Азбука бисероплетения ручное ткачество

Обновлено: 06.05.2024

В этой статье я кратко, но с примерами расскажу про все основные техники именно плетения из бисера. Во-первых, это даст более полное понимание, что можно сплести. Во-вторых, позволит вам выбрать, какая техника вам больше нравится. В последующих статьях я расскажу про каждую технику более подробно с мастер-классами, указанием наиболее подходящих материалов и примерами, что плетут в той или иной технике. Изучение азов очень важно.

1. Плоское параллельное плетение.

Обычно именно с этой техники предлагают начинать тем, кто только взял в руки бисер. Для плетения подойдет любой бисер и проволока. Ряды бисера плотно приплетаются друг другу, за счет чего получается ровное полотно. На фото ниже 2 фигурки, сплетенные в этой технике моей дочкой в 2.5 года. Техника на самом деле очень простая и отлично подходит для занятия с детьми.

2. Объёмное параллельное плетение.

Очень похоже на плоское параллельное плетение, только теперь фигурка получается не плоской, а объемной. Плести лучше на проволоке или леске. Первым, что я сплела в этой технике были ящерки и крокодильчики. Плести их очень просто, а получаются они классные. На тот момент мне было 6 или 7 лет, а крокодилов я таких наплела штук 20 и всех ими одаривала, взрослые были рады, а я счастлива, что мои поделки так всем понравились.

3. Мозаичное плетение.

Эта техника уже сложнее, но она очень часто используется мастерами. С ее помощью можно изготовить потрясающе красивые браслеты и серьги, закладки для книг и многое другое. Позволяет не только изображать рисунок на изделии, но и создавать предметы разнообразных форм. Здесь важно правильно подобрать материалы!

4. Кирпичное плетение.

Изделия напоминают внешне мозаичное плетение, но при этом они более гибкие, так как каждый последующий ряд крепится не к бисерине предыдущего, а к нити. Интересно? Очень! Обязательно стоит попробовать. Здесь также очень важны материалы!

5. Ручное ткачество.

Можно плести вручную, а можно с помощью станка. В этой технике получаются замечательные браслеты, на которых можно изобразить что угодно. Бисерины располагаются друг над другом. Бисер должен быть ровным, иначе браслет получится кривым.

6. Монастырское плетение (плетение крестиком).

В этой технике можно сплести все, что угодно. И не только сплести, но и оплести. Суть в том, что в разных направлениях соединяются крестики, состоящие из 4 бисерин. Плетение очень простое, вполне подойдет для начинающих.

7. Сетчатое плетение.

Очень просто плетение, для которого можно найти огромное количество схем на просторах интернета. Очень часто используется для плетения ожерелий, браслетов, оплетения яиц. Рисунок самой сетки каждый может придумать сам.

8. Петельное плетение.

Обычно используется для изготовления деревьев, цветов и композиций с ними. Выполняется на проволоке, бисер подойдет любой. Техника очень простая, но требует усидчивости и терпения.

9. Французское плетение (круговая техника).

Это еще одна техника, используемая в бисерной флористике. Выполняется на проволоке, бисер подойдет любой.

10. Игольчатое плетение.

Легко догадаться, что используется для плетения чудесных елочек из бисера. Материалы все те же: бисер и проволока. И терпение. :)

11. Петербургская (ленинградская) цепочка.

А также ступенчатое плетение или плетение елочкой. Названий у этой техники много, но по сути это все одно и тоже. Техника простая, начинающий легко справится. Получаются красивые браслеты и колье.

12. Техника Огалала.

К этой технике стоит приступать, имея хоть какой-то опыт плетения. Качество бисера не так важно, а вот нить и игла нужны хорошие. Ожерелья и браслеты в этой технике просто безумно красивые! Не смотря на то, что весят они довольно много, выглядят легкими, воздушными и ажурными.

13. Техника Ндебеле (шевронное плетение).

С этой техникой я обязательно познакомлю вас более подробно, так как здесь огромное количество разновидностей, мне сходу только на ум приходит 6 штук, а на деле их еще больше. Техника не самая простая, но очень интересная. Можно использовать для изготовления украшений.

14. Узлы Пейота.

Техника достаточно сложная, требующая отдельного обучения. Основывается на использовании различных узлов на нити. Нить обычно используется вощеная. Часто используется как дополнение к другим техникам.

15. Цепочки и петли.

Обычно плетение украшений начинают с самой простой цепочки, когда просто набранные бисерины чередуются с цветочками. А дальше, на что хватит фантазии :)

16. Жгуты и шнуры.

Жгутов и шнуров плетеных из бисера существует огромное количество: круглый, квадратный, американский, спиральный, ракушка и т.д. Обязательно напишу статью, посвященную типам жгутов из бисера, уверена, будет интересно узнать, насколько они разнообразны!

В этой статье я рассмотрела лишь основные техники. На самом деле их существует гораздо больше! Также есть множество смешанных техник, а есть заимствованные из других видов рукоделия. Но обо всем по порядку. Надеюсь, что статья была для вас интересна.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 9 человек(а).

Бисерное ткачество аналогично обычному плетению из бус и имеет лишь небольшие отличия. Расскажем вам, как это делается. Для увеличения изображений кликните по ним.

Изображение с названием Weave with Seed Beads Step 1

  • Нити основы – длинные прочные продольные нити, заправленные в станок.
  • Уточная нить – нить, на которую насаживаются бусинки и которая затем переплетается над и под нитями основы.
  • Штифт – круглая деревянная палочка, располагаемая с обоих концов станка.

Изображение с названием Weave with Seed Beads Step 2

Поймите разницу между обычным плетением из бисера и ткачеством. В частности, соблюдайте осторожность, чтобы не проткнуть нити основы иглой при работе уточной нитью с бисером, иначе вы не сможете потом затянуть основу на уточной нити.

Изображение с названием Weave with Seed Beads Step 3

Изображение с названием Weave with Seed Beads Step 4

  • Протяните нить через станок по верху и зацепите за штырек на противоположном штифте. Убедитесь в том, что нить легла в соответствующие канавки в верхней части станка и натянута максимально прямо.
  • Снова протяните нить через станок по верху и зацепите за штырек. Обязательно всегда проводите нить через отдельные канавки. Продолжайте наматывать нить на станок до получения необходимого вам для работы числа нитей основы, что будет определять ширину вашего изделия. Ширина изделия также зависит от размера используемых бусинок. Если ваши бусинки крупнее расстояния между нитями основы, вернитесь обратно и заново намотайте нить основы на станок, пропуская между витками нити по одной канавке.
  • Обматывайте нить на штырьках в одном направлении. Это необходимо для того, чтобы после снятия работы со станка не получался спутанный комок нитей основы.

Изображение с названием Weave with Seed Beads Step 5

  • Именно такой метод намотки нити основы крайне важен для данной работы.

Изображение с названием Weave with Seed Beads Step 6

Вставьте уточную нить в иглу и привяжите один ее конец двойным узлом к нити основы. В данном случае нитей основы достаточно для сплетения 8 бусинок.

Изображение с названием Weave with Seed Beads Step 7

Насадите 8 бусинок на иглу и протяните их ПОД нитями основы. Свободной рукой расправьте бусинки между нитями основы.

Изображение с названием Weave with Seed Beads Step 8

Проведите иглу через бусинки в обратном направлении НАД нитями основы. Будьте осторожны, чтобы не прошить иглой нити основы.

Изображение с названием Weave with Seed Beads Step 9

Продолжайте ткать бусинками, пока работа не достигнет желаемых размеров. Вам может потребоваться дополнительная уточная нить, в таком случае просто повторите исходную процедуру привязывания нити. По окончании работы протяните уточную нить взад и вперед через несколько рядов. Убедитесь в надежности креплении последнего ряда, чтобы бусинки не рассыпались.

Изображение с названием Weave with Seed Beads Step 10

Вставьте в иглу начальный конец нити основы и для придания опрятного вида своей работе проведите его через первый ряд своего плетения. Само плетение окончено. Остались лишь заключительные процедуры.

Изображение с названием Weave with Seed Beads Step 11

Слегка ослабьте один штифт и проверните его в направлении к работе, чтобы нити основы можно было снять со штырька.

Изображение с названием Weave with Seed Beads Step 12

Снимите нити основы со штырька, стараясь не тянуть их. Обрежьте завязанный узлом конец непосредственно у узла.

Изображение с названием Weave with Seed Beads Step 13

Аккуратно приподнимите работу над станком, и она автоматически соскользнет со штырька на противоположной стороне. Опять же, обрежьте завязанную на узел нить у самого узла.

Изображение с названием Weave with Seed Beads Step 14

Изображение с названием Weave with Seed Beads Step 15

Начните работать с центральной или близкой к центру нити, чтобы с обоих концов работы впоследствии остались достаточно длинные хвосты нити основы, на которые можно будет прикрепить застежку.

Изображение с названием Weave with Seed Beads Step 16

  • Натяжение нити должно быть равномерным. Не следует перетягивать нить, из-за этого работа может пойти волнами. Если вы случайно перетянули нить, просто расправьте работу. После вытягивания нити на каждом последующем ряду сама нить будет становиться все длиннее и длиннее. Продолжайте в том же духе, пока целиком не вытяните нити на концах работы.
  • Нити будут полностью вытянуты, когда все петли окажутся притянутыми к рядам бусинок. Как вы видите на изображении, левая нить притянута к бусинам.

Изображение с названием Weave with Seed Beads Step 17

Изображение с названием Weave with Seed Beads Step 18

Концы нитей используйте для крепления застежки и завершения оформления работы выбранным вами способом.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония»

D:\Картинки\ugholki_0\уголок6.jpg

«Азбука бисероплетения »

Автор-составитель: А.В.Романькова,

педагог дополнительного образования

Киренск,2014

Автор-составитель: А.В.Романькова, педагог дополнительного образования.

Методическое пособие предназначено для педагогов дополнительного образования и всех тех, кто хочет научить детей замечательному бисерному искусству. Пособие содержит материал для вступительной беседы по истории бисера, рассматривается ассортимент материалов для бисероплетения, технологические приемы, цвет и его значение.

Ассортимент материалов для бисероплетения…………………. 13

Техники бисероплетения……………………………………….…. 16

Технологическая последовательность изготовления

декоративного дерева «Березка»…………………………. 27

8. Технологическая последовательность изготовления земляники…..30

9. Схемы изделий плоского плетения………………………………. 35

10. Схемы изделий объемного плетения……………………………. 36

11. Изделий в технике бисероплетения………………………. 37

Бисерное рукоделие существует давным-давно и хранит много секретов, а именно - как слагаются из маленьких бусинок - бисера - прекрасные и неповторимые изделия. Каждая выполненная из бисера вещь индивидуальна, хранит тепло рук мастера и может стать оригинальным сувениром и подарком для друзей и близких.

Творческое воображение и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей ребенок очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простатой выполнения самых причудливых изделий.

Для того чтобы занятия бисером приносили радость и не утомляли, очень важно правильно подобрать материал и инструменты и организовать рабочее место. Начинать изучение нового вида рукоделия надо с самых простых вещей, постепенно усложняя учебные задачи и практические задания.

Любые творческие достижения детей, в том числе и поделки из бисера, не должны остаться без внимания. Наиболее интересные работы постарайтесь оформить в виде выставки. От того как будут представлены детские работы, во многом зависит воспитание у ребенка эстетического и художественного вкуса, общей культуры, отношения к творчеству.

История бисера

Вот уже много поколений рассказывают легенду об открытии стекла. Однажды купцы, идущие с караваном по пустыне, вынуждены были заночевать, и, чтобы не замерзнуть (а ночи в пустыне очень холодные) и приготовить ужин, они развели костер. Так как по близости не было камней, то временный очаг сложили из больших кусков соды, которую везли на продажу. Поужинав, купцы легли спать возле догорающего костра. Утром один из них обнаружил на кострище куски почти прозрачного материала, которого не было вечером. Купцы догадались, что этот материал появился благодаря соде, песку и огню, - так было открыто стекло. Некоторые ученые считают, что стекло было изобретено 6 тысяч лет назад.

Древние египтяне первыми научились изготавливать бисер из стекла. Музей в Каире хранит множество уникальных произведений бисерного искусства: ожерелья, браслеты, бисерные сетки на платьях. Одна из таких сеток низана голубым и зеленым крупным непрозрачным бисером цилиндрической формы. Оригинальность придают изображения египетских божеств, изготовленные из бисера и вплетенные в сетку.

Бисерное производство Древнего Египта было настолько высоким, что сами фараоны использовали бисер для украшения своих одеяний. И это были не только браслеты и сетки на платья, но даже символы божественной власти фараонов – усхи – ожерелья солнца. Бисерные изделия и украшения и в наши дни пользуются любовью у жителей Египта.

С VI века центром художественного стеклоделия становится Византия, широко использовавшая образцы мастеров Римской империи. А уже через Византию бисер попал в Венецию. Интересно, что производство бисера в Галлии и Германии не получило развития, эти страны предпочли использовать привозной бисер. В Венеции бисер стал главным в стекольном художестве на несколько столетий.

Венецианский бисер завоевал практически весь мир, даже недра африканских пустынь, где использовался аборигенами в качестве монет. Бисер стал для Венеции источником колоссального богатства. На него выменивали пряности, ткани и даже золото.

В 1275 году было запрещено вывозить из Венеции не только сырые материалы и полуфабрикаты, но даже разбитую стеклянную посуду для исключения возможности анализа ее состава. В 1376 году Сенат издает Указ, согласно которому знатные патриции могут жениться на дочерях стекольщиков, а дети от этого брака признаются благородными патрициями. Это было сделано для того, чтобы не допустить отъезда самих мастеров и членов их семей из Венеции в другие страны. В 1490 году Сенат ставит стекольное производство под особую охрану Совета Десяти. С переманенными в другие страны мастерами поступали очень жестоко. Если мастер не возвращался, его родных заключали в тюрьму, а самого мастера в случае повторного отказа вернуться убивали наемные убийцы. Только после этого родные получали свободу.

В конце XIII века брать Бертолини и Виторе Местре усовершенствовали украшения стеклянной массы металлическими продержками. А в мастерских Мурано стали выделывать фальшивый жемчуг Perle false или Perle da Murano («фальшивый, искусственный жемчуг», «жемчуг из Мурано»). К сожалению, это изобретение поглотило бисерное производство Венеции.

Знаменитый путешественник и мореплаватель Марко Поло был сыном известного бисерного мастера Николо. Это дало ему возможность наладить меновую торговлю с американскими индейцами. Бисер получает у них широкое распространение. Индейцы используют бисер для отделки народных одеяний, обрядовой утвари, колыбелек для детей, головных уборов.

В конце XV – начале XVI века бисерное производство было наиболее интенсивным. С развитием мореплавания активизировалась торговля. Из восточных стран в страны – производители бисера шли корабли с содой. А из стран-производителей корабли направлялись в разные страны мира.

В начале XVIII веке возникают мастерские, основанные либо бежавшими из Венеции мастерами, либо людьми, перенявшими секреты производства путем подкупа.

В середине XVIII века французский ювелир Страз придумал современную форму бисера, названного его именем.

Сегодня в Европе существует несколько центров по производству бисера. По-прежнему бисер изготавливают в Венеции, на острове Мурано, куда фабрика была переведена несколько веков назад во избежание пожаров. Итальянский бисер все так же красив и дорог. Для детских работ он не используется.

БИСЕР В РОССИИ

На красоту стекла обратили внимание еще в Древней Руси.

В XI веке в Киеве появились небольшие мастерские, в которых делали смальту для мозаик, различные сосуды и бусины. Даже венецианские купцы восхищались красотой и высоким качеством изделий русских мастеров. Несколько позже подобные мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и в некоторых других городах.

В IV - V веках в среднем Приднепровье производятся изделия с выемчатой эмалью (на металлической основе с помощью долота или штихеля делаются углубления, которые затем заполняются эмалевой массой). Но так как эмалевая масса доставлялась из Рима, то с прекращением поставок прекратилось и производство. В середине X века выемчатая эмаль уступает место более прогрессивной по технологии перегородчатой эмали – технике, в которой на золотую, медную или латунную основу напаиваются тонкие перемычки по контурам декоративного изображения. Пространство между перемычками заполняются эмалью. В XI - XII веках Киев становится центром по производству прекрасных эмалей, отличающихся от греческих. Примерно в это же время возникает производство стеклянных изделий, мозаичной смальты и декоративной керамики с поливной эмалью.

Русский бисер из зеленого и желтого стекла всех оттенков, ярко-синего («берлинская лазурь»), фиолетового, коричневого. Его форма отличалась от ближневосточного и византийского. Бусины были круглыми, эллипсоидными, цилиндрическими, бочонкообразными и винтообразными. Ближневосточные бусины были преимущественно из трубочек, а византийские – крученые, полученные путем навивки стекла. Но не только форма и цвет отличали российские бусы. Техника производства (навивка и накрутка), состав стекла, а также цвет прозрачного стекла были отличными признаками русских бус. От Москвы до Киева и Костромы с XI - XXII веков стеклянные бусы были любимым украшением для горожан.

Само слово «бисер» раньше звучало как «бусер» или «бусра», что значило «жемчуг». В Древней Руси широко применялось жемчужное шитье для одежды и предметов церковного обихода, а также для украшения женских головных уборов. Поэтому древнее бисерное шитье «выросло» из жемчужных работ. В России жемчуг добывался в озере Ильмень (Новгородское озеро) и во многих реках – Двине, Ветлуге, Варзуге и других. Причем качество русского жемчуга было очень высоким. По цвету жемчуг был не только белый, но и редкий черный. Привозному жемчугу русский уступал только в размере жемчужин.

Академик Д.С.Лихачев в работе «Культура Руси эпохи образования русского национального государства (конец XIV - начало XVI века)», изданной Госполитиздатом в 1946 году, детально описывает портрет русской женщины эпохи XV - XVI веков: «Жемчужные нити окаймляли лицо, лоб украшала жемчужная кичная поднизь, по сторонам щек свешивались жемчужные нити, на шею надевалось стоячее жемчужное ожерелье».

«Бисер» как термин появляется в русских толковых словарях в XV - XVIII веках, этим словом обозначали жемчуг («жемчуг, перлы», «бисер, камень честен»). В XVIII столетии словом «бисер» стали называть мелкие стеклянные бусы, внешне напоминающие жемчуг. Термин «стеклярус» появился несколько позднее, в XVIII веке, став, как и «бисер», устойчивым в архивных документах. В XVII веке «стеклярус» называли иначе – «одекуй». Судя по описям XVII века, бисер, вероятно, измеряли по весу, а одекуй – штучно.

В XVII веке были предприняты попытки возродить бисерное производство в России в подмосковном селе Измайлово. Но даже прибывшие туда в 1670 году венецианские мастера не смогли наладить производство.

Именно поэтому почти 30 лет спустя Ломоносову и было дано разрешение строить «фабрику делания цветных стекол». Ввоз стеклянных изделий из-за границы был значительным и требовал не малых средств. Ломоносов очень своевременно поставил вопрос о постройке своей фабрики, которая должна была сберечь деньги, уходившие за границу. Закладка фабрики в деревне Усть-Рудицы в Копорском уезде Петербургской губернии состоялась 6 мая 1753 года. В 1754 году в Усть-Рудицах была открыта фабрика, давшая первую продукцию 1755 году. Канцелярия Академии наук по просьбе Ломоносова помогла ему мастеровыми людьми для изготовления станков, инструментов и специальных химических печей, которые нельзя было купить. Потребность в бисере по-прежнему удовлетворялась за счет венецианского и богемского.

К весне 1754 года двое мужиков, посланные ученым на соседние стекольные заводы, уже освоили технологию стекольного производства. А третий был направлен туда же для овладения особым горшочным делом – производством специальных горшков для формовки и обжига стекольных масс.

К сожалению, отсутствие собственного магазина для реализации продукции поставило стекольное производство по изготовлению бисера, стекляруса и других изделий в невыгодное положение. Ломоносов переходит на изготовление смальты для мозаичных работ.

С фабрикой в Усть-Рудицах ученого связывало почти 12 лет жизни, с момента ее основания и до самой смерти. За это время было изготовлено множество бисерных и стеклярусных изделий, а также 41 мозаичная работа. К сожалению, до наших дней сохранилась только 21 из них. О судьбе остальных 20 работ ничего не известно.

Недоброжелатели Ломоносова после смерти великого ученого добились закрытия фабрики. Дело его жизни не нашло нужной поддержки в дальнейшем. Россия так и не стала производить бисер в количествах, необходимых для насыщения внутреннего рынка и сбыта и охвата внешнего. Бисер и стеклярус по-прежнему ввозили из-за границы. А вот в мозаичном деле равных Ломоносову практически не оказалось. Двести лет спустя иностранные специалисты провели состояние картин из Ломоносовской смальты. Удивлению их не было предела – все находилось в прекрасном состоянии. Более того, изготовить смальту красного и зеленого цветов, как Ломоносов, до сих пор не удалось никому. Посуда Ломоносова и сегодня радует глаз своей изысканностью форм и декора. Многие приемы украшения стеклянных изделий были заимствованы российскими производителями таких православных центров, как Гусь-Хрустальный и другие.

посвящены новому, увлекательному способу вышивания - объемной вышивке. В этих книгах вы найдете множество примеров и советов по плетению, низанию и вышиванию бисером. Приведены схемы и фотографии работ вышивки из бисера. В этом сборнике книг, представлен материал по основным направлениям бисерного рукоделия: ручное и станочное ткачество и вышивание бисером.

Мечта ученого о производстве собственного бисера не сбылась, но спустя годы мы с благодарностью отмечаем его вклад в дело становления стекольной промышленности. Не будем забывать, что первоначальное значение слова «бисер» - жемчуг. Именно в этом значении оно использовалось долгие годы в Древней Руси.

В XVIII веке вышивание бисером получило широкое развитие. В основу искусства шитья бисером легли традиционные приемы, используемые при шитье жемчугом. Приемы шитья гладью использовались при вышивании окладов икон бисером и стеклярусом.

Украшение предметов круглой формы потребовало использование новых приемов. Таким основным приемом стало вязание из бисера . Оно заимствовано, вероятно, из Германии. Эта техника сложна тем, что зерна бисера нанизывались на нитку заранее с учетом рисунка. Это требовало от мастерицы внимания и представление того, что у нее получится. Вязание бисером использовалось для изготовления круглых предметов (всевозможных чехлов). Бисер заранее набирался на нитку, которой затем вязали. Использовали технологию снизки, когда целый ряд бисерных ниток, снизанных по узору, образовывал основу, скреплявшуюся затем поперечными нитками (утками).

В XIX веке бисерное искусство проникает в среду горожан и крестьян благодаря снижению стоимости бисера и стекляруса. Бисер становится самым популярным материалом для женского рукоделия, проникая во все слои русского общества. Это всевозможные чехольчики, футляры, шкатулки, чубуки для курительных трубок, чехлы для мела и зубочисток.

В XIX веке появляются швейные украшения типа ожерелий, воротничков, сетчатых украшений. Это связано с проникновением в Россию западноевропейской моды на глубокие вырезы спереди платья. Переняв моду на покрой платьев, русские женщины стали делать украшения из бисера, закрывающие шею и верхнюю часть груди.

В XIX веке стеклярус был широко распространен в быту. Красоту однотонного стекляруса на фоне ткани того же цвета увидели и оценили модельеры XX века. Сегодня стеклярус широко используется для украшения платьев и костюмов. Вместе с бисером он пользуется особой популярностью у артистов.

Затем в конце XIX века в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие производства. Их изделия успешно экспонировались на международных выставках во Франции, Англии и Америке. В настоящее время используется в основном чешский и японский бисер.

Бисерное искусство сегодня переживает новый расцвет. Возникают новые направления, сюжеты, приемы работы. Восстанавливаются и старые, проверенные временем.

Ассортимент материалов и инструментов для бисероплетения

Бисер – маленькие декоративные шарики с отверстием для нанизывания на нитку или проволоку.

DSC02269

Рис. 1 Бисер и бусины

Стеклярус - модификация бисера, представляет вытянутые трубочки с отверстием для нанизывания.

DSC02267

Рубка - модификация бисера, представляет короткие трубочки с отверстием для нанизывания.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Центр детского творчества

муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан

Директор МБОУ ДО ЦДТ

Конспект открытого занятия

в объединении «Бусинка за бусинкой»

«Бисерное ткачество: из прошлого в будущее»

педагог дополнительного образования

Васильева Алена Владимировна

педагогический стаж 16 лет

Цель занятия: научить детей применять полученные знания, умения и навыки в бисерном ткачестве для самостоятельного изготовления авторских изделий из бисера.

Познакомить учащихся с историей появления техники ткачества бисером.

Провести сравнительный анализ техник для создания бисерных полотен: кирпичное и мозаичное плетение, ручное ткачество, ткачество на станке.

Способствовать развитию навыков самостоятельного плетения бисером на станке у обучающихся.

Способствовать воспитанию эстетического вкуса при создании украшений из бисера.

План проведения занятия .

Организационный момент.(2 мин)

Теоретическая часть занятия. (15 минут)

История бисерного ткачества

Игра «Бисерное лото»

Практическая часть (25 минут)

Подготовка рабочих мест

Плетение на станках

Итоговая часть (3 минуты)

Заключительное слово педагога.

Уборка рабочего места.

Ход занятия.

Организационный момент.

Приветствие.

2.Теоретическая часть

История бисероплетения .

Для начала немного о бисере. Изделия из него были известны еще в древнем Египте. А само слово «бисер» произошло от арабского «бусра», что означает бусинки с отверстиями – круглые или многогранные, из цветного стекла или металла. Мелкие бусины по форме напоминающие бисер, встречались на Руси уже в IX веке, а в XVIII веке М.В.Ломоносов основал производство бисера в России. Бисерное искусство приобрело наибольшее распространение в XIX столетии. Бисером отделывали дворцовые интерьеры, декорировали мебель, оклады окон, предметы быта. Бисером и стеклярусом украшали народные костюмы и бальные платья, сумочки, кошельки, шкатулки и т.д. Посмотрите на эти изделия, сделанные сотни лет назад. Они сохранили свою красоту и актуальность, несмотря на века. (демонстрация альбома со старинными изделиями)

Как только не нанизывают бисер волшебный, загадочный, чарующий и даже живой. Как это, спросите Вы, живой? Ведь бисер – это всего лишь стеклянные шарики с отверстиями. Они не умеют, не ходить, не говорить, не чувствовать. Тем не менее, бисер путешествовал по векам, странам и сословиям. А бисерные изделия могут поведать о том, как жили люди в далекие времена, каковы были их вкусы и привычки. Бусинки не только сохраняют прошлое, они меняются и развиваются вместе с человечеством. Появляются новые технологии, материалы, меняется образ жизни людей, а маленькие шарики, согреваясь в руках человека, по-прежнему впитывают его чувства и настроение, и как бы оживают, превращаясь в чудесные украшения и забавные игрушки.

История украшений неразрывно связана с историей культуры и развития человечества. Через украшения человек выражал свое понимание мира. Большой пласт культуры человечества связан с маленькими стеклянными бусинками. Народы, избежавшие влияния европейской цивилизации хранят эти традиции до сих пор.

А теперь рассмотрим такую интересную технику бисероплетения – ткачество бисером . Тканые изделия из бисера, невозможно спутать с изделиями, выполненными с каким-либо другим приемом работы с бисером. Используя ткачество, мы получаем ровную поверхность, где бисеринки смежных рядов располагаются одна под другой без смещения. Рисунок таких изделий напоминают вышивку крестом. Ткачество - это одна из старинных техник изготовления изделий из бисера . Эта техника выполнения бисерных изделий обычно ассоциируется с индейцами. Однако она была широко распространена в Европе до Первой Мировой войны. Ткачество с бисером появилось в России в XIX веке. Этот метод использовали для изготовления экранов и витражей, устанавливавшихся на подсвечники и прикрывавших огонь свечи, поясов, цепочек и т.д. Ткачество было менее распространено, чем другие виды рукоделия с бисером. Но сейчас оно становится более популярным. Для получения красивого рисунка и ровной поверхности необходимо использовать бисер одинакового размера и формы. Ткачество выполняется на станке с нитяной основой.

Мы уже изучили несколько техник для создания бисерных полотен – мозаичное и кирпичное плетение, ручное и станочное ткачество, а кто-то даже освоил вязание с бисером. Теперь мы выбираем изделия для работы сами, но правильно выбрать технику плетения – это особая степень мастерства. Предлагаю сегодня обобщить знания, которые мы получили на занятиях объединения и сравнить два вида ткачества – ручное и станочное.

Для этого предлагаю сыграть в игру – «Бисерное лото». Перед вами лежат карточки с украшениями. Вы выбираете себе карточку и отвечаете на вопрос. На карточке написано, сколько баллов вы зарабатываете в случае правильного ответа. Если вы отвечаете правильно, то карточка остается у вас вместе с баллами, а если от ответа отказываетесь, то я карточку у вас забираю и передаю ход другому участнику группы. Карточки с баллами в конце занятия вы можете обменять на «Арбусинки» – валюту нашего объединения сегодня.

Вопросы для игры:

- В какой стране нашли самую древнюю бусину? (Египет)

- Почему на картинке между бисером и письмом стоит знак равенства? (потому что некоторые племена использовали плетенные из бисера изделия как письмена и плели украшения с зашифрованным письмом)

- Как называются крепкие и длинные продольные нити, заправленные в станок? (нити основы)

- Какая из этих схем для станочного плетения, а какая – для мозаичного?

- Что учитывается при расчете цены изделия, сплетенного на станке? (стоимость материала: ниток и бисера и времени работы)

- Назовите отличия ручного ткачества (прямого плетения) от станочного. (При ручном ткачестве используется одна нить, а при станочном несколько нитей основы и рабочая нить. )

- Назовите плюсы станочного ткачества в сравнении с ручным. (Работа выполняется быстрее, можно выполнить большое изделие за короткий срок)

- Назовите плюсы ручного ткачества. (Полотно более крепкое; легко перенести рисунок; отсутствие нитей основы; легко наращивать полотно; легче прятать нить.)

- Назовите минусы ручного ткачества.(Большие затраты материалов – нити; больше времени уходит на изготовление изделия.)

- Назовите минусы станочного ткачества. (В конце плетения нужно спрятать много нитей основы; полотно может перекоситься, если потянуть за одну из нитей основы; нужно использовать бисер одного размера.)

- Назовите способы изготовления бисерных полотен. (мозаичное плетение, кирпичное плетение, станочное и ручное ткачество, вязание с бисером)

- Из чего можно изготовить станок для ткачества дома? (картонная коробка, пластиковый контейнер, реечки и расчески, металлические уголки и т.д.)

- Сколько нитей основы должно быть натянуто на станке? От чего это зависит? (Зависит от схемы. Нитей должно быть на одну больше, чем бисерин в ряду.

- С какой стороны прикрепляют рабочую нить? От чего это зависит? (Если мастер – правша, то нить слева, а если левша, то справа.)

3. Практическая часть.

А теперь приступим к плетению. У каждого из вас есть станки для плетения. Приготовьте свое рабочее место. Не забудьте приготовить инструменты и материалы, необходимые в работе.

Инструменты и материалы, необходимые в работе.

Бисер – в основном среднего размера. Для ткачества - бисер различных цветов и оттенков должен быть одинаков по ширине, высоте и фактуре.

Иглы – специальные для бисера.

Нити – армированные, капроновые или лавсановые. Выбор цвета в зависимости от фона изделия.

Тарелочки для бисера.

Схема - для ткачества используют схему вышивки крестом. А можно и самим нарисовать схему с помощью миллиметровой бумаги и карандашей (1 квадратик соответствует 1 бисерине).

Ножницы – с острыми концами для обрезания нити.

Станок для ткачества бисером.

Этапы выполнения изделия в технике ткачества бисером.

1. Изготовление станка.

В наши дни можно найти станки любых размеров, как дорогие, так и дешевые. Ширина изделия определяется количеством нитей основы натянутых на станке. Как правило, к станку прилагается инструкция. Удобный станок можно сделать и самим. Для этого на концы деревянной дощечки прибейте порожки, 3-6 см. в высоту. На порожке в шахматном порядке прибейте маленькие гвоздики на расстоянии 3 мм. друг от друга, так, чтобы они на 5-7 мм. возвышались над деревом, можно сделать и пропилы каждые 2-3 мм., но тогда на порожке нужно закрепить 1 или 2 шурупа, за который потом будет закрепляться нить.

2. Натяжение основы .

Количество нитей в изделии зависит от его ширины. Число нитей основы должно на единицу превышать количество бисерин в ряду. Дина нитей основы, определяет длину изделия. Конец нити на катушке закрепляем на шурупе станка, прикрепленного на порожке. Затем нить вкладываем в специальные прорези. При использовании мелкого и среднего бисера нити укладывают в каждую прорезь, для ткачества с крупным материалом нити основы укладывают с большим интервалом, пропуская 1,2 прорези, расстояния между нитями должны немного превышать размер бисеринок.

Инструкционная карта ткачества

Существует несколько видов ткачества.

1. Ткачество одной иглой с декоративными нитями основы.

2. Ткачество одной иглой с потайными нитями основы.

3. Ткачество с двумя иглами с потайными нитями основы.

Мы с вами выполним фенечку в технике ткачества одной иглой с потайными нитями основы. У вас на столах лежат готовые схемы фенечек, нарисованные ранее. Схема фенечки шириной в пять бисерин, предполагает натяжение шести нитей основы. Тканые изделия могут быть с ровными краями и с переменной шириной. Можно также выполнять отверстия или «декоративные окна». Ткачество с бисером, или плетение поперечных рядов из бисера на предварительно подготовленной основе – работа не сложная и успокаивающая. Последовательно выполняя этап за этапом, и добавляя ряд за рядом, протаскивайте поперечные нити через все набранные бусины, сначала в одну сторону, затем в другую. Набирайте бусины, глядя на схему.

Поверните станок так, чтобы свободные концы нитей были наверху. Отрежьте нитку длиной ≈ 1 м. привяжите ее к левой нити основы на расстоянии ≈ 5-7 см. от порожка с напилами..

Здесь будет начало первого поперечного ряда.

Затяните узелок, нитку пропустите под основой.

Свободный конец рабочей нити вденьте в иглу, наберите бисер по рисунку.

Уложите по одной бусинке между нитями основы. Если размер бусин больше расстояния между соседними нитями, основа чуть расширится или сузится, если бусины меленькие.

Подтолкните бисерины вверх так, чтобы они выступали над основой. Поверните иглу в обратную сторону и проведите ее над нитями основы, через все бусины. Затяните поперечный ряд.

Снова проведите рабочую нитку вправо, под основой, наберите бисер по схеме и протяните как предыдущий ряд. В процессе плетения подвигайте ряды бисера, чтобы они ложились ровно перпендикулярно основе.

Последующие ряды выполняйте по этой же схеме.

После того, как тканое полотно готово, его срезают, оставив концы приблизительно 10 см.

Дети готовят свое рабочее место самостоятельно. Гостям предлагается возможность попробовать станочное ткачество. В этом случае ребенок исполняет роль инструктора, полностью объясняет процесс и помогает подшефному. В процессе работы перерыв через 15 минут для упражнения на осанку и упражнение для глаз.

4. Итоговая часть .

Просмотр выполненной работы.

Самооценка – все ли получилось?

Заключительное слово педагога .

Научиться плетению на станке или ткачеству бисером, легко, и, даже если Вы впервые видите бисер, Вы сумеете сделать оригинальное изделие. Смелее варьируйте цвета и фактуру материалов, Ваши возможности в этой области безграничны! В случае неудачи просто распустите образец и начните все сначала.

Бисер вновь в моде. Он возвращается в фиолетовых тонах ирисов, в майских розах, синих васильках, разбросанных по пшеничному полю, в россыпи подсолнухов.

Изделия из бисера, ставшие изысканными украшениями, сверкают на шее, искрятся на пальцах при каждом движении руки, готовы соперничать с настоящими бриллиантами, рубинами, сапфирами.

Приветствую Вас! Меня зовут Татьяна. Спасибо, что читаете мой Блог.

Сегодня мы с Вами будем говорить о технике плетения из бисера, которая называется ручное ткачество. Эта техника мне нравиться за то, что она предельно проста в исполнении. Я уже использовала эту технику в нескольких своих работах, покажу их Вам чуть позже, а пока давайте рассмотрим схему с техникой исполнения ручного ткачества.

Нарисовала для Вас схему, чтобы было хорошо видно, и понятно как плести. Перейдем к схеме ниже. 👇

Ну а теперь я немного расскажу, как плести, хотя на схеме все понятно, думаю все равно стоит описать процесс словами.

👉Для начала нужно набрать необходимое количество бисерин на нить (в зависимости от того какой ширины у Вас будет изделие, если оно плоское, либо в окружности если круглое).

👉Далее необходимо набрать на нить еще одну бисерину , и протянуть иголочку с нитью через предпоследнюю бисерину ряда в обратном направлении , таким образом, чтобы получился замкнутый круг из 2-х бисеринок, последней и предпоследней.

👉Далее следует продеть иголочку с нитью снова в последнюю бисерину и вывести её.

👉 Набираем еще одну бисерину и проделываем все то же самое что и в первый раз.

👉Дойдя до конца ряда, чтобы перейти на следующий третий и последующие ряды, я для удобства просто переворачиваю изделие другой стороной. Но имейте ввиду, если Вы плетете с узором, нужно быть очень внимательными и смотреть на схему в зеркальном виде чтобы ничего не перепутать, и сплести рисунок правильно.

👉Либо есть второй вариант, чтобы не запутаться можно не переворачивать украшение, а просто дойдя до конца ряда плетя слева направо, начать плести следующий ряд наоборот справа налево.

💠 Техникой ручного ткачества можно плести все, что Вашей душе угодно, будь то браслет, колье, серьги или даже картина. Можно воплотить практически любую Вашу идею. Она очень проста и украшения получаются очень красивыми.

Если Вы уже знакомы с этой техникой плетения, поделитесь своими мыслями на этот счет в комментариях, а так же можете оставить ссылки на свои работы, мне будет очень интересно на них взглянуть.

💠Как я уже упоминала ранее, у меня есть несколько украшений сплетенные с помощью этой техники. Показываю ниже на фото👇

Детский браслет и комплект состоящий из серёжек-гвоздиков кистей и браслета (снимок сделан автором канала "Люблю Бисер")

Детский браслет и комплект состоящий из серёжек-гвоздиков кистей и браслета (снимок сделан автором канала "Люблю Бисер")

💠В серьгах кистях колпачки и пуссеты сплетены с помощью техники ручного ткачества, в браслете, который идет в комплекте к серьгам тоже колпачки и бусины исполнены в этой технике. И еще я сплела небольшой браслетик своей дочери. Он полностью исполнен в технике ручного ткачества.

❗Если Вам вдруг будет что-то непонятно, пишите свои вопросы в комментариях, постараюсь ответить и помочь.❗

Читайте также: