Плетение в технике спрэнг

Обновлено: 25.04.2024

Недавно наткнулась на интересную тесьму, не то вязанную, не то плетеную. Выяснилось, что создана она была в технике спрэнга (sprang) или, если по-простому, настенного плетения.

Обычно при плетении на раму натягивают основу, которую плетут либо руками, либо с использованием длинных игл. Размер рамы ограничивает длину получаемого изделия. Можно, конечно, тесьму сшить из нескольких частей, но можно и попробовать плести другим способом. Способом, который больше напоминающим плетение кружев и позволяющим изготавливать любые по длине вещи.

Приём изготовления плетеных предметов в технике спрэнга при помощи гребёнки достаточно простой и доступный каждому. Для работы не требуется особых условий или специальных инструментов, не нужно большого пространства. Начатую работу вполне можно оставить практически в любой момент.

Что нам потребуется:

1) Гребёнка. Важно число зубьев её и расстояние между ними. Число зубьев гребёнки ограничивает число используемых нитей, а расстояние — толщину нити. Оптимальное соотношение частоты гребёнки с тонкостью пряжи — это когда одна нитка точно входит между зубьями гребёнки.
2) Подушка или валик для кружев. Можно использовать маленькую диванную подушку или изготовить специальную из полотна и сена. Подойдет любая не очень мягкая, но и не слишком твёрдая, потому что иначе будет трудно втыкать в неё булавки.
3) Несколько булавок (4-5 штук). Желательны длинные и твёрдые булавки.
4) Пряжа. Расход, конечно, зависит от ширины и длины изделия. Не забудьте также об «усадке» в процессе плетения.
5) Терпение. Как и любое другое плетение, спрэнг не равнодушен к вашему времени и вниманию.

Расчет материалов

Длину нитей определяют так: длину желаемого изделия увеличивают на 50% + добавляют 20-30 см на концы.
Пример: на двухметровый пояс длина нитей будет равна: 2 м + 1 м + 0,3 м = 3,3 м.
На чехол для мобильного телефона уйдет примерно 80 см (сама тесьма 30 см и бахрома для украшения).

Ширина изделия — произвольная. Сколько зубьев у гребёнки, сколько выходит по узору, сколько хочется. Помните только, что плетение в ширину стянется на четверть.

Число нитей — 2 нити на каждую часть узора + 1 «конечная».

Техника плетения


В начале нити закрепляются в ряд, например, привяжем их к шнурку. Шнурок булавками прикрепим к подушке.


Затем в первый (с левой стороны) зуб гребёнки кладётся одна нитка, во все остальные зубья закладываются по две нитки, одна на другой. Из практического опыта могу сказать — гребёнку лучше взять более частую, чем слишком редкую. Рекомендуется также в первый раз плетение испробовать с пряжей двух расцветок.


Непарные ряды плетутся с левой стороны направо, парные — с право налево. При плетении берутся обе нити из одного зуба и перекручиваются полным оборотом (верхняя нитка возвращается наверх), после чего верхняя нитка перекладывается в соседний зубчик — поверх «конечной».

Так как существуют только два способа перекручивать две нити — влево или вправо — спрэнг не блещет разнообразием узоров. В качестве узоров обычно получаются треугольники или ромбы, зато эти элементы могут быть и большими и малыми, комбинированными и перевёрнутыми.

1. Архаичные и традиционные технологии в современном дизайне текстиля. Исаева Т.И. На правах рукописи. СПб, 2009.

3. Исаева Т.И. Спрэнг: плетение в пространстве и времени. [Текст] / Т.И. Исаева // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: Тез. докл. и выступлений. – СПб.: СПГУТД, 2002. – С.80-81.

Этническое прикладное искусство и дизайн – одно из популярных направлений современного дизайна. В настоящее время архаичный способ создания текстиля – sprang, бытовавший на обширных территориях в древности, малоизвестен. Этнографический текстиль восточнославянского мира, выполненный «на стене» или «на раме», идентичный спренгу, оказался практически полностью забыт. Искусством спренга владеет очень ограниченный круг людей, найти какую – либо информацию практически невозможно. Поэтому объектом работы выбрали плетение на натянутых нитях, предметом работы – моделирование спренга на основе этнических традиций.

Цель работы – всестороннее комплексное исследование спренга как современного моделирования на основе этнических традиций.

  • Изучить спренг как плетение в пространстве и во времени;
  • Сделать сравнительный анализ признаков архаичных и традиционных технологий в современном дизайне текстиля;
  • Исследовать вариативные возможности традиционных текстильных технологий;
  • Изготовить авторскую работу «Баяр» – вариативность архаичных технологий текстиля на основе бурятских этнокультурных традиций;
  • Выявить главные стратегии решения проблемы спренга как современного моделирования на основе этнических традиций;
  • Установить перспективы развития спренга.

Теоретическую основу работы составили труды зарубежных и отечественных авторов, Интернет-ресурсы.

Основные методы исследования: анализ, сравнение, систематизация полученных данных, метод проектов.

Исследование подтвердит или опровергнет гипотезу: с помощью спренга можно построить модель текстиля на основе бурятских этнокультурных традиций.

Спренг: плетение в пространстве и времени

Спренг (sprang),по определению П. Коллингвуда [4], старинное шведское слово, полностью перешедшее в английский язык, обозначает материю, сплетенную из натянутых на раму нитей. По прочтении книги уже не сомневаешься, что спренг – это искомый узловой момент, который помогает понять переход от техник свивания и плетения к более сложным видам технологий. Спренг до сего времени остается практически неизвестным.

В работе Татьяны Исаевой [3] слово «спрэнг» происходит из старошведского и означает «упругий», «растяжимый». Русское название этой техники – плетение на стене.

История развития спренга

В результате работы исследователей из разных стран, спренг как живое ремесло был обнаружен более чем в 15 странах мира. Предположительно, спренг появился в Европе еще во времена неолита и распространялся с севера на юг вплоть до Средиземноморья, но вещи, выполненные в этой технике, находят по всему миру – и в Южной Америке, и на Среднем Востоке. Первая вещь, выполненная в этой технике, сеточка для волос, датируемая 1400г до нашей эры, была найдена в Дании в погребении бронзового века (примерно 1400г. до н.э.). Почти одновременно и совершенно независимо от находок в Дании в 1882 г. в Коптских могильниках Египта были найдены ковры и шапочки в захоронениях, датируемых 400 – 700 годами н.э. Правда, тогда эти находки были описаны в музейных коллекциях как «выполненные неизвестным способом». Техника спренг на кольцевой основе не сразу была распознана в 1895 году в кушаках, изготавливаемых в Румынии. Только после публикации в 1912 году об изготовлении шелковых поясов на Кавказе и в Алжире, сделанной van Gennep, их техника изготовления была признана идентичной технике спренга на плоской основе. Из ранних времен до нас дошло немного образцов изделий, выполненных в технике кольцевого спренга, очевидно, потому, что изделия эти имеют еще более повседневное применение (пояса, подвязки). Хлопковый фрагмент из доисторической стоянки в Аризоне заставляет предположить, что спренг с кольцевой основой был известен на юго-востоке США ранее 1400 года до н.э. Большое число изделий, выполненных в технике спренга на кольцевой основе, сохранилось в виде поясов, когда они являлись частью офицерской формы в Европе и Америке. Обычно пояса изготавливались из шелка, имели ажурную структуру и размер около 3,5 м на 75 см. Британские пояса были темно-красного цвета, голландские – оранжевого и французские – трехцветные. В российском этнографическом музее хранится коллекция поясов в технике кольцевого спренга и несколько женских чепцов в технике спренга на плоской основе, выполненных на территории Западной Украины и Белоруссии в XIX веке. Совершенным особняком стоят волосники из погребения бывшего Вознесенского монастыря в Московском кремле, принадлежавшие особам женского пола великокняжеских и царских фамилий, в частности великой княгине Софье Палеолог, выполненные в технике спренга на плоской основе. Интересно отметить, как загадку истории, что нигде на всем обширном пространстве бывшей Российской Империи и Советского Союза, кроме названных мест, изделий в технике спренга найдено не было. И это при теснейших связях Руси со Скандинавией, где со времен викингов (около 850г н.э.) и до нашего времени было зафиксировано большое количество найденных изделий в технике спренга на плоской основе и даже деревянные рамы для их изготовления. Насколько эта техника была распространена в Европе можно судить по изображению на рисунке. Сделав анализ рисунка, пришли к выводу:

gom1.tif

присутствие в гостиной рамы для плетения в технике спренга на плоской основе говорит скорее о склонности дамы к данному рукоделию, чем о жизненной потребности. В российских гостиных не было зафиксировано ни одного подобного случая.

В Европе и в настоящее время существует общество любителей техники спренга.

Сравнительный анализ признаков архаичных и традиционных технологий в современном дизайне текстиля

Комплексное всестороннее изучение спренга мы начали со сравнительного анализа архаичных и традиционных технологий в современном дизайне текстиля. В результате анализа были систематизированы технологические признаки традиционных видов текстиля. Их сравнение позволило дифференцировать спренг от других технологий и техник, имеющих сходную или идентичную (фрагментарно) структуру. Наиболее частой проблемой является сходство спренга с вязанием на спицах. Большая эластичность при плетении основной спренговой сеткой и отсутствие срезов нитей в начале и конце работы обуславливают ошибочное определение данной технологии [1].

Из таблицы сделали вывод, что проблематично определение фрагментов плетения, если в объекте утрачены и середина изделия и все кромки.

Исследование вариативных возможностей традиционных текстильных технологий

Вариативные возможности технологий исследовала с точки зрения моделирования по различным параметрам, таким как количество конструктивных элементов, цвет, ритм, фактура, техника и структура. Это позволило мне построить модель формирования основных технологических, семантических параметров и получить целостную характеристику как этнокультурных феноменов.

Самая простая вариативность технологии возможна при изменении количества конструктивных элементов, участвующих в создании той или иной структуры. Параметры этого способа моделирования определяются, как правило, оборудованием, применяемым для выполнения объектов в данной технологии.

Творческая мастерская МАРИНЫ КАРГИНОЙ

Творческая мастерская МАРИНЫ КАРГИНОЙ

Творческая мастерская МАРИНЫ КАРГИНОЙ запись закреплена

Недавно всколыхнулась тема про спрЭнг.
И вот счастье, после продолжительных поисков, наконец-то, нашла материалы по спрэнгу. Эти материалы, несколько спутанные, оказались в одном файле. Однако, технология плетения понятна и при желании её можно развить, усовершенствовать, углубить, расширить и пр., пр, пр. . Каюсь, было у меня желание освоить спрэнг, но ткачество перетянуло.
И теперь, для любознательных, одна из статей (тоже путаных) о спрэнге.

Спрэнг
Большая часть материалов для этой страницы представлена Татьяной Исаевой. На протяжении многих лет спрэнг остается ее главной "текстильной любовью".
Спрэнг не так широко известен, как, например, вязание, поэтому, прежде чем начать рассматривать отдельные приемы, несколько слов об этой технике.
Слово "спрэнг" происходит из старошведского и означает "упругий", "растяжимый". Первая вещь, выполненная в этой технике, была найдена в погребении бронзового века (примерно 1400 г. до н.э.). Это была женская сетка для волос. Образцы спрэнга были найдены также в Коптских могильниках (400-700 гг. до н.э.). Правда, тогда эти находки были описаны в музейных коллекциях как "выполненные неизвестным способом". В 1890 г. венская преподавательница вышивки Луиза Шиннерер опубликовала результаты своих исследований в небольшой книжке "Антик хандарбайтен", которая содержала описание техники спрэнга, схемы плетения, фотографии оборудования. Начиная с этого момента, в Европе были пересмотрены и заново атрибутированы музейные коллекции текстиля. В результате работы исследователей из разных стран, спрэнг как живое ремесло был обнаружен более чем в 15 странах мира. Со времен европейского средневековья до нас дошли спрэнговые головные уборы, перчатки, шарфы, сумки, кошельки.
У славян спрэнг тоже был известен. Русское название этой техники - плетение на стене. В ней выполнялись, как правило, пояса. Помните фильм "Вечера на хуторе близ Диканьки", где славный козак Чуб несколько раз оборачивает вокруг себя длинный и широкий красный пояс? Именно такие пояса и делались плетением на стене. Кроме поясов, кое-где на территории Белоруссии спрэнгом изготавливались женские сетки для волос, сложный ажурный орнамент которых не уступал самому тонкому вязанию. На фото слева - копия одной такой сетки, справа и в середине - копии двух орнаментов в процессе изготовления. Симпатичная фотомодель - дочь Татьяны Исаевой Надежда.

На следующей странице рассмотрены основные приемы изготовления полотна в технике спрэнг. Конечно, утилитарного значения в наше время освоение этой техники не имеет - чтобы изготовить кофточку или шапочку, более чем достаточно навыков вязания. Но зато спрэнг дает возможность, так сказать, прикоснуться к истории - ведь этой техникой люди пользовались задолго до возникновения вязания. Есть что-то завораживающее в ручном переплетении нитей и рождающейся четкой фактуре полотна. Сочетание разных нитей и разных приемов плетения создает неповторимые вещи, делая спрэнг исключительно привлекательным для людей творческих.

Особенностью техники спрэнг является то, что при создании полотна не используется уток, и полотно полностью формируется из нитей основы, чем и обусловлена его большая эластичность. Основа натягивается между двумя закрепленными перекладинами.
Для небольшого изделия можно использовать обыкновенную картинную раму, привязав к ней две палочки, как показано на рисунке. Между этими палочками натяните 20-30 нитей основы. Натягивать нити основы прямо на раму нельзя, так как в процессе плетения происходит усадка нитей и надо иметь возможность ослабить их натяжение, что легко сделать, удлинив привязки палочек. Вместо палочек можно использовать прочные нити, закрепленные на боковых сторонах рамы.
Основа натягивается так: конец нити привязывается к одной из палочек, и нить нужное количество раз обводится вокруг обеих палочек, не перекрещиваясь, те вверх идет позади палочек, вниз - перед ними. Нити должны быть равномерно распределены по длине палочек и натяжение их тоже должно быть примерно одинаковым. После окончания снования оставшийся конец нити также привязывается.

Упорядочим нашу основу. Удобно сделать это с помощью длинной тонкой вязальной спицы. Распределим нити последовательно: одну под спицей (эти нити будем называть задними), следующую над спицей (передние нити). Количество задних и передних нитей должно быть одинаковым. В образовавшийся зев между задними и передними нитями надо вставить руку и ребром ладони "прибить" этот ряд к верху и к низу плетения. Можно внизу также вставить спицу, чтобы зафиксировать порядок нитей.
Теперь начинаем собственно плетение. Каждый ряд начинаем плести справа, держа на пальцах левой руки все верхние нити. Если при большой ширине полотна все нити сразу держать неудобно, то можно плести отдельными частями

Первый ряд
Правой рукой поднимаем две задние нити и опускаем одну переднюю нить слева от них. Затем до конца ряда повторяем : поднимается одна задняя нить, слева от нее опускается одна передняя. После подъема последней задней нити у вас в левой руке останется две передних, их обе надо опустить.
Теперь все передние нити у вас лежат на правой руке, причем переплетение нитей есть как сверху, так и снизу от руки. Прибейте этот ряд к верху и к низу работы, зафиксируйте, вставив спицы переходите ко второму ряду

Этот ряд еще проще первого. Перекладываем передние нити на пальцы левой руки и опять справа начинаем поднимать заднюю нить и слева от нее опускать переднюю. После окончания ряда плетение прибивается вверх и вниз.
Второй ряд
Дальше первый и второй ряды чередуются, создавая эластичную сетчатую структуру. Фиксирующие спицы постепенно переставляйте с нижних рядов на верхние. При некотором навыке плетения спицы можно не использовать вовсе.
Полотно симметрично прирастает от краев к центру, оставляя все меньшее пространство для манипуляций. Когда плести станет трудно, работу надо закончить. Чтобы плетение не распустилось, нити в центре зарабатываются крючком, либо, если нужны две отдельные детали, по этим нитям плетение разрезается и нити каждой половины попарно связываются.

Освоенный прием плетения позволяет изготовить головной убор по образцу бронзового века. На фотографии представлена вольная копия той самой сетки для волос, найденной в погребении 1400 г. до н.э. Согласитесь, что, несмотря на почтенный возраст, эта модель смотрится вполне современно.
Конструкция этой шапочки чрезвычайно проста. Надо сплести сетчатое полотно соответствующей ширины и середину заработать крючком. Направление плетения периодически меняется, чтобы полотно не скручивалось. Затем в верхние петли основы продергивается шнурок, которым шапочка стягивается на макушке. Шнурок, продернутый в нижние петли, служит завязками шапки
Здесь приведен только один из приемов техники спрэнг. Если Вам понравилось это занятие, то можно посмотреть, что будет получаться, если поднимать и опускать по две нити, менять направление плетения и т.д.

Спрэнг: плетение в пространстве и времени. Тезисы доклада Исаевой Т. на 5 международной конференции "Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии"
Слово "спрэнг" происходит из старошведского и означает "упругий", "растяжимый". В 1871 г. датчанкой Борим Эсхей было сделано интересное археологическое открытие. В погребении бронзового века (примерно 1400 г. до н.э.) была обнаружена женская сетка для волос, выполненная неизвестным способом. Примерно в это же время были сделаны интересные находки в Коптских могильниках (400-700 гг. до н.э.). Наконец, в 1890 г., венская преподавательница вышивки Луиза Шиннерер
опубликовала результаты своих исследований в небольшой книжке "Антик хандарбайтен", которая содержала описание техники спрэнга, схемы плетения, фотографии оборудования.( Начиная с этого момента, в Европе были пересмотрены и заново атрибутированы музейные коллекции текстиля. В результате работы исследователей из разных стран, спрэнг как живое ремесло был обнаружен более чем в 15 странах мира. Стоит отметить, что самые древние находки были сделаны на трех различных континентах: в Европе - Дания, в Африке - Египет, в Америке - Перу. Исчезнув из обихода, спрэнг оказался "законсервирован" в виде т.н. "офицерского" шарфа в военной форме на длительное время. Русское название спрэнга - плетение на стене. У любого посвященного в восточнославянское текстильное пространство этнографа или ремесленника этот термин может вызвать только одну ассоциацию - пояс. Известны также белорусские женские головные уборы, но они зафиксированы на очень ограниченной территории. Диапазон предметов, дошедших до нас со времен европейского средневековья, несколько шире: это головные уборы, перчатки, шарфы, сумки, кошельки. Если предположить, что существовали другие предметы спрэнг-гардероба, то это должны быть предметы, использующие эластичные свойства спрэнга и его возможность создавать парные вещи: рукава, чулки. Изучение и реконструкция традиционных изделий этноклубом "Параскева" выявили, с одной стороны, старые утраченные, с другой стороны - новые неожиданные возможности древней техники. Эластичные свойства спрэнга, его "гуманное" отношение к формам тела, уникальные возможности моделирования привлекают современного человека, постоянно ощущающего себя частью системы, придуманной не им.(( Вполне понятная потребность индивидуума утвердить свою особость, уникальность, штучность провоцирует человека искать свой стиль или своего стилиста. Перспективы спрэнга в этом направлении можно сравнить с освоением нового материка.

Обучение ткачеству - "ТАРТАН" клуб

Обучение ткачеству - "ТАРТАН" клуб

Обучение ткачеству - "ТАРТАН" клуб запись закреплена

Плетение на стене – sprang. Схемы выработки спренга + обучающее видео.

Архаичный способ создания текстиля - sprang, бытовавший на обширных территориях в древности, в настоящее время мало известен специалистам в области истории текстиля и костюма.
Этнографический текстиль восточнославянского мира, выполненный «на стене» или «на раме», идентичный спрэнгу, оказался практически полностью забыт.
Древнейшие археологические находки спрэнга различного территориального происхождения представляют собой, в основном, полости различных форм и назначений: шапочки и сумки. В этих и других предметах «гардероба» выявляются и наиболее полно используются эластичные свойства спрэнга.
В настоящее время искусством спрэнга владеет очень ограниченный круг людей, однако, эта технология воспроизводится в программах некоторых университетов севера Европы.

Недавно наткнулась на интересную тесьму, не то вязанную, не то плетеную. Выяснилось, что создана она была в технике спрэнга (sprang) или, если по-простому, настенного плетения.

Обычно при плетении на раму натягивают основу, которую плетут либо руками, либо с использованием длинных игл. Размер рамы ограничивает длину получаемого изделия. Можно, конечно, тесьму сшить из нескольких частей, но можно и попробовать плести другим способом. Способом, который больше напоминающим плетение кружев и позволяющим изготавливать любые по длине вещи.

Приём изготовления плетеных предметов в технике спрэнга при помощи гребёнки достаточно простой и доступный каждому. Для работы не требуется особых условий или специальных инструментов, не нужно большого пространства. Начатую работу вполне можно оставить практически в любой момент.

Что нам потребуется:

1) Гребёнка. Важно число зубьев её и расстояние между ними. Число зубьев гребёнки ограничивает число используемых нитей, а расстояние — толщину нити. Оптимальное соотношение частоты гребёнки с тонкостью пряжи — это когда одна нитка точно входит между зубьями гребёнки.
2) Подушка или валик для кружев. Можно использовать маленькую диванную подушку или изготовить специальную из полотна и сена. Подойдет любая не очень мягкая, но и не слишком твёрдая, потому что иначе будет трудно втыкать в неё булавки.
3) Несколько булавок (4-5 штук). Желательны длинные и твёрдые булавки.
4) Пряжа. Расход, конечно, зависит от ширины и длины изделия. Не забудьте также об «усадке» в процессе плетения.
5) Терпение. Как и любое другое плетение, спрэнг не равнодушен к вашему времени и вниманию.

Расчет материалов

Длину нитей определяют так: длину желаемого изделия увеличивают на 50% + добавляют 20-30 см на концы.
Пример: на двухметровый пояс длина нитей будет равна: 2 м + 1 м + 0,3 м = 3,3 м.
На чехол для мобильного телефона уйдет примерно 80 см (сама тесьма 30 см и бахрома для украшения).

Ширина изделия — произвольная. Сколько зубьев у гребёнки, сколько выходит по узору, сколько хочется. Помните только, что плетение в ширину стянется на четверть.

Число нитей — 2 нити на каждую часть узора + 1 «конечная».

Техника плетения


В начале нити закрепляются в ряд, например, привяжем их к шнурку. Шнурок булавками прикрепим к подушке.


Затем в первый (с левой стороны) зуб гребёнки кладётся одна нитка, во все остальные зубья закладываются по две нитки, одна на другой. Из практического опыта могу сказать — гребёнку лучше взять более частую, чем слишком редкую. Рекомендуется также в первый раз плетение испробовать с пряжей двух расцветок.


Непарные ряды плетутся с левой стороны направо, парные — с право налево. При плетении берутся обе нити из одного зуба и перекручиваются полным оборотом (верхняя нитка возвращается наверх), после чего верхняя нитка перекладывается в соседний зубчик — поверх «конечной».

Так как существуют только два способа перекручивать две нити — влево или вправо — спрэнг не блещет разнообразием узоров. В качестве узоров обычно получаются треугольники или ромбы, зато эти элементы могут быть и большими и малыми, комбинированными и перевёрнутыми.

Читайте также: