Шапка мономаха сшить своими руками

Обновлено: 23.04.2024

Делала корону(ну ,если точнее шпку Мономаха) на День Рождения. Изначально была идея сделать просто упаковку для подарка,но в итоге получился полноценный головной убор
Расскажу процесс изготовления ,может быть кому-нибудь пригодится)
Необходимые материалы и инструменты:
- 2 Шарика
-Газета(много газет или бумаги)
- Клей ПВА, клей Момент
-Золотая краска(можно купить в баночке и красить кистью ,у меня была золотая эмаль KUDO)
-Нитки или рисовая лапша
-Карандаш
-Кусок меха(у меня был от старой куртки)
Дополнительные материалы:
-Шпаклевка по дереву
-Пластелин
-Камушки (у меня были из Фикс Прайса,в Икее есть такие же),бусинки,тесьма для украшения
Процесс изготовления:
1. Измеряем объем головы и надуваем шарик 1 по этим данным.Шарик №2(верхний свод) надуваем небольшого размера на глаз(можете открыть в интернете шапку и посмотреть как это должно выглядеть)
2.Обклеиваем наши шары газетой с клеем- делаем заготовки из папье-маше (обклеиваем не весь шарик ,но больше половины).Оставляем и даем холошо просохнуть.Зашкуриваем.

3.Берем шпаклевку и наносим ее на поверхность.Каждый слой хорошо просушиваем и шкурим . В итоге должна получится довольно гладкая поверхность.Секрет:чтобы шпаклевка не мазалась сбрызните заготовки лаком для волос.

4.Аккуратно спускаем воздух у шариков,извлекаем из из затовки,обрезаем заготовки(чуть ниже середины)

5.Орнамент.Расчерчиваем большую заготовку(можно протянуть нити).Я делила на 6 частей,на каждой от руки рисовала орнамент.Когда все расчерчено можно приклеить макушку из шарика №2.Его тоже можно сделать с орнаментом.Выкладываем орнамент ниткой или лапшой(только не нашими макаронами-я пробовала-ерунда выходит),смоченными в клее пва,на поверхность шапки его тоже можно нанести.
6.Приклеиваем все,что должно быть окрашено:тесьму,бусинки , делаем крест(у меня это палочки из-под суши) и покрываем золотом.
7.Золото подчеркивает все не ровности,поэтому если после высыхания вы заметили дырочки,можно замазать их пластилином и покрыть еще раз.После высыхания приклеиваем цветные камушки и другой декор.Мех я прибивала канцелярским степлером,ножками наружу,чтобы не кололи голову.
Вот и все,делается не сложно,но довольно долго)

Лидия Выгузова

👍
👍
👍
👍
👍
👍
👍
👍
👍
👍
👍

Юлия Бородина

👍
👍
👍

Женя Шишкина


Женя Шишкина

Татьяна Гузанова


Татьяна Гузанова

Ирина Гладкова

Сверкающая золотом, богато украшенная драгоценными камнями, жемчугом и соболями.
Появление этого древнего царского венца окружено многими легендами, несущими на себе отпечаток всех тех исторических событий, которыми была наполнена история Древней Руси.

Им венчали на престол всех русских правителей вплоть до конца XVII века, до времени, когда Петр I, среди прочих проведенных реформ, изменил и церемонию возведения на престол.
После его провозглашения России империей в 1721 году обряд коронации начал проходить с измененной формой государственных регалий. Шапкой теперь не венчали голову императора — ее несли впереди процессии.

А уже в 1724 году первая русская императрица Екатерина была коронована не венцом Мономаха, а первой русской короной, созданной из позолоченного серебра.

Но это все потом. А пока.

В XVI веке в результате укрепления власти правящего монарха — великого князя, а с 1547 года царя — Московское княжество превратилось в династическое государство.
Его главными задачами было сохранение и расширение вотчины государя, а также обеспечение наследственной передачи власти.

На Руси долгое время не было чёткого порядка наследования престола.
Длительное отсутствие сына в семье и ранняя смерть отца при малолетнем ребёнке, как в случае с отцом Ивана Грозного Василием III, хрупкое здоровье наследника и высокая детская смертность вызывали тревогу за судьбу династии.

Поэтому московские государи обычно использовали целый комплекс мер, чтобы гарантировать передачу власти наследнику.
Среди них — составление завещаний, пышная церемония венчания на престол, создание мифических историй о древнем происхождении династии и активное использование регалий в придворных ритуалах.

Со временем именно Шапка Мономаха стала самой важной регалией.
Этой шапкой венчались русские цари во время официальной церемонии восшествия на престол.

Её высокий престиж объяснялся легендой о происхождении головного убора: киевский князь Владимир Мономах (1113-1125) якобы получил его в подарок от своего деда по матери, византийского императора Константина IX Мономаха после организованного Владимиром похода на Византию.

Тем самым шапка Мономаха стала символом преемственности власти московских царей от византийских императоров и киевских князей.

До этого, утверждает другая легенда, золотой убор был найден экспедицией, организованной византийскими императорами в древний Вавилон.
Она находилась в сокровищах царя Навуходоносора.

Историки давно установили, что эта легенда полностью фантастична.
Достаточно сказать, что Константин Мономах умер в 1055 году, когда Владимиру было всего два года, и тот, конечно, не мог организовать никакого похода при жизни императора.

Степень родства Константина и Владимира также неясна, так как византийские источники ничего не сообщают о дочерях императора

Ирина Гладкова

Но откуда шапка появилась на самом деле?
Здесь учёные расходятся во мнениях.

Обычно считается, что головной убор находился в казне московских князей ещё со времён Ивана Даниловича Калиты (1325-1340), но назывался он тогда не «Шапкой Мономаха», а просто «золотой шапкой».

Основываясь на стилистике и технике украшения шапки, специалисты обычно считают, что она была изготовлена восточными мастерами.
Многие учёные связывают происхождение шапки с ханом Узбеком (1313-1341).

Согласно Г. Ф. Валеевой-Сулеймановой, Иван Калита получил шапку после смерти своего родного брата Юрия Даниловича, который был женат на сестре Узбека Кончаке.

По мнению Г. Д. Филимонова, шапка была прислана Ивану Даниловичу Узбеком, а тот в свою очередь получил её от своего родственника, египетского султана в 1317 году (сама шапка была сделана в Каире в XIV веке).

И. А. Бобровницкая также считает, что шапка поступила от Узбека, но отвергает идею о её происхождении из Египта.

В то же время Н. В. Жилина полагает, что Иван Калита мог приобрести шапку в генуэзской колонии Кафе в Крыму.

Это, как бы точка отсчета.

Дальнейшая история головного убора обычно изображается весьма просто.
С момента появления в казне московских князей шапка всегда передавалась по наследству.

При этом она занимала отнюдь не самое важное место среди великокняжеских регалий, но всегда доставалась старшему сыну.

Со времён первой церемонии венчания на престол, состоявшейся в 1498 году, регалия стала использоваться в ритуале венчания московских государей, получив при этом название Шапки Мономаха.

В этой схеме есть серьёзные изъяны.
Списки предметов, передаваемых по наследству в московской княжеской семье, хорошо известны из завещаний («духовных грамот») великих князей.
Эти документы показывают, что традиция наследования золотой шапки могла прерываться, по крайней мере, дважды.

Первый случай относится к наследникам Ивана Калиты, которые, вероятно, стали жертвами эпидемии чумы, свирепствовавшей в середине XTV века.
Перед своей смертью Иван Данилович составил завещание, в котором впервые упоминается золотая шапка, передаваемая его сыну Симеону Гордому.

Однако в завещании Симеона, умершего в 1353 году, имеется только глухое упоминание о золотых изделиях, но о золотой шапке уже ничего не говорится: Симеон лишь указал, что золото, которым благословил его отец, он передавал своей жене Марии.

Таким образом, неизвестно, была ли среди золотой казны, унаследованной Марией, золотая шапка Ивана Калиты, и если была, что стало с этой шапкой после того, как в 1353-м престол перешёл к брату Симеона Ивану II Красному.

В. А. Кучкин справедливо указывает, что Иван Красный, по всей видимости, не получил золотую шапку Калиты.

В то же время в завещаниях Ивана Красного, составленных, по мнению историка, в 1359 году, снова упоминается какая-то золотая шапка.
По всей видимости, ему пришлось заказывать новый парадный головной убор, чтобы продолжить традицию своего отца Ивана Калиты

Второй раз история золотой шапки прервалась во время династического кризиса в конце правления Ивана III (1462-1505).
У него были наследники от двух жён.
Сначала официальным наследником был сын Ивана III от первой жены Иван Молодой.
Сам наследник женился на молдавской княжне Елене, которая родила ему мальчика Дмитрия.
Однако Иван Молодой умер ещё до восшествия на престол в 1490 году.
От второй жены, византийской принцессы Софьи Палеолог, у Ивана III был сын Василий.

Ирина Гладкова

Первым из московских князей Иван III столкнулся со сложной дилеммой.
Он мог передать престол по линии первой жены, потомки которой изначально должны были наследовать власть, но тогда наследником стал бы не сын, а внук.

Иван III также мог сделать наследником сына, как это обычно и происходило в великокняжеской семье, но в этом случае престол перешёл бы к потомкам от второй жены.

За каждым кандидатом на престол стояли их матери, которые были влиятельными фигурами при дворе, а также другие родственники и покровители.

Это был трудный выбор, и Иван III колебался.
Сначала он решил сделать наследником Дмитрия-внука.
Передача престола напрямую от деда внуку была необычным актом в истории московского княжеского дома.

Чтобы придать своему решению дополнительный вес, Иван III организовал публичную церемонию возведения Дмитрия на престол в Успенском соборе Московского Кремля в 1498 году.
При венчании Дмитрия на великое княжения использовался некий головной убор, который в самых ранних описаниях церемонии называется просто «шапкой».
Очевидно, Дмитрий получил золотую шапку Ивана Красного, которая обычно передавалась наследнику московского престола.

Однако вскоре Иван III переменил своё мнение и сделал наследником Василия — будущего Василия III, сына от Софьи Палеолог.
В отличие от Дмитрия, Василий III так и остался невенчанным правителем.

Сигизмунд Герберштейн прямо сообщает, что при жизни Дмитрия Василий III «выдавал себя только за правителя, по смерти же его завладел княжеской властью, не будучи, однако, венчанным».

Поэтому Василий III не получил парадный головной убор московских князей.
Духовная грамота Ивана III перечисляет самые ценные реликвии династии, доставшиеся Василию III (кресты и одна икона), но никакая шапка среди них не называется.

По справедливому мнению А. Л. Хорошкевич, после венчания 1498 года шапка в числе других регалий принадлежала Дмитрию-внуку и потому не упоминается среди регалий, завещанных Василию III.

Из-за отсутствия венчания положение Василия III на престоле могло выглядеть нелегитимным в глазах сторонников Дмитрия-внука.
Кроме того, папский двор оказывал давление на московского великого князя, стараясь убедить его принять корону из рук папы.
В семье Василия III также долго не появлялось наследника.

С учётом всех указанных обстоятельств Василий III (или его советники) предпринял целый ряд шагов, направленных на укрепление своего положения на престоле.
Именно в правление Василия III (1505-1533) в литературных произведениях появляется идея о преемственности его власти от Византии и Киева.

В «Послании о Мономаховом венце» Василий упоминается вместе с владимирскими князьями, которые якобы издавна венчались Шапкой Мономаха, подаренной византийским императором киевского князю.

Чтобы поддержать миф о непрерывном венчании московских князей шапкой Мономаха, была подготовлена новая версия рассказа о венчании Дмитрия-внука, в которой полученный им головной убор уже назывался «Шапкой Мономаха».

Новая династическая мифология требовала материального подтверждения, которое можно было бы показывать иностранным дипломатам.
Такое «доказательство» наследственной власти Василия было предъявлено Герберштейну во время одного из его визитов в Москву (1517 и 1526 годы).

Дипломат оставил самое раннее описание Шапки Мономаха, хотя без указания, видел ли он её во время первого или второго визита: «Шляпа на их языке называется schapka; её носил Владимир Мономах и оставил её, украшенную драгоценными камнями и нарядно убранную золотыми бляшками, которые колыхались, извиваясь змейками, будучи подвешены на золотых проволочках».

МК Шапка Мономаха (фото 1)

Очень красивая работа! За МК отдельное,заберу в избранное!

Абалдеть. Какая красота. Возьму на заметку

Ничего себеШЕДЕВР. Круто и классно.


Помощник сайта

Здравствуйте! Очень красиво получилось! Но, чтобы категория мастер-класс, стояла правильно, доработайте, пожалуйста Вашу запись. Порядок оформления: первая фотография — готовая работа, которую предлагается выполнить, второе фото — материалы и инструменты, необходимые для работы (или их подробное описание), далее этапы МК с первого до последнего. Завершающее фото (результат работы) может повторять самое первое. Фотографии должны сопровождаться понятными и грамотными комментариями процесса.

Замечательная работа - в таком исполнении я ещё не видела!

Спасибо за понятный МК!

Спасибо всем!Думаю кому-нибудь пригодится!

Шикарная Шапочка получилась!Спасибо за мк

шапка получилась красивая! вот только, поставьте в технике мк, так Вашу работу увидит большее количество мастеров нашей замечательной страны.

Обалденно,красивенно.шикарно!Спасибончик за мк. 1111

Хороша, но я бы для полного конфетного удобольствия сделала бы, как в архангельском тортике внутреннее содержание. А в целом, идея отличная!

Идея - супер! забираю в копилочку!

очень классно но вы немогли бы сделать видео-урок или подробный мастер класс оссобенно нужно узнать как сделать

основу сделать очень просто,сначала вырезаются одинаковые круги,приклеиваются друг к другу,а потом обрезаем и придаем форму.

Приветствую всех жителей СМ! Продолжаю готовится к Пасхе и вот моё новое яичко.

Приветствую всех жителей СМ! Продолжаю готовится к Пасхе и вот моё новое яичко. (фото 1)

на другом фоне (фото 2)

без вспышки (фото 3)

вид сверху и фон поменяла

вид сверху и фон поменяла (фото 4)

Немного расскажу как я его делала. Пользовалась схемой приведённой ниже. Сплела поясок по схеме А, надела на заготовку и оплела её. Потом поясок оплетала по схеме Б ( это "мех" из бисера), далее сделала крест( использовала проволоку). А потом украсила яичко-шапку бусинами и стразами.

Немного расскажу как я его делала. Пользовалась схемой приведённой ниже. Сплела поясок по схеме А, надела на заготовку и оплела её. Потом поясок оплетала по схеме Б ( это

Спасибо всем кто заглянул в гости. Удачного всем дня.

Красотень!Шапка прям настоящая, Мономашная. Спасибо за схемку, тоже такое хочу сделать теперь!

Спасибо за первый отзыв! Очень приятно. Схемкой конечно пользуйтесь)

Спасибо большое. Так приятно, хочется ещё чего нибудь смастерить)

ВАУ . Корона-яйцо превосходно!

СКАЗОЧНО просто! Супер красота!

Женечка, спасибо вам огромное.

Очень красиво и видно титанический труд!

Спасибо большое! Да, труд это точно, но как говорится "глаза боятся , а руки делают". Я сама не ожидала что получится, три дня ушло на такую "шапочку".

Ольга, спасибо за отзыв, но мне до Вас еще оочень далеко, ведь у Вас шедевр(яйцо оплетенное бисером в виде шпки мономаха))Просто супер, красота неописуемая, здорово, Вы молодец.

Спасибо огромное!Ну что вы, какой я мастер, я только учусь, стаж в бисероплетении 2 месяца.

Ольга и не скажешь что стаж 2 месяца, ну значить Вы талантлтвый человек)))

затянул меня в свои сети бисер, как увижу что нибудь интересное обязательно хочется сделать) а про талантливого человека это уж слишком высокая оценка, но ооочень приятно)

Читайте также: