Вышивание плоскости узора частично или полностью застеленного прямыми или косыми стежками

Обновлено: 23.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Творческий проект по технологии « Художественная гладь» Выполнила: Богатырева.


Курс повышения квалификации

Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Творческий проект по технологии « Художественная гладь» Выполнила: Богатырева.

Творческий проект по технологии « Художественная гладь» Выполнила: Богатырева Аня ученица 8 класса «М» МБОУ школы № 22 г.Нижний Новгород. 2013год

Проблема У моей мамы скоро День рождения. Я очень долго думала и выбирала под.

Проблема У моей мамы скоро День рождения. Я очень долго думала и выбирала подарки в разных магазинах. Так ничего и не найдя, я решила сделать подарок своими руками. Я думаю, что мама будет больше рада моему подарку, так как я вложу в эту работу свою любовью и этот подарок будет всегда напоминать маме обо мне.

Панно «Цветы» Я выбираю вышвку «колибри» Брошь из бисера Вышивка «колибри.

Панно «Цветы» Я выбираю вышвку «колибри» Брошь из бисера Вышивка «колибри» Батик «Цветы»

Задача Выполнить эскиз и вышивку в технике «художественная гладь». Моя работа.

Задача Выполнить эскиз и вышивку в технике «художественная гладь». Моя работа должна быть выполнена аккуратно и эстетично.

Критерии Работа должна понравиться моей маме Материалы должны быть недорогими.

Критерии Работа должна понравиться моей маме Материалы должны быть недорогими, а инструменты, используемые в работе, должны быть безопасными Экологически чистые материалы Работа должна быть красочной, недорогой, достойной, несложной и главное, чтобы она вписалась в интерьер Нитки не должны быть синтетическими важно правильно подобрать цветовые оттенки

История вышивки Вышивка - это один из древнейших видов ремесла, а также одно.

История вышивки Вышивка - это один из древнейших видов ремесла, а также одно из самых развитых и известных видов декаративно-прикладного искусства. Оно имеет многовековую историю. Процесс развития вышивания можно проследить по памятникам искусства древних цивилизаций, литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времен и народов. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми(чаще цветными), металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блестками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями.

Сегодня вышивальщице доступно огромное количество схем, узоров и орнаментов.

Сегодня вышивальщице доступно огромное количество схем, узоров и орнаментов, и постоянно разрабатываются новые. Другое дело, что у современной рукодельницы нет столько свободного времени, чтобы воплотить все свои идеи. Современный ритм жизни диктует свои условия, однако мы всегда можем обратиться к своему увлечению и провести пару часов за этим увлекательнейшим занятием – вышивкой.

Гладь – это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми или кос.

Гладь – это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми или косыми стежками. Гладь бывает односторонняя, двухсторонняя, выпуклая с настилом или без настила, прорезная, одноцветная или многоцветная.

Технология вышивания гладью

Технология вышивания гладью

Плоская гладь Плоская гладь является двусторонней, широко используется в раст.

Плоская гладь Плоская гладь является двусторонней, широко используется в растительных орнаментах для вышивания и широких, и узких узоров.

Гладь вприкреп Используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из.

Гладь вприкреп Используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных стежков, прикрепляющих длинные стежки к ткани.

Гладь с настилом Выполняется по предварительно проложенному настилу, чтобы вы.

Гладь с настилом Выполняется по предварительно проложенному настилу, чтобы вышивка получилась более выпуклой, рельефной. Настил обычно прокладывается нитками более толстыми, чем рабочие

В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарик.

В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики (пышечки), т. е. выпуклые кружочки. Последовательность их выполнения показана на рис. ниже.

Теневая гладь. Самый сложный и самый красивый вид глади. Иногда называют цвет.

Теневая гладь. Самый сложный и самый красивый вид глади. Иногда называют цветной или художественной. Каждый элемент рисунка вышивается нитками нескольких цветов, подобранных таким образом, чтобы создавалось впечатление, что цвета плавно переходят друг в друга. Рисунки, выполненные этим видом глади, менее стилизованы и более приближены к действительности.

Гладь штриховая. Состоит из отдельных стежков, напоминающих лучи или штрихи.

Гладь штриховая. Состоит из отдельных стежков, напоминающих лучи или штрихи, идущие в разных направлениях от центра. Стежки не должны быть очень длинными.

Варианты изготовления. Штриховая гладь очень проста в изготовлении и не требу.

Варианты изготовления. Штриховая гладь очень проста в изготовлении и не требует много сил и времени.

Прорезная гладь. Сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прор.

Прорезная гладь. Сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной величины и формы.

Владимирский шов ("верхошов") Шьется большими стежками, идущими от края к цен.

Владимирский шов ("верхошов") Шьется большими стежками, идущими от края к центру контура и обратно.

Шов "узелки" Шов декоративный, им выполняют тычинки цветов, серединки цветов.

Шов "узелки" Шов декоративный, им выполняют тычинки цветов, серединки цветов и другие элементы.

Шов "цепочка" Это глухой односторонний шов, он состоит из ряда петель, выходя.

Шов "цепочка" Это глухой односторонний шов, он состоит из ряда петель, выходящих одна из другой, и по лицевой стороне напоминает цепочку, связанную крючком. Вышивают его сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка.

Шов "петля вприкреп" Шов состоит из ряда отдельных петель, расположенных по у.

Шов "петля вприкреп" Шов состоит из ряда отдельных петель, расположенных по узору.

Выбор первоначальной идеи «Колибри» «Корзина с цветами» Вывод: Я.

Выбор первоначальной идеи «Колибри» «Корзина с цветами» Вывод: Я выбираю вышивку «Колибри» «Летний сад»

Красивая форма, но не практичная Вывод: Я выбираю квадратную рамку Не подход.

Красивая форма, но не практичная Вывод: Я выбираю квадратную рамку Не подходит к интерьеру комнаты Хорошая форм для моего эскиза Сложно подобрать рисунок для моей работы Форма и размер

Инструменты Игла Пяльцы Наперсток Ножницы Ткань Нитки

Инструменты Игла Пяльцы Наперсток Ножницы Ткань Нитки

Исследоваия

 Х/Б Шёлк Нитки Мулине Шерсть Вывод: Я выбираю нитки мулине

Х/Б Шёлк Нитки Мулине Шерсть Вывод: Я выбираю нитки мулине

Ткань Бязь Синтетика Натуральный шелк Вывод: Я выбираю ткань бязь

Ткань Бязь Синтетика Натуральный шелк Вывод: Я выбираю ткань бязь

Подбор цветового сочетания важно правильно подобрать цветовые оттенки

Подбор цветового сочетания важно правильно подобрать цветовые оттенки

Эскиз

Вышивальные швы Художественная гладь Косая гладь, стебельчатый шов Прямая гла.

Вышивальные швы Художественная гладь Косая гладь, стебельчатый шов Прямая гладь, стебельчатый шов, петелька в прикреп Стебельчатый шов, краевая гладь Косая гладь Стебельчатый шов, художественная гладь

Техника безопасности Правила безопасной работы иглой. 1.Хранить иглы в опред.

Техника безопасности Правила безопасной работы иглой. 1.Хранить иглы в определенном месте. 2.Не допускать потери иглы. 3.Запрещается брать иглу в рот, вкалывать её в одежду. 4.Сломанную иглу сдать учителю. 5.При шитье применять наперсток. 6.Нельзя откусывать нитку зубами.

Правила безопасной работы ножницами. 1.Хранить ножницы в определенном месте.

Правила безопасной работы ножницами. 1.Хранить ножницы в определенном месте. 2.Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать их, держа за сомкнутые лезвия кольцами вперёд. 3.Не оставлять ножницы раскрытыми. 4.Не класть ножницы у вращающихся частей швейной машины

Делаем украшения своими руками - Crystal’s

Делаем украшения своими руками - Crystal’s

Делаем украшения своими руками - Crystal’s запись закреплена

🌾

Вышивка гладью. На заметку

Гладь - это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми и косыми стежками. Существует много техник выполнения глади.

Гладь свободная без настила

Гладь 6ывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая или выпуклая (по настилу), прорезная, точная (или счетная) и свободная (или рисованная), одноцветная и многоцветная. Выполняется вручную и на пяльцах, нитками разных сортов в зависимости от качества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения.

Гладь свободная без настила двусторонняя широко используется в растительных орнаментах и вышивается цветными нитками. Мелкие листики вышивают косой гладью, плоды - прямой (рис. 25 а, б). В крупных деталях узора стежки глади располагают по форме узора: в лепестках цветов - от края к центру узора, в листьях - от края к середине, по направлению прожилок (рис. 25 в). Иногда контур листьев зашивают не полностью (рис. 25 г).

Гладь вприкреп применяется для заполнения больших поверхностей узоров. Эта гладь давно была известна на Ближнем и Дальнем Востоке, в Средней Азии и на Кавказе. Вышивают отдельными стежками «верхошва», которые при обратном ходе закрепляют маленькими косыми стежками. Расположение стежков может быть по форме рисунка или по направлению нитей в ткани (рис. 26 а). На рисунке показано, как заполнить узор гладью вприкреп (рис. 26 б).
Существует способ, при котором сначала заполняют всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них прокладывают поперечные или косые ряды ниток - прикрепок (рис. 26 в).

Верхошов - односторонняя гладь, вышитая глухим свободным швом. Шьется большими стежками, идущими от центра к краю или от края контура к центру (рис. 27 а). На лицевой стороне ткани получается основной рисунок, а с изнанки стежки образуют пунктир по контуру узора (рис. 27 б). Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки прокладывают по форме узора: в цветах - от края к центру, а в листьях, стеблях и ветках - наклонно (рис. 27 в).
Большие закругленные детали вышивают гладью «восьмерка», техника исполнения которой показана на рис. 27 г.
Верхошов, являясь экономной техникой вышивания, был известен во многих республиках, но особенного расцвета он достиг благодаря вышивальщицам села Мстера Владимирской области. Они обогатили верхошов яркими красочными расшивками и растительными узорами. Этот шов известен под названием «владимирское шитье». Выполняется толстыми нитками - ирисом, мулине - в пасмо (6 ниток), шерстяными, синтетическими. Основной цвет - красный, дополненный синим, зеленым, желтым, бежевым. Узоры верхошва дополняют обшивкой кисточками и кустиками стежками полукреста.

Верхошов. Гладь восьмерка

Сетки декоративные дополняют и украшают узоры «верхошва». Накладные сетки выполняются нитками, натянутыми от контура одной стороны к контуру другой в горизонтальном, вертикальном и наклонном направлениях. Пересечения ниток прикрепляют к ткани небольшими стежками разных узоров (рис. 28 а). Декоративными накладными сетками можно вышить серединки цветов, отдельные детали узора и весь узор. Серединки цветов «верхошва» заполняют также гладьевыми швами (рис. 28 б)

Двусторонняя гладь с настилом. Эта техника вышивания выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была высокой, выпуклой.
Одной из разновидностей этой техники является белая гладь. Когда-то такой гладью (без настила) вышивали белыми нитками по белому льняному полотну постельное и столовое белье. Со временем белой гладью стали украшать воротники, носовые платки, женские блузки, детские платья, прокладывая настил. И стали называть ее «белая гладь», «высокая» или «бродери».
Последовательность выполнения белой глади: на ткань переводят рисунок, обшивают его контуры стежками «вперед иголку», прокладывают настил в один или два ряда (для большей выпуклости) и вышивают гладью в направлении, противоположном настилу. Для работы необходимы мягкие и блестящие нитки - мулине или шелк.

Белая гладь состоит из нескольких швов: «вперед иголку», «строчка» и «насыпь», «стебельчатый», которые уже знакомы, а также «шнурочек», «горошек» или «пышечка», «узелки», «лапочки», «листики», «цветочки», «подкладная гладь».
«Шнурочек» выполняется стежками двусторонней глади, слева направо (рис. 29 а)
«Узелки» вышивают на одинаковом расстоянии один от другого, рядами, параллельными контуру рисунка. Этим швом заполняют контуры цветов и листьев (рис. 29 б).
«Горошинки», или «пышечки». После прокладки контура (рис. 29 в) и настила (рис. 29 г,д) начинают вышивать от середины: сначала вышивают одну половинку «горошинки», а затем другую, следя за одинаковым количеством нитей с одной и другой стороны (рис. 29 е).
«Лапочки» и «листики» настилают гладьевыми поперечными стежками вдоль узора (рис. 29 ж).
«Цветочек». Сначала вышивают гладью середину цветка, прокалывая дырочку и обшивая ее шнурочком или петельным швом. Затем стежками «вперед иголку» обозначают контур цветка, делают настил и вышивают гладью лепестки (рис. 29 з).
«Листик в раскол» разделен посередине на две половинки и на две или три части по длине. Сначала вышивают гладью конец листика длинными стежками, а затем середину.
«Косая гладь» предназначена для вышивания листочков и узоров с волнистыми линиями контуров.
«Резаный листик» выполняют косой гладью и узелками или бисерным швом «насыпью». Контур половинки, вышитой «узелками», обшивают «шнурочком», строчкой или стебельчатым швом.
Шов «подкладной» выполняют перекрещенными с изнанки стежками «козлика», а с лица контур узора прошивается густыми стежками, напоминающими строчку. Этим швом украшают изделия из очень прозрачных тканей: маркизета, батиста, шифона.
Фестоны вышивают петельным швом, настилая стежки перпендикулярно краю изделия. В зависимости от назначения изделия их делают круглыми, острыми, зубчатыми.
Сетки ажурные применяют для серединок цветов, лепестков и листьев. Сетки могут быть глухими и прорезными.
Белая гладь очень часто сочетается с такими швами, как прорезная гладь и мережки.

Гладь прорезная - сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной величины и формы: «дырочка», «калачик», «листик», «сцепнушка», которые обшиваются валиком. Для вышивания необходимы тонкая и прочная ткань, лучше льняная, и нитки мулине.
Каждую дырочку вышивают отдельно, чтобы на изнанке не оставалось переходов ниток. Мелкие дырочки прокалывают колышком или вязальной спицей и каждую из них обшивают шнурочком без предварительной наметки. Можно сначала сделать настил по контуру дырочки в один-два ряда стежками шва «вперед иголкой», затем сделать прокол и обшить его через край узеньким шнурочком шириной 1-2 мм.
При вышивании дырочек диаметром до 10 мм в центре ее острыми концами ножниц разрезают ткань крест-накрест. С помощью иглы подгибают ткань по наметке на изнанку и обшивают через край гладьевым шнурочком. После окончания работы концы подогнутой с изнанки ткани обрезаем острыми ножницами.
При вышивании «калачика» контуры обшивают стежками в 2-3 ряда. Контур широкой стороны вышивают гладью, а узкую часть шнурочком.
«Листик», или «челнок» обшивается шнурочком по контуру, под который забирается разрезанная ткань.

Легкая, или скорая, гладь. На основе простых ручных швов рукодельницы создавали новые - скорые, более легкие в работе швы. Современные отделочные швы отличаются от старинных своей простотой. Их выполняют, как правило, по свободному контуру рисунка большими стежками и толстыми нитками, не придерживаясь точности в счете ниток ткани.
В технике вышивания скорая гладь применяются почти все ранее известные швы: вперед иголку, строчка, петельный, стебельчатый, «козлик», «пилочка», тамбурные, штриховая гладь, а также созданные на их основе новые швы.

Гладь штриховая состоит из отдельных стежков, напоминающих лучи или штрихи, идущие в разных направлениях от центра. Техника исполнения очень проста: узор переводят точками на ткань и заполняют прямыми и наклонными стежками одно- или двусторонней глади с разными промежутками между ними. Стежки не должны быть очень длинными, чтобы не вытягивались.
Штриховая гладь применяется самостоятельно и в сочетании с другими видами вышивки: выпуклой и плоской гладью, стебельчатым и тамбурным швами.

Вышивка. Вышивание свободной гладью. Урок № 5

Гладь - это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми и косыми стежками. Существует много техник выполнения глади.

Гладь свободная без настила

Гладь 6ывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная, или рисованная, одноцветная и многоцветная. Выполняется вручную и на пяльцах, нитками разных сортов в зависимости от ка¬чества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения.

Гладь свободная без настила двусторонняя, широко используется в растительных орнаментах и вышивается цветными нитками. Мелкие листики вышивают косой гладью, плоды - прямой (рис. 25а,б). В крупных деталях узора стежки глади располагают по форме узора: в лепестках цветов - от края к центру узора, в листьях - от края к середине, по направлению прожилок (рис. 25в). Иногда контур листьев зашивают не полностью (рис. 25г).

Гладь вприкреп применяется для заполнения больших поверхностей узоров. Эта гладь давно была известна на Ближнем и Дальнем Востоке, в Средней Азии и на Кавказе. Вышивают отдельными стежками «верхошва», которые при обратном ходе закрепляют маленькими косыми стежками. Расположение стежков может быть по форме рисунка или по направлению нитей в ткани (рис 26а).

На рисунке показано, как заполнить узор гладью вприкреп (рис. 26б).
Существует способ, при котором сначала заполняют всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них прокладывают поперечные или косые ряды ниток - прикрепок (рис. 26в).

Гладь вприкреп

Верхошов - односторонняя гладь, вышитая глухим свободным швом. Шьется большими стежками, идущими от центра к краю или от края контура к центру (рис. 27а). На лицевой стороне ткани получается основной рисунок, а с изнанки стежки образуют пунктир по контуру узора (рис, 27б). Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки прокладывают по форме узора: в цветах - от края к центру, а в листьях, стеблях и ветках - наклонно (рис 27в).
Большие закругленные детали вышивают гладью «восьмерка», техника исполнения которой показана на рис. 27г.
Верхошов, являясь экономной техникой вышивания, был известен во многих республиках, но особенного расцвета он достиг благодаря вышивальщицам села Мстера, Владимирской области. Они обогатили верхошов яркими красочными расшивками и растительными узорами. Этот шов известен под названием «владимирское шитье». Выполняется толстыми нитками - ирисом, мулине - в пасмо (6 ниток), шерстяными, синтетическими. Основной цвет - красный, дополненным синим, зеленым, желтым, бежевым. Узоры верхошва дополняют обшивкой кисточками и кустиками стежками полукреста.

Верхошов. Гладь восьмерка

Сетки декоративные дополняют и украшают узоры «верхошва». Накладные сетки выполняются нитками, натянутыми от контура одной стороны к контуру другой в горизонтальном, вертикальном и наклонном направлениях. Пересечения ниток прикрепляют к ткани небольшими стежками разных узоров (рис. 28а). Декоративными накладными сетками можно вышить серединки цветов, отдельные детали узора и весь узор. Серединки цветов «верхошва» заполняют также гладьевыми швами. (рис. 28б)

Сетки декоративные

Двусторонняя гладь с настилом. Эта техника вышивания выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была высокой, выпуклой.
Одной из разновидностей этой техники является белая гладь. Когда-то такой гладью (без настила) вышивали белыми нитками по белому льняному полотну постельное и столовое белье. Со временем белой гладью стали украшать воротники, носовые платки, женские блузки, детские платья, прокладывая настил. И стали называть ее «белая гладь», «высокая» или «бродери».
Последовательность выполнения белой глади: на ткань переводят рисунок, обшивают его контуры стежками «вперед иголку», прокладывают настил в один или два ряда (для большей выпуклости) и вышивают гладью в направлении, противоположном настилу. Для работы необходимы мягкие и блестящие нитки - мулине или шелк.

Белая гладь

Белая гладь состоит из нескольких швов: «вперед иголку», «строчка» и «насыпь», «стебельчатый», которые уже знакомы, а также «шнурочек», «горошек» или «пышечка», «узелки», «лапочки», «листики», «цветочки», «подкладная гладь».
«Шнурочек» выполняется стежками двусторонней глади, слева направо. (рис. 29а)
«Узелки» вышивают на одинаковом расстоянии один от другого, рядами, параллельными контуру рисунка. Этим швом заполняют контуры цветов и листьев (рис. 29б).
«Горошинки», или «пышечки». После прокладки контура (рис. 29в) и настила (рис. 29г,д) начинают вышивать от середины: сначала вышивают одну половинку «горошинки», а затем другую, следя за одинаковым количеством нитей с одной и другой стороны (рис. 29е).
«Лапочки» и «листики» настилают гладьевыми поперечными стежками вдоль узора (рис. 29ж).
«Цветочек». Сначала вышивают гладью середину цветка, прокалывая дырочку и обшивая ее шнурочком или петельным швом. Затем стежками «вперед иголку» обозначают контур цветка, делают настил и вышивают гладью лепестки (рис. 29з).
«Листик в раскол» разделен посередине на две половинки и на две или три части по длине. Сначала вышивают гладью конец листика длинными стежками, а затем середину.
«Косая гладь» предназначена для вышивания листочков и узоров с волнистыми линиями контуров.
«Резаный листик» выполняют косой гладью и узелками или бисерным швом «насыпью». Контур половинки, вышитой «узелками», обшивают «шнурочком», строчкой или стебельчатым швом.
Шов «подкладной» выполняют перекрещенными с изнанки стежками «козлика», а с лица контур узора прошивается густыми стежками, напоминающими строчку. Этим швом украшают изделия из очень прозрачных тканей: маркизета, батиста, шифона.
Фестоны вышивают петельным швом, настилая стежки перпендикулярно краю изделия. В зависимости от назначения изделия их делают круглыми, острыми, зубчатыми.
Сетки ажурные применяют для серединок цветов, лепестков и листьев. Сетки могут быть глухими и прорезными.
Белая гладь очень часто сочетается с такими швами, как прорезная гладь и мережки.

Гладь прорезная

Гладь прорезная - сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной величины и формы: «дырочка», «калачик», «листик», «сцепнушка», которые обшиваются валиком. Для вышивания необходимы тонкая и прочная ткань, лучше льняная, и нитки мулине.
Каждую дырочку вышивают отдельно, чтобы на изнанке не оставалось переходов ниток. Мелкие дырочки прокалывают колышком или вязальной спицей и каждую из них обшивают шнурочком без предварительной наметки. Можно сначала сделать настил по контуру дырочки в один - два ряда стежками шва «вперед иголкой», затем сделать прокол и обшить его через край узеньким шнурочком шириной 1 - 2 мм.
При вышивании дырочек диаметром до 10 мм в центре ее острыми концами ножниц разрезают ткань крест-накрест. С помощью иглы подгибают ткань по наметке на изнанку и обшивают через край гладьевым шнурочком. После окончания работы концы подогнутой с изнанки ткани обрезаем острыми ножницами.
При вышивании «калачика» контуры обшивают стежками в 2-3 ряда. Контур широкой стороны вышивают гладью, а узкую часть шнурочком.
«Листик», или «челнок» обшивается шнурочком по контуру, под который забирается разрезанная ткань.

Легкая, или скорая, гладь. На основе простых ручных швов рукодельницы создавали новые - скорые, более легкие в работе швы. Современные отделочные швы отличаются от старинных своей простотой. Их выполняют, как правило, по свободному контуру рисунка большими стежками и толстыми нитками, не придерживаясь точности в счете ниток ткани.
В технике вышивания скорая гладь применяются почти все ранее известные швы: вперед иголку, строчка, петельный, стебельчатый, «козлик», «пилочка», тамбурные, штриховая гладь, а также созданные на их основе новые швы.

Гладь штриховая состоит из отдельных стежков, напоминающих лучи или штрихи, идущие в разных направлениях от центра. Техника исполнения очень проста: узор переводят точками на ткань и заполняют прямыми и наклонными стежками одно - или двусторонней глади с разными промежутками между ними. Стежки не должны быть очень длинными, чтобы не вытягивались.
Штриховая гладь применяется самостоятельно и в сочетании с другими видами вышивки: выпуклой и плоской гладью, стебельчатым и тамбурным швами.

Вышивка. Вышивание свободной гладью. Урок № 5

Гладь - это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми и косыми стежками. Существует много техник выполнения глади.

Гладь свободная без настила

Гладь 6ывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная, или рисованная, одноцветная и многоцветная. Выполняется вручную и на пяльцах, нитками разных сортов в зависимости от ка¬чества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения.

Гладь свободная без настила двусторонняя, широко используется в растительных орнаментах и вышивается цветными нитками. Мелкие листики вышивают косой гладью, плоды - прямой (рис. 25а,б). В крупных деталях узора стежки глади располагают по форме узора: в лепестках цветов - от края к центру узора, в листьях - от края к середине, по направлению прожилок (рис. 25в). Иногда контур листьев зашивают не полностью (рис. 25г).

Гладь вприкреп применяется для заполнения больших поверхностей узоров. Эта гладь давно была известна на Ближнем и Дальнем Востоке, в Средней Азии и на Кавказе. Вышивают отдельными стежками «верхошва», которые при обратном ходе закрепляют маленькими косыми стежками. Расположение стежков может быть по форме рисунка или по направлению нитей в ткани (рис 26а).

На рисунке показано, как заполнить узор гладью вприкреп (рис. 26б).
Существует способ, при котором сначала заполняют всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них прокладывают поперечные или косые ряды ниток - прикрепок (рис. 26в).

Гладь вприкреп

Верхошов - односторонняя гладь, вышитая глухим свободным швом. Шьется большими стежками, идущими от центра к краю или от края контура к центру (рис. 27а). На лицевой стороне ткани получается основной рисунок, а с изнанки стежки образуют пунктир по контуру узора (рис, 27б). Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки прокладывают по форме узора: в цветах - от края к центру, а в листьях, стеблях и ветках - наклонно (рис 27в).
Большие закругленные детали вышивают гладью «восьмерка», техника исполнения которой показана на рис. 27г.
Верхошов, являясь экономной техникой вышивания, был известен во многих республиках, но особенного расцвета он достиг благодаря вышивальщицам села Мстера, Владимирской области. Они обогатили верхошов яркими красочными расшивками и растительными узорами. Этот шов известен под названием «владимирское шитье». Выполняется толстыми нитками - ирисом, мулине - в пасмо (6 ниток), шерстяными, синтетическими. Основной цвет - красный, дополненным синим, зеленым, желтым, бежевым. Узоры верхошва дополняют обшивкой кисточками и кустиками стежками полукреста.

Верхошов. Гладь восьмерка

Сетки декоративные дополняют и украшают узоры «верхошва». Накладные сетки выполняются нитками, натянутыми от контура одной стороны к контуру другой в горизонтальном, вертикальном и наклонном направлениях. Пересечения ниток прикрепляют к ткани небольшими стежками разных узоров (рис. 28а). Декоративными накладными сетками можно вышить серединки цветов, отдельные детали узора и весь узор. Серединки цветов «верхошва» заполняют также гладьевыми швами. (рис. 28б)

Сетки декоративные

Двусторонняя гладь с настилом. Эта техника вышивания выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была высокой, выпуклой.
Одной из разновидностей этой техники является белая гладь. Когда-то такой гладью (без настила) вышивали белыми нитками по белому льняному полотну постельное и столовое белье. Со временем белой гладью стали украшать воротники, носовые платки, женские блузки, детские платья, прокладывая настил. И стали называть ее «белая гладь», «высокая» или «бродери».
Последовательность выполнения белой глади: на ткань переводят рисунок, обшивают его контуры стежками «вперед иголку», прокладывают настил в один или два ряда (для большей выпуклости) и вышивают гладью в направлении, противоположном настилу. Для работы необходимы мягкие и блестящие нитки - мулине или шелк.

Белая гладь

Белая гладь состоит из нескольких швов: «вперед иголку», «строчка» и «насыпь», «стебельчатый», которые уже знакомы, а также «шнурочек», «горошек» или «пышечка», «узелки», «лапочки», «листики», «цветочки», «подкладная гладь».
«Шнурочек» выполняется стежками двусторонней глади, слева направо. (рис. 29а)
«Узелки» вышивают на одинаковом расстоянии один от другого, рядами, параллельными контуру рисунка. Этим швом заполняют контуры цветов и листьев (рис. 29б).
«Горошинки», или «пышечки». После прокладки контура (рис. 29в) и настила (рис. 29г,д) начинают вышивать от середины: сначала вышивают одну половинку «горошинки», а затем другую, следя за одинаковым количеством нитей с одной и другой стороны (рис. 29е).
«Лапочки» и «листики» настилают гладьевыми поперечными стежками вдоль узора (рис. 29ж).
«Цветочек». Сначала вышивают гладью середину цветка, прокалывая дырочку и обшивая ее шнурочком или петельным швом. Затем стежками «вперед иголку» обозначают контур цветка, делают настил и вышивают гладью лепестки (рис. 29з).
«Листик в раскол» разделен посередине на две половинки и на две или три части по длине. Сначала вышивают гладью конец листика длинными стежками, а затем середину.
«Косая гладь» предназначена для вышивания листочков и узоров с волнистыми линиями контуров.
«Резаный листик» выполняют косой гладью и узелками или бисерным швом «насыпью». Контур половинки, вышитой «узелками», обшивают «шнурочком», строчкой или стебельчатым швом.
Шов «подкладной» выполняют перекрещенными с изнанки стежками «козлика», а с лица контур узора прошивается густыми стежками, напоминающими строчку. Этим швом украшают изделия из очень прозрачных тканей: маркизета, батиста, шифона.
Фестоны вышивают петельным швом, настилая стежки перпендикулярно краю изделия. В зависимости от назначения изделия их делают круглыми, острыми, зубчатыми.
Сетки ажурные применяют для серединок цветов, лепестков и листьев. Сетки могут быть глухими и прорезными.
Белая гладь очень часто сочетается с такими швами, как прорезная гладь и мережки.

Гладь прорезная

Гладь прорезная - сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной величины и формы: «дырочка», «калачик», «листик», «сцепнушка», которые обшиваются валиком. Для вышивания необходимы тонкая и прочная ткань, лучше льняная, и нитки мулине.
Каждую дырочку вышивают отдельно, чтобы на изнанке не оставалось переходов ниток. Мелкие дырочки прокалывают колышком или вязальной спицей и каждую из них обшивают шнурочком без предварительной наметки. Можно сначала сделать настил по контуру дырочки в один - два ряда стежками шва «вперед иголкой», затем сделать прокол и обшить его через край узеньким шнурочком шириной 1 - 2 мм.
При вышивании дырочек диаметром до 10 мм в центре ее острыми концами ножниц разрезают ткань крест-накрест. С помощью иглы подгибают ткань по наметке на изнанку и обшивают через край гладьевым шнурочком. После окончания работы концы подогнутой с изнанки ткани обрезаем острыми ножницами.
При вышивании «калачика» контуры обшивают стежками в 2-3 ряда. Контур широкой стороны вышивают гладью, а узкую часть шнурочком.
«Листик», или «челнок» обшивается шнурочком по контуру, под который забирается разрезанная ткань.

Легкая, или скорая, гладь. На основе простых ручных швов рукодельницы создавали новые - скорые, более легкие в работе швы. Современные отделочные швы отличаются от старинных своей простотой. Их выполняют, как правило, по свободному контуру рисунка большими стежками и толстыми нитками, не придерживаясь точности в счете ниток ткани.
В технике вышивания скорая гладь применяются почти все ранее известные швы: вперед иголку, строчка, петельный, стебельчатый, «козлик», «пилочка», тамбурные, штриховая гладь, а также созданные на их основе новые швы.

Гладь штриховая состоит из отдельных стежков, напоминающих лучи или штрихи, идущие в разных направлениях от центра. Техника исполнения очень проста: узор переводят точками на ткань и заполняют прямыми и наклонными стежками одно - или двусторонней глади с разными промежутками между ними. Стежки не должны быть очень длинными, чтобы не вытягивались.
Штриховая гладь применяется самостоятельно и в сочетании с другими видами вышивки: выпуклой и плоской гладью, стебельчатым и тамбурным швами.

Вышивание свободной гладью

Гладь— это вышивание плоскости! узора частично или полностью прямыми и косыми стежками. Существует много техник выполнения глади.

Рис.45. Шов «елочка»: а, б-одинарная, в-ломаная; г — двухрядная; д, е-трехрядная

Гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная или рисованная, одноцветная и многоцветная. Выполняется вручную и на пяльцах, нитками разных сортов в зависимости от качества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения.

Гладь свободная без настила

Вышивание свободной гладью

двусторонняя, широко используется в растительных орнаментах и вышивается цветными нитками. Мелкие листики вышивают косой гладью, плоды —- прямой (рис. 46,а, б). В крупных деталях узора стежки глади располагают по форме узора: в лепестках цветов — от края к центру узора, в листьях — от края к середине, по направлению прожилок (рис. 46,в). Иногда контур листьев зашивают не полностью (рис. 46,г).

Гладь вприкреп

Вышивание свободной гладью

применяется для заполнения больших поверхностей узоров. Эта гладь давно была известна на Ближнем и Дальнем Востоке, в Средней Азии и на Кавказе. Вышивают отдельными стежками «верхошва», которые при обратном ходе закрепляют маленькими косыми стежками.

Расположение стежков может быть по форме рисунка или по направлению нитей в ткани (рис. 47,а). На рисунке 47,6 показано, как заполнить узор гладью вприкреп.

Существует способ, при котором сначала заполняют всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них прокладывают поперечные или косые ряды ниток-прикрепок (рис. 47,в).

Верхошов

Вышивание свободной гладью

— односторонняя гладь, вышитая глухим свободным швом. Шьется большими стежками, идущими от центра к краю или от края контура к центру (рис.48,а). На лицевой стороне ткани получается основной рисунок, а с изнанки стежки образуют пунктир по контуру узора (рис. 48,6). Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки прокладывают по форме узора: в цветах — от края к центру, а в листьях, стеблях и ветках — наклонно (рис. 48,в).

Большие закругленные детали вышивают гладью «восьмерка», техника исполнения которой показана на рис. 48,г.

Верхошов, являясь экономной техникой вышивания, был известен во многих странах, но особенного расцвета он достиг благодаря вышивальщицам села Мстера Владимирской области. Они обогатили верхошов яркими красочными расшивками и растительными узорами. Этот шов известен под названием «владимирское шитье». Выполняется толстыми нитками — ирисом, мулине — в пасмо (6 ниток), шерстяными, синтетическими. Основной цвет — красный, дополненный синим, зеленым, желтым, бежевым. Узоры верхошва дополняют обшивкой кисточками и кустиками стежками полукреста.

Сетки декоративные

Вышивание свободной гладью

дополняют и украшают узоры «верхошва». Накладные сетки выполняются нитками, натянутыми от контура одной стороны к контуру другой в горизонтальном, вертикальном и наклонном направлениях. Пересечения ниток прикрепляют к ткани небольшими стежками разных узоров (рис. 49,а). Декоративными накладными сетками можно вышить серединки цветов, отдельные детали узора и весь узор. Серединки цветов «верхошва» заполняют также гладьевыми швами (рис. 49,6).

Двусторонняя гладь с настилом.

Вышивание свободной гладью

Эта техника вышивания выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была высокой, выпуклой.

Одной из разновидностей этой техники является белая гладь. Когда-то такой гладью (без настила) вышивали белыми нитками по белому льняному полотну постельное и столовое белье. Со временем белой гладью стали украшать воротники, носовые платки, женские блузки, детские платья, прокладывая настил. И стали называть ее «белая гладь», «высокая» или «бродери».

Последовательность выполнения белой глади: на ткань переводят рисунок, обшивают его контуры стежками «вперед иголку», прокладывают настил в один или два ряда (для большей выпуклости) и вышивают гладью в направлении, противоположном настилу. Для работы необходимы мягкие и блестящие нитки мулине или шелк.

Рис.50. Белая гладь: а — шнурочек; 6 — узелки; в—-в — горошинки; ж — листики; з — цветочек; и, к — яистик в раскол

Белая гладь

состоит из нескольких швов: «вперед иголку», «строчка» и «насыпь»,«стебельчатый», которые уже знакомы, а также «шнурочек», «горошек» или «пышечка», «узелки», «лапочки», «листики», «цветочки», «подкладная гладь».

«Шнурочек» выполняется стежками двусторонней глада, слева направо (рис. 50,а).

«Узелки» вышивают на одинаковом расстоянии один от другого, рядами, параллельными контуру рисунка. Этим швом заполняют контуры цветов и листьев (рис. 50,6).

«Горошинки», или «пышечки». После прокладки контура (рис. 50,в) и настила (рис. 50,г, д) начинают вышивать от середины: сначала вышивают одну половинку «горошинки», а затем другую, следя за одинаковым количеством нитей с одной и другой стороны (рис. 50,е).

Рис.51. Варианты белой глади: а,6 — косая гладь; в — резаный листик; г — подкладной шов; д — фестоны; е — сетка ажурная

«Лапочки» и «листики» настилают гладьевыми поперечными стежками вдоль узора (рис. 50,ж).

«Цветочек». Сначала вышивают гладью середину цветка, прокалывая дырочку и обшивая ее шнурочком или петельным швом. Затем стежками «вперед иголку» обозначают контур цветка, делают настил и вышивают гладью лепестки (рис. 50, з).

«Листик в раскол» разделен посередине на две половинки и на две или три части по длине (рис. 50,и). Сначала вышивают гладью конец листика длинными стежками, а затем середину (рис. 50,к).

«Косая гладь» предназначена для вышивания листочков и узоров с волнистыми линиями контуров (рис. 51,а, б).

«Резаный листик» выполняют косой гладью и узелками или бисерным швом — «насыпью». Контур половинки, вышитой «узелками», обшивают «шнурочком», строчкой или стебельчатым швом (рис. 51,в).

Шов «подкладной» выполняют перекрещенными с изнанки стежками «козлика», а с лица контур узора прошивается густыми стежками, напоминающими строчку (рис. 51,г). Этим швом украшают изделия из очень прозрачных тканей: маркизета, батиста, шифона.

Фестоны вышивают петельным швом, настилая стежки перпендикулярно краю изделия. В зависимости от назначения изделия их делают круглыми, острыми, зубчатыми (рис. 51,д).

Сетки ажурные применяют для серединок цветов, лепестков и листьев (рис. 51,е). Сетки могут быть глухими и прорезными.

Белая гладь очень часто сочетается с такими швами, как прорезная гладь и мережки.

Гладь прорезная

Вышивание свободной гладью

— сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной; величины и формы: «дырочка» (а), «калачик» (б), «листик», «сцепнушка» (в-д), которые обшиваются валиком. Для вышивания необходимы тонкая и прочная ткань, лучше льняная, и нитки мулине.

Каждую дырочку вышивают отдельно, чтобы на изнанке не оставалось переходов ниток. Мелкие дырочки прокалывают колышком или вязальной спицей и каждую из них обшивают шнурочком без предварительной наметки. Можно сначала сделать настил по контуру дырочки в один~два ряда стежками шва «вперед иголкой», затем сделать прокол и обшить его через край узеньким шнурочком шириной 1 — 2 мм.

При вышивании дырочек диаметром до 10 мм в центре ее острыми концами ножниц разрезают ткань крест-накрест. С помощью иглы подгибают ткань по наметке на изнанку и обшивают через край гладьевым шнурочком. После окончания работы концы подогнутой с изнанки ткани обрезаем острыми ножницами (рис. 52,а).

При вышивании «калачика» (рис. 52,6) контуры обшивают стежками в 2—3 ряда. Контур широкой стороны вышивают гладью, а узкую часть шнурочком.

«Листик», или «челнок» (рис. 52,в—д) обшивается шнурочком по контуру, под который забирается разрезанная ткань.

Легкая, или скорая, гладь. На основе простых ручных швов рукодельницы создавали новые — скорые, более легкие в работе швы. Современные отделочные швы отличаются от старинных своей простотой. Их выполняют, как правило, по свободному контуру рисунка большими стежками и толстыми нитками, не придерживаясь точности в счете ниток ткани.

В технике вышивания скорая гладь применяются почти все ранее известные швы: вперед иголку, строчка, петельный, стебельчатый, «козлик», «пилочка», тамбурные, штриховая гладь, а также созданные на их основе новые швы.

Гладь штриховая

Вышивание свободной гладью

Состоит из отдельных стежков, напоминающих лучи или штрихи, идущие в разных направлениях от центра. Техника исполнения очень проста: узор переводят точками на ткань и заполняют прямыми и наклонными стежками одно - или двусторонней глади с разными промежутками между ними (рис. 53,а—г). Стежки не должны быть очень длинными, чтобы не вытягивались.

Штриховая гладь применяется самостоятельно и в сочетании с другими видами вышивки: выпуклой и плоской гладью, стебельчатым и тамбурным швами.

Легкими декоративными швами вышивают панно (рис. 53,д), коврики, диванные подушки, сумки, украшают одежду.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: