Как сшить зипун

Обновлено: 25.04.2024

ШКОЛА РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПЛЯСКИ

ШКОЛА РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПЛЯСКИ

ШКОЛА РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПЛЯСКИ запись закреплена

☀

ПОШИВ ЗИПУНА - НАЧАЛО

Друзья, в конце лета у Кости был день рождения, и мы собирали денежку ему на подарок. На ткани и фурнитуру для традиционной мужской верхней одежды. Собрали 4500 р. За что мы вам очень благодарны!
Я очень рада, что у меня наконец дошли руки до этого столь интересного мне дела - пошить любимому мужу зипун. Как мы и обещали, будем делиться с вами самим процессом изготовления, а также всеми сопутствующими познавательными материалами. В этом посте приведены примерные варианты зипуна, который мы стремимся пошить. А дальше будет интереснее.

Зипун — верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.

Славянская Горница|ткани|лён|хб|русские узоры

Славянская Горница|ткани|лён|хб|русские узоры

Славянская Горница|ткани|лён|хб|русские узоры запись закреплена

Распашная верхняя народная одежда. Изготовлялся из домашнего сукна или фабричной ткани чаще коричневого, реже черного или серого цветов. Спинка зипуна цельная, несколько приталена или же отрезная со сборками. В бока вшивались два — три клина, рукава выкройные. Зипун делали без воротника или с небольшим воротником, застегивающимся на одну — две пуговицы (у ворота и на груди). Края рукавов часто обшивали кожей, а иногда (у женских зипунов) плисом. Зипун обычно делали без подкладки. Одевали его, смотря по погоде, во все времена года.

Зипун — это вид славянской верхней одежды, которую носили и мужчины и женщины. Термин известен с XVII в. Тогда зипуном называлась мужская наплечная одежда типа куртки, короткая, облегающая фигуру, с неширокими рукавами. Её надевали поверх рубахи под кафтан.

Вероятно, в боярском костюме этого периода она играла роль современного жилета. В XVIII — начале XX в. зипун как наплечная одежда входил в состав костюма донского казака. Он надевался на рубаху под бешмет. На большей же части территории России в XVIII — начале XX в. зипун бытовал только как верхняя одежда. Он использовался как будничная и праздничная одежда крестьян весной и осенью, а также как одежда, надевавшаяся поверх основной верхней одежды в дорогу или во время ненастья. Праздничные зипуны изготавливались из фабричного сукна — чёрного, синего цветов, будничные — из серого или белого сукна домашней выработки. Как правило, это была двубортная одежда с длинными рукавами, без воротника или с небольшим стоячим воротником, застёгивающаяся справа налево на крючки или кожаные пуговицы и кожаные петли.

Мастерская русской одежды "ДИВА"

Мастерская русской одежды "ДИВА"

Мастерская русской одежды "ДИВА" запись закреплена
Славянская Горница|ткани|лён|хб|русские узоры

Распашная верхняя народная одежда. Изготовлялся из домашнего сукна или фабричной ткани чаще коричневого, реже черного или серого цветов. Спинка зипуна цельная, несколько приталена или же отрезная со сборками. В бока вшивались два — три клина, рукава выкройные. Зипун делали без воротника или с небольшим воротником, застегивающимся на одну — две пуговицы (у ворота и на груди). Края рукавов часто обшивали кожей, а иногда (у женских зипунов) плисом. Зипун обычно делали без подкладки. Одевали его, смотря по погоде, во все времена года.

Зипун — это вид славянской верхней одежды, которую носили и мужчины и женщины. Термин известен с XVII в. Тогда зипуном называлась мужская наплечная одежда типа куртки, короткая, облегающая фигуру, с неширокими рукавами. Её надевали поверх рубахи под кафтан.

Вероятно, в боярском костюме этого периода она играла роль современного жилета. В XVIII — начале XX в. зипун как наплечная одежда входил в состав костюма донского казака. Он надевался на рубаху под бешмет. На большей же части территории России в XVIII — начале XX в. зипун бытовал только как верхняя одежда. Он использовался как будничная и праздничная одежда крестьян весной и осенью, а также как одежда, надевавшаяся поверх основной верхней одежды в дорогу или во время ненастья. Праздничные зипуны изготавливались из фабричного сукна — чёрного, синего цветов, будничные — из серого или белого сукна домашней выработки. Как правило, это была двубортная одежда с длинными рукавами, без воротника или с небольшим стоячим воротником, застёгивающаяся справа налево на крючки или кожаные пуговицы и кожаные петли.

Шьем понёву, фото № 1

Понева - это длинная юбка из 2-3 клиньев, которые носили наши предки. В оригинальном варианте это 2-3 полотна ткани нанизаные на один пояс. Мы рассмотрим городской современный вариант.

Изначально идея сшить понёву родилась из нескольких задач:

  • экономии ткани
  • минимума обрезков
  • простота пошива
  • универсальный размер

Также на схеме отсутствует пояс. При желании его можно выкроить из другой ткани, например из льна. Для зимней юбки это может быть важно, чтобы не увеличивать объем на талии.

Шьем понёву, фото № 2

Обычно я раскраиваю из ткани шириной 150 см

Расчет ткани примерно такой: Длина Изделия (ДИ) + пояс.

Например, нам нужно 95 см. Берем 95 основной ткани + 95 на боковые вставки + 12 см на пояс (если ткань тонкая, ее можно сложить вдоль пополам, как раз минус припуски получится 5 см).

Получается 95 + 12 + 12 + 95декор = 120 основной и 95 декора плюс 10 см на припуски и рельефы. Обычно беру больше, так как ткань перед тем, как шить, замачиваю, чтобы она немного села (это актуально как для шерсти, так и для льна). Для нашего расчета получается (120 + 95 + 10) + 10%= 242см. Если делать широкий пояс, то нужна еще тонкая ткань на подкладку, можно использовать лен с мелким рисунком, полоску, цветочек, кому что нравится.

Нам понядобятся 2 вида ткани:

Шьем понёву, фото № 3

Шьем понёву, фото № 4

Сначала определим ширину основной ткани (в нашем случае это клетка) и найдем середину.

Шьем понёву, фото № 5

Ставим меточку на серединке. Отсюда мы рисуем первую деталь, а точнее ее верхнюю часть.
Нам надо отложить 36 см, по 18 см в обе стороны.

Шьем понёву, фото № 6

Шьем понёву, фото № 7

Шьем понёву, фото № 8

Далее измеряем сколько ткани осталось справа и слева — это будет ширина нижней части.

Шьем понёву, фото № 9

Получилось 56см.
Теперь находим середину с другой стороны ткани (те же 75 см) и откладываем по 28 см в обе стороны.

Центральное полотнище готово.

Далее отмеряем по 36см вправо и влево от уже нарисованых 56 см.

После этого надо соединить метки вертикальными линиями. Получаем 1 трапецию в одну сторону и 2 трапеции навстречу и 2 небольших обрезка по бокам. 3 полотнища готово.

Шьем понёву, фото № 10

Теперь раскраиваем боковые вставки. Это может быть и та же самая ткань или другая подходящая по цвету. В моём примере я взяла бежевую некрашеную овечью шерсть. Боковые клинья представляют собой равнобедренные треугольники. Низ треугольника почти всегда 44 см. Верх каждый раз необходимо расчитывать в зависимости от объема талии и бёдер.

Измеряем обхват талии (ОТ). Например, 86 см. У нас есть 36*2 = 72см необходимо еще
Правка 03.12.2014
86 - 72 = 14см. Делим 14см на два клина — получаем 7 + припуски 10см.

Клинья делаем навстречу друг другу, так экономнее ткань расходуется. Из остатка можно сделать еще пару клиньев на вторую юбку.

Итак, отмеряем 22 см от края ткани (середина клина).

Шьем понёву, фото № 11

Откладываем по 5 см в обе стороны (10 см верха клина).

Шьем понёву, фото № 12

Получаем вот такой треугольничек.

Шьем понёву, фото № 13

Далее важный момент. Если разница в объемах талии и бёдер меньше 10 см, всё в порядке, вырезаем наши детали и собираем юбку. Если Разница ОБ и ОТ больше 10 см, то в бёдрах эта юбочка не будет сходиться.

Шьем понёву, фото № 14

Для того чтобы проверить, необходимо измерить половину полного обхвата, одно полотнище+один клин. ОБ почти у всех типов фигур находится на высоте 15-16 см ниже талии (для себя вы можете измерить самостоятельно). Получаем 54см. Т.е. в бедрах наша юбочка будет 108 см , что на 10 см меньше необходимого.

Шьем понёву, фото № 15

Основное полотнище дает на 37 см в бедрах (74 полный обхват), 118 - 74 = 44см.
44 делим пополам, получаем 22см. 22см — ширина бокового клина на 15 см ниже талии.

Шьем понёву, фото № 16

Находим середину клина по бедру.

Шьем понёву, фото № 17

Откладываем в обе стороны 11 см.

Рисуем новую трапецию.

Шьем понёву, фото № 18

Верх дорисовываем плавными линиями.

Шьем понёву, фото № 19

Чтобы не строить второй клин, просто обводим первый.

Шьем понёву, фото № 20

Пояс отрезаем от оставшейся основной ткани — примерно 25 см должно было остаться — делаем 2 полосы по 12.5 см и длиной 150см. Сшиваем в длинную трехметровую полосу.

Шьем понёву, фото № 21

Юбку осталось только собрать.

Правка от 03.12.2014
Небольшое дополнение. Для того, чтобы юбка лучше села на талии, можно сделать вырез улыбочкой глубиной 1.5-2 см. Аналогичная форма должна появиться на подоле. У нажней части трапеций и клиньев срезаются углы под небольшим углом, Это можно сделать уже после сборки (см. п.3 - подравнять низ от талии).

Советы по сборке:

1. Сначала собрать все полотнища в один кусок ткани.
2. Если нет оверлока, лучше все швы чуток подрезать, чтобы лохматы не было.
3. Подравнять низ. Я отмеряю от талии нужную длину по всей юбке
4. Швы обработать, отгладить и отстрочить.
5. Если ткань очень толстая, можно купить метров 5-6 окантовочной ленты. Подгибку делать одну, а чтобы край не сыпался подшить лентой.
6. Пояс пришиваю от середины юбки, тогда он получится симметрично, но если нужно, чтобы юбка завязывалась на боку, можно сместить в одну или другую сторону.
7. Если обхват талии больше 100 см, пояс лучше сделать подлиннее. Берем ОТ, умножаем на 2, получаем длину пояса без завязок, прибавляем по 50 см на завязки, получаем длину пояса.
8. Я не вижу смысла в отстрочке пояса. Если у вас недостаточно опыта, то вряд ли у вас получится красивая и прямая строчка, тем более с двух сторон. Проще его как следует отутюжить.

Тадам! Юбка готова.

P.S.
Значит так. по итогам первого блина комом я решила писать просто описания того, как сшить ту или иную вещь, не претендуя на звание статьи "Мастер-класс". В этом формате проще отредактировать статью и внести необходимые изменения. Кроме того, такую статью всегда можно удалить, если она утратила актуальность или интерес аудитории.

ЗИПУН.

К началу XVIII в. сложился традиционный тип одежды, обязательной принадлежностью которого был зипун. «С зипуном носили рубахи, бешметы (кафтаны), шаровары, сапоги, шапки».


Зипун и его выкройка.

Зипун — это вид распашной одежды (часто из верблюжьей шерсти) полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными по рукавам и вороту контрастными шнурами из кожи. Как правило, это была двубортная одежда с длинными рукавами, застегивающаяся справа налево на крючки или кожаные пуговицы и кожаные петли. Часто надевался на рубаху под бешмет.


Зипун

Зипун подвязывался кушаком, таким образом, что концы, завязанные спереди, заправлялись за кушак справа и слева.

Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались «походами за зипунами». Первоначальный смысл «ходить за зипунами» не имел вульгарного значения, грабить всякого, кто попадется; это означало вылавливание в степи богатых иноплеменников, одетых в дорогие одежды для того, чтобы получить за них выкуп или обменять на собратьев, попавших в плен.


Еще один вариант зипуна.

Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края.

Носили казаки и зипуны своей работы, они были опушены «голубой каймой с шелковыми нашивками».

Читайте также: