Страна в честь которой называется двойной крест в вышивании

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 03.10.2024

"Лотарингский крест" - условное название креста с двумя горизонтальными перекладинами. Как правило, перекладины имеют одинаковый размер и отстоят от верхнего и нижнего концов креста на одинаковое расстояние. Но довольно часто "лотарингским" называют и крест в более короткой верхней перекладиной, и с двумя перекладинами смещенными к верхнему концу креста. То есть "типовой особенностью" такого креста являются именно две перекладины.

Двойной крест, получивший затем название "лотарингского" использовался периодически разными европейскими королями. Вряд ли в глубокой древности он воспринимался как чей-то отличительный знак, скорее он подчеркивал приверженность христианской религии, знак божественного одобрения свершений. Такой же крест историки "задним числом" приписывали лидеру первого крестового похода герцогу Нижней Лотарингии Готфриду Бульонскому . Такой же крест использовали тамплиеры. Именно такой крест считали своим знаком венгерские короли династии Арпадов, а также пришедшая им на смену в Венгрии Анжуйская династия. Анжуйские же видимо завезли этот крест и во Францию. В XIV веке Луи Анжуйский основал орден "Анжуйского креста", и его главным символом стал именно двойной крест. Вероятно, изображением двойного креста анжуйская династия подчеркивала владение одной из реликвий христианства - частиц креста, на котором был распят Иисус, привезенных из Святой Земли крестоносцами и хранящихся в Соборе Парижской Богоматери (таких признаваемых католической церковью частей креста предостаточно, но наиболее известные хранятся в Париже, Риме, Флоренции и Пизе).

Почти герб Лотарингии

Но название "лотарингский" приклеилось к двойному кресту после того, как в битве у Нанси (1477 г) герцог Лотарингский Рене II впервые использовал его как отличительную эмблему своего лотарингского войска в противовес используемой его врагами, войском Карла Смелого, эмблеме в виде "пнистого" бургундского креста.

Гербом Лотарингии "лотарингский крест" так и не стал, с древности герб герцогства представлял собой золотое поле с красной перевязью, на которой три орлика (алериона). Но тем не менее и двойному кресту нашлось место - он стал одним из популярных сюжетов при лотарингском дворе, которым декорировались и гербы, и предметы обихода герцогов.

Рельефы с гербом Лотарингии (18 в) практически "напичканы" изображениями лотарингских крестов. Они и в орнаментах, они и по углам, они и внутри короны, и даже на шеях орлов-щитодержателей одеты цепочки с лотарингскими крестами.

Рельефы с гербом Лотарингии (18 в) практически "напичканы" изображениями лотарингских крестов. Они и в орнаментах, они и по углам, они и внутри короны, и даже на шеях орлов-щитодержателей одеты цепочки с лотарингскими крестами.

Жанна д`Арк и лотарингский крест

Лотарингский крест также считается одной из эмблем национальной героини Франции Жанны д`Арк . Её детство прошло в лотарингской деревне Домреми, известен факт ее встречи с лотарингским герцогом Рене (дедушкой упоминаемого выше Рене II. До сих пор на различных памятных сувенирах в честь Жанны изображается "лотарингский крест".

Хотя на дарованном Жанне в 1429 году Карлом II гербе никакого двойного креста не было. А были меч, корона и две королевские лилии.

Знак борьбы с туберкулезом

Когда встал вопрос выбора символа для международного движения борьбы с туберкулезом, французский врач Жильбер Серсирон предложил использовать личный знак одного из лидеров крестовых походов герцога Лотарингского Готфрида Бульонского (уже упоминаемого в нашей статье) - двойной крест, т.к. международная борьба с туберкулезом это новый крестовый поход против опасного врага - смертельной болезни.

Непочтовые марки Советской Украины и Италии, посвященные борьбе с туберкулезом. На обоих - лотарингские кресты.

Непочтовые марки Советской Украины и Италии, посвященные борьбе с туберкулезом. На обоих - лотарингские кресты.

Некоторое время двойной крест использовался даже советскими борцами с туберкулезом, но затем был заменен на более религиозно нейтральный символ - ромашку.

Свободная Франция

Следующая глава в истории лотарингского креста - использование его "Свободной Францией" в годы второй мировой войны. Лотарингский крест показался Шарлю де Голлю красивой и красноречивой эмблемой в противовес нацистской свастике или применяемому французскими правыми топору. Но главной причиной, видимо, стала очевидная параллель использования такого креста с Жанной д`Арк. Жанна возглавила борьбу французов с английскими завоевателями, а "Свободная Франция" Шарля де Голля сделала практически то же самое через пятьсот лет в оккупированной нацистами Франции.

"Лорен-Дитрих". Опять лотарингский крест

После мировых войн вся Лотарингия вошла в состав Франции. Но в начале ХХ века она несколько раз переходила от Франции к Германии и наоборот. Предприятие барона Эжена де Дитриха находилось на территории Германии и выпускало в основном железнодорожное оборудование; а за границей, во Франции, было открыто лотарингское подразделение фирмы "де Дитрих", которое так и назвали "лотарингский Дитрих" - Lorraine Dietrich.

"Лорен-Дитрихи" были хорошо известны в России, но производство свернули к 1930-м годам. И мы бы запросто забыли некогда популярную автомобильную марку (как забыли о "Кордах", "Амилькарах", "Дюзенбергах" и "Хорьхах" ), если бы не "Золотой телёнок" Ильфа и Петрова. Ведь знаменитая "Антилопа-Гну" идентифицировалась Адамом Козлевичем именно как "Лорен-Дитрих".

— Ну, что это за название? Машина, как военный корабль, должна иметь собственное имя. Ваш «Лорен-Дитрих» отличается замечательной скоростью и благородной красотой линий. Посему предлагаю присвоить машине название — Антилопа. Антилопа-Гну. Кто против? Единогласно.

Логотипом "Лорен-Дитрихов" стал уже известный нам лотарингский крест. Сначала огромный крест просто крепили на решетку радиатора, чуть позже появился изящный круглый логотип, где лотарингский крест окружали два аиста. Поэтому на "Антилопе-Гну" тоже был двойной лотарингский крест. Ильф и Петров вполне определенно об этом сказали:

Порода машины была неизвестна, но Адам Казимирович утверждал, что это «Лорен-Дитрих». В виде доказательства он приколотил к радиатору автомобиля медную бляшку с лорендитриховской фабричной маркой.

Государственные символы Франции

А как же с современной Францией? Отразился ли этот древний и раскрученный символ в государственной символике? Да!

Во-первых лотарингский крест украшает "почетный гюйс" ВМФ, который несут корабли, наследовавшие названия боевых кораблей "Свободной Франции".

А во-вторых с 2018 года к привычной государственной эмблеме Франции (как известно, Франция не имеет официального герба; республиканская власть до сих пор считает гербы пережитком монархии; но по факту существует государственная эмблема, используемая на паспортах, дипломатических представительствах и т.п; в состав этой эмблемы входит ликторский пучок (фашина) с секирой, пелта с литерами "FR", ветви дуба и лавра) добавился небольшой лотарингский крестик.

Фрагмент оформления веб-сайта президентской администрации Франции. В центре на фашине хорошо виден лотарингский крест.

Фрагмент оформления веб-сайта президентской администрации Франции. В центре на фашине хорошо виден лотарингский крест.

Так что Эммануэль Макрон наконец-то ввел в государственную геральдику один из наиболее уважаемых французских символов.


Список вопросов теста

Вопрос 1

Выберите швы, которые относятся к счётным швам:

  • набор
  • счётная гладь
  • роспись
  • гобеленовый шов
  • счётный крест
Вопрос 2

К какому видов швов относится шов, показанный на рисунке?


  • набор
  • роспись
  • счётная гладь
Вопрос 3

Как по-другому называется шов набор?

Вопрос 4

К какому видов швов относится шов, показанный на рисунке?


  • набор
  • роспись
  • русская гладь
Вопрос 5

К какому видов швов относится шов, показанный на рисунке?


  • набор
  • роспись
  • счётная гладь
Вопрос 6

Укажите номер рисунка, который показывает прямую счётную гладь.


Вопрос 7


Укажите номер рисунка, который показывает косую счётную гладь.

Болгарский или двойной крест очень красиво смотрится в геометрических рисунках. Вышивка болгарским крестом кажется мне сложной и труднозатратной.

Несмотря на сложность и на время, затраченное на работу, болгарский крестик привлекает внимание своим рельефом и геометрией.

Вышитые ниточки в крестике образуют узор, который напоминает снежинку.

Болгарский крестик это обычный прямой крестик и крестик, сделанный по диагонали.

  • Совмещая два крестика вышивка становится объемной, рельефной.

Вышивать болгарский крестик начинают с диагонального стежка, и лишь затем горизонтальный, потом опять диагональный и вертикальный полукрестики.

  • Таким образом, работа по времени и трудозатратам увеличивается вдвое.
  • Болгарский крест более плотный. Расход мулине возрастает, но и вышивка становится рельефней. Обычно вышивка болгарским крестом выполняется меньшим сложением нитей мулине, чем обычный крестик, не более чем в два сложения.

Но зато вышитая подушка или покрывало получаются мягким и упругим, так как ниточки наслаиваются друг на друга.

И приведенный выше пример техники это всего лишь один из приемов. Каждая вышивальщица продумывает свой путь, так как ей удобней.

Изнанка при вышивке болгарским крестиком получается запутаннее. Именно поэтому чаще всего таким крестиком вышивают подушки, изделия, где изнанку будет не видно.

Конечно есть такие мастерицы, которые выполняют работу идеально!

И тогда, с изнаночной стороны у них получается ровный квадрат.

Что бы изнанка была ровная, необходимо вышивать все части крестика в одном направлении.

  • Начиная делать крестик с левого нижнего угла, работу надо продолжать именно слева направо.
  • Если нарушить движение, то и нитка будет ложится на разных участках по разному, работа будет неаккуратной и изнанка путанной.
  • Чтобы добиться такого придется тренироваться, изучить и довести до автоматизма технику. А на первый взгляд ведь можно подумать, что ничего сложного в болгарском крестике нет.

Вот так вблизи выглядит вышитый болгарский крестик.

Эту фотографию я сделала совсем недавно.

Работа выполнена, как я подозреваю в советское время, мулине кировское (а другого и не было). Видно, что ниточки поблекли и пожелтели.

Не знаю, сколько это вышивка провалялась в чемодане, пока не попала на барахолку, где я ее и увидела.

Рисунки для вышивки были простые, не затейливые. Оттенков для работы использовали не много. Не было такого разнообразия мулине как сейчас, основы, просто брали и вышивали.

Несмотря на дефицит, всем хотелось украсить свой дом. И тут уж кто как умел, тот так и вышил. И гладь, и ришелье, и мережка, и болгарский крест и конечно обычный крестик - все умели! Так вышивали наши бабушки.

В Болгарии ручной труд популярен и по сей день.

На курортах совсем недавно можно было купить изделия, сделанные болгарскими мастерицами вручную. Будут возможны поездки в этом году или нет - увидим.

История возникновения вышивки крестиком

Вышивка крестом – это самый древний вид рукоделия. Ведь крестиком вышивали еще наши бабушки и прабабушки. Во многих домах можно найти старинное вышитое полотенце или подушку.

Что же заставляет человека взять нитки и начать вышивать? Кого-то увлекает создание красоты. Когда твоими руками и на твоих глазах рождается настоящая красота. Для кого-то это отдушина после нудной работы.

История возникновения вышивки крестом

Вышивка крестиком является одним из самых древнейших видов рукоделия. Точное время появления вышивки истории неизвестно. Нет и сведений, когда же вышивка крестиком стала отдельным видом рукоделия. В наше время имеются образцы вышивки даже XX века. Но очевидно, что вышивка возникла гораздо раньше.

Вышивание – один из видов рукоделия, уходящий своими корнями еще в первобытную культуру. Первоначально в качестве материала для вышивки использовались волокна конопли, кожа животных, шерсть, волосы.

Историки утверждают, что вышивкой занимались все древние народы. У разных народов были свои цвета в вышивках. Свои узоры, которые отличались. В вышивке отражался национальный колорит и виденье прекрасного у каждого народа.

Иголка для вышивания до тех пор, пока не стала металлической, делалась из различных материалов: костей убитых животных, сочков деревьев и рыбьих костей.

В качестве нитей для вышивки, использовались высушенные жилы животных.

История вышивки Западной Европы

Вышивка крестиком в Византийской империи, выделялась красотой шёлкового шитья (серебро, золото) и разнообразными узорами. Исторически это значительно повлияли на развитие вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные орнаменты и техника.

В ХVI веке в Западной Европе счетная вышивка приобрела особую популярность. В то время большей частью сюжетов для вышивки были библейские сюжеты.

В XVIII веке в вышивке крестиком стал более заметен классический стежок. Тематики вышивок стали более разнообразны.

H2. История вышивки на Востоке

В восточных странах вышивкой традиционно украшали предметы домашнего обихода – накидки, ковры, вьючные мешки. Вышивки на Востоке всегда отличались большим разнообразием цветов и сложностью узоров.

Вышивки Индии и Ирана отличаются большим разнообразием изображались птицы, животные, растительные мотивы и классический национальный литературный сюжет.

H2. Краткая история вышивки крестиком

Еще в XVI веке вышивка крестиком считалась занятием для богатых, но с ХVIII века вышивка вошла в дома всех без исключения слоев населения.

Вышивку того времени можно разделить на:

Вышивка народная была связана с обрядами и обычаями. Вышивка играла не только роль украшения. Она играла роль оберега, располагаясь на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. на воротнике, рукавах, подоле).

Современная вышивка

Вышивку крестиком можно превратить в любимое занятие, занимаясь которым в свободное время можно создавать красивые и оригинальные предметы интерьера, которые в любой дом привнесут уютный. А вышивка на подушках, рубашках и полотенцах может послужить отличным сувениром или подарком.

Сейчас существует большое разнообразие техник: вышивка гладью, крестом, лентами, ковровая техника, гобелен. Благодаря такому огромному разнообразию техник вышивки, несомненно, получиться воплотить в работе любые задумки дизайнеров или художников.

Вышивают бумагой, шелком, нитками, золотом, шерстью, с использованием бус, серебром, бисером, стеклярусом, иногда настоящим жемчугом, с применением блёсток, монет, а также самоцветных камней.


Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия.
В старину на Руси все женщины владели эти искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами. С помощью иглы и различных нитей женщины превращали простую ткань в произведение искусства.
Вышивка - как вид искусства возник давно. Корни его уходят далеко в глубину веков. Например, образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V ст. н. э.
Всеми нами любимая вышивка крестиком, также имеет свою историю. Нет точных сведений о том, где и когда появилась вышивка вообще, и когда вышивка крестом выделилась в отдельный вид рукоделия. Оригинальных вышивок, датируемых ранее ХII века, почти не осталось. Но изображения одежды и предметов интерьера свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и используемым цветам. В вышивке отражались национальный колорит и собственное видение красоты каждого народа.
В Западной Европе счетная вышивка стала особенно популярна в ХVI веке. В то время она состояла в основном из библейских сюжетов и текстов, сочетающих различные техники выполнения. К концу ХVIII века на образцах вышивки явственно стал преобладать классический стежок крестом. А по тематике вышивки стали более разнообразны. На Востоке вышивками традиционно украшали домашнюю утварь – ковры, накидки, вьючные мешки.
Отличительной особенностью восточных вышивок является многообразие применяемых цветов и сложность орнамента. Великий шелковый путь способствовал распространению вышивки по Европе. В России вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке. Постепенно вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода.
С ХVIII века она входит в жизнь всех слоев населения. Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т. е. по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое значение.
У разных народов были свои особенности и приемы вышивания крестиком, но особенно они хороши у славян: русских, украинцев, белорусов. Каждая мастерица, используя те орнаменты, которые были характерны для ее края, старалась сделать их индивидуальными и неповторимыми.
Например, в России существовалоj несколько видов вышивки крестом, среди которых наиболее распространенным являлся односторонний простой полный крест, дающий по лицевой стороне изделия крестики, а по изнаночной – вертикальные или горизонтальные стежки.

Интересна и вышивка украинских мастериц.
История народной вышивки в Украине уходит корнями в глубину веков. Данные археологических раскопок и свидетельства путешественников и летописцев подтверждают, что вышивание как вид искусства в Украине существует с незапамятных времен. Вышивкой, по свидетельству Геродота, была украшена одежда скифов. Найденные на Черкащине серебрянные бляшки с фигурками мужчин, датированные VI в., при исследованиях показали идентичность не только одежде, но и вышивке украинского народного костюма XVIII-XIX вв. Арабский путешественник X в. н.э. в своих рассказах про русов упоминает, что они носили вышитую одежду.

Dolores Гений (51462)

Украинская вышивка Киевщины

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI – V вв. до
н. э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом,
волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду,
но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие
вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. На территории нашей страны
археологами нашей страны обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми
нитями. Находки, относящиеся к IX – XII векам, подтверждают, что вышивка
существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси
С языческих времен женщины – вышивальщицы создавали в своих вышивках –
картинах сцены бытовой жизни.
Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни ), концы которых
свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и
праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки.
Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато
расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных
крестах, украшали ими капище идолов. Позднее, в христианские времена,
появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна.
На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца
были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и
стихий приписывали обыденному («об один день сделанному» ) полотенцу. Оно
создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось
безупречно чистым.
Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону. Фон
использовался мастерицами как элемент узора. Квадратики и полоски внутри
крупных фигур (птицы – пава, барса, дерева) вышивались синей, желтой, темно –
красной шерстью. Для Русского Севера характерна белая строчка, для Верхнего
Поволжья – цветная. В Ярославской области для цветных строчевых вышивок
подбирались шелковые нитки нежных тонов или шерстяной гарус. В Олонецкой,
Вологодской и западной части Архангельской области вышивали преимущественно
тамбуром.
Белая и цветная гладь с растительными мотивами характерны для Владимирской
области, золотое шитье – для Тверской, гипюры – для Горьковской и Ивановской
областей.
В узорах северной вышивки сюжетные мотивы преобладали над геометрическими.
Узоры рисовали на бумаге в клетку и вышивали по счету нитей в ткани. Сложные
композиции выполнялись контурно, одним цветом, одним приемом вышивки.
Вышивки Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской и других
среднерусских областей многоцветны. Орнамент – геометрический или
геометризованный. Самый распространенный способ вышивки – цветная перевить.
Использовались и другие швы: набор, косичка, козлик, крест, счетная гладь,
мережки. По своим мотивам орнамент может быть:
Геометрический - состоящий из различных геометрических элементов;
Меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
Растительный или фитоморфный - составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т. п. ;
Животный - в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
Птичий- составлен из стилизованных фигур птиц;
Человекообразный - с изображением человеческих фигур и полуфигур;
Шрифтовый (вязь) - напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках.
Орнамент - бывает:
Ленточным - в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его;
Сетчатым - при котором вся поверхность заполнена узором;
Центрическим или розеточным - в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб, или многоугольник (розетку) , расположенный в центре украшаемого изделия.

Читайте также: