Как завязать топовый узел

Обновлено: 03.05.2024

Веревки - одна из самых важных вещей на борту яхты. Чтобы уверенно чувствовать себя на яхте, желательно освоить хотя бы некоторые основные узлы, которые можно вязать на веревках. Это пригодится во время яхтенного перехода, постановки на якорь или швартовки в марине.

Мы выбрали эти девять узлов как основные, но всегда можно пойти дальше и освоить и другие узлы, особенно, в яхт-клубе или с инструктором. Нам кажется, что это некий “обязательный минимум”, освоив который можно задумываться о выходе в море.

Узел “восьмерка” (фламандский узел)

Это стопорный узел, который имеет широкий спектр применений и при котором веревка практически не страдает. В море его чаще всего используют в конце веревки, чтобы она случайно не выскочила из рук или из блока при скольжении. Узел “восьмерка” - один из наиболее часто используемых матросами стопорный узел. Даже после большой нагрузки его можно развязать достаточно легко, по сравнению с другими узлами. Иногда узел “восьмерка” (он еще называется фламандским узлом) используется для надежного соединения двух веревок. На конце одной веревки завязывается слабый узел “восьмерка”, а вторая веревка нанизывается в обратном направлении параллельно первой.

Узел “восьмерка” часто используется для образования петли в форме восьмерки. Она выполняется точно так же, как и узел, который делается на конце двойной веревки. Благодаря своим многочисленным преимуществам, узел “восьмерка” также очень популярен среди альпинистов.

Выбленочный узел

Первоначально этот узел использовался для привязки лодки к тумбам в гавани, на пристани. Это очень простой узел, и у него есть свои недостатки. Он состоит из двух простых узлов, направленных в разные стороны. Не рекомендуется использовать выбленочный узел при привязке к цилиндрическому объекту, который может вращаться, поскольку почти наверняка такой узел развяжется.

Этот узел также плохо держится на веревках из синтетических волокон и в тех случаях, когда нагрузка узла ослабевает или ее интенсивность значительно меняется. Поэтому в настоящее время для швартовки судов используются другие узлы с фиксированной или свободной петлей на тумбах, а натяжение веревки регулируется швартовкой на борту лодки.

Выбленочный узел может пригодиться при привязке веревки к кольцу. Когда узел еще не загружен, его легко отрегулировать, поэтому длину веревки можно легко изменить. Даже в этом случае рекомендуется закрепить свободный конец веревки хотя бы другим простым узлом. Большим преимуществом выбленочного узла является то, что его можно относительно легко развязать даже после того, как его плотно затянут.

Беседочный узел

Этот узел очень универсален и является одним из самых известных узлов не только среди моряков. Чаще всего он используется для образования фиксированной петли на конце веревки. Он очень надежен, не смещается и, следовательно, не снижает прочность связки. Его очень легко ослабить, даже если он плотно затянут. Чтобы он работал правильно, завязывать его нужно плотно.

Беседочный узел - отличный помощник при швартовке к кольцу, тумбам и в других подобных местах. Можно даже использовать два таких узла для соединения веревок, хотя для этого есть более элегантные и надежные решения. Беседочный узел также можно завязать на двойной веревке, чтобы получился прочный узел с двумя петлями, каждую из которых можно завязать отдельно. Стоит потренироваться в быстром и точном завязывании беседочного узла, в море он точно будет полезен.

Беседочный узел также был весьма популярен среди альпинистов, пока не проявились некоторые условия, при которых он развязывался, и альпинисты погибали. В итоге в мире альпинизма им перестали пользоваться. На веревках с плетеным сердечником (а это все альпинистские веревки) этот узел ненадежен.

Штык со шлагом

Этот узел еще иногда называют рыболовным галстуком. Узел надежный и прочный. Он используется для привязки лодки к кольцу или оборудования к кольцам ремней безопасности. Двойная петля закрепляется двумя дополнительными петлями.

Крепительный узел

Строго говоря, наматывание веревки на судовую утку - это не совсем узел. Однако это не умаляет его важности для мореплавания. Это одно из самых полезных занятий на лодке, где есть веревки. Веревка прочно крепится к судовой утке за несколько восьмерок. Стоит убедиться, что конец веревки, “покидающий” лодку, образует как можно более острый угол с продольной осью утки, чтобы сама утка зацеплялась как можно сильнее в продольном направлении и как можно слабее в поперечном направлении.

На то, чтобы сделать крепительный узел, требуются, как правило, несколько секунд. В общем, лучше научиться завязывать его всеми возможными способами: слева, справа, вверх ногами и с завязанными глазами, потому что он вам точно понадобится. Умение хорошо привязать судно всегда очень полезно.

Прямой узел

Вы можете знать его по летним лагерям (если они были посвящены морской теме) как “квадратный” узел. На яхте его называют рифовым, только формально в рифовом узле добавляется петля, которая облегчает его развязывание (рифовый узел - это разновидность прямого узла). Прямой (и, особенно, рифовый) узел используется для взятия рифов на парусах и закрепления парусов, а также для привязки рифовых канатов вокруг гика. Он формируется путем завязывания левого верхнего узла, а затем правого верхнего узла, или наоборот.

Это создает красивый и плоский, аккуратно сидящий узел на свернутом парусе. Вы даже можете использовать его, чтобы завязать шейный платок, не беспокоясь о том, что узел будет давить на горло. Однако его не рекомендуется использовать для соединения веревок, так как для этого существуют гораздо более подходящие и надежные узлы. На судне единственное реальное применение рифового узла - это рифовка (взятие рифов на парусе). Если грот скатан на мачту, вам, вероятно, вообще не потребуется использовать этот узел.

Кунгурский узел

Популярный парусный узел для надежного соединения двух веревок, который можно относительно легко развязать даже после сильной затяжки. На самом деле он состоит из двух переплетенных простых узлов. Овладение спецификой этого узла очень важно, так как его можно легко перепутать с охотничьим узлом, который гораздо менее надежный.

Плоский (стопорный) штык

Это узел из семейства скользящих узлов, используемых для передачи веса с одной веревки на другую, при этом узел заклинивает в одном направлении. По своей природе узел работает лучше всего, когда он завязан на веревке значительно более тонкой. Однако на некоторых современных материалах он может не работать, например, с полипропиленовым канатом.

Шкотовый узел (брамшкотовый узел)

Шкотовый узел используется для соединения двух веревок разного диаметра, когда разница диаметров не слишком велика. На более толстой веревке делается простой узел, а более тонкий наматывается на нее. Этот узел хорошо держится только на веревках, находящихся под постоянной нагрузкой, в противном случае он имеет тенденцию развязываться. Наибольшая стабильность достигается, когда свободные концы двух веревок заканчиваются на одной стороне узла.

Если диаметры веревок разные, рекомендуется брамшкотовый узел. Это означает, что мы дважды оборачиваем более тонкую из двух веревок вокруг более толстой. Опять же, важно сначала обернуть более короткий конец толстой веревочной петли. Это единственный способ убедиться, что концы обеих веревок выходят из узла с одной и той же стороны, обеспечивая максимальную устойчивость узла.

Типы веревок и канатов

Сами веревки можно примерно разделить по используемому материалу и вязанию. Веревки из полиамида (PA) очень эластичны, но не плавучие и частично теряют прочность во влажном состоянии. Они в основном используются для постановки на якорь, швартовки и в качестве буксирных тросов везде, где необходимо поглощать сильные рывки. Полипропиленовые (PP) веревки хорошо плавают и производятся в ярких цветах, что способствует их использованию в качестве спасательных веревок.

Современные веревки из полиэтилена (PE) известны своей прочностью и жесткостью, и они хорошо выдерживают контакт с водой. Искусственные веревки могут быть сопоставимы по прочности со стальными канатами. Полиэтиленовые веревки широко используются на мощных яхтах.

Веревки из полиэстера (PES) так же прочны, как и нейлоновые, и на их прочность почти не влияет вода. Волокна PES очень гибкие, устойчивые к истиранию и значительно меньше растягиваются, чем нейлон. Их часто комбинируют с полипропиленом для достижения высокой прочности.

Такие веревки могут быть скручены (левосторонние или правосторонние) или сплетены. Это создает множество комбинаций, каждая из которых имеет свои варианты подходящего использования.

Битенговый узел используют для швартовки небольших судов, шлюпок за швартовочные устройства – пал, причальную тумбу, битенг. Узел надежный, хорошо выдерживает рывковую нагрузку, довольно просто вяжется и распускается.


Рис. 15. Битенговый

Последовательность завязывания битенгового узла

1. Ходовой конец троса обнести вокруг битенга или причальной тумбы, сложить свободный конец в форме открытой петли и завести под корневой конец.

2. Сформированную закрытую петлю перекрутить на 180° и, обведя вокруг корневого троса, набросить сверху на битенг.

3. Затянуть узел.

Выбленки – вантовые ступеньки из троса для подъема на мачты. Именно для их привязывания моряки парусных судов первоначально использовали этот узел. Кроме того, выбленочный узел используют для швартовки лодки, подачи нетяжелого груза на высоту, увязки поклажи, плетения сетей. Это надежный затягивающийся узел, хорошо держит нагрузку и не проскальзывает даже на гладких поверхностях. Однако нужно учитывать, что такие свойства узла проявляются, только если к нему приложена постоянная нагрузка, в противном случае он может ослабнуть и начнет проскальзывать. Существует два варианта завязывания выбленочного узла: первый используют, когда конец предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт, второй – когда трос обносят вокруг самого предмета.


Последовательность завязывания выбленочного узла

Вариант 1

1. В данном варианте узел может быть завязан как на конце, так и на середине троса.

2. Сформировать закрытую петлю с проходом корневого конца над ходовым концом троса и надеть его на опору.

3. Сформировать вторую закрытую петлю, пропустив ходовой конец под корневым концом троса и также надеть ее на опору.

4. Затянуть узел.

Вариант 2

1. Отступив от края троса, его ходовым концом сделать обнос вокруг опоры. Поднять по диагонали вверх свободный конец троса.

2. Сделать еще один оборот вокруг опоры, проведя ходовой конец троса под диагонально расположенной частью троса.

3. Затянуть узел.

Свое название этот морской узел получил от наклонного рея, закрепленного в верхней части мачты. Хотя в современном флоте для этой цели узел уже не используют, его продолжают применять тогда, когда необходимо быстро прикрепить трос к гладкому цилиндрическому предмету.


Рис. 17. Гафельный

Последовательность завязывания гафельного узла

1. Ходовым концом троса сделать двойной оборот вокруг опоры и обнести его вокруг корневого конца троса. Петли троса сильно не затягивать.

2. Провести трос между опорой и петлями троса.

3. Затянуть узел.

Узел «задвижной штык»

Узел известен и распространен не меньше, чем выбленочный. Он имеет больший диапазон применения: его вяжут для подъема длинноразмерных грузов на палубу или реи при установке дополнительных парусов, привязывают шлюпки к борту судна при их транспортировке. Как и многие затяжные узлы, «задвижной штык» хорошо работает только при наличии постоянной нагрузки, без которой он постепенно ослабевает и может развязаться. Однако этот узел имеет одну особенность, выгодно отличающую его от остальных узлов группы: он хорошо работает даже в тех случаях, когда тяга троса находится под острым углом или почти параллельна грузу. Узел прост в завязывании, хорошо выдерживает большие нагрузки. Надежность этого узла связана с его конструкцией и особенностью расположения шлагов при завязывании. Он состоит из трех шлагов, охватывающих груз, причем два из них вяжут со стороны приложения тяги.


Рис. 18. «Задвижной штык»

Последовательность завязывания узла «задвижной штык»

1. Ходовым концом троса сформировать шлаг вокруг груза с прохождением корневого конца над ходовым концом троса.

2. Поднять трос выше первого шлага и сделать еще один шлаг в противоположном направлении.

3. Провести ходовой конец троса под тросом, расположенным вдоль груза, и сделать третий шлаг.

4. Обвести свободный конец троса вокруг параллельного грузу участка троса.

5. Затянуть узел.

Название этого узла произошло от латинского названия разновидности удава, известного в зоологии, – боа констриктор. Среди затягивающихся узлов существует целая группа, имеющая сходные характеристики и сферу применения, что также нашло отражение в их названии: констриктор, двойной констриктор, питон. Такое название закрепилось за узлами благодаря тому, что в основе их конструкции лежат петли, охватывающие привязываемый предмет, что напоминает кольца удавов, убивающих свою жертву. Констриктор считается одним из самых сильно затягивающихся узлов, его превосходит только усиленная версия – двойной констриктор. Лучше всего его применять при соединении веревок и тросов с круглыми, не имеющими граней предметами. Но в то же время нужно учитывать, что это «одноразовый» узел, так как после приложения к нему сильной нагрузки развязать его будет практически невозможно. В современном морском деле констриктор из-за сложностей с развязыванием используют редко. В основном его применяют как временную марку, не допускающую расплетения тросов в случае их рассечения, или для пакетирования мягких тюков с грузом.


Рис. 19. Констриктор

Последовательность завязывания узла констриктор

1. Ходовым концом сделать оборот вокруг стойки и, обведя корневой конец троса по диагонали, провести его за первый шлаг.

2. Сделать второй шлаг и, проведя ходовой конец троса над корневым, завести в петлю, образованную вторым шлагом, снизу вверх.

3. Провести свободную часть троса в петлю, образованную первым шлагом.

4. Затянуть узел.

Это старинный морской узел, применяемый на парусных судах для крепления прямых дополнительных парусов к лисель-рейке. На данный момент узел выполняет вспомогательные задачи – им соединяют тросы с цилиндрическими предметами.


Рис. 20. Лисельный

Последовательность завязывания лисельного узла

1. Ходовым концом троса сделать два оборота вокруг опоры.

2. Ходовым концом троса провести обвод вокруг корневого конца троса и провести его через две петли.

3. Ходовой конец развернуть на 180° и, обведя вокруг троса второй петли, завести между тросом первой петли и опорой.

4. Затянуть узел.

Пал – это тумба из чугуна, бетона или деревянные сваи, забитые в грунт, за которые заводят швартовые. Из названия узла видно, что основная функция этого узла – закрепление тросов судна за швартовые приспособления на берегу. Узел очень прост в вязке и хорошо выдерживает постоянные и рывковые нагрузки.


Последовательность завязывания палового узла

1. Сложить ходовой конец открытой петлей и обвести вокруг опоры.

2. Петлю обвести вокруг корневого и ходового концов и сверху набросить на опору.

3. Затянуть узел.

Этот узел часто называют простой удавкой. Он очень быстро вяжется и предназначен для крепления троса к цилиндрическим предметам. Однако работать такое соединение будет только при наличии постоянной, равномерной нагрузки, приложенной к корневому концу троса. При прекращении тяги или же появлении переменной (рывковой) нагрузки узел начинает проскальзывать и ходовой конец троса выходит из-под корневого конца троса, что приводит к его самороспуску.


Рис. 22. Самозатягивающийся

Последовательность завязывания самозатягивающегося узла

1. Ходовым концом троса сделать шлаг вокруг опоры. Завести свободную часть троса между петлей и опорой.

2. Потянув за корневой конец троса, затянуть узел.

Удавка с полуштыками

Из всех затяжных узлов, применяемых в парусном флоте для работы с цилиндрическими грузами, удавку с полуштыками использовали чаще всего. Ее использовали для буксировки и подъема стеньг, гафелей, рей, для крепления снастей, крепления швартового. В современных условиях этот узел продолжают применять при такелажных работах, а также в тех случаях, когда нет возможности применять металлические стропа или есть опасность повреждения при погрузке не очень тяжелых круглых длинноразмерных грузов. Достаточно часто его применяют в лесной и строительной промышленности, где он известен под названием «лесной» или «бревенчатый узел». Такая популярность удавки с полуштыками обусловлена ее высокой надежностью, высокой степенью фиксации даже на скользких круглых предметах и в то же время щадящим по отношению к тросам характером узла. Несомненным плюсом этой удавки является и простота ее развязывания после снятия нагрузки. Но для того чтобы использовать все эти положительные качества и не допустить схода привязанного груза, необходимо правильно вязать и размещать этот узел. Удавку с полуштыками завязывают не на середине груза, а с небольшим смещением, и ходовой конец троса при выходе из узла тянется в сторону конца поднимаемого предмета, куда будет приложена тяга. Необходимо выбирать слабину между узлом и полуштыками и формировать их по ходу спуска троса.


Рис. 23. Удавка с полуштыками

Последовательность завязывания удавки с полуштыками

1. Ходовым концом троса сформировать вокруг груза открытую петлю. Сделать обвод вокруг корневого конца троса и завести его в закрытую петлю.

2. Ходовым концом троса сделать три-четыре оборота вокруг передней стороны петли и провести его через основную петлю в направлении конца груза, в сторону которого будет тяга.

3. Затянуть узел и сформировать вокруг груза два полуштыка в направлении приложения тяги.

Фаловый, как лисельный и гафельный узлы, получил свое название по наименованию парусных снастей, для крепления которых их применяли. Этим узлом в парусном флоте крепили к реям грот-марс-фал и фор-марс-фал элементы оснастки для управления прямыми парусами. Схемы завязывания фалового и лисельного узлов очень похожи и отличаются только количеством витков на привязываемой опоре: у фалового их делают три, а у лисельного – два. На сегодняшний момент фаловый узел используют в такелажных работах и в быту.


Последовательность завязывания фалового узла

1. Ходовым концом троса сделать три оборота вокруг опоры.

2. Ходовым концом троса провести обвод вокруг корневого конца троса и провести его через три петли.

3. Ходовой конец развернуть на 180° и, обведя вокруг троса второй и третьей петли, завести между тросом первой петли и опорой.

4. Затянуть узел.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Галстучные узлы

Галстучные узлы Мы уже говорили о том, что в XIX веке завязывание галстука превратилось в целую науку, у которой были как свои теоретики, так и практики. Вслед за изменчивой модой появлялись все новые и новые разновидности узлов. Одни из них были постепенно забыты,

Морские узлы

Морские узлы Почти шесть тысяч лет назад в развитии человеческого общества произошло событие, по своему значению не менее важное, чем изобретение лука или плуга: люди создали первый парусный корабль, позволивший не только увеличить добычу пищи, но и осваивать новые

Узлы для утолщения веревки

Узлы для утолщения веревки Многократная восьмеркаМногократная восьмерка – крупный стопорный узел, хорошо выдерживающий сильную переменную нагрузку. В морской практике он используется редко, несмотря на большую надежность и легкое развязывание. Благодаря большому

Узлы-петли

Узлы-петли Затягивающиеся петли А сейчас рассмотрим некоторые разновидности узлов, относящихся к затягивающимся узлам-петлям.Скользящая глухая петляЭтот узел по своим задачам и свойствам идентичен предыдущему, единственное его отличие – при его вязании

Затягивающиеся петли

Затягивающиеся петли А сейчас рассмотрим некоторые разновидности узлов, относящихся к затягивающимся узлам-петлям.Скользящая глухая петляЭтот узел по своим задачам и свойствам идентичен предыдущему, единственное его отличие – при его вязании формируется двойная

Узлы-маркеры

Узлы-маркеры Узлы-марки во флоте используют для предотвращения разматывания бухт канатов, тросов и веревок, фиксации концов узлов, а также для недопущения распускания концов канатов и тросов, изготовления огонов, кнопов. Для наложения марок используют тонкие лини,

Рыболовные узлы

Рыболовные узлы Одним из старейших видов деятельности человека, требующих применения большого количества узлов и разнообразия их форм, является рыбная ловля и охота. Но если у современных охотников на первое место выходят технические средства добычи – огнестрельное

Узлы для привязывания крючков, приманок, грузил, кормушек

Узлы для привязывания крючков, приманок, грузил, кормушек АкулийЭто сложный узел, имеет большую тяговую прочность и используется для крепления крючков на синтетических лесках. Рис. 31. Акулий Последовательность завязывания акульего узла 1. Продеть леску через кольцо

Узлы-петли

Узлы-петли Английская петля (рыбацкая петля)Английскую петлю используют для привязывания грузил, поводков и т. д. Ее можно вязать на середине и на краю лески. Ее легко завязывать, и она неплохо держит нагрузку. Рис. 63. Английская петля (рыбацкая петля) Последовательность

Поводковые узлы

Поводковые узлы Для быстрого привязывания поводков к основной леске рыбаки применяют поводковые узлы.Поводковый на основе змеиного узла Рис. 70. Поводковый на основе змеиного узла Последовательность завязывания поводкового на основе змеиного узла 1. Сформировать

Охотничьи узлы

Охотничьи узлы Бегущий булиньБулинь – один из самых старых узлов, изобретенных человечеством. Он был известен еще древним египтянам и финикийцам. Бегущий булинь – это его разновидность с маленьким узлом, в который пропущен корневой конец. Он относится к простым

Узлы для обвязки

Узлы для обвязки Австралийский проводникАвстралийский проводник используют для организации точек крепления на базовой веревке, для изолирования поврежденного участка веревки, изготовления веревочных носилок, пристегивания среднего участника к связке, за что его

Вспомогательные узлы

Вспомогательные узлы Специальные вспомогательные узлы Среди вспомогательных в альпинистской практике отдельно выделяют группу специальных узлов, о которых речь пойдет ниже.Схватывающие узлыСхватывающие узлы – специальные узлы, применяемые в альпинизме, горном

Декоративные узлы

Декоративные узлы В эту группу собраны те узлы, основной задачей которых является не столько создание соединений из веревок или шнуров, сколько декоративные, эстетические, а иногда и мистические функции. Первые декоративные узлы появились еще в период неолита и до сих

Бытовые узлы

Бытовые узлы Двойной рифовый (бантик)Завязывая каждый день шнурки ботинок, пояс халата, косичку дочери бантиком или упаковывая сверток, мы не задумываемся, что используем один из морских узлов – двойной рифовый узел. Этот узел известен и под другими названиями.

Галстучные узлы

Галстучные узлы АскотЭтот узел получил наибольшую популярность в конце XIX – начале XX столетия в Англии и был назван в честь королевских скачек в городке Аскот близь Лондона. Узел относится к разряду универсальных – его используют как для завязывания галстуков, так


Узлы

Каждый, кто профессионально занимается альпинизмом, знает, как много значит умение правильно завязывать надежные и крепкие узлы. От этого зачастую зависит не только собственная жизнь, но и безопасность всей группы. Кроме того, альпинистские узлы могут пригодиться в обычном походе, на охоте или рыбалке.

Назначение узлов в альпинизме

Изначально большинство альпинистских узлов использовались в мореходстве. Поэтому они носят специфические морские названия.

  • петлевые;
  • специальные;
  • связывающие;
  • схватывающие.

Петлевые узлы Специальные узлы Связывающие узлы Схватывающие узлы

Петлевые (булинь, восьмерка, двойной булинь и проводник) применяются для закрепления страховки альпиниста. В результате получаются незатягивающиеся петли, способные выдержать большую нагрузку.

Специальные (вспомогательные) – это узел УИАА, гарда, стремя узел и др. С их помощью можно поднимать грузы или обеспечить безопасный спуск пострадавшего. Их нередко используют при организации переправы, для оборудования перил.

К связывающим относятся узлы для связки тросов, лент, канатов и веревок разной толщины. Схватывающий узел удерживает страховочный трос и предотвращает возможное падение альпиниста. Вяжут его из тонкого шнура диаметром 6 мм и длиной около 30 см.


Маркировка веревки

В альпинизме используются специальные веревки высокой прочности, изготовленные из полиамида. Иногда материалом для альпинистского троса служит полиэстер или кевлар, но такие веревки хуже держат узел.

Для изготовления альпинистских веревок применяется полиамид

Для изготовления альпинистских веревок применяется полиамид

На сегодняшний день в продаже встречаются крученые и плетеные веревки. Каждая имеет свои преимущества. Так, крученые прочнее, обладают лучшими динамическими свойствами. Зато плетеные долговечнее, надежнее защищены от механических повреждений.

По способу применения, различают следующие виды веревок:

Динамические предназначены для обеспечения страховки, а их главная особенность – это способность к амортизации удара при срыве альпиниста во время прохождения маршрута. Бывают одинарные, двойные и полуверевки.

Одинарные нужны для несложных спортивных восхождений и выпускаются диаметром от 9 до 12 мм. Полуверевка имеет толщину 9 и 10 мм, но при использовании она обязательно должна быть сдвоена.

Двойная веревка идеально подойдет для сложных горных переходов и используется альпинистами чаще других.

Статические тросы активно используются во время спасательных работ, в промышленном альпинизме и спелеологии. Делятся на 2 вида:

Вспомогательные веревки не способны выдержать значительную нагрузку, поэтому их используют для других целей. Альпинистские веревки не предназначены для долгосрочного использования, но при правильной эксплуатации и хранении срок службы составит около 2 лет.


Узлы для связывания лент и веревок

Здесь различают два типа узлов, одни из которых предназначены для связывания веревок одного диаметра, например, прямой, ткацкий, встречный узел и грейпвайн. Другие узлы (академический, шкотовый и брамшкотовый) используются для связки лент или тросов разной толщины.

Прямой узел

Прямой, он же морской узел считается самым простым и распространенным не только в скалолазании, но и в быту. Как вязать прямой узел: два шнура расположить концами друг к другу и завязать обычным узлом, подведя правый кончик под левый и вывести его наверх.

Далее процесс повторяется с другим концом шнура, но в зеркальном виде. При этом левый кончик веревки надо завести под правый, чтобы получилась петля и крепко затянуть. Правильно завязанный узелок будет выглядеть абсолютно симметрично.

Прямой узел используется для связывания верёвок одинакового диаметра

Прямой узел используется для связывания верёвок одинакового диаметра

Минусом такого способа вязки считается возможность самопроизвольного развязывания. Прямой узел плохо держится на мокрой или обледеневшей веревке, поэтому его края необходимо дополнительно фиксировать контрольными узелками.

Грейпвайн

Грейпвайн узел обеспечивает надежное и прочное соединение, не требующее дополнительной фиксации.

  1. Подготовить 2 троса одинакового диаметра.
  2. С помощью правого конца шнура сделать петлю вокруг левого.
  3. Обмотать левый шнур еще раз, по направлению от конца веревки к ее основанию.
  4. Правый кончик параллельно пропустить сквозь получившиеся отверстия от основания до окончания веревки.
  5. Полученный узел затянуть и повторить процедуру в том же порядке, используя левый конец шнура, т. е. обвить его вокруг основания и стянуть.
  6. Далее оба свободных конца веревки сильно потянуть в разные стороны.

В результате получается два аккуратных перекрестия с одной стороны и 4 параллельных обноса с другой.


Встречный узел

Встречный, или ленточный, узел предназначен для связки строп или ремней. Завязывается он долго, но получается очень надежным, не скользит и выдерживает большую нагрузку.

  1. Взять две веревки одинаковой толщины.
  2. Кончик одной из них завязать обычным узлом, но не затягивать.
  3. В получившийся узел протянуть вторую веревку, параллельно повторяя все изгибы первой.
  4. Полученную связку плотно затянуть.

Единственный минус такой вязки – это способность сильно затягиваться под действием веса. Развязать такой узелок уже не получится.

Шкотовый узел

Этот способ связывания веревок известен с древних времен и считается одним из самых надежных. Предназначен он для скрепления канатов или лент разного диаметра. Нужно сделать петлю из широкого шнура и зажать ее в руке. Сквозь нее продеть более тонкую веревку и завести ее за конец широкого шнура, а потом и за основной конец. После этого тонкую веревку продеть под петлю и затянуть.

Шкотовый узел служит для связывания двух свободных концов различных веревок

Шкотовый узел служит для связывания двух свободных концов различных веревок

Ткацкий узел

Простой способ связки шнуров или нитей одной толщины. Широко применяется не только в альпинизме, но и в швейном производстве.

  1. Подготовить две одинаковые нити.
  2. Из левой сделать небольшую петельку и продеть в нее кончик правой нити.
  3. Обернуть петлю правой ниткой, а потом продеть ее в эту же петлю еще раз и завязать.

Такой узелок позволяет почти незаметно, но плотно соединить две одинаковые нитки.

Брамшкотовый узел

Его часто называют двойной шкотовый узел, ведь он может выдержать вдвое больше веса. Предназначается для скрепления тросов (ремней) разного диаметра. Его вывязывание не требует усилий или специальных навыков. Он прост и удобен в исполнении.

  1. Толстую веревку сложить пополам и сделать петлю.
  2. Протянуть в нее тонкий шнур и обернуть его вокруг петли.
  3. Тонкий рабочий шнур подвернуть под себя так, чтобы оба его конца были с одной стороны.
  4. Еще раз обернуть толстую веревку тонкой, удерживая ее справа от основной петли.
  5. Опять подсунуть конец тонкого шнура под себя и затянуть.

Академический узел

Легкий и надежный вариант связывания канатов разной толщины. По технике исполнения узел академический напоминает прямой узел, но слегка усовершенствованный.

Взять 2 шнурка, скрестить и по одному разу оплести друг об друга. Рабочие концы шнурков вывести наверх и повторить процесс. Потом верхние и нижние концы шнуров потянуть в разные стороны.

Академический узел необходим для связывания веревок разного диаметра

Академический узел необходим для связывания веревок разного диаметра

Узлы для обвязки и петель

Использование петлевых узлов необходимо при сооружении страховки, для обвязывания альпиниста. В результате получаются крепкие незатягивающиеся петли.

Булинь

Нередко его называют «королем узлов» за надежность и простоту исполнения.

  1. Из веревки сделать петлю и накинуть на опору, вокруг которой будет вязаться узел.
  2. Конец троса продеть в петлю снизу вверх, обернуть его вокруг верхней части и еще раз просунуть в петлю, но уже сверху вниз.
  3. В результате получится две петельки разного диаметра.
  4. Узел аккуратно стянуть, а свободный конец веревки можно использовать для регулирования размера полученной петли.

Булинь уникален тем, что самопроизвольно не развязывается и не затягивается под нагрузкой. При необходимости его легко можно развязать.

Двойной булинь

Это крепление используется во время спасательных работ на большой высоте, для безопасной транспортировки человека. Из веревки нужно сформировать две петли, большую и поменьше. Петлей большего диаметра обвязывают человека за талию, а меньшую петлю проводят в области подмышек.

Двойной булинь используют для связывания страховочной системы как особо надежный

Двойной булинь используют для связывания страховочной системы как особо надежный

Рабочий конец троса обвести вокруг тела, но в обратном направлении, чтобы получилась вторая петелька. Опять, используя обратное направление, рабочую веревку пропускают вдоль тела и затягивают получившийся двойной узел.

Узел проводник

Сложить веревку так, чтобы получилась петля нужного размера. Верхнюю часть обернуть вокруг основной петли на 180 градусов, пропустить через нее и затянуть.

Такой прочный узелок повсеместно используется в бытовых целях, его легко связать даже одной рукой.

Узел проводник отличается простотой вязки

Узел проводник отличается простотой вязки

К недостаткам такого способа вязки можно отнести то, что он сильно затягивается под нагрузкой, поэтому распутать его довольно сложно.

Узел восьмерка

Выполнить его очень просто, достаточно сформировать на конце веревки петлю, диаметром около 10 см. Пропустить в эту петлю оставшийся конец троса, дважды ее обвить и затянуть. В итоге получается соединение, напоминающее цифру восемь.

Пошаговая инструкция вязания узла восьмерка

Пошаговая инструкция вязания узла восьмерка

Вспомогательные узлы

Профессиональное скалолазание требует определенных навыков в вязании не только основных узлов, но и вспомогательных. Они применяются как для поднятия или спуска грузов, так и при сооружении переправы, перил.

Узел петля Гарда

Потребуется два одинаковых карабина, через которые протягивается веревка. При помощи петли рабочий конец троса продевается в первый по ходу веревки карабин. Основной конец накидывается на рабочий и стягивается.

Узел Гарда используется для страховки, а также при транспортировке пострадавшего

Узел Гарда используется для страховки, а также при транспортировке пострадавшего

Схватывающий узел

Применяется для закрепления страховочного троса на основной веревке. Без нагрузки такой узел позволяет тросу легко двигаться вдоль нее, но при воздействии веса он быстро затягивается.

Схватывающий узел нужен для подстраховки при спуске или подъёме по верёвке

Схватывающий узел нужен для подстраховки при спуске или подъёме по верёвке

Различают несколько схватывающих узлов, но самым распространенным и простым считается узел Прусика. Предварительно из троса сформировать петлю, перебросить ее через основную веревку, трижды вокруг нее обмотать и затянуть.

Узел бахмана и карабинный узел

Узел Бахмана используют для надежного закрепления карабина на веревке. К ней нужно приложить карабин и пропустить через него сложенный в петлю и завязанный на концах трос. Несколько раз обернуть петлей веревку, прижимая ее к карабину, а последний виток пристегнуть в карабин и отрегулировать слабину.

Узел бахмана и карабинный узел обычно применяют для силовых операций с верёвкой

Узел бахмана и карабинный узел обычно применяют для силовых операций с верёвкой

Стремя

Универсальный узел, который можно вязать как на конце, так и в середине веревки. Идеально подходит для крепления троса к карабину. Конец шнура перебросить сквозь карабин, из дальнего конца сделать петлю. В итоге должно получиться 2 одинаковые петельки, но с нахлестом в разные стороны. Вторую петлю пристегнуть в карабин, к первой, а концы веревки затянуть.

Стремя - универсальный узел, который очень просто завязать

Стремя – универсальный узел, который очень просто завязать

Узел уиаа (uiaa)

Известен также как полустремя или узел Мунтера и вяжется двумя разными способами.

  1. Конец веревки провести сквозь карабин, а на втором конце, который примет на себя основную нагрузку, сделать петлю.
  2. Через замок накинуть ее на карабин и хорошо затянуть.

При работе с такими узлами нельзя использовать карабины без муфты.

При правильном завязывании ходовой конец, на котором нет нагрузки, должен находиться на другой стороне от карабинной муфты.

Узел рифовый штыковой

Для альпинистов важна надежность и простота исполнения узлов . Одним из таких и является рифовый штыковой или рыбацкий штык.

  1. Трос дважды пропустить через карабин в одном направлении.
  2. Ходовой конец провести за основным и протянуть через получившиеся петли.
  3. Рабочий кончик еще раз провести за основной веревкой, а потом перед ней и протянуть его в петлю.

Готовый узел затянуть, а свободные концы дополнительно скрепить бечевкой.

Существует еще один интересный узел, получивший название рифовый, и вяжется он совсем по-другому.

Две веревки связать простым узлом, но правый конец должен быть немного длиннее. Длинный кончик сложить петлей и связать, протянув под коротким. В итоге петля окажется закрепленной с левой стороны.

Контрольный узел

Контрольные узлы бывают двух видов: глухой и скользящий. Они препятствуют развязыванию основных и часто служат в качестве страховки.

Глухой узел, или полугрейпвайн, представляет собой маленькую петлю, которая затягивается вокруг основной веревки. Скользящий узел выглядит как самозатягивающаяся петля, которую формируют из простого узла, завязанного вокруг конца основной веревки.

 Контрольные узлы: скользящий (а-б), глухой (в-д)


Контрольные узлы: скользящий (а-б), глухой (в-д)

Прочность альпинистских узлов

Неопытные альпинисты часто не умеют грамотно вязать узлы, поэтому им лучше выбирать надежные и прочные варианты вязки. К ним относятся восьмерка, грейпвайн, узел Прусика и уиаа.

Лучше отдать предпочтение связке, не требующей контрольного узла.

Каждый завязанный узелок ослабляет веревку как минимум на 30 %. Перегибание и сдавливание троса приводит к неравномерной нагрузке на волокна, поэтому лишние узлы на веревке не нужны.

От умения правильно вязать узлы, зависит жизнь и здоровье альпиниста. К этому вопросу надо подходить очень ответственно и как следует потренироваться заранее, перед походом. Кроме того, такой навык всегда пригодится и в повседневной жизни.

А вы умеете вязать альпинистские узлы? Где их используете? Делитесь опытом в комментариях.

Видео по теме


Он также применялся на топах мачт парусных кораблей вместо бугелей с обухами (кова­ных колец со скобами) для крепления бакштагов и штага. Этим узлом пользовались для крепления временных оття­жек при установке мачт и забивке свай.

По-английски названий этого узла « Shamrock Knot », что обозначает трилистник (заячья капуста или кислица), ко­торый является эмблемой Ирландии. Узел можно приме­нить на берегу для крепления флагштоков и антенных мачт, деревьевсаженцев и пр. Если у вас есть кувшин, горлышко которого имеет более-менее большой выступ, с помощью готового узла можете сделать к нему удобную ручку.

Но лучше всего, как убедился автор книги, этим узлом пользоваться для переноски арбузов и крупных дынь. Ведь когда-то на военных парусных кораблях его использовали для переноски ядер. Из куска любого троса длиной 3 метра получается надежная корзинка для самого крупного арбу­за. При этом узел не стоит до конца затягивать, а три его петли нужно связать двумя свободными концами. Из четы­рех известных способов вязки этого топового узла показан­ный на схеме считается лучшим.

Оказавшись в экстремальной ситуации, человеку требуется много умений и опыта, или хотя бы знаний для того, чтобы суметь в этой ситуации выжить. Сегодня поговорим о ситуациях, когда вам понадобятся навыки завязывания прочных узлов. Крепких и надежных узлов существует великое множество, как простых, так и сложных. В данной статье мы приведем лишь примеры простых, но достаточно надежных узлов, которым легко можно обучиться и которые даже могут спасти жизнь.

Беседочный узел для спасения упавшего в воду

Если вдруг вы по какой-либо причине оказались за бортом корабля или любого другого водного транспорта, то чтобы выбраться из воды, скорее всего вам бросят спасательную веревку. Но держаться за мокрую веревку мокрыми руками, к тому же в обессиленном состоянии, выглядит не очень надежно. Поэтому в этом случае нужно веревку вокруг себя обвязать, чтобы спасатели просто вытянули вас наверх. И сделать это надо так, чтобы веревка не развязалась на полпути. Для этого вам можно научиться завязывать беседочный узел, или как его еще называют – незатягивающаяся петля на конце троса. Такой узел, конечно, можно использовать не только в воде – он надежно удержит веревку вокруг вас и при самостраховке на суше.

Беседочный узел совсем не сложный и его можно завязать даже одной рукой всего за несколько секунд:

  • обмотайте веревку вокруг себя,
  • возьмите свободный конец и образуйте на нем петлю по направлению сверху вниз,
  • просуньте конец веревки в петлю наверх,
  • обогните свободным концом сзади основную веревку,
  • просуньте основной конец в ту же петлю, но теперь вниз,
  • туго затяните узел.

Затягивающаяся петля для спасения лодки

Бывают ситуации, когда спасать приходится кого-то, оказавшегося в лодке далеко от берега – например, лодку унесло сильным течением, или моторная лодка попросту заглохла посреди океана. Тога, соорудив из веревки затягивающую петлю, можно зацепиться лодкой к спасательному судну и благополучно отбуксироваться на берег.

Читайте также: