Басонное плетение адыгов обучение

Обновлено: 06.05.2024

Плоская…Круглая… Раздваивающаяся…Сливающаяся…. Переплетающаяся….Односторонняя…. Смешанная….Прямоугольная… Полукруглая… И, наконец, сутаж…. Все эти виды тесьмы (по-адыгски – уагъэ) плелись из золотых, серебряных и шелковых нитей по технике басонного плетения умелыми черкесскими мастерицами на протяжении веков, наряду с галунами (шъагъэ), для самых разных целей. Задействовав пальцы обеих рук, а порой даже ещё с кем-то вдвоем, они изготовляли тесьму разных видов, шнуры и сутаж для одежды, аксессуаров и предметов быта. И при таком количестве их разновидностей золотошвеи хорошо знали не только особенности их плетения, но и их основное предназначение. В наши дни не все виды тесьмы изготовляются мастерами, а порой они используются не по традиции, бытовавшей в старину у адыгов, да и иногда они один вид заменяют другим из-за недостатка времени для плетения или экономии материала. Об этом и многом другом расскажет этнограф, кандидат исторических наук Нуриет Теучеж, автор-составитель книги «Золотое шитье адыгов (черкесов)».
Об адыгской тесьме и её видах написано мало в заметках иностранных и российских путешественников XVII-XIX веков, хотя о них и упоминается, но под иным названием, которое зависело от представлений самих путешествующих по Кавказу исследователей. Так, французский торговец и путешественник XVII века Жан Батист Тавернье, описывая мужскую одежду черкеса того периода, указывает, что «плащ с широкими рукавами из грубого сукна, который спускается до колен, подпоясан веревкой» (1). А голландский путешественник того же века Ян Янсен Стрейс указывает в своем описании черкесской бурки, что та, сделанная из косматой грубой шерсти, выступавшей наружу, завязывалась или застегивалась «на пуговицу у шеи, чтобы ее можно было поворачивать на любую сторону от дождя, пыли и ветра» (2).
В XVIII веке, то есть в так называемый Галантный век, путешественники стали более внимательны к деталям. Немецкий военный офицер Питер Генри Брус упоминает шнурок в своем описании одежды черкесских мужчин (3). А в XIX веке путешественники и ученые, отправленные на Кавказ, в том числе и в Черкесию, для изучения обычаев, традиций и быта коренных народов, старались ничего не упустить из виду. Немецкий востоковед Юлиус Клапрот в своих записях об одежде черкесов замечает, что «их рубашки («яна») сшиты или из белого полотна, или …из легкой красной тафты с застежкой на груди» (4). Французский дипломат и коллекционер аристократического происхождения Тэбу де Мариньи упоминает о шнуре, с помощью которого крепко соединяются части корсета черкешенки от ключицы до пояса (5). Английский корреспондент Джон Лонгворт в описании женской рубашки из голубого шелка отмечает «ряд серебряных кнопок спереди», а в упоминании девичьего кушака указывает на «большие серебряные застежки в форме раковин» (6).
Можно предположить, все эти веревки, шнурки, пуговицы, застежки и даже кнопки изготовлялись черкесскими мастерицами вручную в технике плетения басонных изделий, среди которых, можно сказать, первое место занимала плетеная тесьма. Часто путешественники не отличали её от золотой или серебряной вышивки, которая украшала праздничные костюмы адыгов. И это обосновывалось тем, что тесьма, соединяя элементы вышивки, являлась часть орнаментальной композиции, например, на нарукавных подвесках, шапках, сумочках, веерах, кисетах, подчасниках, футлярах для ножниц и других бытовых вещах. А порой тесьму путали с серебряными или золотыми изделиями, поскольку, искусно сплетенная из золотых или серебряных нитей, она могла выглядеть как металлическая, впрочем, как и сама вышивка.
- На самом деле, те европейские путешественники, которые посещали Черкесию в XVII-XIX веках, были представителями государств, где было уже хорошо развито текстильное производство. Поэтому при описании элементов одежды они использовали названия уже существующих на их родине изделий. Например, пуговица или кнопка, которой еще не было у адыгов в то время. Сами адыги называли её как «дэнлъэч» или «к1ы1ушъхь», и она играла одновременно роли пуговицы и украшения, при этом являясь оберегом, – объясняет Нуриет Теучеж.
Более наглядно и детально разновидности тесьмы на адыгской одежде и предметах быта были запечатлены на фотографиях черкесов и черкешенок конца XIX века. И эти старинные фотографии или ретро-фото дают сегодня более ясное представление о той или иной тесьме, изготовленной в технике басонного плетения, одной из золотошвейных техник адыгов (черкесов). Подробнее об «басонных изделиях собственной работы» написано российским исследователем начала XX века Е.Н.Студенецкой в её работе «Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XIX вв.». Изучая особенности адыгского женского костюма, она отмечает, что «басонные изделия (шнуры, шарики, кисточки, вилюшки, фигурные подвески) встречались на платьях относительно редко. Пуговки служили для застегивания. Их нашивали повыше талии (4-5 штук) и застегивали при помощи накидных петель из шнура. Плетенками из золотого шнура или вилюшками отделывали края рукава, борта платья, вместо галуна или рядом с ним. По сторонам выреза на груди иногда нашивали подвешенные на шнурках кисточки или фигурные плетенные из золотого шнура подвески. Порой они служили завязками» (7, 164-166). При этом в исследовании автор отмечает, что такие басонные украшения женщины плели вручную из льняной или конопляной нити, обмотанной золотой ниткой, с привлечением не только рук, но и зубов. Такой твердый шнур они затем использовали для изготовления вилюшек, подвесок, фигурных плетенок. О басонных изделиях Е.Н.Студенецкая упоминает и при изучении деталей черкесского мужского костюма. Описывая башлык, она отмечает, что он украшался басонными изделиями, например: кистями-подвесками (7, 215).
-Наряду с использованием адыгской тесьмы для создания пуговичек, подвесок и плетенок, есть свидетельства, что она могла применяться в качестве основы для городского шитья или «бэзэрэ идэ». Это касается плоской тесьмы. Сама плетеная основа изготовлялась из хлопчатобумажных нитей. С помощью неё выкладывался задуманный орнамент. А затем сверху покрывался либо золотыми, либо серебряными нитями в технике «гладь». Возможно, поэтому чаще всего на изделиях XIX-начала XX веков встречаются орнаментальные композиции, вышитые шириной в 5 мм, - замечает адыгский исследователь золотошвейного искусства адыгов (черкесов).
В основе большинства басонных изделий и по сей день остаются разные виды адыгской тесьмы (уагъэ), техникам плетения которых черкесский ученый А.С. Кишев посвятил свою книгу «Народные художественный промыслы». В этом методико-исследовательском издании он не только наглядно представил, как плетутся плоская, круглая, раздваивающаяся, сливающаяся, переплетающаяся, односторонняя, смешанная, прямоугольная, полукруглая тесьма и сутаж, но и разъяснил их предназначение. Так, плоская тесьма, которая и сегодня наиболее распространенная, «используется для украшения национальной одежды, сумочки, черкески, бешмета, бурки, башлыка, газырницы, кисета, из неё изготовляются плетеные пуговицы, петли, плетеные шарики» (8, 13). Шнур или круглая тесьма «применяется как шнур для шляпы, башлыка, бурки, кисета, для изготовления петли для пуговицы, перевязи на портупею, приспособления для протягивания очкура, используется для вшивания в шов голеницы» (8, 17). Раздваивающуюся тесьму, плетение которой позволяет осуществлять изготовление двух плоских плетенок сразу, применяют так же, как и плоскую тесьму (8,20). Переплетающейся тесьмой, изготовляемой 1 см – круглой, 1 см – раздваивающейся длиной до 20 см, обшивают верхний околыш женской шапки (8, 24). Односторонняя тесьма используется для обшивки башлыка, бешмета, газырницы, она вшивается между голенищем и передней частью ноговиц (8, 25). И, наконец, сутаж применяется для украшения, им обшивают края одежды и башлыка (8, 32).
- То, что у адыгов существовало несколько видов плетеной тесьмы, свидетельствует и о том, что басонное плетение – один из древних видов золотошвейных техник, и то, что на протяжении нескольких веков оно постоянно развивалось. Возможно, сегодня еще не все виды плетений, бытовавших у адыгов в прошлом, нами изучены. Как рассказывал мне Азретали Кишев, виды адыгской тесьмы назывались по типу плетения или по количеству используемых пальцев рук. Например, по виду - «плоская», «круглая», «сливающаяся», а по количеству пальцев – «трехпалая», «четырехпалая», «пятипалая». При этом «пятипалой» может быть и «плоская», и «круглая». А «плоская» была и «пятипалой», и «шестипалой», и даже «семипалой». Сливающаяся тесьма плелась в четыре руки с использованием до 15 пальцев. Во время обучения у Вячеслава Мастафова, Мастер рассказывал, что была «угловая» тесьма, которая закрывала швы на небольших изделиях, например, на кисетах, подчасниках, футлярах для ножниц. Судя по технике плетения, это односторонняя тесьма, которая в поперечном разрезе имеет форму разностороннего треугольника, - рассказывает Нуриет Теучеж.
Сложившиеся веками традиции в золотошвейном искусстве адыгов (черкесов) и искусстве изготовлять национальную одежду соблюдаются и сегодня современными мастерами. Правда, иногда они используют один вид тесьмы вместо другого в целях экономии времени и материала. А из-за отсутствия строгих стандартов в золотом шитье, ведь в старину каждая черкесская мастерица была, по сути, свободная художница, придумывавшая свои авторские узоры, мотивы и орнаментальные композиции на основе общепризнанных орнаментов, не все мастера XXI века строго имитируют стиль адыгских (черкесских) золотошвей прошлых веков, даже при реконструкции.
Между тем, наиболее популярные виды тесьмы стали использоваться в декоративно-прикладном искусстве современными художниками как «рисующий» материал для текстильных панно и картин. Как пример можно привести работы художника, мастера по золотому шитью и изготовлению гобеленов Гошефиж Абредж. Она применяет плоскую тесьму для передачи своего художественного замысла, украшает свои неповторимые гобелены круглыми шнурами, шариками, кистями и фигурными подвесками, сделанными из плоской тесьмы, а пуговицы из плоской тесьмы уже стали неотъемлемой частью её сувенирных шкатулок.
- Потенциал применения адыгской тесьмы еще до конца не исследован. Сегодня мастера-золотошвеи используют её для создания современных аксессуаров в этническом стиле. Например, из плоской и круглой адыгской тесьмы мастерицы из Адыгеи Анжела Исаева, Рузана Чурмыт, Бэла Боджокова, Зарема Хутим и Фариза Цеева создаются свои авторские украшения, которые могли бы сравниться с дизайнерскими. Другой пример, плоская тесьма используется для создания картин. И, возможно, в будущем у адыгской тесьмы появится какой-то новое предназначение. Разумеется, это зависит от творческой выдумки и профессионального мастерства современных золотошвей, - резюмирует этнограф Нуриет Теучеж.
Адыгская тесьма, изготовленная в технике басонного плетения, которой долгое время путешественники-исследователи прошлых столетий не уделяли должного внимания, оказалась в современном мире востребованной и даже популярной, например, если сравнивать её с адыгскими галунами. Изящные изделия, которые создаются из неё как в этническом, так и в авторском стилях, быстро становятся частью современной черкесской моды. Между тем, сегодня тесьма как материал для творчества открывает новые возможности для художников, дизайнеров одежды и декораторов. А её разнообразие позволяет им расширять свои творческие горизонты и смело применять при создании своих произведений искусства.

Источники:
1. Жан Батист Тавернье, «Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет. », т. I. Гаага, 1718 — перевод с французского Е. С. Зевакина. - Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. - Нальчик. Эльбрус. 1974
2. Ян Янсен Стрейс, Описание города Терки. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. - Нальчик. Эльбрус. 1974. С. 99 – 102
3. Питер Генри Брус, Воспоминания Питера Генри Бруса, эскванера, офицера на службе Пруссии, России и Великобритании, с рассказом о путешествии по Германии, России, Татарии, Западной Индии и т. д.. Дублин, 1783 — перевод с английского Е. С. Зевакина. -Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. - Нальчик. Эльбрус. 1974
4. Юлиус Генрих фон Клапрот, Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг. (журнал " Вестник Европы", 1812 г.). - Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв.- Нальчик, 1974
5. Тэбу де Мариньи, Путешествие по Черкесии, 1818, Фредерик Дюбуа де Монпере. Путешествие вокруг Кавказа. У черкесов и абхазов, в Колхиде, Грузии, Армении и Крыму, Том I. Нальчик. Эль-Фа. 2002
6. Джон А. Лонгворт, Год среди черкесов, т. 1-2. Лондон, 1840 — перевод с английского А. И. Петрова. - Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. - Нальчик. Эльбрус. 1974
7. Е.Н. Студенецкая, Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX веков. - М. Наука, 1989 г
8. А.С. Кишев, Народные художественные промыслы. – Нальчик: Эльбрус, 2001 г.

Иллюстрации из
9. В.А. Дмитриев, В.Б. Мастафов, Предметы культуры адыгов в собрании Российского этнографического музея. - АО «Славия». Санкт-Петербург, 2016.
10. М.М. Иванокова, Адыгэ Идэ. Золотое шитье черкесов. - Нальчик, 2018 г.

Цель проекта : приобщение детей к культуре народов КБР, обучение плетению на пальцах адыгской тесьмы.

Участники проекта : дети старших, подготовительных групп, воспитатели, родители.

Тип проекта : информационно - творческий

дети знают и различают виды промыслов и ремёсел народов КБР; знакомы с видами адыгской тесьмы, её практическом применении, техникой плетения;

формируются нравственные качества: честь, долг, мужество, взаимопомощь, доброта, трудолюбие, честность, вежливость;

развивается мелкая моторика рук;

воспитывается умение преображать родной город, республику, страну;

развивается поисковая деятельность;

знакомы с правилами техники безопасности при работе с различными инструментами.

Сроки реализации проекта : сентябрь - май

Актуальность проекта

Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножить, не разрушая. Творчество человека немыслимо вне общества, поэтому все созданное творцом, всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем: ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления через конструирование и ручной труд, игру, рисование, через особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста, а именно:

• желание реально пощупать предметы, не удовлетворяясь простым манипулированием с ними, как это было раньше, что уже предполагает получение определенного осмысленного результата;

• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Ручной художественный труд в дошкольном детстве является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, т. е. общего развития ребенка.

На протяжении многих веков значительное место в народном декоративном искусстве адыгов занимало шитье золотыми и серебряными нитями и изготовление басонных изделий, уходившее в далекое прошлое.

Умение шить золотом, ткать галуны, изготавливать тесьму, шнуры, сутаж для украшения одежды и широкого применения в быту считалось обязательным для каждой девушки.

Занятие рукоделием воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим, уважение к труду.

Способы плетения адыгской тесьмы имеют давние традиции и восходят к глубокой древности. Ни один народ в мире в одной тесьме не применял столько разновидностей, сколько адыгские мастерицы плетения.

В зависимости от материала она бывает шелковая, хлопчатобумажная и золотая.

Виды тесьмы

плоская (уагъэ п1ащ1э)

круглая (уагъэ яе)

раздваивающаяся (уагъэ зэтеук1)

односторонняя (уагъэ лъэныкъуэрыуэ)

сливающаяся (уагъэ зэхэуэ)

переплетающаяся (уагъэ зэхэухуанэ)

В зависимости от используемого при плетении количества пальцев тесьма бывает трехпалой (уагъэ 1эпищ, четырехпалой (уагъэ 1эпипл1, пятипалой (уагъэ 1эпитху, сливающаяся (уагъэ зэхэуэ) плетется четырьмя руками с использованием до 15 пальцев. Наиболее часто использовалась тесьма, плетенная на 5 - 7 пальцах.

Плетение тесьмы на пальцах - трудоемкое занятие. Самые лучшие мастерицы сплетали за день 10 -12 метров плоской тесьмы. Плоская тесьма является наиболее распространенным видом плетения. Она используется для украшения национальной женской одежды, кисета, кошелька, мужского головного убора, бурки, бешмета, газырницы, башлыка.

Большую роль в возрождении и сохранении техники плетения адыгской тесьмы сыграл кандидат педагогических наук, историк, этнограф Кишев Азретали Сафарович.

Ему удалось объяснить, что при регулярном плетении тесьмы у детей 5 -7 лет пальцы могут развиться до такой степени, что при обучении грамоте, письму они не будут ощущать никаких затруднений, связанных с недоразвитостью мелкой моторики пальцев и кистей рук. Одновременно развиваются усидчивость, трудолюбие, наблюдательность, глазомер, внимание, память, творческие способности детей.

Расчеты его достаточно обоснованы: для плетения плоской тесьмы длиной до 25 см из 5 витков нити приходится перебирать витки обеими руками до 250 раз, выполняя каждый раз 6-8 операций пальцами. В итоге в течение получаса пальцы совершают до 2000 операций. При ежедневной тренировке дети-шестилетки могут развить свои пальцы до такой степени, что при обучении грамоте, письму они не будут ощущать никаких затруднений, связанных с недоразвитостью мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Свои научные выводы Азретали Сафарович подтверждал практически: его ученики-дошкольники и учащиеся младших классов демонстрировали свои изделия на многих международных и всемирных выставках и фестивалях, некоторые стали победителями конкурсов и дипломантами.

Все это полностью согласуется с тезисом В. А. Сухомлинского: «Источник творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев».

Обучение детей плетению адыгской тесьмы решает сразу несколько задач:

• формирование творческих способностей посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребёнка;

• формирование у детей представления о рукоделии, декоративно-прикладном искусстве адыгов, обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний;

• развитие творческих способностей детей посредством изготовления изделий практического характера своими руками ;

• формирование практических умений ручной работы, на основе расширения трудового опыта детей, с параллельным развитием руки, глазомера и т. д.

• воспитание бережного отношения к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль;

• воспитание трудолюбия, наблюдательность в работе, стремление использовать полученные знания на практике;

формирование у детей нравственных качеств: честь, долг, мужество,

взаимопомощь, доброта, трудолюбие, честность, вежливость;

• воспитание уважения и бережного отношения к своей древней культуре, сохранение и преумножение знаний о традициях народного творчества малой родины;

• приобщение дошкольников к художественно-краеведческой работе

Способы поддержки детской инициативы:

• познавательные занятия, беседы;

• поисковая деятельность детей совместно с родителями;

• совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира;

• организация выставок, конкурсов, праздников;

• организация мини –музея прикладного творчества народов КБР;

• экскурсии в музеи, посещение выставок;

• организация РППС по направлению.

Методы и приемы обучения:

наглядные (показ педагога, пример, помощь);

словесные (объяснение, описание, поощрение, использование скороговорок, пословиц и поговорок);

практические (самостоятельное и совместное выполнение работ).

Взаимодействие с семьями воспитанников:

• беседы, консультации, семинары- практикумы;

• наглядная пропаганда (папки-передвижки, родительские уголки, презентации, фотовыставки, мастер- классы);

• выставки детских работ.

Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю с подгруппами детей 5-7 лет воспитателями соответствующих групп:

• старшая группа - 20-25 минут;

• подготовительная группа - 25-30 минут.

Организуются экскурсии, выставки, конкурсы, открытые занятия тематические праздники.

Материал для работы:

1. нитки (простые, шерстяные, мулине, «ирис», «ромашка»)

3. цветной бисер

Инструменты для работы:

5. столы, стойки- держатели для ниток

Техника плетения плоской тесьмы

Шаг 1. Смотать виток из 5 ниток длиной 30-35 см., закрепить узелком на одном конце.

Шаг 2. Распределить по одному витку нити на указательный, средний и безымянный пальцы левой руки, на средний и безымянный пальцы правой руки. Пальцы левой руки, на средний и безымянный пальцы правой руки.

Шаг 3. Свободный от нитей указательный палец правой руки несколько отводят направо вниз и проводят между нитями первого витка, что на среднем пальце, справа налево, снизу захватывают самую нижнюю нить с безымянного пальца левой руки. Затем нити на пальцах левой руки перемещают вниз на один палец: виток со среднего пальца передается на безымянный, а с указательного пальца - на средний.

Шаг 4. Освободившийся от витка нити указательный палец левой руки несколько отводят налево вниз и проводят его между нитями первого витка, что на среднем пальце, слева направо, снизу захватывают самую нижнюю нить с безымянного пальца правой руки, снимают виток и вытягивают его полусогнутым пальцем.

Шаг 5. Нити на пальцах правой руки опускают вниз на один палец освобождают указательный палец, и процесс плетения повторяется. Нити выбирают поочередно то правой, то левой рукой. После каждого перебора нитей уплотняют плетение.

Круглая тесьма

Шаг 1. Берем по одному витку указательным, средним и безымянным пальцами левой руки, указательным и средним пальцами - правой.

Шаг 2. Безымянный палец правой руки проводим внутрь витков безымянного и среднего пальцев левой руки снизу вверх, захватываем сверху самую верхнюю нить и снимаем виток с указательного пальца левой руки. Нити, оставшиеся на пальцах левой руки, поднимаем вверх на один палец.

Шаг 3. Освободившийся безымянный палец левой руки проводят внутрь витков, что на безымянном и среднем пальцах правой руки. Им захватывают сверху самую верхнюю нить и снимают виток с указательного пальца правой руки.

Так поочередно безымянными пальцами обеих рук осуществляем плетение круглой тесьмы из пяти витков.

Раздваивающаяся тесьма

Шаг 1. Безымянным пальцем правой руки проводим внутрь витков на безымянном и среднем пальцах левой руки, сверху захватываем вторую нить и снимают виток с указательного пальца.

Шаг 2. Проводим внутрь витков на безымянном и среднем пальцах правой руки, сверху захватываем вторую сверху нить и снимаем виток с указательного пальца правой руки.

Аннотация. В статье рассмотрено влияние эстетического восприятия произведений народного искусства, творческого воображения на становление духовной культуры традициями и обычаями народной педагогики. Последовательный анализ имеющихся археологических и музейных материалов дает возможность глубже понять материальную и духовную культуру адыгов, позволяет возродить одну из древнейших видов ветвь народной педагогики.

Ключевые слова: народная педагогика, декоративно-прикладное творчество, искусство адыгов, золотошвейное искусство.

На протяжении многих веков значительное место в народном декоративном искусстве адыгов занимало шитье золотыми и серебряными нитями и изготовление басонных изделий, уходившее в далекое прошлое. Адыгский стиль на Кавказе всегда был в цене.

Умение шить золотом, ткать галуны, изготавливать из серебряных и золотых ниток басонные изделия (кисти, шарики, шнуры, цепочки, плетеные подвески) считалось обязательным для девушек из знатных семей.

Золотое шитье воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим, уважение к труду.

В связи с таким состоянием золотошвейного искусства адыгов становится актуальным выявление традиционных его элементов.

Давно назрела необходимость возрождения традиций адыгского прикладного искусства, в частности, золотой вышивки и изготовление басонных изделий, которые являлись неотъемлемой частью украшения женского национального костюма и предметов домашнего обихода (кисеты, футляры для ножниц, часов и т.д.).

Особое место в золотошвейном деле занимало изготовление басонных изделий – шнуров, галунов - «щагъэ», тесьмы - «уагъэ», кистей «шопс», «к1эрыщ1э», шариков «дэнлэч», плетеных подвесок и т.д. В золотой вышивке применялась тесьма в сочетании с расшитыми элементами в технике «в прикреп». Также характерной особенностью золотого шитья адыгов было гармоничное сочетание вышивки с галунами, шнурами и басонными изделиями из золотых и серебряных ниток. Применение всех этих элементов в украшении одежды было тонко продумано и создавало специфический стиль, отличный от золотошвейного искусства других народов.

Способы плетения басонных изделий имеют давние традиции и восходят к глубокой древности.Ни один народ мира в одной тесьме не применял столько разновидностей, сколько адыгские мастерицы басонного плетения. Это «уагъэ п1ащ1э»- плоская тесьма, «уагъэ яаяэ», «уагъэ хъурей» - круглая тесьма, «уагъэ зэтеук1», «уагъэ зэгуэук1» - раздваивающаяся тесьма, «уагъэ зэхэуэ» - сливающаяся тесьма, «ц1ыхуит1 уагъэ»- тесьма сделанная вдвоем, «уагъэ пкъынэ», «уагъэ къулэн» - разноцветная тесьма, «уагъэ зэхэлъ»- плетение сутажа, «уагъэ лъэныкъуэрыуэ» - односторонняя тесьма, «уагъэ зэпыук1» - плетение тесьмы в противоположные стороны (левосторонняя, правосторонняя), «уагъэ зэхэухуанэ» - переплетающаяся тесьма.

Каждый вид тесьмы имел свое место в оформлении различных изделий со своим характером, фактурой и узорностью.

Золотошвейное искусство поистине одно из самых изящных ремесел человечества. Благодаря своей красоте и высокому художественному уровню оно на протяжении многих веков занимало значительное место в народном декоративном искусстве адыгов. Сведения о распространении этого вида ремесла мы находим в дневниках и записках русских и зарубежных ученых и путешественников, посетивших Черкесию в период с X по XIX вв.

По свидетельству арабского путешественника Масуди, черкесские женщины «носят белые одежды, римскую парчу, пурпур, иные виды шелковых материй, затканных золотом» [1, с. 28–29].

О качестве работы адыгейских мастериц Ф. Торнау писал: «Черкешенки отличаются замечательным искусством в женских работах; скорее изорвется материал, чем шов, сделанный их рукой. Серебряный галун их работы неподражаем. Во всем, что они приготовляют, обнаруживается хороший вкус и отличное практическое приспособление» [2, с. 22].

Золотому шитью как одному из важнейших видов декоративно-прикладного искусства адыгов посвящены отдельные монографии, написаны диссертации по искусству золотого шитья и орнамента, а также целый ряд научных изданий. Давно стали классическими труды

этнографов-адыговедов М. К. Азаматовой, Е. М. Шиллинга, Б. Х. Мальбахова, Л. И. Лаврова, А. С. Кишева, Т. Д. Равдоникас, Е. Н. Студенецкой, М. М. Иваноковой, Н. К. Теучежа, М. Г. Куека и др.

Золотошвейный комплекс адыгов, включающий четыре вида техники, является одним из древних видов художественного и прикладного искусства. Технические приемы, использовавшиеся в старинной адыгской вышивке золотом, следующие: шитье «дышъэидагъ» (в прикреп), «шъыхьаридагъ» (шитье по настилу, которое в этнографической литературе называют гладью), шитье по веревочкам, вышивка канителью, вышивка изготовленным вручную шнуром (или плетение на пальцах тесьмой), ткачество на дощечках, плетение басонных изделий.

О том, что вышивка золотом и серебром является одним из древних видов художественного и прикладного искусства, говорят археологические памятники скифского периода. Так, в нартском эпосе прослеживается мастерство красавицы Сэтэнай в золотошвейном искусстве. «Поспорила она однажды с нартом – шорных дел мастером: «Кто из них за день изготовит изделие краше?». Сэтэнай сказала, что изготовит за день «сай», а юноша – седло. Целый день работа в руках мастеров спорилась. Солнце клонилось к закату, когда искусный шорник, закончив свою работу первым, сел в ожидании конца состязания. А Сэтэнай все еще вышивала. Отчаявшись, что до заката солнца не успеет завершить свою работу, она с мольбой обратилась к нему: «О солнце, остановилось бы ты на одно мгновение!». В те времена исполнялись все желания нартов, и поэтому, услышав просьбу Сэтэнай, солнце на миг остановилось. И это позволило Сэтэнай закончить свою работу. Увидев, как Сэтэнай встала и надела удивительный сай – «женское национальное платье адыгов», украшенное золотыми узорами невиданной красоты, солнце зашло. Признав свое поражение, молодой нарт сказал: «Ты достойна той славы, которая ходит о тебе, Сэтэнай! Никто не может сравниться с тобой в искусстве вышивания золотом!» [3, с. 108].

Характерной особенностью золотого шитья является доведенное до совершенства гармоничное сочетание элементов вышивки с басонными изделиями, создававшими неповторимый и изысканный стиль, отличавший адыгское шитье от других золотошвейных комплексов Кавказа.

Искусству вышивки и плетения из золотых и серебряных нитей адыгские рукодельницы учились с раннего детства в течение многих лет. Мастерство совершенствовалось изо дня в день и достигало того высокого уровня, когда появляется легкость и свобода при создании той или иной вещи. Шитьем золотом и серебром занимались в основном девушки из зажиточных семей, но каждая адыгская рукодельница, вне зависимости от происхождения, создавала своими руками уникальную праздничную одежду для себя и подарки для своих родных и близких.

Элементы орнамента располагаются на большом поле ткани, не занятом другими элементами, что отличает адыгское золотое шитье от техники шитья других народов. Цветовое решение адыгского искусства вышивки восходит к древним временам, к эпохе формирования национального мировоззрения, когда человек поклонялся солнцу как Богу. Золотая и серебряная нить покрывает темный бархат черного, темно-синего, зеленого, бордового цветов. Праздничный костюм отличался от будничного более светлым тоном и качеством ткани, редкой вышивкой. Так, исследователь Е. Н. Студенецкая отмечает, что темно-красный цвет носили представители только высших слоев общества. При этом женщинам зависимых сословий запрещалось носить платья того цвета, какой был у их княгини [4, с. 217].

Особое место вышивка занимала в украшении традиционной женской одежды. Вышитые узоры покрывали борта платья, углы кафтанчика, нарукавники, донышко и околыш женской шапочки. При более подробном рассмотрении золотошвейного узора становится очевидным, что крест, ромб круг являются началом всех орнаментальных композиций. У адыгов роговидный завиток, выходящий из треугольника и дополненный растительными мотивами, вышивался на полах девичьего кафтанчика, имел свое логическое значение. Мотив треугольника представлен как женский знак, обозначающий чрево. Следует отметить, что у многих народов, в том числе и у адыгов, существовали единые пространственно-временные мировоззренческие концепции, где «три» – число частей вертикальной структуры космоса, мирового дерева и т.п., а «четыре» – число сторон света.

Мастерицы с большой осторожностью выбирали орнамент, так как в одеждах «золотое шитье» присутствовало не на повседневных вещах, а лишь на праздничных и поэтому требовалась тщательная подборка композиции со строгими, изящными, красивыми линиями.

Особый колорит женской одежде придавало умелое сочетание разнообразных видов техники золотого шитья и басонных изделий. Крупные золотые и серебряные узоры, выполненные в технике «дышъэидагъ» (в прикреп), создают богатую фактурную поверхность и воспринимаются объемно. Адыгские золотошвеи владели всеми этими техниками вышивки и ткачества в совершенстве и успешно применяли их в своих вышитых работах. Одежда, вышитая золотым шитьем, была очень дорогой, и на изготовление ее затрачивались месяцы, а то и годы кропотливого труда, поэтому носить ее могли только состоятельные женщины.

Богатейшая и своеобразная традиционная культура адыгов изучена до сих пор неравномерно. Радикальные изменения во всех сферах жизни, происходящих в стране в целом и в Чечне в частности, породили сложную социокультурную ситуацию. С одной стороны, не ослабевает интерес к западной массовой культуре, с другой – наблюдается большой интерес к собственным национальным духовным ценностям и материальной культуре. Несмотря на повышенный интерес в современной Чечне к традиционной культуре, все же совершенно неисследованными до сих пор остаются важнейшие пласты, в том числе и золотошвейное искусство чеченцев.

Народы, как и отдельные личности, имеют свое лицо, свой физический и духовный облик, свою неповторимую историю и культуру. Человек, который не знает своих корней, не любит свою малую Родину, не будет никогда уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Соприкосновение с народным искусством, традициями, историей родного края участие его в народных праздниках духовно обогащают человека, поддерживают его интерес к прошлому и настоящему, воспитывают чувство патриотизма.

Адыгское народное декоративно-прикладное искусство весьма самобытно. Оно прошло длинный и сложный путь развития и имеет свои специфические черты. С древнейших времен адыги постоянно поддерживали широкие торгово-экономические и культурные связи со многими странами что, оказало определенное влияние на развитие их декоративно-прикладного искусства. Оно впитало в себя отдельные элементы из декоративно-прикладного искусства других народов. Но это заимствование не было механическим: чужеродные элементы подвергались творческой переработке и органически слились с народным искусством адыгов.

Золотому шитью, как одному из важнейших видов декоративно-прикладного искусства адыгов, стали классические произведения этнографов-адыговедов М.К. Азаматовой, Е.М. Шиллинга, Б.Х. Мальбахова, Л.И. Лаврова, А.С. Кишева, Т.Д. Равдоникас, Е.Н.Студенецкой, М.М. Иваноковой, Н.К. Теучежа, М.Г. Куека и др.

Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности, на первый взгляд, не имеющей с этим благородным металлом ничего общего – это вышивка и шитьё золотой нитью элементов одежды.

Первое место по красоте и эффектности среди вышивок следует отвести шитью золотыми и серебряными нитками, известному под названием золотого шитья. Шитье золотом – работа довольно трудная, требующая тщательного исполнения, поэтому ею занимались большей частью в монастырях и специальных золотошвейных мастерских. До сих пор существовало мнение, что для безукоризненного исполнения этих работ шитье золотом нужно изучать, по крайней мере, в течение нескольких лет. В последнее время, когда этот вид рукоделия стал довольно популярным, придумали различные более легкие способы вышивания золотом, не требующие такого большого труда, как прежде. Материалы для шитья золотом теперь используются другие. Конечно, сейчас таких нитей из чистого серебра и золота, которые были в дореволюционной России, нет. Их заменили крученые и пряденые нитки с добавлением небольшого количества драгоценных металлов, реже встречаются металлизированные нитки. В нашей стране пряжу с золочением выпускает Денисовский завод, но лучшие нитки для золотого шитья – французские. В зависимости от техники шитье делают на атласе, шелке, бархате. Лучшие ткани для золотого шитья опять же импортного производства – итальянские, неплохи также французские и китайские. Главное требование к этим тканям – они должны быть очень прочными и достаточно толстыми. Для золотого шитья употребляют не только золотые и серебряные нити, но матовую и блестящую канитель (канитель – это тонкая проволочка, свитая спиралью).

Часто при вышивке золотой нитью применяется жесткая и мягкая «канитель». Мягкую можно легко разрезать обычными ножницами, после чего в образовавшуюся полую трубочку вставляется иголка с нитью и далее вышивается узор, а жесткая канитель, которая скручена в спираль, очень эластичная и её можно выложить по линиям рисунка.

Орнамент, как и культура в целом, относится к типу открытых систем, способных воспринимать и перерабатывать поступающую извне информацию. Постоянные контакты между этносами неиз¬бежно вели к взаимодействию и обмену. Следовательно, в орна¬менте любого этноса наряду с этническими элементами всегда присутствовала сумма усвоенных инноваций. В силу же «консер¬вативности» традиционной культуры «инновационные мотивы» проходили длительный процесс адаптации, а впоследствии вос¬принимались уже как свои, этнически специфические.

Старинные секреты мастерства, старинные узоры для вышивки, секреты техники плетения и ткачества передавались из поколения в поколение на протяжении столетий.

Поверхность золотого шитья «вприкреп», появившегося позже, напоминает засаженное поле. Здесь присутствует мотив сетки, которой у народов Кавказа приписывалась магическая сила.

Таким образом, можно выделить типы орнаментальных композиций и элементы орнамента – это роговидный завиток, круг, крест и другие. Все они сводятся к солнечному культу и позднее были сконцентрированы в золотошвейном орнаменте на адыгской женской одежде, являясь сугубо женскими оберегами. Обереговая функция этих элементов еще более подтверждается тем, что золотошвейные нашивки и плетения в малых количествах выполняются и на мужских вещах: башлыках, бурках, рукоятках плетей, луках седел, колчанах и др. Сформировались они в древнейшие времена, но сохранили свои функции, благодаря адекватности основному типу хозяйствования адыгского этноса – земледельческому.

Кресты устанавливались в священных рощах возле деревьев и там же проводились обряды жертвоприношений. В сущности, и дерево, и крест в разные эпохи отражали одни и те же представления. Таким же символом является женщина-богиня. У адыгов это «Жыг Гуащэ» - «дерево-богиня»; образы женщины, дерева и креста тождественны, и означают плодородие. Поэтому они сохранились до сегодняшнего дня в обряде вызывания дождя «хьэнцэгуащэ», когда участники носят деревянный крест, наряженный куклой, и распевают песни. Впоследствии крест, являвшийся древним культовым знаком, стал основой большинства орнаментальных композиций адыгского узора – на верхушках шапочек, на нарукавных подвесках, в углах пол кафтанчиков и платьев, на кисетах, сумочках и др. вещах. Как и крест, с солярным культом связан и другой элемент орнамента – роговидный завиток.

Можно сделать вывод, что роговидный завиток, присутствующий в орнаментах многих народов, происходит от символов божеств Солнца и плодородия. Как сами рога животных (в обрядовой атрибутике), так и изображения их в орнаменте были широко распространены и в культуре адыгов.

Особое место в золотошвейном деле занимало изготовление басонных изделий – шнуров, галунов – «шъагъэ», тесьмы – «уагъэ», кистей – «шъопс», шариков – «дэнлэч», плетеных подвесок и т.д. Также характерной особенностью золотого шитья адыгов было гармоничное сочетание вышивки с галунами, шнурами и басонными изделиями из золотых и серебряных ниток. Применение всех этих элементов в украшении одежды было тонко продумано и создавало специфический стиль, отличный от золотошвейного искусства других народов.

Способы плетения басонных изделий имеют давние традиции и восходят к глубокой древности. В золотом шитье редко используется лишь один способ переплетения нитей.

Ни один народ мира в одной тесьме не применял столько разновидностей, сколько адыгские мастерицы басонного плетения. Это «уагъэ пIуакI» – плоская тесьма, «уагъэ хъурай» – круглая тесьма, «уагъэ зэтекI», «уагъэ зэгокI» – раздваивающаяся тесьма, «уагъэ зэхау» – сливающаяся тесьма, «цIыфитIу иуагъэ» – тесьма сделанная вдвоем, «уагъэ къолэн» – разноцветная тесьма, «уагъэ зэхэлъ» – плетение сутажа, «уагъэ лъэныкъорыгъаз» – односторонняя тесьма, «уагъэ зэпэчIнынатIэ» – плетение тесьмы в противоположные стороны (левосторонняя, правосторонняя), «уагъэ зэхэблагъ» – переплетающаяся тесьма.

Каждый вид тесьмы имел свое место в оформлении различных изделий со своим характером, фактурой и узорностью.

У адыгских золотошвей ценилось умение изготавливать дэнлъэч –

оплетенные пуговки, бусины, двигающиеся пуговицы-застежки, используемые в отделке, что свидетельствовало о высоком уровне мастерства. Как отмечают исследователи, наиболее популярным символом Вселенной у адыгов считается «дэнлъэч». Действительно в соответствии с содержанием слова «дэнлъэч» и обозначенным им форме и технологии плетения, данный знак отражает циклические представления адыгов о жизни и Вселенной.

Каждый элемент узора в золотошвейном искусстве наполнен определенным смыслом.

В старину золотошвеи, выполняя свою кропотливую работу, познавали народную мудрость, учились скромности, уважению к труду, жить в строгом соответствии с обычаями. Искусство развивало эстетический вкус девушки. До наших дней сохранились образцы творчества мастериц XIX— начала XX веков, они находятся в республиканском Национальном музее.

На протяжении многих веков культура адыгов славилась золотошвейным ремеслом, ставшим поистине искусством. Его расцвет пришелся на XVIII—XIX века. Золотыми и серебряными узорами украшались предметы быта, постельные принадлежности, различные аксессуары, национальные костюмы. В начале XX века вытесненное фабричными изделиями «золотое» искусство стало постепенно угасать, но не исчезло совсем.

Близко к ювелирному искусству стояло шитье золотом. Золотошвейные изделия адыгских мастериц поражали взоры современников, были известны далеко за пределами Северного Кавказа. Золотым шитьем украшались женские одежды, веера, кисеты, женские шапочки, настенные сумочки и другие предметы.

Золотошвейные украшения выполнялись золотыми или серебряными нитками по бархату или плотному сукну. Умение вышивать считалось большим достоинством девушки, что сказывалось на калыме за нее, который был гораздо выше обычного. В основе орнамента золотого шитья лежало сочетание ромбов, трилистника и завитков в виде турьих рогов. Золотошвейными предметами украшали жилище, стены домов, они бережно хранились и передавались по наследству. Вышивки в виде готовых орнаментальных деталей передавались из поколения в поколение вместе с металлическими украшениями. В декоре костюма каждый элемент вышивки что-то означал, например, принадлежность к роду, сословный статус невесты и т. д. [2, с. 16].

Человек, создававший прекрасные работы, был таким же гармоничным, как и его произведения. Посредством традиции золотого шитья естественным образом протекал процесс межпоколенной коммуникации, транслирующей эстетические ценности и практические умения от старших к младшим членам сообщества.

Можно говорить о том, что некоторым образом золотошвейное ремесло вписывается в контекст искусства и развлечения в традиционной культуре. Как любая творческая деятельность, золотое шитье с течением времени все более совершенствовалось (менялось содержание труда, соответственно, отношение к труду); сам процесс работы уже начинал приносить эстетическое удовольствие. Традиционно умение шить золотом, ткать галуны, изготавливать из серебряных и золотых ниток басонные изделия (кисти, шарики, шнуры, цепочки, плетеные подвески) считалось обязательным для девушек из знатных семей.

Золотошвейные работы выполнялись, как правило, коллективно. Собираясь в тесном кругу, мастерицы старались всячески развлечь себя: нередко исполнение песен приносило не меньше удовольствия, чем эстетическое наслаждение от исполненной работы. Зачастую девушки развлекали себя повествованием сказаний и легенд. Использование некоторых видов техники золотого шитья (например, плетение басонных изделий, тканье галуна) привносило в работу даже элемент игры. Выполняя золотошвейные работы вышивальщицы соревновались в технике и качестве их исполнения, искусности орнамента, сопровождая процесс создания изделия обрядовыми играми. Иногда, находясь под действием такой атмосферы, первоначальный рисунок орнамента мог видоизменяться. Во время девичьих посиделок трудно было сказать, где заканчивается магия и мистерия и начинается театрально-зрелищная буффонада с песнями, танцами, шутками и играми, границы между ними были зыбки и условны. Таким образом, процесс изготовления костюма мог превращаться в процесс горизонтальной коммуникации, деятельностно и эмоционально сплачивающей этническое сообщество.

Постепенно, вырастая из не искусства, золотое шитье адыгов формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком. Со временем мастерство вышивальщиц и техника исполнения шитья достигли столь высокого уровня, что позволяет сегодня говорить об адыгском золотом шитье как об искусстве. Золотошвейное искусство продолжает возрождаться и в наше время. Преемственность в данном виде декоративно- прикладного искусства народа и одним из ярчайших представителей современного золотошвейного искусства выступает известный мастер золотого шитья, в совершенстве владеющих секретами древних мастеров Сафиет Сет (Панеш). По направлению Центра народной культуры окончила курсы золотого шитья в городе Нальчике, у известного мастера ДПИ Мастафова В.Б. Много лет вела работу по возрождению золотошвейного искусства в республике. Ее работы отличаются лаконизмом и совершенством форм. Она создала свою оригинальную композицию рисунка-орнамента, придающую ее вышивке ярко выраженное национальное своеобразие и индивидуальность. В ее исполнении мы можем любоваться оригинальными традиционными костюмами и множеством сувенирных изделий.

Созданные сегодня изделия, техника их исполнения, форма и орнамент, претендующие на определенную этническую специфику, часто не соответствуют традиционному облику аутентичных образцов, поэтому изучение старинных образцов золотого шитья как стилеобразующего фактора может сыграть не последнюю роль в развитии декоративно-прикладного искусства адыгов как значимого фактора художественной коммуникации, возникающего между художником и публикой, между публикой и окружающим миром.

Проблема возрождения адыгского прикладного искусства требует активизации художественно – краеведческой работы в национальных школах, создания различных кружков народного творчества, широкой пропаганды национальной культуры на уроках и во внеклассной работе.

Поэтому и возникла идея приобщить учащихся нашей школы к традиционным народным ремеслам, через создание объединения художественно – эстетической направленности «Сэтэнай», для реализации курса золотошвейного искусства адыгов.

К сожалению, сегодня в Адыгее искусство золотого шитья пришло в упадок, который начался ещё в XIX веке из-за активного использования вышитых предметов в быту, недолговечности материалов, применявшихся в вышивке. Поэтому очень остро стоит проблема возрождения традиций адыгейского прикладного искусства, в частности, золотой вышивки, которая являлась неотъемлемой частью украшения женского национального костюма. Решить эту проблему можно путём создания различных кружков народного творчества, пропаганды национальной культуры на уроках в школе и во внеклассной работе. Например, положительных результатов смогла добиться М. Ю. Хахук, учитель изобразительного искусства в средней школе №3 г. Адыгейска, которая проводит определённую работу среди школьников по возрождению традиций золотошвейной вышивки.

Читайте также: