильно геометризованы. В совершенствовании и закреплении цветочно-растительных мотивов в качестве традиционных для татарской народной вышивки сыграли свою роль исторические культурно-экономические взаимосвязи с народами Востока, Передней и Малой Азии.

В татарском искусстве XIX-XX вв. растительный орнамент менее всего связан с древней символикой божественных сил природы, а обусловлен чисто художественными задачами отражения, прославления богатства, гармонии и красоты вечно живого растительного мира. Наблюдая природу, вдохновляемая ею, мастерица все же довольно редко воспроизводила реальные формы. Хотя, если сравнить вышивку с другими видами татарского народно-прикладного искусства, она выделяется наиболее реалистичной трактовкой цветочно-растительных мотивов.
Как ни различны растительные орнаменты в вышивках других поволжских народов, до конца XIX века среди них почти не найти воспроизведений конкретных видов растений, тогда как в татарской это можно порою определить "с ботанической точностью". И тем не менее, растительные узоры и в татарской вышивке, как правило, собирательные образы. Более того, на одной ветке, на одном стебле фантазия художницы объединяет совершенно различные цветы, плоды и листья (с подобным сталкиваемся в композициях букетов). Но самое условное, обобщенное воспроизведение растительных образов, использование форм, которых никогда не знала реальная природа, не мешает впечатлению жизненности вышитых картин цветущих садов, пестрого разнотравья степей, лесов, полей.
Татарский орнамент - узор для вышивки

Секрет этого эффекта, впрочем, довольно прост, хотя и растворен в ритмическом узоре вышивки. Это асимметрия, в целом не нарушающая равновесия узоров вышивки, но вносящая ту самую естественность, непосредственность, которая характерна для реальной природы - первейшего источника вдохновения народных художниц.

Неиссякаемая фантазия мастериц в поисках новых художественных решений смело переводит геометрический, зооморфный орнамент в разряд растительного, а богатство последнего, помноженное на бесконечное число вариаций одной и той же темы в индивидуальном творчестве рукодельниц, не оставляет впечатления бедности и однообразия вышивки: даже среди произведений из одной местности трудно найти буквально повторяющиеся по рисунку узоры. Немалую роль в создании впечатления богатства и разнообразия орнамента играет и присущая татарской вышивке полихромность, когда одни и те же мотивы, выполненные в разных цветах, и воспринимаются как разные.

Огромное количество цветочно-растительных мотивов татарских вышивок можно объединить в три группы. По классификации, предложенной Ф. X. Валеевым, это мотивы степного, лугового (частью лесного) и садового происхождения. Образы садовых цветов (георгины, пионы, астры, хризантемы) более характерны для вышивок горожанок, тогда как простому крестьянскому быту были более близки не столь яркие, но безмерно дорогие сердцу образы родных лесов, полей, лугов.

В основе почти каждого цветочно-растительного мотива татарской вышивки лежит сочетание криволинейно-геометрических фигур. Так, например, волнообразная линия, обрастая всевозможными веточками, листьями, цветами, отходящими в одну или разные стороны, превращается в популярный мотив "виноградной лозы". Выделяются мягкие, плавные очертания облаковидных и пальметовидных фигур, восходящих к простейшим парным завиткам, спиралям. С помощью розеточных форм создаются изображения как условных, так и конкретных бутонов, цветов - чаще многолепестковых садового происхождения (пионов, георгинов и т.д.).

Геометрическому орнаменту в вышивке в большинстве случаев отводится вспомогательная роль. Так, мотивы меандра (связанного и разорванного), спирали, скобы, набегающей волны, жгута, плетенки, веревочки и др. используются в композициях каём и бордюров. Сложные геометрические формы - розетки с фестончатыми краями, сердцеобразный мотив и т. д. выступают обрамлением ведущих цветочно-растительных мотивов.

В более чистом виде геометрические мотивы встречаются в счетных вышивках. Например, геометрический орнамент на концах полотенец и тастаров, выполненных цветной перевитью, это в основном образованные различными комбинациями прямых и ломаных линий решетки из зигзагов, треугольников, квадратов, ромбов (простых, спаренных, городчатых). На начелышах "сүрәкә" в полосе бордюра нитями прикрепа создаются легкие орнаментальные ленты: ритмичным повтором двух-трех перекрещивающихся зигзагов или чередованием мотивов спирали и ромба с продолженными сторонами. Для вышивки поверх золотного фона начелышей типичны шестигранная розетка, восьмиконечная звезда, ступенчатый треугольник, квадрат или ромб с различной внутренней разработкой, Х-образная фигура. На свадебных платках "түгәрәк яулык" геометрический орнамент представлен мотивами ромба, квадрата, розетки, углов и т. д. Для этих платков характерен и геометризованный орнамент (листовидные узоры).

Зооморфные мотивы, характерные для декоративно-прикладного искусства русских и финно-угорских народов, в татарских вышивках встречаются очень редко. Одна из причин этого - запреты мусульманской религии на изображение живых существ. От этого идет и некоторая одностронность развития орнаментального искусства татар. Однако "табу" на изображение живых существ вызвало к жизни множество вариантов не запрещенных религией типов орнамента.

И все же, несмотря на самые жесткие каноны, диктуемые религией, творчество отдельных народных мастеров воспроизводило и живые образы, населяющие окружающий мир, находилось место и для изображения сказочных, фантастических героев. Однако установить в узорах вышивок XIX века изображения птиц, бабочек, коней и пр. представляет немалую трудность - настолько стилизованы они, переработаны в духе растительного орнамента. Более реалистично зооморфные мотивы трактуются в золотошвейной глади. Дополнительную трудность в обнаружении зооморфных мотивов представляет многоцветность тамбура. Поэтому в вышивке со сплошным полихромным заполнением труднее прочитать зооморфное начало, чем в вышивке, где тамбур прорисовывает лишь контурные линии. Сравним для примера вышивку на полотенце и свадебном наголеннике.

Пришивные желто-оранжевые концы полотенца украшены стилизованными изображениями парных коней с седоками. Сюжетный мотив угадывается довольно легко - тонкие линии контурного тамбура прорисовывают силуэты изображенных в профиль гривастых лошадей с длинными мордами. У этих спаренных коней нет хвостов, изображена лишь пара ног, но по форме их и положению видно, что кони стоят "как вкопанные". Седоки же воспроизведены с такой степенью отвлеченности и обобщения, что даже возникает сомнение - уж седоки ли это, может сами вздыбленные кони?! Не налицо ли здесь наивный прием (своеобразная мультипликация) передачи доступными вышивке средствами движения животных.

В вышитом узоре полотенца заслуживает внимания еще одна деталь - мотив дерева-цветка, разделяющего коней одной пары. Этот мотив не что иное, как изобразительный след двух широко распространенных в язычестве культов: земли-матери и деревьев.

Еще со времен матриархата плодородящая сила земли олицетворялась в образе женского божества и столь же древним является ее символическое изображение в виде различных форм растительности. Так же изображалось и священное древо жизни, источник жизненной силы, символ плодородия, вместилище души предков. Эти два предмета почитания и благоговения наших предков получили в народном искусстве один условный изобразительный знак.

Мотив древа-цветка в полотенце является стержнем трехчастной композиции, сюжетный смысл которой некогда мог означать сцену поклонения симметрично стоящих всадников женскому божеству, или древу.

В вышитом узоре на концах свадебных наголенников тамбур не только обводит контуры мотивов, но и участвует в заполнении его элементов. Нижние детали своеобразного букета из листьев различных форм и размеров заполнены ковровым швом, а верхние - зигзагообразной сеткой тамбура. Если в полотенце первое, что бросалось в глаза, были графически-лаконичные линии, вызвавшие ассоциацию с образом коней, то здесь - насыщенные цвета выкрашенного анилином гаруса. И только потом, при внимательном рассмотрении, замечаем, что "букет-куст" напоминает гигантскую бабочку, с раскинутыми в полете крыльями, а трилистник, завершающий верх букета,- не что иное, как двуглавая птица. Это свойственное народному искусству упрощение и обобщение изображения в конечном счете рождало новый самостоятельный условный орнаментальный знак.

Интересен в этом плане и орнамент конца полотенца, где в нижнем ряду помещен своеобразный дважды повторенный мотив, скомпонованный из четырех Х-образно скрещенных фигур, напоминающих птичьи лапки, меж каждой почти смыкающейся парой которых помещен продолговатый кружок. Не напоминает ли этот мотив внешний вид филина (почитаемый образ, получивший широкое распространение в татарском декоративно-прикладном искусстве), его глаза в обрамлении взъерошенных, кустистых бровей. Усиливает отмеченное сходство и цветовое оформление мотива. Так, кружки глаз выполнены тонким тамбуром черного цвета, а кустики бровей в сплошном заполнении - коричневым, желтым, черным.

Значительное место в декоративном искусстве татар занимала графика. Буквами арабского алфавита, выполненными сложной вязью, украшались заставки и концовки книг, оформлялись шамаили для интерьера жилищ. Незначительное отражение эта традиция нашла и в вышивке. Так, некоторые вышивки прошлого столетия (полотенца, носовые платки, наволочки, чаще намазлыки) сопровождаются текстом - изречениями, посвящениями, добрыми пожеланиями, вышитыми арабской вязью.

Орнамент современных вышивок в основном продолжает традиции народной вышивки прошлого. Цветочно-растительные узоры остаются столь же популярными в народе, как и прежде. В немалой степени это связано с тем, что тамбурный шов остается ведущей техникой и на сегодняшний день.

Вместе с тем активнее, чем раньше, происходит обогащение орнамента новыми заимствованными мотивами. Нет ныне причин, задерживающих развитие зооморфного орнамента. Проявился определенный интерес у рукодельниц к сюжетному орнаменту, к вышивке портретов.

Татарский орнамент

А есть скачанная книга Гуловой, где орнамент татарский расшифрован? Пришлите пожалуйста

Татарский орнамент

Татарский орнамент запись закреплена
Татарские украшения от Резеды Аглиулловой

АКЦИЯ
Актуально на сегодня, любая пара вместо 650.- всего 390.-
Ручная работа.
Фурнитура из хирургической стали.

Татарский орнамент

Татарский орнамент запись закреплена
Ихлас Татарстан

Гузалия Бикмурзина

❤

Красиво,ма шаа Аллах

Татарский орнамент

Татарский орнамент запись закреплена
Юлдуз Мухамадеева

Татарский орнамент

Татарский орнамент запись закреплена
Детская библиотека Павловска (Филиал №6)

I ТУРНИР ПО СОБИРАНИЮ ПАЗЛОВ познакомит с элементами декоративно-прикладного искусства республики Татарстан. Предлагаем собрать три пазла.
Пазл №1 Татарский орнамент.
В пазле использована работа народного художника Республики Татарстан Софьи Кузьминых.

Существует три вида татарского орнамента:

Первый вид – “Цветочно-растительный”. Мотивы волнообразных побегов, цветов: тюльпана, пиона, ромашки, фиалки, лотоса, трилистника. Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, молитвенные коврики, покрывала, фартуки, платья, обувь (сапожки-ичиги, валенки, туфли), головные уборы (калфак, тюбетейка, кәләпүш, платки).

Второй вид орнамента – “Геометрический”, применяется он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней и реже в вышивках. Геометрические мотивы: линии, зигзаги, волны, набегающей волны, мотив жгута, спирали, ломанной линии.

Татарский народный орнамент - jigsaw puzzle (28 pieces)

Татарский орнамент

Татарский орнамент запись закреплена
Детская библиотека Павловска (Филиал №6)

I ТУРНИР ПО СОБИРАНИЮ ПАЗЛОВ, познакомит с элементами декоративно-прикладного искусства республики Татарстан. Предлагаем собрать три пазла.

Пазл №2 Ичиги - татарская национальная кожаная обувь.

Ичиги - jigsaw puzzle (35 pieces)

Татарский орнамент

Татарский орнамент запись закреплена
Старинные татарские фотографии | Иске сүрәтләр

Торговля казанской обувью на устье гор. Казани

Открытка "Волжского государственного речного пароходства".

Татарский орнамент

Татарский орнамент запись закреплена

😊

Спасибо, что вы делитесь своими работами и идеями! Это всегда вдохновляет и радует ! Новые татарские узоры от мастера оконных наличников Зульфара Вильданова!

Татарский орнамент

Татарский орнамент запись закреплена

Удивительно красивые элементы татарского орнамента, разработанные нашим подписчиком Зульфаром Вильдановым!

Ильмир Саюков

Татарский орнамент

Татарский орнамент запись закреплена

Одним из ярких элементов ансамбля женской татарской одежды были украшения. Они гармонично сочетались со всеми элементами национального костюма, который представлял собой уникальную систему народного художественного промысла.
Показать полностью.

Шейно-нагрудиые украшения. Среди шейно-нагрудных украшений татарок особо эффектным и оригинальным является яка чылбыры — воротниковая цепочка. Наиболее распространенный тип этого украшения представляет собой застежку-пряжку с подвесками на цепочках. Такие застежки часто прикреплялись к специальным плотным парчовым воротникам, которые не пришивались к платью, а надевались отдельно, поверх традиционного низкого ворота платья. Это украшение имеет большое количество вариантов как по форме, так и по техническим особенностям изготовления составных частей (застежек, цепей-подвесок и концевых блях). Так, застежки бывают листовидные, круглые, прямоугольные с боковыми фестонами, розетковидные, ромбовидные, лопаткообразные, веерообразные, в форме восточного огурца и другие. Цепочки-подвески имеют длину от 5 до 30 см, в различных вариантах их могло быть от 1 до 9 штук- Однако чаще всего это украшение встречается с пятью цепочками, состоящими из отдельных бляшек (листовидных, розетковидных), соединенных колечками, или из одних колечек. Они заканчиваются концевыми подвесками из блях, монет, камней в оправе или металлических веретенообразных подвесок. Концевые бляхи по форме бывают овальными, круглыми, лопастными, листовидными. Монеты использовались преимущественно екатерининские, «кудрявые» рубли. Камни в оправе — овальные, каплевидные.

Воротниковые цепочки чаще всего выполнялись в сканои и чеканной технике, реже были литыми. Преобладает плоская скань, но встречается и бугорчатая, В состав одного и того же украшения нередко входят части чеканной и сканои работы. При сканых застежках могут быть чеканные бляшки в цепях, а при чеканных концевых бляхах встречаются сканые бляшки цепей и сканые застежки. Словом, все зависело от вкуса и технического мастерства ювелира и, разумеется, вкуса и материального состояния заказчицы.

Яка чылбыры — национальное этнически специфичное украшение татарок, не имеющее аналогов у других народов Поволжья и Приуралья, за исключением башкир, ювелирное искусство которых находилось под влиянием татарского.

Меня зовут Эльвира. С самого детства я занимаюсь творчеством. Создаю различные предметы декора, интерьера и стиля. Нередко, в силу своей национальности видимо, в моих работах встречаются татарские мотивы. Позже я начала сама интересоваться татарскими орнаментами, для использования их в своих идеях. А сегодня решила немного рассказать вам о татарских орнаментах и поделиться своими мыслями по применению их в современном мире.

Татарские мастера и мастерицы издавна украшали предметы интерьера, одежду и аксессуары орнаментами. В их работах можно проследить три основных вида:

- цветочно-растительный орнамент — содержит в себе три группы мотивов: лесные (ромашки, колокольчики, васильки), степные (маки, тюльпаны, незабудки), садовые (пионы, ирисы, нарциссы);

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 1

- геометрический орнамент — композиция составляется из геометрических фигур путем задания им ритма, повторений и чередования мотивов;

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 2

- зооморфный орнамент — в нем встречаются изображения птиц, коней, головы львов и тигров.

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 3

Взяв за основу татарский орнамент, можно применить к нему любую цветовую гамму. Хорошо подходят цветовые композиции времен года. Например, узор, выполненный в красках весны, всегда получается очень нежным, а зимы — минималистичным и утонченным. Можно взять за основу один цвет и добавить его оттенки, получится лаконично, но в тоже время интересно и стильно. Также можно применить и контрастные композиции, взяв за основу два контрастных цвета и один нейтральный, например, фиолетовый, желтый и серый. Ядовитые и неоновые цвета тоже хорошо подходят к татарским орнаментам. Но, на мой взгляд, если выполнить татарский орнамент в изначальной цветовой гамме, в которой исполняли его мастера, композиция будет выглядеть не менее современно и красиво.

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 4

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 5

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 6

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 7

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 8

Татарские орнаменты можно применить при изготовлении любого предмета интерьера, аксессуаров, одежды и во многом другом.

Посуда с татарскими орнаментами всегда смотрится интересно. Рисунок на ней может быть как насыщенным и колоритным, так и лаконичным, с небольшим количеством элементов, только наталкивающих на татарскую культуру. Неплохо смотрятся орнаменты и в ювелирном искусстве. Также можно, как и ранее, применить их в одежде. Причем не обязательно покрывать все изделие узорами (хотя, это будет не менее модно), можно сделать лишь небольшой акцент на воротничке, например. Дополнит наряд текстильная брошь или пояс с татарским узором. Чехлы с орнаментами добавят индивидуальности мобильному телефону или другому устройству. А открытка с узорами станет интересным дополнением к подарку.

Применять орнаменты можно в любом виде декора. При этом их можно не только исполнить красками, но и вышить гладью, бисером, связать, свалять и тому подобное.

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 9

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 10

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 11

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 12

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 13

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 14

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 15

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 16

Татарские орнаменты в рукоделии и интерьере, фото № 17

Если использовать татарский орнамент в интерьере, то он получится интересным и индивидуальным.

Это может быть как фреска на стене, кафель в ванной, узор на скатерти, подушках, покрывале или же просто картина над обеденным столом, на котором лежат ажурные салфетки в тон.
Также дверь с витражом в виде татарского орнамента, станет самым интересным местом на стене, а не скучным.
Необязательно весь интерьер покрывать узорами, достаточно просто выбрать цветовую гамму помещения и сделать акцент в виде орнамента в этих же тонах, например, только на люстре.

Читайте также: