Кто в семье занимался плетением лаптей

Обновлено: 02.05.2024

В пренебрежительно-ругательных текстах часто пишут: "лапотная" Россия, вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Значение понятно. А, какая она была "лапотная" Россия и откуда в ней лапти? Посмотрим? Ответы будут и привычные, и неожиданные.

Лапти встречались на всей российской территории, кроме юго-восточных районов, населенных казачеством. В Сибири и на Алтае плетеная обувь отсутствовала. Русские крестьяне северных губерний Европейской России использовали лапти как рабочую обувь: надевали их на покос, жатву, во время лесных работ. В центральных и южных губерниях лапти были как будничной, так и праздничной обувью мужчин, женщин и детей.

В XVIII—XIX веках лапти были широко распространены среди крестьян Европейской России. Слева: Крестьяне южных губерний. 1900-е гг. Фото. Справа: Бондарь, фотография, 1900-е гг. Источник: Л. Ефимова. Русский народный костюм.

В XVIII—XIX веках лапти были широко распространены среди крестьян Европейской России. Слева: Крестьяне южных губерний. 1900-е гг. Фото. Справа: Бондарь, фотография, 1900-е гг. Источник: Л. Ефимова. Русский народный костюм.

В российской деревне сохранилось множество архаичных вещей. И лапти надолго задержались в нашей деревне. Они имеют древнюю, очень древнюю историю!

Принято считать, что плетеная обувь из растительных волокон – один из самых древних видов обуви. Обернуть ноги куском кожи - дело простое, но сплести обувь из веревок или полос тонкой коры - тут сноровка нужна и инструмент.

Во время археологических раскопок в пещере Форт-Рок (США, штат Орегон), в древнем слое вулканического пепла ученые обнаружили хорошо сохранившуюся пару сандалий. Проведя радиоуглеродный анализ находки, археологи выяснили, что обувь была создана примерно 10 тысяч лет назад.

Во время археологических раскопок в пещере Форт-Рок (США, штат Орегон), в древнем слое вулканического пепла ученые обнаружили хорошо сохранившуюся пару сандалий. Проведя радиоуглеродный анализ находки, археологи выяснили, что обувь была создана примерно 10 тысяч лет назад.

Освоив плетение сумок, поясов, веревок - человек освоил и плетение обуви. Костяные кочедыки (крючок-шило) для плетения из коры (лыка) - археологи находят и на неолитических стоянках.

В музее Гранады (Испания) хранятся первые образцы плетеных сандалий, они насчитывают около 4000 лет. Древние сандалии абсолютно примитивны в своей простоте: подошва, напоминающая свернутый змейкой канат, и веревочная перемычка между пальцами.

В музее Гранады (Испания) хранятся первые образцы плетеных сандалий, они насчитывают около 4000 лет. Древние сандалии абсолютно примитивны в своей простоте: подошва, напоминающая свернутый змейкой канат, и веревочная перемычка между пальцами.

Широкое распространение плетеной обуви породило разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих, прежде всего, от сырья, использованного в работе. Дешевизна, доступность, лёгкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств.

Старинные "лапти": плетеные сандалии чиновника Чаи из египетского захоронения времен XIX династии (1292—1186 годы до н. э.).

Старинные "лапти": плетеные сандалии чиновника Чаи из египетского захоронения времен XIX династии (1292—1186 годы до н. э.).

В период образования Египетского государства, только фараон со своим окружением мог носить обувь. Тогда она являлась признаком высокого социального статуса и простые крестьяне или рабы не могли пользоваться привилегиями своих хозяев. Не носили обуви и женщины. Самые древние сандалии датированы около 1900—1600 гг. до н. э. Древнеегипетская обувь по своей конструкции была простая и представляла сандалии, которые были сделаны из папируса или пальмовых листьев, коры и луба . Она крепились к ногам посредством двойного кожаного ремня или плетеной веревки.

Во времена расцвета цивилизации хеттов (около 1800—1180 годов до н. э.) впервые появляется специальный вид обуви – невысокий ботинок или полный сапог с носками, загнутыми вверх. Эта линия хеттской моды получила в дальнейшем отзвук в обуви Хорватии, Афганистана - везде, где преобладает гористый ландшафт.

Плетеные сандалии хеттов. Загнутые вверх носки позволяли им уверенно шагать по гористой местности без риска запнуться о какое-либо препятствие и свалиться в пропасть.

Плетеные сандалии хеттов. Загнутые вверх носки позволяли им уверенно шагать по гористой местности без риска запнуться о какое-либо препятствие и свалиться в пропасть.

Каталонские (Испания) крестьяне с 13 века плели сандалии из травы эспарто (esparto), которая имеет тонкие, жёсткие и очень крепкие волокна. Эспадрильи (на испанском звучит как «альпаргата» («alpargata») - лёгкая закрытая обувь с подошвой из эспарто, позднее из джута (плетёной верёвки) и натуральным верхом (хлопок, лен, парусина), скреплёнными вощёной нитью вручную. Канатные нити смолили, укладывали в форму ноги и прикрепляли к ним верх, прошивая сбоку верёвками.

Исторически существовало несколько видов плетеной обуви в Японии. Это обувь сделанная из рисовой соломы, которой было в избытке. Традиции тщательно сохраняются. Например, парадные соломенные сандалии - дзори. Их до сих пор носят во время праздников и фестивалей вместе с национальными костюмами.

Часто подошва имеет утолщение, особенно для женского варианта «туфель» — танкетку, благодаря чему на ноги попадает меньше грязи.

Часто подошва имеет утолщение, особенно для женского варианта «туфель» — танкетку, благодаря чему на ноги попадает меньше грязи.

В такой обуви уже сложно быстро перемещаться, она создана для особых случаев и носить ее каждый день считается плохим тоном. Исключением являются современные интерпретации этой обуви из синтетических материалов – пластика и искусственного каучука.

Фука-гуцу: Сапожки, сплетённые из ячменной соломы. Предназначены для предохранения от влаги и холода при ходьбе по снегу.

Варадзи - повседневная обувь работников, крестьян, ремесленников и низко ранговых самураев в Японии. Сделаны из рисовой соломы. Сейчас этот вид обуви можно увидеть в некоторых монастырях и рыбацких деревнях. В обычной жизни – не встретишь.

Асинака: Пальцы и пятка выступают за подошву, что улучшает сцепление с землёй и облегчает работу ног.

Фука-гуцу: Сапожки, сплетённые из ячменной соломы. Предназначены для предохранения от влаги и холода при ходьбе по снегу.

В Полинезии в лаптях, сплетенных из кокосовых волокон, ходили по дну океана, чтобы не поранить ноги о кораллы и морских ежей.

У ирокезов и других восточных племён Североамериканского континента известны плетёные мокасины из листьев кукурузы и древесных волокон. Предполагают, что подобная обувь применялась также для защиты кожаных мокасин. Они имели вид тапочек с более или менее закрытым подъёмом стопы.

Strohschuh (строшу) -традиционная швейцарская обувь из соломы. Она плетется из тугих соломенных жгутов.

Среди нерусских народов и "заграницы" можно уверенно отметить «лычаки» y карелов, мордвы, татар, финнов, эстонцев, чувашей.

Случались в истории лаптей и казусы. Нацисты напав на СССР летом 1941 года, неожиданно обнаружили свою неготовность к "русской" зиме. Им пришлось пережить в нашей стране не одну зиму.

Сумрачный тевтонский гений породил весьма экзотичный вариант решения проблемы. Какой? Смотрите ниже:

Эрзац-обувь из соломы. Чтобы хоть как-то обеспечить замерзающих часовых, интендантская служба стала поставлять плетеные из полос прессованной соломы эрзац-валенки (галоши или боты), надевавшиеся сверху на обычные немецкие ботинки или сапоги и набивавшиеся соломой или бумагой.

Эрзац-обувь из соломы. Чтобы хоть как-то обеспечить замерзающих часовых, интендантская служба стала поставлять плетеные из полос прессованной соломы эрзац-валенки (галоши или боты), надевавшиеся сверху на обычные немецкие ботинки или сапоги и набивавшиеся соломой или бумагой.

Вот такая предыстория. А теперь - факты и предположения о лаптях:

1. Лапти - низкая обувь, распространённая в Восточной Европе и на Руси в старину, сплетённая из древесного лыка, берёсты или пеньки. В дело шли и тонкие корни , а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками, и полоски ткани - такие лапти называли плетешками, и даже из конский волос – получались волосянники.

Лапти обычно надевались с онучами, летом — с белыми холщовыми, зимой поверх холщовых онуч наматывались суконные или, наоборот, на суконные онучи навивались холщовые. Все это привязывалось к ноге оборами, закрепленными на лапте и завязывавшимися под коленом или чуть выше середины икры.

Лапти обычно надевались с онучами, летом — с белыми холщовыми, зимой поверх холщовых онуч наматывались суконные или, наоборот, на суконные онучи навивались холщовые. Все это привязывалось к ноге оборами, закрепленными на лапте и завязывавшимися под коленом или чуть выше середины икры.

2. Чтобы укрепить и утеплить свои лапти, крестьяне «подковыривали» их подошвы конопляной верёвкой, подшивали войлоком. Ноги в таких лаптях не замерзали и не промокали. Отправляясь на покос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, — рачки . Для работы по хозяйству удобны были ступни – подобие галош, только плетёные. Лапти из конского волоса – волосяники , использовали подобно сегодняшним домашним тапочкам. На дворе носили плетеные из бересты ступни, или босовики , довольно глубокие, иногда с короткими широкими голенищами, а также чуни, или шептуны , — лапти из разбитых старых веревок.

3. Лапти изготавливались из узких полосок лыка (около 1 см) на деревянной колодке или без колодки. Материал для изготовления лаптей был всегда у мастера под рукой. Лыком называют луб липы ли другого дерева. Луб - внутренняя часть коры деревьев, а также кусок, полоса такой коры. Лыко заготавливали весной в большом количестве, чтобы хватило на год плести лапти для всей семьи. Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и, как уже говорилось, костяной или железный крючок – кочедык.

Одни лапти плели в пять полос лыка, или строк, — то были пятерики; сплетенные в шесть строк — шестерики и в семь — семерики.

В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично.

В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично.

Способы плетения лаптей — например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям.

К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение, тогда как в западных районах использовали прямое плетение, или «прямую решетку». Лапти прямого плетения у русских встречались только в некоторых уездах Смоленской и Псковской губерний. Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали работу с задника.

Русские лапти (слева), марийские лапти (справа). Русские лапти, в отличие от марийских, имели более глубокий носок и бока. Марийские лапти сочетали разные виды плетения - прямое и косое. Русские лапти плели разными для правой и левой ноги, а марийские лапти плелись одинаковыми для левой и правой ноги, тем самым были более практичными - когда один лапоть приходил в негодность, то его можно было легко заменить другим.

Русские лапти (слева), марийские лапти (справа). Русские лапти, в отличие от марийских, имели более глубокий носок и бока. Марийские лапти сочетали разные виды плетения - прямое и косое. Русские лапти плели разными для правой и левой ноги, а марийские лапти плелись одинаковыми для левой и правой ноги, тем самым были более практичными - когда один лапоть приходил в негодность, то его можно было легко заменить другим.

4. Именно липовое лыко обеспечивало наибольшую мягкость и одновременно прочность лаптей. Кроме того в ход шло лыко из вяза, дуба. Нередко лапти называли именно по материалу изготовления – дубовики, вязовики. Наиболее доступным материалом, но одновременно и наименее качественным были ивовые породы, из которых готовили для плетения мочало. Ивняк рос везде, но лапти из него и грубы, и недолговечны.

Березовые лапти. Существует определенный стереотип, что лапти на Руси изготавливались из березового лыка. Это действительно так, но не только из него. Не всякая древесина годилась для этого, но наибольшей популярностью пользовалась липа.

Березовые лапти. Существует определенный стереотип, что лапти на Руси изготавливались из березового лыка. Это действительно так, но не только из него. Не всякая древесина годилась для этого, но наибольшей популярностью пользовалась липа.

5. Носили лапти и по праздникам . На этот случай лапти плелись писаные: полосы лыка у таких лаптей были узкими и из них мастера выплетали красивые узоры. Иногда вместе с лыком вплетали тесьму или выдержанные в горячей воде полоски вязового лыка, отчего они приобретали розовый цвет. Праздничные лапти подвязывались черными или красными плетеными, ткаными оборами, подчеркивавшими белизну онуч. Мужчины в праздничные дни использовали оборы из кожаных ремешков.

6. Существовали целые артели плетенщиков , которые, по сохранившимся описаниям, отправлялись в лес целыми партиями. За десятину липового леса они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево, зачастую его просто рубили. Отсюда пошло выражение «ободрать как липку».

Тщательно снятые лыки затем завязывали в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. . Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от двух до десяти пар в день в зависимости от опыта и сноровки.

Порой изготовление лаптей ставилось на «индустриальные рельсы». Так, в конце XIX века в селе Смирнове Ардатовского уезда Нижегородской губернии этим делом занималось до 300 человек, причем каждый из них в зиму заготовлял около 400 пар лаптей.

7. B письменных источниках слово "лапоть", а точнее, производное от него - "лапотник" впервые встречается в "Повести временных лет" (в Лаврентьевской летописи): "В лето 6493 (по современному календарю 985 год), иде Володимеръ на Болгары съ Добрынею съ уемъ своимъ въ ладьях, а Торки берегомъ приведе на конихъ, и победи Болгары. Рече Добрыня Володимеру: съглядахъ колодникъ оже вси въ сапозехъ, сим дани нам не даяти, поидем искать лапотников . И сотвори Володимеръ с Болгары миръ . "

В другом письменном источнике эпохи Древней Руси, "Слове Даниила Заточника" (13 век), термин "лыченица" как название вида плетеной обуви противопоставляется сапогу: "Лучше бы ми нога своя видети в лыченицы в дому твоемъ, нежели в червлене сапозе в боярском дворе".

Существует летописное свидетельство 1205 года, где говорится о дани в виде лыка, взятой русскими князьями после победы над Литвой и Ятвягами

Самая ранняя миниатюра, где показан обутый в лапти крестьянин, - сцена пахоты из "Жития Сергия Радонежского", датируется началом 16 века.

8. Единичные находки плетеной обуви при раскопках древнерусских городов археологи традиционно объясняют тем, что лапти – прежде всего, атрибут деревенской жизни, тогда как горожане предпочитали носить кожаную обувь, остатки которой в огромных количествах встречаются в культурном слое при раскопках.

9. С лаптями в русской деревне было связано много различных поверий. Принято было считать, что старый лапоть, подвешенный в курятник, предохранит кур от болезней, будет способствовать яйценоскости птиц. Считалось, что корова, окуренная после отела из лаптя, будет здорова и даст много молока. Лапоть с уложенной в него травой-мокрицей, брошенный во время сильной засухи в реку, вызовет дождь и т. д. Лапоть играл некоторую роль в семейных обрядах. Так, например, по обычаю, вслед свахе, отправлявшейся сватать, бросали лапоть, чтобы сватовство было удачным. При встрече молодых, возвращавшихся из церкви, ребятишки поджигали лапти набитые соломой, чтобы обеспечить им богатую и счастливую жизнь, предохранить их от несчастий. Финский исследователь И.С. Вахрос приводит одно интересное наблюдение: в описании похорон в среде уральских старообрядцев-кержаков упоминается, что не носившие плетеной обуви старообрядцы, хоронили покойника обутым в лапти.

В самовосприятии русских лапти — один из важнейших символов традиционного национального быта . Отсюда ряд устойчивых выражений в русском языке:

  • «лапоть» обозначает простака, необразованного человека;
  • производное прилагательное «лапотный» в том же значении.

10. В наши дни лапти – отличный сувенир , напоминающий нам о жизни и ремесле наших предков. Дети проявляют интерес к лаптям как к домашним тапочкам.

Особый – практический – интерес проявляют к старинной русской обуви участники самых разных фольклорных коллективов и отдельные частные лица, занимающиеся реконструкцией старинного быта.

Особый – практический – интерес проявляют к старинной русской обуви участники самых разных фольклорных коллективов и отдельные частные лица, занимающиеся реконструкцией старинного быта.

С развитием промышленного производства обуви, ее удешевлением необходимость в лаптях отпала. Во второй половине ХХ века уже трудно было найти мастера, который бы умел их плести. Так закончилась история лаптей. Началась сувенирно-брендовая жизнь этого элемента российского быта.

Труд в крестьянском хозяйстве. Какая летняя обувь в старину была основной? Кто в семье занимался плетением лаптей? Из чего плели лапти?

Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью, а сапоги из кожи - несбыточной мечтой.

Лапти появились в глубокой древности. Материал для лаптей найти было нетрудно: их плели из липового лыка, реже из коры ракиты, ивы, вяза, берёзы, дуба. Лапти плели разными, в зависимости от назначения.

Будничные лапти плелись из широкого лыка, праздничные - из вязового, предварительно отмоченного в горячей воде; они выглядели значительно наряднее и имели розовый или красноватый цвет.

Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Летом, отправляя на сенокос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду. В некоторых местностях умудрялись плести лапти даже из конского волоса - волосянки. Самыми плохонькими считались каверзни - лапти, сплетённые из ракиты.

В зависимости от времени года, лапти обували на холщовые, шерстяные или суконные подмотки (онучи). Таким образом, лапти можно было носить в любую погоду. Держались лапти на оборах - кожаных узких ремешках или верёвках из конопляного волокна - моченцах, опоясывающих ногу до колена. Плелись лапти без различия правой и левой ноги:

Что создавалось трудом ремесленника. Чем занимались крестьяне в свободное от полевых работ время.

Весь необходимый хозяйственный инвентарь (сохи, косули, серпы, косы, грабли), значительное количество видов утвари (бондарная, токарная, керамическая) и транспортные средства (телеги, сани, лодки), пошив кожаных изделий (обуви, одежды) изготавливались на продажу крестьянами — кустарями. Мастерство передавалось из поколения в поколение, в производство были вовлечены все члены семьи, в соответствии с возрастном определялся круг их обязанностей. Отдельные кустари часто объединялись в артели или имели подрядчика, поставлявшего сырье и забиравшего готовую продукцию. Труд кустаря не требовал отлучек из деревни и совмещался с традиционным земледельческим хозяйством.

Таким «кустарным» ремеслом крестьяне занимались в основном зимой, когда полевых работ не было.

Женщины ткали ткани, плели кружева, вышивали полотно, вязали платки. Делалось это и для собственных нужд и на продажу.

"Царь-ремесленник".
Именно так называют Петра Великого за то, что он научился множеству ремесел: плотницкому, кузнецкому, столярному, оружейному, часовому, типографскому и многим другим.

Но было одно ремесло, никак ему не дававшееся, хотя им владел любой крестьянский мужик того времени.

А речь идет всего-навсего о плетении лаптей!

Каждого крестьянского мальчишку обучали плести лапти с 6 лет.
Лапти плели в основном зимой, когда были закончены все полевые работы. Вся мужская часть семьи занималась этим ремеслом, ведь лаптей на семью требовалось много, как писал известный костромской этнограф Сергей Максимов,

Причем в Костромской губернии даже было село Семеновское, где плели так много лаптей - и для себя, и на продажу, что оно даже стало называться Семеновское-Лапотное.
Плетение лаптей считалось самым простым делом, неслучайно и поговорка существует "Это тебе не лапти плесть!".
Казалось бы, что тут сложного - вот тебе береста, вот тебе кочедыг (железный крючок), вот тебе колодка. Плети да плети!
Однако именно этому нехитрому делу так и не смог научиться великий царь, постигший за свою жизнь множество ремесел и наук!

Лапти – самая распространенная обувка в деревнях на Руси с древности и до 30х годов прошлого века. Причем с древности глубокой, специальные приспособления для плетения – кочедыки, находят при раскопках многих славянских поселений. В Мещере, по свидетельствам Паустовского, в деревнях лапти носили большинство крестьян, которых он поэтично называл лангобардами.

Разновидностей лаптей, а также названий, было очень много. Во-первых , обувь именовали по материалу изготовления. Были вязовики , дубовики и берестяники , но самым распространенным материалом считалось липовое лыко. Такие лыковые лапти были весьма прочными и мягкими, к ним крепилась обора - пеньковая или шерстяная (черная праздничная) тесьма для крепления на ноге и поддержки онучей.

Во-вторых , лапти называли по количеству лыковых полос. Так в ходу были семеряки , шестярики и пятерики , плетенки с бОльшим числом лыка использовали в холодное время года, полос могло быть и десять, и двенадцать. Кстати, летом крестьяне использовали лапти меньше всего, ходили босиком, а для холодного и сырого времени приторачивали подковырку (подметку). За год изнашивалось примерно 50 пар лаптей.

Наконец, по технике плетения различали так называемую «решетку косую» и «решетку прямую», лапти могли иметь носок разной формы, а еще могли быть сделаны из конского волоса, ивовых прутьев и даже тонких корней. Почти в каждой семье были умельцы плетения, они могли за день сделать от двух до десяти пар, а навык передавали из поколения к поколению.

Заготавливали лыко весной, часто обдирая липку полностью, отсюда кстати и известная поговорка, а хранили связанное в пучках на чердаке или в сенцах. К плетению приступали после укрытия земли снежным покровом и, вместе с конской упряжью и другими подобными занятиями, посвящали им долгие зимние вечера.

Промысел был на первый взгляд совсем не сложный и трудоемкий, но это не так. Петр Первый, который к зрелому возрасту владел тремя десятками ремесел, как известно, был прекрасным плотником и кузнецом, техникой плетения лаптя овладеть хотел, но до конца не смог. Лапоть, недоплетенный первым императором, хранился в кунсткамере.

А с Петром связана легенда о появлении на рязанской земле Николо-лапотного монастыря. А было это в 1695 году, когда царь по Оке возвращался из Азовского похода. В деревеньке на реке возле Шилова царь встретил местного умельца лапотных дел, посмотрел, как тот ловко управлялся с работой и тоже «загорелся» научиться нехитрому ремеслу.

Но, скорее времени у Петра было не много, а любой навык за пару часов не освоишь, приказал царь своей свите купить лапти у умелого мужика, да все что у него были и цену назначил «царскую». А крестьянин мудро оставил честную стоимость себе, а остальное пожертвовал на храм. Так появилась церковь Николая Угодника при впадении реки Пары в Оку, также называемая Николой Лапотным, а позже и монастырь Николо-Лапотная пустынь.

В начале 20 века лапти были в ходу на всех рынках и в Клепиках, и в Касимове и в Рязани, просили за пару от 10 до 15 копеек. Насколько это было много и какие тогда были цены можно прочитать в статье о смолокуренном промысле, которую любопытный читатель без труда сможет найти на канале.

В первые годы советской власти было создано даже особое подразделение по скупке лаптей и валенок у крестьян со звучным и модным тогда названием - ЧеКВаЛап. Правда существовала эта ЧК не долго, да и сам промысел через пару десятков лет остался только, как и многие другие, у единиц-производителей сувениров.

Буду благодарен Вашим оценкам и комментариям. Всем удачи! О других промыслах и красотах Мещеры можно почитать ниже и в других статьях канала:

Читайте также: