Шов раскол вышивание

Обновлено: 25.04.2024

Всем мяу! Ну то есть на кошачьем это значит "здравствуйте"! Итак, сегодня продолжим развлекаться с ниточками. Главное, не увлечься и не начать играть с моточками, ведь они такие катучие, такие яр-ркие, такие юр-ркие! Сегодня мне понадобятся руки Татьяны, потому что у меня же - лапки! :) И для начала рассмотрим

Шов «изморозь»

Этот необычный шов плетётся иглой. Листочки, чашелистики, лепестки цветов – всё получится объёмным, задорно торчащим.

151. Выведите нитку на лицевую сторону и выньте её из иглы. Иглу воткните в ткань рядом с точкой выхода.

152. Подхватите нить указательным пальцем одной руки, а другой рукой удерживайте её в натянутом положении.

153. Поверните руку так, чтобы на пальчике образовалась петля.

154. Снимите петлю с пальца на иглу.

155. Получится вот так.

56. Подтяните нитку – но не очень сильно! Первая петля готова.

157. Таким же образом нанижите на иглу ещё несколько петель.

158. Теперь вденьте нить в иглу, проведите её на изнанку и закрепите там.

159. Здесь торчушки зелёной ниточкой выращены по кругу – чашелистики как живые! Это объёмный элемент, цветочек на ножке. Устройство таких растений мы будем изучать в старших классах, а вот про чашелистики вы узнали прямо сейчас.

160, 161. Отпустим Татьяну с её человеческими руками, дальше я и сама справлюсь. Что же я, не Тютелька что ли? :):):) Смотрите, какие красивые броши у меня есть с торчушками! :)

О-очень кошачий шов! Самый кошачий. J У него много названий – и турецкий шов, и шиордский узелок, и вытянутые петли. Я решила остановиться на самом логичном. По сути, это почти «назад иголку» с незатянутыми петлями. Для наглядности я буду оставлять большие расстояния и между стежками, и между рядами. Но чем ближе ряды, чем теснее, тем гуще мех.

162. Шов прокалывающий , то есть мы каждый раз будем уводить иглу на изнанку, а потом возвращать на лицевую сторону. Вводим нитку с лицевой стороны, оставив хвостик в качестве первого волоска, и делаем стежок по изнанке.

163. Возвращаем иглу назад, прокалываем расстояние между стежками, нитку подтягиваем до образования петли. Петли оставляйте высотой 1,5 – 2 см - лучше больше, чем меньше. И прекрасно, если вы будете попадать в переходы ниток по изнанке – так вы дополнительно укрепите мех.

164. Продолжаем выращивать петли. Обратите внимание: если в настоящем шве «назад иголку» строчка непрерывна, то здесь точки уколов разные. Это тоже поможет нам попадать в переходы во время проколов.

165. Советую вам всё время придерживать готовые петли, отодвигать их пальчиками от иголки, чтобы они не мешали прокладывать следующий ряд как можно ближе. Здесь ряды раздвинуты только для наглядности!

166. После того, как вы вышьете всего кота… ой, то есть заполните всю нужную форму, петли нужно разрезать, а мех подстричь и расчесать, чтобы он стал гладким, шелковистым.

167. Вот так выглядит этот шов в настоящей работе, а не в учебном курсе. Правда, густой? Для лучшего результата я взяла нить для вязания в четыре сложения и толстую иглу. Ряды прокладывала очень близко. Теперь осталось только разрезать петли и подстричь причёску.

вышивка

Вышивка – замечательный вид рукоделия, который богат разнообразием техник и способов, с помощью которых он выполняется. Каждый вид вышивки или национальной техники вышивки имеет свои особенности. Но общим у них у всех остается одно – швы для вышивки. Существует несколько видов стандартных швов для вышивки, которые в различных комбинациях друг с другом и создают такие неповторимые стили и техники вышивки. В этой статье мы разберем, какие бывают швы для вышивки и как их использовать.

Основные термины и определения

  1. Игла – длинный тонкий заостренный стержень из твёрдого вещества с ушком для вдевания нити с одной стороны. Применяется для шитья.
  2. Рабочая нить – вдетая в иглу нить, с помощью которой выполняются стежки
  3. Прокол – место, в которое игла с рабочей нитью втыкается в ткань
  4. Стежок – расстояние между двумя проколами иглы на поверхности ткани, как на лицевой, так и на изнаночной стороне.

Существует четыре направления, по которым движется игла:

  • острие иглы направлено вперед
  • конец иглы направлен назад
  • игла смотрит вверх
  • острие иглы направлено вниз

и множество вариаций видов швов для ручной вышивки, которые используются по этим направлениям.

Таким образом, швы для вышивки состоят из стежков, разнообразие которых мы разберем ниже по тексту.

Какие бывают швы для вышивки

Шов “вперед иголку”

Шов «вперед иголку» – простейший шов в своем исполнении. При окончательном виде, шов с двух сторон ткани выглядит одинаково. Используется для вышивания четких границ и контуров рисунка, например, при вышивке гладью или крестиком, узоры на блузах, сумках.
Выполняется шов по очерченным линиям рисунка, проделывают «вперед иглу» справа налево, двигаясь, все время вперед, набирая при этом один и сразу несколько стежков. Во время исполнения нужно следить за расстояниями между стежками – они должны быть одинаковыми и равномерными.

шов вперед иголку

Шов “назад иголку”

Этот шов еще называют “за иголку” или “строчка”, “бэкстич”, также очень просто выполняется, а стежки также нужно делать в направлении справа налево. «Строчка» очень похож на шов, проделанный машинкой для шитья. С лицевой стороны шов «строчка» выглядит очень аккуратно, все готовые стежки плотно прилегают друг к другу, а на изнаночной стороне стежок можно сравнить с длиной двух стежков с лицевой части ткани.

Стежки этого шва все должны быть одинаковые. Шов выполняется двумя разными способами, вы можете выбрать тот, который проще для вас.

Способы выполнения:

  • В первом случае иглу с ниткой выводят на лицевую сторону, следующий прокол иглой на ткани делают правее места первого прокола на расстояние, равное длине стежка. Это будет ваш первый лицевой стежок. Далее иглу с нитью протягивают по изнаночной стороне ткани и выводят на лицевую сторону левее 1-го прокола на то же расстояние. Это ваш первый изнаночный стежок.

При выполнении второго стежка, иглу с ниткой ведут слева направо и вкалывают в место прокола, которым заканчивался первый лицевой стежок. Снова проводят иглу на изнаночной стороне ткани и выводят на лицевую сторону левее второго стежка. Потом опять вводят иглу в прокол, который закончил ваш предыдущий стежок. На лицевой стороне этот шов выглядит сплошной строчкой стежков, очень похож на строчку от швейной машины.

строчевый шов назад иголку

  • Во втором случае выполнения строчевого шва, после того, как вывели иглу с нитью на лицевую сторону, делают прокол справа от выхода рабочей нити на то расстояние, которое вы хотите видеть у стежка. Потом протягивают ее по изнаночной стороне ткани и выводят левее первого прокола на расстояние, немного большее, чем длина вашего первого стежка. В этом случае применения такого шва на лицевой стороне получается пунктирная строчка с равным расстоянием между стежками.

шов назад иголку

Папоротниковый стежок

Такой вид стежка используют для создания на поверхности красивых закругленных кружевных строчек. В основном им вышивают ветки деревьев, листьев, водоросли или папоротники. В основном используют такие швы для вышивки природных и цветочных мотивов. Сам шов является секцией из трех прямых стежков (вперед иголку) и все они выходят из одного прокола в ткани.

Выполняется такой папоротниковый шов несложно:

  1. Сделайте диагональный стежок из верхнего левого угла к нижнему правому углу (на рис. из точки 1 в точку 2)
  2. Второй стежок делаем из этого же прокола, идущим прямо. Для этого выводим иглу с изнаночной стороны в точку 3 (на рис. из точки 2 к точке 3)
  3. Третий стежок делается по диагонали из левого нижнего угла в правый верхний. Заканчивается он опять-таки в точке 2 (на рисунке из точки 4 к точке 2).

Вот и все. Продолжайте вышивать такими секциями, пока не дойдете до конца ряда.

папоротниковый шов

Шов в раскол

Этот стежок – базовый среди видов ручных швов для вышивки. Выполнять его можно как самостоятельный элемент мотива, либо как контур, который используют в некоторых видах вышивки.

Техника вышивки этого стежка немного похожа на выполнение тамбурного шва. Выполняется он очень просто, но необходимо, чтобы в игле всегда было четное количество нитей.

  1. Выводим иглу с нитью на лицевую сторону нашей ткани и делаем прямой стежок как в технике “вперед иголку” (рис.А).
  2. Теперь выводим иглу на лицевую сторону близко к предыдущей точке входа иглы и прокалываем нить стежка посередине (поэтому желательно четное количество нитей, чтобы шов смотрелся красиво). (рис.Б)
  3. Далее повторяем всю предыдущую процедуру со следующим стежком. У нас должен получится вот такой красивый шов “в раскол” (рис. В).

шов в раскол

Тамбурный шов

Классический тамбурный шов

Тамбурный шов – простой шов, выполнение которого происходит крючком с острым концом или иглой по готовому рисунку на льне, хлопчатобумажной ткани, шелке или другой ткани. Шов чаще всего выполняется шелковыми, хлопчатобумажными или льняными нитями. Шов применяется для аккуратной вышивки по контуру изделия, для гобелена и глади, в счетных швах, для фиксации края изделия, а также для ровной строчки и ажурной вышивки изделия.

Для облегчения шитья, тамбурный шов советуют исполнять сверху вниз. Игла с нитью выводится на лицевую сторону, делается петля и ведется в ту же точку или рядом, откуда было начало. Все это время петелька не затягивается полностью, и иголка выводится на поверхность ткани в точке, примерно на 0,5 см ниже точки начала. Далее нужно натянуть нитку так, чтобы петля аккуратно легла на ткань. Когда сделана следующая петелька, игла ведется в последнюю точку, где была закончена и выводится опять же на лицевую сторону внутри данной петли. Можно заметить, что шов получается аккуратный, петля в петлю, а на изнаночной стороне – строчный шов.

тамбурный шов

Тамбурный шов зигзагом

Тамбурный шов можно сделать зигзагообразным. Для этого шва иглу с ниткой для следующего стежка цепочки вкалывают в ткань не строго вниз по вертикали, а с наклоном то вправо, то влево. Наклон вы устанавливаете сами по желанию. Он может быть небольшим, а может и существенно отклоняться в стороны. Образуется зигзагообразная цепочка. Такой тип шва можно использовать для вышивания мелких деталей, листиков и лепестков.

тамбурный шов зигзагом

Петля с прикрепом

Этот шов является вариацией тамбурного шва. Единственная разница – при выполнении петли игла вкалывается не в тот же самый прокол, из которого она выходила изначально. Она входит очень близко к нему, но не рядом. Игла с рабочей ниткой выводится на лицевую сторону, но не в середине петли, а в вершине дуги и делается закрепка этой петли. Такие швы используют при вышивании цветов с лепестками, например ромашек или маргариток. Также шов петля вприкреп используется в вышивке лентами.

швы для вышивки петля с прикрепом

Стебельчатый шов

Стебельчатый шов – простой шов, выполняющийся при вышивании гладью на льне или на хлопчатобумажной ткани. При вышивании он выглядит как пара прилегающих друг к другу горизонтальных стежков. Используются такие швы для вышивки рисунков по контуру и для обработки самых маленьких деталей мотива. Вышивка производится на хорошо закрепленном полотне, заранее постиранном и поглаженном. Нить для работы должна быть не слишком длинной, чтобы избежать возможного перекручивания и запутывания.

Техника подразумевает вышивание слева направо. Прикрепляется нить на изнаночной стороне без узелка – двумя последовательными стежками по самому краю рисунка. После в правую сторону вышивается первый стежок. Затем под изнанкой игла возвращается влево и выводится на лицевую сторону в середине первого стежка. Это начало вашего второго стежка.

стебельчатый шов

Нить не должна быть сильно натянута, так как может пойти перекос по рисунку. Важно следить при выполнении следующего стежка, чтобы нитка всегда находилась над иглой. Не под иглой, и всегда с одной стороны от иглы – справа или слева.

Шов Гольбейн

Шов Гольбейн – простой шов, одинаково выглядящий при вышивке с лицевой и с изнаночной стороны. Вышивка швом Гольбейн выглядит как стежки «вперед иголкой». Но после игла возвращается назад, заполняет оставшиеся пустые места между стежками. Опытные вышивальщицы при этом переворачивают ткань и вышивают в обратном направлении к самому первому стежку.

Ткань под вышивку швом Гольбейн подходит хлопчатобумажная или льняная равномерного плетения. Иголка подойдет тонкая гобеленовая с тупым кончиком, такая игла не будет разделять ткань на нити. Рабочая нить должна соответствовать толщине нитям ткани, обычно одинарная.

шов гольбейн

Петельный или обкидной (краеобметочный) шов

Шов петлями или обкидной шов – несложный шов. Такие швы для вышивки используются при создании узоров на ткани, а также для обметки проделанных петель и аккуратной обшивки краев изделия.

Шьют обкидным швом всегда слева направо. Во время вышивания, необходимо следить за нитью, она должна всегда быть перед иглой, делая петлю. Надо вытянуть иголку с рабочей ниткой с изнаночной на лицевую сторону. Опустить нитку вниз и выполнить петлю. Потом выполнить стежок с изнаночной стороны так, чтобы нить находилась под острием иглы. После этого протянуть иголку, чтобы образовалась петля.

Ширина, высота и направление шва всегда определяется самостоятельно. Расстояние между стежками варьируется в зависимости от того, какой шов вы хотите получить – плотный (рис. а) или нет (рис. б).

петельный шов

Шов “елочка”

Шов «елочка» – простой шов для отделки изделий. Внешне шов похож на петельный (обкидной) шов или раскрытую тамбурную петлю.

Шов «елочка» выполняется в два шага. После закрепления нити игла прокалывает лицевую сторону на изнаночную и выводится на лицевую сторону. Рабочая нить обязательно должна находиться под острием иглы. Образовалась одна сторона шва. Следующий стежок выполняется также, но с другой стороны шва и ниже.

шов елочка для вышивки

Крестиковые швы для вышивки

Полукрест или шов роспись

Шов «полукрест» или «роспись» – несложный двусторонний шов, выполняющийся сначала вперед, потом назад (рис. а). По сути, это первая палочка стандартного крестика. Шов начинают с левой стороны направо по контуру узора, прокладывая стежки «вперед иголкой». После этого, наоборот, двигаются с правой стороны налево. При этом заполняют оставшиеся расстояния с предыдущего ряда. Два раза сделанные стежки не перекрываются. Идеальная линия получается при правильном уколе иглой в предыдущий укол.

швы для вышивки роспись

Шов крестик

Шов «крест»– простой шов, получающийся путем двух перекрещивающихся между собой стежков. Вышивают таким швом обычно различные узоры на льне по обозначенной канве или по контуру с определенными точками.

Гобеленовый шов

Он напоминает шов «полукрест», выполненный по диагонали (косое гобеленовое шитье) или по вертикали.

Гобеленовый шов всегда вышивают в одном направлении — слева направо. Косое гобеленовое шитье выполняют диагональным стежком снизу вверх, т.е. из левого нижнего угла в правый верхний. Гобеленовый стежок на лицевой стороне ложится так же, как и полукрест, а с изнанки образуются длинные диагональные стежки, которые занимают два квадрата канвы.

гобеленовый шов

Косая гладь

Шов «косая гладь» служит для заполнения узора, где сама форма, например, небольшие цветы, не предназначена для равного создания стежков. Шов начинается с наметывания контурного шва «вперед иголкой». Далее вся площадь заполняется косыми небольшими стежками. Стежки делаются сверху слева направо.

вышивальные швы косая гладь

“Пышечка”

Шов «Пышечка» или «Горошек» исполняется по двухслойному настилу, поэтому шов на изделии имеет выпуклую поверхность. Контур узора наметывают швом «вперед иголку». Настил прокладывают вдоль формы, далее по настилу контура вышивают двустороннюю гладь.

пышечка с настилом

Венгерский шов

Если вас заинтересовали счетные швы для вышивки, то венгерский стежок – один из них. Это рисунок, состоящий из прямых швов разной длины. Он довольно легок в выполнении и его можно использовать для заполнения больших участков в рисунках. Такой шов очень эффектно выглядит, если он выполнен нитками контрастных цветов.

Как выполняется

  1. Иглу надо вывести на лицевую сторону из левого верхнего угла вашего рисунка. Направление вышивки слева направо. Далее вышейте блок из 3 вертикальных стежков в форме ромба. Длина стежков в 2, 4 и 2 нити канвы. У вас получился ромбик. Продолжайте вышивать ряд с промежутками в 2 нити канвы. Вы их потом заполните другими ромбиками. Направление движения не принципиально. Вы можете начать вышивку с той стороны, с которой вам наиболее удобно.
  2. Чтобы вышить следующий ряд, разверните иглу в конце ряда. Продолжайте вышивку в обратном направлении, справа налево. Таким образом, ваш первый стежок второго ряда будет расположен под первым стежком верхнего блока. Следующий ряд вышивайте такими же блоками стежками той же длины (2-4-2). Накладывать их нужно вплотную к уже ранее вышитым блокам.
  3. Чтобы заполнить ваш рисунок, просто повторяйте ряды.

Изображение пользователя Grach.

Сестры! Если как и я не нашли в этой теме картинок, а очень надо.

Качество, конечно, намного хуже :(

Это страница из книги "Вышивка шерстяными нитками от А до Я"

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

По-моему у Тани эта картинка и была.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя romantaran.

Если не нашли картинок, а очень надо, спрашивайте у меня.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Anechka.

Про картинки поняла - учту на будущее

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Anechka.

Необходимо ли, расщепляя, стежок выводить иглу точно в дырочку от предыдущего стежка?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя pev4ayaValentina.

Необходимо ли, расщепляя, стежок выводить иглу точно в дырочку от предыдущего стежка?

Аня, а что тогда получится? нитка вылетит, если точно в ту дырку воткнешь, откуда выткнешь! Насколько я понимаю, иголку с изнанки выводишь по середине предыдущего стежка, или в 1/3 от предыдущего

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Anechka.

Я плохо наверное написала.. Во тна картинках ясно написано, что делить надо пополам. И выводить в общем-то тоже написано, что в дырочку от предыдущего стежка. Мне просто интересно принципиально попасть именно ТОЧНО в дырочку? Или надо примерно там же. не хочется научится неправильно, а потом переучиваться

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя матушка Виктория.

Нас тоже учили, что на 1/3 от конца стежка нужно выводить иглу.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Anechka.

Ага, то есть первый стежок пополам, а остальные на 1/3 от конца - буду пробовать. Спасибо!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя marinamarskaya.

У меня получается выводить иглу куда попало.

Аня, точно в дырочку не нужно попадать. Раскол не получится, выйдет какой нибудь другой интересный шов.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

И я скажу какой - шов тамбурный в раскол.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя marinamarskaya.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

В дырочку попасть мудрено, а вот мне все же кажется, что правильней в середине стежок раскалывать, а не на 1/3.

Марина, твое мнение?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя матушка Виктория.

Короткие стежки (2-3 мм) нужно ли обязательно раскалывать?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

А какие у Вас не короткие?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя матушка Виктория.

а не короткие - 4-5. Неужели 2 мм - это нормальная длина стежка? Тогда я совершенно неправильно обучена этому шву.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Я обучалась сама-то по инету.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Мария_Qлыбина.

а не короткие - 4-5. Неужели 2 мм - это нормальная длина стежка? Тогда я совершенно неправильно обучена этому шву.

К вышивке любым швом не надо подходить так формально. Длина стежка зависит от качества и тощины ниток, изгиба вышиваемой строчки (чем меньше радиус изгиба направления, тем мельче стежки), от "руки" вышивальщицы.

Если Вас не удовлетворяет полученный результат, то нужно разобраться, что Вы делаете не так. Если результат эстетичен и техничен - какая разница, как именно Вы его добились? :))

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя marinamarskaya.

Елена Юрьевна, я уже написала, что расскалываю куда попало. Целюсь примерно в середину, а получается и середина, и 1\3, и 2\3, и т. п.

Согласна с Машей, формально подходить- не на том внимание сосредотачивать.

К вышивке любым швом не надо подходить так формально. Длина стежка зависит от качества и тощины ниток, изгиба вышиваемой строчки (чем меньше радиус изгиба направления, тем мельче стежки), от "руки" вышивальщицы.

Если Вас не удовлетворяет полученный результат, то нужно разобраться, что Вы делаете не так. Если результат эстетичен и техничен - какая разница, как именно Вы его добились? :))

Про эстетику ничего не понимаю, но догадываюсь, что результат должен радовать. Меня результат радует тогда, когда фактура соответствует стилю шитья на который ориентируемся. Когда выходит убедительно, радуемся, только и это частности по сравнению с вопросами, что такое Канон в церковном шитье (лицевом в частности) и каков смысл вышитой иконы (соответствующие, почти безответные, темы на форуме есть). Ответив на эти вопросы всё остальное решиться само собой. Формальный подход испарится как дурной сон

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

. когда фактура соответствует стилю шитья на который ориентируемся.

Мариночка, можно подробнее об этом вопросе?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя marinamarskaya.

Лена, не совсем поняла о чем подробнее?

Про шов подробно в данной ветке.

Про смысл вышитой иконы пытаемся приступить к пониманию здесь:

Про то , что такое канон в искусстве Православной Церкви начали (если не ошибаюсь, и не было чего-то ранее) собирать материал для понимания здесь:

До понятия канона в церковном шитье (лицевом вчастности) разговор, в вышеуказанной ветке, еще не дошел.

Мне самой необходимо сформировать для себя цельное представление о том

Что такое Канон в церковном шитье (лицевом в частности) и каков смысл вышитой иконы.

На сегодняшний день на эти ключевые вопросы внятного ответа в среде вышивальщиц нет. А без понимания сего всё, что мы делаем является безответственной самодеятельностью и иммитацией. Мы можем безконечно говорить друг другу приятные слова о том, как мы стараемся для Церкви сделать красивые и нужные ткани. А если прибавим штучку, или убавим диаметр будет то-то и то-то, если воткнем иглу правее или левее, будет прекрасно или неудачно.

Но на самом деле ходим по замкнутому кругу и не ведаем, что творим.

Существует устойчивый миф, что где-то сидят умные и всезнающие люди, которых можно спросить обо всем.

Но во-первых годы идут, а никто не ищет этих специалистов и не спрашивает. А во-вторых: может оказаться, что таковых людей и вовсе нет. Окажется, что никто не изучал канон в церковном шитье (лицевом в частности) и смысл вышитой иконы.

Может быть я в деревне совсем опростилась, и потеряла связь с реальностью, поднимаю вопросы давно ясные и прозрачные всем, уважающим свое дело, мастерицам?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Но во-первых годы идут, а никто не ищет этих специалистов и не спрашивает. А во-вторых: может оказаться, что таковых людей и вовсе нет. Окажется, что никто не изучал канон в церковном шитье (лицевом в частности) и смысл вышитой иконы.

Да никто и не в шитье канон не изучал. Интутитивно человек церковный и неравнодушный к церковному искусству чувствует, что можно, а что нельзя. Но это нигде не сформулировано. Мы часто слышим: это в рамках канона, это неканонично. А спроси такого человека, об чем, собсно, речь, он и не сможет ничего внятного ответить. Беда. А годы проходят, всё лучшие годы.

Я думаю (сейчас вот пришла в голову мысль), что канон связан с Преданием, а не с Писанием. Отсюда и некая его . не то чтобы размытость, а несформулированность, а в некоторых случаях "мифичность", хотя слово не очень-то подходит.

Про облачения. Могу высказать только свое личное мнение. Лобуды уж как-то слишком много. Когда-то на службе в Оптиной я поймала себя на мысли, как ХОРОШО, СВОБОДНО и прекрасно ощущаешь себя там в храме, когда выходят в центр храма отцы, все в одинаковых облачениях (цвет тогда был белый), из одной ткани, ну галун м. б. разный, кресты (возможно, сейчас этого не помню). И - ХОРОШО! Как будто освобождение от чего-то лишнего, вычурного, отвлекающего внимание, и в конечном счете нарушающего возвышенный и чистый строй богослужения, где главное -МОЛИТВА. Вобщем, мне нравится простота. Конечно, облачения чистые, не мятые. Это и есть для меня идеал.

А в других храмах и на фотографиях видела отцов на праздничном богослужении, когда все в один храм съезжаются в своих самых "парадных" ризах. Как на балу. Ну жуть! Облачения расшиты какими-то безвкусными "кустами", пластмассовыми жемчугами-брильянтами, мишурой. Как дешевые театральные костюмы. Ужасно ,но у меня в голове вертится фраза знакомой художницы, сказанная о современной церковной вышивке (!): дикари любят все яркое.

Еще помню, что мы всегда к вышивке старались подбирать не церковную парчу, а какие-то более интересные ткани, чем-то похожие на древние. А сейчас мне кажется, что современная церковная парча уже настолько хороша сама по себе, что ничем украшать ее не требуется. И если бы в 16 веке у наших предшественниц был такой выбор - мне кажется, они бы сделали его в пользу строгого благородства крестчатой парчи. Вот такие крамольные мысли.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Почему=то комментарий написала в теме "шов в раскол". ну, где вопрос - там и ответ.

Изображение пользователя Anastasiya.

Здравствуйте! Я совсем новенькая в церковном шитье. Вышиваю только крестиком и бисером монастырским швом по счётным схемам. Хочу научиться так, как вы вышиваете, но живу далеко, поэтому нет возможности обучаться на курсах. Много чего узнала здесь на сайте (спасибо!). Пожалуйста, дайте ссылку, где можно научиться швам, особенно тем, которыми вышиваются лики и одежда на иконах.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Анастасия,
изучите в верхнем меню раздел "Техника вышивки", потом "статьи", потом журналы Убрус и дойдете потихоньку до лицевого.
Елена

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Anastasiya.

Спасибо, Елена, за Ваш ответ. Технику вышивки потихоньку изучаю. Статьи, в основном, по истории вышивки, а мне хотелось бы технику изучить. Журнал Убрус скачиваю. Очень хочется вышивать иконы гладью. Прочитала в форуме про швы для ликов. Что такое шов "в прикреп" и "в раскол"? Как их вышивать? Поняла, что швы не простые, но буду тренироваться прежде чем за икону взяться. С них можно начать? Пока не готова шнуром и жемчугом вышивать, хотя эти техники проще освоить. Ещё раз спасибо. Настя

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Здравствуйте, Настя! Я не специалист в церковной вышивке, скорее начинающая, но отвечу вам, как сама понимаю, и что нам говорили преподаватели.
Начинать надо обязательно - от простого к сложному. Начинайте обязательно с орнаментов, набивайте руку, тренируйтесь. Вышивка ликов - это очень сложно. Иконописцев как учили - сначала они годами писали доличное, и только спустя очень многое время им разрешали писать лики, то же и с вышивальщицами. К иконе же, вообще, надо подходить очень благоговейно, тут нельзя так сразу, по-моему, захотелось - села - вышила. Если вы еще даже швов не знаете, то не нужно браться за святые образы, я вам советую и прошу.
А почему вы "пока не готовы шнуром и жемчугом вышивать"? Или вы считаете, что икону вышить проще? Тогда Вы очень глубоко заблуждаетесь. В интернете можно увидеть очень много пародий на святые образа, и всегда со скорбью печалью смотришь это идумаешь - неужели люди не понимают, что за такое вот искажение Образа им придется отвечать?
В мастерских, я знаю, два-три года ученицы учатся разным техникам, и только потом лицевому шитью.
Так что очень прошу, подумайте, с чего стоит начать.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя pev4ayaValentina.


Я, Настя, подписываюсь под мнением Татьяны. Из личного опыта могу сказать, что мне вот так же, как и Вам, однажды ужасно захотелось вышить икону ( а тогда не было ни литературы, ни инета, вообще я была лишена информации, варилась в собственном соку). Вышила я несколько икон. Я не жалею, что их вышила, но вот теперь я смотрю на них и думаю, как бы мне коренным образом переделать нимбы, вышить фон. А прорись иконы! это так важно, плохой прорисью можно испортить хорошую работу вышивальщицы. Насчет техники вышивки есть в каждом номере Убруса, и ОЧЕНЬ много, по крупицам здесь, на сайте. Если не поленитесь, будете читать форум, узнаете оч. много для себя по технике вышивки, такие важные здесь "мелочи" можно увидеть.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Elen.

Настя, а Вы уже хорошо вышиваете гладью? как подготовкой к лицевому шитью может быть совершенствование этой техники. Шитье в раскол — это та же гладь, только последующий стежок расщепляется, выходит из середины предыдущего.
Еще хорошо походить на уроки иконописи, может быть у вас есть такие в воскресной школе, например? Или заниматься частным образом с иконописцем. Учиться рисунку в этом деле еще важнее, чем знать технику шитья.
Также нужно благословение духовника.
И помоги Гоподь в благом деле.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя marinamarskaya.

Танечка, в нашей мастерской образцы швов изучают с сентября по декабрь (4 месяца). В январе уже начинаем шить личное. Только не на образце уже , а сразу на пелене или закладке.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Elen.

Да, это счастье учиться в мастерской, самому очень сложно, проверено на многолетнем опыте :)

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Elllena.

ой,мне кажется,девушку напугали.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Elllena.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Не знала, Марина, простите. Но ведь целых 4 месяца все-таки изучают у вас швы!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя pev4ayaValentina.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя alena.

Марина, а занятия эти 4 месяца сколько раз в неделю? И еще какие предметы изучаются за эти 4 месяца? Наверно, и рисунок иконный есть? И орнаментальный? Вобще интересно было бы узнать как у вас это организовано. А орнаментальное шитье когда изучается? простите что столько сразу вопросов.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Это здорово! Так много времени еще впереди остается на освоение мастерства! Но ведь, как я понимаю, на обучение шитью поступают люди, которые сдали экзамены вступительные на равных с иконописцами? А для этого нужно уметь рисовать очень хорошо! У меня есть знакомые иконописцы, которые несколько лет поступали в Икон. Школу при Лавре. При этом они уже умели писать. У нас в храме висит, например, большая икона Оптинских старцев, написанная В. М. Он писал ее еще до поступления к Вам. И не поступил в тот год. Все-таки хоть мнимальная подготовка, но нужна, мне кажется.
П. С. Хотя я в свое время начинала тоже с вышивки икон.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя marinamarskaya.

Леночка, действительно, к поступлению готовиться необходимо, как в любое официальное учебное заведение. Но здесь, как я поняла вопрос о том кому когда приступать к вышивке личного.
Есть следующие примеры из нашей практики: Иоанка Петрова(как гражданка Польши шла вне экзаменов) вовсе не умела не рисовать, не вышивать. Приехала к нам сразу по окончании обычной школы. Проблем ни со швами , ни с личным у неё небыло. И это "не случайность, не совпадение и не привычка" :)
Просто основной упор в процессе обучения лицевому шитью делается на самостоятельную работу в музее непосредственно у древних образцов.
Так же можно привести в пример тех, кто приезжает на стажировку. Время стажировщиков ограничено их возможностями, поэтому часто бывает, что начинаем прямо с личного. Некоторые из них не умеют рисовать, но с поставленными задачами справляются успешно. Опять таки, если имеют усердие посещать музей Ризницу.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя marinamarskaya.

Алёна, наша Мастерская является отделением Иконописной школы при Московской Духовной Академии. занятия по специальности на первом курсе всего два дня в неделю. В остальные дни очень много теоретических предметов : катехиз, литургика, церковно-славянский язык, история Нового Завета, история Ветхого завета, иконоведение и т.д.

Специального предмета по иконному рисунку на отделении лицевого шитья, к сожалению, пока нет. Но есть возможность изучать иконописание в Иконописном кружке (созданном для всех учащихся духовных школ). Нынешний 3й курс постоянно посещал кружок, и вот, к концу этого полугодия они смогли показать даже первые свои законченные иконы. Теорию и рисование орнамента девушки этого курса изучали самостоятельно, пригласив преподавателя из Дубны. Заведующий Иконописной школы о.Лука поддерживает подобные инициативы, что позволяет творчески корректировать программу с пользой для дела.
Орнаментальное шитье как таковое мы не изучаем, т.к. древний орнамент выполнялся теми самыми швами, образцы которых мы шьем с сентября по декабрь.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя marinamarskaya.

Согласна с Elen. Рисунок, действительно очень важен. Но "неумение" рисовать не причина отказываться от идеи заниматься лицевым шитьем. Елена Юрьевна обычно в таких случаях говорит: "Вы все умеете, просто об этом еще не знаете " :)
Когда возникнут вопросы по рисунку, тогда понятно станет зачем он нужен и чему нужно научиться.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Anastasiya.

Большое спасибо всем за комментарии.

Татьяна, у меня нет никаких сомнений, что для вышивки ликов нужен большой опыт. То, что я хочу изучить швы, вовсе не значит, что я завтра сяду икону шить и что я легкомысленно отношусь к иконам. Извините, если моя тема создала у Вас такое впечатление. Сначала потренируюсь просто на ткани, потом на рисунках обычных людей, а когда буду довольна результатом, возьмусь за икону. А до тех пор много воды утечёт. Наверное, я неправильно выразилась, я не готова вышивать шнуром и жемчугом, потому что мне больше нравятся работы, выполненные лицевым шитьём. Я уверена, что вышить икону в такой технике гораздо труднее, чем в других. Но меня она привлекает больше всего, поэтому и хочу научиться именно ей. Может быть, я никогда не буду вышивать шнуром. А как создать лик в других техниках? Ну не лежит у меня душа к вышивке орнаментов.

Валентина, мне кажется, что всегда мы будем стремиться к совершенству. Какие бы работы мы не выполняли, позже мы увидим недостатки в них и что-то захотим изменить. Прорись я планирую изучать параллельно.

Марина, огромное спасибо за поддержку!

Елена, конечно лучше учиться в мастерской, но не у всех есть такая возможность. А желание огромное. Приходится учиться самой.

Елена, гладью немножко вышивала. А что значит последующий стежок расщепляется? Сама нитка расщепляется?

Я благодарна всем, кто откликнулся на мою тему. Каждое мнение мне интересно. Настя

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Тема интересна и для меня - давно хотелось услышать разные мнения "по поводу".

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Elllena.

у вас потрясающий настрой! все будет ХОРОШО!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Jelena.

Марина, у меня в связи с этим обсуждением еще неск. вопросов. По методике. Как проходит обучение по специальности? Есть ли какие-то общие занятия, теоретические или практические? Или преподаватель занимается с каждым студентом индивидуально? Я имею в виду, что каждый берет какую-то работу и делает ее под руководством преподавателя?
Предлагаю открыть отдельную тему, посвященную мастерской Лиц.шитья Икон.Школы при МДА.
И тема про методику преподавания была бы не лишней!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Anastasiya.

Марина, очень благодарна за Ваши объяснения, они весьма полезны и придают уверенности новичкам. Если я правильно поняла, после изучения техники швов Ваши студенты работают с музейными образцами лицевого шитья. Что конкретно они изучают там? Направление швов и притенения? Пытаются ли они воспроизвести образец или просто изучают, а затем возвращаются к своей работе? Делают ли зарисовки? Я согласна с Еленой, тема о Вашей мастерской действительно помогла бы многим, кто стремится овладеть техникой лицевого шитья и была бы интересна тем, кто прекрасно ей владеет и обучает студентов. Ещё раз спасибо за Ваши комментарии. Настя

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Anastasiya.

Так как же швы-то делать?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя alena.

Помнится, Татьяна Грач выкладывала картинки из какой-то книжки. Кто даст ссылку.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Jelena! "За"! "За"! и еще раз за темы, к-рые вы предлагаете, они уж точно не лишние.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Elen.

///А что значит последующий стежок расщепляется? Сама нитка расщепляется?///
Делается стежок, а следующий стежок начинается из середины предыдущего. Таким образом шьется стебелек по форме рисунка. Дальше, последующий стебелек шьется вплотную, рядом с предыдущим.
В методичках, конечно, Вам будет понятнее.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Anastasiya.

Елена, Спасибо за объяснение. Поняла.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Anastasiya.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Anastasiya.

Ещё вопрос. Каким швом вышивается прорись и что в лике вышивается швом в раскол и что в прикреп?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Elen.

Контур шьется стебельком, а фон, т.е. сам лик и руки враскол. Прикреп делается на золоте и серебре — в доличном, т.е. то что НЕ лики и руки.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Изображение пользователя Anastasiya.

Ёще раз спасибо, Елена, за объяснение. Вот только не поняла про стебелёк, что это такое?


О том, что такое гладь с настилом, пишут буквально во всех учебниках по вышивке и на всех вышивальных сайтах, и в этом виде вышивки как будто бы нет ничего сложного! Но тем не менее далеко не все знают, что гладь с настилом бывает нескольких видов, каждый из которых можно и нужно включить в арсенал своих излюбленных техник и стежков.

Итак, что же такое гладь с настилом – это обычные прямые двухсторонние гладьевые стежки, проложенные по предварительно вышитому или выложенному «настилу». Остановимся сначала на вышитом настиле. Он может быть очень разным: традиционным считается настил, выполненный короткими прямыми заполняющими стежками.

Сначала контур фигуры обшивается швом – тамбурным, в раскол или стежком «назад иголку».

гладь с настилом выпуклая

Затем плоскость фигуры заполняется прямыми стежками. В данном случае серединка не заполнялась, чтобы потом в центре листочка получилась красивая впадинка-прожилка, но вы также можете заполнить всю фигуру целиком.

гладь с настилом выпуклая

На последнем этапе выполняется финальный «слой» стежков – и контурный шов и настил прячутся под плотными верхними стежками. Причем стежки эти должны лежать ровно, как бревнышки, один к другому.

гладь с настилом выпуклая

гладь с настилом выпуклая

Триш Бурр в одной из своих статей обращает на это особенное внимание. Слева пример правильно уложенных стежков, а справа – стежков, немного наплывающих друг на друга, такие не дадут в итоге красивого результата.
Фото: Trish Burr

Ниже хороший пример использования Триш Бурр глади с настилом: картина становится более выпуклой и рельефной, добавляя изображению особой глубины.

гладь с настилом выпуклая

Фото: Trish Burr

Но вы также можете вышить и более сложный настил для того, чтобы ваша фигура была еще более выпуклой, например, вот так:

гладь с настилом выпуклая

В этом варианте «подушка» выполнена тамбурными стежками в четыре слоя, каждый из которых перпендикулярен предыдущему. Верхнее покрытие выполняется в данном случае не прямыми стежками, а короткими и длинными стежками.

гладь с настилом выпуклая

Фото: needle&thread

Если ваша верхнее покрытие будет выполняться короткими и длинными стежками, нужно иметь ввиду важный момент – ваш финальный слой настила должен быть так же перпендикулярен верхнему покрытию, поэтому следует заранее продумать, с какого направления стежков вы начнете.

Кроме вышитых, бывают и другие настилы – например, гладь по шнуру или веревке.

В этом случае используется толстый шнурок, который предварительно фиксируется на ткани, а затем обшивается такими же ровно уложенными прямыми стежками, как и в обычном виде глади с настилом.

гладь с настилом по шнуру

Также существует гладь из войлочного настила – на фигуре выкладывается «подушка» из войлока, который затем также обшивается прямыми стежками.

гладь с настилом выпуклая

Фото: Di van Niekerk

На этом премудрости глади с настилом заканчиваются! Единственное, что хотелось бы добавить, возможности этой техники очень уместны в самых разнообразных стилях, от якобинской вышивки до высокореалистичной вышивки гладью. Поэтому пробуйте, экспериментируйте и обязательно делитесь результатами в группе Красной нити!

Читайте также: