Хантыйские узоры из бисера схемы

Обновлено: 05.05.2024

Одежда народа Ханты богата орнаментальными узорами. Украшают шубы, суконную одежду, обувь - пимы (бурки). Это зимние сапоги из оленьих шкур, которые снимают с ног оленя. Работа долгая и кропотливая, но такие сапоги очень теплые, легкие, прочные и удобные (их шьют не обычными нитками, а волокном высушенных растолченных оленьих сухожилий).

Хантыйские орнаменты красивы –
В них все приметы родины моей.
Ты больше не найдешь по всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Узоры на одежде и посуде
Красны, как солнце, и белы, как снег, -
На них сызмальства глядя, наши люди
С прекрасным не расстанутся навек.
Они явились в жизнь совсем не просто
Из-под иглы, и кисти, и резца:
Ведь мастера по дереву и кости
В них вкладывали души и сердца. (М. Шульгин)

В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» и «изображение». Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след сакрален. «След» задает бордюрную организацию орнамента. Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У хантов, живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков: чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки», «коготки», «ступня». В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова», множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души.

Хантыйский орнамент.
Выводок утят

Хантыйский орнамент. Малая рябь воды

Хантыйский орнамент. Крыло гуся

Хантыйский орнамент. Заячьи уши

Хантыйский орнамент. След бел

Хантыйский орнамент. Изображение медведя

Хантыйский орнамент. Выдра

Хантыйский орнамент. Человек на лошади

Хантыйский орнамент. Кедровая шишка

Хантыйский орнамент. Лягушка

Хантыйский орнамент. Жук

Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»; птицы: васыолын «выводок утят», питы лук «глухарь», холхтыхл «гнездо черного ворона»; растения: ай суматнув «березовая ветка»; явления природы: серхайнюх «цветущий куст», вот хумпи «накаты волн»; и сам человек: хэшоп «туловище человека». Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя.

Узор всегда имеет прикладную сторону, жестко связан с функцией предмета, на который наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл письма, отражать реальные ритмы жизни, нести символические значения, закрепленные традицией. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию), магическую и эстетическую.

Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре народов ханты чрезвычайно устойчив и “умирает” вместе с вещами. В ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру.
Интересен геометрический орнамент и его символике в декоративно-прикладном искусстве нижнеобских народов ханты. Одним из наиболее характерных, является орнамент из кусочков светлого и темного оленьего меха.

Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре народов ханты чрезвычайно устойчив и “умирает” вместе с вещами. В ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру.
Интересен геометрический орнамент и его символике в декоративно-прикладном искусстве нижнеобских народов ханты. Одним из наиболее характерных, является орнамент из кусочков светлого и темного оленьего меха.

Мотивы его отличаются прямолинейными или ступенчатыми очертаниями и имеют довольно крупные размеры. На меховой одежде узоры составлены из широких полос, изогнутых под прямым или тупым углом. Примерно такими же орнаментами украшают и весенне-осеннюю одежду нуйсах. В быту женщины мало применяют священный орнамент. Его мотивы связаны с животным или растительным миром, а также с частями тела человека.

Многообразные орнаментированные изделия были почти исключительно делом женских рук. Шили покупными металлическими иглами, но прежде пользовались самодельными из косточек ног оленя или белки, рыбьей кости. При шитье надевали на указательный палец наперсток без донышка - самодельный костяной или покупной металлический. Иглы хранили в специальных игольниках из оленьих шкур либо из сукна, хлопчатобумажных тканей. Их делали разной формы, украшали аппликацией, бисером, вышивкой, снабжали приспособлением для хранения наперстка. В сказках игольницам приписывалась волшебная сила: на них летали или переплывали моря. Наш поиск корней этого, казалось бы, малозаметного предмета привел к войлочным коврам южных народов, у которых бытовала идея ковра-самолета. Рукоделие женщина хранила в узорной берестяной коробке йиныль либо в сумке тутчан, сшитой из шкур и сукна, украшенной аппликациями и подвесками. Подвесок бывало так много, что они почти скрывали орнамент. Тутчан - очень дорогой для женщин предмет, он переходил от матери к дочери, либо мать шила ей новый к свадьбе.

«У нас, женщин, сто узлов, тысяча узлов: один узел завяжешь, другой развяжешь».

Замечательное искусство вышивания по холсту цветными нитками - шерстяными, бумажными, шелковыми и гарусом - ныне, к сожалению, утрачено. Последние образцы в начале XX в. были собраны для музеев, некоторые из них попали в Венгрию. Этот вид декоративно-прикладного искусства был развит только в южных районах - на Конде, Иртыше, Демьянке, Салыме. Были известны четыре технических приема, и каждый имел особое название: косой стежок - керемханч, односторонняя гладь внутри оконтуренной фигуры - ханты ханч (хантыйский узор), крестиком - севемханч, квадратная вышивка - рутьханч (русский узор). Женщины не жалели времени, собственных рук и глаз, заполняя узорами почти сплошь рубаху или платье. Работа могла длиться до двух лет. Вышивали также косынки и платки, мужские штаны, рукавицы. Орнаментированные чулки и рукавицы вязали также на спицах. Шерсть была покупной, но красили ее ханты сами. В сказках можно встретить и такое описание: «Рукавицы на солнце поблескивают, верх у них вязан из чистого серебра».

Мозаичные узоры наносили не только по ровдуге и меху, но и по цветному покупному сукну. При работе с тканями, особенно бумажными, применяли еще один способ художественной обработки - аппликацию, т. е. пришивание накладной узорной полосы на какую-то часть изделия. Покупные ткани использовали при шитье мужских рубах, женских платьев и халатов-сахов, подушек, покрывал для оленей - ездовых и жертвенных, сумок, рукавиц и др.

Если ровдуга и мех направляют фантазию мастериц на поиск новых линий и фигур, то ткани дают еще одну возможность - выразить более полно цветовосприятие мира. В первом случае узор состоит только из темной и светлой частей, т. е. он диахромен. В тканях узор может быть не только черно-белым, а, например, черно-желтым, что уже является расширением цветового спектра. Ткани дают возможность сочетать несколько цветов, делать узор полихромным. Интересно, что некоторыми цветовыми сочетаниями достигается еще больший эффект контрастности, чем в черно-белом варианте.

Например, на сине-красное изображение одного из божеств - небесного всадника Урта - даже трудно смотреть, оно слепит глаза. И мастерицы знали, что делали, - ведь, по их представлениям, на солнце смотреть можно, а на Урта нельзя.

В одной хантыйской песне поется: Дом Урта висит на цепях между небом и землей и качается от ветра по линии юг - север. Урт скачет на пестром коне и видит, кто в чем нуждается. Помогает он только тем, кто его вспоминает время от времени и делает подарки. Но Урт не поможет тому, кто вспоминает о нем только тогда, когда уже попал в беду. Так заканчивалась длинная песнь.

По наблюдениям последних лет, чем дальше на север, тем больше игры красок в хантыйских изделиях из сукна. Пытаешься осмыслить, почему возникают те или иные цветовые сочетания, и какое-то объяснение находишь в природе. Поразишься фиолетово-голубому спектру в женской одежде, а потом видишь его в кустике осенней голубики с фиолетовыми листочками.

Сумка. Ур хир. Олений мех, кожа. (Е.К, Ребась, Шурышкарский район, с/с Восяхово, с-Усть-Войкарык)

Меховая мозаика на женской шубе. Суматнув «березовая ветка». Нёшас «соболь» (М.С. Нензелова, Шурышкарский район, с, Восяхово)

Меховая мозаика на женской шубе. Лук ханши «глухарь». Хоронгат ханши «рога оленя» (Н.Г. Лонгортова, Шурышкарский район, Горковский с/с, стоянка Ай хишпаи)

Аппликация на женской демисезонной одежде. Ай лов унгал ханши «рот маленькой лошади». Ху шуп «полмужика»

Меховая мозаика на детской шубе. Охпушах ханши «голова». Ай лов нял ханши «рот маленькой лошади» (Е.К. Ребась, Шурышкарский район, с/с Восяхово, с. Усть-Войкары)

Аппликация на женской демисезонной одежде. Лов нял ханши «лошадиный нос». (Е.К. Ребась, Шурышкарский район, с/с Восяхово, с. Усть-Войкары)

Орнаментальные системы народа Ханты выработаны и отшлифованы в процессе длительной творческой практики. Поэтому изделия из меха с мозаичным декором, как правило, характеризуются высоким уровнем художественного оформления и ярко выраженным своеобразием

Полихромность шла на смену диахромности благодаря еще одному привозному материалу - разноцветному бисеру. Ханты знали две техники изготовления бисерных украшений: ажурную сетку и нашивание бисера на ткань либо кожу. Так украшали женские халаты, платья, воротники, пояса, обувь и подвязки к ней, рукавицы, головные уборы, сумочки и кисеты. Из бисера создавали нагрудные украшения. В конце XIX в. бисер как будто стал выходить из моды, а сейчас снова переживает расцвет. Больше всего ханты ценили непрозрачный фарфоровый бисер. Сейчас он редок. При нехватке покупного бисера ему находят заменитель: разрезают на мелкие кусочки проволочную изоляцию. Некоторые предметы постепенно перестали украшать, зато появляются бисерные кошельки, браслеты. На одежде полосы нанизанного бисера вытесняют старинные оловянные отливки, которые когда-то изготавливали сами женщины.

Ханты украшали орнаментом не только одежду, но и предмета быта. Особенно любовно украшались колыбели, недаром в хантыйской сказке говорится: «Мать сшила ему колыбель из бересты, украшенную ногастыми зверями, сшила ему колыбель, украшенную крылатыми зверями». Главной фигурой здесь была глухарка, охраняющая душу ребенка, пока он спит. Наносили и другие изображения - соболя, рога оленя, медведя, крест.

Создавая те или иные элементы орнамента, отдельные мотивы, восходящие к глубокой древности - к культу воды, огня, различным явлениям природы, человек Севера обожествлял многие предметы, поклонялся им, чувствовал себя частицей этого большого мира.

Неповторимость каждой культуры запечатлена в традиционном искусстве языком художественных образов и символов орнамента. В неразрывном единстве народного искусства с его миропониманием сокрыта непреходящая значимость каждого, даже самого малого народа, а этническое своеобразие оберегает общечеловеческие, культурные ценности от одноцветной прямолинейности.

В настоящее время утрачиваются не только самобытные языки народов Ямала, но и декоративно-прикладное искусство, например изготовление предметов быта из бересты и выполнение на них орнаментов. Данное пособие направлено на то, чтобы знакомить детей, преподавателей с северными орнаментами, с историей возникновения бисера и бисероплетения на Севере, составлению схем плетения, учить детей методике плетения северных орнаментов из бисера, а также возбуждению интереса у детей и преподавателей к истории, культуре и декоративно-прикладному искусству народов Ямала.

II. Северные орнаменты.

1. Справка о возникновении северных орнаментов.

Северными орнаментами называю орнаменты народов Ямала, обобщенное название, такие орнаменты выполняют на территории Тюменской области: в Ханты-мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Северный орнамент – орнамент геометрический, выполненный из треугольников, ромбов и четырехугольников. Наличием общих черт в орнаменте народов Ямала является общность территории, тесность экономических связей. С появлением современной одежды, посуды народы Ямала используют покупные изделия, утрачивается самобытность народов, индивидуальность, оригинальность изделий декоративно-прикладного искусства. Это связано с утратой традиционных промыслов, в связи газо- и нефтедобычей утрачивается и традиционное народное искусство. Это особенно видно на примере нашего Красноселькупского района, в связи с упадком совхоза «Полярный», не стало материалов.

А ведь, сколько разновидностей орнаментов. Узоры, композию, цвета для орнаментов каждый народ брал в мире природы. Названия орнаментам давали по сходству с предметами. Каждый орнамент имел свое название, например:

  • «локоть песца»;
  • «боковое приспособление для костра»;
  • «лошадиный нос»;
  • «утиные крылья»;
  • «след медведя» и т.д.

Более позднее появился крестообразный орнамент. Связано это с христианизацией (17-18 вв.) Существует множество вариантов, орнамент подвергался переработке.

2. Использование северных орнаментов.

Северные орнаменты использовали:

  1. В выскабливании по бересте. Из бересты изготавливали коробки, туески, в которых хранили продукты, собирали ягоды, делали люльки, табакерки, ножны для ножей. Орнаменты выскабливали прямо по бересте. В настоящее время, данное искусство народов Ямала утрачено.
  2. В резьбе по дереву и кости. Из дерева изготавливали посуду, чашки, табакерки, которые украшались орнаментом. Использовали чаще всего березу, лиственницу, осину, кедр. В резьбе по кости использовали рог оленя, лося, коровы, кость мамонта. Орнамент был такой же, как по дереву. Искусство резьбы по дереву и кости возрождается у нас в районе в Доме ремесел, где в основном трудятся представители коренных народов Ямала: ханты, ненцы, селькупы.
  3. В меховой мозаике: в меховых женских шубах, обуви, сумках для хранения одежды и швейных принадлежностей. Для орнаментирования меховых изделий, применялся мех двух цветов – темного и светлого. Чаще всего использовался камус оленя или лося. Орнаменты, выполненные по меху очень разнообразны. Женская ягушка содержала до шести и более орнаментов. Позднее появились бурки, на которых выполняли орнамент из меховой мозаики или шитья и плетения бисером.
  4. В аппликации из сукна и меха. Орнаментировали женские платья, халаты, мужские рубашки. Для изготовления узора брали полоску ткани, сметывали ее к изделию. Затем один край через определенные промежутки надрезали. Далее края полученных отрезков подгибали и пришивали швом через край.
  5. В вышивке. В плетении бисером. В вязании. Вышивку наносили на кокетку, воротник, планку и подол платья. Разновидностью вышивки являлось шитье бисером по ткани. Известны два способа плетения из бисера: ажурная сетка и нашивание бисера на ткань. В настоящее время из бисера плетут небольшие салфетки, кошельки, подвески, ободки, пояса. Из овечьей шерсти вязали чулки, гольфы, носки, варежки, используя северные орнаменты.

3. Технология выполнения северного орнамента.

Орнамент выполняется на развернутом листке в клетку:

  1. по образцу подсчитывается, сколько клеток ширина орнамента (8 клеток);
  2. по ширине проводятся две прямые линии на всю длину орнамента;
  3. переносится орнамент по схеме, все линии проводятся по диагонали, от угла до угла одной клетки, рассчитывается, сколько клеток занимает линия;
  4. выбирается три цвета, например, черный, оранжевый, голубой;
  5. контур орнамента обводится, например оранжевым цветом;
  6. орнамент закрашивается в черный цвет,
  7. фон – голубой.

III. Бисероплетение.

1. Основные сведения о бисере материале.

Почти шесть тысяч лет назад возникло стеклоделие, и появились стеклянные бусы. Со временем бусы становились мельче. Самым древним был способ вытягивания. Из Древнего Египта производство бисера распространилось в Римскую империю, где был изобретен способ выдувания. В начале нашей эры стеклоделие переносится на Восток – в Византию. Расцвета стеклоделия достигает Венеция, которая считалась центром бисерного производства в 15-17 веках.

На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии, привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом. С развитием бисерного рукоделия повысился спрос на бисер. Лишь в 1752 году М.В.Ломоносов получил разрешение на строительство фабрики для производства бисера. В настоящее время основным поставщиком бисера в Россию является Чехия.

2. Из истории бисероплетения.

Бисероплетение пришло к нам как плетение, вышивание вначале для изготовления церковных одежд, а затем для изготовления бисерных украшений у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Разные по форме и размеру, колориту, орнаментальные мотивы и украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей.

Литовские мастерицы плели из бисера воротники, а мордовские женщины – нагрудные украшения. На Севере бисер появился с появлением купцов – скупщиков пушнины. Украшения из мелких бус и бисера сохранились у местного населения Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока. Здесь изготавливают орнаментальные полоски для бурок, для платья: манжет и воротников, планки и подола, плетут кошельки и браслеты, пояса и ободки.

3. Технология плетения северного орнамента.

3.1. Составление схемы плетения северного орнамента. .

Чтобы начать плести орнамент необходимо составить схему плетения:

  1. Рассчитали, на сколько клеток будет выполняться схема ширины орнамента, например, схема данного орнамента, рассчитана на одиннадцать клеток, провели две линии.
  2. По линиям клеток нарисовали бисеринки в виде овалов.
  3. Определили контур орнамента, по которому овалы закрасили в оранжевый цвет. Одна линия рассчитана на две клетки и четыре бисеринки.
  4. Овалы внутри контура орнамента закрасили в черный цвет, овалы фона – в голубой цвет. Схема готова к плетению.

3.2. Методика плетения на основе северного орнамента:

(Использован материал из журнала «Северные просторы» №3 1989 г.)

  1. Нашли бисер трех цветов, например, оранжевый, черный, голубой.
  2. Подготовили леску длиной 1,5 – 2 метра, перегнули надвое.
  3. Нанизали три бисеринки черного цвета и передвинули на середину лески (до перегиба).
  4. Четвертую бисеринку оранжевого цвета нанизали одновременно на оба конца лески. Таким образом, леска перекрещивается на четвертой бисеринке (а,б).
  5. Затем на каждый конец лески нанизывают еще по одной бисеринке оранжевого цвета. Цвет выбирают согласно нарисованной схеме, а третью – голубую нанизывают на оба конца лески и т.д. (в).
  6. Когда набрали полную ширину изделия (г), наступает очень ответственный момент – прохождение поворота (д). Затем плести становится легче, т.к. определена ширина, нет необходимости считать, есть основа, к которой с каждым разом прибавляется по две бисеринки. Первая бисеринка нанизывается на первый свободный коней лески, а через вторую бисеринку пропускают оба конца лески с разных сторон. Происходит как бы подшивание к первоначальной цепочке последующих звеньев. Работа облегчается, когда начинает проступать рисунок, закономерности его построения (е).

3.3. Технология плетения цепочки с кулоном.

(Использован материал из журнала «Школа и производство» №1 1986 г.)

  1. Набрали на леску 4 голубые бисеринки, пятую – черную, шестую и седьмую – голубые. Продели в первую бисеринку леску (справа налево), работу развернули с обратной стороны.
  2. Набрали 8, 9, 10 бисеринки голубого цвета, 11 бисеринку – черную, 12, 13 бисеринки – голубые. Леску продеть в пятую – черную бисеринку (справа налево), работу развернуть с обратной стороны.
  3. Набрали 14, 15, 16 бисеринки голубого цвета, 17 бисеринку – черную, 18, 19 бисеринки – голубые. Леску продеть в 11 бисеринку – черную. Работу развернуть с обратной стороны.
  4. Набрали 20, 21 и 22 бисеринки голубого цвета, 23 – черную, 24 и 25 – голубые. Леску продеть в 17 – черную, работу развернуть в другую сторону. Так продолжать до получения необходимой длины цепочки, концы ее скрепить леской.

Для того чтобы сплести кулон необходимо вначале выполнить схему:

  1. Рассчитали ширину кулона на 14 клеток.
  2. Нарисовали овалы (бисеринки по каждой линии).
  3. Нанесли рисунок узора на схему (рисунок можно придумать самим или взять готовый орнамент).
  4. Узор закрасили в черный цвет, фон – голубой.

Плетение по схеме осуществляли с первого ряда:

1) Набрали на леску 4 голубые бисеринки, леску пропускаем через 4 бисерину крест на крест.

2,3) Затем на оба конца лески продели еще по одной бисеринке, через 3 бисеринку вдели леску слева и справа, повторяем еще четыре раза.

4) Набрали на левую леску одну голубую бисеринку, на правую – одну черную и пропускаем леску через одну голубую.

5,6) Набрали по три голубые, через третью пропускаем леску.

7,8,9,10,11) Набрали по схеме, отмечая черточками набранные бисеринки.

12) Последние три бисеринки в 1 ряду набрали так: на левую леску 2 голубые, на правую – одну голубую, оба конца лески пропустили через последнюю бисеринку.

Разворот выполнили по 3 бисеринки: на верхнюю леску набрали по 2 бисеринки голубого цвета, на нижнюю – одну бисеринку голубого цвета, леску пропустили через нижнюю бисеринку крест на крест.

Дальше рисунок набрали по 2 бисеринки, по схеме: две голубые, затем одну голубую и одну черную и т.д. до конца. Когда цепочка и кулон были готовы, их соединили вместе в подвеску, концы лески подожгли спичкой так, чтобы леска не распускалась.

IV. Из опыта работы. Использование северных орнаментов и бисероплетения на уроках ИЗО, технологии и во внеклассной деятельности.

В своей работе использовала национально-региональный компонент:

переработала программы, дополнила, включила НРК в программы по технологии, ИЗО (до 50%), разработала свои авторские программы. Одним из разделов программы по трудовому обучению в классах 7,8 вида включила раздел бисероплетение. Часто опиралась на северные орнаменты, их у меня накоплено около 300 образцов. Северные орнаменты используем с детьми в аппликации из сукна и ткани, в работе по меху и бисеру. Учила плести девочек из бисера, составлять схему плетения, на их основе плели.

На уроках ИЗО и технологии знакомила с разнообразием северных орнаментов, их значением, использованием в одежде, в обуви, в предметах быта народов Ямала. Учила рисовать северные орнаменты (по схеме, по образцу), составлять аппликации на основе северных орнаментов. Мною изготовлен наглядно – иллюстративный материал по этой теме: таблицы, схемы, карточки, выпущено три альбома с детскими орнаментами, проводились открытые мероприятия, в частности:

  1. Интегрированные уроки по теме: «Культура родного края» в 5-7 классах, на которых сообщалось, как используется северный орнамент в одежде народов Ямала, экспонировалась выездная выставка одежды с районного музея.
  2. Утренники «Край, в котором я живу», которые проводились в живой игровой форме, в виде соревнований, давалось задание с угадыванием орнамента «Следы каких животных изображены на данных орнаментах?»
  3. Уроки изобразительного искусства по теме «Северные орнаменты», где дети были ознакомлены с разнообразием северных орнаментов, с применением орнаментов в национальной одежде, в предметах быта, с назначением орнаментов, дети учились рисовать орнамент.
  4. Предметные недели и неделя «Наш край Ямал». Для учащихся мной была разработана викторина «Знаешь ли ты, орнаменты?», «Что означают данные орнаменты?»
  5. Участвовали в районных фестивалях «Все краски Ямала», для которых изготавливались платья для выступления с национальным орнаментом.
  6. В районных научно-исследовательских конференциях учащихся «Ступень в будущее», две мои ученицы выступили с темами: «Особенности художественных традиций народов Ямала» (2005г.), исследовали орнаменты и бисероплетение и «Особенности художественного оформления одежды народов Ямала» (2007г.), исследовали одежду народов Ямала, особенности художественного оформления.
  7. Мной составлена авторская программа кружковой работы «Ямальские россыпи», основным разделом которой является бисероплетение, в качестве результата привожу образцы детских работ (Данные рисунки вы можете получить, обратившись непосредственно к автору данной статьи).

Из всего вышесказанного могу сделать вывод, что северный орнамент, орнаменты народов Ямала формировались веками, дополняя друг друга, очень широк круг применения орнаментов: одежда и обувь, посуда и предметы быта. Орнаменты с охотой рисуют дети на уроках ИЗО, на уроках технологии выполняют аппликации орнаментов из сукна для селькупских игольниц и национальных сумочек, плетут из бисера кошельки, ободки и пояса с северным орнаментом.

Дети с интересом воспринимают материал: 50% на оптимальном и 50% на достаточном уровнях. Совсем нет детей, которые бы не хотели плести. Многие работы детей экспонировались на школьных, районных и окружных выставках детского творчества, имели успех, занимали призовые места. Выставки детского творчества способствуют воспитанию любви к декоративно-прикладному искусству народов Ямала, показывают умения и навыки, которые приобрели дети на уроках технологии, развивают хороший эстетический вкус, чувства прекрасного.

Данная методическая разработка поможет учителям технологии, преподавателям кружков, воспитателям детских домов и интернатов, глубже ознакомиться с орнаментальным искусством народов Ямала, детям научиться эффективным приемам технологии бисероплетения.

Цель: Ознакомить учащихся с орнаментальным искусством ханты и манси в швейных изделиях.

Задачи:

  • Ознакомить с различными видами орнаментов и научить применять их в швейных изделиях на примере игольницы.
  • Развивать творческие способности: навыки самостоятельной работы, умение выражать свое творчество и фантазию, вырабатывать навыки, способствующие развитию аккуратности и эстетичности.
  • Прививать любовь к родному краю через изучение традиций уклада жизни, искусства коренных жителей.
  • орнаментированные изделия,
  • игольницы,
  • образцы орнаментов,
  • фотографии,
  • иллюстрации с изображением женщин в национальной одежде,
  • домашняя утварь.
  • иглы,
  • наперстки,
  • ножницы,
  • нитки №50,
  • нитки шерстяные,
  • сукно.

Ход урока

1. Организация урока. Проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

На предыдущем занятии мы с вами знакомились в теоретической форме с обско-угорскими орнаментами.

  • Кто такие обские угры? (Территория, на которой мы проживаем, - Ханты-Мансийский округ, - раньше называлась Югра, а народы, проживающие на ней, - ханты и манси,- назывались уграми).
  • Что такое орнамент? (Орнамент – это живописное графическое украшение из сочетания геометрических элементов).

Какие вы запомнили темы орнаментов? (Для проверки теоретических знаний раздаются карточки). Рисунок 1.


  • Звери: лапа лисы, след медведя, заячьи уши, соболь, рога оленя, змея, змея ползет.
  • Птицы: выводок утят, хвост тетерева, крылья взрослой чайки, глухарь, утиные крылья, шейка утки.
  • Растения: березовая ветка, березовая обломанная ветка, ветвистая береза, шишка, половина шишки, вершина еловой ветки и др.
  • Явления природы: накаты волн, рябь воды, солнце. Человек: туловище человека, усложненный бюст мужчина, голова человека. Рыбы: челюсть щуки, пасть щуки, язык карася.

В основном орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром. Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

  • Какие типы орнаментов бывают? (Хантыйские орнаменты линейного и розеточного типа)
  • На каких изделиях используются орнаменты линейного типа? (сахи, бурки, кисы, платья, бисерные изделия).
  • Где используются орнаменты розеточного типа? (в берестяных изделиях, в подвесках медальонов, на свадебных накидках, одежде и, конечно же, в игольницах). (Рисунок 2)


Информация об орнаментировании изделия.

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры ханты и манси. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. Сегодня тема нашего занятия «ИГОЛЬНИЦА».


Игольница (НАМТ с хантыйского и означает «игольница») – это необходимый предмет для женщины. Без нее женщина в быту не обходится. Игольницы изготовлялись не для красоты, а для того, чтобы ею пользоваться. Данный предмет изготовлялся из сукна, ситца, сатина, кожи, меха. Ткань женщина выбирала всегда яркую.

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастерицы хорошо знали воздействие цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом сознание человека нередко ассоциируются определенные явления, конкретные настроения и переживания. Остановимся на основных цветах, имеющих собственные названия у хантов: их всего три - белый, красный, черный. Остальные цвета имели названия описательного характера или сравнительного: «похожи на осенний лист» - желтый цвет, синий, зеленый обозначает название двух цветов – «похожие на свежую весеннюю траву».


Для изготовления игольницы всегда применяются четыре основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый. При этом обычно красный цвет применяется в паре с зеленым, а затем синим и желтым, а синий – с желтым.

У вас на столе лежат игольницы. Расскажите, какой материал использовала мастерица.


Обратите внимание на то, как украшены центр и края игольниц. Края игольниц женщины обшивали мехом выдры или горностая, подшейным оленьим волосом. Для украшения также использовались пуговицы, монеты, бисер. Вот такие красивые игольницы имела хантейская женщина.

  1. Весь мир одевает, сама нагишом (иголка)
  2. Бежит свинка, истыкана спинка (наперсток)
  3. Все на свете обшивает. Что сошьет – не надевает (иголка)

Технология изготовления игольницы.

Прежде чем приступить к практической части, повторим правила техники безопасности при работе с иглой.

  1. Шить наперстком, чтобы не уколоть палец.
  2. Не брать иглу в рот.
  3. Не вкалывать в одежду.
  4. Не оставлять иглу в изделиях.
  5. Не шить ржавой иглой.

На предыдущем занятии мы с вами приготовили все детали для игольницы.

При пошиве игольницы будем применять технологию петельного шва.

Петельными стежками обметывают срезы тканей, используют в аппликациях, выполняют воздушные и прорезные петли для пуговиц. Удобнее прокладывать стежки слева направо, но можно работать и справа налево.

Закрепляют нитку слева и набрасывают ее на иголку в виде петли. Расстояние между стежками 2-4мм. Высота стежка – 0, 5 мм.

Если хотите быстро шить, не вдевайте в иголку длинную нитку – не более 60-70 см.

Есть очень тонкая русская пословица: Длинная нитка – ленивая девка.

А вот еще и верная примета: Длинной ниткой шить – далеко от мамы жить.

Так что не стоит рисковать.

Итак, приступим к работе.

Девочки самостоятельно орнаментируют изделие.

Давайте вспомним пословицы, которые воспитывали юных мастериц. На уроках литературы вы изучали пословицы, поговорки.

  1. Делаешь наспех – сделаешь на смех.
  2. Голова научит, руки сделают.
  3. Было бы начало, будет и конец.
  4. Глаза боятся, а руки делают.


Быть мастерицей – одна из главных функций женщины традиционного общества, именно поэтому символом женского начала является игла. Например, у манси иголку втыкали в тряпочку, когда рождалась девочка, и уносили на культовое место.

Женщина в качестве мастерицы выступала как творец определенного круга изделий, через посредство которых она так или иначе выражает себя, и поэтому вещь несет на себе отпечаток личности.

Каждый орнамент применялся в соответствии с его значением, например, «змея» защищает от недугов, является покровительницей духов казымских ханты.


Орнамент «заячьи ушки» применяется в основном при украшении детских вещей: по мифологическим преданиям, зайчиха относится к лесным женским духам. «Заячьи ушки» связаны с плодородием.


«Солнце» обычно занимает центральную часть суконных игольниц и покрышек берестяных коробок. В актуальных верованиях, исследуемых групп хантов сохраняется отношение, к «солнцу» - най – матери. Как дарительница силы, энергии для «заячьи ушки» воспроизводства земной жизни. Идея орнамента такова: что солнце дает жизнь как настоящую, так и будущую.


НАЙ – божественное женское имя.

Изображение птицы глухаря, исследователи указывали на магическое значение «Птицы сна».



«Лягушка» - давал новорожденному здоровье и долголетие.


Зигзаг считается простейшим древним орнаментом для многих народов, у хантов он используется во всех материалах, кроме меха. За ним закрепляется функция оживления неживого.

«Крест» сегодня имеет двойную нагрузку: более древнюю и христианскую, хотя обе нагрузки совпадают в том плане, что несут функцию охраны. Первое значение данного знака (только косой крест). Это ограничение мира людей от враждебных сущностей иного мира.


Закрепление.

Учащиеся выполняют практическую работу, отвечая на вопросы учителя:

С какими видами игольниц вы познакомились?

Для чего используются игольницы?

Из чего изготовляют игольницы?

Стихотворение хантыйской девочки:

Вот я сама сшила игольницу,
Подарю ее маме на день рождения.
Пусть она ее бережет.

3.Итог урока.

Домашнее задание: закончить работу, проявить свою фантазию, вкус, дополнить орнамент по своему усмотрению.

Искусству плетения украшений из бисера не одно тысячелетие. Известные со времен Древнего Египта, они в разное время выполняли различные, не только декоративные, функции. Так, например, бисерный браслет мог многое рассказать о статусе своего владельца, поведать о нежных чувствах или стать тайным посланием.


Свое современное название фенечки получили благодаря субкультуре хиппи. «Дети цветов», позаимствовавшие идею дарения друг другу «браслетов дружбы» у индейцев Северной













Америки, вручая их друг другу, так же использовали их как символ братства, а одинаковые парные фенечки выполняли роль обручальных колец. Но сегодня утратившие свое символическое значение, они стали просто изящным украшением. В зависимости от цвета и узора, их могут носить как девушки, так и юноши, как маленькие модницы, так и стильные дамы.


И хотя современные фенечки могут сильно отличаться друг от друга в дизайнерском решении, для их изготовления используются те же схемы плетения, какими пользовались и индейцы, и бунтари 60-х, и неформалы 80 – 90-х, и маленькие девочки начала 2000-х.


Краткое содержимое

Материалы и инструменты

Основным материалом для изготовления этих удивительно разнообразных украшений является, конечно, бисер. Отличающийся насыщенностью цвета, размером и качеством, в зависимости от производителя, его можно приобрести в магазинах для творчества и рукоделия.

  • Как видно на фото фенечек из бисера, в одном браслете могут быть соединены элементы, разные не только по величине, но и по форме. Выбор зависит от техники плетения и схемы узора: для полотна необходим однородный материал, а крестики и цветочки можно плести из разнородного.
  • Стеклярус и бусины используются как для декорирования бисерных фенечек, так и в качестве самостоятельного материала для плетения. Технику и схему следует выбирать в зависимости от размера: крупные бусины не подходят для плетения полотна, и цветочки из них получаются громоздкими, неровными и неэстетичными, так же как и цветочки из стекляруса. Зато для плетения крестиком прекрасно подходит любой из этих материалов.
  • Фенечка из бисера, сплетенная по традиции «браслета дружбы», делается сплошной. Но если ее планируется сделать съемной, нужно позаботиться о фурнитуре: различные застежки и замочки могут не только выполнять свою непосредственную функцию, но и служить декоративным элементом.
  • Леску можно назвать как материалом, так и инструментом: некоторые умельцы в процессе плетения не пользуются иглами, хотя они сильно облегчают процесс. И леску и иглу нужно подбирать, учитывая размер отверстия в бисере, бусине или стеклярусе, и запланированную плотность изделия. Кроме того, для плетения можно использовать тонкую проволоку, которая зафиксирует форму браслета, или тонкую шелковую нить – она придаст ему мягкость и эластичность.


Для плетения прямого полотна понадобится станок. Если бисероплетением вы занимаетесь раз от раза, приобретать его не обязательно. Такое устройство легко сделать своими руками из подручных материалов.


Плетение крестиком

Эта техника плетения фенечек из бисера для начинающих подходит лучше всех. Ее схемы просты и понятны, позволяют быстро получить необходимый опыт, позволяющий перейти на следующий уровень.


Для изготовления самого простого браслета в 1 ряд, понадобится бисер, леска и 2 иглы, вставленные в оба ее конца.

  1. Нанижите на леску 4 бисерины (обозначим их как А, В, С, D).
  2. Через бисерину D с помощью 2-й иглы пропускаем леску крестообразно, затягиваем и замыкаем первый крестик.
  3. На 1-ю иглу (справа) нанизываем 2 бисерины (обозначим их как К и М), на 2-ю – одну.
  4. Через бисерину М пропускаем вторую леску так же, как указано в п.2.
  5. Продолжайте плетение до получения цепочки нужной длины.
  6. По окончании работы замкните цепочку, пропустив 2-ю леску через бисерину В и завязав узлом. Или прикрепите застежку.
  7. Подплавьте леску, чтобы узел не развязался.


Эту схему фенечек из бисера для начинающих можно разнообразить, добавляя по бокам не одну, а 2 – 3 бисерины, или пропуская леску крест накрест через пару близлежащих.


При соединении в одной цепочке бисера, стекляруса и бусин можно добиться интересного эффекта и получить в итоге оригинальное украшение.


Плетение широких фенечек «крестиком»

Широкие фенечки – однотонные или с диковинным узором – это уже украшение серьезное. Его могут себе позволить не только юные и свободолюбивые, но и, при определенном дизайне, светские кокетки. Работа над ними не столь сложна, сколько трудозатратна, но все же требует определенного навыка.


Освоив азы плетения фенечек из бисера, можно сделать следующий шаг и осмелиться на плетение широкой фенечки.

  1. Внимательно изучите схему выбранного вами изделия или продумайте и составьте свою.
  2. Согласно ей, сплетите 1 ряд браслета обычным способом.
  3. Возьмите 2-ю леску и пропустите ее через бисерину С (условные обозначения сохраним в соответствии с предыдущей инструкцией).
  4. Нанижите на 2-ю иглу 3 бисерины (назовем их F, E, G).
  5. Через бисерину G пропускаем 1-ю леску, выводим ее наружу.
  6. Через ту же бисерину накрест пропускаем 2-ю леску, затягиваем крест, а затем этой же иглой присоединяем его к основной цепочке, пропустив 2-ю леску через бисерину К.
  7. Каждый последующий крест выполняется тем же способом.
  8. Последующие ряды плетутся аналогично.
  9. Цвет бисерин, вплетаемых в браслет, должен соответствовать схеме.


Ширина готовой фенечки зависит от количества рядов, узор – от чередования цветов (он запланирован схемой), плотность – от толщины лески или нити, жесткости можно добиться, если вместо лески использовать тонкую проволоку.







Плетение «цветочком»

Этот милый браслетик подчеркнет хрупкость девичьего запястья. Не удивительно, что его так любят девочки и подростки! Да и разобраться в том, как плести фенечки из бисера в этой технике могут даже дошкольницы.


Стандартная схема плетения цветочка выглядит следующим образом:


Разнообразить плетение помогают вариации цветов и размеров бисера или небольших бусинок, переходы без сердцевин или выполненные в виде тонких цепочек. Этот способ позволяет плести и фенечки, состоящие из нескольких рядов. Тогда запястье украсит яркая цветочная полянка.


Плетение полотном

При первом взгляде на эти украшения, поражающие разнообразием узоров, рисунков, надписей и даже пейзажей, кажется, что для понимания того, как плести фенечки из бисера таким способом, потребуются годы практики. В действительности его схемы не сложнее других.


Такой способ плетения хорош для создания «косых» узоров и орнаментов. А вот для того, чтобы создать картину или выплести имя, лучше сделать прямое полотно. Но для его изготовления нужен станок.


Станок для плетения прямого полотна

Если вы уверены, что бисероплетение в вашей жизни всерьёз и надолго, смело покупайте станок. К нему будет приложена инструкция, которая поможет разобраться в тонкостях его эксплуатации. А простой самодельный станок можно соорудить и из подручных материалов.


Например, из коробки или пластикового контейнера. Желательно, чтобы его ширина соответствовала длине планируемого изделия – это избавит от лишних хлопот с перемещением полотна.


Если уж мы учимся делать своими руками эксклюзивные украшения, неплохо бы освоить и технологию изготовления самодельных приспособлений для плетения. Лишним это точно не будет.


Чтобы выплести таким образом узор или имя, надо четко следовать схеме. Ознакомившись с готовыми, предлагаемыми в учебных пособиях по бисероплетению, свою будет составить уже не трудно.


Схемы плетения

Для элементарных изделий создание схемы не обязательно. Но для того, чтобы сплести браслет с узором, нужно либо обладать феноменальным конструктивным мышлением и памятью, либо все же воспользоваться схемой.







Даже самый легкий мастер-класс для начинающих не обходится без знакомства с ними, без обучения их чтению и пониманию, поскольку:

  • Они отражают технику плетения: крестик, цветочек, полотно
  • Позволяют выстроить узор и привести в соответствие цветовую гамму
  • Дают возможность заранее высчитать количество материала, которое понадобится для работы
  • Помогают контролировать процесс и не допускать ошибок


Самодельные схемы вычерчивают, как правило, на тетрадном листе, придерживаясь условного масштаба 1 бусина = 1 клетка. В процессе работы, контролируя последовательность ее выполнения, чтобы не сбиться и не совершить ошибку, уже сплетенные ряды на схеме можно зачеркивать.


Выбирайте или придумывайте рисунок, чертите схему, плетите и носите с удовольствием фенечки, сделанные своими руками.


Фенечки forever

Можно не знать историю возникновения фенечек и не интересоваться ею, но отрицать их красоту невозможно. Они подчеркивают индивидуальность, обладают исключительным шармом.


Их приятно делать и получать в подарок, ведь они по-прежнему остаются символом дружбы и взаимной привязанности.







А уж о пользе их плетения сказано так много, что сомневаться в ней не приходится:

  • Развитие внимания и усидчивости
  • Развитие мелкой моторики
  • Конструктивного и пространственного мышления
  • Воображения и эстетического вкуса

Словом, прекрасны во всех отношениях! Поэтому их возвратившаяся и возрастающая популярность радует не только рукодельниц, но и модниц, знающих толк в стильных украшениях. А значит, то, что сегодня было детским увлечением, завтра может стать делом жизни.

Распостранение опыта изготовления хантыйского оберега с орнаментом "Солнце".

ВложениеРазмер
Мастер - класс по изготовлению хантыйского оберега. 2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Мастер-класс «Изготовление хантыйского оберега» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО» г. ПОКАЧИ Покачи 2021 Воспитатель МАДОУ ДСКВ «Солнышко» Соложенцева Наталья Анатольевна

Хантыйские орнаменты красивы – В них все приметы родины моей. Ты больше не найдешь по всей России Таких цветов и сказочных зверей. Узоры на одежде и посуде Красны, как солнце, и белы, как снег, - На них сызмальства глядя, наши люди С прекрасным не расстанутся навек. Они явились в жизнь совсем не просто Из-под иглы и кисти, и резца: Ведь мастера по дереву и кости В них вкладывали души и сердца. (М. Шульгин)

Цель мастер-класса : распространение опыта изготовления хантыйского оберега «Солнце», пополнение мини - музея «Мой край - Югра» Задачи: познакомить педагогов, с образцами хантыйского орнамента, его характерными признаками; познакомить с технологией изготовления хантыйского оберега; развивать творческие способности; воспитывать чувства уважения к коренным жителям и их культуре, быту и традициям.

Теоретическая часть. Для большинства людей, проживающих на территории ХМАО - Югры, традиционная культура местных народов остаётся загадкой. У всех народов в изображении окружающего мира главным является духовная основа, единое чувство мира, добра и красоты. Местные традиции отражают местную обстановку и интересы каждого конкретного человека. Все культурное наследие народов ханты неразрывно связано с Природой. Животный и растительный мир сплетается в затейливые символические орнаменты, которыми расшита одежда ханты, орнаменты оберегов и украшений. Национальный орнамент – это заговор, молитва для сохранения здоровья, отображение природы и человека в единой сфере. Мастерицы ханты очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери, птицы, растения и сам человек. Названия узорам давали по сходству и подобию предмета

Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшем у медведя. Узор всегда имеет прикладную сторону, жестко связан с функцией предмета, на который наносится, с его формой, материалом. И наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию), магическую и эстетическую. Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре народов ханты чрезвычайно устойчив и“умирает”вместе с вещами. Я познакомлю вас с некоторыми самыми распространенными орнаментами и их символикой. Дом Глухарка Кедровая шишка Лягушка Солнц е Гнездо Медведь

Дом – хранитель семейного очага Солнце - связан с дарительницей силы, энергии для поддержания земной жизни. Медведь - применялся для того, чтобы стать удачливым охотником, так как он хозяин тайги и символ справедливости. Глухарка - Эта птица считается хранительницей сна ребенка и его здоровья. Гнездо - оберег для человека от враждебных нечистых сущностей из потустороннего мира. Кедровая шишка - символ плодородия, многодетности Лягушка - почиталась северным народом. Ее ассоциировали с "прыгающей женщиной", способной дарить семейное счастье.

Для изготовления оберега вам понадобится: Ткань, или кожа (фетр) двух цветов; Мех (лисы, песца, норки); Декоративная нить с бисером; Шаблон орнамента; Клей- карандаш, клеевой пистолет; Ножницы; Картон, карандаш, циркуль.

Прикладываем шаблон к фетру и обводим простым карандашом, после чего вырезаем ножницами (легче будет вырезать маникюрными ножницами).

Получилась вот такая заготовка.

На следующем этапе вырезаем три заготовки одинакового диаметра. Две картонные и одну из фетра. Склеиваем с помощью клея карандаш заготовку из картона и фетра, чтобы наш оберег был жёстче.

При помощи клеевого пистолета приклеиваем орнамент к основанию.

На второй круг картона по краю при помощи клеевого пистолета приклеиваем полоски меха.

Когда мех приклеен по всему кругу, должно получиться вот так.

На нижнее основание оберега можно сделать петельку с помощью полоски кожи. Также приклеиваем клеевым пистолетом.

Соединяем обе заготовки .

По краю оберега украшаем декоративной нитью, путём приклеивания клеевым пистолетом.

Читайте также: