Вышивание крестиком 6 класс технология

Обновлено: 25.04.2024

· воспитывать любовь и уважение к творчеству народных мастеров.

ВложениеРазмер
Техника вышивания: шов «крестик». 27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Техника вышивания: шов «крестик». Практическая работа .

Цель урока: учащиеся познакомятся с технологией вышивания.

  • Ознакомить с историей возникновения вышивки крестом, с композиционным построением рисунка.
  • Продолжить отрабатывать навыки по выполнению счетных швов .
  • учащиеся будут развивать внимание, память, творческие способности.
  • воспитывать любовь и уважение к творчеству народных мастеров.

Тип урока: освоение нового материала.

Стратегии: Организация учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный метод.

Самостоятельной познавательной деятельности учащихся: выполнение практической работы;

Контроля и самоконтроля: самооценка своей работы учащимися, мини-выставка.

Материалы и оборудование:

Мини-выставка « Чудо-крестик», образцы вышивки, схемы, презентация «Вышивка крестом» ткань, нитки “Мулине”, ножницы, игла.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Сегодня, когда зашли в класс, вы внимательно посмотрели все экспонаты на мини-выставке. Скажите, что вам понравилось? Что объединяет эти предметы?

Сегодня на уроке познакомимся с историей возникновения вышивки крестом, с композиционным построением рисунка. Научимся вышивать.

2. Объяснение нового материала.

А) Беседа. Слайд (4)

  • Какие виды рукоделия вы знаете?
  • Где чаще всего встречается вышивка?
  • Какие виды вышивки вам знакомы?
  • Откуда взяла свое начало вышивка, кто занимается этим творчеством?

Исторические сведения. ( слайд5)

“Мы можем только догадываться, где и когда люди впервые стали использовать иглу и нить для сшивания кусков ткани. На основании древнейших рисунков документов и преданий можно предположить, что люди шили и вышивали с древних времен. Но в отличие от глины, дерева и металла, ткани не выдерживают испытания временем. Влага и солнце достаточно быстро приводит ткань в негодность, поэтому до наших дней сохранились лишь несколько образцов шитья и вышивки, изготовленных до XV века. В качестве нитей использовали растительные волокна и жилы животных. В X1V веке уже применялись железные иглы с крючком, заменяющим ушко для удерживания нити. Металлические иглы с ушком появились в Европе только в ХV веке”.

Люди всегда стремились украшать ткань вышивкой или, нашивая на нее драгоценные камни, ракушки, бисер, кусочки стекла, металла или кожи. Такие ткани очень высоко ценились в обществе - они указывали на богатство и власть своих хозяев. Кроме одежды люди украшали предметы быта.

“На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов.

Большое место в узорах русской и славянской вышивке занимают орнаменты, растения и животные геометрической формы. Мотивы женской фигуры, всадника, цветущего дерева, а также ромба с его разновидностями, квадраты, треугольники занимают большое место в народной вышивке. Ромб, крест означают крест, женщина, растение символизирует плодородие, птица – наступление весны. В основном это были счетные швы и гладь.

В странах Востока чаще всего использовали золотую нить, шелк, серебро по таким тканям, как бархат, атлас, шелк, сукно, шерсть. Отдавали предпочтение красному, фиолетовому, синему и зеленому цветам. В орнаментах восточных вышивок преобладают изображения животных, птиц, квадратов и ромбов. Использовали гладь, тамбурный и стебельчатый швы.

Виды рукоделия. (образцы представлены на мини- выставке)

- работа с кожей и т. д.

Вышивка – один из популярных видов отделки одежды.

Инструменты и приспособления. Слайд (6)

Чтобы выполнить вышивку, не деформируя ткань, следует использовать пяльцы. (Учитель демонстрирует различные виды пяльцев). Пяльцы могут быть круглыми, квадратными, на подставке или без нее, деревянными или пластмассовыми, с винтом или без, различных размеров. Лучше подобрать пяльцы нужного размера с винтом.

Кроме пяльцев понадобятся следующие инструменты:

Ножницы лучше применять трех видов: маленькие с острыми концами, для подрезания и выдергивания нитей в ткани; средние для обрезания ниток при вышивании; большие для разрезания ткани и мотков ниток.

Иглу подбирают с большим ушком и тупым концом.

Наперсток применяют при прокалывании иглы через ткань. Его подбирают по размеру, бывают с донышком или без.

Утюг необходим для проутюживания ткани до работы, и после вышивания.

Копировальная бумага необходима для перевода рисунка на ткань.

Материалы. Показ образцов.

“- Пластиковая канва применяется в качестве основы, ее не нужно удалять после вышивки.

- накладная канва наметывается на ткань и выдергивается после работы.

-плотная канва (“Рогожка”) используется для постоянного назначения.

Лен – ткань с толстыми нитями. Чаще всего используется для вышивки крестом.

Хлопчатобумажная ткань обладает прочностью и мягкостью. Эти свойства ткани важны в данной работе. Используется для глади, ришелье, креста и контурной вышивки.

Мешковина – ткань с редкой структурой. Используется реже других видов тканей.

Кроме тканей необходимо правильно подобрать нитки.

“Нитки должны быть хорошо окрашенными, прочными, должны хорошо пружинить при растягивании.

Нитки “Мулине” продаются в моточках, поэтому после разрезания они часто путаются. Их следует наматывать на шпульки или хранить в специальных органайзерах, откуда далее их легко извлечь”.

Рисунки для вышивки

Рисунки для счетной вышивки и для свободной отличаются друг от друга.

Если размер рисунка не устраивает, то следует уменьшить его или увеличить.

Учитель комментирует выполнение вышивки.

“Первый прокол выполняется из левого нижнего угла в правый верхний угол. Таким же образом выполняются все остальные стежки. Игла выводится горизонтально вниз.

Игла выводится на лицевую сторону, следующий стежок перекрывает предыдущий в другом направлении. Игла вкалывается в проколы первой строчки.

После того, как ряд креста выполнен, игла выводится вниз.

А теперь посмотрите на работы ваших сверстников. Вам нравятся они? Слайды (12-15)

Повторение правил техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

  • Иглу хранить в игольнице. При потере обязательно найти ее. При поломке вколоть в ткань и отдать учителю. Не размахивать иглой по сторонам.
  • Ножницы передавать кольцами веред. Должны лежать с сомкнутыми лезвиями.

Повторить все этапы выполнения вышивки.

3 . Практическая работа.

  • Учащиеся выполняют упражнения на канве.
  • Вышивка по схеме.

4. Подведение итогов урока.

  1. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
  2. Что больше всего вас заинтересовало?
  3. Какую вышивку выполнять быстрее и проще?

1) Назовите виды рукоделия.

2) Назовите виды вышивки.

3) Какие инструменты применяются при вышивании?

4) Какие материалы можно использовать для вышивки?

5) Расскажите технику вышивания креста.

2. Выставление оценок.

Объявить оценки учащихся за работу. Показать лучшие работы. Назвать типичные ошибки и способы их исправления.

5. Домашнее задание.

Продолжить вышивание крестиком по схеме.

Журнал Diana Креатив №3,№7 ,11.2007г.

Домоводство и обучающий труд : Учебное пособие / Составитель А.П. Тарасова.-С- Пб.:МиМ-Экспресс, 1996.

Технология. Учеб. для учащихся 6 кл . общеобразоват. шк. (вариант для девочек) / В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О. А. Кожина и др.; Под ред. В.Д. Симоненко. М.:Вентана-Граф, 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (8 класса). "Техника приема и передачи мяча снизу двумя руками, совершенствование нижней прямой подачи мяча."

Задачи урока:1) Образовательные:2) Закрепление технике приема и передачи мяча снизу двумя руками, совершенствование нижней прямой пода.


Изонить - техника вышивания

Ниточный дизайн (изонить) - · это искусство конструирования и изготовления изделий самого различного жанра с помощью цветных ниток;· это новый способ отражения действительности без художес.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 7 КЛАСС Тема: Совершенствование техники ведения мяча. Освоение техники остановки мяча.

Тема урока:Совершенствование техники ведения мяча. Освоение техники остановки мяча.Раздел:ФутболЦель урока:Развитие физических качеств (скоростных и координационных способностей)Задачи урока:1. Обучен.


Презентация мастер-класс "Техника канзаши. Изготовление тюльпанов в технике канзаши"

Наглядный материал в виде презентации к уроку "Техника канзаши. Изготовление тюльпанов".

Технологическая карта урока технологии "Понятие «техника». Классификация техники"

Технологическая карта урока технологии в 5 классе на тему "Понятие «техника». Классификация техники".


Презентация урока по теме:«Техника преодоления подъёмов. Техника прохождения спусков и неровностей»

laquo;Техника преодоления подъёмов. Техника прохождения спусков и неровностей».


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для обучающихся 10-11 класса Тема урока: Волейбол. Овладение техникой нападающего удара.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕдля обучающихся 10-11 классаТема урока: Волейбол. Овладение техникой нападающего удара.Цель: обучение технике верхней передачи мяча в прыжке.Задачи урока: 1) Воспи.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока 6 класс. Технология.

Учитель технологии МБОУ «Ясновская СОШ» Коренева Ю.Р.

Тема урока: «Техника вышивания: шов «крестик».

Тип урока – комбинированный.

Цель урока: учащиеся познакомятся с технологией вышивания.

Ознакомить с историей возникновения вышивки крестом, с композиционным построением рисунка.

Продолжить отрабатывать навыки по выполнению счетных швов.

учащиеся будут развивать внимание, память, творческие способности.

воспитывать любовь и уважение к творчеству народных мастеров.

Организация учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный метод.

Самостоятельной познавательной деятельности учащихся: выполнение практической работы;

Контроля и самоконтроля: самооценка своей работы учащимися, мини-выставка.

Материалы и оборудование:

Мини-выставка « Чудо-крестик», образцы вышивки, схемы, презентация «Вышивка крестом» ткань, нитки “Мулине”, ножницы, игла.

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Сегодня, когда зашли в класс, вы внимательно посмотрели все экспонаты на мини-выставке. Скажите, что вам понравилось? Что объединяет эти предметы?

Сегодня на уроке познакомимся с историей возникновения вышивки крестом, с композиционным построением рисунка. Научимся вышивать.

2. Объяснение нового материала

Какие виды рукоделия вы знаете?

Где чаще всего встречается вышивка?

Какие виды вышивки вам знакомы?

Откуда взяла свое начало вышивка, кто занимается этим творчеством?

Немного из истории

“ Мы можем только догадываться, где и когда люди впервые стали использовать иглу и нить для сшивания кусков ткани. На основании древнейших рисунков документов и преданий можно предположить, что люди шили и вышивали с древних времен. Но в отличие от глины, дерева и металла, ткани не выдерживают испытания временем. Влага и солнце достаточно быстро приводит ткань в негодность, поэтому до наших дней сохранились лишь несколько образцов шитья и вышивки, изготовленных до XV века. В качестве нитей использовали растительные волокна и жилы животных. В X1V веке уже применялись железные иглы с крючком, заменяющим ушко для удерживания нити. Металлические иглы с ушком появились в Европе только в ХV веке”.

Люди всегда стремились украшать ткань вышивкой или, нашивая на нее драгоценные камни, ракушки, бисер, кусочки стекла, металла или кожи. Такие ткани очень высоко ценились в обществе - они указывали на богатство и власть своих хозяев. Кроме одежды люди украшали предметы быта.

“ На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов.

Большое место в узорах русской и славянской вышивке занимают орнаменты, растения и животные геометрической формы. Мотивы женской фигуры, всадника, цветущего дерева, а также ромба с его разновидностями, квадраты, треугольники занимают большое место в народной вышивке. Ромб, крест означают крест, женщина, растение символизирует плодородие, птица – наступление весны. В основном это были счетные швы и гладь.

В странах Востока чаще всего использовали золотую нить, шелк, серебро по таким тканям, как бархат, атлас, шелк, сукно, шерсть. Отдавали предпочтение красному, фиолетовому, синему и зеленому цветам. В орнаментах восточных вышивок преобладают изображения животных, птиц, квадратов и ромбов. Использовали гладь, тамбурный и стебельчатый швы.

Виды рукоделия. (образцы представлены на мини-выставке)

- работа с кожей и т. д.

Вышивка один из популярных видов отделки одежды.

Инструменты и приспособления

Чтобы выполнить вышивку, не деформируя ткань, следует использовать пяльцы. (Учитель демонстрирует различные виды пяльцев). Пяльцы могут быть круглыми, квадратными, на подставке или без нее, деревянными или пластмассовыми, с винтом или без, различных размеров. Лучше подобрать пяльцы нужного размера с винтом.

Кроме пяльцев понадобятся следующие инструменты:

Ножницы лучше применять трех видов: маленькие с острыми концами, для подрезания и выдергивания нитей в ткани; средние для обрезания ниток при вышивании; большие для разрезания ткани и мотков ниток.

Иглу подбирают с большим ушком и тупым концом.

Наперсток применяют при прокалывании иглы через ткань. Его подбирают по размеру, бывают с донышком или без.

Утюг необходим для проутюживания ткани до работы, и после вышивания.

Копировальная бумага необходима для перевода рисунка на ткань.

Материалы. Показ образцов.

- Пластиковая канва применяется в качестве основы, ее не нужно удалять после вышивки.

- накладная канва наметывается на ткань и выдергивается после работы.

- плотная канва (“Рогожка”) используется для постоянного назначения.

Лен – ткань с толстыми нитями. Чаще всего используется для вышивки крестом.

Хлопчатобумажная ткань обладает прочностью и мягкостью. Эти свойства ткани важны в данной работе. Используется для глади, ришелье, креста и контурной вышивки.

Мешковина – ткань с редкой структурой. Используется реже других видов тканей.

Кроме тканей необходимо правильно подобрать нитки.

Нитки должны быть хорошо окрашенными, прочными, должны хорошо пружинить при растягивании.

Нитки “Мулине” продаются в моточках, поэтому после разрезания они часто путаются. Их следует наматывать на шпульки или хранить в специальных органайзерах, откуда далее их легко извлечь”.

Рисунки для вышивки

Рисунки для счетной вышивки и для свободной отличаются друг от друга.

Если размер рисунка не устраивает, то следует уменьшить его или увеличить.

Техника выполнения (шов крестик)

Учитель комментирует выполнение вышивки

Первый прокол выполняется из левого нижнего угла в правый верхний угол (слайд 8). Таким же образом выполняются все остальные стежки. Игла выводится горизонтально вниз.

Игла выводится на лицевую сторону, следующий стежок перекрывает предыдущий в другом направлении. Игла вкалывается в проколы первой строчки (слайд 9).

hello_html_64560784.jpg

После того, как ряд креста выполнен, игла выводится вниз

А теперь посмотрите на работы ваших сверстников. Вам нравятся они?

Вводный инструктаж.

Повторение правил техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

Иглу хранить в игольнице. При потере обязательно найти ее.

При поломке вколоть в ткань и отдать учителю.

Не размахивать иглой по сторонам. Не шить ржавой иглой.

Шить с наперстком

Ножницы передавать кольцами вперёд, держась за сомкнутые лезвия. Должны лежать с сомкнутыми лезвиями.

Ножницы должны быть хорошо заточены. Хранить в футляре.

3 . Практическая работа.

Повторить все этапы выполнения вышивки.

Учащиеся выполняют упражнения на канве

Вышивка по схеме.

4. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Что больше всего вас заинтересовало?

Какую вышивку выполнять быстрее и проще?

Назовите виды рукоделия.

Назовите виды вышивки.

Какие инструменты применяются при вышивании?

Какие материалы можно использовать для вышивки?

Расскажите технику вышивания креста.

2. Выставление оценок.

Объявить оценки учащихся за работу.

Показать лучшие работы.

Назвать типичные ошибки и способы их исправления.

5. Домашнее задание.

Продолжить вышивание крестиком по схеме

6. Литература.

1. Технология. Технология ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования

Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цели:
Ознакомить с историей возникновения вышивки;
Научить технике выполнения счетных швов;
Воспитывать любовь к одному из древнейших видов искусств- вышивке;
Развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе.

Вышивка крестом — один из древнейших видов рукоделия, которым увлечено множество женщин и мужчин по всему миру. И это не удивительно, ведь все что надо для вышивания — это терпение, терпение и еще раз терпение. Но стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет.
Вышивка – это тот вид рукоделия, который создается на многие годы, делая теплым и уютным ваш дом, радуя вас и привлекая интерес окружающих.

Вышивка-это техника украшения изделий различными стежками из ниток.
Вышивка крестом-
Счетная вышивка;
это способ вышивания
рисунка на канве
с помощью иглы
и цветных нитей
мулине.

Немного из Истории
Вышивка – искусство, история которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.
Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бус, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блёсток, а также и монет.

Инструменты и материалы для вышивки крестом
Нитки для вышивания (мулине и т.д.)
Пяльцы
Игла для вышивки
Канва
Рисунки
Карандаши
Ножницы, сантиметр, лупа

Канва
В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси и даже пластик), но главный ее показатель — размерность канвы — идет из английских традиций и указывается числом, означающим число крестиков на дюйм ткани.

Накладная канва — это канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения. Так же для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки ее достаточно опустить в теплую воду и канва растворится.
В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест». Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется счётным крестом

Виды вышивки крестом
Простой крест начинают вышивать слева снизу по диагонали направо вверх, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении.
Полукрест — первый стежок шитья обыкновенного крестика.

Пропуск стежков
Если внутри строки есть пропуск (не более 3 стежков), то можно соединить строку, пропустив нить по диагонали под тканью. Пунктиром показано прохождение нити по изнаночной стороне.

Строчка по-диагонали
Стрелкой показано направление строчки, пунктиром - прохождение нити по изнаночной стороне.

Отступ внутрь и отступ наружу
Пунктиром показано прохождение нити по изнаночной стороне. Стрелка указывает на начало первого крестика.

Порядок выполнения работы
- Приступайте к работе соблюдая правила техники безопасности.
Канву необходимо отутюжить.
Рассчитайте по схеме место начала работы или переведите необходимый рисунок.
Закрепите канву в пяльцах.
Вставьте в иглу для вышивки
нитки (мулине) нужного цвета.
Вышивайте по схеме.
Выполняйте работу аккуратно!

Способы закрепления нити
Метод «петля»
При чётном числе волокон нити.

Если же вы вышиваете нечетным количество нитей, то можно использовать методы:
- Без узелка(лицевая сторона)

- Под стежками (изнаночная сторона)

Этапы выполнения крестика
На рисунке показано как выполняется один крестик и ряд из них. Номерами показан порядок выполнения стежков (традиционный и датский методы).
Основное правило — верхние стежки должны лежать в одном направлении.

Краткое описание документа:

Тема урока: Вышивка швом « простой крест».

Тип урока: комбинированный.

Обучающая – совершенствовать умения и навыки при вышивке крестом, ознакомить с видами орнамента , подготовить учащихся к проектной деятельности.

Развивающая – развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимательность.

Мотивационная – побудить интерес к вышивке крестом через икт.

Воспитательная – воспитывать аккуратность, точность в работе, эстетичность, трудолюбие.

Оборудование: рабочая тетрадь, инструкционные карты, нитки мулине, канва, пяльцы, игла ручная, ножницы, наперсток, линейка, карандаш , готовые вышитые изделия, журналы вышивок, мультимедийный проектор.

1. Организационный момент

Отметка отсутствующих, дежурных.

Тема нашего урока: Вышивка швом «простой крест».

Сегодня мы продолжим отрабатывать навыки по выполнению счётного шва - шва «простой крест», познакомимся с видами орнамента, применяемого в счётной вышивке.

Многие из вас могут выбрать вышивку крестом темой творческого проекта и сегодняшний материал использовать для правильного его оформления.

. 3. Повторение ранее изученного материала.

По пройденному материалу проведём тест.

1. Назовите материалы, инструменты и приспособления, применяемые при вышивке шва «простой крест».

( канва, нитки мулине , иглы для вышивки. ножницы, пяльцы, напёрсток, сантиметровая лента, линейка, карандаши) .

2. Что такое канва ?

(Канва – это специальная ткань для вышивки, её структура представляет собой мелкие клеточки , предназначенные для проколов иглы )

3. Как выполнить простой крест по горизонтали?

( одиночный крестик выполняют в два приёма , начиная с нижнего левого угла: первый стежок – снизу слева вверх направо, второй снизу справа вверх налево . Если в горизонтальном ряду нужно вышить несколько крестиков подряд , то стежки выполняют сначала в одну сторону, а затем перекрываются стежками, направленными в другую сторону. Основные стежки выполняются слева – снизу направо вверх , а перекрывающиеся - справа-снизу налево – вверх.

4. Как выполняют простой крест по вертикали?

( При вышивке вертикальными рядами каждый крестик вышивают полностью )

5. Как выполняют простой крест по диагонали?

( При выполнении шва крестом по диагонали каждый крестик вышивают полностью )

6. Какие требования предъявляются к вышивке?

( Все верхние стежки должны лежать в одном направлении . Правильно выполненный крест

На изнаночной стороне образует ровные полосы в одном направлении: по вертикали или по горизонтали. На изнаночной стороне работы допустимы протяжки ниток в пределах трёх клеток )

4. Объяснение материала.

Что такое орнамент?

(Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров)

Повторяющиеся элементы в орнаменте называются раппортом.

Орнамент зависит от формы, назначения и материала из которого выполняются изделия.

Он оформляет и украшает изделие, подчёркивая нужные элементы.

Для украшения середины или края изделия применяют – ленточный орнамент.

Ритмично заполнить всю поверхность узором помогает сетчатый орнамент.

Хорошим украшением центральной части изделия может служить центрический или розеточный орнамент, в котором отдельные элементы вписываются в какую-либо геометрическую фигуру.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, которые подчёркивают край одежды.

В красочных орнаментах , украшавших полотенца и подзоры, воплощались изображения фантастических зверей, птиц , растений.

В изображения орнамента закладывался определённый смысл:

- источники света – солнце и луну - обозначали фигурами в виде ромба, квадрата или круга;

- воду – горизонтальной волнистой линией;

- огонь и молнию – скрещивающимися линиями;

- поверхность земли – прямая горизонтальная линия.

5. Практическая работа учащихся

У вас на столе лежат схемы орнаментов .

1. Рассмотрите схемы орнаментов.

2. Выберите одну из схем.

3. Выполните вышивку орнамента нитью в два сложения по одной из предложенных схем, соблюдая требования по вышивке шва «простой крест» и правила техники безопасности .

Во время вышивания следует помнить о правилах техники безопасности.

Давайте вспомним их:

1.Хранить иголки в специально отведенном для этого месте: подушечке, игольнице.

2. Не шить ржавой иглой.

3. Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец.

4. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

5. Передавать ножницы кольцами вперед.

6. Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки.

7. Ставить утюг на подставку.

8.Следить за положением терморегулятора в зависимости от вида ткани.

9 .Не оставлять без присмотра включенный утюг.

. Ваша работа будет оцениваться по следующим критериям :

1. Соблюдение ТБ.

2. Правильное выполнение счётного шва – шва «простой крест».

3. Соблюдение требований к изнаночной стороне вышивки.

4. Объём выполненной работы.

6. Оценка знаний и умений.

1.Учащиеся самостоятельно оценивают свои работы (самооценка)

2.Учащиеся оценивают работу соседа ( взаимооценка)

3.Подводится итог практической работы.

1. Экспресс – выставка.

2. Вопросы учащимся.

Чем мы занимались сегодня на уроке?

( мы отрабатывали навыки по выполнению счётного шва «простой крест», познакомились с видами орнамента)

Ч то вам понравилось на уроке? (Показ слайдов , информация об орнаменте)

Где можно применить знания и умения, полученные сегодня на уроке ?

(Можно выбрать «вышивку крестом» темой творческого проекта)

1. Принести материалы и инструменты для вышивки.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Вышитые картины – это один из тех элементов декора интерьера, которые никогда не выйдут из моды. Вышитыми картинами и панно украшали свои дома еще наши бабушки и прабабушки. Тем не менее, красивые вышитые натюрморты, пейзажи, портреты и иконы способны преобразить и украсить самый современный интерьер. Картины ручной работы – это всегда неповторимо и оригинально, они привлекают внимание и производят неизгладимое впечатление на гостей.

Вышитые картины ценны еще и тем, что они несут не только внешнюю красоту, но и гораздо большее – тепло умелых рук, любовь, положительную теплую энергетику. Поэтому интерьер, в котором есть вышитые картины, становится таким теплым, домашним.

Вышитыми картинами можно украсить любую комнату в квартире – кухню, гостиную, спальню и даже детскую. Главное, чтобы картина (и рама, и рисунок) гармонично вписалась в стиль интерьера и по цвету, и по тематике. Для кухни подойдет вышитая картина-натюрморт, с аппетитными фруктами и красивыми вазами. Для гостиной можно вышить чей-то портрет или живописный пейзаж в таких тонах, которые подойдут под цветовое решение комнаты. В детской комнате тоже найдется место для яркой и красочной вышитой картины с изображением сказочных персонажей или забавных зверюшек.

Вешать вышитые картины нужно примерно на уровне глаз человека, чтобы была возможность оценить всю красоту этой ручной работы. Если вышитых картин в доме много, то те, что размером побольше, нужно разместить на стене немного выше, а маленькие – ниже.

2.Определение конкретной задачи и её формулировка

Я выбрала вышивку крестиком, потому что мне очень нравится эта техника.

3.Выявление основных потребностей к изделию

По моему мнению, изделие должно быть аккуратно вышито, чистым, поглаженным и красивым.

Вышивание крестом – один из самых распространенных видов народного искусства. История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков, когда появился первый стежок, сделанный первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Материалом для вышивки крестом служили: жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, а так же применяли натуральный волос.

Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются учеными VI-V веками до н.э. Созданы они были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани, рисунок выполнялся волосом, шелком-сырцом, золотыми и серебряными нитями. Вышивальное искусство Древнего Китая оказало огромное влияние на рукоделие Японии, России и других стран.

Первые ткани, которые были пригодны для вышивки, делали из шерсти. Но пальму первенства заняла льняная ткань, которая отличалась белизной и подходящей структурой. Ее родиной является Древняя Индия.

Особой популярности вышивка крестом достигла в Западной Европе в XVI столетии. Это был период популярности церкви, и вышивали чаще всего иконы, библейские сцены и тексты молитв.

Так же широко использовали вышивку и на Востоке. Там вышивали чаще всего цветы и использовали огромное количество цветов. Вышивки Ирана и Индии отличались множеством растительных мотивов, изображением различных птиц. Вышивки Византии отличались красотой шелкового шитья и разнообразными узорами.

В России вышивка крестом имеет древнюю историю. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить от нечистой силы, дурного глаза и прочих напастей.

Вышивкой на Руси украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта. Мотивы, используемые вышивальщицами, были разнообразны. Чаще всего можно встретить изображение человеческой фигуры с поднятыми вверх руками, священного дерева, символических райских птиц и сказочных животных.

Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка крестом подразделялась на крестьянскую (народную) и городскую. Народная вышивка была связана с обычаями русского крестьянства, а городская вышивка крестом испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.

К 13-15 годам крестьянские девочки должны были подготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, головные уборы. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство мастерства невесты.

На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Эти находки относятся к IX-XII векам. Значит, вышивка крестом существовала и развивалась в эпоху Древней Руси. С языческих времен вышивальщицы создавали в своих вышивках крестом сцены бытовой жизни. Вышивкой украшали простыни, свадебные и праздничные рубахи, полотенца, занавеси, холщевые сарафаны, платки. Позднее, в христианские времена, на Руси появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы зеркала и окна.

5.Разработка идей, вариантов

Я посмотрела много схем в Интернете. Все они очень красивые.

6.Анализ идей и выбор лучшего варианта

Но так как мне нравятся зверюшки, то я решила вышить зайчонка

7.Составление опорной схемы размышления

8.Выбор материалов, инструментов, оборудования

Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, пяльцы, ткань.

Вышивают разными нитками: ирисом, мулине, штапельными, шелковыми, шерстяными, катушечными. Нитки мулине, чтобы не путались, заплетают нетуго в косичку, разрезав моток там, где узелком связано его начало и конец. Вытягивать надо по одному шнурочку (6 тонких нитей) из центра косички. При выборе ниток для вышивания требуется владение определенными знаниями и опытом. Качественные нитки должны быть ровными, иметь яркую, чистую окраску, не линять, не выгорать на солнце. У ведущих производителей (DMC, Gamma, Anchor, Madeira) имеется мулине не только однотонное, но и меланжевое (с плавным переходом от более светлого тона к более темному одного и того же цвета), мультиколор (с плавным переходом из одного цвета в другой), металлик.

Иглы подбирают в зависимости от плотности ткани и вышивальных ниток. Чем плотнее ткань и толще нитки, тем должна быть толще игла, и наоборот, чем тоньше ткань, тем тоньше иглы и нитки. Иглы должны быть с большими овальными ушками, чтобы легко вытягивать вышивальные нитки. Для вышивки можно использовать штопальные иглы.

Вышивать надо с наперстком. Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоев ткани, при подшивании краев изделия. Наперсток надевают на средний палец правой руки, подбирая точно по размеру пальца. Он должен плотно прилегать к пальцу, не сжимать и не спадать с пальца. Он предохраняет палец от уколов иглой.

Ножницы для работы нужно иметь трех видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдергивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы должны быть хорошо заточены, концы лезвий должны полностью замыкаться.

Сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки узоров на ткани, при выполнении швейных работ.

Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранении ее от деформации, а вышитый узор от стягивания. Заправлять ткань в пяльцы надо так, чтобы не получалось перекосов, иначе вышитый узор деформируется после снятия ткани с пялец. Пяльцы могут быть прямоугольные и круглые. Они состоят из двух обручей диаметром 20-40 см, входящих один в другой. Размер пялец может варьироваться в большом диапазоне: от маленьких круглых, которые держат в одной руке, до больших прямоугольных рам, которые крепятся к подставке и стоят на полу. Использование пялец, которые крепятся к рабочему столу или стоят на полу, удобнее тем, что при работе с ними обе руки свободны, что делает вышивание быстрее и точнее. Ранее пяльцы делали из дерева, кости, в том числе слоновой. Современные модели чаще всего изготовлены из дерева или пластмассы .

9.Последовательность изготовления изделия

Ткани и нитки для вышивки выбирают в зависимости от назначения будущего изделия, характера узора и способа его выполнения.

Крестом вышивают по тканям, на которых отчетливо видны нити основы. Один стежок крестом должен полностью заполнять один маленький квадратик ткани. Поэтому крестом вышивают на полотнах, сотканных на основе квадрата, то есть на полотнах, где нити основы и утка расположены под прямым углом друг к другу и где эти нити одинаковой толщины. Лучше всего в качестве ткани для счетной вышивки использовать полотна наподобие льняных.

Для выполнения вышивки применяются льняные и хлопчатобумажные мерсеризованные нитки и мулине разных цветов. Мулине имеет прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Пригодны также шерстяные, штапельные, шелковые, синтетические нитки (кашмилон, лавсан, капрон), ирис, хлопчатобумажный и шерстяной гарус. Моток мулине раскрывают и разрезают в том месте, где находится узелок. Моток состоит из 14 пасм, в каждой из которых 6 тонких ниточек.

Аккуратное и надежное закрепление нити – это основа вышивки. Это красота изнанки и долговечность вышивки. Плохо закрепленные кончики нитей вылезут при первой же стирке. Есть простые (даже где-то банальные) требования к этому важному аспекту вышивания:

⇒ стараться не прятать кончики темных нитей под стежки, выполненные светлыми нитями. Иногда, правда, это требование выполнить невозможно, например, единичный темный стежок глаза на светлом лице, и тогда нужно внимательно смотреть, чтобы спрятанный кончик не просвечивал на лицевую сторону;

⇒ при окончании вышивки нитью, закреплять ее не менее, чем под 4-5 стежками на изнаночной стороне;

⇒ уже закрепленный кончик нити обрезать вплотную к ткани, иначе к концу работы ваша изнанка будет похожа на махровое полотенце.

Если вы вышиваете четным количеством нитей, то стараться закреплять нить в начале вышивки, используя метод «петля».

Стремление к красивым и ровным крестикам, как и к красивой изнанке, может только вызывать уважение. Конечно, само понимание ровных крестиков приходит не сразу, но, вкладывая душу в вышивку, не стоит забывать и о технике. Добиться идеальных крестиков будет легче, если придерживаться некоторых правил:

⇒ не использовать слишком длинную нить;

⇒ внимательно следить за тем, чтобы верхние стежки были всегда направлены в одну сторону ( «/» – нижний стежок,» \» – верхний стежок);

⇒ при вышивке нить скручивается, и это значительно ухудшает внешний вид крестиков. Дайте игле свободно повисеть несколько секунд, и нить раскрутится сама;

⇒ при вышивке любым количеством нитей, кроме одной, нужно следить за тем, чтобы ниточки ложились ровно, не перекручиваясь между собой.

Вышивка простым крестиком.

Для удобства лучше всего натянуть работу на специальную рамку для вышивания – пяльцы.
Для того, что бы вышивка была более наглядная, все верхние стежки должны лежать в одну сторону (в одном направлении), для этого нужно сразу привыкнуть выполнять нижний стежок крестика от верхней левой стороны к нижней правой. Строчка из крестиков вышивается в два приема: сначала вышиваем строчку из нижних стежков в нужном количестве, затем заканчиваем крестики верхними стежками.

10.Правила безопасного труда

Очень важно обратить внимание на рабочее место при вышивании. Лучше всего оборудовать его у окна, потому что необходимо хорошее освещение во время работы, это позволит Вам сохранить свое зрение.

В темное время суток обязательно используйте настольную лампу или же специальную лампу для вышивания, которая имеет прищепку в основании и крепится непосредственно на пяльцы.

Рабочий стул должен быть удобным, с твердой спинкой и соответствовать росту, чтобы работа над изделием не утомляла. Сидеть необходимо свободно и ровно. Корпус держать прямо, слегка наклонив голову к работе. Ноги не должны висеть, необходимо их поставить на что-нибудь твердое.

Если у Вас не очень хорошее зрение или же Вы работаете с мелкой канвой, то обязательно используйте подходящие Вам очки или лупу для вышивания, которая крепится на пяльцы.

Так же необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами:

  • осторожно пользоваться инструментами;
  • не вкалывать во время работы иглу в одежду или не оставлять ее на рабочем месте;
  • игла всегда должна быть с ниткой, в случае потери ее сразу же надо искать (для этого полезно иметь магнит, с его помощью можно легко найти упавшую иглу);
  • не шить ржавой иглой;
  • иглы хранить в игольнице;
  • иглу не брать в рот;
  • хранить ножницы в специальной укладке;
  • не откусывать нитку зубами, а отрезать ножницами;
  • передавать ножницы друг другу только кольцами вперед.

12.Контроль качества и экологическое обоснование

Использование ткани, ниток, иголок, ножниц, пялец и т.д., вредных воздействий на организм человека в процессе выполнения работы не оказывает. Оно экологически чистое. Сырьем для получения хлопчатобумажной ткани, ниток является растение хлопок, возделываемое человеком.

На основе выше изложенного считаю, что изготовление и дальнейшее использование моего проекта не влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Подведем итог затраченных средств. Стоимость сантиметровой ленты, наперстка, ножниц не учитываются, т. к. они нашлись у меня дома. Затраты на электроэнергию не учитываем, т.к. работы проводились в дневное время.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)

Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов.

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе.

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в.

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска.


Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области.


Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа.

Читайте также: