Вышивание натюрморта 8 класс технология

Обновлено: 25.04.2024

- формировать знания о применении вышивки в жизни человека.

- формировать знания о многообразии ручных швов в вышивке гладь

- учить выполнению основных приемов вышивки.

- продолжать работу по коррекции и развитию правильной, фразовой речи, памяти, навыкам культуры труда,

-развивать мелкую моторику пальцев рук, координировать движения рук.

- воспитывать творческий интерес к работе,

-воспитывать интерес к предмету,

-воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.

-формировать умение правильной организации рабочего пространства.

Оборудование: образцы вышитых изделий, образцы вышивки элементов, схемы рисунков, нитки для вышивки, ткань, пяльцы, литература.

Инструменты и материалы:

  1. ткань одного цвета,
  2. нитки для вышивки (мулине, полушерсть, шелк),
  3. иголки (с увеличенным ушком),
  4. ножницы (маленькие),
  5. копировальная бумага,
  6. карандаш ТМ,
  7. пяльцы,
  8. образцы вышивки, образцы швов,
  9. инструкционная карта.

2. мультимедийная установка.

1. презентация «Вышивка гладью»,

2. инструкционные карты с видами швов,

3. образцы вышивок гладью.

Девиз урока : глаза страшатся, а руки делают.

I. Организационный момент.

II. Повторение. На прошлом занятии мы познакомились с видами ручных швов, применяемых в вышивке «Гладь».

Давайте вспомним какие это швы? (стебельчатый, крестообразный «козлик»,

тамбурный, петельный, петля «вприкреп».

Вышивка – это вид декоративно-прикладного творчества. Вышивка может применяться для украшения интерьера, отделки швейных изделий.

Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе. Вышивание известно было в глубокой древности, колыбелью вышивки был Восток.

Вышивкой занимались женщины всех слоев населения. В гостиных мещанских и светских домов можно было увидеть пяльцы с начатой работой. Во всех институтах, пансионатах и сиротских заведениях девочек обучали навыкам шитья, т.к. рукоделие было одним из обязательных предметов. Ученицы овладевали искусством вышивки настолько, что могли получать заказы на работу.

Вышивки очень разнообразны, по своей технике одна не похожа на другую. Они отличаются и узорами, и определенными сочетаниями цветов.

На нашем уроке мы рассмотрим один из видов вышивки, который называется «Гладьевая вышивка» или «Вышивка гладью».

- Что такое гладь?

Гладь – это вышивка, при выполнении которой узор заполняется стежками, плотно прилегающими друг к другу. Они образуют гладкую поверхность.

Шагает мастерица по шелку и по ситцу

Очень мал ее шажок, а зовется он … (стежек).

Существует несколько видов глади:

Задание : Вставьте пропущенные буквы в словарные слова:

выш…вка, ст…жки, одност…ронняя, к…сая гла…ь.

Внимательно рассмотрите образцы вышивки и проанализируйте данную вышивку. Учащиеся описывают вышивку (какой рисунок, какие стежки, какой цвет нити и т.д.). Чтобы начать выполнять гладьевые стежки ответьте на вопрос: с чего нужно начать работу по вышивке? (подготовить ткань, рисунок, инструменты). Какую нужно брать ткань? Какими инструментами вы будете пользоваться?

IV. Текущий инструктаж

Перед тем, как приступить к работе, необходимо правильно организовать рабочее пространство, подобрать ткань, нитки, инструменты, приспособления и материалы для перевода рисунка (калька с рисунком, копировальная бумага), выбрать рисунок для вышивки.

Для выполнения практической работы нужно повторить правила безопасной работы с инструментами. Давайте их вспомним:

1. ножницы должны лежать на столе с сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе,

2. ножницы должны быть заточены со смыкающимися лезвиями,

3. без необходимости не перемещаться с ножницами по классу,

4. иголки должны находиться в игольнице,

5. иголки нельзя закалывать в одежду, брать в рот,

6. нельзя шить затупленной или ржавой иглой, шить с наперстком,

7. ножницы передавать кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

Важное значение при выполнении вышивки имеет место следующее:

1. сидеть на всей поверхности стула, чтобы свет падал слева, расстояние от глаз до работы должно быть 25-30 см.

2. сидеть, не опираясь локтями на стол, слегка наклонившись вперед или опираясь на спинку стула.

V. Практическая работа

Как выполняется гладь. На выбранном элементе вышивки выполнить гладьевые стежки:

-двухсторонняя гладь. Заполнить внутреннюю часть элемента стежками, плотно прилегающими друг к другу. Направление стежков должно соответствовать естественному направлению линий (в соответствии с вариантом разукрашивания карандашом данного элемента). Стежки проходят как по лицевой стороне, так и по изнаночной;

-двухсторонняя гладь с настилом. На элементе прокладываются предварительные стежки более толстой нить, чтобы в дальнейшем получилась выпуклая гладь;

-смещенная гладь. Выполнение стежков рядами, когда стежки следующего ряда заходят на стежки предыдущего ряда;

-косая гладь. Стежки выполняются под углом к вертикали, применяется для мелких элементов.

Нитку в ткани нужно закреплять без узлов, прокладывая ее в ткани.

Учитель показывает приемы выполнения. Учащиеся выполняют работу на своих рисунках

Требования к качеству вышивки:

- на изнаночной стороне не должно быть узлов;

- ткань не должна быть стянута;

- контуры элементов должны быть четкими.

- в вышивке должна сочетаться цветовая гамма.

Физкультминутка. Выполнение упражнений по 1-2 минуты.

Упражнения для глаз:

1. открывать и закрывать глаза,

2. вращать глазами по часовой и против часовой стрелке, двигать вправо и влево,

3. прикрыть руками глаза, не надавливая на них,

Упражнения для шейно-воротниковой зоны:

1. поднимать плечи вверх-вниз,

2. вращать плечами вперед-назад,

3. растереть правой рукой левую часть воротниковой зоны, а левой – правую часть.

VI. Заключительная часть

Проверка выполнения работы. Выставление оценок. Лучшие работы. Рефлексия: что узнали нового, что понравилось на уроке, что было интересного, что больше запомнилось.

Тема: Вышивание натюрморта, пейзажа.

Цели: познакомить учащихся с правилами подбора рисунка для вышивания натюрморта, цветовой гаммы, техникой вышивания элементов картины; совершенствовать навыки и приёмы вышивания; познакомить учащихся с особенностями вышивания пейзажа, современными информационными технологиями и их использованием для вышивания; совершенствовать навыки вышивания картин художественной гладью; воспитывать эстетический вкус.

ВложениеРазмер
8_klass_tema_vyshivanie_natyurmorta_peyzazha.docx 26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Вышивание натюрморта, пейзажа.

Цели: познакомить учащихся с правилами подбора рисунка для вышивания натюрморта, цветовой гаммы, техникой вышивания элементов картины; совершенствовать навыки и приёмы вышивания; познакомить учащихся с особенностями вышивания пейзажа, современными информационными технологиями и их использованием для вышивания; совершенствовать навыки вышивания картин художественной гладью; воспитывать эстетический вкус.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала:

Как добиваются плавного перехода тонов в вышивке?

Каким приёмом добиваются эффекта объёмности вышивки?

Каким швом можно выполнить середину цветов?

Вы познакомились с разными видами гладьевых швов. Этих знаний и умений достаточно, чтобы сотворить шедевры – настоящие вышитые картины.

Натюрморт – вид живописи, изображение неодушевлённых предметов: утварь, плоды, дичь, посуда, букеты цветов.

К вышиванию натюрмортов надо подходить как к живописному изображению: подобрать красивую по фактуре и цвету ткань основы, интересный рисунок, если вы рисуете, а если нет, то выразительную репродукцию, фотографию, богатую гамму ниток. Очень разнообразен и красочен выбор тематических календарей, которые можно использовать для вышивания натюрмортов. Рисунок должен быть оригинальным, для начала простым, но не примитивным.

Находка для тех, кто любит натюрморты – грибы. Они сами по себе удивительно живописны, поэтому необходимо их только правильно зарисовать с натуры или подыскать хорошую репродукцию или фото, где видны оттенки. Для выразительности натюрморта можно внести в картину предметы весёлой хохломы, которая нарядно сочетается с коричнево – жёлтыми головками грибов.

Очень декоративно смотрится с маленький объёмный букет, выложенный и вышитый на ткани – основе. С любой открытки, где изображена корзинка с цветами, рисунок контурно переводится на ткань и разными видами швов вышивается.

Игл всегда нужно иметь достаточное количество, лучше всего набор игл от № 1 до № 12. Чаще всего при вышивании картины пользуются средними иглами № 3 – 5 с большим ушком. Если картина вышивается на шёлке или батисте, то иглы берутся тонкие № 2 – 3, а нитки соответственно тоже тонкие: мулине в одну нить, шёлковые и капроновые. Чем тоньше ткань, тоньше игла, тем мельче и аккуратнее нужно делать стежки, чтобы получилась изящная, красивая вышивка.

Край лоскута, на котором вы собираетесь вышивать картину, лучше всего обрезать ножницами «зигзаг», чтобы не махрился. Кроме того, материал – основа должна быть чистым, отутюженным, не очень плотного переплетения, чтобы игла легко входила в ткань.

Техника вышивания натюрморта.

Подберём рисунок и подходящего цвета и фактуры ткань – основу. Рисунок с оригинала переведём на кальку, а затем с неё на основу с помощью копировальной бумаги.

Какими же швами вышивать картину? Это самый сложный вопрос, так как опытная вышивальщица при создании любой картины пользуется разными швами в зависимости от того, что вышивает. Можно вышивать гладью стебельчатым швом, закладывая ею крупные цветы и листья. В этом случае, чем тоньше игла, тем красивее лягут стежки. Также для вышивания картин подойдёт как двусторонняя, так и художественная гладь. Вышивать лучше слоями короткой глади не более 0,5 см в одну нить с вливанием тонов, чтобы не было ярко выраженной границы цвета. Красками это сделать просто. Чтобы тона ниток плавно переходили один в другой, необходимо один штрих иглой делать длинный, а другой короткий и так чередовать. В следующем ряду чередовать наоборот, чтобы заполнить промежутки просевы на поверхности зашиваемого гладью узора. Чтобы высветлить или вытенить уже вышитый лепесток, можно поверху пройтись ниткой нужного цвета.

Листья лучше всего вышивать владимирской гладью. Часть их может быть в зелённой гамме, часть – в жёлто – коричневой. Расположение стежков по косой линии.

Ветки также лучше всего вышивать косой гладью с настилом нитками коричневого тона. Для тонких веточек лучше всего подойдёт стебельчатый шов.

Цветовое решение натюрморта.

При вышивании картины важно найти нужный цвет и его оттенки, а также правильное направление шва. Если вы будете вышивать розу одним розовым или красным цветом, то у вас получится неестественный, мёртвый цветок. Возьмите для образца живую розу, хорошую репродукцию с картины или хорошую фотографию, где видны оттенки цвета, - и вы увидите множество переходов от белого до малинового и тёмно – красного. Листья не ядовито – зелёные, а тёмные, глянцевые, со светлыми прожилками и каплями росы. Роза – символ красоты, нежности и недолговечности бытия. Каждый её лепесток хрупок и прозрачен, поэтому и вышивать надо по закону живописи, передавая стежками в одну нитку оттенки нужного цвета. Главное у художника и вышивальщицы – живопись, то есть работа с красками в первом случае и с нитками во втором.

Приглядитесь к лепесткам: они снаружи выпуклые, на краях изящные отвороты. Самые выпуклые места вышиваются светлым тоном. Например, если розового цвета, то желтовато – розовым, более тёплым, отвороты – самым светлым, до белого. А у основания лепестка и под отворотом – более интенсивным. Скрученная серединка цветка изнутри тёмно – малиновая, а слои виднеющихся краешков внутренних лепестков белые. Чередование светлых и тёмных оттенков создаёт живой эффект.

Листья розы вышиваются естественным тёмно – зелёным цветом, оставив место для прожилок, которые затем заполнить нитками более светлого тона.

Вышивая ягодки нужно также делать их не однотонными: те, что крупнее и ближе к нам – светлые тона; те что отстоят дольше – тёмного. Проколы иглы делаются строго по контуру, чтобы ягодки были идеально круглыми. В конце вышивания по ягодкам нанести блики – несколько мелких стежков белой ниткой.

Показываю основные приёмы вышивания листиков, лепестков, ягод и веточек, обращая внимание на плавность переходов тона.

Подобрать рисунок для вышивки, инструменты и материалы, нитки нужных оттенков; перевести рисунок на ткань; начать вышивание отдельных элементов узора.

Продолжить вышивание натюрморта.

Контроль за правильностью выполнения приёмов вышивания.

Контроль за соблюдением правил охраны труда.

Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Контроль объёма и качества выполнения работы.

Из многих ремёсел вышивка, пожалуй, самое древнее и самое привлекательное, очень женское, очень духовное, требующее не только усидчивости, терпения, хорошего вкуса, но и качества художника: умение видеть вокруг себя красоту, пользоваться всей палитрой красок – и тогда стежки словно заменяют мазки. Выполняя вышивку натюрморта, я думаю, вы в полной мере убедились в неоспоримости вышеприведённого высказывания. И тот, кого увлекла живопись иглой и ниткой, ещё не раз займётся этим искусством. Успехов вам в познании секретов этого увлекательнейшего вида рукоделия.

Параграф 19, стр. 54 – 56, подобрать рисунки пейзажей (открытки, иллюстрации книг, вырезки из журналов).

Тема: Вышивание натюрморта, пейзажа.

Цели: познакомить учащихся с правилами подбора рисунка для вышивания натюрморта, цветовой гаммы, техникой вышивания элементов картины; совершенствовать навыки и приёмы вышивания; познакомить учащихся с особенностями вышивания пейзажа, современными информационными технологиями и их использованием для вышивания; совершенствовать навыки вышивания картин художественной гладью; воспитывать эстетический вкус.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала:

Что такое натюрморт?

Каким должен быть фон для натюрморта?

Как вышиваются листья?

Как вышиваются цветы?

Пейзаж – более трудный и требующий более высокого мастерства вид живописи. Но не стоит робеть и перед этим. Сегодня вы узнаете, как уже известными швами можно создать уникальную картину из миллионов рукотворных стежков.

Пейзаж – изображение природы. Лучше всего первые опыты работы над пейзажем начать с набросков отдельных кусков, деревьев, облаков. Затем перейти к рисункам покрупнее, размером 30 Х 40 см. если склонности к рисованию нет, то лучше использовать цветную репродукцию с понравившейся картины или хорошую цветную фотографию.

Очень живописен зимний ночной пейзаж: на чёрном фоне белые деревья и дома, белые крапинки звёзд и луна или месяц.

Графически строгий пейзаж выглядит элегантно.

Интересно выглядит пейзаж, выполненный ниткой на белом фоне: деревья, домики, церквушки, мосточки и так далее. Для образца необходимо подыскать выразительную графическую работу или чёрно – белую фотографию.

Материалы для вышивания пейзажа.

Для вышивания подбирают для основы лоскут ткани светлого тона. Лучше всего, если ткань хорошо протыкается иглой. Легко вышивать пейзаж на сатине, бязи, льне, мягкой шерсти.

Нитки могут быть разными: мулине, шёлковыми, шерстяными, полушерстяными, синтетическими.

Если при вышивании пейзажа пользоваться шерстяными или полушерстяными нитками, то они придадут картине бархатистость.

Если использовать шёлковые, капроновые, кордные нити, то достигается эффект сияния, радости, солнечной освещённости.

Прекрасные нитки можно получить, выдёргивая их из полос плотного шёлка, шерсти, парчи.

Нитки должны иметь различные оттенки одного и того же цвета.

Подготовка к вышиванию.

Рисунок переводится на ткань – основу через копировальную бумагу. На чёрную ткань лучше всего перенести рисунок методом «припороха».

Если пейзаж небольшой, то лучше всего его заключить в пяльцы. Если большой, то уместнее ткань – основу пришить к подрамнику, используя его как пяльцы. Один и тот же подрамник можно использовать многократно для пейзажей разного размера. Если подрамник великоват, нарастите края картины полосками ненужной ткани. Кусок ткани с переведённым рисунком кладут лицом сверху на подрамник, края заправьте под стороны подрамника и пришейте ткань – основу швом назад иголку, плотно натягивая на подрамник, чтобы ткань не провисала. Если картина большая, её можно вышивать частями, натягивая каждую часть на подрамник поочерёдно.

Техника вышивания пейзажа.

Вышивание пейзажа начинают с вышивки крупных пространств. Небо закладывается гладью стебельчатым швом или тамбурной цепочкой одинарной или двойной ниткой мулине по горизонтали, если нужно вышить облака, и по вертикали, если хотите, чтобы оно было струящимся.

При вертикальном наложении швов легче использовать полутона ниток, лучше вливать один тон в другой, чтобы сделать незаметным переход от одного цвета к другому, надо для переходной части сложить две нитки от мотков верхнего и нижнего по цвету слоя. Например, верхняя часть неба тёмно – синяя, нижняя – светло – голубая, значит, переходный слой надо вышить сложением тёмно – синей и светло – голубой нити. К линии горизонта становится светлое небо, и земля.

Если нужно вышить на небе облака, то место для них оставляется незаполненным, а вышиваются они после того, как заложены безоблачные места, тогда облака лягут красиво, не «провалятся» в проём неба.

Облака не должны быть чисто белыми. Золотой осенью они как бы впитывают золотисто – палевые краски земли, а поздней осенью становятся косматыми и грязно – серыми. Даже безмятежные кучевые летние облака надо подголубить и подработать фиолетовым тоном.

Выступающие над линией горизонта вершины деревьев, крыши домов и всего поднебесного мира вышивают после того, как будет застлано небо.

На переднем плане пейзажа цветы и листья смотрятся крупнее и ярче, лучше всего вышивать их по вертикали короткой гладью, слоями. По мере удаления к линии горизонта предметы становятся более размытыми, силуэтными. Если передний план требует более тёплых оттенков – желтовато – коричнево – зелёных, то дальний план – холодных: серый, синевато – сиреневый, розовый, цвет морской волны. (зелень).

Стволы деревьев означаются настилом толстыми нитками: штопкой, шерстью, а после того, как будут заложены пространства неба и земли, вышиваются гладью поперёк ствола, после чего ствол можно вытеснить контрастной ниткой, нанести поверху тёмные узоры коры.

Если в пейзаже есть река, озеро или другой водный источник, то вышивается он по горизонтали шёлком разных оттенков (отражение в воде должно быть темнее, чем реальный объект). Берега закрываются уже потом травой, камышом, кустами и так далее, чтобы вид был естественным.

Зимний пейзаж требует более тонкого подхода. На первом плане сугробы оттеняются палевым, жёлтым, на дальнем плане – голубым, розовым, сиреневым, серым. От деревьев на снегу в ясный день серо – голубые тени, не забывайте их делать, иначе не получится ощущение солнца и света.

Веточки зимнего дерева вышиваются разными нитками от белой шерсти, мулине и шёлка до серебряного и золотого люрекса. Вершины деревьев делают загущенными, заснеженными, белыми.

Ветки дерева лежат не в одной плоскости, поэтому те, что находятся на переднем плане, вышивают палевым, светло – жёлтым, коричневым, а на заднем плане – серым, сиреневым, синим, только тогда деревья станут объёмными.

Готовый пейзаж можно дорабатывать поверху, вытеняя или высветляя нужные детали. Это не испортит картины, а, наоборот, придаст ей выпуклость, объём, декоративную выразительность.

Утончённость, прозрачность получаются за счёт особой тщательности выполнения стежков, когда они мелкие, хорошо натянуты и лежат все в одном направлении: по горизонтали или вертикали, а также выполнены в одну нитку мулине. Это долго, но затраты времени оборачиваются выразительностью, особым шармом.

Обработка вышитых картин.

Вышитая работа должна быть выстиранной, хорошо отглаженной во влажном состоянии с изнанки. Стирать изделие можно в чуть тёплой воде с добавлением уксуса при полоскании, резких, трущих движений лучше избегать, не отжимать, а просто завернуть выстиранную работу в сухое махровое полотенце. Утюжат картину на мягкой подстилке, чтобы она была рельефной. Лучше всего гладить картину с середины к краям, чтобы не получилось заломов и сдвижек на ткани основы. После утюжки работа должна подсохнуть в развёрнутом положении.

После того как работа окончательно готова, её необходимо вставить в раму.

Показываю приёмы вышивания отдельных деталей пейзажа, вызывающих трудности у учащихся.

Сделать набросок пейзажа, перевести рисунок на ткань, подобрать нитки по цвету, вышить небо. Выполнить вышивание пейзажа и окончательную отделку изделия.

Контроль за правильностью выполнения приёмов вышивания.

Контроль за соблюдением правил охраны труда.

Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Контроль объёма и качества выполнения работы.

Вот и выполнены вами первые творческие работы. Пусть не всё ещё получилось, но вы ведь сделали только первые шаги и у вас ещё всё впереди. Тем более, что сейчас в помощь себе можно использовать современные информационные технологии, которые помогут любой рисунок, фотографию превратить в творческий проект для вышивания.

С помощью компьютера, сканера и специальных программ любое изображение переводится в машинный дизайн. А дальше вы сами можете задавать определённые требования: количество цветов ниток, вид вышивки, его размер, композицию, и получить нужный вам дизайн для дальнейшей работы.

Желаю вам всяческих успехов и лёгкости в пальцах! Ведь самое большое счастье – это счастье творчества.

Творческий проект выполнен ученицей В-Ханжоновской школы 8 класса Синчук Дарьей.

Руководитель проекта Гущенко Светлана Александровна.

ВложениеРазмер
proekt.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Васильево-Ханжоновская средняя общеобразовательная школа

по технологии на тему:

« Вышивка крестом. Летний букет.»

Выполнила: ученица 8 класса

Руководитель проекта: Гущенко С.А.

1.Выбор идеи, её обоснование.

2.История русской вышивки.

4.Расположение вышитых картин в интерьере.

5. Выбор материалов.

6. План последовательной декоративно-прикладной работы

7.. Схема вышивки.

Обоснование выбора проекта и формирование задач

Мне всегда нравилось и нравиться находить необычные решения оформления того или иного пространства, В ДОУ, где я работаю, есть комната природы, которая служит не только пристанищем для растений, но и местом для отдыха персонала. Казалось бы, ну что нужно для отдыха: мягкий диван, приятная обстановка, а оказалось это далеко не весь перечень того, что поможет расслабиться на тридцать минут.

И вот в моей голове созрела идея, а что если создать своими руками картину-панно, вышитую крестом? Ведь она может послужить не только прекрасным дополнением к интерьеру, но и прекрасным средством для успокоения глаз. Ведь давным-давно доказано, что все зрительные восприятия, так или иначе, отражаются на психике человека. Сразу возник вопрос из чего и как создать? Посетив магазин Рукодельница, я присмотрела себе картину «Летний букет».

Основной задачей данного проекта является создание картины посредством вышивки крестом в эстетических и практических целях.

История русской вышивки.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок. Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице – непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" - молнии, которая разит демонов, оберегает скот.

Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени. Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.

Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века.

Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.

Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).

По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.

Вышивка - дело кропотливое, требующее не просто усидчивости и терпения, но и способности найти свободное время от домашних дел.

1.Вышивку традиционно оформляют в раму с паспарту, при этом ее можно натянуть на подрамник или наклеить на картон. При этом само оформление может исполняться в паспарту, а может быть и без него. Паспарту подбирается по цветовой гамме к вышивке и, как правило, соответствует цвету основного элемента композиции, или цвету фона.

2.В случае если вышивка оформляется без паспарту важно не ошибиться в подборе рамы. Самая распространенная ошибка на этапе подбора багета – в попытке сэкономить на оформлении, рукодельница выбирает узкие профили, в результате чего вышивка становится «зажатой» в раме. Правильнее подбирать раму достаточно широкую, но пропорциональную изображению или собрать сочетание двух-трех видов багета.

3. Еще вышивку нежелательно прятать под стекло, потому что под стеклом пропадает ощущение фактуры материала. Но почти всегда в этом случае становиться крайне актуальным вопрос об уходе за работой. А вот если вышивка оформляется с паспарту, то стекло обязательно нужно положить поверх вышивки, оно защитит не только вышивку, но и паспарту.

Как правило, вышивка оформляется путем натяжки или наклейки ее на картон. К сожалению, соблюсти ровную линию нити практически невозможно из-за подвижности ткани, но мастер деликатно расправит вышивку, сохраняя красоту узора. Можно также подложить паспарту между вышивкой и картоном, тогда тон всей работы измениться. Это придаст пикантность оформлению.

Расположение вышитых картин в интерьере.

Вышитая красивая картина, безусловно, украсит любой интерьер. Однако повесить её правильно совсем не просто. Как же разместить наши шедевры так, чтобы дом стал еще уютнее? Ведь атмосфера в доме, который украшен вышитыми работами, становится живой и неповторимой, так как настроение картин переносится на всё окружающее пространство. Дизайнеры советуют не вешать картины слишком высоко. Лучше поместить их чуть ниже, чем нам обычно хочется сначала. Работы, которые находятся на уровне глаз, заставляют рассмотреть их внимательно, не торопясь. Очень важно учитывать пропорции комнаты. Если в квартире высокие потолки, то маленькие картины стоит размещать группами. Специалисты утверждают, что это очень эффектный и распространённый приём. Давайте рассмотрим несколько принципов группировки картин:

1. Следует избегать размещения рам в порядке увеличения или уменьшения размера, так как это нарушает целостность композиции.

2. Вышивки, близкие по размеру, можно расположить по принципу строго симметричной "сетки", а разные по размеру произведения - ярусом.

3. Также Вы можете "привязать" расположение картин к ширине дивана, невысокого шкафа или стола, тогда они будут восприниматься как единое целое с мебелью.

4. Яркие, бросающиеся в глаза картины выглядят наиболее эффектно, когда висят отдельно и на видных местах.

5. Располагая две картины разного размера по горизонтали, необходимо большую разместить чуть выше, чтобы небольшую картину было удобнее рассматривать.

Вышивка крестом – один из самых популярных видов рукоделия, уходящее своими корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

На сегодняшний день для того, чтобы заняться вышивкой, достаточно приобрести в магазинах рукоделия специальные наборы для вышивки крестом, в состав которых входит всё необходимое для работы (канва, нитки, схема, игла). При выборе набора необходимо обратить внимание на размер вышивки, производителя и качество мулине. Мулине может быть шерстяным или хлопковым. В набор его вкладывают или целыми мотками, или развешивают на специальные органайзеры, или вкладывают порезанными в пучке. В последнем случае придётся разбирать мулине по тонам самостоятельно.

В наборе очень важна схема, по которой вышивается картинка. Символы на схеме должны хорошо читаться, быть достаточно крупными и контрастными. Схема должна быть как чёрно-белой символьной, так и цветной с символами или без них. Сегодня в магазинах рукоделия и в киосках с прессой можно также найти множество журналов со схемами вышивок и подробными инструкциями и рекомендациями. В одном из приобретенном журнале мне очень понравилась схема для вышивки «Летний букет.»


К вышиванию натюрморта надо подходить также, как и к живописному изображению. На этом уроке мы разберём технику вышивания натюрморта, поговорим о цветовых решениях натюрморта.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Вышивание натюрморта"

Прежде всего давайте разберёмся, что такое натюрморт.

Определение:

Натюрмортом называется картина, на которой крупным планом изображены срезанные цветы и фрукты, битая дичь, рыба или другие неодушевлённые предметы.


Вместе с ними художник может изобразить предметы быта или любые другие вещи – элементы подбираются так, чтобы передать красоту материальных предметов или отобразить мысль автора с помощью символов.

Натюрморт – это живописный жанр, но и вышитый на ткани он будет смотреться хорошо.

К вышиванию натюрморта надо подходить также, как и к живописному изображению.

Прежде всего надо подобрать ткань, которая будет подходить к вышивке по цвету и фактуре, но не будет с ней сливаться.

Например, не стоит фоном для белых ромашек брать белую ткань. Но и чёрный фон для них тоже лучше не брать. Оптимальной будет ткань светло-коричневого или серого цвета.


Немаловажно подобрать интересный рисунок, выразительную фотографию или репродукцию. Рисунок должен быть оригинальным. Конечно, стоит начинать с простых рисунков, но и не примитивных.

Находка для любителей натюрмортов – это грибы, которые сами по себе очень живописны.


Хорошо смотрится маленький объёмный букет.

Для того, чтобы более чётко передать игру света и тени на предметах натюрморта, рекомендуется использовать тонкие нитки мулине или шелка различных цветов и оттенков.

Обязательно надо проверить, чтобы было достаточно игл. Лучше всего иметь под руками набор игл под номерами от одного до двенадцати. Чаще всего используют средние иглы под номерами три пять с большим ушкам. Для вышивания на шёлке или батисте берут иглы под номерами два и три.

Выбирая иглы и нитки для вышивания, вы должны помнить, что чем тоньше ткань и игла, тем мельче и аккуратнее надо делать стежки. Тогда вышивка получится более изящная и красивая.

Край ткани, на котором вы будете вышивать лучше всего обрезать ножницами «зигзаг», чтобы он не махрился. Не забывайте, что основа должна быть чистой, отутюженной. Переплетение не должно быть очень плотным, иначе игла будет тяжело входить в ткань.

Перейдём к самой технике вышивания натюрморта.

Мы с вами уже подобрали рисунок и основу, подходящую по цвету и фактуре.

Теперь переведём рисунок с оригинала на кальку, а потом, с помощью копировальной бумаги, переведём рисунок с кальки на ткань.

Самым сложным вопросом при вышивании натюрморта является вопрос о выборе швов для вышивания. В зависимости от того, что она вышивает, каждая мастерица сама выбирает шов. Крупные цветы и листья, как правило, вышивают гладью стебельчатым швом. Чем тоньше игла, тем красивее лягут стежки.

Подойдёт для вышивания двусторонняя гладь, художественная. Лучше всего вышивать слоями короткой глади, длиной не более половины сантиметра в одну нить с вливанием тонов. Так нам удастся избежать ярко выраженной границы цвета. На бумаге это сделать очень просто, а при вышивании нет. Чтобы тона ниток переходили друг в друга плавно, надо чередовать длинные и короткие штрихи. В следующем ряду делается чередование наоборот. Таким образом заполняются все промежутки на поверхности зашиваемого гладью узора.

Уже вышитый лепесток нетрудно высветлить или вытенить. Для этого надо пройтись по нему ниткой нужного цвета.


Листья лучше всего вышивать владимирской гладью. Стежки располагаются по косой линии.

Ветки также лучше всего вышивать косой гладью с настилом. Для тонких веточек лучше всего подойдёт стебельчатый шов.

Ленточные листья лучше всего вышивать художественной гладью. Стежки укладываются вдоль листа. Выпуклые места вышивают более светлыми тонами, а для углублений выбирают более тёмные. Один тон вливают в другой без резких переходов. Среднюю жилку листа стоит выделить светлым или тёмным тоном.

Зубчатые, фигурные и резные листья делят на две половинке по жилке. Каждую часть начинают вышивать от верхушки листа. Делают это наклонными стежками к середине. Переход к основанию листа делают плавным.


Круглые листья, как правило, выполняют стежками по радиусу от края к центру.

Все цветы имеют разную форму. Даже в одном цветке нет двух одинаковых лепестков. Любые лепестки вышивают стежками от края к центру цветка.

Направление стежков меняется соответственно форме изгибу лепестка на изгибах и отворотах.

Узнать направление стежков в вышивке можно по направлению жилок в живом цветке.

Рассмотрим технологию вышивания краёв лепестков.


Разберём общую технологию вышивания натюрморта.

Сначала делают набросок. Не стоит вышивать какую-либо деталь окончательно. Потому что даже красиво выполненный цветок будет выглядеть плохо, если он сочетается с другими деталями рисунка.


Поговорим о цветовом решении натюрморта.

Прежде чем начать вышивание, очень важно найти нужный цвет и его оттенки. Давайте разберём это на примере розы. Если вышивать ее нитками только одного цвета и оттенка, то она получится неестественной, неживой. Посмотрим на живой цветок. В одном цветке сочетается множество цветов от белого до темно-красного и малинового. Листья не просто зеленые, а тёмные, со светлыми прожилками и даже каплями росы.

Приглядитесь к лепесткам. Снаружи они выпуклые, а на концах у них красивые изящные отвороты.

Самые выпуклые места надо вышивать светлым тоном. Например, если у нас цветок розового цвета, то выпуклые места вышивают желтовато-розовым цветом. Отвороты такого цветка надо вышивать самым светлым оттенком, вплоть до белого. А у основания лепестка и под отворотом нитки для вышивания надо выбирать более интенсивные оттенки. Скрученная серединка цветка имеет темно-малиновый цвет, а слои виднеющихся краешков внутренних лепестков белые. Именно такое чередование светлых и темных оттенков создает впечатление живого цветка. Листья розы следует вышивать естественным темно-зеленым цветом. Важно оставить место для прожилок. Их потом вышивают нитками более светлого тона.

Листья в натюрморте, как правило, вышивают различными оттенками ниток. Так, для весенней зелени стоит взять нежные светлые тона зеленого, осенние листья вышивают красновато-желтыми, бурыми или темно-зелеными нитками с синевой.


Лепестки, которые в композиции расположены на переднем плане, лучше вышивать более светлыми нитками, а дальние – более тёмными.

Там, где стебелёк проходит за цветком, нужно затемнить его нитками темно-зелёного или коричневого цвета. Это соответствует законам световоздушной перспективы. Лепестки на таком стебле будут казаться ещё светлее.

Вышивая ягоды, тоже важно их не сделать однотонными. Крупные ягоды и те, которые располагаются ближе к нам вышивают более светлыми тонами, а те, которые стоят дальше – темными. В конце вышивки на ягоды стоит нанести несколько стежков белой нитки – блики.


Подведём итоги урока.

Сегодня мы поговорили о том, что такое натюрморт. Познакомились с техникой вышивания натюрморта, поговорили о цветовом решении натюрморта.


К вышиванию натюрморта надо подходить также, как и к живописному изображению. На этом уроке мы разберём технику вышивания натюрморта, поговорим о цветовых решениях натюрморта.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Вышивание натюрморта"

Прежде всего давайте разберёмся, что такое натюрморт.

Определение:

Натюрмортом называется картина, на которой крупным планом изображены срезанные цветы и фрукты, битая дичь, рыба или другие неодушевлённые предметы.


Вместе с ними художник может изобразить предметы быта или любые другие вещи – элементы подбираются так, чтобы передать красоту материальных предметов или отобразить мысль автора с помощью символов.

Натюрморт – это живописный жанр, но и вышитый на ткани он будет смотреться хорошо.

К вышиванию натюрморта надо подходить также, как и к живописному изображению.

Прежде всего надо подобрать ткань, которая будет подходить к вышивке по цвету и фактуре, но не будет с ней сливаться.

Например, не стоит фоном для белых ромашек брать белую ткань. Но и чёрный фон для них тоже лучше не брать. Оптимальной будет ткань светло-коричневого или серого цвета.


Немаловажно подобрать интересный рисунок, выразительную фотографию или репродукцию. Рисунок должен быть оригинальным. Конечно, стоит начинать с простых рисунков, но и не примитивных.

Находка для любителей натюрмортов – это грибы, которые сами по себе очень живописны.


Хорошо смотрится маленький объёмный букет.

Для того, чтобы более чётко передать игру света и тени на предметах натюрморта, рекомендуется использовать тонкие нитки мулине или шелка различных цветов и оттенков.

Обязательно надо проверить, чтобы было достаточно игл. Лучше всего иметь под руками набор игл под номерами от одного до двенадцати. Чаще всего используют средние иглы под номерами три пять с большим ушкам. Для вышивания на шёлке или батисте берут иглы под номерами два и три.

Выбирая иглы и нитки для вышивания, вы должны помнить, что чем тоньше ткань и игла, тем мельче и аккуратнее надо делать стежки. Тогда вышивка получится более изящная и красивая.

Край ткани, на котором вы будете вышивать лучше всего обрезать ножницами «зигзаг», чтобы он не махрился. Не забывайте, что основа должна быть чистой, отутюженной. Переплетение не должно быть очень плотным, иначе игла будет тяжело входить в ткань.

Перейдём к самой технике вышивания натюрморта.

Мы с вами уже подобрали рисунок и основу, подходящую по цвету и фактуре.

Теперь переведём рисунок с оригинала на кальку, а потом, с помощью копировальной бумаги, переведём рисунок с кальки на ткань.

Самым сложным вопросом при вышивании натюрморта является вопрос о выборе швов для вышивания. В зависимости от того, что она вышивает, каждая мастерица сама выбирает шов. Крупные цветы и листья, как правило, вышивают гладью стебельчатым швом. Чем тоньше игла, тем красивее лягут стежки.

Подойдёт для вышивания двусторонняя гладь, художественная. Лучше всего вышивать слоями короткой глади, длиной не более половины сантиметра в одну нить с вливанием тонов. Так нам удастся избежать ярко выраженной границы цвета. На бумаге это сделать очень просто, а при вышивании нет. Чтобы тона ниток переходили друг в друга плавно, надо чередовать длинные и короткие штрихи. В следующем ряду делается чередование наоборот. Таким образом заполняются все промежутки на поверхности зашиваемого гладью узора.

Уже вышитый лепесток нетрудно высветлить или вытенить. Для этого надо пройтись по нему ниткой нужного цвета.


Листья лучше всего вышивать владимирской гладью. Стежки располагаются по косой линии.

Ветки также лучше всего вышивать косой гладью с настилом. Для тонких веточек лучше всего подойдёт стебельчатый шов.

Ленточные листья лучше всего вышивать художественной гладью. Стежки укладываются вдоль листа. Выпуклые места вышивают более светлыми тонами, а для углублений выбирают более тёмные. Один тон вливают в другой без резких переходов. Среднюю жилку листа стоит выделить светлым или тёмным тоном.

Зубчатые, фигурные и резные листья делят на две половинке по жилке. Каждую часть начинают вышивать от верхушки листа. Делают это наклонными стежками к середине. Переход к основанию листа делают плавным.


Круглые листья, как правило, выполняют стежками по радиусу от края к центру.

Все цветы имеют разную форму. Даже в одном цветке нет двух одинаковых лепестков. Любые лепестки вышивают стежками от края к центру цветка.

Направление стежков меняется соответственно форме изгибу лепестка на изгибах и отворотах.

Узнать направление стежков в вышивке можно по направлению жилок в живом цветке.

Рассмотрим технологию вышивания краёв лепестков.


Разберём общую технологию вышивания натюрморта.

Сначала делают набросок. Не стоит вышивать какую-либо деталь окончательно. Потому что даже красиво выполненный цветок будет выглядеть плохо, если он сочетается с другими деталями рисунка.


Поговорим о цветовом решении натюрморта.

Прежде чем начать вышивание, очень важно найти нужный цвет и его оттенки. Давайте разберём это на примере розы. Если вышивать ее нитками только одного цвета и оттенка, то она получится неестественной, неживой. Посмотрим на живой цветок. В одном цветке сочетается множество цветов от белого до темно-красного и малинового. Листья не просто зеленые, а тёмные, со светлыми прожилками и даже каплями росы.

Приглядитесь к лепесткам. Снаружи они выпуклые, а на концах у них красивые изящные отвороты.

Самые выпуклые места надо вышивать светлым тоном. Например, если у нас цветок розового цвета, то выпуклые места вышивают желтовато-розовым цветом. Отвороты такого цветка надо вышивать самым светлым оттенком, вплоть до белого. А у основания лепестка и под отворотом нитки для вышивания надо выбирать более интенсивные оттенки. Скрученная серединка цветка имеет темно-малиновый цвет, а слои виднеющихся краешков внутренних лепестков белые. Именно такое чередование светлых и темных оттенков создает впечатление живого цветка. Листья розы следует вышивать естественным темно-зеленым цветом. Важно оставить место для прожилок. Их потом вышивают нитками более светлого тона.

Листья в натюрморте, как правило, вышивают различными оттенками ниток. Так, для весенней зелени стоит взять нежные светлые тона зеленого, осенние листья вышивают красновато-желтыми, бурыми или темно-зелеными нитками с синевой.


Лепестки, которые в композиции расположены на переднем плане, лучше вышивать более светлыми нитками, а дальние – более тёмными.

Там, где стебелёк проходит за цветком, нужно затемнить его нитками темно-зелёного или коричневого цвета. Это соответствует законам световоздушной перспективы. Лепестки на таком стебле будут казаться ещё светлее.

Вышивая ягоды, тоже важно их не сделать однотонными. Крупные ягоды и те, которые располагаются ближе к нам вышивают более светлыми тонами, а те, которые стоят дальше – темными. В конце вышивки на ягоды стоит нанести несколько стежков белой нитки – блики.


Подведём итоги урока.

Сегодня мы поговорили о том, что такое натюрморт. Познакомились с техникой вышивания натюрморта, поговорили о цветовом решении натюрморта.

Читайте также: