Народный костюм работа с волокнистыми материалами и картоном плетение

Обновлено: 04.05.2024

Тип урока: изучение нового материала.

· Оборудование: Презентация в формате PowerPoint 97-2003, картон, игла, нитки, ножницы, игольница.

ВложениеРазмер
tehnologiya_25.02.doc 110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Выполнил студент 46 гр.

Здравствуйте, ребята, сегодня я у вас проведу урок технологии.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Формулировка темы и цели занятия .

«На прошлых уроках мы с вами познакомились с особенностями строения русской избы и ее внутреннего убранства. Сегодня мы начнем знакомство с русским народным костюмом. Народный костюм является частью культуры и отражает ее особенности.
Каждый костюм, как и любая другая одежда, выполняется из ткани. А помните ли вы, из чего делают ткань? (Ткани состоят из нитей, которые тесно переплетаются между собой, а нити представляют собой волокна.) Волокна получают разными способами. Существуют натуральные ткани, растительного и животного происхождения, и химические — искусственные и синтетические».
Усвоить полученную информацию учащимся поможет работа со схемой, которую учитель заранее начертил на доске. Учащиеся могут попробовать рассказать, какие связи она отражает.

Продолжить изучение нового материала можно в ходе беседы о том, что большая часть волокон относится к натуральным, которые и будут подробно рассмотрены на уроке. При этом возможно использование заранее подготовленного иллюстративного материала. Учитель: «Как вы думаете, какие растения используют для выработки волокон? (Лен-долгунец, текстильные бананы, текстильные агавы, торфяной мох, хлопчатник, крапиву.) Из волокон животного происхождения получают шелк и шерсть.
Шелк получают из коконов тутового шелкопряда (демонстрация рисунков). На определенной стадии развития (когда наступает время превратиться в куколку) гусеница тутового шелкопряда сплетает себе кокон, который представляет собой продолговатую яйцеобразную оболочку, состоящую из переплетенных 40—45 слоев тончайшего шелкового волокна. Волокно (нить) образуется следующим образом: из двух отверстий, находящихся на головке ниже рта, гусеница выделяет густую жидкость, которая застывает в воздухе. Эта жидкость выделяется непрерывно и образует две нити, склеивающиеся при помощи особого вещества — серицина, тоже выделяемого гусеницей. В результате получается единая нить, из которой гусеница сплетает кокон. В зависимости от вида шелкопряда коконы могут быть белого, желтоватого, красновато-желтого цвета. Люди специально выводят шелкопрядов, которые дают коконы нежно-розового, голубого, зеленого цвета. Разведению шелкопряда отведена специальная отрасль сельского хозяйства — шелководство.
Шерстяные волокна получают из настриженного волосяного покрова некоторых животных (овец, верблюдов, коз, кроликов)».
Следующий этап изучения материала — знакомство с национальными костюмами. Учитель: «Мы выяснили, что из волокон люди создают различные ткани, из которых, в свою очередь, шьют костюмы, и народные в том числе. Теперь рассмотрим, что же собой представляет народный костюм. Как вы думаете, какие части одежды должны составлять народный костюм?» Необходимо дать всем учащимся возможность высказать свои предположения, чтобы у них формировался навык самостоятельного монологического высказывания, стремление учиться и узнавать новое.
После этого можно рассмотреть праздничный костюм и предложить учащимся вместе прочитать текст учебника на с. 59 и рассмотреть рисунки к нему. Следует провести беседу на закрепление материала по вопросам: «Как проводили праздники на Руси? Где хранили одежду? Как к ней относились? (Бережно, передавали ее из поколения в поколение.) Как украшали одежду?» (Одежду старались шить из дорогой ткани, украшали вышитыми орнаментами. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, здоровье, удачу и достаток в дом.) Учитель: «Раньше в деревнях женщины пряли, ткали и вышивали с самого раннего возраста. Рассмотрите иллюстрации на странице 58 учебника и попробуйте определить, где на них изображены пряха (женщина, которая крутит нить из волокон на прялке), ткачиха (женщина, работающая на станке, пропуская уток по основе) и вышивальщица (женщина, которая делает шитьем узор на ткани). Ниже представлены иллюстрации результатов их работы, которые могут вам помочь в этом (слева направо пряха, ткачиха, вышивальщица). Разнообразие нарядов, украшений, головных уборов, национальных костюмов отражает многонациональность нашей страны».
Дальше целесообразно продолжить работу с учебником. Ребята рассматривают рисунки на с. 60 учебника и рассказывают о национальной одежде разных народов, отвечая на вопросы: «Каковы ее различия? Какие используются цвета и орнамент в русском народном костюме?» После этого учитель помогает им выполнить задание из учебника: определить, какому народу принадлежит каждый национальный костюм — русский, татарский, дагестанский, ненецкий (слева направо верхний ряд, потом нижний: дагестанский, русский, ненецкий, татарский). Можно также рассмотреть различные национальные украшения на с. 61.
Учитель: «А как называется обувь, которую носили на Руси? (Лапти.) Из чего плели лапти? Как вы думаете, они тоже являлись компонентом национального русского костюма?» Чтение текста учебника на с. 61. Учитель: «Головной убор на Руси выполнял очень важную роль, особенно в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы, ее семейное положение. Девичьи повязки скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми. С момента замужества ходить с непокрытой головой запрещалось. Женщины прятали волосы под кокошник, который в различных местах называли по-разному: кика рогатая, ряска или каблучок. Кокошник расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера, пушками. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорной ткани. Головные уборы нередко украшали изображениями солнца, звезд, дерева, птиц. Свивающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали дождевые струи, капли росы, падающие на землю-матушку».

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на заданные учителем вопросы и предполагают тему урока.

П: строить речевое высказывание в устной форме

К: формулировать собственную позицию и мнение

После проведения подготовительной беседы о народных костюмах, их особенностях, компонентах и украшениях можно приступать к практической работе. Учитель: «Мы много узнали о народных костюмах и на следующем уроке сделаем костюмы для Ани и Вани, а сегодня поработаем над кокошником для русской красавицы. Перед этим традиционно проведем анализ готового изделия». Учащиеся, рассматривая образец изделия, определяют, какие материалы и инструменты понадобятся для работы (цветной картон, нитки, материалы для украшения на выбор детей: бисер, стразы, бахрома; карандаш, циркуль, ножницы, клей, краски, кисть). Учитель объясняет, что для данной поделки потребуется особенный вид ниток — сутаж, плоский и тонкий плетеный шелковый цветной шнур для отделки одежды, и демонстрирует образец такого шнура. Дети вспоминают правила и приемы работы с материалами и инструментами. Необходимо определить технику изготовления поделки (аппликация и плетение). Учитель: «Техника плетения основана на переплетении разных материалов. Как вы думаете, что можно переплетать и какие изделия могут получиться путем плетения? (Нити, ленты, ветки, лозу; можно сделать разнообразную мебель, а также лапти.) Следует предложить учащимся подумать над составлением композиции и ее оформлением, способами оформления и вариантами применения работы.
После такого анализа составить план работы учащиеся могут самостоятельно: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка. После этого можно приступать к выполнению практической работы по плану с помощью учителя.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Предмет:Технология

Тема: Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение.

Тип урока: ОНЗ

Цель: Изготовление композиции «Русская красавица».

Образовательные: «познакомить с особенностями национального костюма; обучить плетению в три нитки (косичка); закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов; обучать составлению технологической карты изделия.

Развивающие: развитие творческих способностей, познавательной активности; развитие уверенности в своих силах.

Воспитательные: воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи; формирование бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

выполнять аппликацию и оформлять ее с учетом национальных традиций; использовать приемы работы с бумагой; применять правила безопасной работы с ножницами и клеем; выполнять прием плетения в три нити.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; контролировать свою деятельность на основе слайдового и текстового плана; ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить оценку своих действий и корректировать их;

Познавательные УУД: работать с информацией о национальном костюме (материалов урока, собственных наблюдений и др. источников); определять под руководством учителя особенности национального костюма; выделять детали праздничного женского (девичьего) головного убора и прически;

Коммуникативные УУД: составлять рассказ об особенностях национального костюма на основе иллюстраций и собственных наблюдений; вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: формировать представление о себе как о гражданине России; проявлять интерес к предмету; формировать бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны.

Средства обучения: Н.И. Роговцева, «Технология» учебник для 2 класса, заготовки для композиции (кокошник из картона, личико из цветной бумаги, сарафан из бумаги, пайетки), шерстяные нитки, ножницы, клей, салфетка, фломастеры, народный костюм(сарафан, епанечка, рубаха), изделия из шерсти, льна, мультимедийная презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

взаимодействия на уроке

Формируемые

универсальные учебные

1 .Организационный

- - Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,улыбнулись
И тихонечко все сели.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня я буду вести у вас урок технологии, меня зовут – О.Г.

-Я надеюсь, что наш урок пройдет с пользой и вам будет интересно получить новые знания.

Цели: познакомить учащихся со способами обработки воло­кон натурального происхождения, с особенностями националь­ных костюмов; обучить приему плетения в три нити (косичка); закрепить навык составления композиции с использованием раз­личных материалов; воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи.

ВложениеРазмер
tehnologiya.docx 24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 21. Народный костюм.

Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие «Русская красавица» (композиция)

Цели: познакомить учащихся со способами обработки волокон натурального происхождения, с особенностями национальных костюмов; обучить приему плетения в три нити (косичка); закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов; воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать национальные костюмы разных народностей, составлять композицию русской тематики, извлекать нужную информацию из учебника; узнают принципы обработки волокон натурального происхождения; освоят прием плетения в три нити.

Оборудование: рисунки растений, из которых делают волокна ткани, рисунок тутового шелкопряда, схема плетения в три нити, рисунки национальных костюмов разных народов, учебник, рабочая тетрадь, клей, краски или цветные карандаши, бисер, стразы, бахрома, цветная бумага, картон, тряпочка, кисть, листочки с шифром для работы в группах, циркуль, на доске записана тема урока (закрыта).

  1. Организационный момент
  1. Проверка домашнего задания
  • Ребята, расскажите о том, как вы работали над созданием фигурок семьи для своей комнаты крестьянской избы, поделитесь друг с другом полученным опытом, «сходите в гости» друг к другу.

(Можно предложить поработать сначала в парах, затем выслушать 1—2 пары. Можно послушать сразу желающих учеников.)

Работа в группах

15, 1, 18, 16, 5, 15, 29, 11 12, 16, 19, 20, 32, 14

  • (Каждой группе учитель предлагает листочек с шифром и дает время для расшифровки. Числа соответствуют порядку букв в алфавите.) Что у вас получилось? ( Народный костюм.)
  • Может быть, кто-то уже догадался, что мы будем делать на уроке? ( Наверное, народный костюм.)
  • Прочитайте на доске тему урока. ( Изделие «Русская красавица» (композиция).)

IV. Работа по теме урока

На прошлых уроках мы с вами познакомились с особенностями строения русской избы и ее внутреннего убранства. Сегодня мы начнем знакомство с русским народным костюмом. Народный костюм является частью культуры и отражает ее особенности.

  • Каждый костюм, как и любая другая одежда, выполняется из ткани. А помните ли вы, из чего делают ткань? (Из нитей, которые тесно переплетаются между собой, нити представляют собой волокна.)

Волокна получают разными способами. Существуют натуральные ткани растительного и животного происхождения и химические — искусственные, синтетические. Большая часть волокон относится к натуральным.

  • Как вы думаете, какие растения используют для выработки волокон? ( Лен-долгунец, текстильные бананы, текстильные агавы, торфяной мох, хлопчатник, крапиву.)

Из волокон животного происхождения получают шелк и шерсть.

(См.: Дополнительный материал к данному уроку.)

Из волокон люди создают различные ткани, из которых шьют костюмы, и народные в том числе. Рассмотрим, что же представляет собой народный костюм.

  • Как вы думаете, какие части одежды должны составлять народный костюм? (Предположения детей.)
  • Откуда мы еще можем получить информацию об этом? (Из энциклопедии, справочного издания, учебника, Интернета, у взрослых и т. д.)
  1. Работа по учебнику
  • Откройте учебник на с. 58. Прочитайте текст, рассмотрите иллюстрации.

(Дети читают текст.)

  • Как проводили праздники на Руси?
  • Где хранили одежду?
  • Как к ней относились? (Бережно, передавали ее из поколения в поколение.)
  • Как украшали одежду? (Одежду старались шить из дорогой ткани, украшали вышитыми орнаментами. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, здоровье, удачу и достаток в дом.)

Раньше в деревнях женщины пряли, ткали и вышивали с самого раннего возраста.

  • Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 58 и попробуйте определить, где изображены пряха ( женщина, которая крутит нить из волокон на прялке), ткачиха (женщина, работающая на станке) и вышивальщица ( женщина, которая делает шитьем узор на ткани). Ниже представлены иллюстрации результатов их работы, которые могут вам помочь в этом. ( Слева направо: пряха, ткачиха, вышивальщица.)

Разнообразие нарядов, украшений, головных уборов, национальных костюмов отражает многонациональность нашей страны.

  • Рассмотрите иллюстрации на с. 60. Попробуйте догадаться, какому народу принадлежит каждый национальный костюм.

(Дети рассматривают фотографии, определяют принадлежность костюма (русский, татарский, дагестанский, ненецкий), аргументируя свой ответ.)

  • Каковы различия национальной одежды? Какие цвета и орнамент используются в русском народном костюме? (Ответы детей.)
  • А как называется обувь, которую носили на Руси? (Лапти.)
  • Из чего плели лапти? (Высказывания детей.)
  • Давайте сверим ваши ответы с материалом учебника.

(Дети читают текст в учебнике на с. 61.)

Головной убор на Руси играл очень важную роль, особенно в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы, ее семейное положение. Девичьи повязки скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми. С момента замужества ходить с непокрытой головой запрещалось. Женщины прятали волосы под кокошник, который расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорной ткани или платок. Головные уборы нередко украшали изображениями солнца, звезд, дерева, птиц. Свивающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали дождевые струи, капли росы, падающие на землю-матушку.

  • Рассмотрите украшения — ожерелье, серьги, монисту — в учебнике на с. 61.

(Ученики рассматривают иллюстрации в учебнике, делятся своими впечатлениями.)

Мы много узнали о народных костюмах и на следующем уроке сделаем костюмы для Ани и Вани, а сегодня поработаем над кокошником для русской красавицы.

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Ты — ромашка, я — вьюнок.

Становитесь в наш венок.

(Взялись за руки, построились в круг.)

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

(Ходьба по кругу.)

А теперь мы — ручейки,

  1. Продолжение работы по теме урока
  1. Анализ образца изделия

(Ученики заполняют технологическую карту в рабочей тетради на с. 24.)

Цветной картон, нитки, материалы для украшения (на выбор): бисер, стразы, бахрома

Карандаш, циркуль, ножницы, клей, краски, кисть

Аппликация и плетение

По шаблону и циркулем

С помощью красок, бисера, блесток, бахромы

(После выполнения следует коллективная проверка.)

(Работа в парах. По плану работы в учебнике на с. 62 дети объясняют друг другу этапы работы.

Повторение правил техники безопасности при работе с циркулем и ножницами.)

(Ученики самостоятельно изготавливают изделие. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)

  1. Рефлексия
  • Какое задание было интересным?
  • Что было для вас трудным?
  • Оцените свое изделие:

У — над изделием надо еще потрудиться; W — изделие сделано хорошо;

WV - изделие сделано отлично.

  1. Выставка работ учащихся
  • Придумайте имя своей красавице. Попробуйте описать костюм, который мог бы ей подойти.
  1. Подведение итогов урока
  • Что вы запомнили о национальном костюме?

(Уборка рабочего места.)

Найти дополнительный материал про головной убор женщин на Руси, поместить результаты своей работы в «Папку достижений». На следующий урок принести кусочки ткани разных цветов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии во 2 кл. "Народный костюм. Работа с волокнистым материалом и картоном. Плетение. Композиция: Русская красавица"

Открытый урок, полностью соответствует ФГОС.Цели: Образовательные: познакомить с особенностями национального костюма; обучить плетению в три нитки (косичка); закрепить навык составления композици.

Урок технологии во 2 кл. "Народный костюм. Работа с волокнистым материалом и картоном. Плетение. Композиция: Русская красавица"

Открытый урок, полностью соответствует ФГОС.Цели: Образовательные: познакомить с особенностями национального костюма; обучить плетению в три нитки (косичка); закрепить навык составлени.


Конспект урока по технологии. "Работа с волокнистыми материалами и картоном. Народный костюм. Плетение." УМК Перспектива. 2 класс

Класс 2 . Предмет ___технология__Автор УМК _____Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.


Конспект урока технологии "Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение" 2 класс Школа России

Предмет: ТехнологияКласс: 2Тема урока: Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. ПлетениеЦели урока:- познакомить учащихся со способами обработки волокон натурального п.

Конспект урока по технологии 2 класс на тему : "Народный костюм.Работа с волокнистым материалом"

Предмет:технологияКласс:2гТема урока:Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Цели урока: познакомить с особенностями национального костюма; обучить плетению в три нитк.


Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие «Русская красавица» (композиция)"

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие «Русская красавица» (композиция)" 2 класс.


Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение

Цели урока:- познакомить учащихся со способами обработки волокон натурального происхождения, с особенностями национальных костюмов;- обучить приему плетения в три нитки (косичка).

В презентации содержится чёткая пошаговая инструкция по выполнению работы. Используется познавательный материал, дети учатся различать национальные костюмы разных народностей. Данная презентация поддержит интерес второклассников на протяжении всего урока.



По кнопке ниже вы можете скачать методическую разработку «Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение» категории «Технология 2 класс» бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Характеристики документа: «презентация, конспект».



Спасибо, Асия Жаудетовна, за интересный и познавательный ресурс!






Презентация составлена для урока технологии во 2 классе по теме: "Работа с волокнистым материалом. Русская красавица»". Яркая. красочная презентация поможет второклассникам быстро и с увлечением выполнить красивую аппликацию в виде кокошника.

В презентации содержится чёткая пошаговая инструкция по выполнению работы. Используется познавательный материал, дети учатся различать национальные костюмы разных народностей. Данная презентация поддержит интерес второклассников на протяжении всего урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок . Предмет: технология."Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение."2 класс.Цель: Изготовление композиции «Русская красавица».

Просмотр содержимого документа
«Урок ."Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение."2 класс»

Предмет:Технология

Тема: Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение.

Тип урока: ОНЗ

Цель: Изготовление композиции «Русская красавица».

Образовательные: «познакомить с особенностями национального костюма; обучить плетению в три нитки (косичка); закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов; обучать составлению технологической карты изделия.

Развивающие: развитие творческих способностей, познавательной активности; развитие уверенности в своих силах.

Воспитательные: воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи; формирование бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

выполнять аппликацию и оформлять ее с учетом национальных традиций; использовать приемы работы с бумагой; применять правила безопасной работы с ножницами и клеем; выполнять прием плетения в три нити.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; контролировать свою деятельность на основе слайдового и текстового плана; ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить оценку своих действий и корректировать их;

Познавательные УУД: работать с информацией о национальном костюме (материалов урока, собственных наблюдений и др. источников); определять под руководством учителя особенности национального костюма; выделять детали праздничного женского (девичьего) головного убора и прически;

Коммуникативные УУД: составлять рассказ об особенностях национального костюма на основе иллюстраций и собственных наблюдений; вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: формировать представление о себе как о гражданине России; проявлять интерес к предмету; формировать бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны.

Средства обучения: Н.И. Роговцева, «Технология» учебник для 2 класса, заготовки для композиции (кокошник из картона, личико из цветной бумаги, сарафан из бумаги, пайетки), шерстяные нитки, ножницы, клей, салфетка, фломастеры, народный костюм(сарафан, епанечка, рубаха), изделия из шерсти, льна, мультимедийная презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

взаимодействия на уроке

Формируемые

универсальные учебные

1.Организационный

-- Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,улыбнулись
И тихонечко все сели.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня я буду вести у вас урок технологии, меня зовут – О.Г.

-Я надеюсь, что наш урок пройдет с пользой и вам будет интересно получить новые знания.

Читайте также: