Бисероплетение как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Обновлено: 28.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ

Сегодня детей с задержкой развития речи становится всё больше. Этот вопрос остаётся нерешённым, большинство детей нуждается в помощи специалистов. Учёными М.М. Коль- цовой, Е.Н. Исениной, Л.В. Антаковой- Фоминой обнаружена связь речи ребёнка с мелкой моторикой рук. От степени развития мелкой моторики зависит и подготовка детей к школе, так как из-за слабо развитой мелкой моторики рук могут быть проблемы с чисто- писанием. Поэтому важно развивать мелкую моторику уже в детском саду.

Слабо сформированная мелкая моторика рук негативно действует не только на разви- тие речи, но на игровую, трудовую, а также изобразительную деятельность. Имеется мно- го методов и способов развития мелкой мо- торики посредством продуктивной деятель- ности. Среди них не последнее место занима- ет бисероплетение, которое развивает внима- ние, наблюдательность, память, сообрази- тельность, чувство ритма, способствует раз- витию глазомера и координации движения пальцев. Развитие этих психических процес- сов является необходимым условием подго- товленности дошкольника к обучению в школе. Также бисероплетение помогает раз- вивать элементарные математические пред- ставления: знакомит детей с порядковым счё- том.

Исходя из бесед с родителями, становится понятно, что они знают о том, что бисеропле- тение помогает развивать мелкую моторику. Однако, в занятиях с детьми дома, они её не используют. Так как прежде, чем научить ре- бёнка что-то сплести, нужно научиться чи- тать схемы, и конечно же, самому сплести. А времени у современных родителей не хвата- ет. Самостоятельно же научиться плести из бисера старший дошкольник не может. По- этому педагог должен помочь ребёнку заин- тересоваться этой интересной техникой и научить плести несложные фигурки.

Учитывая важность проблемы, возникла необходимость провести работу по развитию

мелкой мускулатуры пальцев рук у детей по- средством бисероплетения.

Мелкая моторика — сочетание скоордини- рованных действий нервной, мышечной и костной систем в выполнении мелких и точ- ных движений кистями и пальцами рук и ног. Над изучением этой темы работали педа- гоги и психологи, такие как Д.Б.Эльконин, М. Монтессори, Л. Фомина, М.М. Кольцова и другие. Они подчёркивают огромную значи-

мость функций руки.

Они установили, что уровень развития ре- чи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Иг- ры и упражнения, пальчиковые разминки по- могают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, лепить, мастерить по- дарки своим близким.

Бисероплетение - это удивительное заня- тие, несущее в себе много пользы. Во- первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков. Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение. В- третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фан- тазию и пространственное мышление, разви- вает мелкую моторику рук.

Бисероплетение является прекрасным рас- слабляющим средством для детей дошколь- ного возраста. М. М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятель- ность центральной нервной системы и уско- ряют развитие речи ребенка.

Труд с использованием бисера предостав- ляет для этого возраста детей, богатый запас жизненных впечатлений, обеспечивает ак- тивное развитие.

Работа с бисером позволяет задействовать все виды памяти: зрительную, слуховую, мо-

торную, тактильную, эмоциональную и пр. Таким образом, в процессе познания, обуче- ния и труда вовлекается не только сознание, но и тело.

Широко используются в работе зритель- ные опоры т. к. они поэтапно продвигают ре- бенка к преодолению свойственных ему трудностей.

Работа с бисером имеет огромный потен- циал и для систематического эстетического воспитания старших дошкольников. Работы по бисероплетению, несмотря на определен- ную трудоемкость, кропотливость процесса выполнения, длительность выполнения по времени, привлекают детей своими результа- тами. Старшие дошкольники испытывают большую радость от сделанного своими ру- ками. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей. Таким образом, работа с бисером является эффек- тивным средством трудового и эстетического воспитания старших дошкольников.

Большинство поделок характеризуется вы- сокой сложностью выполнения, требует зна- чительного терпения, кропотливого труда, внимательности и сосредоточенности. По- этому большое внимание на занятиях уделя- ется здоровьесберегающим технологиям. К ним относятся пальчиковые игры, самомас- саж ладоней, физкультминутки, гимнастика для глаз. Особое внимание уделяется пра- вильной осанке и укреплению мышц спины.

Главное в обучении дошкольников осно- вам работы с бисером – среди огромного раз- нообразия технологий, техник и приемов отобрать наиболее простые и доступные старшим дошкольникам.

Бисероплетение –увлекательное и полез- ное занятие для развития воображения и мел- кой моторики ребенка. Чем же бисероплете- ние так занимательно и с каких лет можно обучать ребенка этому искусству?

Чтобы не отбить у детей желание зани- маться бисером начинать нужно с самого простого– это плетение на проволочной ос- нове. Такая работа доступна даже для детей 5-6 лет.

Работу целесообразно проводить в два этапа.

Первый этап соответствует старшему до- школьному возрасту.

Задачи первого этапа: Образовательные

• познакомить с историей развития бисе- роплетения;

• познакомить с материалами и инстру- ментами;

• научить практическим приемам низания на проволоку: параллельное плетение, пе- тельное плетение;

• познакомить с терминами: бисер, стек- лярус, бусина, проволока, леска, фиксирова- ние и др;

• закрепить навыки порядкового и коли- чественного счета.

• развивать внимание, усидчивость, гла- зомер, мелкую моторику рук;

• развивать умение работать в соответ- ствии с инструкцией взрослого;

• формировать умение замечать красивое вокруг себя;

• развивать умение организовывать свое рабочее место.

• воспитывать аккуратность, терпение и настойчивость;

• воспитывать заботливое отношение к близким людям.

На первом занятии мы с детьми отправля- емся в сказочное путешествие и попадаем в удивительную страну. Рассматриваем подел- ки из бисера. У детей возникает желание са- мим попробовать сделать что-нибудь из би- сера.

Рабочее место должно быть удобным и хо- рошо освещаться. Время работы 15-30 минут с обязательным перерывом. Во время пере- рыва нужно дать отдых глазам и рукам для этого использовать гимнастику для глаз и пальчиковые игры.

Предварительная работа по бисероплете- нию состоит из рассматривания готового об- разца, работы по схеме.

При составлении перспективного плана учитывались возрастные особенности детей, а также лексические темы, предусмотренные

воспитательной программой. Использовались следующие инновационные технологии:

• Котова И.Н., Котова А.С.Бисер, Гар- мония цветов. Начальный курс: Учебное по- собие. Дизайн обл. А.С. Андреева. -СПб.: ИД

• Фадеева Е.В.Простые поделки из би- сера –М.: Айрис-пресс, 2013.-144 с

Оформили картотеку схем для детей. Так же учитывалось и то, что в группе мальчиков больше, чем девочек, поэтому поделки пла- нировали так, чтобы они были бы интересны как девочкам, так и мальчикам. Занятия про- водились каждую неделю, как в непосред- ственно образовательной деятельности, так и в свободной. Иногда на одну изделие уходило несколько занятий. У детей занятия вызвали большой интерес. Они с удовольствием зна- комились с приёмами бисероплетения, шли по пути от простого к сложному. Начинали с рассматривания, обследования всех необхо- димых для работы материалов. Познакомили детей с техникой безопасности в работе с би- сером, проволокой, ножницами и др. Осваи- вать техники плетения начинали из крупного бисера (№8), т.к. некоторым детям было очень сложно удерживать пальцами мелкие бисеринки, настолько слабы были их пальчи- ки. Нанизывали бисер на проволоку. Работа с проволокой безопасна для детей, т.к. не тре- буется иголки, а ещё, это очень податливый материал, из неё легко придать любую фор- му. Сначала использовали приём простого низания бисера на одну нить – плели колечки для себя, используя одинаковый или отлича- ющийся по цвету бисер, чередуя его согласно схеме. Дети учились работать со схемой, про- говаривать свои действия, упражнялись в

счете. Освоив приём простого низания по схеме (использовали этот приема в изготов- лении игрушек, листьев или лепестков- петелек) мы перешли к технике параллельно- го плетения.

При работе нужно быть особо вниматель- ными, набирать бисер по счёту и цвету, со- гласно выбранной схеме плетения, не допус- кая ошибок и неточностей.

Дети остаются довольны, когда у них по- лучается какой-нибудь грибочек, перчик. Да- лее их можно познакомить с другими приё- мами бисероплетения - петельное плетение.

Хороший результат дает коллективная ра- бота. Мы с ребятами выполняли осеннее де- рево. Каждый ребенок изготавливал свою ве- точку, а потом все вместе собирали готовое дерево. Наше дерево мы выставили на все- российский конкурс на сайте «Арт-Талант» и заняли 1 место (рисунок 2).

Когда начали плести корзину для мамы, дети помогали друг другу, объясняли, под- сказывали. Пальчики начинали работать про- ворнее – ведь для мамы подарок. В группе была оформлена выставка детских работ. На протяжении года дети изготавливали разные поделки (рисунок 3, 4).

На втором году дети закрепляют умения и навыки работы с проволокой, полученные на первом году обучения; продолжают овладе- вать более сложными приёмами бисеропле- тения. Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях.

• закрепить и обобщить знания и навыки, полученные ранее;

• познакомить с новой техникой плетения

- «крестик», «колечки». Развивающие:

• закрепить практические приемы низа- ния на проволоку: параллельное плетение, петельное плетение;

• развивать внимание, усидчивость, гла- зомер, мелкую моторику рук;

• формировать умение замечать красивое вокруг себя.

• воспитывать целеустремлённость, ува- жение к труду взрослых;

• воспитывать культуру взаимоотноше- ний с детьми и взрослыми.

В начале второго года обучения пришлось вспоминать все правила работы с бисером. И для некоторых детей начинать работу с не- сложных схем. На втором этапе задания усложняются. Дети уже самостоятельно чи- тают схемы.

Познакомились с новой техникой плетения

«крестик». Девочки сплели фенечку для себя, а мальчики колечко для мамочки. Этот спо- соб очень популярен и доступен дошкольни- кам. Цепочка “крестики” – один из распро- страненных видов украшений из бисера.

Техника “крестик” особенно понравилась мальчикам. Это было похоже на игру в кон- структор.

Так же мы выставили нашу ёлочку на Все- российский конкурс на сайте «Арт-Талант»,

«Чудеса своими руками» и заняли первое ме-

сто. Особенно детям понравилась поделка

«Ангел». В этой работе присутствует и пе- тельное плетение и параллельное. Эта слож- ная работа на несколько занятий. Далее у нас идёт работа над подарками для пап на 23 февраля и для мамочек на 8 марта. Формой подведения итогов являются выставки работ детей. С какой гордостью дети представляли свою выставку родителям, сверстникам.

Детское творчество - это чудесная страна. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и прак- тики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - творческая деятельность детей в детском саду посредством развития мелкой моторики. Практическая работа с бисером побуждает

детей к творчеству, предусматривает разви- тие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приемами работы различными ин- струментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую мото- рику рук, воспитывает усидчивость и само- стоятельность.

В процессе изготовления поделок из бисе- ра развивается координация движения паль- цев и мелкая моторика. Обучение развивает запоминание и воспроизводство основных приемов искусства бисероплетения в изго- товлении изделий, способствует развитию творческих способностей, художественного и эстетического вкуса, сенсорно -моторных навыков, навыков работы с бисером и бусин- ками, памяти, фантазии и воображения. Сов- местная творческая работа сплачивает дет- ский коллектив, делает его более дружным. Развитие мелкой моторики способствует точ- ным, координированным движениям кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы оде- ваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учеб- ных действий. Кроме того, развивается речь, что очень важно для детей дошкольного воз- раста. Подобная работа раскрывает индиви- дуальные особенности детей, позволяет им другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества. Учеными установлено, что разви- тие тонких движений пальцев рук положи- тельно влияет на функционирование речевых зон головного мозга.

Проведённая работа показала, что познава- тельный интерес к бисероплетению у до- школьников довольно велик, а наличие инте- реса – это первое из условий успешного вос- питания.

Работая по данной теме, сделали вывод, что бисероплетение активно влияет на разви- тие мелкой моторики.

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

2. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить.- М.: Сов. Россия, 1973.

3. Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: Учебное пособие. Ди- зайн обл. А.С. Андреева.- СПб.: ИД «МиМ», 1997. - 48 с.

4. Ляукина М. Бисер. Основы художественного мастерства - М.: Аст-пресс, 1998.-176 с.

5. Фадеева Е.В. Простые поделки из бисера. - М.: Айрис-пресс, 2013.-144 с.

6. Якимовская Л.В., Свиридова А.А., Шичанина В.С. Уроки бисероплетения.-СПб.: КОРОНА принт, 1998.-448 с.

Особенности развития мелкой моторики у детей. Возникновение и развитие бисероплетения. Исследование влияния бисероплетения на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. Организация и методы исследования уровня развития мелкой моторики.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 07.12.2017
Размер файла 52,9 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Психолого–педагогические особенности и диагностика детей старшего дошкольного возраста. Оригами как вид конструирования из бумаги для развития мелкой моторики. Работа воспитателя по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

дипломная работа [77,8 K], добавлен 05.07.2017

Возрастные особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Недоразвитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития. Разработка, апробация технологии развития мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности.

дипломная работа [455,1 K], добавлен 04.12.2015

Физиологические основы и особенности формирования развития мелкой моторики рук. Характеристика детей с задержкой психического развития. Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.

дипломная работа [130,1 K], добавлен 29.06.2011

Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего (раннего дошкольного) возраста. Роль мелкой моторики в становлении личности, правильное развитие которой определяет формирование сенсомоторной координации. Мелкая моторика у детей с ЗПР.

курсовая работа [49,8 K], добавлен 22.04.2011

Характеристика процесса развития мелкой моторики рук у ребенка. Методы и приемы по использованию лепки. Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности по лепке, направленной на развитие моторики рук у детей дошкольного возраста.

Мы все с вами знаем, что уровень развития мелкой моторики является как один из показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению, так и показателем общего развития ребенка.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

В своей работе постоянно использую различные пособия по развитию мелкой моторики рук на занятиях с детьми (это либо пальчиковая гимнастика, либо специальные методические пособия для пальчиков рук).

И когда я искала что-то новое для развития моторики детей, моё увлечение бисероплетением подтолкнули выбрать направлением дополнительной образовательной деятельности такой вид рукоделия, как плетение из бисера.

Бисероплетение – это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков.

Для организации образовательной деятельности был разработан перспективный план работы на год (чтобы посмотреть возможности и интересы детей). Работа по данному направлению будет продолжена и в этом учебном году, повышая сложность выполнения изделий. И уже на основании полученных результатов работы за два года, планируется написать авторскую программу по данному направлению работы.

Основными задачами дополнительной образовательной деятельности стали:

1. Развитие тонкой мелкой моторики рук и тактильной чувствительности, координации движений.

2. Снятие эмоционального напряжения.

3. Развитие устной и связной речи.

4. Совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти ребенка.

Для подбора схем и материалов для занятий была выбрана и проанализирована необходимая литература по данному направлению.

Хотелось бы отметить, что на занятиях бисероплетением с дошкольниками необходимо соблюдать определенные правила.

На занятиях мы с детьми используем различные техники выполнения изделий:

1. Техника петельного и параллельного плетения

2. Простое низание-чередование бусин и бисера по схеме

3. Техника мозаики

4. Низание однорядной цепочки: «в крестик»

5. Техника навстречу.

Мы с ребятами использовали одну из самых распространенных техник выполнения бисерных изделий на проволоке – технике параллельного плетения (оба конца проволоки проходят навстречу друг другу). При работе главное грамотно, четко и доступно разъяснять инструкции к выполнению изделий.

И мне хотелось бы представить вашему вниманию нашу коллективную работу, изготовленную на занятиях дополнительной деятельностью. Выполнялась эта работа около 5 месяцев, велась большая предварительная работа, пока ребята освоили основные техники выполнения изделий из бисера. И я решила сделать с ребятами одну большую коллективную работу. Они с удовольствием наблюдали, как постепенно преображалась наша поделка и были очень увлечены работой.

После сравнения диагностики начала и конца года, было видно, что у многих детей повысился уровень как общего развития, так и мелкой моторики рук.

Я считаю, что работа в данном направлении является не только интересной, но и действительно результативной.

В настоящее время изделия из бисера стали популярными буквально на всей планете. Очень интересен тот факт, что из бисера можно сплести любую поделку своими руками. Она будет уникальная, и больше ни у одного человека не будет такой же.

Деткам очень нравится заниматься бисером. Создавая своими руками игрушку из бисера, дети необыкновенно счастливы. Но это увлекательное занятие не только развлекает детей. Бисероплетение очень полезно для развития.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук - чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Давно известно, что развивая мелкую моторику, мы стимулируем развитие речи. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Поэтому важным направлением в коррекционной работе с детьми с ОНР, является развитие мелкой моторики. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к рисованию, а в дальнейшем – к письму. Развитие мелкой моторики является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Важно отметить, что бисероплетение дает равные возможности развития левой и правой руки. Способность работать левой и правой рукой оказывает благотворный эффект для обеспечения взаимодействия полушарий мозга, что способствует развитию памяти, мышления и речи.

Значение этого увлекательного процесса огромно, т. к. подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием. Творческая работа с бисером способствует становлению речи ребёнка, подготавливает кисти рук к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга. Это еще раз доказывает, что бисероплетение - дополнительное средство развития речи.

Бисероплетение — эффективный метод развития мелкой моторики у детей с ОНР



Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики 1 слайд. «Пальчиковая гимнастика - эффективный способ развития мелкой моторики» 2 слайд. Вопрос развития мелкой моторики детей довольно.

Психогимнастика в дошкольном учреждении как эффективный метод коррекции и развития детей дошкольного возраста В основе всех занятий по психогимнастике лежит целостный подход к личности ребенка, принцип гармоничного развития всех сфер жизнедеятельности,.

Доклад по теме самообразования: «Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста». Выполнила: воспитатель Морозова О. В. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» «Картина на песке может быть.

Презентация «Кинезиология. Эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ» Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные.

Консультация для воспитателей «Су-Джок — нетрадиционный метод развития мелкой моторики рук» «Су-Джок» - нетрадиционный метод развития мелкой моторики рук. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей,.

Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики»

Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики» В нашей логопедической группе, с детьми с ОНР, большое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Так как уровень развития речи у детей.

Методические рекомендации «Использование приёмов арт-технологии в преодолении недоразвития мелкой моторики у детей с ОНР» На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое.

Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно.

Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей.

Условия развития пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста На первом этапе мы определили уровень развития мелкой моторики у детей старшей группы. База проведенного исследования: Детский сад № 10.


БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Развитие мелкой моторики является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.

Регулярные упражнения и игры с участием рук улучшают память, умственные способности ребенка, произношение многих звуков, а значит, развивают речь, устраняют его эмоциональное напряжение.

Но помимо всех игр и упражнений моторная ловкость может эффективно развиваться в различных видах ручных ремёсел. Все виды ручных ремесел являются важными средством всестороннего развития детей дошкольного возраста и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии мелкой моторики рук. Одним из таких видов такого рукоделия является все виды работ из бисера.

Бисероплетение – один из древнейших видов рукоделия. достаточно распространенных видов народного творчества. Изготовление украшений из бисера имеет очень давнюю историю. В Якутии изготовление украшений из бисера является одним из национальных видов деятельности. Якутская национальная одежда издавна украшалась орнаментами из бисера. Головные уборы, нагрудные украшения, унты, верхняя одежда, национальные платья, жилеты, пояса украшались из бисера. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции, поэтому оно сохраняет свое значение и в наши дни. В настоящее время искусство бисера развивается и совершенствуется.

Занятия бисероплетением с детьми старшего дошкольного возраста положительно влияют активизацию мелкой моторики рук, развитие мелких мышц кисти, воображения, фантазии, памяти, развитие пространственного мышления, творческих способностей. бисерные традиции возрождаются, сохраняются, и развиваются.

Бисероплетение - занятие увлекательное и полезное. Занятие бисероплетением доступно и полезно детям дошкольного возраста. Поделка из бисера, выполненная даже самым простым способом, выглядит ярко и эффектно. Бисер привлекает детей и яркостью красок и разнообразием форм, и размером и простотой выполнения изделий. Работа с бисером интересует не только девочек, но и мальчиков, они охотно работают с этим материалом.

Мы хотим рассказать о работе кружка «Бисероплетение» в МБДОУ детский сад Ымыычаан с. Чукар Нюрбинского района РС (Якутия). Программа кружка направлена на развитие мелкой моторики рук на занятиях с бисером. Изготовление игрушек, цветов, украшений, поделок из бисера на проволоке, леске и нити очень нравятся детям.

В структуру программы включены задачи, ожидаемые результаты и содержание работы в этих группах.

В задачи мы включили не только развитие мелкой моторики и обучение бисероплетению, но и развитие сенсорики, математических представлений, ознакомление с декоративно-прикладным искусством, психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение мышление), личностных качеств (контроль над собой, усидчивость, терпение, трудолюбие и т.д.). эмоциональной сферы ребенка (положительный настрой к работе, получение удовлетворения от хорошо, красиво выполненной работы, радость от желания делать собственно сделанные подарки).

Ожидаемые результаты выделены в разделе: что дети к концу года должны знать и уметь. В содержании работы включены тема занятий, программное содержание и используемый материал. Составлен перспективный план работы по бисероплетению на 2016-2017 уч.г. для детей старшей группы.

Программа составлена с учетом психологических, возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста по принципам от простого к сложному, от знакомого к новому, комплексности и использование разнообразных методов и приемов, используемого материала для поддержания интереса и желания у ребенка.

В программе кружка «Бисероплетение» спланирована работа по развитию мелкой моторики на занятиях с бисером, в интересах детей. Изготовлением игрушек цветов, украшений и других поделок из бисера на проволоке, леске и нити легко мотивировать детей на работу с бисером. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что, изготавливая игрушки, дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность, очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущим видом деятельности. Занятия с бисером можно рассматривать как путь развития мелкой моторики кистей рук, на условии строго регламентированного обучения способностей зарисовать, считать, запоминать, повторять, воспроизводить и т.д.

Недоразвитие мелкой моторики рук отрицательно сказывается на становлении письма, рисования, конструирования. И все это связано с незрелостью регулирующей функции речи, с расстройствами зрительно-двигательной координации. Изменение (повышение и понижение) мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц пальцев и кисти рук, что делает движения неловкими, неточными, крупноразмашистыми или слишком мелкими. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее действие. Для тренировки пальцев рук предназначена данная программа, то есть обучение детей изготовлению поделок из бусинок, бисера и стекляруса – одним из очень интересных, но мало известных видов народного творчества.

В старшем возрасте вводится знакомство детей с иголкой, с техникой безопасности при работе с ней и идет переход к более мелкому материалу – бисеру и стеклярусу.

При обучении детей выделяются 4 этапа:

1. Знакомство детей с бисером, стеклярусом, и что можно делать из этого материала. Знакомятся с историей бисероплетения, о том, что называется оно «низанием» и что секреты мастерства передавались из поколения в поколение, для этого используются иллюстрации старинной одежды (сарафанов, кокошников, воротников, опушек для унтов, варежек), украшений (браслетов, брошек, бус, подвесок, сережек, поясов).

2. На этом этапе детям дается задание: просто нанизывать бисер, стеклярус на нитку при помощи иголки.

3. Нанизывание бисера, стекляруса заданного количества в определенной последовательности. Здесь прослеживается связь с математикой, закрепляется форма, размер, основные и оттеночные цвета, воспитываются эстетические качества.

4. Плетение разных фенечек на двух нитках (лесках, проволоках).

Во время работы с бисером, стеклярусом и бусинками включается спокойная музыка, проводится пальчиковая гимнастика, при которых организм детей отдыхает и расслабляется. В результате работы с бисером, стеклярусом, бусинками у детей наблюдаются улучшения при усвоении программного материала по развитию речи, математики, изодеятельности. Дети становятся более спокойны, усидчивы, внимательны, активны на занятиях, так как развитие мелкой моторики способствует и помогает формировать навыки письма и оградить ребенка от дополнительных трудностей обучения, сохраняет его физическое и психическое здоровье.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М.: ТЦ Сфера, 2009. 211 с.

Золотарева, Е.Н. Подарки из бисера / Елена Золотарева. – 2 изд. – М.: Айрис-пресс, 2008 -176 с.

Читайте также: