Вышивание гладью проект

Обновлено: 19.04.2024

Творческий проект по технологии Вышивка пейзажной гладью выполняется в 8 классе в рамках раздела Творческое проектирование. При выполнении проекта учащиеся подробно знакомятся с историей вышивки, видами вышивки, технологией изготовления вышивки пейзажной гладью и самостоятельно выполняют творческую проектную работу в данной технике.Творческий проект вышивка пейзажной гладью. 8 класс Технология

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа №2 им.И.Г.петровского г. Севска

«Вышивка пейзажной гладью»

Бегунова Галина Анатольевна

1. Актуальность. Обоснование проекта и формулировка темы проекта целей и задач. 3с.

2. Сбор информации по теме проекта. Анализ прототипов 3с.

· Современные направления в рукоделии

· Виды рукоделия и приёмы работы

· Цветовой круг и подбор цветов для выполнения работы

3. Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идей. 7с.

· Банк идей и предложений

4. Выбор оптимальной идеи и описание проектируемого изделия 10с.

5. Выбор технологии изготовления изделия 11с.

· Выбор материалов, оборудования, инструментов и приспособлений

· Техника безопасности при выполнении работы

6. Экологическое и экономическое обоснование будущего изделия 12с.

7. Разработка технологического процесса 12с.

8. Описание изготовления изделия 13с.

9. Описание окончательного варианта изделия 14с.

· Эстетическая оценка выбранного варианта

10. Экономический расчёт. Экономическое и экологическое обоснование готового изделия 15с.

11. Заключение 15с.

12. Самооценка 16с.

13. Список используемой литературы 16с.

1. Актуальность. Обоснование проекта и формулировка темы проекта целей и задач.

Красотой природы художники и поэты восхищались с древних времён. Красивые меняющиеся пейзажи мы видим каждый день. Иногда с грустью вспоминаем ушедшее зелёное лето, или яркую осень, или белоснежную блестящую зиму.

Впервые вышитый пейзаж я увидела в интернете. Меня поразило необычное изображение. Я долго не могла понять из чего это сделано и как это вообще возможно сделать?!

Я решила непременно научиться такому виду рукоделия.

На вышитых картинах можно встретить животных, птиц, людей (даже портреты), пейзажи, натюрморты. Особенно красочно , на мой взгляд, выглядят пейзажи

Для своей проектной работы я выбрала тему «Пейзаж»

Цель проекта : Отработка приёмов по выполнению вышивки пейзажной гладью. Выполнение оригинальной творческой работы

Задачи проекта:

1.Формирование художественного вкуса.

2.Развитие и совершенствование творческих способностей.

3.Разработка оригинальной творческой работы.

4.Стремлениек достижению заданной цели.

2. Сбор информации по теме проекта. Анализ прототипов

· История рукоделия

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивки связано с появлением стежка на одеждах из шкур животных. Усовершенствование ее обусловлено переходом от костяного шила к костяной игле , затем к бронзовой и позднее к стальной.

О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов , относящиеся к IX - XII вв. Это –фрагменты одежды , украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV - XVII вв вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковное облачение, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII в. Оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок.

Вышивкой украшали предметы быта – полотенца, подзоры, скатерти, праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными национальными чертами.

Вышивка делилась на городскую и крестьянскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Обучать девочку женскому ремеслу: прядению, ткачеству, вышиванию, кружевоплетению- начинали в русских селениях с пятилетнего возраста. К 15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определённые приёмы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. В русской вышивке особое внимание уделяется геометрическому орнаменту- растениям и животным придаются геометрические формы. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.

В вышивках “свободных”, по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

· Современные направления в рукоделии

Пейзажная вышвка - древнейшее текстильное искусство в наше время переживает поистине второе рождение, превращаясь из жизненно необходимого ремесла в форму художественного выражения.

Сегодня вышивальщицы пользуются всеми известными приемами изготовления вышивки и изобретают новые. Вышивка рождает новые и неожиданные креативные решения - так, например, входят в моду вышитые украшения, вышитые картины.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Серебропольская средняя общеобразовательная школа»

Проект по разделу

Художественная обработка материалов

” Натюрморт или пейзаж”

учитель технологии Михеева И.Н.

Проблемная ситуация 3

Критерии выбора модели 8

Выбор лучшей идеи 9

Мерки, необходимые для изготовления моей модели 10

Выбор нужной ткани 11

Расчет расхода ткани 12

Выбор дополнительных материалов и оборудования 13

Расчет денежных затрат на изготовление изделий 14

План изготовление изделия 15

Изготовление изделия и проверка его качества 16

Самооценка и оценка 17

Проблемная ситуация.

У моей мамы скоро День рождения. Я очень долго думала и выбирала подарки в разных магазинах. Так ничего и не найдя, я решила сделать подарок своими руками. Я думаю, что мама будет больше рада моему подарку, так как я вложу в эту работу свою любовью и этот подарок будет всегда напоминать маме обо мне.

Размышление.

На уроках технологии мы проходили тему о натюрмортах и пейзажах. Учитель сказала, что скоро мы начнем вышивать гладью. И вот идея! «Можно убить одного зайца, двумя выстрелами» Сделать подарок на день рождения маме, на уроках технологии, то есть у меня будет подарок на день рождения, и проект на урок технологии.

Решение: Буду вышивать гладью натюрморт!

2.Цель проекта

Выполнить эскиз и вышивку в технике «художественная гладь». Моя работа должна быть выполнена аккуратно и эстетично.

1. Провести исследование и разработать эскиз моего проектного изделия.

2. Организовать рабочее место.

3. Подобрать инструменты и приспособления для различных операций.

4. Изготовить выкройку швейного изделия.

5. Подобрать ткань для изделия,

6. Раскроить ткань.

7. Вышивка гладью.

8. Обработать изделие

9.Контролировать качество своей работы.

10. Оценить качество готовой вещи.

4. Исследование.

Сначала я посетила магазины и ознакомилась с ассортиментом какие бывают картины пейзажи и натюрморты выполнены в стиле вышивки . Выбор мне не понравился: если картина не дорогая, то она не очень аккуратная, а все красивое стоит очень дорого.

На уроках технологии ,мы вышиваем гладью, используя не сложную технику вышивания, значит, я могу вышить только что-нибудь совсем простое.

В России в старину каждая женщина занималась рукоделием. В деревнях украшали свой быт, одежду различными видами вышивки. Большую эмоциональную нагрузку в одежде несет цвет. Сегодня в цветной перевитьи используются геометрические, растительные и животные орнаменты. Цветная перевить применяется для отделки скатертей, дорожек, полотенец, наволочек. Встречается в женской одежде. В сочетании с цветной перевитью применяют счетные швы – роспись, набор, гладь, крестик. Они придают вышивке нарядность. Характерная особенность цветной перевитьи состоит в том, что она выполняется по выдернутой сетке. Чаще по мелкой, то есть количество выдернутых нитей меньше количества оставленных.

Гладь может быть односторонней и двухсторонней. Эта вышивка требует предварительно нанесенного контура рисунка на ткань. Шьется она стежками, близко расположенными друг к другу. Гладьевая вышивка очень разнообразна: белая гладь, тональная, цветная, художественная. Она может шиться по настилу и без настила, может быть легкой, изящной и плотной, тяжелой. Это зависит от того, на каком изделии она применялась, и от местности, так как в каждой губернии вышивка имеет свои характерные черты, опирающиеся на местные художественные традиции.

Плоская гладь является двусторонней, широко используется в растительных орнаментах для вышивания и широких, и узких узоров.

Гладь вприкреп. Используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных стежков, прикрепляющих длинные стежки к ткани.

Гладь с настилом . Выполняется по предварительно проложенному настилу, чтобы вышивка получилась более выпуклой, рельефной. Настил обычно прокладывается нитками более толстыми, чем рабочие

В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики (пышечки), т. е. выпуклые кружочки.

Фасхитдинова Гюзель Юсуповна

Творческий проект по технологии "Вышивка гладью" содержит пояснительную записку и презентацию.

ВложениеРазмер
Творческий проект по технологии ВЫШИВКА ГЛАДЬЮ 2.17 МБ

Предварительный просмотр:

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Единорог. Вышивка гладью.

ученица 8 класса

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Литература
  5. Приложение

В настоящее время люди начали уделять больше внимания дизайну интерьера, стремление к индивидуализму стало модным, в итоге интерьер становится более роскошным и красивым. В погоне за желанием сделать свой дом уютным, комфортным, максимально «личным» и теплым, люди начали прибегать к изготовлению аксессуаров для дома своими руками. Вышитыми картинами можно украсить любую комнату в квартире - кухню, гостиную, спальню и даже детскую. Главное, чтобы картина (и рама, и рисунок) гармонично вписалась в стиль интерьера и по цвету, и по тематике. И я тоже решила приобщиться к этой тенденции и вышить картину, чтобы украсить свою комнату. Цель моей работы вышить картину гладью.

Для достижения проблемы нужно решить следующие задачи

  1. Изучить историю вышивки.
  2. Подобрать варианты вышивки.
  3. Подобрать материалы, инструменты.
  4. Разработать технологию и изготовления.
  5. Выполнить работу и оценить ее.

В своей работе я использовала следующие источники информации:

Книгу «Живописная вышивка гладью. Основы мастерства»

Вышивка-история и современность.

Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства. Девочка семи - восьмилетнего возраста начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати - шестнадцать годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты. Гладь — вышивка прямыми или косыми стежками, заполняющими полностью или частично узор. Гладь широко распространена в народных художественных вышивках. Богаты возможности вышивки гладью, хотя в распоряжении вышивальщиц всего один стежок. Гладьевыми стежками заполняют элементы узора по переведенному на ткань свободному контуру. Она хорошо сочетается с другими видами вышивки: рококо, декоративными сетками, стебельчатым швом и др.

2.План работы. Чтобы успешно выполнить работу я составила схему.

  1. Варианты:
  • Вышивка гладью «Единорог»
  • Вышивка крестом « Мартышка и очки»
  • Вышивка из бисера «Матрешка»

Рассмотрев все варианты, я остановилась на первом. Единорог это геральдический символ осторожности, осмотрительности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости. (см. приложение)

На вышивке изображен большой единорог с именем: Рита. Работа выполнена двусторонней гладью. В вышивке присутствуют красный, зеленый, голубой, фиолетовый коричневый.

Игла, ножницы, пяльца, нитки мулине, канва, утюг, гладильная доска.

Правила ТБ при работе с иглой и ножницами

  1. Хранить иголки и булавки в подушечке
  2. Не оставлять иголки, булавки на рабочем столе
  3. Не пользоваться ржавыми иголками, булавками
  4. Не брать иголки, булавки в рот
  5. Ножницы хранить в рабочей коробке
  6. Класть ножницы сомкнутыми острыми концами от себя
  7. Передавать ножницы кольцами вперед

Правила безопасности при работе электрическим утюгом.

1.Пред работой уюгом проверить исравность шнура.

2.Утюг выключать и включать сухими руками

3.Ставить утюг на подставку

4.Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура

5.По окончании работы утюг выключить

Для удобства лучше натянуть работу на специальную рамку для вышивания – пяльцы.

Выполнить ряды прямых гладьевых стежков, плотно прижатых друг к другу. Внимательно следите за тем, чтобы стежки не выходили за контур. Игла должна четко входить в линию контура, прокол ткани иглой под прямым углом позволяет делать это с максимальной точностью. Внутри любого мотива, общее направление стежков может быть произвольным, но они всегда должны располагаться параллельно друг другу, натяжение нити во всех стежках должно быть одинаковым, чтобы нити ложились ровно, и вышивка выглядела гладкой.

Готовую работу постирать, отутюжить, натянуть на рамку.

При изготовлении своей работы я использовала мулине и хлопчатобумажное полотно. Это натуральные ткани. Об этом свидетельствуют знания, полученные мною на уроках технологии при изучении раздела «Материаловедение». Кроме того, они были когда то куплены в магазине, поэтому я считаю свое изделие безопасным для моего здоровья и здоровья окружающих.

Материальных затрат для изготовления не было, так как все материалы и инструменты были в наличии. Свою работу я оцениваю в 200 рублей.

Я достигла своей цели - вышила картину гладью. В процессе работы над проектом я узнала много нового и интересного о вышивке, освоила приемы вышивки гладью.

Изделие получилось интересным, необычным. Всем родным и близким очень понравилось.

Фасхитдинова Гюзель Юсуповна

Творческий проект по технологии "Вышивка гладью.Магнолия" содержит пояснительную записку и презентацию.

ВложениеРазмер
Творческий проект по технологии "Вышивка гладью.Магнолия" 2.6 МБ

Предварительный просмотр:

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ученица 8 класса.

Фасхитдинова Г. Ю.

2. Основная часть

  • Вступление
  • План работы
  • Варианты
  • Описание модели
  • Инструменты и материалы
  • Технология изготовления
  • Экологическая оценка
  • Экономический расчет

Сегодня, среди многих мастериц, особой популярностью пользуется искусство вышивки. Носившая когда-то сугубо бытовой характер, вышивка превратилась в одно из самых прекрасных хобби, помогая создавать удивительные мотивы с помощью простых ниток и иголк и. Она может послужить прекрасным украшением не только спальни, но и гостиной, детской комнаты, и даже кухни. Я решила вышить такую картину.

Это цель моей работы.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить историю вышивания гладью.

2. Выбрать вариант картины, вышитой гладью .

3. Подобрать материалы и инструменты.

4. Разработать технологию изготовления.

5. Выполнить работу и оценить её.

При выполнении работы я использовала следующие источники информации:

Книги «Энциклопедия по рукоделию», «Вышивание гладью» и журналы о вышивании и Интернет – ресурсы.

Вышивание — один из самых распространенных видов народного искусства. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Действие, первоначально предназначавшееся только для пошива одежды, постепенно приобрело дополнительное применение — декоративное. Женщины не хотели ходить в одинаковых нарядах, а поскольку разнообразие материала оставляло желать лучшего, они начали украшать свою одежду при помощи вышивки.

Вышивка — это украшение различных материалов или уже готовых изделий сюжетными рисунками или орнаментом, выполняемых вручную (или машинным способом) при помощи иглы цветными нитями, бисером и т. д. В разное время вышивальщицы использовали для работы льняные, конопляные и хлопковые нити, шерсть, щелк, волос, бисер, драгоценные камни, ракушки и даже монеты. Орудием вышивания в зависимости от уровня развития цивилизации были каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. Причем переход от примитивных орудий труда к более совершенным привел к изменению способов вышивания, появлению новых приемов, расширению границ используемых рисунков и орнаментов.

С глубокой древности, с самого момента возникновения декоративная вышивка неотступно присутствует в убранстве жилища, украшении одежды и предметов быта. Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются учеными VI-V веками до н. э. Созданы они были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани, рисунок выполнялся волосом, шелком-сырцом, серебряными и золотыми нитями. Вышивальное искусство этой страны оказало огромное влияние на рукоделие Японии, России и других стран.

На Руси исконно вышивка была одним из самых любимых видов рукоделия. Все женщины от мала до велика владели им в совершенстве. Это было связано не только со стремлением русского народа к красоте. В основе вышивки заложены стародавние обычаи и обряды. Археологами доказано, что на территории Древней Руси уже существовало и развивалось вышивальное искусство. Находки, относящиеся к IX-XII векам, служат бесспорным тому подтверждением. В языческие времена основными изделиями, которые украшались вышивкой, являлись полотенца, простыни, скатерти, занавески и различные покрывала. Кроме того, мастерицы вышивали замысловатые узоры на рубахах, сарафанах, головных уборах. Широкое применение вышитые изделия нашли не только в быту, но и при проведении различных ритуалов. Помимо этого, мастерицы создавали декоративные миниатюры, где отображали природные пейзажи, бытовые сюжеты и т. д.

После прихода на Русь христианства вышитые изделия приобрели новое значение. Украшать вышитыми полотенцами стали окна, иконы и зеркала. На всех значимых праздниках — таких, как рождение ребенка, крестины, венчание и т. д., — в качестве необходимого атрибута выступали работы рукодельниц. Существовало мнение, что вышитые изделия обладают защитной силой. Особенно ценными в этом отношении считались полотенца обыденные, то есть «об один день сделанные». Как правило, над созданием его работали несколько мастериц одновременно. Если, начав работу на рассвете, они успевали закончить ее до того, как сядет солнце, изделие считалось безупречно чистым, способным оберегать от злых сил, стихийных бедствий и различных болезней.

Чтобы успешно выполнить работу, я составила схему.

  • Картина «Магнолия», вышивка гладью (Прил. 1)
  • Картина «Котенок», вышивка крестом (Прил. 2)

Рассмотрев эти варианты, я остановилась на первом. Недавно я научилась вышивать гладью и, думаю, будет интересно попробовать свои силы в изготовлении изделия с использованием этого вида рукоделия.

4. Описание модели.

Картина «Магнолия» вышита гладью на белой ткани с использованием разных цветов ниток мулине.





Вышивка гладью


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вышивание гладью — одна из наиболее изысканных техник в вышивке, в которой можно выполнить великолепные картины и панно, похожие на работы акварелью.

В моём классе обучается 9 человек (5 мальчиков, 4 девочки), и так вышло, что весь класс проявил желание посещать кружок «Волшебный стежок», на занятиях которого, изучают различные техники вышивания: ленты, крестик, гладь. Мальчикам по душе, оказалось, вышивание гладью, а девчонки с азартом взялись за вышивание лентами и крестиком. Первое время, у меня не возникало желания посещать кружок «Волшебный стежок». Я считал, что это занятие только для девочек. Но со временем, меня всё больше и больше стало интересовать вышивание. Классный руководитель объяснил, что вышиванием могут заниматься не только девочки, но и мальчики. Да и сделать подарок собственными руками – куда интересней и необычней.

Есть такая поговорка: «Лучший подарок тот, который сделан своими руками». Вышивка позволяет вложить всю свою любовь и благодарность к другому человеку. В каждую вышивку вкладываешь частичку себя. Из-за этого она гораздо ценнее, чем такое же фабричное изделие. Тот, кто получит такой подарок, оценит и поймет, что за его изготовлением проведено много времени. Такой подарок никогда не забудется!

Цель моего проекта: изучить искусство вышивания гладью и определить его место в современной культуре.

Актуальность: Вышивание гладью не утратило своей актуальности в современном мире. Способ вышивания гладью – это одна из самых популярных техник вышивания в настоящее время. На сегодняшний день многие увлекаются вышиванием не только потому что это модно, но и по велению души. Ведь это занятие не только помогает реализовать свои творческие способности, но и дарит радость, душевное равновесие. Вышивание не является пустым времяпрепровождением.

Задачи исследования:

- Найти и изучить книги, журналы, справочники, в которых рассказывается о вышивании гладью.

- Изучить историю развития вышивки гладью.

- Разработать мини – тесты для учащихся и учителей.

- Провести социологические исследования среди учащихся и учителей об умении и желании научиться вышивать.

- Исследовать и освоить технологии вышивки гладью.

- Сделать выводы, подвести итоги исследования.

Методы исследования:

- Анализ литературных источников и Интернет ресурсов;

- Анкетирование и беседы;

- Практическая работа, изготовление изделий.

Оборудование и материалы:

- Ткань, нитки «Мулине»;

- Иглы короткие с большим ушком, ножницы, пяльцы.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ИСТОРИЯ ВЫШИВКИ

Искусство вышивания появилось с первым стежком, сделанным руками первобытного человека при шитье одежды из шкур животных. Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, окрашенные или натуральные нити хлопка, льна, шёлка, конопли, шерсти, волосы, тонкая серебряная и золотая проволока, а также бисер, бусы, драгоценные камни, жемчуг, ракушки, монетки.

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем к бронзовой и стальной игле благоприятно повлиял на возникновение новых способов вышивания. Наиболее древними вышивками считают изделия, найденные в Китае, которые были выполнены мастерицами в 6-7 веках до нашей эры. Изделия представляли собой шёлковые ткани, украшенные узорами из золотых и серебряных нитей, шёлка-сырца и волос.

В нашей стране вышивка тоже имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта.

Русские женщины прекрасно владели искусством вышивки и отражали в своих работах старинные обычаи и обряды.

В дохристианской Руси вышивкой украшали занавески, покрывала, простыни, скатерти, а также головные уборы, сарафаны, рубахи. На Алтае при раскопках Пазырыкских курганов были найдены тканые, вышитые и украшенные аппликациями ковры, седла, черпаки, одежда и обувь знатных скифов. Учёные относят эти изделия к 6-3 векам до нашей эры.

С конца 10 века, с принятием христианства, вышивка на Руси приобрела новое значение.

Одна из первых школ вышивания была открыта сестрой Владимира Мономаха великой княжной Анной-Янкой в Киеве, в ею же основанном женском монастыре во имя святого апостола Андрея Первозванного. Девушек там обучали грамоте, пению, мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении многих столетий руками русских мастериц было создано немало пышных растительных орнаментов и узоров.

Девушки из знатных семей к вышивке относились как к развлечению, способу занять себя в свободное время. Они могли участвовать в светской беседе с гостями или приглашенным женихом, не прекращая работы над вышивкой. В то время, как для крестьянских девушек вышивание было необходимым занятием. Девочка, едва взяв иглу в руки, уже начинала готовить себе приданое: постельное и нижнее белье, скатерти, полотенца, повседневную и праздничную одежду. Заблаговременно готовили и вышитые подарки, предназначенные родственникам жениха. Перед свадьбой приданое выставляли на всеобщее обозрение, чтобы родственники жениха могли по достоинству оценить мастерство юной невесты.

С конца 18 века вышивание стало профессией. В России появились первые мастерские вышивального искусства.

В последние годы искусство вышивания вновь стало популярным. На стенах квартир и коттеджей можно увидеть прекрасные вышитые картины – пейзажи, натюрморты, портреты.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ

5. Швейные нитки.

8. Копировальная бумага.

ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ВЫШИВКИ ГЛАДЬЮ

Вышивка гладью — вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, полностью заполняя гладь полотна. В данной технике возможно использование различных видов швов и приёмов.

Для начала необходимо перенести рисунок на ткань с помощью карандаша или копировальной бумаги.

Затем закрепить нить, для этого сделать несколько стежков в технике "вперед иголку", и приступать к выполнению прямых стежков гладью, оставив конец нити спрятанным в толще полотна.

Вышивая техникой простой плоской глади – выкладывать стежки нитью по ширине всего элемента параллельно друг другу, не оставляя зазоров и просветом между ними. Направление стежков выбирать в зависимости от формы элемента, например, вышивать листья - от края к середине.

Если вначале нанести на ткань направляющие линии, то будет гораздо удобнее соблюдать угол и направление стежков.

Чтобы вышить плавным переходом цвета, задать места теней и оттенки – нужно использовать технику тоновой глади. Каждый ряд тона делать чередованием коротких и длинных стежков.

При выполнении некоторых элементов более объемно – следует применять технику "гладь с настилом". Прокладывать последовательно сначала один слой простой гладью и затем накрывать его еще одним слоем.

В ходе работы помнить, что ни на лицевой, ни на изнаночной стороне не должно получаться узелков, торчащих нитей и затяжек. Все хвостики необходимо скрывать как в начале работы, так и в конце.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

С целью определения места вышивания гладью в современной культуре, я провел анкетирование учащихся, а также учителей МБОУ СОШ с. Фарн. (Приложение 1.)

В анкетировании приняло участие 120 человек. Из них: 15 учителей, 105 учеников, не приняли участие в анкетировании 16 учеников.

На первый вопрос положительный ответ дали 52 человека, что составило 43,3 % опрошенных.

На второй вопрос положительный ответ дали 75 человек, что составило 62,5 % опрошенных.

На третий вопрос положительный ответ дали 90 человек, что составило 75 % опрошенных.

На четвёртый вопрос положительный ответ дали 63 человека, что составило 52,5 % опрошенных.

Как мы видим из диаграммы, что опрошенные в основном знакомы с таким видом творчества, как вышивка гладью. 75 % старшего поколения занимаются вышиванием гладью. В настоящее время, этот процент упал до 62,5%. Из всех учащихся 3 класса (моих одноклассников), умеют вышивать 100%.

Исходя из результатов анкетирования можно сделать вывод, что вышивание гладью не потеряло своей актуальности и в настоящее время. Вышивание гладью – это одно из самых популярных видов рукоделия в современном мире.

После анкетирования, я решил провести опрос учителей и учащихся, которые умеют вышивать. Оказалось, что мой классный руководитель, Чисникова Валентина Вячеславовна, еще с начальных классов увлекается вышивкой. Во время обучения в школе, она освоила различные техники вышивания: крест, гладь, ленты, изонить. (Приложение 2)

С тех пор, ничего не изменилось, в свободное время она также продолжает вышивать. Но помимо этого, еще и нас учит различным видам вышивания во время кружковой деятельности.

Дзиова Ольга Борисовна, учитель начальных классов, рассказала мне о своём любимом способе вышивания - вышивка на швейной машинке. (Приложение 3)

Дзабаева Ивета Эльбрусовна, завуч нашей школы, в свободное время занимается алмазной вышивкой, а также вышиванием крестом.(Приложение 4)

Также выяснил, что кружок «Волшебный стежок» посещают 40 учащихся нашей школы. Дети в кружке различного возраста от 7 до 14 лет. И большинство учащихся стараются успеть освоить все виды вышивания, что доказывает творческая выставка в холе нашей школы. (Приложение 5)

Две ученицы из нашей школы со своими работами одержали победу в районном конкурсе. (Приложение 6)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проведя исследования, узнав много новой информации о вышивании гладью, я решил овладеть данной техникой.

Моё знакомство с вышиванием в технике гладь, началось с нуля. До этого я ни когда не вышивал, даже не держал в руках иголку. Поэтому, прежде чем вышивать какую-нибудь картинку, учитель научил меня правильно делать отдельные стежки: (Приложение 7)

- стежок «вперёд иголку»; (рис. 1)

- строчной стежок; (рис. 2)

- стежок узелком; (рис. 3)

- тамбурный стежок «вприкреп»; (рис. 4)

- стебельчатый шов; (рис. 5)

- петельный шов; (рис. 6)

- простая гладь; (рис. 7)

- художественная гладь. (рис. 8)

Освоив данные техники вышивания гладью, я приступил в выполнению проекта. Итак, свою вышивку я начал с того, что на ткань нанёс рисунок с помощью копировальной бумаги, для того чтобы не совершить ошибок во время вышивания. Далее поместил ткань в пяльцы. У меня они были диаметром 200 мм. Подобрал необходимые цвета ниток. Обычно пасма мулине состоит из 6-ти тонких ниточек. Для своего проекта я использовал разное количество нитей, в зависимости от рисунка.

Выполняя проект, я постарался использовать все изученные техники вышивания гладью. (Приложение 8)

Готовую работу оформил в рамку. Мама будет счастлива, если я подарю ей картину, изготовленную своими руками, на её день рождения. Пожалуй, это лучшее решение.

Вышивка гладью является одним из популярных видов рукоделия. Трудно ли научиться вышивать? Как и любое начинание, вышивание требует внимательности и аккуратности, а главное — большого желания и усидчивости. Если у вас есть все эти качества характера, научиться вышивать нетрудно.

Работая над проектом, я много узнал об истории вышивки, способах и видах вышивания. В ходе исследования мне приходилось общаться с людьми разного возраста: как с учениками школы, так и с учителями; работать с книгами и интернетом в поиске новой информации.

По результатам анкетирования и опроса учеников и учителей, выяснил, что женщины большинства семей когда-либо занимались вышиванием гладью, а некоторые, и в настоящее время продолжают.

62,5 % опрошенных учащихся умеют вышивать гладью. Из учителей 86,6% опрошенных знакомы с вышиванием гладью, но 66,69 % в данный момент занимаются другими видами вышивания.

Таким образом, но основе полученных результатом исследований на базе МБОУ СОШ с.Фарн, можно сказать, что вышивка гладью в настоящее время актуальна в с.Фарн.

Цели и задачи научно-исследовательской работы, считаю выполненными.

В дальнейшем планирую работать над проектом «Удивительный мир вышивки», так как в ходе исследования, я выяснил, что большая часть учащихся и учителей школы заинтересованны не только вышивание гладью, но и такими видами вышивки как алмазная, крест, ленты, изонить.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Ермакова С.О. Вышиваем крестом. Подарки к праздникам. – Москва: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 240 с.

Миронова Т. Вышиваем гладью. Основы и лучшие техники. – Москва: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 240 с.

Пермякова М. Рукоделие. – Москва: «Премьера», 1999. – 176 с.

Хворостухина С.А. Вышиваем гладью. Идеи для домашнего уюта. – Москва: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 240 с.

Читайте также: