Как завязать шлюпочный узел

Обновлено: 03.05.2024

Когда под рукой нет нужного стропа, груз поднимают краном или стрелой на гаке, используя обычный стальной или растительный трос. При этом пользуются гачным узлом. В этом нехитром узле заложена большая мудрость. При нагрузке на коренной конец ходовой конец троса прижимается к внутренней стороне шейки гака, а петля, затянутая вокруг его спинки, держит оба конца. Надевая трос на гак, нужно внимательно проследить, чтобы коренной конец троса обязательно проходил над ходовым. Чтобы гачный узел при прекращении нагрузки не стравился, ходовой конец прихватывают временной схваткой к коренному. Используя принцип гачного узла, можно без троса поднять на гаке мешок, если его горловину можно обернуть один раз вокруг спинки гака.

Гачный узел со шлагом

При подъеме груза, на гаке с помощью троса, завязанного гачным узлом, следует брать в расчет толщину троса. Если по отношению к гаку трос достаточно толст, его можно заложить одинарным гачным узлом и благополучно поднять груз. Тонкий трос, заложенный одинарным гачным узлом, может съехать со спинки гака, и, если он тонок по отношению к гаку, его закладывают гачным узлом со шлагом. Это намного увеличивает надежность подъема груза.

Кошачья лапа

Название этого узла попало в русский морской язык из английского. На этом языке он называется "The Cat's Paw", что следует переводить как "кошачья лапа". Но по какому-то недоразумению этот узел у нас давно стали называть "кошачьи лапки", хотя по-английски существительное "Paw" (лапа) стоит в единственном числе, а не во множественном (Paws). Действительно, завязанный узел похож на лапу кошки. Этот узел применяют в тех случаях, когда строп нужно прикрепить к гаку с таким расчетом, чтобы не было лишней слабины. Чтобы завязать этот узел, петлю стропа кладут сверху на два его конца - получаются две небольшие петли, каждую из которых одновременно перекручивают наружу несколько раз в зависимости от того, на сколько нужно уменьшить строп. Потом петли сближают и надевают на гак. "Кошачья лапа" не зажимается намертво, и узел легко снять с гака, если на строп нет нагрузки.

Бочечный узел

Этот узел применяют тогда, когда нет специального стропа или приспособления для подъема полных и открытых бочек в вертикальном положении. На средней части троса, которым намерены поднимать бочку, вяжут полуузел. Полупетли узла разводят в стороны и охватывают ими среднюю часть бочки. Нижняя часть петли проходит по центру днища бочки, свободные концы троса связываются прямым узлом, а если трос одним концом уже закреплен, то беседочным узлом. Бочечный узел применяют при погрузке различных видов тары, имеющих цилиндрическую форму. В быту им можно быстро, обвязать бидон или бак без ручки.

Мешочный узел

Во флотах различных стран матросы хранили свои личные вещи по-разному - в мешках, рундуках и "чемоданах". Например, по традиции военного королевского флота Великобритании одежда матросов хранилась исключительно в парусиновых мешках длиной 3 фута с диаметром круглого днища в 1 фут. Матросам торгового флота Великобритании разрешалось иметь в кубрике деревянные рундуки размером примерно 2,5х1,5х1,5 фута. В Российском императорском военном флоте для хранения личных вещей матросов употреблялись большие и малые "чемоданы", сшитые из серой парусины No.6. Большой имел длину 2 фута 9 дюймов, ширину 1 фут 2 дюйма и высоту 1 фут. Малый был длиной 1 фут 2 дюйма, шириной в 1 фут и высотой 9 дюймов. Оба имели от четырех до семи люверсов и парусиновый клапан. Брезентовые мешки английских военных матросов имели 12 люверсов, которые затягивались куском линя. Для переноски мешков матросы прикрепляли к ним кусок штерта, которым завязывали их мешочным узлом.

Сваечный узел

Применяемый в такелажном деле этот узел получил свое название от слова "свайка", которое обозначает железный или деревянный прямой или немного изогнутый конический гвоздь, применяемый для пробивания прядей троса, выравнивания обметываемых вручную люверсов, заделки кренгельсов и других работ с тросами и парусиной. Для тех, кто работает с тросами, сваечный узел имеет очень важное значение. Он применяется при обтягивании линя или шкимушгара во время наложения клетня или шлагов бензеля, которые закладывают на свайку (или драек) этим узлом (В этом деле свайка служит рычагом). Им же пользовались, когда драйком обтягивали вокруг брашпиля стень-ванты на марсе. Помимо этого, сваечный узел удобен для временного крепления любого тонкого растительного троса к различным инструментам, имеющим рукоять, когда их необходимо передать работающим на мачте или за бортом. Сваечный узел крепко обхватывает передаваемый предмет, и последний можно легко из него вытащить. С помощью такого узла можно крепить швартовы и фалини к палам и битенгам, удобно крепить к кольями и столбам веревочное ограждение, делать мостки.

Амфорный узел

Для жителей древнего Средиземноморья амфора являлась универсальным сосудом. В амфорах хранили и перевозили оливковое масло, маслины, вино, зерно, муку и др. Дно у этого сосуда, как известно, заостренное, поэтому поставить его на землю было нельзя - его зарывали острием в песок. При перевозке амфор морем их хрупкие ручки часто отламывались, в связи с чем переноска амфор затруднялась. Вот тогда-то древние греки и придумали амфорный узел, который позволял им удобно переносить эти сосуды без риска лишиться их ценного содержимого. Узел этот не простой, вяжется сложно, в несколько этапов, зато с его помощью можно сделать великолепную веревочную ручку для переноса бутылки, кувшина и вообще любого сосуда с небольшим выступом на горлышке.

Гинцевый узел

Гинцами моряки называют небольшие тали, основанные между блоком, ввязанным в какую-нибудь снасть, и другим неподвижным блоком. Для ввязывания снасти блока в другую снасть применялся гинцевый узел. На парусных кораблях гинцевый узел применялся, например, при ввязывании ходового конца брам-фала или при ввязывании ходовых концов топенантов нижних реев в стропы блоков гинцев. Для этого обвивали ходовой конец брам-фала два раза вокруг верхней части стропа блока гинцев и, направив брам-фал вертикально поверх ходового конца, продевали клевант или свайку между стропом и брам-фалом. Такой способ крепления троса в строп или в коуш прост, надежен, и может быть сделан на середине троса. Его можно рекомендовать современным такелажникам и строителям.

Колышка - баранья нога

В английском морском языке этот узел называется "Sheepshank", что означает "баранья ляжка". Такое название узел получил у англичан ввиду внешнего сходства его формы с бараньей ногой. В отечественных пособиях по морскому делу он не имеет никакого собственного названия, его просто именуют "узлом для укорачивания троса". Известный русский капитан дальнего плавания В. В. Вахтин в своем "Объяснительном морском словаре", изданном в Санкт-Петербурге в 1894 году, этот узел называет "колышкой". Во времена господства на море паруса, когда на каждом судне длина такелажа измерялась буквально милями, часто возникала необходимость укорачивать снасти на какое-то время, чтобы слабина тросов не путалась под ногами на палубе. Чаще всего приходилось делать колышки у стень-бакштагов и фордунов, когда стеньга или брам-стеньга спущены. Укорачивание тросов на время делали и в других случаях. По традиции моряки, разрезают трос при исключительных обстоятельствах. А если, например, на судне требуется для какой-нибудь работы 25 м троса, а под рукой есть свободный кусок только длиной 40 м, то его резать не будут, а укоротят до 25, сделав на нем обычную "баранью ляжку" одним из двух способов. Для большей надежности, чтобы узел при временном снятии нагрузки случайно не развязался, концы его петель можно закрепить сваечным узлом (в). Узел "колышка" применяется не только в целях укоротить длину троса на время. Его используют и в тех случаях, когда при ответственной операции с тросом (как, например, подъем тяжеловеса) есть сомнения в его прочности. Допустим, в одном месте перетерта одна прядь или трос надрезан. Чтобы исключить это место из работы и не подвергать его нагрузке, вяжут колышку. Принцип колышки заключается в том, что место троса, перечеркнутое на схеме (г), не участвует в работе троса, который завязан этим узлом. В этом месте под нагрузкой трос можно смело перерезать, и он все равно будет держать груз, на который рассчитан по прочности. Пользуясь этим полезным узлом, не нужно забывать, что он прочен и надежен только под нагрузкой, и как только последняя снята, возникает опасность, что узел распадется. Поэтому перед каждым применением троса с завязанной колышкой узел следует проверять или прихватить петли к коренным концам схватками.

Олимпийский узел

Его назвали олимпийским потому, что он получается из пяти колец. Это старинный морской узел времен "золотого века паруса" - расцвета чайных, опиумных и шерстяных клиперов. На английском морском языке название этого узла весьма, сентиментально - "Два сердца, бьющиеся как одно". Несмотря на кажущуюся на первый взгляд громоздкость узла, вяжется он не сложнее топового. Олимпийский узел надежен и конкретно отвечает своему, прямому назначению - укоротить на время трос.

Мартышкина цепочка

Назначение этого узла - на время укоротить трос. В отличие от колышки и олимпийского узла, он имеет то преимущество, что завязанный им трос своими петлями не мешает работе и его можно даже взять на шпиль. Перед тем как дать на трос, завязанный этим узлом, нагрузку, в последнее звено "цепочки" нужно вложить свайку или клевант или пропустить через него ходовой конец: иначе узел мгновенно развяжется. На тонких тросах вяжется он тремя пальцами одной руки. Делается это следующим образом. Отступив примерно 10 сантиметров от ходового конца троса, сделайте петлю диаметром 5 - 6 сантиметров. Удерживая пересечение тросов на петле пальцами левой руки, введите в петлю три пальца правой руки - большой, указательный и средний. Сквозь петлю коренной конец троса захватывайте кончиком указательного и большого пальцев, втягивайте его в виде петли в петлю, в которую вы ввели три пальца, немного протаскивайте ее внутрь, оставляя в это время средний палец в предыдущей петле для того, чтобы петли были одинаковой величины. Как только, вы вытянули очередную петли, пропускайте в нее все три пальца и из нее снова зацепляйте коренной конец троса двумя пальцами, оставляя один в петле, и т. д. Вязка каждого звена "мартышкиной цепочки" занимает не более секунды, при этом трос укорачивается в четыре раза (из 4 метров, троса получается 1 метр "цепочки"). Свойство "мартышкиной цепочки" быстро, плавно и последовательно развязываться часто используется для выполнения различных трюков в цирке.

Лучниковая петля

Некоторые знатоки узлов называют ее "турецким узлом". Это один из древнейших и удивительнейших узлов, когда-либо придуманных человеком. У него конкретное назначение - регулировать натяжение тетивы лука. Как известно, тетива почти любого лука никогда не остается одинаково натянутой. Она, особенно если свита из сухожилий животных, полос кожи или волокон растений, может удлиняться или укорачиваться от различных причин, например, от влажности воздуха и его температуры. Менять свойства может и сам лук, будь он сделан из дерева или из рогов животного. Пролежал лук ночь на сырой земле - тетива натянулась, сидел охотник с луком у костра - тетива ослабла и т. д. Одним словом, ее нередко приходилось регулировать, и делалось это не столько за счет сгибания самого лука, сколько за счет особой дополнительной жилы с одного конца лука.

Крабья петля или затягивающийся огон

Особенность этого узла состоит в том, что он может работать в двух качествах: затягивающаяся петля или незатягивающаяся петля. Если концу крабьего узла в точках, отмеченных буквами А и Б, резко и сильно потянуть в разные стороны, указанные стрелками, узел перестает быть затягивающимся. Принимая форму, показанную на третьем справа положении на рисунке, узел больше не затягивается, его петля становится постоянной.

Кабестановая петля

По своему принципу этот узел такой же, как и крабий узел. При сильном рывке за концы, обозначенные буквами А и Б, узел меняет свою характеристику и из затяжной петли превращается в незатягивающуюся петлю. Французское слово "кабестан", попавшее когда-то в наш морской язык и одно время применявшееся на флоте, обозначает термин "шпиль" - вертикальный ординарный или двойной ворот для выбирания якорного каната и швартовов. Видимо, этот узел применялся на тросах при работах со шпилем.

Какими бывают морские узлы для начинающих и как их завязывать

Из древне моряки обучились делу завязывания таких узлов, которым не страшен шторм, ураган и ливень. Главный секрет такой вязки — правильное перекрещивание концов веревки, остальное — дело практики!


Что это такое и зачем нужны

Главное предназначение узлов — связывать вместе паруса, особенно они нужны в роболовстве, для плетения сетей. Тот же якорь крепится к кораблю с помощью крепкого морского узелка, который ведержит любой груз!


Раньше моряки узлами вычисляли скорость ходьбы корабля по воде. На сегодняшний день нет необходимости такого сложного вычисления скорости судна! Но морские узелки не потеряли своей значимости!


Моряки до сих пор используют их для завязывания шлюпки, чтобы та стояла у причала, вяжут лестницы, подвешивающиеся вертикально — они по ним залезают на верхнюю мачту.


Дальше вы познакомитесь с техникой, как вязать морской узел с пошаговой схемой вязки для начинающих!


Обзор легких видов

Чтобы сделать морской узел, вам понадобится только толстая веревка и для нескольких других основа в виде палки, стержня.

Беседочный


Узел используется при швартовке лодки, спасательных операциях, фиксировании палубного оборудования. Получил свое название, т.к. в начале использовался для обвязывания беседки.

  1. Подготовьте толстую веревку, сделав с краю петельку, держа ее пальцами.
  2. В другую руку возьмите ходовой конец, запустив его в петельку снизу.
  3. По диагонали оплетите ходовой узел, пропустив через ушко обратно.
  4. Очень важно туго его затянуть, чтобы привести в рабочее состояние.

Распространенная ошибка новичков в том — слишком большая петелька. Важно, чтобы «глазок» был как можно меньше!

Прямой


  1. Возьмите 2 толстых веревки.
  2. Сложите одну на столе в петлю не затягивая.
  3. Конец другого шнура пропустите через петельку, потом засуньте под нее, выйдя этим же хвостом обратно через ушко.
  4. Затяните.
  5. На каждом из концов веревок завяжите контрольный узел

«Восьмерка»


Данная связка предназначена для утолщения веревки, названия получила из-за своей формы. Основное преимущество «восьмерки» в легкости ее завязывания даже в случае намокания троса.

  1. Обнесите ходовой коней, просунув под коренной.
  2. Вытяните его поверх, образуя петлю.
  3. Пропустите ход. к. в образовавшейся глазок, крепко затянув.

Простой полуштык


  1. Обведите конец веревки вокруг палки, создав петлю.
  2. Заведите в нее кончик, образовав петельку поменьше.
  3. Протяните хвост уже через нее.
  4. Повторите эту же процедуру еще 2 раза.

Существует еще 1 способ, как сделать прямую завязку:

  1. Перекрестите веревки.
  2. Свяжите их еще раз в противоположном направлении, затянув.

Воровской


  1. Возьмите одну веревку, наложив 1 ее конец на другой, перегибая его несколько раз вокруг.
  2. Концом, который наматывали, наложите его на второй, опять перегибая вокруг основы.
  3. по бокам сделайте контрольные узлы.

Рифовый


Рифовая связка используется для того, чтобы «сплести» 2 конца одной и той же веревки.

  1. Перекрестите 2 конца от одной верки, сделав 1 хвостик более длинный, чем второй.
  2. Перекрестите их снова.
  3. Протяните длинный хвост, затягивая пучок и оставляя конец внутри связки.

Удавка


  1. На веревке сделайте 2 каплеобразные петли, соединяя их концы друг с другом на подобии восьмерки.
  2. Свободным концом посередине 2-х «капелек» сделайте несколько намоток.
  3. Оставшийся хвостик вставьте во вторую петлю, первую, затягивая до упора.

Швартовый


Данный узел — популярный способ крепления швартовых концов. Крепятся они на утки (выглядят, как ручка стола)

  1. Для закрепления троса на утке важно первую петлю набросить на основание.
  2. Заведите ходовой конец под один из выпирающих хвостов основы, образуя петлю и закладывая ее под второй конец.
  3. Затяните узел параллельно первому шлангу.

Рыбацкий

Якорный узел делается для крепежа его на якорь, чтобы зацепиться за тот мертвой хваткой, опустить, а потом достать из воды.

  1. Пропустите через ушко болта хвостик шнура, затем еще раз, обмотав вокруг.
  2. Ходовой конец перекиньте через коренной, пропустив сквозь петлю.
  3. Вокруг веревки обмотайте хвостик, сделав простой узел.

Чтобы узелок точно никогда не развязался — хвостик можете соединить с основным шнуром резиночкой.

Выбленочный


Выбленочный — самозатягивающийся узел, применяющийся для завязывания веревок гладкими, круглыми поверхностями. Вы могли видеть веревочную лестницу в фильмах о пиратах, где те по ним залезали наверх мачты — она плетется из выбленочных узелков!

  1. Возьмите палку (металлический стержень).
  2. Сделайте на опоре петлю, рядом еще одну.
  3. Пропустите ходовой конец под ними.

Калмыцкий


  1. Обведите рабочий конец веревки вокруг необходимого предмета.
  2. На одном из концов создайте петельку, заведя в нее сверху рабочий конец.
  3. Немного затяните.
  4. Обведите коренной хвост веревки, заведите в глазок, затянув.

Стопорный

Главное предназначение данной связки — зацепить ее на натянутой веревке, снизив для той нагрузку.

  1. Перекиньте веревку через основу, обкрутив шнур вокруг нее 2 раза.
  2. Снова обмотайте шнур через 2 оборота (если вы их делали слева, тогда потяните его вправо, и наоборот), по диагонали заведя в петельку.
  3. Затяните получившееся крепление.
  4. Затем резко потяните в сторону, в которую изначально делали обороты вокруг основы.

Шлюпочный


Моряки, чтобы привязать нос шлюпки к столбу — используют данную технику завязки, продевая веревку через ушко лодки.


Вы можете попробовать повторить связку на крюку, деревяшке.

  1. Ходовой конец обнесите вокруг основы, проведите по низу, поднимая вверх.
  2. Перекрестите его с другим концом.
  3. Вновь пропустите под основой.
  4. Поднимите перекрещенные концы с разных сторон, образуя на одном петельку, и проведите ее под опоясывающей веревкой.

«Кошачьи Лапки»

  1. В строй. магазинах продаются большие болты, имеющие на концах круглое отверстие — приобретите один, чтобы дальше знать, как завязать «кошачью лапку».
  2. Сложите на веревке каплеобразную небольшую петлю.
  3. Заведите в ушко болта «глазок».
  4. Накиньте «каплю» на ножку гвоздя, возвращая петлю обратно и не затягивая!
  5. Получается, что металлический болт сцеплен четырьмя нитками — отсоедините их по 2 на каждую сторону. продев болт через получившееся отверстие несколько раз.
  6. Образуется косичка с 2-х сторон.
  7. Придерживая края кос, медленно начинайте стягивать их.

Шлюпочный узел

Шлюпочный крепеж, относится к категории быстроразвязывающихся морских узлов. Такие конструкции используются для временного закрепления чего-либо. Они просты в исполнении, легко распускаются в любое время, при возникновении различных ситуаций.

Применение узла

Основным предназначением шлюпочного узла, является крепление фала (троса, каната, линя) во время буксирования шлюпок или их установки на бакштов (только при нахождении в ней людей), когда необходимо поставить ялик под выстрелом у борта судна.

Описание

Такой способ закрепления каната, удобно использовать на лодках, у которых отсутствуют утки. Конец проводится сквозь рым и завязывается на сидении ялика. Если в носовой части (штевне) нет обуха или рыма, завязывать трос следует на первой (ближайшей) к носу банке.

Закрепленный таким образом линь, всегда располагается возле гребцов. Это позволяет избегать лишних передвижений в лодке, что уменьшает риск случайного опрокидывания. Дает возможность быстро развязать петлю (при необходимости), дернув за кончик.

Способ вязки

Узел, по своему виду напоминает крепеж, завязанный способом штыка с обносом, но имеет небольшое отличие. Вяжется следующим образом:

  1. Ходовая часть линя продевается сквозь ухо рыма (если таковой имеется), находящийся на носу шлюпки.
  2. Проводится под первой сидушкой (завязывается на ней в случае отсутствия рыма).
  3. После, оборачивается этим концом вторая по счету банка.
  4. Кончик выводится над тросом, перекрестив его.
  5. Затем опять проводится под сидением.
  6. Заводится наверх, формируется петелька.
  7. Пропускается через виток (шлаг), расположенный на верхней поверхности банки.
  8. Кончик остается лежать не лавке, что позволит быстро распустить узел, потянув за него.

Отличие от вязания штыка с обносом, состоит в том, что основная часть веревки пропускается под ходовым концом – расположенным непосредственно на самой шлюпочной банке.

Разновидностей узлов много, но не все отличаются крепостью и со временем могут сползать под воздействие воды или других факторов. Самыми прочными считаются следующие 15, которые используются и в морской рыбалке и о которых узнаем более подробно.

На современных плавсредствах больших размеров уже почти не используются традиционные узлы, но знать их необходимо. Крепко и надежно завязать канат должен уметь каждый, в жизни могут быть такие ситуации, при которых именно это умение поможет выжить или спасти жизнь кому-то.

Морские узлы пришли в современное общество из давних времен, как только люди научились строить плавсредства им понадобились умения для надежного крепления рей и других составляющих корабля или лодки. Путем долгих годов проб и ошибок были выведены лучшие методы завязывания толстых и тонких канатов. Сейчас морских узлов насчитывается чуть более 500, но пользуются далеко не всеми. Морякам в наши дни положено знать основных 10-15 методов, наиболее крепких и простых в завязывании, остальные изучаются сугубо индивидуально и по личной инициативе каждого.

Большинство названий и методов вязки узлов нами заимствовано из иностранных языков, английские стали официальным названием для каждого вида:

  • «knot» называют те узлы, которые создают утолщение на конце веревки путем связывания или переплетения ходового конца с коренным;
  • «hitch» используют для крепления веревки к различным предметам;
  • «bend» поможет соединить ходовые концы двух разных веревок для образования одной целой.

При этом стоит понимать, что ходовым называют свободный конец каната, из которого и вяжут узел, коренной же остается практически неподвижным на протяжении всего времени вязания.

прямой узел

Прямой узел

Это вид связывания тросов и толстых веревок известен историкам со времен древних римлян и греков.

Шлюпочный узел

Шлюпочный узел

Само название узла говорит само за себя, его применяли для буксировки шлюпок и во время их стоянки.

Плоский узел

Плоский узел

Его применяли издавна, именно этот вариант идеально подойдет для связывания воедино канатов и тросов разной толщины.

узел восьмерка

Узел восьмерка

Узел восьмерка относят к классике, с его помощью можно завязать не только толстый трос, но и более тонкие нити.

Узел португальский булинь

Португальский булинь

Португальский булинь называют королем, он отличается универсальностью и применением не только в морском деле.

кинжальный узел

Кинжальный узел

Кинжальный узел чаще используют моряки, с его помощью до сих пор соединяют два троса большого диаметра.

фламандский узел

Фламандский узел

Этот вид узлов относят к древнейшим видам соединения тросов и веревок, такой метод использовали еще древние мореплаватели.

Стопорный узел

Стопорный узел

Выполнить любую из работ на судне при необходимости задержать трос под уже действующей тягой совсем не просто

беседочный узел

Беседочный узел

Имеется в виду именно беседка из каната, на которой человека спускали за борт для проведения мелкого ремонта судна.

простой штык

Простой штык

Этот вид узлов относят к древнейшим видам соединения тросов и веревок, такой метод использовали еще древние мореплаватели.

Рыбацкий штык

Рыбацкий штык

Этот вид узлов относят к древнейшим видам соединения тросов и веревок, такой метод использовали еще древние мореплаватели.

шкотовый узел

Шкотовый узел

Этот вид узлов относят к древнейшим видам соединения тросов и веревок, такой метод использовали еще древние мореплаватели.

выбленочный узел

Выбленочный узел

Так много лет называют узлы, с помощью которых выбленки крепили к вантам при парусном судоходстве. Выбленками называли смоленный отрезки троса

узел бриллиант

Узел бриллиант

Его относят к стопорным узлам, готовый узел чем-то похож на шар, а бриллиантом его прозвали из-за схожести по форме с драгоценным камнем.

рифовый узел

Рифовый узел

Применялся этот узел при парусном судоходстве очень широко, и свое название носит именно из-за этого. Узел сперва называли «риф-штерт».

Валерий Анатольевич Демус

Большая книга узлов. Рыбацкие, охотничьи, морские, туристские, альпинистские, бытовые

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», издание на русском языке, 2014

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», художественное оформление, 2014

© ООО «Книжный клуб “Клуб семейного досуга”», г. Белгород, 2014

На протяжении всего пути развития человечество сопровождали орудия труда, для создания которых требовались многочисленные соединения разнородных предметов. Самый легкий путь, доступный каждому и требующий минимального количества навыков, – соединения с помощью веревок и узлов. Первые узлы появились несколько тысячелетий назад, и с тех пор их продолжают использовать столь же активно, как и раньше.

Сегодня человечеству известны несколько сотен видов узловых соединений, которые продолжают пополняться новыми декоративными и утилитарными узлами.

В данной книге мы рассмотрим лишь небольшую часть узлов, разделенных на группы по сфере применения: морские, альпинистские, туристические, спелеологические, рыболовные, охотничьи, декоративные и бытовые. Кроме того, в книге предложена небольшая узкоспециализированная группа узлов для галстуков.

Для упрощения описания наиболее часто повторяющихся действий в схемах вязания применяются следующие морские термины:

Закрытая петля (калышка) – петля на тросе, концы которой перекрещиваются между собой (рис. 1, б).

Коренной (корневой) конец – конец троса, остающийся, как правило, неподвижным при вязке узла.

Открытая петля – изогнутый вдвое трос с неперекрещивающимися между собой концами (рис. 1, а).

Обнос – обхват тросом какого-либо предмета, выполненный таким образом, чтобы оба конца его не перекрещивались (рис. 1, в).

Полуузел – одинарный перехлест двух разных концов одного троса или двух концов различных тросов.

Ходовой конец – незакрепленный, свободный конец троса, которым производят вязку узла.

Шлаг – полный оборот снасти вокруг предмета (рис. 1, г).

Полуштык – обнос тросом какого-либо предмета с последующим перекрещиванием его концов под прямым углом (рис. 1, д).

Большая книга узлов. Рыбацкие, охотничьи, морские, туристские, альпинистские, бытовые - i_001.jpg

Рис. 1. Основные элементы, применяемые при вязке узлов: а – открытая петля; б – закрытая петля; в – обнос; г – шлаг; д – полуштык

Краткая история узлов

Сложно установить точное время возникновения первых плетеных изделий. К сожалению, из-за недолговечности материалов узлы, используемые на ранней стадии развития человечества, почти не сохранились. Но, по мнению антропологов и археологов, навыки плетения из травы, коры и кожи у первобытных людей появились еще задолго до умения пользоваться огнем и создания примитивных орудий труда. С течением времени эти умения быстро развивались. Область применения таких соединений была обширной: от изготовления примитивных корзин и ловушек, привязывания каменных наконечников копий и топоров до изготовления первых лодок. Параллельно происходило становление узлов, используемых для украшений, узлов, связанных с первыми примитивными формами религии. Самые древние образцы веревок были найдены на Синайском полуострове и насчитывают около 20 000 лет, а вот самые древние узлы были обнаружены в Финляндии и относятся к периоду неолита.

В период бронзового и раннего железного века умение человека вязать узловые соединения совершенствовалось, причем их развитие не было характерно для какой-то одной местности, а происходило повсеместно, где обитал человек.

Большое количество находок, а также рисунки, скульптуры, легенды говорят об их широком применении в совершенно разных отраслях деятельности.

При раскопках захоронений фараонов были обнаружены модели «кораблей мертвых», на которых, по верованиям древних египтян, их владыки должны были путешествовать в загробный мир. Доски, составляющие корпус такого корабля, связывали между собой веревками. А при исследовании в 1954 году остатков парусного корабля фараона Хеопса, имеющего достаточно развитый веревочный такелаж, был найден хорошо сохранившийся сложный беседочный узел. Даже вход в гробницы царей Египта завязывали выбленочным узлом. 5000 лет насчитывает другая археологическая находка, обнаруженная возле города Выборг, – сложная плетеная сеть с каменными грузилами, на которой сохранились остатки прямого и выбленочного узлов. Древние племена инков на основе простого узла разработали высокоэффективное узелковое письмо – кипу.

Особую популярность веревочные узловые соединения приобрели в Средние века, чему способствовало развитие мореплавания. Бурное развитие торговли, стремление к открытию новых богатых и неосвоенных территорий требовало создания больших парусных кораблей со сложным такелажем и большим количеством узлов. Морской флот на долгие годы, вплоть до появления парового двигателя, становится базой для накопления и дальнейшего развития узлов. Продолжилось и совершенствование декоративных и мистических узлов. Если внимательно рассмотреть архитектуру и моду периода Ренессанса – богато расшитые одежды, красивое плетение кружев, многочисленные браслеты и колье и даже геральдические знаки – в основе многих из них видны симметричные декоративные плетения.

Когда настало Новое время, в развитии узлов произошли значительные изменения. Промышленная революция способствовала появлению большого количества достаточно дешевых металлических креплений. Лошадей сменила техника. На флоте стал господствовать не парус, а двигатель. Появились новые синтетические материалы. Все это изменило сферу использования узловых соединений, привело к сокращению их количества. Казалось бы, эпоха узлов уходит в прошлое. Однако интерес к ним не угас, а перешел на новый уровень. Более быстрыми темпами начала развиваться их декоративная группа. Утилитарные соединения осваивались в новых сферах – спорте (бурно развивается туризм, альпинизм), спелеологии, рыбной ловле, спасательных работах, яхтинге. Продолжали их использовать и в традиционных областях – работах с грузами.

В двадцатом веке благодаря развитию точных наук начали больше внимания уделять теории узлов и систематизации знаний о веревочных соединениях. Сформировались даже основы наузистики (от славянского слова науз – «узел») – науки, изучающей узлы, их классификацию, способы вязки. Специалисты изучают и классифицируют не только узлы, но и с помощью современной физики и математики изучают прочностные характеристики соединений, их «поведение» на новых синтетических материалах, зависимость от внешней среды и нагрузок. В 30–40-е годы прошлого века было издано несколько наиболее полных иллюстрированных сводов, дающих представление о разнообразии узлов.

Читайте также: